0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Рождественский вертеп

Рождественский вертеп. История его появления в России

Статья опубликована в православном журнале для родителей «Виноград» (№21, январь-февраль 2008).

В старину на Руси, накануне Рождества Христова, в Cочельник, повсеместно ходили по домам христославы, по-другому – славильщики. Радостно, с песнями и стихами, они славили рождение Спасителя. Нередко среди участников были и те, кто показывал вертеп. Что же такое вертеп и как он попал в Россию?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно обратиться к церковным зрелищам – мистериям, которые устраивались в средневековой Европе.

Фигурки из вертепа

Из истории Западной церкви известен тот факт, что 25 декабря 360 года римский епископ Либерий, посвящая в монахини сестру Марцеллу, обратился к ней со словами: «Ты видишь, сколько собралось народа в день праздника Рождения твоего Христа». Отсюда видно, что именно в этот день уже в IV веке празднование Рождества Христова было признано на Западе как церковное установление.

Этот праздник совпадал с языческими празднествами, которые проводились ранее у греков, римлян и варварских народов Западной Европы. Церковь боролась против языческих обрядов, которые в те времена соблюдались наряду с новыми, христианскими. Для обращения народных обрядов в христианское празднество Церковь увеличила и время богослужений в эти дни, и торжественность их проведения.

Накануне праздника храмы, роскошно украшенные и освещенные тысячами свечей, были переполнены молящимися. Вся ночь проходила в совершении разных служб, при участии хора певчих и всех прихожан.

С XI века в Западной церкви становится известен обряд-мистерия «Поклонение пастырей». Нужно сказать, что слово «мистерия» указывает на таинство и, следовательно, на связь с богослужением.

Итак, на мраморном столике, возвышавшемся над главным престолом, устраивались ясли, в которых находилась статуя или изображение Девы Марии. Пять старших священников-каноников в церковном облачении с амиктами (льняными платками) на голове и с жезлами в руках представляли собой вифлеемских пастырей у входа в алтарь. К ним подходил мальчик из хора, изображавший ангела, и возвещал пастырям рождение Спасителя, произнося евангельские строки.

Пастыри проходили в алтарь, а в это время дети-певчие, стоявшие в разных местах храма, представляли небесное ангельское воинство и пели: «Слава в вышних Богу…» Затем пастыри направлялись к яслям с пением гимнов в стихах.

Здесь их ожидали два каноника, условно представлявшие двух женщин, находившихся при Святой Деве. Они спрашивали: «Кого ищете в яслях, пастыри?» – «Мы ищем, – отвечали пастыри, – Спасителя Христа». Женщины (каноники) отдергивали завесу, которая скрывала статую Младенца Иисуса. Указывая на нее, они говорили: «Вот он – этот Младенец со своей Матерью».

Тогда пастыри преклонялись перед Ним и приветствовали Деву Марию гимном: «Будь благословенна, Царица Неба», а потом торжественной процессией возвращались в алтарь. При этом они пели: «Аллилуйя, аллилуйя! Воспойте же Его пришествие!» Затем следовал возглас священника, которым начиналась обедня.

Вот эта древняя мистерия и называлась «Вертепным действом». Как «вертеп» она была известна в Западной Украине, куда перешла из Польши, которая, в свою очередь, получила ее из Германии. В мюнхенской рукописи XIII века есть описание рождественского действа, исполнявшегося монахами.

Автор этой мистерии был, несомненно, лицом церковным – монахом и, может быть, одним из преподавателей в монастырской школе. Воспитанники таких школ обычно принимали участие в представлении мистерий, и не случайно, что эта рукопись была написана в Мюнхене, ведь «монах» по-немецки – «мюнх», и город рос когда-то вокруг монастырских стен…

Интересно, что Византия в этом отношении опередила Запад: здесь мистерии появились уже в V–VI веках, а в X–XI веках в церкви Святой Софии в Константинополе и других городах торжественно устраивались драматические представления.

Кукольные рождественские мистерии были известны в Европе с XVI века, и на протяжении веков формировались ее многочисленные разновидности: это касалось и архитектуры сцены, и текста представления. В Польше такие представления назывались «шопками», на Украине – «вертепами», в Белоруссии – «батлейками».

Вертеп как кукольный театр представлял собой переносной ящик из тонких досок или картона. Внешне он напоминал домик, который состоял из одного или двух этажей. Чаще всего встречались двухэтажные вертепы.

В верхней части игрались драмы религиозного содержания, в нижней – интермедии, комические бытовые сценки. Это определяло и оформление частей вертепа. Верхняя часть («небо») обычно оклеивалась изнутри голубой бумагой, на задней ее стене были нарисованы сцены Рождества; или же сбоку устраивались макет пещеры либо хлева с яслями и неподвижные фигуры Марии, Иосифа, Богомладенца Христа и домашних животных.

Нижняя часть – «земля» или «дворец» – оклеивалась яркой цветной бумагой или фольгой, посредине на небольшом возвышении устраивался «трон», на котором находилась кукла, изображающая царя Ирода. В дне ящика и в полочке, разделявшей ящик на две части, были прорези, по которым кукловод передвигал стержни с прикрепленными к ним неподвижно куклами – персонажами драм. Передвигать стержни с куклами можно было вдоль ящика, куклы могли поворачиваться во все стороны. Справа и слева каждой части были прорезаны «двери»: из одной куклы появлялись, в другой исчезали.

Кукол обычно вырезали из дерева, изредка лепили из глины, красили и наряжали в матерчатую или бумажную одежду и закрепляли на металлических или деревянных стержнях. Если в «шопках», «вертепах», «батлейках» использовались куклы на палке, то в бельгийских театрах применялись тяжелые марионетки на проволоке длиной до одного метра, а в провансальских вертепах куклы были наполовину механизированными: каждая из них имела собственный механизм, приводящий в движение конечности, а для движения в пространстве была необходима помощь аниматора.

В Центральной и Западной Европе были популярны мистерии стационарные – непереносные. Их показывали на сцене, унаследованной от барочного театра. Такая сцена имела просцениум, в глубине – задник-перспективу, иногда по бокам кулисы. А вот постоянные чешские и итальянские вертепы строились под крышей, но как бы в открытом пространстве, то есть в пространстве, не ограниченном сценической рамой. Сцена такой мистерии поднималась кверху несколькими планами, причем куклы могли действовать на каждом этаже.

Представление состояло из мистериальной драмы «Царь Ирод» и из бытовых сцен. Исследователь народного театра Н.Н. Виноградов в своей работе «Народная драма. История русской литературы» так описывал вертепное представление в России:

«Действие открывается благовестием о рождении Христа. Новорожденному идут поклониться и принести дары пастыри и три царя (волхвы – мудрецы Востока). Затем в нижнем ярусе происходит торжественный выход царя Ирода, который призывает воинов и велит им избить (убить) младенцев “сущих первенцев”. Воины уходят и возвращаются обратно, ведя с собою к Ироду Рахиль, которая не дает на смерть своего ребенка. Она со слезами, на коленях умоляет Ирода пощадить своего младенца, но царь неумолим и приказывает поднять малютку на копье. Рахиль с рыданиями мечется по сцене, проклиная Ирода. Воин выгоняет ее вон. Оставшись один, Ирод начинает помышлять о смерти и, желая избежать ее, окружает себя караулом. Раздается песнь, возвещающая приближение страшной гостьи, слышится страшный треск – и на сцене вырастает зловещий скелет с косою на плече – Смерть. Стража в ужасе бежит, а трепещущий Ирод начинает умолять о пощаде. Смерть вызывает к себе на помощь черта, являющегося с криком “гу-гу-гу!”. Узнав в чем дело, он велит сестре поднять косу и убить Ирода, которого затем и тащат в ад со словами:
О, проклятый Ироде,
за твоя превеликия злости
Поберу тя в преисподнюю бездну
и с кости.

Этим заканчивается первая серьезная часть вертепной драмы. Вторая часть состоит из неодинакового в различных местах количества сцен и диалогов, представляющих самостоятельную обработку сюжетов из народной жизни. Сцены эти часто совершенно не связаны одна с другою и могут следовать в произвольном порядке. Все действие в этих сценах заключается почти исключительно в том, что типы различных национальностей, полов и профессий дерутся или пляшут».

Постепенно первая часть представления сокращалась, а вторая, наоборот, расширялась. Действующими лицами сценок с бытовым содержанием были мужик, барин, франт, «новомодные барыни», солдат, священник, еврей-шинкарь, цыган и другие персонажи.

Когда вертепная драма разыгрывалась не только куклами, но и живыми любителями, тогда она носила название «живой вертеп».

Со временем вертепщики, то есть кукольники, становились профессиональными бродячими исполнителями. Обычно кукловод был владельцем и вертепа, и кукол. Во время представлений он, стоя за ящиком, приводил в движение кукол, водя их по прорезям в полу ярусов вертепного домика. При этом вертепщик произносил текст драмы, изменяя тембр голоса и интонации речи, чем создавал иллюзию, что представление играется несколькими актерами. Он помнил текст наизусть и мог его изменять в зависимости от условий выступления.

На Руси вертепный ящик часто напоминал не пещерку, а часовенку, олицетворяющую Церковь Христову. При хождении с таким вертепом дети распевали духовные песни или все вместе пели рождественский ирмос. Бывало, что вертепы никто не носил, а ставили их в середине храма, убирали цветами и хвойными ветками, внутрь ставили икону Рождества Христова. Очень радовались прихожане такому праздничному чуду.

И в наши дни эта традиция не забыта в церкви: во все дни Святок, до праздника Богоявления Христова, любой может зайти в храм и поклониться Богомладенцу Христу.

От редакции

Некоторые педагоги сумели по-новому использовать вертепную традицию, чтобы по-старому добро и понятно раскрыть детям историю Боговоплощения, так, чтобы их питомцы сами приняли участие в поисках и поклонении новорожденному Спасителю и запомнили этот свой личный опыт. И никому не заказано дерзать – изобретайте свои вертепы. А пока что мы послушаем педагогов из клуба «Преображение» г. Москвы Ю.А. Харитонову, Е.И. Мещерякову, Н.П. Сергеевскую.

– Мы стали выезжать под Рождество на турбазу «Елочка» под Тарусой с 1998 г. Там перенесли мы вертеп в лес. В первый раз это был маленький вертеп, слепленный из снега по подобию вертепов у храмов. Подрастали наши маленькие детишки, с ними вместе вырастал и наш вертеп – теперь это уже настоящий шалаш из лапника и снега, куда можно войти в рост.

Идея эта родилась неожиданно. Мы приехали готовиться к встрече Рождества. Конечно, со святочными рассказами и церковными разговорами, конечно, с подготовкой к причастию и с сочивом, самими нами приготовленным. Разговор о празднике Рождества Христова естественным образом вывел на тему пещеры, в которой родился наш Господь. Обстановка, в которой мы находились, подсказала идею сооружения «вертепа» в лесу.

«Давайте тоже пойдем, как волхвы, искать вертеп!» – решили мы.

Мы, взрослые и руководители поездки, хотели, чтобы дети всей душой почувствовали величие праздника, его реальность и одновременно его чудесность.

Дома часто не увидишь, а то и не поймешь, что творится с природой: то вдруг выпадет мягкий снег после слякоти и дождей, а то в обложенном тучами сумрачном небе появится звезда, то ветер сорвется, то тишина водворится… Природа вместе с нами идет навстречу Рождественскому чуду.

…Мы решили, что дорога к лесному вертепу будет непростой, детей будут ждать трудности и приключения. То повстречаются им «волхвы» или «пастухи», которые зададут вопросы, а за ответы на них помогут найти верный путь; то вдруг на дороге попадется конверт с головоломкой, которую нужно быстро решить и в ней найти путеводную нить к вертепу, то совсем неожиданно встретится клубок, который катится по темному лесу, а когда-то свеча то загорится, то погаснет в лесной чаще, указывая верный путь, а колокольчик нежным звоном позовет к вертепу…

Сюжет поиска лесного вертепа всегда святочный, но сценарий может быть разным. И конечно, самый красивый, таинственный и чудесный момент – это встреча у вертепа, заранее втайне сделанного взрослыми. Он украшен бусами, свечами и в центре его рождественская икона Божией Матери с Младенцем.

Здесь перед иконой мы не читаем стихи и не поем песни – мы не делаем ничего, что интерпретирует событие по-своему, мы просто и строго читаем главу Евангелия о Рождестве Иисуса Христа. Текст Евангелия исключает актерство, требует внутреннего отношения к происходящему. За этим скромным и непритязательным действием разворачивается история Рождества Христова… После тропаря искатели вертепа вереницей светящихся бумажных фонариков возвращаются из леса домой к самому главному – рождественской литургии для встречи с Христом.

Читать еще:  Обман гадалки: мошеннические схемы экстрасенсов, как разводят людей. Как обманывают гадалки и ясновидящие — верить или нет Как обманывают гадалки

Наверное, ребенку интересно прочесть дома евангельские рассказы о Рождестве, но вместе с друзьями встретиться с историей светлого праздника в необычной обстановке, в лесу, когда каждый старается внести свою лепту в подготовку праздника, принести свой дар новорожденному Спасителю – незабываемое событие в жизни. А дальше их ждет продолжение праздника – тропари, колядки, православные детские песни понесут маленькие христославы всем окружающим. Они будут ходить с Рождественской звездой и славословить родившегося Богомладенца.

Когда-то хорошим подарком на Рождество был пряник, который появился на Руси еще в IX веке. Мы заменили этот обычай печь особые пряники строительством пряничного терема из тех сладостей, которые наколядовали христославы. Процесс приготовления домиков сложный, торжественный и по-настоящему веселый! Производим мы это строительство все вместе, а можно и разделившись на команды, учитывая выдумки, которые любому в голову придут: дело это сложное – непросто построить дом из печенья. Детали дома хрупкие, ломаются, и с первой попытки невозможно соединить стены. И какое счастье съесть сладкий терем за праздничным чаем с друзьями, когда вокруг лес, зима, снег, а завтра всех ждут лыжи, санки и снежная крепость.

Рождественский вертеп: из истории возникновения символа чудесного праздника

Рождество Христово — удивительное время, когда сердце наполняется ожиданием чуда. И это чудо происходит.

Есть прекрасная старинная традиция — под Рождество ставить в доме вертеп.

Вертеп — древнерусское слово. Обозначает оно пещеру. Согласно Священному Писанию, Сын Божий — Младенец Иисус Христос — родился в вертепе, где остановились на ночлег Дева Мария и праведный Иосиф.

В русской православной традиции рождественские вертепы никогда не почитались так, как на западе, откуда они пришли. Сначала на Украину и в Белоруссию, потом — в Россию. В России впервые театральные представления получают благословение только в XVII веке с приходом царя Алексея Михайловича, любившего театральные представления и с удовольствием приглашавшего актеров. Расцветом для российского вертепа становится восемнадцатый век.

Рождественский вертеп — это модель Вифлеемской пещеры с куколками внутри или можно назвать это рождественским театром кукол. Его можно также сравнить с рождественской домашней литургией для детей: воспоминание о рождении Христа, проведенное через куколок, через маленький театрик.

Прошло время, и вот из-под рук мастеров стали выходить вертепы деревянные резные, из картона и папье-маше, глины, фарфора, гипса… Изысканные и незамысловатые, большие и маленькие панорамы, воспроизводящие сцену Рождения Спасителя, были своего рода Библией для неграмотных.

Именно с этого рождественского вертепа и начинается история кукольного театра на Руси. Ходили по домам христославы, славившие рождение спасителя, а среди них и те, кто вновь и вновь рассказывал вечную историю о рождении Сына Божия.

Вертеп переходил из деревни в деревню, защищая землю от всего злого, что происходит в мире и символизируя собой ковчег спасения. Зимой его возили на санях, переносили из избы в избу, показывали представления на постоялых дворах. Вокруг вертепа расставлялись лавки, зажигались свечи, и сказка начиналась.

Что же собой представлял рождественский вертеп? Вертеп был простым деревянным или картонным ящичком с прорезями, открытый с бока зрителя, он мог быть до 2 метров в высоту и одного метра в ширину. Сам вертепный ящичек представлял собой домик в два этажа, которые по христианской традицией трактовались как «небо» и «земля», а внизу была дырка — «ад», куда проваливается Ирод. Вертепник размещался сзади и водил куклу по прорезям в полу, наблюдая за действием в специальные окошечки.

Соответственно рождественской сцене оформлялся и весь верхний ярус домика. Его оклеивали бумагой синего цвета или окрашивали в синий цвет. На крышу домика вырезалась рождественская Вифлеемская Звезда, возвестившая всему миру о чудесном рождении Сына Божия. Эта Звезда была сквозной. С внутренней стороны домика ее подсвечивали свечой. И она действительно сияла мерцающим светом во время рождественского представления.

С внутренней стороны ящик обклеивали белой заячьей шкуркой. Белый цвет символизировал чистоту. В то же время заячья шкурка скрывала прорези в ящике, по которым двигались фигурки.

Вечером для освещения по бокам и вверху ящика подвешивали несколько разноцветных фонариков.

Сцена закрывалась ярким тканевым занавесом или ставнем, скрывавшими от зрителей перестановки между сценками.

Каждый персонаж имел своё игровое пространство и двигался строго в его пределах. Верхний ярус этого домика, собственно, и представлял пещеру Рождества. В нем размещались маленькие ясли, в которых лежал спеленатый Младенец Христос; фигурки Иосифа и Девы Марии, склоненные над ясельками; вол и ослик, согревающие Спасителя своим дыханием.

Эти фигуры нельзя было назвать просто куклами: в них никогда не играли как в куклы, не произносили за них речи. Они изображали рождественскую сцену и были знаками, символами Рождества. Порой вместо фигурок в верхнем ярусе ставили икону праздника Рождества.

Куклы изготавливались из дерева, иногда из глины. Им раскрашивали лица, одевали героев в одежду из ткани и бумаги; к ноге крепили деревянный или проволочный стержень. Вертепщик сам «играл» за всех, меняя голос в зависимости от характера персонажа. За ящиком также также могли находиться музыканты и хор.

Классическая «труппа» вертепа — Богоматерь, Иосиф, Ангел, Пастух, три Царя-волхва, Ирод, Рахиль, Солдат, Черт, Смерть и Пономарь, в обязанность которого входило зажигать свечи на вертепе перед представлением. Каждая кукла крепилась на штыре, за который снизу, как за ручку, может взяться кукловод и передвигать ее по специальным щелям в полу сцены.

Младенец в вертепе, как правило, — туго скрученный жгутик из белой материи; овечки, с которыми приходит поклониться Христу пастух, — кудрявый комочек пряжи. Как правило, герои в вертепе деревянные или тряпичные, из простого дешевого материала — их легко смастерить, легко переносить.

Однако среди вертепщиков существовало неписаное правило: кукла, изображающая Богородицу, должна быть сделана иначе, нежели все остальные, как будто ее мастерил другой художник. Поэтому образы Богородицы и Спасителя создавались мастерами-вертепщиками с особой тщательностью. Иногда вместо куклы Божьей Матери ставили икону.

Существовали некоторые незатейливые хитрости вертепа. Например, как волхвы становятся перед Младенцем на колени? (Как оказалась, чурочка, из которого изготавливался волхв, была короче одетой на него драпировки). Как у Ирода голова с плеч слетает, когда Смерть ее срезает косой? (Кукла Ирода делалась не из цельного куска дерева, а прикреплялась на штырек, за который водят персонажа. Чуть потянешь штырек вниз — и голова с плеч!)

Как же происходило действо?

Верхний ярус вертепного ящика назывался «небом», «пещерой» или «хлевом»; изнутри он оклеивался голубой бумагой со звездочками из фольги; на задней стене изображалась сцена Рождества, либо рядом с ней устраивалось подобие пещеры или хлева с яслями, а также неподвижные фигурки Марии, Иосифа, младенца Иисуса Христа, домашних животных.

Нижний ярус назывался «землей» или «дворцом»; здесь разыгрывались эпизоды злодеяний и наказания царя Ирода, а также бытовые сценки комического и сатирического характера. «Дворец» украшался яркой цветной бумагой, блестками; в центре располагался трон, на котором сидел Ирод. Около трона с обеих сторон иногда закреплялись неподвижно по три воина, вооруженных пиками и мечами. Остальные куклы «входили» и «выходили» через две двери в боковых стенках ящика.

Во второй части представления показываются бытовые сценки, затем герои «прощаются» со зрителями.

По свидетельству современников, вертеп был любимой святочной забавой и нравился самым разным зрителям, вне зависимости от возраста, происхождения и социального положения.

Со временем вертеп превращался в привычный для нас кукольный театр, ведь с годами куклы обрастали различными механизмами, позволяющими двигать конечностями.

Хотя украшение церквей рождественскими сценками сейчас плотно ассоциируется в нашем сознании с католической традицией, но в XVIII–XIX веках на Украине, в Белоруссии, на Псковщине и в Сибири в рождественские дни можно было встретить детей и взрослых, ходящих с вертепом и дающих незамысловатые представления. Это были предвестники кукольных театров — их более назидательный, но не менее красочный и любимый народом вариант.

Обычная картина для деревенского предрождественнского пейзажа: ребятишки в высоких самодельных коронах с палками в руках представляют «персидских царей», которые пришли поклониться маленькому ребенку. С ними путешествует украшенный позолоченной бумагой и неприглядными рисунками маленький деревянный ящик, рукотворный вертеп или праздничный театр для кукол с крышей из двух досок. Обычно дети в костюмах возили свой рождественский короб на санках, а поднявшись на крылечко, просили у хозяев домов разрешения колядовать. Если они были согласны принять колядки, малыши вносили свой театр в домишко, клали его на два стула либо стол, и сказка начиналась.

Уже к концу века балаганные сценки, игравшиеся в нижнем этаже, оказались более значимы, чем события «горнего яруса». Вертепщики же стали носить чудесный ящик по ярмаркам не только на Святки, но ходили с ним вплоть до Масленицы. Известно, что некоторые артисты ездили с вертепами даже на Нижегородскую ярмарку. К слову, «уставщица всей российской торговли» открывалась 15 июля!

Октябрьская революция 1917 года и последовавшая вслед за ней антирелигиозная кампания решили судьбу рождественских представлений. Они, как и традиционная Елка, оказались под строгим запретом. Вскоре были утрачены тексты вертепных спектаклей и забыты секреты вождения кукол. Только в 1980 году началось возрождение традиционного вертепа.

Главные зрители и посетители рождественских вертепов — дети. И не нужно долго объяснять, почему: глядя на таинственные вертепы, они словно переносятся умом и сердцем в Вифлеем, к яслям Младенца Христа.

Вертеп в Псково-Печерском монастыре

Вертеп в Киево-Печерской лавре

Снежный вертеп у Свято-Троицкой Церкви в Томске

Снежный вертеп в Академгородке, Томск

Снежная часовня у храма Смоленской иконы Божией Матери, Дубна

Вертеп изо льда. Екатерининский собор в Царском Селе

Вертеп с настоящими животными в Пятигорске.

Софийский собор, Царское Село

Кто-то покупает вертеп в магазине или на ярмарке, кто-то предпочитает мастерить сам. В Европе эта традиция никогда не прерывалась, ей уже много веков.

Как прикоснуться к чуду Рождества — особенно если в доме есть маленькие дети? Одно из возможных решений — сделать вертеп. Совместный труд вместе с детьми и другими домочадцами в любом случае подарит радость.

Можно всей семьей сделать вертеп, а потом читать добрые рождественские рассказы, иногда, по возможности, оживляя действие.

Но при изготовлении вертепа нужно знать некоторые правила его построения. Символика осталась неизменной: рай вверху, ад внизу. Фигурки святого семейства располагают на верхнем ярусе, если вертеп двухьярусный и слева, если он одноярусный. А озвучивают только земных существ.

Вертеп был и остается одной из любимых традиций празднования Рождества. И каким бы он ни был, статичным, механическим или даже живым, с участием актеров-людей, для зрителя он, прежде всего, — чудесный знак, указывающий на ту самую, Вифлеемскую, пещеру.

Рождественское

В яслях спал на свежем сене
Тихий крошечный Христос.
Месяц, вынырнув из тени,
Гладил лен его волос.
Бык дохнул в лицо младенца
И, соломою шурша,
На упругое коленце
Засмотрелся, чуть дыша.
Воробьи сквозь жерди крыши
К яслям хлынули гурьбой,
А бычок, прижавшись к нише,
Одеяльце мял губой.
Пес, прокравшись к теплой ножке,
Полизал ее тайком.
Всех уютней было кошке
В яслях греть дитя бочком.
Присмиревший белый козлик
На чело его дышал,
Только глупый серый ослик
Всех беспомощно толкал:
«Посмотреть бы на ребенка
Хоть минуточку и мне!»
И заплакал звонко-звонко
В предрассветной тишине.
А Христос, раскрывши глазки,
Вдруг раздвинул круг зверей
И с улыбкой, полной ласки,
Прошептал: «Смотри скорей. »
С. Чёрный

Вертепное представление

Реаниматором рождественского театра стал режиссер Виктор Новацкий, который по крупицам собрал, а затем воссоздал прежние традиции вертепов. С тех пор именно его сценарий стал основой для современных представлений.

Устройство

Кукольный вертепный театр – это большой ящик с двумя отверстиями, где участники водят прикрепленных к шестам персонажей. Празднично украшенное сооружение поделено на три зоны, каждая из которых имеет свое значение:

  • верхняя часть – пещера, где на свет появился младенец Иисус;
  • нижняя часть – Иродов дворец, а также бытовые сценки;
  • дыра – ад, куда в конце бес забирает царя.
Читать еще:  Вознесение. И ты теперь не только сын, но соработник, соратник и друг

Кукольный театр – это большой ящик с двумя отверстиями

Устройство является настолько простым, что раньше бродячие артисты с легкостью путешествовали с ним по всей Руси. Чтобы начать представление, им достаточно было разложить ящик и устроить импровизированный зрительский зал.

Куклы

Персонажей для рождественского представления, как правило, делают своими руками из подручных материалов. Все они дополнены длинной палкой для более удобного управления.

Образ Богородицы делают по особым правилам, а потому она отличается от других кукол вертепа. Часто вместо нее можно увидеть настоящую икону Царицы Небесной.

Герои театрального представления, в отличие от традиционных кукольных спектаклей, практически неподвижны во время рассказа. Этот прием используется для того, чтобы сделать больший акцент на ведущем персонаже. Со времен создания вертепа герои остаются неизменными:

  • Ирод – один из главных героев, который до самого конца остается на виду у зрителя и покидает сцену только после того, как Смерть отсекает ему голову косой;
  • Смерть – призвана страшить публику, а потому ее образ воспроизводится наиболее зловеще;
  • воин – олицетворяет всю царскую рать, которую коварный Ирод послал убить новорожденных мальчиков;
  • Рахиль – женщина, потерявшая единственного сына и символизирующая общее горе всех иудейских матерей, чьи дети были убиты по приказу царя;
  • Бес – очень подвижная кукла, что подчеркивает скользкость героя;
  • волхвы – три куклы, прикрепленные к одному шесту, как символ триединства персонажа;
  • пастухи – зачастую этих героев наряжают в традициях той местности, где дают представление, чтобы олицетворить весь народ;
  • куклы Святого семейства – статичные персонажи, не имеющие реплик на протяжении всего спектакля;
  • Ангелы – куклы, облаченные в белоснежное одеяние, крестообразно перепоясанное специальной лентой;
  • Звезда Вифлеема – главный атрибут рождественского представления, призванный вызывать у зрителя восхищение своей красотой.

Есть еще один персонаж, который был придуман специально для придания вертепу большей зрелищности – Пономарь. Именно он зажигает и тушит свечи, а также может перемещаться по этажам, чего не могут делать другие герои. Чтобы Пономарь смог выполнять свои функции, ему делают длинные руки или оборудуют куклу особым механизмом.

Вертепное действо

Основой для рождественского спектакля послужила библейская история о рождении Иисуса Христа. Начинается представление с зажигания свечей, что погружает зрителей в волшебную, сказочную атмосферу.

Изначально вертеп состоял только из одного акта, однако позже добавился второй, где актеры показываются бытовые сценки из обычной жизни людей. В первом акте герои рассказывают о появлении на свет Сына Божьего. Ангел разносит всем благую весть, а к новорожденному младенцу приходят Пастухи, которых привела к пещере Вифлеемская Звезда. Туда же являются и три Волхва со святыми дарами (смирной, ладаном, золотом). Они ведают, что сообщили радостную новость царю Ироду, однако Ангел строго предостерегает их от такого поступка.

Основой для рождественского спектакля послужила библейская история о рождении Иисуса Христа

Властитель Иудеи боится, что Сын Божий заберет у него бразды правления, а потому отдает Воину жестокий приказ убить всех новорожденных. Испугавшись, к царю приходит Рахиль с младенцем на руках. Она просит того не совершать детоубийство, однако Ирод остается неумолим. Явившийся после смерти ребенка Ангел утешает убитую горем женщину.

За совершенный грех правителя Иудеи настигает Смерть. Она приходит к нему, чтобы забрать его с собой, однако царь уговаривает ее немного повременить. Не слушая царские мольбы, Смерть убивает Ирода, а явившийся Бес забирает его с собой в пекло. По окончании спектакля все персонажи являются на помост, чтобы принять благодарность зрителя и попрощаться. Пономарь тушит свечи, после чего действо официально завершается.

Знаете ли вы, что…

Прообразы вертепа можно найти еще в античности — древние эллины знали нечто подобное. На колонне устанавливалась доска, на которой демонстрировались сценки, сменявшиеся, когда занавески закрывались.

Двухэтажный ящик, подобный вертепу, был описан в I веке механиком Героном Александрийским, куклы в нем были механические, приводились в движение с помощью специальной рукоятки. В верхнем этаже находились боги, в нижнем — аргонавты.

По мнению исследователя Бориса Голдовского, первые сценические представления с рождественским сюжетом появились еще в V веке, во времена папы Сикста III. Понтифик разумно рассудил, что к сердцам простых людей, не знавших грамоты, самый прямой путь — наглядная иллюстрация библейского сюжета. Примерно тогда в храмах стали появляться объемные панорамы Вифлеемского Вертепа с Младенцем в яслях и склонившимися над ним животными.

По мнению некоторых ученых, на Русь вертеп пришел вместе с принятием христианства и, вероятнее всего, был в виде панорамы. Тем не менее, первые достоверные сведения о существовании вертепов относятся к концу XVI века. На территории Российской империи был обнаружен вертепный ящик с указанной датой изготовления — 1591 год.

Вертеп своими руками (по инструкции «Фомы»):

Виктор Новацкий разгадал некоторые незатейливые хитрости вертепа. Например, как волхвы становятся перед Младенцем на колени, если они — статичные куклы? — Оказалось, деревяшка, из которой изготавливался волхв, была короче одетой на нее драпировки. Или вот еще: каким образом голова Ирода слетает с плеч, когда смерть срезает ее косой? — А дело в том, что куклу Ирода изготавливали не из цельного куска дерева: голова крепилась на штырек, за который водили персонажа, и стоило за него потянуть — как голова летела долой.

Храм в честь прп. Сергия, игумена Радонежского г. Челябинск

  • Фото 425
  • Видео 33

ТАИНСТВО СТРАННОЕ И ПРЕСЛАВНОЕ: КОГДА ВЕРТЕП СТАНОВИТСЯ НЕБОМ

В предпраздничные и праздничные дни на приходе, похоже, родилась новая многообещающая традиция. Впервые о фестивале рождественских вертепов заговорили еще в сентябре. В ноябре и декабре встречались преподаватели воскресной школы и руководители мастерских, обсуждали «концепт и детали» мероприятия. Возможность по-настоящему взяться за дело появилась только в конце декабря, после благотворительной акции «Подари радость на Рождество».

И вот на солее одиннадцать «творений рук и сердец». Лаконичные экспромты участников молодежного сбора и многофигурные композиции мастерских. Есть находки и неожиданные решения. Почему бы не синий осел и фиолетовый вол, если рядом желтый посох Иосифа и оранжевый омофор Богородицы? [1]. Богомладенец родился в загоне для скота? Изгородь из реек выглядит убедительно и правдоподобно. А сверху густая звездная россыпь осеняет Младенца и всю экспозицию, и это значит, что приклоняются небеса и вертеп становится небом.

Об этом поется в ирмосе рождественского канона: «Таинство странное вижу и преславное: небо вертеп, престол херувимский Деву, ясли вместилище, в нихже возлеже невместимый Христос Бог, Егоже воспевающе величаем».

Время покажет, станет ли начинание доброй традицией. Конечно, для этого нужно хорошо поработать. А пока от выставки на солее невозможно оторвать детей. Уж кто-кто, а они-то лучше всех разбираются в чудесах.

Почему именно вертепы

В переводе со старославянского «вертеп» – это пещера. Под алтарем современной базилики в Вифлееме находится Святой вертеп. Здесь устроен небольшой подземный храм с престолом над местом рождения Спасителя. Серебряная звезда в полу имеет 14 лучей и символизирует Вифлеемскую звезду, которая вела волхвов. На ней надпись по-латински: здесь родился Иисус Христос от Девы Марии.

Святой вертеп – первообраз всех пещер в многочисленных изображениях Рождества: на иконах, в монументальной живописи и скульптуре, вертепном театре, рождественских вертепах всех размеров, выполненных в различных техниках.

Вифлеемская базилика, где находится Святой вертеп, построена около 326 года, в эпоху равноапостольного Константина (306-337). Это вторая по значению христианская святыня после храма Воскресения (Гроба Господня) в Иерусалиме. В 529 году базилика пострадала от пожара, но была восстановлена и расширена императором Юстинианом (527-565) и в таком виде с небольшими изменениями сохранилась до нашего времени. В ночь Рождества здесь собираются христиане со всего мира, чтобы почувствовать «молочную вечность» – самое начало воплощения Бога, Его младенчество на земле. Попасть в это время в Вифлеем – непростая задача.

Из истории рождественских вертепов

В каждом храме в святую ночь за богослужением тоже вспоминаются и переживаются события, о которых говорят евангелисты Матфей и Лука (Мф. 1, 18-23; 2, 1-12; Лк. 2, 1-20). Посреди храма – икона, где есть и пещера, и ясли со спеленатым Младенцем. Кроме того, существует обычай ставить в домах рождественские вертепы. Появились они, по мнению исследователей, еще в раннехристианскую эпоху. Известный российский ученый-театровед Б.П. Голдовский пишет по этому поводу: «В V в., во времена Папы Сикста III, при праздновании Рождества в церквах устраивались панорамы – «Рождественские ясли»… Вертепная панорама в то время представляла собой Вифлеемскую пещеру, в которой находились ясли с куклой-младенцем. Над яслями склонились вол и осел. Рядом – спящая Богоматерь и задумавшийся Иосиф. Все фигуры были неподвижными» [2].

В 1223 г. святой западной церкви Франциск Ассизский [3] устроил у себя на родине панораму «Рождение Христа». Произошло это в Греччо (провинция Риети в Италии). Незадолго до этого он совершил паломничество на Святую землю, где долго молился в пещере Рождества. И вот, чтобы отпраздновать рождение Младенца, «вспомнить тяготы Его первых дней, когда Он положен был в ясли, и плотскими очами увидеть, как это Он лежал на сене, а рядом стояли вол и осел» [4], св. Франциск устроил наглядную проповедь о Рождественской тайне. Собрал животных и людей и как бы повторил то, что происходило в Вифлееме. Здесь были и нищета, в которой родился Иисус, и атмосфера любви, и все те люди, которые окружали Его и верили, что Он Бог. В пещере, где был устроен вертеп, св. Франциск совершил праздничное богослужение, во время которого произошло «чудо в Греччо» – явление в яслях Богомладенца. Весть о чуде разнеслась далеко за пределы Греччо, люди стали стекаться к пещере, а вертепы [5] обрели популярность в Италии, а затем по всей Европе.

Традиция сооружения вертепов там никогда не прерывалась. В различных областях Италии на протяжении столетий проходят ежегодные конкурсы вертепов. Они самые разные: «деревянные резные, из картона и папье-маше, глины, фарфора, гипса… Изысканные и незамысловатые, большие и маленькие панорамы, воспроизводящие сцену Рождения Спасителя» [6]. Когда-то они были Библией для неграмотных, а сейчас свидетельствуют о Боге, пришедшем на землю ради спасения человека.

В России вертепы появились в XVIII веке и были особенно популярны в XIX-начале XX вв. Их покупали на ярмарке или мастерили сами. После 1917 года под запрет попали и вертепы, и рождественские елки [7]. В постсоветское время происходит возрождение. Вертепы устанавливают дома, в храмах или возле храмов. Это самая любимая зимняя тема в художественных кружках многих воскресных школ. Дома вертепы готовят всей семьей: персонажей много, и каждому найдется занятие. В Москве и Петербурге есть художники, которым особенно близка рождественская тема. Они специализируются на изготовлении вертепов, это замечательные произведения, которые можно рассматривать часами.

Русский вертепный театр

В XVIII—XIX веках в России были распространены театральные вертепы – кукольные представления с рождественским сюжетом. Вертепами назывались и деревянные «двух- или трехэтажные переносные ящики-домики, где, собственно, и разыгрывался спектакль». Рождественскую мистерию показывали «не только в светских домах, но и в домах священников. А к концу XVIII века в Петербурге сложилась династия вертепщиков – семья Колосовых, на протяжении почти целого столетия хранившая традиции исполнения спектаклей» [8].

Чаще всего вертепы были двухэтажными. Верхний этаж – это «небо». Здесь, как и на иконах, располагались привычные рождественские персонажи. Туго спеленатый Младенец в яслях, вол и осел, Богоматерь со св. Иосифом, волхвы, пастухи и ангелы. Все куклы самого простого изготовления, кроме Спасителя и Божией Матери. Их вертепные мастера готовили «с особой тщательностью. Иногда вместо куклы Божьей Матери ставили икону» [9].

Вначале действие разворачивается в верхнем ярусе, на «небесах». Звучит церковное пение. Ангел зажигает свечи и сообщает о рождении Бога. Пастухи и три Волхва поклоняются Младенцу. Пастухи радуются и пляшут, приносят в дар Новорожденному ягнят. Волхвы говорят о встрече с Иродом, о том, что рассказали ему про рождение великого Царя. Ангел просит их идти другим путем и не возвращаться к Ироду.

Затем события переносятся на «землю» – в нижний ярус. Действие происходит во дворце царя Ирода. Он в гневе и приказывает Воину избить вифлеемских младенцев. Рахиль тщетно умоляет пощадить ее чадо: «Глас в Раме слышен, плач и рыдание, и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» (Иер. 31, 15, Мф. 2, 18). Ангел утешает Рахиль. А к Ироду приходит Смерть и ни за что не хочет дать отсрочки. Отсекает голову, зовет Черта, и тот утаскивает его в преисподнюю. Так заканчивается первая часть представления, точнее сказать, – первая пьеса.

Читать еще:  Как нарисовать знак радиации правильно? Инструкция о том, как рисовать знак биологической опасности.

Спектакль сопровождается инструментальной музыкой, пением кантов. Звучат народные песни и веселые танцевальные мелодии. Вторая часть представления (вторая пьеса) идет на нижнем ярусе. Разыгрываются бытовые комические сценки с участием Солдата, Цыганки, Крестьянина, Барыни, Генерала. Затем герои прощаются со зрителями.

Как и в жизни, земное и небесное в вертепном театре незримо соединялось. Рождественскую мистерию, «являющуюся по своей пространственно-временной, стилевой организации продуктом средневекового театра… отличала обобщенность характеров, свобода места действия. Вторая же пьеса – импровизационная народная кукольная комедия – гротесково подчеркивала и национальные особенности, и характеры персонажей-типажей, и конкретность образов… Тем не менее, несмотря на принципиальные различия этих двух пьес, они сливались в некую двуединую модель, дополняя друг друга» [10].

В XVIII в. кукольный вертеп становится популярным не только в Новгороде, Смоленске, Москве и Киеве, но и в городах Сибири – Иркутске, Тобольске, Енисейске. Центром распространения школьной вертепной драмы была Киевская духовная академия. Еще одним центром стала Тобольская славяно-греческая семинария, где уже в первой четверти XVIII в. «с успехом игрались школьные драмы Феофана Прокоповича, Дмитрия Ростовского, Симеона Полоцкого… Тобольские семинаристы, подобно киевским семинаристам и школярам, также устраивали вертепные кукольные представления. Позже их стали показывать мещане, солдаты, разночинцы, дети» [11].

Вертеп был и остается одной из любимых традиций празднования Рождества Христова. Он может быть статичным, механическим, даже живым, с участием актеров. Для зрителя это прежде всего – «чудесный знак, указывающий на ту самую, Вифлеемскую, пещеру» [12]. Как и иконы, он свидетельствует о воплощении «нашего ради спасения» Сына Божия[13].

С 5 января в Патриаршем музее церковного искусства в храме Христа Спасителя в Москве проходит выставка рождественских вертепов, созданных скульпторами-ремесленниками Трентино – Альто-Адидже (автономной области на севере Италии). Представлены 23 вертепа работы итальянских мастеров. Выставка продлится до 28 февраля. Вход в Патриарший музей свободный. Кто будет в Москве, особенно с детьми, – зайдите, не пожалеете.
_____________________________________________

1. Фиолетовый и желтый, синий и оранжевый – т.н. «дополнительные», то есть взаимодополняющие цвета.
2. Голдовский, Б. Школьная вертепная драма // История драматургии театра кукол. – М., 2007.
3. Франциск из Ассизи (Италия, 1182-1226) – основатель нищенствующего монашеского ордена, названного по его имени францисканским.
4. Фома Челанский. Первое житие св. Франциска (1228/1229).
5. Рождественский вертеп по-итальянски – «presepe» (презепе) или «presepio», т.е. «ясли».
6. Митрофанова, А. Традиции и история рождественского вертепа // Журнал «Фома». – №1(153) – январь 2016. – С.70
7. С 1935 г. в СССР вновь стали устраивать для детей общественные новогодние елки.
8. Митрофанова, А. Указ. соч. – С.70
9. Там же.
10. Голдовский, Б. Указ. соч.
11. Там же.
12. Митрофанова, А. Указ. соч. – С.71
13. Успенский, Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. – М.: Дар, 2008. – С. 9. Автор пишет: «Икона (Сына Божия) является свидетельством истинного, а не призрачного Его воплощения».

Татьяна Соболева, искусствовед, преподаватель воскресной школы
Читать на сайте храма: читать

История возникновения и развития вертепа

Живой вертеп

Как уже говорилось выше, живой вертеп отображает сцену рождения Иисуса Христа, которая показывается при участии актеров. Первым, кто организовал живой вертеп, был Франциск Ассизский (Святой Франциск) (1182 — 1226), который в 1223 году за две недели до 25-го декабря прибыл в городок Греччо, чтобы отпраздновать там Рождество. Франциск договорился с правителем местности, что он воссоздаст атмосферу пещеры и все бытовые элементы, в которой родился Иисус. Эта идея так понравилась населению, что они помогли Святому Франциску воплотить ее в жизнь, так и появился первый в истории живой вертеп.

Позже живые вертепы стали популярны и среди аристократов. Так, например, в XVIII веке в Италии богатые люди заказывали у портных специальные костюмы и разыгрывали рождественские сценки.

Сейчас живые вертепы, как правило, организовываются под открытым небом. Заранее делаются декорации, макеты животных, шьются костюмы для актеров. Иногда в качестве декораций используют старинные здания, а вместо макетов «приглашают» живых животных.

В некоторых странах распространены целые «Рождественские деревни» (иногда их называют «Вифлеемскими»). Здесь несколько сотен актеров занимаются бытовыми делами или ремеслами. Время от времени показывают сцену рождения Иисуса и приход волхвов. При этом зрители имеют возможность свободно перемещаться внутри «деревни» и наблюдать за исполнителями.

Как и вертепные композиции, живые вертепы чаще всего можно встретить в католических странах.

Вертепная композиция

Сразу следует отметить, что это не только самая распространенная форма вертепа, но и одна из самых старых. На итальянском языке слово «вертеп» звучит как «presepio», что может быть переведено как «ясли» или «стойло» — т.е. то место, где и находился маленький Иисус, когда пришли волхвы.

Первые композиции были вырезаны из дерева в Италии в 1280 году известным скульптором Арнольдом ди Камбьо. Некоторые из фигурок сохранились до наших дней, и хранятся они в известной римской базилике Санта Мария Маджоре.

Изначально вертепные композиции изготавливались известными мастерами исключительно для церквей, но со временем эта традиция начала приживаться и в домах богатых граждан. Так, известно, что король Карл III Бурбон собственноручно вырезал вертепные фигурки из дерева, а придворные дамы украшали их и наряжали.

Начали появляться мастера, которые изготавливали вертепные композиции из глины, обжигали их, а после этого отдавали на роспись художникам. Появились даже портные, которые шили праздничную одежду для рождественских фигурок. Некоторые украшали ее аксессуарами из драгоценных металлов (золота, серебра) и камней.

Сегодня можно увидеть вертепные композиции из самых разных материалов: традиционных дерева и глины, а также гипса, папье-маше, бумаги, текстиля. Также следует обратить внимание и на размеры фигурок: одни помещаются в яичную скорлупу или лампочку, другие выполнены в человеческий рост и более.

Автором самого маленького рождественского презепе является художник из Неаполя Альдо Карило — он сделал вертеп размером с булавочную головку! Самый большой вертеп, который был занесен в Книгу рекордов Гиннеса, находится в Колумбии — его площадь составляет 18000 кв.м.

Ниже смотрите подборку вертепных композиций, которые при желании можно сделать своими руками:

Вертепная композиция из дерева

Рождественский вертеп из глины

Вертепная композиция из бумаги

Вязаный рождественский вертеп

Вертепная композиция из полимерной глины

Вертепная композиция из ткани

«Пряничный» рождественский вертеп

Вертепная композиция из шерсти

Вертепный театр

Второе название вертепного театра — «кукольный вертеп». Эта традиция появилась в западных областях Украины в XVII веке, куда она пришла из Польши, а потом распространилась по территории Беларуси и в некоторых областях России. Интересно, что и назывался этот тип вертепа в вышеназванных странах по-разному:

  • на Украине — «вертеп»;
  • в России — «петрушка»;
  • в Беларуси — «батлейка» («бетлейка»);
  • в Польше — «шопка»;
  • в Закарпатье — «бетлегем».

Вертепный (кукольный) театр состоит из специального ящика (также иногда называемого «вертепом») и персонажей, изготовленных из дерева, текстиля или гипса. Все куклы приводятся в действие одним кукловодом, который изменяет интонацию и тембр голоса, что помогает наделить каждого героя представления индивидуальными чертами характера и поведения.

Ящик для вертепа обычно был выполнен из дерева (в современных вариантах иногда из картона) и чаще всего имел два яруса:

  • верхний — пещера, в которой родился Иисус;
  • нижний — царство Ирода или место действия «народных сценок».

Стенки ящика часто были расписаны вручную. На верхнем этаже красовались религиозные сцены, нижний был украшен картинками из бытовой жизни. Между этажами были отверстия, через которые куклы могли перемещаться. На нижнем этаже также была дырка, символизирующая ад, в который провалился царь Ирод. Часто верхушка ящика была украшена восьмиконечной Вифлеемской звездой.

Чаще всего ящики были переносные, но существовали и стационарные варианты.

Герои

В первой части был неизменный состав героев. Это Дева Мария, маленький Иисус, Ангел, три Волхва, Пастух, Ирод, Рахиль (женщина, ребенка которой приказал убить царь Ирод), Воин, Смерть, Черт, Овечки, Вол, Осёл. Иногда к этой классической «труппе» присоединялся и Пономарь, который перед каждым представлением зажигал свечи. Вместо фигурки Марии иногда ставили икону, так как среди кукловодов-вертепщиков было неписаное правило — фигура Богородицы должна отличаться от всех других — как будто она была изготовлена другим мастером.

Что касается Волхвов, то это известные в католической традиции Мельхиор, Каспар и Бальтазар. Также следует сказать и о символичности подарков, которые принесли маленькому Иисусу пришедшие:

  • Мельхиор преподнес золото, что предвещало вечное царствование;
  • Каспар — ладан — это символ божественности и почитания;
  • Бальтазар — мирру, что пророчило смерть Иисусу Христу, так как это растение использовалось для бальзамирования тел покойных.

Символичны также образы животных. Согласно словам Исайи в образе Вола изображены евреи, а в образе Осла — язычники.

Во второй части не было жестких правил, поэтому набор героев мог меняться. Но наиболее часто используемыми персонажами были Дед и Баба, Цыган и Цыганка, Козак-запорожец, Бедняк, Еврей-шинкарь, Ксёндз, Барин и Мужик и т. п.

Как проходило представление

Как правило, представление делилось на две части: первая отображала непосредственно сцену рождения Спасителя, вторая же представляла собой народную интермедию, которая не имела ничего общего ни с Рождеством, ни с рождением Иисуса. Со временем вторая часть начала вытеснять первую, а сама интермедия превратилась в сатирическую комедию.

Но начнем с первой части. В основе сюжета лежит рождение Спасителя. Представление начинается с того, что Мария сидит возле яслей, в который лежит новорожденный Иисус. Сюда приходят Волхвы и Пастух, чтобы поклониться Спасителю. В пещере также находится Ангел. Волхвы рассказывают, что они встречались с Иродом и рассказали ему о рождении нового Царя. Ангел предупреждает Волхвов, чтобы они ни в коем случае не сообщали Ироду, где находится Иисус, ибо у царя есть подлый план убить Спасителя, который может отобрать у него трон.

После этого действие переходит на нижний этаж. Ирод очень разгневан, поэтому приказывает Воину избить всех младенцев в Вифлееме, чей возраст от двух лет и младше (знаменитое «избиение младенцев»). К жестокому царю приходит женщина по имени Рахиль и умоляет не убивать ее дитя. Однако Ирод неприступен. Прилетает Ангел и утешает бедную женщину. После этого на сцене появляется Смерть. Ирод просит дать ему отсрочку, однако Смерть взмахивает косой, и голова Ирода слетает с плеч. После этого Черт утаскивает Ирода в преисподнюю. На этом первая часть заканчивается.

Во второй части разыгрываются сценки из бытовой жизни. Здесь основными героями были фольклорные персонажи: Баба и Дед, Запорожец, Жид-шинкарь, Барин и Мужик, Ксендз, Дьячок, Цыган и т. д. По окончанию второй части один из персонажей «выходил» в аудиторию и собирал оплату со зрителей. В некоторых случаях вторая часть разыгрывалась не при помощи кукольных фигурок, а живыми исполнителями.

Особую роль во второй части играла народная музыка. Так, за кукловодом часто стояла целая группа музыкантов с самыми разными инструментами, среди которых стоит называть скрипку, свирель, бандуру, цимбалы, лиру.

Кроме того, некоторые куклы были механизированные: Смерть взмахивала косой, Запорожец танцевал гопак, голова Ирода слетала с плеч. «Анимировать» персонажей удавалось при помощи специальных штырей.

История и современность

На территории Российской империи вертеп процветал, так как Петр I хотел привить своей стране европейские традиции. Однако когда к власти пришли коммунисты, которые были атеистами, вертепный театр был по запретом, потому что расценивался как религиозная пропаганда. Поэтому среди жителей СССР вертеп не был распространен, однако он сохранился в западных областях Украины, где было сильное сопротивление советской власти на протяжении практически всего пребывания Западной Украины в составе Советского Союза. Отсюда в середине 1980-х годов вертеп постепенно начал распространяться и в других республиках СССР. Кроме того, отдельные российские и украинские фольклористы провели грандиозную работу по восстановлению этой древней и интересной традиции.

Сегодня праздничный вертепный театр можно увидеть на западе Украины и в Польше с 25 декабря по 7 января, а также в Восточной, Центральной Украине, в Беларуси и некоторых областях России в период празднования православного Рождества.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector