0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Связь общества и природы обществознание. Науки о природе и обществе

Природа в широком смысле – это вся Вселенная. Конечно, в курсе обществознания мы изучаем особенности не этой Вселенной, а той её части, где живёт человек.

Природа в узком смысл е — окружающая человека среда, в которой он живёт, биосфера.

  • Естественную среду— то есть естественные условия жизнедеятельности человека.
  • Искусственную среду— то есть созданную людьми, его культуру

( материальную и духовную), эту среду ещё называют второй природой.

Науки об обществе и науки о природе: их сходство и различие

Науки об обществе и науки о природе

I. Специфика обществознания и основные этапы его развития.

Науки об обществе и науки о природе: их сходство и различие.

Обществознание — это не самостоятельная наука, а целый комплекс научных дисциплин, предметом исследования которых является общество во всех его проявлениях. В него входят такие теоретические формы знания, как философия[1] и социальные науки (науки об обществе).

Предметом исследования в обществознании является общество, которое рассматривается как исторически развивающаяся целостная, система отношений, форм объединений людей, сложившихся в процессе их совместной деятельности.

К социальным наукам относят все виды познания общества, которые следуют правилам научного метода.[2] Это науки исторические, экономические, философские, филологические, юридические, педагогические, социологические, психологические, политические, а также науки, входящие в культурологию. Эмпирической[3] основой для построения обществознания является историческая наука. Социальные науки производят знание об относительно устойчивых и систематически воспроизводимых связях и отношениях между народами, классами и иными социальными группами (например, профессиональными, политическими) Социальные науки изучают свой предмет с помощью идеальных типов,[4] позволяющих зафиксировать устойчивое и повторяющееся в человеческих действиях, в обществе и культуре. Граница между социальными и гуманитарными науками не является жесткой. Гуманитарные науки изучают духовный мир человека, опираясь, прежде всего, на различные письменные источники. К этим наукам относят, например, лингвистику, искусствознание, литературоведение. Социальные науки включают в себя элементы гуманитарного знания, то есть, знания о духовном мире человека.

Например, когда историк исследует исторические закономерности и идеально-типические характеристики, то он действует как социальный ученый. Обращаясь же к мотивам действующих лиц исторического процесса, изучая их дневники, письма, тексты выступлений, он действует как ученый гуманитарий.[5]

Таким образом, конкретные методы, используемые общественными и гуманитарными науками для изучения общих объектов исследования, объединяют эти «дружественные» области научного знания. Тогда как в предмете, объектах и методах наук об обществе и наук о природе существуют очень заметные отличия.

· Во-первых, общественные науки возникли как самостоятельные области научного знания значительно позже наук о природе. Методы последних оказали влияние на становление методологии социальных наук.

· Во- вторых, объекты, предмет познания у естественных и гуманитарных наук различаются: природа и процесс общественного развития – разные сферы бытия. Онтологически[6] они противостоят друг другу.

· В-третьих, у общественных наук иные методы исследования в сравнении с науками о природе. Изучение социальных явлений требует от ученого их переживания и понимания, а исследование природных объектов – объяснения. Понимание как прямое постижение событий общественной жизни в социальных науках противопоставляется выводному, непрямому знанию в естественных науках.

· В-четвертых, разница в методах предопределена различиями в объекте, на который направлен интерес ученого. Изучая природу, наука стремится уяснить, в первую очередь, общеедля изучаемых явлений (использует метод обобщения) выявляет законы природы. Анализируя явления культуры, наука концентрируется, главным образом, на особенном в объекте исследования (использует индивидуализирующий метод).

· В-пятых, в классическом естествознании ученый исключает себя из исследовательской ситуациии потому его объективность более очевидна. Под объективностью научного исследования здесь понимается изучение природы независимо от человека, т.е. природы «самой по себе». При изучении общества ученый не может исключить себя из процесса общественного развития, результаты его влияют на частную жизнь исследователя. Ученый-обществовед изучает такой объект, к которому принадлежит и сам: он и исследователь социальной жизни, и ее участник. Научная объективность здесь обеспечивается иначе. Работая с материалом культуры, ученый всегда соотносит его с общезначимыми ценностями: нравственными, политическими хозяйственными, художественными, религиозными. Сопоставление изучаемых объектов с всеобщими ценностями, как раз и считается способом формирования объективного знания в общественных науках. И в этом смысле субъективизм историка – не препятствие для познания общественной жизни, а инструмент и метод понимания истории.

· В-шестых, природу люди постигают с помощью понятий причины и следствия, а человеческую деятельность – путем изучения мотивов, целей и намерений и смысла деятельности человека. Социологическое исследование общества (М.Вебер)[7] нацелено на понимание смыслов индивидуальных человеческих действий, из которых, в конечном счете, складывается вся общественная жизнь.

Отличия общественных наук от наук о природе не исчерпывают содержание сравнительной характеристики этих двух областей научного познания. Есть между ними и сходство.

· Во-первых, это историческая общность методологии: на первом этапе становления наук об обществе в силу огромного культурного авторитета естественных наук многие ученые полагали, что наука об обществе должна изучать связи наблюдаемых социальных явлений естественно-научными методами.

· Во-вторых, — общность методов приобретения знаний – это научные методы. Среди них в современный период можно выделить общенаучные методы, которые используются практически во всех науках, например, методы наблюдения, эксперимента, моделирования, восхождения от абстрактного к конкретному. Кроме того, у всех наук существуют общие приемы познания, выражающие способы мышления. К таким приемам относятся: анализ и синтез, индукция и дедукция.[8] Общими являются и иные нормы научного исследования. К ним, например, относятся опора на факты, строгость и однозначность теоретических понятий, доказательность рассуждений и их логическая непротиворечивость.[9]

· В-третьих, это общие признаки познавательной деятельности характерные для любой науки и отличающие науку от других видов знания (искусства, религии, обычного жизненного опыта). Имеются в виду объективность, системная организованность и обоснованность знаний, приобретаемых научными методами.

· В-четвертых, наличие у каждой науки независимо от того, является она естественной или общественной, — своих специфических характеристик: объекта, предмета и метода.

2. Становление научного обществознания.

Получить более полное представление об отличиях и сходстве наук об обществе (социальных) и наук о природе помогает их сравнение в процессе становления и развития.

На первом этапе становления науки – в древнее время — разделения научного знания на науки о природе и науки об обществе еще не существовало.

Зачатки научных знаний появились еще в древности. Существовавшие в тот период цивилизации (например древнего Востока) сконцентрировали богатые астрономические, математические, медицинские знания. Древнегреческие мыслители первыми перешли к созданию логически связанных систем – теорий (математических, философских, космогонических)

Особенностью науки в древности являлась ее «растворенность» в более общих познавательных системах: в мифологии и философии.

Следующим этапом развития науки стала эпоха Нового времени, когда сложилось представление о науке как о самостоятельной и значимой форме постижения мира и человека. Именно на этом этапе научное знание начинает дифференцироваться: в зависимости от различий в предметеи методах исследований выделяются отдельные науки (математика, затем научное естествознание). Универсальные всеобщие связи, господствующие в мире природы стали восприниматься как законы, которые управляют изменением объектов, исследуемых упомянутыми науками. Интенсивное развитие промышленности в эпоху индустриальной цивилизации сопровождалось становлением технических наук.

Читать еще:  Что такое просфора? Секреты откроет просфорник

Во второй половине XIX в. происходит становление социальных и гуманитарных наук. К факторам, обусловившим появление общественных наук в учебной литературе [10]относят:

· начавшиеся в XIX в. глубокие общественные изменения (становление промышленного капитализма – разложение социальных структур традиционного общества и формирование массового общества), которые вызвали потребность в лучшем понимании социальных процессов, а по возможности – и в управлении ими;

· очевидный прогресс естествознания, «спровоцировавший» устремленность к созданию научной социологии по образцу естественных наук, которую даже стали называть «социальной физикой»; уже упоминавшиеся масштабные социальные трансформации, способствовали широкому распространению натуралистических представлений об обществе в конце ХIX – начале XX в.

Таким образом, науки об обществе сложились позже, чем науки о природе, и под их сильным влиянием. [11]Это не могло не сказаться на становлении методов социальных наук. Еще в XVIII в. под влиянием успехов естествознания, и особенно механики сложилось представление о том, что все науки должны использовать методы математического естествознания. Например, основоположник социологии французский ученый О.Конт полагал, что наука об обществе должна изучать связи наблюдаемых социальных явлений естественно-научными методами и поэтому называл социологию «социальной физикой».[12]

Его последователь – Э.Дюркгейм считал социальными фактами все общественные явления, которые воздействуют на человека и побуждают его вести себя определенным образом. К социальным фактам он относил нормы права и морали, привычные способы ведения дел, общественные движения, моду. Главным принципом научного метода в социологии Э. Дюркгейм считал отношение к социальным фактам как к вещам. Это означало выявление взаимозависимости между ними подобно тому, как изучают причинную взаимосвязь явлений природы.

Но натуралистические представления об обществе все же не были всеобщими. Например, немецкий философ У. Дильтей полагал, что «науки о духе» отличаются от «наук о природе» своим методом.[13] Он обращал внимание на то, что ученый, воспринимая общественные явления, сопереживает и стремится к пониманию людей, т.е. « науки о духе» являются «понимающими», тогда как науки о природе – «объясняющими».

Последователь И.Канта – немецкий философ Г.Рикерт также выявил отличия наук о культуре от наук о природе.[14] Главное из них, по его мнению, выражалось в том подходе к объекту изучения, которого придерживались исследователи.

Изучая природу, ученый стремится обнаружить общее, иными словами выявить черты сходства в изучаемом явлении с другими явлениями того же типа. То есть, они исследуют природную реальность при помощи обобщающего (генерализирующего) метода, выявляя законы природы.

В науках о культуре внимание исследователя направлено на индивидуальное, на особенности изучаемого объекта. Неповторимая индивидуальность объекта придает ему значение объекта культуры в отличие от объектов природы. Таким образом, в социальных науках используется индивидуализирующий метод. Например, задача исторических наук – понять смысл социального (М. Вебер) в различных историко-культурных контекстах.[15]

Разделение наук о природе и наук о культуре было реакцией на позитивистское и натуралистическое понимание исторического процесса.

Натурализм рассматривает общество с позиций вульгарного материализма, не различая значение причинно-следственных связей в природе и в обществе. Он объясняет общественную жизнь естественными, природными причинами, применяя для их познания естественно-научные методы.

Человеческая история предстает как естественный процесс, а законы истории становятся разновидностью законов природы. Так, например, сторонники географического детерминизма (географическая школа в социологии) главным фактором социальных изменений считали географическую среду, климат, ландшафт (Ш.Монтескье, Г.Боклль. Л.И.Мечников) Представители социал-дарвинизма сводили социальные закономерности к биологическим: общество рассматривается ими как организм (Г.Спенсер) , а политика, экономика и нравственность – как формы и способы борьбы за существование , проявление естественного отбора (У. Самнер, Д.- С. Милль). Они стремились отказаться от умозрительных схоластических рассуждений, характерных для метафизических исследований общества, и создать «позитивную», доказательную, универсальную общественную теорию по подобию естествознания. Однако такое направление исследований привело к выводам о природном разделении людей на высшие и низшие расы (Ж.Гобино) и даже о прямой зависимости классовой принадлежности от антропологических параметров индивидов.

Связь общества и природы обществознание. Науки о природе и обществе

Ключевые слова конспекта: Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы.

Тема 1.1. Общество как форма жизнедеятельности людей

Понятие «oбщество» используется в двух смыслах:

Исходной составляющей общества являются живые действующие люди, совместная деятельность которых, приобретая более или менее устойчивый характер, формирует общество.

Сущность общества кроется в отношениях, в которые вступают люди друг с другом в процессе своей жизнедеятельности —> общество есть совокупность общественных отношений.

Примечания:
1 Общность — относительно устойчивая реальная совокупность людей, отличающаяся сходными условиями и образом жизни.
2 См. тему 1.7. Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение.

Образец задания ОГЭ по обществознанию по теме 1.1.

ВОПРОС: Учёные-обществоведы определяют общество как
1) весь материальный мир.
2) всё человечество в прошлом.
3) единство биологического и социального.
4) естественную среду обитания человека.

Тема 1.2. Взаимодействие общества и природы

Понятие «природа» используется в двух смыслах:

Обществo как обособившаяся в процессе жизнедеятельности людей часть природы неразрывно с ней связано:

На первых порах противоречие между обществом и природой выступало как их различие, так как человек создавал примитивные орудия труда, с помощью которых он добывал себе средства к жизни. Однако полной зависимости человека от природы уже не было.

Совершенствование орудий труда —> общество стало оказывать усиливающееся воздействие на природу, где-то улучшая её, а где-то и ухудшая. Человек не мог обойтись без природы ещё и потому, что технические средства, облегчающие ему жизнь, создаются по аналогии с природными процессами.

Природа также воздействует на общество, предоставляя ему благоприятные или неблагоприятные условия для его функционирования и развития.

Благоприятные природные условия:

  • давали толчок к бурному развитию той или иной цивилизации —> великие цивилизации древности возникли в устье плодородных рек или в плодоносных долинах;
  • способствовали развитию торговли, мореплавания, межкультурных связей.

Общeство как обособившаяся часть природы и сама природа оказывают друг на друга значительное влияние. Вместе с тем они сохраняют специфические особенности, которые позволяют им сосуществовать как двуединое явление земной действительности. В этой тесной взаимосвязи природы и общества заключается основа единства мира.

Образец задания ОГЭ по обществознанию по теме 1.2.

ВОПРОС: Какой из примеров иллюстрирует взаимодействие природы и общества?
1) разгром Ярославом Мудрым печенегов под Киевом
2) формирование кастовой системы в Древней Индии
3) издание Иваном IV Грозным нового Судебника
4) строительство ирригационных сооружений в Древнем Китае.

Это конспект по математике на тему «Общество. Взаимодействие общества и природы». Выберите дальнейшие действия:

  • Перейти к следующему конспекту: Основные сферы общественной жизни
  • Вернуться к списку конспектов по Обществознанию.
  • Проверить знания по Обществознанию.

Исторические формы взаимодействия природы и общества

Каждая из форм общества по-своему взаимодействовала с природой.

Читать еще:  Интернет-зависимость: причины, признаки, риски

Согласно экономической концепции труда и капитала, первобытное общество занималось собирательством и охотой, рабовладельческое – земледелием и скотоводством, феодальное – военным захватом территорий и разработкой ископаемых, капиталистическое – эксплуатацией ресурсов.

Другие исследователи больше склонны видеть множество обществ или цивилизаций, привязанных к ландшафтам и крупным рекам.

В 20-м веке появились индустриальные теории, где многочисленные авторы делили человеческую историю на доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную эпоху, фазу, период, этап, эру или волну.

Основной акцент делался на историческом, кардинальном изменении взаимодействия общества и природы. За основу бралось соотношение валового продукта к численности людей и другие экономические и демографические показатели.

В доиндустриальном обществе преобладал первичный сектор экономики – сельское хозяйство, лесоводство, животноводство, рыболовство, охота, немеханизированная добыча угля и руды, кустарное производство. Воздействие на природу было минимальным, кроме критикуемого поджигания сухой травы в саваннах для охоты и подсечно-огневого земледелия.

Потом, в начале 19-го века, в индустриальном обществе произошла научно-техническая революция, и появились механизмы, в том числе работающие на топливе и частично автоматизированные. Возник вторичный сектор экономики – обрабатывающая промышленность, строительство зданий и механизмов.

Дальнейшее улучшение технологий привело к промышленному освоению новых территорий и недр, особенно месторождений нефти. Нагрузка на окружающую среду увеличилась. Этот период продлился до 1950-х годов.

Затем в Америке и Европе возникло постиндустриальное общество, где над первичным и вторичным секторами экономики стал преобладать третичный сектор услуг. Однако взаимовлияние между обществом и природой снова возросло, так как продолжался экономический рост, и с ним повышался уровень потребления.

Только в настоящее время с внедрением интернета и возрастанием мобильности есть основания говорить о глобальном обществе, которое пытается понять, как лучше и правильнее взаимодействовать с природой, чтобы избежать глобальных экологических угроз.

Его называют обществом риска, где глобальные связи обеспечивают быстрое распространение эпидемий, радиации, вредных веществ.

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Конспект урока «Общество и природа»

Существовали и существуют сейчас разные точки зрения по поводу взаимоотношений общества и природы.

Человек и природа составляют единое целое, считали древние греки. Природа совершенна, потому что гармонична. Если люди не хотят превратить свою существование в полный хаос, они должны стараться жить в согласии, гармонии с природой. Такое же отношение к проблеме было характерно и для многих восточных религиозных и философских систем.

Всё сотворено Богом: свет и тьма, небесные светила, вода и суша, животные и люди. Но только человек получил частичку Божественного разума — способность к творчеству. Он обладает душой, и поэтому возвышается над природой. Всё природное, не освещённое Божественным началом, греховно. Природу, в том числе и собственную телесную оболочку, нужно обуздать, подчинить своей воле. Такие идеи были широко распространены в средневековье. По крайней мере, в христианской Европе.

И в Новое время в западном мире природа зачастую воспринималась как косная, инертная сила. Человек должен был покорить её. Установлению господства над природой должна была помочь наука. Как раз в это время начинается революция в естествознании. Люди всё глубже приникают в тайны природы, познают законы, по которым она развивается. И учатся использовать это знания для собственных прагматических целей. Человек стал независимым от природы! Некоторым так и казалось.

В широком смысле слова природа — это весь материальный мир, вся Вселенная. Включая и человеческое общество. Но сегодня мы будем иметь в виду другое, более узкое определение. Природа — естественная среда обитания человека. Те условия, которое общество использует для своего существования. Условия, не созданные им, существующие объективно, независимо от человека. Имеется в виду поверхность Земли и богатства её недр, вода, климат и так далее. А то что создано людьми — культура. Её часто называют «второй природой». Ведь это тоже среда обитания человека.

Природа нашей планеты гораздо старше общества. Её история измеряется миллиардами лет. Ну, а история человечества насчитывает, максимум, несколько миллионов лет. Причём значительную часть этого времени общество находилось в первобытном, неорганизованном состоянии.

Человек — одно из ответвлений эволюции. Он не мог, да и сейчас не может, развиваться вне определённой среды. Причём среды достаточно уникальной по своим свойствам. В различных звёздных системах астрономы обнаружили достаточно много планет. Но ни на одной из них не нашли такой совокупности условий, которые могли бы привести к возникновению жизни. Вселенная бесконечна. Вероятно, где-то такие планеты существуют. И человечество когда-нибудь встретит братьев по разуму. А может быть, и не встретит.

Но что же такого уникального в природных условиях Земли? Судите сами. Нам повезло в следующем.

Солнце — звезда среднего класса. И это для нас просто замечательно. Жизнь вокруг слишком «горячих» или слишком «холодных» звёзд невозможна. Земля находится на оптимальном расстоянии от своего светила — приблизительно сто пятьдесят миллионов километров. Каких-нибудь десять миллионов километров ближе к Солнцу — и поверхность планеты была бы выжженной пустыней. Настолько же дальше — и всё покрыто льдом.

Если бы размеры Земли были такими же, как у Меркурия или Плутона, её притяжение было бы слишком маленьким, чтобы удержать атмосферу. А если бы она «доросла» до размеров Юпитера или Сатурна, то вокруг неё была бы не атмосфера, а плотная оболочка, под которой никакая жизнь не смогла бы существовать.

А наша атмосфера — это просто чудо! Она защищает жизнь на планете от убийственного влияния космоса, от солнечной радиации. Атмосфера позволяет поддерживать относительное температурное равновесие. Конечно, разница между самыми жаркими и самыми холодными местами на планете колоссальна. Самая высокая температура за всю историю наблюдений была в пустыне Лут, в Иране в 2005 году – 70,7 градуса Цельсия. Рекорд с противоположным знаком был зафиксирован в 2013 году на ледяном куполе Фудзи в восточной части Земли Королевы Мод в Антарктиде: -91,2 градуса. Но, во-первых, эти места находятся очень далеко друг от друга, в каждом конкретном районе разбежки не такие большие. А во-вторых, что вы скажете о Меркурии, например? Там перепад температур из-за отсутствия атмосферы составляет 600 градусов Цельсия: от + 427 до -173.

И потом, земная атмосфера почти на 80% состоит из азота. А он входит в состав практически всех живых организмов. В воздухе содержится около 20% кислорода. Это позволяет нам свободно дышать. Соединяясь с водородом, кислород образует воду — абсолютно обязательно обязательное для жизни природное вещество. Она является составной частью растительных и животных организмов. Мы с вами на 80% состоим из воды. В Мировом океане, в пресных водоёмах обитает множество рыб, других живых организмов. По самой распространённой версии, органическая жизнь зародилась именно в воде. И только потом вышла на сушу. Океан — колыбель всего живого, а значит, и человека.

Литосфера — верхняя твёрдая оболочка земного шара создаёт твёрдую основу поверхности. Отделяет нас от расплавленной магмы. В ней содержатся полезные ископаемые. А верхняя часть литосферы — почва. Особый органический слой, который создаёт необходимые условия для жизни растений.

Сфера существования живых организмов — биосфера. Она включает в себя верхнюю часть литосферы. Гидросферу. Нижние слои атмосферы. Приблизительно до 10 километров в высоту. Приспосабливаясь к различным условиям существования, на Земле живут около 500 тысяч видов растений и полутора миллионов животных. И только человек приспосабливается к особенностям природных условий, не изменяясь сам. Он создаёт искусственную среду обитания.

Читать еще:  Существует ли нибиру и почему ее невозможно зафиксировать

Влияет ли природное окружение на развитие человеческого общества. Безусловно!

Серьёзные изменения климата могут сделать невозможным дальнейшее проживание людей на той или иной территории. Или наоборот, возможным. После окончания ледниковой эпохи и начала глобального потепления человек освоил широкие просторы Центральной и Северной Европы, Северной Азии и Америки. А оттуда, где начались засухи и опустынивание — например, район теперешней Сахары — пришлось уйти. Губительное воздействие на развитие могут оказать стихийные бедствия: землетрясения, извержения вулканов. А если речь идёт о катаклизме космического масштаба, например, о падении на Землю крупного астероида, то под вопросом окажется существование всей человеческой цивилизации.

Природные условия определяют направление хозяйственной деятельности людей. Что станет основой их экономики? Земледелие, кочевое скотоводство, морские промыслы? Переход земледельцев к оседлому образу жизни подтолкнул развитие ремесла, торговли, городов. Благоприятный климат позволял выращивать несколько урожаев в год, получать излишки продукции. А это первый шаг к развитию имущественного неравенства, расслоению общества и появлению необходимости в государстве. Как особой системы управления, основанной на принудительной силе. Не случайно, первые цивилизации возникли в странах с тёплым климатом.

Можно проследить и зависимость формы политического устройства от природного окружения. Хотя она и не так очевидна. Первые государства везде были небольшими по размеру. Это логично. Они возникали на базе племенного объединения, жившего некоей ограниченной территории. Но в тех регионах, где развивалось ирригационное земледелие, очень рано возникли крупные централизованные государства. Древний Египет, Месопотамия, цивилизация долины Инда. Многие историки объясняют это необходимостью объединения усилий для поддержания в порядке оросительной системы. Каналов, плотин, дамб. Нужна была сильная, даже жёсткая власть. Чтобы организовать совместный труд, заставить действовать не только в личных, но и общественных, общегосударственных интересах. У правителей сосредотачивались такие полномочия, которые превращали их в деспотов. Их власть поддерживалась и авторитетом религии. На протяжении длительного времени — это был самый сильный авторитет.

А там, где природные условия позволяли вполне успешно вести хозяйство в рамках небольших коллективов, такие централизованные государства сложились достаточно поздно. Вспомним Грецию с её многочисленными полисами — городами-государствами. Их объединил под своей властью лишь Филипп Македонский. И система управления сложилась совсем другая. Были, разумеется, и здесь свои цари и тираны. И всё же преобладала не деспотия, а демократия. В своеобразной, непривычной для нас форме, но демократия.

Вероятно, развитие человеческого общества связано и с более глобальными физическими процессами. Теми, которые протекают в звёздных глубинах. Советский учёный, биофизик Александр Леонидович Чижевский доказывал, что на развитие биосферы, в том числе и социально-исторические процессы влияют циклы солнечной активности.

Годы солнечных бурь вызывают повышенное радиоактивное излучение. Психика людей находится в возбуждённом состоянии. Личные и общественные проблемы они склонны решать силовыми методами. А в период спокойного Солнца приходят годы мира и освобождения человечества от безграничных ужасов и страхов. В качестве примера можно привести некоторые факты. Пики солнечной активности приходились на 1848 год, 1917 — 1918, 1938 — 1939, 1990 — 1991 годы. Вспомните, какие исторические события приходятся как раз на это время.

Но, разумеется, было бы слишком просто все события человеческой истории объяснить исключительно влиянием климата или явлений космического масштаба. Действия людей определяются их личной волей, особенностями конкретного общества. Так, например, уровень рождаемости зависит не столько от естественной способности к деторождению, сколько от иных, чисто социальных факторов. Уровень экономического развития страны, занятость женщин в общественном производстве, их образование. Развитие медицины, религиозные традиции и многое другое.

К тому же постоянно растёт воздействие, направленное в обратную сторону. Человеческого общества на природу. Люди проводят воду в засушливые районы. Осушают заболоченные территории. Высаживают деревья. Выводят новые сорта растений и породы скота. Ликвидируют природные очаги страшных болезней.

Но чаще мы вспоминаем о неблагоприятных последствиях этого влияния. Истощение запасов природных ресурсов. Вырубка лесов. Загрязнение атмосферы, почвы, воды. Уничтожение животного и растительного мира. Влияние, хотя ещё и не совсем доказанное, на глобальные климатические процессы.

Мощному воздействию научно-технического прогресса повергается и сам человек. На протяжении последних 30 тысяч лет он практически не изменился как биологический вид. Но серьёзно изменились условия его существования. Мы живём в мире, перенасыщенном информацией. Она буквально обрушивается ни нас из СМИ, интернета. Причём зачастую информация носит не нейтральный характер. Она распространяется с целью оказать влияние на психику человека, манипулировать его сознанием. Мы всё больше зависим от компьютерных сетей и виртуальной реальности. Большинство людей живёт сейчас в городах-мегаполисах, подчиняется их бешеному ритму. Индивидуальность человека растворяется в толпе, он всё больше ощущает себя «винтиком», «песчинкой».

Попытка общества стать «над природой» обернулась серьёзными проблемами не только для природы, но и для самого общества. Человек забыл о том, что он может существовать лишь в особых уникальных природных условиях. Их глобальное изменение поставит жизнь под угрозу. И её может не спасти искусственная среда обитания. Будущее общества — в коэволюции. Параллельном, гармоничном развитии общества и природы. Задача человечества — разумно организовать своё взаимодействие с природой. Именно в этом заключается сущность концепции ноосферы — сферы разума.

Экология

Загрязнение окружающей среды затрагивает все сферы жизни и заставляет общество разрабатывать способы ее защиты. Существует целая наука – экология, изучающая взаимодействие общества и природы.

которые читают вместе с этой

Экологические проблемы современности:

  • климатические изменения
  • исчерпание полезных ископаемых;
  • загрязнение пресной воды;
  • загрязнение земли и воздуха;
  • уменьшение озонового слоя;
  • радиационное загрязнение;
  • исчезновение многих видов растений и животных и многие другие;
  • распространение опасных вирусов.

“Чумой” XX века стал СПИД, лекарство от которого до сих пор не изобретено. Современная медицина, несмотря на имеющиеся технологии, способные продлить жизнь человека. не способна уменьшить количество больных, число которых постоянно растет.

Причины экологических проблем:

  • бурная хозяйственная деятельность человека;
  • техногенные аварии (аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году, японской АЭС «Фукусима-1» в 2011 году);
  • истребление растений и животных с целью получения выгоды (морская корова, голубая антилопа и другие).

Научно-технический прогресс способствует исчезновению 50 тысяч видов растений и животных в год. Сжигаемое заводами топливо загрязняет почву и воздух вредными веществами: серой, золой и пылью.

Проблемы развития и даже выживания человечества заставляют людей серьезно задуматься над экологическими проблемами, разрабатывать общие теории природы и общества, создавать и внедрять новые типы отношения к окружающей среде, ее защите и охране:

  • разработка безотходных технологий, очистных сооружений;
  • составление Красных книг;
  • уменьшение использования ядохимикатов;
  • разработка экологических программ.

В мире создаются специальные организации по защите окружающей среды:

  • 1948 г. Международный союз охраны природы;
  • 1971 г. международная организация “Гринпис”;
  • Всемирный фонд дикой природы.

Эти организации занимаются созданием национальных парков, защищают от истребления редких животных, проводят пропаганду защиты живой природы от отходов фабрик, заводов.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector