0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кирилл и Мефодий: почему азбука названа именем младшего из братьев

Святые учители словенские стремились к уединению и молитве, но в жизни постоянно оказывались на передовых позициях — и когда отстаивали христианские истины перед мусульманами, и когда взяли на себя великий просветительский труд. Их успех иногда выглядел как поражение, но в результате именно им мы обязаны обретением «дара ценнейшего и большего всякого серебра, и злата, и драгоценных камней, и всего преходящего богатства». Этот дар — славянская письменность.

Русский язык был крещен еще в те времена, когда наши предки не считали себя христианами — в девятом веке. На западе Европы наследники Карла Великого делили франкскую империю, на Востоке укреплялись мусульманские государства, тесня Византию, а в молодых славянских княжествах проповедовали и трудились равноапостольные Кирилл и Мефодий — подлинные основатели нашей культуры.

История деятельности святых братьев изучена со всевозможной тщательностью: сохранившиеся письменные источники многократно прокомментированы, и ученые мужи спорят о деталях биографий и допустимых интерпретациях дошедших сведений. Да и как может быть иначе, когда речь идет о создателях славянского алфавита? И однако же до сих пор образы Кирилла и Мефодия теряются за обилием идеологических построений и просто выдумок. Хазарский словарь Милорада Павича, в котором просветители славян встраиваются в многогранную теософскую мистификацию, — не худший вариант.

Кирилл — младший и по возрасту, и по иерархическим званиям — до конца жизни был просто мирянином и монашеский постриг с именем Кирилл принял только на смертном одре. В то время как Мефодий, старший брат, занимал большие должности, был правителем отдельной области Византийской империи, настоятелем монастыря и закончил жизнь архиепископом. И все же традиционно Кирилл занимает почетное первое место, и его именем назван алфавит — кириллица. Всю жизнь он носил другое имя — Константин, и еще почтительное прозвище — Философ.

Константин был чрезвычайно одаренным человеком. «Быстрота его способностей не уступала прилежанию», — житие, составленное вскоре после его кончины, неоднократно подчеркивает глубину и обширность его знаний. Переводя на язык современных реалий, Константин Философ был профессором столичного Константинопольского университета, очень молодым и перспективным. В 24 года (!) он получил первое важное государственное задание — отстаивать истинность христианства перед лицом иноверцев-мусульман.

Миссионер-политик

Причудливо смотрится в наши дни эта средневековая неразделенность духовных, религиозных задач и дел государственных. Но и для нее можно найти некоторую аналогию в современном мировом порядке. И сегодня супердержавы, новейшие империи, основывают свое влияние не только на военной и экономической силе. Всегда есть идеологическая составляющая, идеология, «экспортируемая» в другие страны. Для Советского Союза это был коммунизм. Для Соединенных Штатов — либеральная демократия. Кто-то принимает экспортируемые идеи мирно, где-то приходится прибегать к бомбардировкам.

Для Византии доктриной было христианство. Укрепление и распространение Православия воспринималось императорской властью как первостепенная государственная задача. Поэтому, как пишет современный исследователь кирилло-мефодиевского наследия А.-Э. Тахиаос, «дипломата, вступавшего в переговоры с врагами или “варварами”, всегда сопровождал миссионер». Таким миссионером и был Константин. Поэтому так сложно отделить собственно просветительскую его деятельность от политической. Только перед самой смертью он символически сложил с себя государственную службу, приняв монашество.

«Более я не слуга ни царю, ни кому-либо другому на земле; только Богу Вседержителю был и буду во веки», — напишет теперь уже Кирилл.

О его арабской и хазарской миссии, о каверзных вопросах и остроумных и глубоких ответах рассказывает житие. Мусульмане спрашивали его о Троице, как могут христиане поклоняться «многим богам» и почему вместо непротивления злу они укрепляют армию. Хазарские иудеи оспаривали Боговоплощение и ставили в вину христианам несоблюдение ветхозаветных предписаний. Ответы Константина — яркие, образные и краткие — если и не убеждали всех оппонентов, то, во всяком случае, доставляли полемическую победу, приводя слушающих в восхищение.

Мис­си­о­нер-по­ли­тик

При­чуд­ли­во смот­рит­ся в на­ши дни эта сред­не­ве­ко­вая нераз­де­лен­ность ду­хов­ных, ре­ли­ги­оз­ных за­дач и дел го­судар­ствен­ных. Но и для нее мож­но най­ти неко­то­рую ана­ло­гию в совре­мен­ном ми­ро­вом по­ряд­ке. И се­го­дня су­пер­дер­жа­вы, но­вей­шие им­пе­рии, ос­но­вы­ва­ют свое вли­я­ние не толь­ко на во­ен­ной и эко­но­ми­че­ской си­ле. Все­гда есть идео­ло­ги­че­ская со­став­ля­ю­щая, идео­ло­гия, «экс­пор­ти­ру­е­мая» в дру­гие стра­ны. Для Со­вет­ско­го Со­ю­за это был ком­му­низм. Для Со­еди­нен­ных Шта­тов — ли­бе­раль­ная де­мо­кра­тия. Кто-то при­ни­ма­ет экс­пор­ти­ру­е­мые идеи мир­но, где-то при­хо­дит­ся при­бе­гать к бом­бар­ди­ров­кам.

Читать еще:  Чужой ребенок в истерике — 6 советов, как помочь и не навредить

Для Ви­зан­тии док­три­ной бы­ло хри­сти­ан­ство. Укреп­ле­ние и рас­про­стра­не­ние Пра­во­сла­вия вос­при­ни­ма­лось им­пе­ра­тор­ской вла­стью как пер­во­сте­пен­ная го­судар­ствен­ная за­да­ча. По­это­му, как пи­шет совре­мен­ный ис­сле­до­ва­тель ки­рил­ло-ме­фо­ди­ев­ско­го на­сле­дия А.-Э. Та­хиа­ос, «ди­пло­ма­та, всту­пав­ше­го в пе­ре­го­во­ры с вра­га­ми или “вар­ва­ра­ми”, все­гда со­про­вож­дал мис­си­о­нер». Та­ким мис­си­о­не­ром и был Кон­стан­тин. По­это­му так слож­но от­де­лить соб­ствен­но про­све­ти­тель­скую его де­я­тель­ность от по­ли­ти­че­ской. Толь­ко пе­ред са­мой смер­тью он сим­во­ли­че­ски сло­жил с се­бя го­судар­ствен­ную служ­бу, при­няв мо­на­ше­ство. «Бо­лее я не слу­га ни ца­рю, ни ко­му-ли­бо дру­го­му на зем­ле; толь­ко Бо­гу Все­дер­жи­те­лю был и бу­ду во ве­ки», — на­пи­шет те­перь уже Ки­рилл.

О его араб­ской и ха­зар­ской мис­сии, о ка­верз­ных во­про­сах и ост­ро­ум­ных и глу­бо­ких от­ве­тах рас­ска­зы­ва­ет жи­тие. Му­суль­мане спра­ши­ва­ли его о Тро­и­це, как мо­гут хри­сти­ане по­кло­нять­ся «мно­гим бо­гам» и по­че­му вме­сто непро­тив­ле­ния злу они укреп­ля­ют ар­мию. Ха­зар­ские иудеи оспа­ри­ва­ли Бо­го­во­пло­ще­ние и ста­ви­ли в ви­ну хри­сти­а­нам несо­блю­де­ние вет­хо­за­вет­ных пред­пи­са­ний. От­ве­ты Кон­стан­ти­на — яр­кие, об­раз­ные и крат­кие — ес­ли и не убеж­да­ли всех оп­по­нен­тов, то, во вся­ком слу­чае, до­став­ля­ли по­ле­ми­че­скую по­бе­ду, при­во­дя слу­ша­ю­щих в вос­хи­ще­ние.

Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий: жизнь и подвиг учителей Словенских

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».

«Оно было в начале у Бога».

24 мая память святых Кирилла и Мефодия

Святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий происходили из знатной и благочестивой семьи: отец Лев, а мать Мария, жившие в греческом городе Солуни в Македонии.

У этой благочестивой семье было семь сыновей: старшего звали Мефодием, а младшего Константином, в монашестве Кириллом.

Святой Мефодий сначала служил в военном звании в Славинии, бывшею под греческою державой, что дало ему возможность научиться славянскому языку. Пробыв в чине воеводы около 10 лет и познав суету житейскую, Мефодий ушел в монахи на гору Олимп , занимаясь изучением священных книг.

Святой Константин с малых лет отличался большими способностями и учился вместе с малолетним императором Михаилом у лучших учителей Константинополя, в том числе у Фотия, будущего Патриарха Константинопольского.

Святой Константин постиг все науки и многие языки, особенно прилежно изучал он творения святителя Григория Богослова , а за свой ум и выдающиеся познания получил прозвание Философа (мудрого).

По окончании учения святой Константин принял сан иерея и был назначен хранителем Патриаршей библиотеки при храме святой Софии , но вскоре покинул столицу и тайно ушел в монастырь.

Разысканный там и возвращенный в Константинополь, он был определен учителем философии в высшей Константинопольской школе. Святой Константин сумел победить в прениях вождя еретиков-иконоборцев Анния. После этой победы Константин был послан императором на диспут для прений о Святой Троице с сарацинами (мусульманами) и также одержал победу. Вернувшись, святой Константин удалился к брату своему, святому Мефодию на Олимп, проводя время в непрестанной молитве и чтении творений святых отцов.

Вскоре император вызвал обоих святых братьев из монастыря и отправил их к хазарам для евангельской проповеди . На пути они остановились на некоторое время в городе Корсуни, готовясь к проповеди. Там святые братья чудесным образом обрели мощи священномученика Климента, папы Римского (память 25 ноября). Там же в Корсуни святой Константин нашел Евангелие и Псалтирь , написанные «русскими буквами», и человека, говорящего по-русски, и стал учиться у этого человека читать и говорить на его языке. После этого святые братья отправились к хазарам, где одержали победу в прениях с иудеями и мусульманами, проповедуя Евангельское учение. На пути домой братья снова посетили Корсунь и, взяв там мощи святого Климента, вернулись в Константинополь. Святой Константин остался в столице, а святой Мефодий получил игуменство в небольшом монастыре Полихрон, недалеко от горы Олимп, где он подвизался прежде.

Вскоре пришли к императору послы от моравского князя Ростислава, притесняемого немецкими епископами, с просьбой прислать в Моравию учителей, которые могли бы проповедовать на родном для славян языке. Император призвал святого Константина и сказал ему: «Необходимо тебе идти туда, ибо лучше тебя никто этого не выполнит». Святой Константин с постом и молитвой приступил к новому подвигу. С помощью своего брата святого Мефодия и учеников Горазда, Климента, Саввы, Наума и Ангеляра он составил славянскую азбуку и перевел на славянский язык книги, без которых не могло совершаться Богослужение: Евангелие, Апостол, Псалтирь и избранные службы. Это было в 863 году.

Читать еще:  Бог Ра, этруски и буквица. Разоблачаем главные мифы о русском языке

Находясь в Риме, святой Константин занемог и принял схиму с именем Кирилл . Через 50 дней после принятия схимы, 14 февраля 869 года, равноапостольный Кирилл скончался в возрасте 42 лет. Отходя к Богу, святой Кирилл заповедал брату своему святому Мефодию продолжать их общее дело – просвещение славянских народов светом истинной веры. Святой Мефодий умолял папу Римского разрешить увезти тело брата для погребения его на родной земле, но папа приказал положить мощи святого Кирилла в церкви святого Климента, где от них стали совершаться чудеса.

После кончины святого Кирилла папа, следуя просьбе славянского князя Коцела, послал святого Мефодия в Паннонию, рукоположив его во архиепископа Моравии и Паннонии, на древний престол святого Апостола Андроника. В Паннонии святой Мефодий вместе со своими учениками продолжал распространять Богослужение, письменность и книги на славянском языке.

В последние годы своей жизни святитель Мефодий был в столице Моравии-Велеграде, где с помощью двух учеников-священников перевел на славянский язык весь Ветхий Завет , кроме Маккавейских книг, а также Номоканон (Правила святых отцов) и святоотеческие книги (Патерик).

Святитель предсказал день своей смерти и скончался 6 апреля 885 года в возрасте около 60 лет. Отпевание святителя было совершено на трех языках – славянском, греческом и латинском; он был погребен в соборной церкви Велеграда.

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянами,

Славят подвиг первоучителей

Христианских своих просветителей.

История братьев: Кирилл и Мефодий

Солунские братья

Братья Михаил и Константин (такие имена получили в миру святые равноапостольные Мефодий и Кирилл) родились в городе Солунь (ныне греческий город Салоники) в семье византийского военачальника по имени Лев.

Мефодий (805/815 — 885 гг.) — самый старший из семерых детей, продолжил карьеру своего отца, став военнослужащим. В 843 году по поручению самого византийского императора Мефодий отправился воеводой в одну из провинций, где проживали славянские племена. Там он смог ознакомиться с языком, обычаями и культурой местных жителей. Со временем Мефодий решает оставить военную службу и становится настоятелем небольшого монастыря Полихрон. Именно тогда он и принимает свое монашеское имя.

Кирилл (826-869 гг.) — самый младший из братьев, еще в детстве удивлял многих своими способностями, постоянно углубляясь в книги и молитву. В Магнаврской школе Константинополя, где Кирилл получил образование, его наставником был известный богослов и писатель, а позже и патриарх Фотий. В этой школе Кириллу удалось изучить грамматику, риторику, философию и многие другие дисциплины. Особое внимание он уделял творчеству Григория Богослова — одного из наиболее известных церковных мыслителей, считая его своим духовным пастырем.

Кирилл прославился как философ и знаток языков. Помимо греческого, он владел славянским, латинским, а также арамейским языками. Знания и опыт, которые солунские братья получали в течение долгих лет, сыграли важную роль в деле создания старославянской азбуки.

Святые Равноапостольные Кирилл и Мефодий. Фреска на наружной стене собора Бигорского монастыря (Македония). 2-ая половина XIX в.

Величие Византии

В середине IX века Восточная Римская империя, или Византия, встала на путь восстановления своего былого величия. Если ранее империя, теснимая с Востока арабами, а с Запада — славянскими племенами, долгое время вела тяжелые оборонительные войны, то с середины столетия началась эпоха наступления византийцев.

Могущество империи основывалось на завоеваниях. Однако куда важнее для византийцев в это время было приобщение соседних народов к своей культуре. Большое значение здесь отдавалось христианскому учению. Христианские миссии должны были привлечь на сторону Византии многие народы, а также принести покой и процветание на границы империи.
Во главе миссий важно было поставить самых талантливых богословов. Одним из таких считался Кирилл, принимавший участие в разных дискуссиях на философские и богословские темы. Его ораторские способности, умение правильно выстраивать свою аргументацию позволяли ему одерживать победы во многих словесных поединках.

Читать еще:  Подземный рим. Катакомбы Рима – завораживающий подземный мир Вечного города Катакомбы святых в риме

Успехи Кирилла привлекли внимание императора Михаила III. По решению императора, а также своего учителя Фотия, он отправляется вместе с дипломатической миссией в арабские страны. В Багдаде Кирилл проявил себя глубоким знатоком не только Библии, но и Корана.

В 856 году в Константинополе был убит логофет Феоктист — покровитель Кирилла. Богослов принял решение удалиться в монастырь, где настоятелем был его старший брат Мефодий. Но дела государства вскоре вновь возвратили Кирилла в столицу. Ему было поручена новая миссия на Восток — в Хазарский каганат. В путь вместе с Кириллом отправился и Мефодий. Это было первое совместное путешествие солунских братьев.

Совет византийского императора Михаила III с философами о посылке учителей-просветителей в славянские земли; беседа в Селуни пос ла Михаила со Львом, отцом Кирилла и Мефодия. Радзивилловская летопись, конец XV века.
«Се слышав, царь Михаил созва философы вся и сказа им речь словеньских князь. Слыша царь, посла по ня в Селунь ко Лвови, глаголя: „Поели к нам сына своа Мефодьа и Костянтина“».

Моравская миссия

Христианские миссии византийцев обратили на себя внимание и славянских народов. Правитель Великой Моравии князь Ростислав отправил приглашение христианским богословам. В 863 г. Кирилл и Мефодий отправились в путешествие к славянам. Их миссия не только способствовала укреплению христианской веры среди славянских народов, но и внесла неоценимый вклад в развитие их культуры.

Князь Ростислав стремился объединить разрозненные церковные службы в единый епископат. Для этого было необходимо проводить литургии не на латыни, а на славянском языке. Кирилл и Мефодий, прекрасно знакомые с языком и культурой славянских народов, принялись за создание азбуки — глаголицы.

Появление глаголического алфавита позволило богословам перевести на славянский язык Священное Писание. Кирилл и Мефодий создали в Великой Моравии церковную школу, в которой обучались священники из числа местных жителей. Ученики осваивали славянское письмо, а также обучались ведению проповедей и церковной службы на славянском языке.

Вопрос о первенстве глаголического и кириллического алфавита долго время был предметом многочисленных споров. Принято считать, что во время моравской миссии солунскими братьями была создана именно глаголица. Кириллица появилась несколько позже благодаря труду учеников и последователей Кирилла и Мефодия. Однако именно солунским братьям принадлежит заслуга создания первой старославянской азбуки.

Создание Кириллом и Мефодием славянской азбуки; перевод на cлавянский язык Апостола и Евангелия. Радзивилловская летопись, конец XV века.
«Сима же пришедшима, начаста составливати писмена азбуковнаа словеньскы, и прело-жиста Апостол и Еуангелие. ».

Наследие Кирилла и Мефодия

Миссия Кирилла и Мефодия сыграла огромную роль в истории славянских народов, которые все больше обращались к христианскому учению. Появление азбуки и перевод Священного Писания дали начало старославянскому литературному языку и книжному делу. Солунские братья выступали в роли просветителей, обучая славян грамоте и знакомя их с основами византийской культуры.

Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий почитаются как в Восточной, так и в Западной христианской традиции. В 1863 году в России был учрежден праздник в честь солунских братьев. День Кирилла и Мефодия отмечался 11 мая (по юлинаскому календарю). Сейчас этот день — 24 мая, известен как «День славянской письменности и культуры». Помимо России, этот праздник также отмечается в Белоруссии, Украине, Сербии, Болгарии и ряде других славянских государств.

Славянские азбуки

Кирилл и Мефодий являются разработчиками первой славянской азбуки — глаголица. Уже после смерти просветителей их ученик Климент Охридский создал кириллицу — алфавит, основанный на трудах святых братьев и греческого письма. Название новый труд получил в честь человека, выполнившего подготовительную работу, лежащую в основе составления любого нового письменного языка.

Некоторые учёные утверждают, что славянские азбуки не являлись новым видом письменности, а были лишь разновидностью греческой буквенной системы. Самостоятельность детища равноапостольных мужей подтверждается следующими факторами:

  • все мировые письменные системы возникали на основе предшествующих образцов;
  • глаголица и кириллица полностью соответствует звуковой системе славянского языка;
  • графическое начертание букв обеих азбук не копирует греческое письмо, а является глубокой творческой переработкой авторов.

Работа святых Кирилла и Мефодия имела большое значение не только в деле крещения славянского населения Европы, но и в сохранении в его процессе национальной самобытности и культуры славян. Единый алфавит — одно из звеньев, объединяющих все славянские народы.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector