0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Такой обыкновенный новомученик иерей Александр Ильенков

Священномученик Алекса ́ ндр Ильенков, пресвитер

Дни памяти

7 февраля (переходящая) – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

Житие

Свя­щен­но­му­че­ник Алек­сандр ро­дил­ся 9 ап­ре­ля 1896 го­да в по­сел­ке Су­дак Та­ври­че­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Алек­сандра Иоаки­мо­ви­ча Ильен­ко­ва. Алек­сандр окон­чил Та­ври­че­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и уехал к от­цу, ко­то­рый по­сле 1917 го­да вме­сте с се­мьей пе­ре­ехал в се­ло Чер­ни­гов­ку Бер­дян­ско­го уез­да. Здесь Алек­сандр по­зна­ко­мил­ся со сво­ей бу­ду­щей же­ной Па­рас­ке­вой.
В се­мье у них впо­след­ствии ро­ди­лось трое де­тей. Алек­сандр Алек­сан­дро­вич ре­шил при­нять сан свя­щен­ни­ка в то вре­мя, ко­гда уже на­ча­лись же­сто­кие го­не­ния на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь. Узнав об этом, его же­на вос­про­ти­ви­лась и ста­ла от­го­ва­ри­вать от неосмот­ри­тель­но­го, по ее мне­нию, ша­га, но тот был непре­кло­нен, и в 1924 го­ду епи­скоп Сер­гий (Зве­рев) ру­ко­по­ло­жил его во свя­щен­ни­ка и на­пра­вил слу­жить в се­ло Но­во­пав­лов­ку. Сво­им ис­то­вым и бла­го­леп­ным слу­же­ни­ем отец Алек­сандр быст­ро за­во­е­вал ав­то­ри­тет сре­ди при­хо­жан, для ко­то­рых цер­ков­ная служ­ба оста­ва­лась в то вре­мя за­ча­стую един­ствен­ным уте­ше­ни­ем в го­рест­ной жиз­ни.
В 1930 го­ду пья­ные ком­со­моль­цы по­пы­та­лись раз­гро­мить дом свя­щен­ни­ка. По­дой­дя к до­му вплот­ную, угро­жая и кри­ча, они вы­стре­ли­ли в ок­но. Пу­ля по­па­ла в са­мо­вар. Некая жен­щи­на, ви­дя про­ис­хо­дя­щее, за­кри­ча­ла: «Ба­тюш­ку уби­ли, иро­ды!» Ком­со­моль­цы ис­пу­га­лись шу­ма на ули­це и раз­бе­жа­лись.
В трид­ца­тых го­дах под ви­дом рас­ку­ла­чи­ва­ния на­ча­лось раз­граб­ле­ние кре­стьян­ских хо­зяйств. Кре­стьяне и в эту труд­ную по­ру, ко­гда бы­ло тя­же­ло им са­мим, не оста­ви­ли свя­щен­ни­ка и при­во­зи­ли к нему до­мой про­дук­ты и зер­но. Вско­ре к от­цу Алек­сан­дру при­шли в дом с обыс­ком и, най­дя два меш­ка зер­на, ста­ли их за­би­рать, но свя­щен­ник вос­про­ти­вил­ся это­му, за­явив, что у него боль­шая се­мья. То­гда пред­ста­ви­те­ли вла­стей ста­ли его бить и тас­кать за бо­ро­ду. Отец Алек­сандр не вы­дер­жал, бро­сил меш­ки, зер­но вы­сы­па­лось на зем­лю, и свя­щен­ни­ка об­ви­ни­ли в том, что он рас­сы­па­ет и гно­ит кол­хоз­ное доб­ро; он тут же был аре­сто­ван и на неде­лю по­са­жен в тюрь­му. Через пол­го­да по­сле слу­чив­ше­го­ся храм в се­ле был за­крыт, и свя­щен­ни­ку с се­мьей при­шлось уехать в Бер­дянск. Слу­жил отец Алек­сандр вме­сте с дру­ги­ми остав­ши­ми­ся без мест свя­щен­ни­ка­ми в По­кров­ской церк­ви, за­ра­ба­ты­вая на про­пи­та­ние се­мьи то в ка­че­стве сто­ро­жа, то раз­но­ра­бо­че­го, то груз­чи­ка. Ино­гда он на­ни­мал­ся на по­ден­ную ра­бо­ту, ко­то­рая за­клю­ча­лась в чист­ке об­ще­ствен­ных туа­ле­тов.
Ле­том 1937 го­да все свя­щен­ни­ки, объ­еди­няв­ши­е­ся во­круг По­кров­ско­го хра­ма, бы­ли аре­сто­ва­ны, и вме­сте с ни­ми отец Алек­сандр Ильен­ков. Пер­вое вре­мя он вме­сте с дру­ги­ми свя­щен­ни­ка­ми си­дел в тюрь­ме в Бер­дян­ске, где на до­про­сах его же­сто­ко из­би­ва­ли сле­до­ва­те­ли, до­би­ва­ясь, чтобы он под­пи­сал лже­сви­де­тель­ства. Но на все во­про­сы отец Алек­сандр от­ве­чал од­но­слож­но, что ви­нов­ным се­бя не при­зна­ет. По­сле до­про­сов и за­вер­ше­ния след­ствия от­ца Алек­сандра пе­ре­ве­ли в тюрь­му в За­по­ро­жье. 29 ок­тяб­ря 1939 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Алек­сандра к пя­ти го­дам за­клю­че­ния в ла­герь, и он был от­прав­лен в Усоль­лаг, на­хо­див­ший­ся непо­да­ле­ку от го­ро­да Со­ли­кам­ска Перм­ской об­ла­сти. Свя­щен­ник Алек­сандр Ильен­ков скон­чал­ся в за­клю­че­нии 14 мар­та 1942 го­да и был по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле. В это вре­мя его дочь на­хо­ди­лась в немец­ком конц­ла­ге­ре, ни­че­го не зная о судь­бе от­ца. В ночь с 13 на 14 мар­та она уви­де­ла сон, буд­то на небе рас­пу­стил­ся кра­си­вый бу­тон и из него по­явил­ся лик Спа­си­те­ля, а ря­дом был ее ко­ле­но­пре­кло­нен­но мо­ля­щий­ся отец в го­лу­бом об­ла­че­нии с ро­зо­вы­ми пе­ре­ли­ва­ми. Мно­го лет спу­стя она узна­ла, что это сно­ви­де­ние сов­па­ло с днем смер­ти от­ца.

Игу­мен Да­мас­кин (Ор­лов­ский)

«Жи­тия но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских ХХ ве­ка. Март».
Тверь. 2006. С. 41-45

Такой обыкновенный новомученик иерей Александр Ильенков

мч. Иси́дора Хиосского (251) ;
блж. Иси́дора, Христа ради юродивого, Ростовского чудотворца (1474) ;

свт. Никиты, затворника Печерского, епископа Новгородского (XII) ;
мч. Максима Азийского (ок. 250) ;
прп. Серапио́на Синдонита, монаха (V) ;
свт. Лео́нтия, патриарха Иерусалимского (1175) ;

сщмч. Петра Рождествина, пресвитера (1939) ;

Сайт hram.zp.ua — информационный интернет — ресурс Запорожской епархии Украинской Православной Церкви.
Основными задачами сайта являются:
— освещение многообразия жизни православия в Украине, а также событий и вопросов, которые интересны верующим или интересующимся православием гражданам нашей страны;
— освещение деятельности епархии, митрополита Запорожского и Мелитопольского Луки, предоставление информации о совершении богослужений и празднованиях, о тенденциях развития православной веры в регионе, а также отображение официальной позиции епархии по поводу церковных и социально-культурных событий;
— размещение справочной информации о работе епархиального управления, кафедральных соборов, храмах, благочиниях, монастырях;
— создание коммуникационных возможностей для упрощения общения православных верующих с духовенством епархии;

Читать еще:  «Вакансий, соответствующих Вашей квалификации, в настоящее время нет»

Сайт создан по благословению архиепископа Василия в 2008 году. С апреля 2009 года работу редакции епархиального сайта благословил владыка Иосиф, епископ Запорожский и Мелитопольский.

C 29 декабря 2010 года — работу редакции епархиального сайта благословил и лично курирует Высокопреосвященный Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский.

ОГРАНИЧЕНИЯ:

1. Все материалы, опубликованные на сайте, соответствуют официальным документам, но не могут быть использованы в качестве таковых с целью обжалования, перепечатки в прессе или для прочих, в том числе юридических или судебных действий.

2. Все права на материалы, опубликованные на сайте, защищены согласно украинскому и международному законодательству об авторских правах. При использовании текстов сайта в электронных СМИ ссылка на сайт «Запорожская епархия УПЦ» обязательна, при использовании материалов в Интернете обязательна гиперссылка на hram.zp.ua или страницу материала. При этом обращается внимание, что на сайте публикуются и материалы других интернет — источников. В этом случае — правообладателем материалов является источник публикации и использование данных материалов необходимо осуществлять в соответствии с правилами, которые указаны авторами или правообладателями материалов.

Редакция может не разделять точки зрения, представленные в публикациях авторов.

На сайте не публикуются материалы, содержащие открытые призывы к насилию, разжиганию межнациональной или религиозной вражды, противоречащие действующему законодательству Украины.

Читатели имеют возможность оставлять комментарии к публикациям сайта.

Не допускаются комментарии, содержащие оскорбления, переход на личности, выяснение личных отношений, личную переписку, совершенно не касающиеся темы публикации, набранные ПРОПИСНЫМИ буквами, содержащие бездоказательные обвинения других участников, экстремистские высказывания, провокационную информацию и т.д.

Все комментарии проходят модерацию. Комментарии, нарушающие указанные выше требования — удаляются.

Такой обыкновенный новомученик иерей Александр Ильенков

Жития святых, в земле Запорожской просиявших

Священномученик архиепископ Сергий (Зверев)

Архиепископ Сергий (в миру Александр Михайлович Зверев) родился в феврале 1872 года в селе Новопавловке Бердянского уезда (Запорожская область) в семье священнослужителя. Воспитан был в страхе Божием. Увлекшись светскими науками и обладая недюжинными способностями, Александр Михайлович оканчивает юридический факультет Московского университета и певческую капеллу со званием регента и учителя церковного пения 1-го разряда. Но влекомый Благодатию Божией Александр Михайлович решил идти по стопам отца. Он оканчивает Духовную семинарию в 1897 году и Московскую Духовную Академию со званием кандидата богословских наук, преуспев в науках и благочестии.

В 1899 году Александр Михайлович рукополагается в священный сан, окончательно избрав служение Христу и Его Церкви. В том же году о. Александр назначается инспектором и законоучителем Таврического епархиального женского училища. 19 сентября 1912 года за заслуги перед Церковью отец Александр возводится в сан протоиерея.

В 1919 году назначается смотрителем мужского Духовного училища. До 1920 года он служит в Министерстве народного просвещения. С 1921 года — священник Петро-Павловского Симферопольского собора.

Но времена менялись. На смену преподобническому подвигу Господь Своих верных чад приготавливал к исповедническому. До времени копится Благодать Божия в человеческом сердце, напитывая все его существо, доколе по неисповедимым судьбам Божиим человек не приводится к своей Голгофе, пройдя которую, единственно и может сподобиться благодати Фавора.

В 1922 году по Таврической епархии прокатилась кампания по изъятию церковных ценностей в пользу голодающих, подлинный, лицемерный смысл и цели которой достоверно стали известны только недавно. Правящий архиепископ Таврический Никодим (Кротков) пошел навстречу призывам оказать помощь голодающим и призвал священство, с рассуждением внести посильное содействие. Но целью было не столько изъять ценности, а в том, чтобы физически истребить наиболее твердых и активных церковников. Во всей этой несимпатичной кампании активное участие принимали обновленцы. Всемерная поддержка властей придавала им особую дерзость, и они уверенно шли к захвату епархиальной власти.

Читать еще:  Просто дети стали старше, просто все мы подросли

Прежний владыка архиепископ Димитрий (Абашидзе) был под домашним арестом в Топловском монастыре. Власти намеревались арестовать и архиепископа Никодима (Кроткова). Священноначалие приняло тайное решение — рукоположить вдового протоиерея Петро-Павловского собора о. Александра во епископа Мелитопольского, викария Таврического.

Поздно вечером 28 августа 1922 года на подворье Космо-Демьяновского монастыря для пострига собрались архиепископ Никодим (Кротков), архиепископ Димитрий (Абашидзе) и другие священники. Постриг и служба, на которой состоялась хиротония, продолжалась почти до 10 часов утра. Такие секретные меры были вызваны крайней активностью так называемой «Живой Церкви» и, конечно же, попыткой властей поставить Православную церковь вне закона.

Рукоположение епископа Сергия оказалось своевременным. Уже через месяц-полтора архиепископ Никодим (Кротков) был арестован. Владыка Димитрий (Абашидзе) так же был привлечен к судебному разбирательству. Были арестованы и многие наиболее деятельные священники и монахи. Архиепископ Никодим был выслан в Нижегородскую тюрьму, архиепископ Димитрий за пределы Крыма. Остался только епископ Сергий (Зверев).

Многотруден архиерейский крест во столь страшное время разброда и всеобщего шатания, когда встает брат на брата и проливается христианская кровь. Велика ответственность архиерея за каждую христианскую душу, вверенную ему Господом, но и велика благодать, укрепляющая доброго пастыря на его тернистом пути исповедника.

21 февраля 1923 года епископ Сергий утверждается церковным Священноначалием на Мелитопольской кафедре.

В 1923 году владыка Сергий призывает оказать помощь голодающим. Власти же видели в нем только своего идейного врага. Очень много было на него доносов, но все обвинения оказались несостоятельными. Любовь народа к своему иерарху, его популярность в то время еще могла приостановить руку палачей.

В 1924 году, оставаясь епископом Мелитопольский, владыка Сергий возглавляет Самарскую епархию, так как архиепископ Самарский Анатолий (Грисюк) был арестован.

В 1926 году владыку арестовывают, осуждают на 2 года по статье 58, 10 и высылают. После окончания ссылки епископ Сергий возвращается к церковному служению и через некоторое время возводится в сан архиепископа.

В 1935 г. владыку снова арестовывают и осуждают по статье 58, 10 УК на 5 лет исправительно-трудовых лагерей.

Невзирая на абсурдность обвинения, владыка с подлинным христианским смирением, с непрекращающейся сердечной молитвой принимал все безропотно, как бы из рук Самого Христа. 21 января 1935 года объявлен приговор, и ревностный исповедник веры Православной был отправлен в Карагандинские лагеря НКВД. В лагере владыка Сергий вместе с другими священниками и мирянами тайно собирались для молитвы. Молились истово, смиряясь со всеми ужасами лагерной жизни, перенося все безропотно, с кротостью и любовью, видя во всем Промысел Божий. Лагерному начальству это не понравилось. Архиепископу Сергию вместе с другими священниками было предъявлено обвинение по ст. 58, 10, 11 УК РСФСР, заключавшееся в следующем: пребывание в контрреволюционной организации; на протяжении всего времени пребывания в лагере проведение активной контрреволюционной антисоветской деятельности, которая заключалась в нелегальных молитвенных собраниях, совершении панихид по убиенным священнослужителям, наличии связи с заграницей, непризнании Советской власти.

13 ноября 1937 года постановлением тройки НКВД по Карагандинской области КССР был вынесен приговор о расстреле, а на следующий день, 14 ноября владыку Сергия расстреляли, и тело великого Святителя было опущено в братскую могилу.

Так завершился крестный путь замечательного сына Православной Церкви архиепископа Сергия после долгих лет исповедничества, борьбы с обновленческим расколом за чистоту православной истины.

И ныне предстоя у Престола Живоначальной Троицы, владыка Сергий прибывает в неизреченной славе

Священномучениче Сергие моли Бога о нас!

Заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви от 11 июня 1997 года

На расширенном заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины

Слушали: рапорт Высокопреосвященнейшего Никодима, Митрополита Харьковского и Богодуховского, председателя комиссии по канонизации Святых УПЦ о причислении к лику местночтимых святых Архиепископа Мелитопольского Сергия (Зверева) (1872–1937)

Рассмотрев его жизнь, труды, подвиги и мученическую кончину святителя Сергия (Зверева), архиепископа Мелитопольского

1. Благословить для местного прославления и почитания Архиепископа Мелитопольского Сергия (Зверева) (1872–1937);

2. Утвердить его иконописное изображение;

3. Утвердить представленный проект тропаря и кондака Архиепископу Мелитопольскому Сергию (Звереву);

4. Память Архиепископа Сергия (Зверева) праздновать в день мученической кончины 1/14 ноября;

5. Воздать благодарение Богу, дивному во святых Своих, воздвигнувшему нового молитвенника за народ Божий в лице святых священномучеников земли нашей.

Читать еще:  Образец заявления против закрытия лечебно-профилактического учреждения

ИЛЬЕНКОВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ

Память 1 марта, в Соборах новомучеников и исповедников Российских и Запорожских

Родился 10 апреля 1896 года в посёлке Судаке Таврической губернии в семье священника Александра Иоакимовича Ильенкова.

Окончил Таврическую духовную семинарию и уехал к отцу, который после 1917 года вместе с семьей переехал в село Черниговку Бердянского уезда. Здесь Александр познакомился со своей будущей женой Параскевой. В семье у них впоследствии родилось трое детей.

Много занимался самообразованием. Хорошо знал французский и греческий языки. Был разносторонне образованным человеком, хорошо разбирался в медицине.

Решил принять сан священника в то время, когда уже начались жестокие гонения на Русскую Православную Церковь. Узнав об этом, его жена воспротивилась и стала отговаривать от неосмотрительного, по ее мнению, шага, но тот был непреклонен.

В 1924 году был рукоположен в сан священника епископом Сергием (Зверевым) и направил служить в село Новопавловку Таврической губернии.

Его службы в большом и благолепном храме отличались возвышенной красотой и торжественностью. Он обладал замечательным голосом и благообразной внешностью. Его проповеди, рожденные опытом личных страданий, были духовной радостью для исстрадавшихся крестьян. Вдохновенные проповеди и пастырское окормление о.Александра спасли многих от духовной гибели в наиболее трагический период для крестьянства.

В 1930 году пьяные комсомольцы попытались разгромить дом священника. Подойдя к дому вплотную, угрожая и крича, они выстрелили в окно. Пуля попала в самовар. Некая женщина, видя происходящее, закричала: «Батюшку убили, ироды!» Комсомольцы испугались шума на улице и разбежались. Один из них потом пришел на исповедь к о.Александру и покаялся.

В 1930-х годах под видом раскулачивания началось разграбление крестьянских хозяйств. Крестьяне и в эту трудную пору, когда было тяжело им самим, не оставили священника и привозили к нему домой продукты и зерно. Вскоре к отцу Александру пришли в дом с обыском и, найдя два мешка зерна, стали их забирать, но священник воспротивился этому, заявив, что у него большая семья. Тогда представители властей стали его бить и таскать за бороду. Отец Александр не выдержал, бросил мешки, зерно высыпалось на землю, и священника обвинили в том, что он рассыпает и гноит колхозное добро; он тут же был арестован и на неделю посажен в тюрьму.

Детям оставаться в Новопавловке стало небезопасно. Была отправлена в город Бердянск старшая дочь Зоя. Через полгода церковь была закрыта и разгромлена. Тогда вся семья священника была вынуждена уехать в Бердянск.

Служил отец Александр вместе с другими оставшимися без мест священниками в Бердянской Покровской церкви, зарабатывая на пропитание семьи то в качестве сторожа, то разнорабочего, то грузчика. Иногда он нанимался на поденную работу, которая заключалась в чистке общественных туалетов. Постоянной работы найти не мог, т.к. обязательным условием при поступлении на работу ставился отказ от сана.

В 1935 г. умер сын Всеволод. Воспитанника Владимира, сына умершей подруги Параскевы Ивановны, пришлось отдать в ФЗУ в другой город.

В 1937 г. власти решили закрыть храм. Священники решили сопротивляться и организовали 8 января 1937 г. собрание прихожан, чтобы отстоять церковь, присутствовало до 4 тыс. человек. Вскоре после собрания храм был закрыт и началась расправа над священнослужителями.

В конце мая 1937 года о. Александр был арестован вместе с другими священниками Покровского храма. Проходил по групповому делу: «дело протоиерея Виктора Киранова и др., г. Бердянск, 1937-1939г.», обвинялся в «антисоветской контрреволюционной деятельности и антисоветской и антиколхозной агитации».

Первое время священники сидел в тюрьме в Бердянске, где на допросах их жестоко избивали следователи, добиваясь, чтобы они подписали лжесвидетельства. Но на все вопросы отец Александр отвечал односложно, что виновным себя не признает.

По воспоминаниям дочери о.Александра Ильенкова, Зои Александровны:

После допросов и завершения следствия отца Александра перевели в тюрьму в Запорожье.

29 октября 1939 года тройкой НКВД был приговорен к пяти годам заключения в лагерь, и он был отправлен в Усольлаг, близ Соликамска в Пермской области.

Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector