0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Свято-Лукианова мужская пустынь

После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим. Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний. Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели. Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи. Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи? Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте. Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже. Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус. (Ин., 5:1-15). Продолжить чтение →

Поделиться:

  • Поделиться
  • Отправить ссылку в Мой Мир (Opens in new window)
  • Отправить ссылку в Елицы (Opens in new window)
  • Click to share on Google+ (Opens in new window)
  • Отправить ссылку в Одноклассники (Opens in new window)
  • Click to share on Facebook (Opens in new window)
  • Отправить ссылку в ВКонтакте (Opens in new window)
  • Click to share on Telegram (Opens in new window)
  • Поделитесь в Twitter (Opens in new window)

Комментарии к записи Неделя 3-я по Пасхе, о расслабленном. отключены

Монастырь Свято-Лукианова мужская пустынь близ г. Александрова Епархиальные монастыри РПЦ

История

Основан преподобным Лукианом Александровским 28 августа (10 сентября) 1650 году на месте явления в 1694 году иконы Божией Матери «Рождества Богородицы», впоследствии прозванной Лукиановской.

Первым настоятелем монастыря был прп. Лукиан Александровский, Преподобный Лукиан родился в 1610 г. в г. Галиче. С 8 лет воспитывался отцом в монастыре. Впервые пришел на место будущей обители в 1640 г. и был здесь пострижен в монашество. Был трижды изгоняем отсюда местными жителями. В Чудовом монастыре г. Москвы в 1646 г. рукоположен в священнический сан патриархом Иосифом. С помощью московских купцов отстроил храм Рождества Богородицы и кельи для монашествующих. В 1654 году основал женский монастырь Успения Пресвятой Богородицы в г. Александрове по просьбе александровских купцов. Почил 8 (21) сентября 1655 г., память преставления празднуется на следующий день.

В 1771 г монастырская икона Рождества Богородицы прославилась еще одним чудом. После крестного хода, совершенного с образом вокруг г. Александрова, прекратилась эпидемия чумы. С того времени крестный ход стал совершаться ежегодно (традиция продолжается до сих пор), а икона стала повсеместно известной как «Лукиановская».

В нач. 19 в. был построен новый Братский корпус, а к югу от монастыря возвели монастырскую гостиницу. В 1894 г интерьер собора Рождества Богородицы был расписан. Монастырь имел собственный конный, кирпичный и изразцовый заводы, а также несколько мельниц. Пустыни принадлежали три деревянные часовни на Московской дороге и под Переславлем. В Москве у Сретенских ворот было подворье обители.

В 1922 г. монастырь был закрыт. Все имущество было вывезено, часть икон и святынь поругана и уничтожена. Местопребывание чудотворной иконы Рождества Богородицы доныне остается неизвестным. В обители поместили дом престарелых, с отделениями для душевнобольных и слепых.

В 1991 г. Лукианова пустынь первая во Владимирской епархии возродилась из небытия. В 1992 г. обретены святые мощи прп. Лукиана. Ныне они находятся в храме Богоявления в резной деревянной раке. Мощи прп. Корнилия были обретены в 1995 г. и положены в Троицком храме Успенского женского монастыря г. Александрова.

Читать еще:  Учение аристотеля о человеке и государстве. Учение аристотеля о государстве и праве Дурные и хорошие виды власти: характеристика

В 1999 г. по благословению патриарха Алексия II на Афоне греческим иконописцем схимонахом Паисием для обители была написана икона «Игумения Святой Горы Афон». К тому времени был полностью отремонтирован храм Богоявления. В 2001 г. была начата реставрация Богородице-Рождественского собора. По ряду причин она так и не была завершена, ограничившись восстановлением кровли, глав и куполов на храме. В 2002 г. была восстановлена южная стена – одна из первых каменных построек 1718 года. В 2005 году восстановлена одна из семи башен, а в 2011 году – еще одна.

В начале 2008 г. возглавлявший Лукианову пустынь в течение 17 лет архимандрит Досифей (Даниленко) был переведен для служения в Духовную миссию в Иерусалиме. Пробыв там менее года, 13 марта 2009 г. он, находясь в отпуске, скоропостижно скончался от сердечного приступа. Чин монашеского погребения был проведен 18 марта в Свято-Даниловом монастыре. Похоронен отец архимандрит на Троекуровском кладбище г. Москвы.

В 2008 году настоятелем Лукиановой пустыни был назначенигумен Тихон (Шебеко)

28-29 мая 2011 г. состоялись торжества, посвященные 20-летию возрождения Свято-Лукиановой пустыни и Свято-Успенского женского монастыря г. Александрова. Обитель была награждена медалью св. блгв. кн. Андрея Боголюбского I степени «за усердное служение».

Обитель представляет собой пример позднесредневекового монастыря с регулярной композицией и ансамблем построек рубежа 17-18 вв. Территория, окруженная стенами, имеет трапециевидный план, приближающийся к ориентированному по сторонам света квадрату. От места утраченных Святых врат, располагавшихся посередине южной стороны ограды, к северу идет липовая аллея, приводящая к монастырской площади. Справа от аллеи стоит крупный объем собора Рождества Богородицы, выходящий на площадь западным фасадом, в конце аллеи — трапезная церковь Богоявления. С запада площадь ограничивает Настоятельский корпус, немного севернее — церковь Екатерины с больничными кельями. С севера стоит протяженный с запада на восток Братский корпус, а к востоку от него по той же линии руины Казначейского корпуса. Небольшой пруд прямоугольной формы расположен в северо-восточном углу территории, более крупный прямоугольный пруд, обсаженный деревьями — в юго-западной части обители. Вокруг монастыря сохранилась ограда с четырьмя квадратными и двумя круглыми башнями. В северном и южном прясле проделано трое арочных ворот. К югу от монастырского комплекса стоит здание гостиницы. Все сохранившиеся здания выстроены из кирпича, большинство из них имеет оштукатуренные или побеленные фасады.

В настоящее время у обители имеется земля для подсобного хозяйства, огороды, покосы, скотный двор, небольшая пасека. Однако больших средств требует продолжение реставрации собора Рождества Богородицы. В обители отсутствуют разрушенные Святые врата, только фундамент остался от часовни, стоявшей некогда на месте погребения преподобного Лукиана. Не восстановлен больничный храм вмц. Екатерины. Нуждаются в капитальном ремонте игуменский корпус, монастырская стена, ее башни и многое другое.

О правилах монастыря

Поступающий в обитель должен знать цель и смысл своего пребывания в монастыре – исправление жизни по Божиим заповедям и борьба со своими страстями. Для этого в первую очередь необходимо иметь внутреннюю устремленность к Богу, как Источнику благодатной жизни, всегда и все делать с молитвой к Нему, стремиться к познанию значения и смысла заповедей Божиих, прилежать к чтению слова Божия. Необходимо также пребывать в полном послушании у о. Игумена и старшей братии. Отношение к пище, жилью и одежде должны быть умеренными и скромными. Необходимо воздерживаться от праздности, празднословия и, особенно, от осуждения. Все случающиеся скорби и искушения переносить терпеливо, без ропота, с надеждой на помощь Божию, относясь к ним как к посылаемым от Бога случаям для познания и исправления себя.

Обязанности насельника обители.

  1. Беспрекословно следовать требованиям монастырского Устава.
  2. Не выходить за территорию монастыря без благословения Игумена.
  3. Неукоснительно и своевременно посещать монастырские службы, согласно порядку, принятому в монастыре: в будние дни обязательно посещение полунощницы, в праздничные дни – всех праздничных богослужений.
  4. Благоговейно и чинно вести себя в храме на службе как внешне, так и внутренне: не вести праздных разговоров в храме, не ходить по храму во время службы и не выходить прежде окончания службы без уважительных причин, внимательно слушать богослужение и молиться самому.
  5. Исповедоваться у духовника обители еженедельно и причащаться Святых Христовых Тайн как минимум раз в месяц. Духовником обители является Игумен. При его отсутствии и по его благословению исповедь может принять любой священник монастыря. Время общей исповеди — вечернее богослужение в субботу и утреннее богослужение в воскресенье.
  6. Неукоснительно и своевременно посещать братскую трапезу. В трапезной вести себя чинно и благоговейно, как в продолжение богослужения, внимательно слушая предлагаемое чтение. Пропуски и опоздания на трапезу не допускаются.
  7. Не держать пищу в келье и не принимать пищу келейно.
  8. Не держать и не употреблять спиртных напитков.
  9. Своевременно выходить на послушания и выполнять их добросовестно, с полной отдачей, как перед лицом Божиим, относясь к своему послушанию как к делу, способному послужить для спасения души.
  10. Ничего не брать себе из монастырского имущества и из того, что жертвуется на монастырь без благословения Игумена.
  11. Ограничить свое общение с внешними до минимума, никого из посторонних не принимать в келье, не пользоваться мобильными телефонами без благословения Наместника.
Читать еще:  Реституция церковного имущества: кто приобретет, а кто потеряет?

Наместник

Святые и подвижники благочестия

Праздники и чтимые даты

Святыни и святые источники

Храмы и Богослужения

В последние годы ХVII века усердием постриженика Лукиановой пустыни, настоятеля обители с 1694 по 1696 год, а в период строительства — келаря Чудова монастыря, иеромонаха Иоасафа (Колдычевского), началось строительство пятиглавого каменного собора на том самом месте, где явился образ Царицы Небесной и где стоял первый деревянный храм Рождества Богородицы. Возведение собора продолжалось при строителе иеромонахе Моисее (управлял монастырем с 1696 по 1705 год). Храм строился на средства московского купца Онисима Феодоровича Щербакова и других ревнителей, поименованных в летописи обители.

Собор был освящён в 1712 году по указу царя Петра Алексеевича и благословению митрополита Стефана, Местоблюстителя Патриаршего Престола, в настоятельство Лукиановой пустыни строителя Авраамия. На освящении присутствовали сестры царя Петра Алексеевича царевны Марфа и Феодосия Алексеевны.

Собор был пятиглавый, имел паперть. Средняя глава собора была крыта белым железом, четыре других были крыты зелёной черепицей. Кресты на главах были вызолочены. В соборе был пятиярусный резной вызолоченный иконостас. Справа от царских врат был древний образ Всемилостивого Спаса в сребопозлащенной ризе, а за ним в ряду чудотворный образ Рождества Пресвятой Богородицы в виде средника, вставленного в икону с клеймами жития Пресвятой Богородицы. В украшении собора участвовали царские изографы школы иконописца Симона Ушакова и золотых дел мастера Оружейной палаты Московского Кремля.

В благоустроении собора принимали участие не только члены царской семьи, но и царские слуги, лица знатных фамилий, приближённые к царскому двору. В это время поступали многочисленные вклады от людей разных сословий: помещиков, купцов, военных разных чинов и прочих покровителей и почитателей обители, в том числе и от жителей города Александрова. В синодике Лукиановой пустыни поминаются бояре Милославские (сродники первой супруги царя Алексея Михайловича), Лопухины (сродники первой жены Петра Алексеевича) и многие знатные и неизвестные фамилии. Так сбывалось пророчество преподобного Лукиана: «… и будут вас посещати великие люди, князи и боляры, и благоверные царие».

Белый соборный храм с золотыми крестами лишь однажды потребовал капитального ремонта, что и было сделано при настоятеле отце Платоне в 1850 году. Паперть, которая окружала собор с трёх сторон, снаружи была украшена яркими изразцами с растительным орнаментом. Они были изготовлены на монастырском изразцовом заводе. Верх собора был расписан фресками двенадцати великих праздников. До начала XX столетия собор не был расписан изнутри. И только к 1894 году его внутренние стены и, по-видимому, галереи были расписаны сценами из жизни Иисуса Христа в византийском стиле и фигурами отдельных святых. Собор украшало крыльцо из белого камня.

В величественном золочёном шестиярусном иконостасе собора размещались древние почитаемые иконы XVI-XVII веков: справа от царских врат Нерукотворный образ Спасителя с двумя предстоящими Ангелами в новой серебряной ризе, за ним в ряду в киоте под резной сенью храмовая чудотворная икона Рождества Пресвятой Богородицы, вставленная в раму с двенадцатью клеймами жития Богородицы; слева от царских врат образ Божией Матери «Страстная», принесенный преподобным Лукианом из Москвы, и древний Богородичный образ «Неопалимой Купины». Этот образ имел клейма, на которых были изображены явления Божией Матери.

В 1893 году при игумене Иерониме (годы настоятельства 1887 — 95) в монастыре торжественно праздновалось 300-летие явления чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы. Готовились к торжествам серьезно. В это время появляется роспись на внутренних стенах храма. Академические по манере в стиле позднего классицизма росписи иллюстрировали жизнь Иисуса Христа и изображали святых. Святые помещены были внизу между окнами, евангельские сцены – над окнами, по три на каждой стене. Письмо светотеневое, пропорции несколько утонченные, рисунок правильный, красочные сочетания сдержаны.

Читать еще:  Энергетические тела человека. Пробуждение Сил Души Интуитивная энергия

На северной стене располагались композиции: «Исцеление слепорожденного», «Проповедь Иоанна Крестителя в пустыне» и «Благословение детей». В нижнем ряду между окон были изображены преподобные Кирилл, Андрей и Иоанн.

На южной стене были изображены «Воскресение дочери Иаира», «Нагорная проповедь» и «Исцеление расслабленного». Между окон – преподобные Ефрем и Евфимий.

На западной стене размещались три композиции «Крещение Руси», «Богоматерь на престоле со святыми» и «Крещение Ольги». Между окон нижнего ряда были написаны преподобные Савватий, Сергий и Иероним, Антоний и Феодосий, Даниил.

После закрытия обители в 1920 году, центральная часть собора в основном использовалась как сушилка для белья, поэтому милостью и промыслом Божиим росписи в большей своей части сохранились до наших дней. Пока они радуют взор братии и немногочисленных паломников нашей обители, но в будущем, надеемся, вновь засияют своей красотой для всех молящихся в восстановленном храме.

Фасадный ремонт храма был произведен в начале 2000-х годов, но, к сожалению, этим восстановление храма после разрухи богоборческих лет пока и ограничилось.

Свято-Лукианова пустынь. Один день в обители. Начало

Я уже пару лет, как хотел посетить Свято-Лукианову мужскую пустынь — монастырь под Александровом. В первую очередь хотел туда попасть потому что там похоронен мой любимый автор книг — монах Меркурий (Попов) — его книги перечитывал много раз и всегда не мог оторваться — так захватывало чтение. Там нет нравоучений, но они так проникают в душу, что трудно словами описать.

Ну да ладно, отвлёкся чего то я от самой поездки.

Решили ехать до Александрова на автобусе, а дальше на такси (автобус до Пустыни ходить только 2 раза в сутки — рано утром и ближе к вечеру, что нам никак не могло подойти — так рано утром мы бы ещё не добрались до Александрова, а вечером уже поздно).

Ну вот мы и на месте!

Пока открыт храм — пошли сразу туда.

Несмотря на то, что в пустыни три храма — отреставрированный только один — Храм Богоявления Господня. Мы туда и идём.

Сразу хочется сказать, что пустынь очень небогатая, даже бедная наверно. От того, что осталось с коммунистических времён — от разрухи, ещё не скоро избавиться можно будет.

В 1924 г. храм Богоявления Господня был отдан под приемник для беспризорных детей.
В 1970-х гг., в монастыре поместили дом престарелых, с отделениями для душевнобольных.

Вот так выглядел храм перед возрождением. (старые фото с сайта пустыни)

Идём внутрь. Там оказалась туристическая группа — очень редкий здесь гость. Но мы подождали пока все успокоится и уже потом прошли внутрь храма.

Купил там мои любимые книги — у меня до это были только электронные версии этих книг.

В храме нет ценников — все за пожертвования, даже иконы без ценников, очень приятно удивлён.

Ну чтож, пойдём дальше.

Та тур. группа, которая была в Богоявленском храме — заходит в закрытый храм Рождества Пресвятой Богородицы — нам видимо повезло, мы пристроились за ними (иначе бы всего скорее не попали бы в этот храм).

Сразу скажу — этому храму я хочу посвятить отдельную статью. Поэтому здесь очень кратенько.

Если смотреть с этой стороны на храм — то вид у него вполне нормальный, но это обманчиво — храм только косметически подлатан и то не весь.

Храм удивительный внутри — там (несмотря на то, что столько лет был закрыт) сохранились в большом количестве росписи, да ещё как сохранились. Именно поэтому и хочу посвятить этому храму целую статью — показать росписи и вобще побольше уделить времени этому храму.

После храма Рождества Пресвятой Богородицы иду. на могилку монаха Меркурия. Как же я ждал этого момента — посетить его могилку.

Но. возникли непредвиденные трудности. Могилок несколько, а где кто — не написано. Точнее таблички стёрлись.

На помошь пришла почти не видимая надпись простым карандашом на могильном кресте — монах Меркурий Абхазский. Да, это он и есть. А почему Абхазский — это надо уже почитать книгу. тут в 2-х словах не расскажешь.

А это я с его книгами

Сбылась мечта. вобщем моя мечта.

Далее пройдёмся по территории монастыря, обойдём его весь. Но, чтобы не утомлять читающих — в следующей статье уже.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector