0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Святитель Лука Крымский: Георгий Победоносец не боялся ничего

Святой великомученик ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ (†303)

6 мая (23 апреля) верующие православной Церкви отмечают день памяти святого великомученика Георгия Победоносца, в день его преставления.

Святой великомученик Георгий жил в 284-305 гг. во времена правления римского императора Диоклетиана. Он был сыном богатых и благородных родителей, исповедовавших христианскую веру. Когда Георгий был еще ребенком, его отца замучили за исповедание Христа. Получивший блестящее образование и отличавшийся крепким телосложением, красотой и мужеством юноша уже в 20 лет стал одним из самых близких к императору людей.

Святой Георгий родился в городе Бейруте (в древности — Белит), в Каппадокии, не позднее 276 г. в семье богатых и благочестивых родителей, воспитавших его в христианской вере.

Георгий получил блестящее образование и, отличаясь физической силой, красотой и мужеством, в юном возрасте поступил на воинскую службу.

За отличное знание военного дела Георгий уже в 20 лет был назначен начальником прославленной когорты инвиктиоров (непобедимых). Во время войны римлян с персами (296-297 гг.), Георгий выказал удивительную отвагу, за что был императором назначен комитом (спутником) – приближенным императора, сопровождающим его во время путешествий и получавшим содержание.

Император Диоклетиан правил с 284 по 305 год и был ярым приверженцем древней римской религии, расходуя огромные суммы денег на строительство языческих храмов. Он обвинял христианских священников в колдовстве, которым, по его мнению, они срывали все его начинания. 23 февраля 303 г. император издал первый эдикт против христиан: «разрушать церкви до основания, сжигать священные книги и лишать христиан почетных должностей».

Вскоре после этого императорский дворец в Никомидии дважды охватывал пожар. Это совпадение послужило поводом для бездоказательного обвинения христиан в поджогах. Началось величайшее из гонений в истории христианства. Диоклетиан обнажил свой меч на праведных людей Божьих. Вместо преступников темницы наполнялись исповедниками истинного Бога. Первыми жертвами стали христиане, служившие в императорской армии.

Находясь однажды в судилище и слыша беззаконный и страшный суд об истреблении христиан, Георгий воспылал святой ревностью за веру. Он раздал нищим все, что имел: золото, серебро, драгоценные одежды, освободил рабов в своих имениях и решил насмерть стоять за Христа, вступил на путь борьбы с императором Диоклетианом, поняв, что наступило время, которое послужит для спасения его души.

На последнем совещании императора с единомышленниками Георгий смело выступил: «Долго ли тебе, царь, и вам, князья и советники, совершать злые дела? Вы заблуждаетесь, поклоняясь идолам. Истинный Бог есть Иисус Христос, гонимый вами. Я раб Христа, Бога моего и пришел сюда свидетельствовать об истине». Разъяренный царь приказал своим оруженосцам заключить Георгия в темницу, забить ноги в колоды, а на грудь положить тяжелый камень. Потом Диоклетиан приказал принести новоизобретенное орудие пытки – колесо с вбитыми в него железными остриями. Когда после колесования все признали праведника мертвым, вдруг раздался удар грома и услышаны были слова: «Не бойся Георгий! Я с тобою!» Георгий, исцеленный Ангелом, сам сошел с колеса, прославляя Бога. Увидев чудесное спасение Георгия, царские сановники Антоний, Протолеон и царица Александра захотели принять христианство. За исповедование Христа царь приказал схватить сановников, вывести за город и отсечь головы. Царицу Александру было приказано запереть во дворце, а святого Георгия засыпать негашеной известью на три дня. Через три дня император велел выкопать кости мученика, но слуги нашли святого Георгия невредимым и привели к царю.

«Скажи Георгий, – спросил Диоклетиан, – откуда в тебе такая сила и каким волшебством ты пользуешься?» «Царь, – ответил Георгий, ты хулишь Бога. Прельщенный дьяволом, ты погряз в заблуждениях язычества и называешь чарами чудеса Бога моего, совершенные на твоих глазах». Диоклетиан приказал надеть на ноги Георгия сапоги с гвоздями внутри и гнать до самой темницы с побоями и руганью.

Вельможа Магненций предложил Диоклетиану обратится к известному волхву Афанасию. Когда волхв явился во дворец, император сказал ему: «Или победи и уничтожь волхвование Георгия и сделай его покорным нам, или лиши его жизни».

Утром в суде Афанасий показал два сосуда и велел привести осужденного. «Если безумец выпьет из первого сосуда, – сказал колдун, – будет покорным царской воле; от второго же питья он умрет». Выпив из обоих сосудов, Георгий остался невредимым, а Афанасий сам уверовал и перед всеми исповедовал Христа как всесильного Бога. За это он был казнен императором.

Святого Георгия вновь заключили в темницу. Народ, уверовавший в чудеса и обратившийся к христианству, подкупает стражников, чтобы увидеть святого и получить наставление и помощь.

Царские советники просили осудить Георгия за то, что множество людей отвращается от их языческих богов. Ночью перед новым испытанием Георгий усердно молился, а когда задремал, увидел в сонном видении Господа. Христос обнял его, возложил на голову мученика венец и произнес: «Не бойся, но дерзай. Ты скоро придешь ко Мне в Небесное Царство».

Диоклетиан приказал привести Георгия в храм Аполлона и стал убеждать принести жертвоприношение идолам. Святой Георгий обратился к изваянию Аполлона: «Ты ли хочешь принять от меня жертву, как бог?» Злой демон, обитавший в идоле, возвестил всю правду о себе: «Я не бог. Истинный Бог — Христос, которого ты исповедуешь». «Как вы смеете оставаться здесь, когда пришел служитель истинного Бога?!» — произнес Георгий. После того, когда святой Георгий сотворил крестное знамение, храм наполнился стонами, демоны покинули идолов и статуи рухнули.

Ревностные язычники и жрецы бросились бить святого и требовали от императора убить Георгия. Царица Александра, услышав шум и крики, поспешила в храм и бросилась в ноги Георгия со словами: «Бог Георгиев, помоги мне! Ты один всесилен». Диоклетиан. увидев царицу Александру у ног осужденного, с изумлением спросил: «Что с тобой, Александра? Почему ты присоединяешься к волхву и чародею и бесстыдно отрекаешься от наших богов?» Святая Александра отвернулась и ничего не ответила императору. Разгневанный Диоклетиан тотчас же вынес смертный приговор обеим.

Воины повели мучеников за город к месту казни. Благороднейшая царица с радостью последовала за святым Георгием. Она усердно молилась, призывая имя Господа, устремляя глаза к небу. В пути царица изнемогла, присела на дороге у стены и предала свой дух Богу.

Когда святого Георгия привели к месту казни, он попросил освободить от оков и стал вслух молиться. Затем святой Георгий преклонил голову и был усечен мечом. Кончина святого великомученика Георгия произошла 23 апреля 303 года , в пятницу, в семь часов вечера.

Гробница и мощи святого великомученика в Лидде

Страстотерпец Георгий исповедовал Христа, когда тьма безумного идолопоклонства разлилась по всей Вселенной и мужественно претерпел самые тяжелые пытки, которым когда-либо подвергалась человеческая плоть, и вышел из этой брани победителем над врагом рода человеческого, за что и наречен святой Церковью Победоносцем.

Милосердному и человеколюбивому Богу для нашей пользы, назидания и спасения было угодно возвеличить имя Георгия Победоносца необычными чудесами и знамениями, совершаемыми святым после своей блаженной кончины. Из множества чудес, совершенных святым великомученикам Георгием, самым знаменитым является его победа над порождением дьявола – громадным змеем.

На родине святого, у города Бейрута, находилось озеро, в котором жил огромный и страшный змей, по облику напоминавший дракона. Выходя из озера, он пожирал людей, овец, опустошал окрестности, наполнял воздух ядовитым смрадом, от которого люди отравлялись и умирали. Чтобы умилостивить чудовище, жители по совету жрецов-язычников стали бросать жребий, отдавать своих детей в жертву змию. Дошла, наконец, очередь и до единственной дочери царя. Девушку, отличавшуюся невиданной красотой, привели к озеру и оставили на обычном месте.
В то время, когда народ издали смотрел на царевну и ожидал ее смерти, вдруг появился святой Георгий на белом коне с копьем в руке и сказал царице: «Не бойся девица, я именем моего Бога, Иисуса Христа спасу тебя и твой народ от змея».

Увидев змея, он осенил себя крестным знамением и со словами «Во имя Отца и Сына и Святого Духа!» устремился на чудовище, потрясая копьем. Всадник прижал копьем гортань змея к земле, а конь стал топтать чудовище, словно смирного пса. Жители же обратились в бегство. Но святой Георгий остановил их: «Не бойтесь и уповайте на Всемогущего Бога. Веруйте во Христа. Он послал меня избавить вас от змея». После этих слов святой Георгий вынул меч и убил змея, а жители сожгли чудовище. Видя великое чудо, царь и горожане уверовали во Христа, приняв святое крещение.

Читать еще:  Наши ведь дети, или есть ли жизнь после Киева?

Святой великомученик Георгий является покровителем воинства. С именем Георгия Победоносца связаны многие победы русского воинства, он особо любим и почитаем народом.

Святой Георгий широко почитается не только в России, но и в Грузии, Арабских странах и Англии.

Он считается небесным покровителем Грузии и является у грузин самым почитаемым святым. Во многих языках Грузия называется «Георгией», и одно время широко распространилась версия что имя это было дано в честь святого Победоносца.

Почитание в арабских землях связано с преданиями о многих его чудесах, начиная с чуда о змие. Еще одно примечательное чудо, получившее отражение в характерной местной иконографии святого, это чудо в Рамеле. Некий сарацин выстрелил в икону святого Георгия из лука, после чего у него опухла и стала нестерпимо болеть рука, так, что он умирал от боли. Христианский священник посоветовал сарацину на ночь возжечь перед иконой святого Георгия лампаду, а утром помазать руку маслом из той лампады. Сарацин послушался, а когда рука чудесно исцелилась, уверовал во Христа. Другие сарацины за это предали его мученической смерти. Этот уверовавший сарацин, даже имени которого не дошло до нас, изображается в местном варианте иконы чуда о змие как маленькая фигура с лампадой в руках сидящая на крупе коня позади святого Георгия. Такой образ святого Георгия распространен не только среди местных православных, но также и среди коптов. Он также перекочевал в Грецию и на Балканы.

Святой Георгий является также покровителем Англии со времен короля Эдмунда III. Английский флаг представляет собой Георгиевский крест. Английская литература неоднократно обращалась к образу святого Георгия как воплощения «старой доброй Англии».

Тропарь, глас 4:
Яко пленных свободитель, и нищих защититель, немощствующих врачь, царей поборниче, победоносче великомучениче Георгие, моли Христа Бога, спастися душам нашым.

Ин тропарь, глас тойже:
Подвигом добрым подвизался еси страстотерпче Христов верою, и мучителей обличил еси нечестие, жертва же благоприятна Богу принеслся еси: темже и венец приял еси победы, и молитвами святе твоими, всем подаеши прегрешений прощение.

Кондак, глас 4:
Возделан от Бога показался еси благочестия делатель честнейший, добродетелей рукояти собрав себе: сеяв бо в слезах, веселием жнеши. Страдальчествовав же кровию, Христа приял еси, и молитвами святе твоими всем подеши прегрешений прощение.

Молитва 1-я великомученику Георгию:
Святый, славный и всехвальный великомучениче Георгие! Собраннии в храме твоем и пред иконою твоею святою покланяющиися людие, молим тя, известный желания нашего ходатаю, моли с нами и о нас умоляемаго от Своего благоутробия Бога, да милостивно услышит нас, просящих Его благостыню, и не оставит вся наша ко спасению и житию нуждная прошения, и дарует стране нашей победу на сопротивныя; и паки, припадающе, молим тя, святый победоносче: укрепи данною тебе благодатию во бранех православное воинство, разруши силы востающих врагов, да постыдятся и посрамятся, и дерзость их да сокрушится, и да уведят, яко мы имеем Божественную помощь, и всем, в скорби и обстоянии сущим, многомощное яви свое заступление. Умоли Господа Бога, всея твари Создателя, избавити нас от вечнаго мучения, да прославляем Отца, и Сына, и Святаго Духа и твое исповедуем предстательство ныне, и присно, и во веки веков. А минь.

Молитва 2-я великомученику Георгию:
О, всехвальный, святый великомучениче и чудотворче Георгие! Призри на ны скорою твоею помощию и умоли Человеколюбца Бога, да не осудит нас, грешных, по беззакониям нашим, но да сотворит с нами по велицей Своей милости. Не презри моления нашего, но испроси нам у Христа Бога нашего тихое и богоугодное житие, здравие же душевное и телесное, земли плодородие и во всем изобилие, и да не во зло обратим даруемая нам тобою от Всещедраго Бога, но во славу святаго Имени Его и в прославление крепкаго твоего заступления, да подаст Он стране нашей и всему боголюбивому воинству на супостаты одоление и да укрепит непременяемым миром и благословением. Изряднее же да оградит нас святых Ангел Своих ополчением, во еже избавитися нам по исходе нашем из жития сего от козней лукаваго и тяжких воздушных мытарств его и неосужденным предстати Престолу Господа славы. Услыши нас, страстотерпче Христов Георгие, и моли за ны непрестанно Триипостаснаго Владыку всех Бога, да благодатию Его и человеколюбием, твоею же помощию и заступлением обрящем милость со Ангелы и Архангелы и всеми святыми одесную Правосуднаго Судии стати и Того выну славити со Отцем и Святым Духом ныне, и присно, и во веки веков. А минь.

Святитель Лука Крымский: Георгий Победоносец не боялся ничего

Эти слова Господа Иисуса Христа были сказаны не только Его святым апостолам, а всем тем, кого называл Он так часто малым стадом Своим.

Малое стадо – это все те, которые уверовали в Господа Иисуса Христа, приняли в сердце свое закон Его, закон любви, Его заповеди блаженства, а они все – заповеди любви, которые исполняют заповеди Его.

А в этом малом стаде Его, как звезды первой величины, сияют святые мученики, которые служат для нас величайшим примером и самой глубокой веры в Господа Иисуса Христа, и беспредельной любви к Нему, и самоотверженности в страданиях, в непредставляемых мучениях и пытках.

А среди огромного сонма святых мучеников, число которых, вероятно, превышает десятки тысяч, сияют святые великомученики, те, которые претерпели за Христа особенно ужасные страдания, и подвиги которых имеют самое великое значение для всего мира христианского. И даже среди великих выдается, как один из самых великих, ныне чествуемый нами великий Георгий Победоносец.

Почему придаю я такое огромное значение подвигу святых мучеников?

Прежде всего потому, что своей кровью, своей безмерной любовью к Господу Иисусу Христу они в огромной мере содействовали проповеди апостолов Христовых.

Подумайте, если бы не было десятков тысяч святых мучеников, то разве проповедь о воскресении Христовом, о воскресении распятого Господа нашего могла бы иметь такую силу – всепокоряющую силу?

Разве могли бы все народы в течение немногих веков уверовать в распятого еврейского Учителя, как Истинного Сына Божия, как Спасителя всего рода человеческого?

Язычники смеялись бы над верой в Распятого, если бы вера не была утверждена Его воскресением из мертвых, если бы апостолы не имели права проповедовать о Нем, как о Распятом и Воскресшем, как об умершем и Воскресшем, как о Победителе смерти, Победителе диавола.

А в этом великом деле святые мученики имели самое глубокое, самое действенное участие, ибо знаете вы, какое потрясающее впечатление на зрителей-язычников и даже на самих палачей их имели их страдания, когда бесстрашно и молчаливо, а иногда даже с благодарением на устах претерпевали они ужасающие истязания.

Празднуем ныне вместе с памятью св. Георгия Победоносца и память Александры, жены того окаянного Диоклетиана, который более всех римских императоров истязал и мучил христиан.

Знаете вы, что зрелище страданий великомученика Георгия внезапно обратило к вере во Христа и эту чистую сердцем женщину, и бесстрашно объявила она себя христианкой пред своим страшным супругом, и потерпела смерть за Христа Господа нашего вместе с великомучеником Георгием.

Почему так огромно значение для всего мира христианского крови мучеников? Потому, что эта кровь окропляет и освящает землю; потому, что этой крови более всего боятся и трепещут и сам диавол и темные ангелы его.

И еще в другом отношении имеют глубочайшее значение подвиги святых мучеников. Они служат для нас самих ярким примером ничем непоколебимой веры во Христа и любви к Нему. И должны мы стыдиться, если проявляем малодушие, боясь страха там, “иде же не бе страх”.

Сами мученики не боялись никого и ничего, не соблазнялись никем и ничем.

Император Диоклетиан, замучивший св. Георгия, очень любил его и глубоко ценил, как самого храброго, самого нужного воина. Когда увидел он, что самые тяжкие мучения не могли сломить веры его во Христа, он дошел даже до того, что предложил Георгию, если он принесет жертву богам, сделать его вторым в своем великом Римском царстве.

Но в ответ на это обещание св. Георгий только посмеялся над ним и, конечно, отверг даже первую по римском императоре славу и честь, ибо верность его Христу была тверже адаманта, и любовь к Нему безгранична.

Читать еще:  Сергей Худиев о задачнике для русских православных

От пастырей ваших не раз слышали вы о страшных мучениях, перенесенных святым Победоносцем Георгием за Христа. Не буду распространяться о них. Помните вы сами хорошо, как промучился он целые сутки с ногами, забитыми в колодки, с огромным камнем на груди, который едва не раздавил его; помните, как колесовали его, привязав к огромному колесу, под которым вделано было в доску множество гвоздей и ножей, которые резали и терзали его святое тело; как надели на него железные сапоги с острыми гвоздями внутри, и в этих сапогах гнали, бегом гнали по улицам города, как бросили в яму, наполненную негашеной известью, сверху засыпали известью – ведь он должен был сгореть в извести, а когда через три дня Диоклетиан повелел доложить, как сожжен св. Георгий, то пришли к нему посланные и доложили, что Георгий невредим. Когда предстал великомученик живым пред Диоклетианом, тот не поверил глазам своим.

Труден был подвиг великомученика Георгия, и благоволение к нему Господа Иисуса Христа за совершенный великий подвиг явилось в том, что Сам Господь Иисус Христос пришел к нему в темницу, ободрил и благословил его на окончание мучений.

Георгий Победоносец не боялся ничего. А мы, слабые, мы, негодные христиане, так ли относимся к тому, что хоть в малой мере, хоть издали грозит чем-нибудь тяжелым?

Разве не было в недавнее время среди нас сотен тысяч людей, которые легко отреклись от веры в Господа Иисуса Христа, и в анкетах объявили себя неверующими, боясь того, что ни в какой мере не грозило им? Им никто ничем не угрожал, требовалось только написать в анкете: веруют или неверуют. И этого было достаточно для них, чтобы совершить тягчайший грех отречений от Господа Иисуса Христа, забывши Его страшные слова: “Кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным” (Мф. 10, 33).

Разве не предпочитаем мы ничего не стоящие и быстро преходящие блага мира сего благам вечным? Разве ставим целью жизни своей шествие по пути, который указал Он нам? Разве помним всегда слова Христовы: “Аз есмь Путь, Истина и Жизнь”?

Для святого мученика и Победоносца Георгия Он был истинным Путем и Жизнью, никаким другим путем он не шел, другого пути знать не хотел. Никаких угроз и страхов он не боялся, и смело пошел по Христову пути.
Потому и преклоняемся мы пред всеми мучениками, а в особенности пред такими великими, как Георгий Победоносец, и воздаем им горячую любовь свою.

Они укрепляют веру нашу и любовь своими чудесами, ибо большинство из них творят чудеса. Знаете от пастырей своих о чуде, три раза совершенном великомучеником Георгием, освобождения от плена юношей, томившихся и страдавших в неволе. Помните, как внезапно, когда, помышляя о родном доме, о празднике великомученика, должны были они подавать яства или вино господам своим, совершенно внезапно восхитил их Георгий Победоносец на белом коне и в одно мгновение перенес в дом родителей их, совершавших в это время память великомученика.

Такие чудеса разве не служат великим и могущественным укреплением вашей веры в то, что говорил Господь Иисус Христос? Ведь Он говорил, что верующие в Него совершат не только такие чудеса, какие Он творил, но и больше их совершат. И творили мученики величайшие дела и утвердили истинность этих слов Христовых.

Постыдимся же малодушия нашего, малодушия пред малейшим страхом, который представлялся нам в воображении нашем.

Возлюбим всем сердцем Господа нашего Иисуса Христа и мучеников Его, наипаче же святого великомученика Георгия Победоносца, память которого празднуем мы ныне.

Ковчег с десницей мощей великомученика Георгия Победоносца пребудет в Екатеринбургской епархии с 19 по 23 июня. Торжественная встреча святыни пройдет 19 июня в 17.00 в Храме-на-Крови (г. Екатеринбург, улица Толмачева 34а).

Мощи святого будут доступны для поклонения до утра 23 июня, после чего они отправятся в Нижнетагильскую епархию.

23 июня в 9.00 ковчег с десницей прибудет в Свято-Троицкий кафедральный собор (г. Нижний Тагил, ул. Трудовая, 3) и будет доступен для поклонения до вечера этого дня. 23 июня в 9.00 в Свято-Троицком кафедральном соборе состоится торжественная Божественная литургия, которую возглавит Высокопреосвященнейший Кирилл, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский в сослужении Преосвященнейшего Иннокентия, епископа Нижнетагильского и Серовского, Преосвященнейшего Мефодия, епископа Каменского и Алапаевского, а также духовенства всех трех епархий митрополии.

24 июня десница будет пребывать в Свято-Троицком соборе г. Каменске-Уральского (ул. Ленина, 126). В 8.00 состоится торжественная Божественная литургия, которую возглавит митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл. К мощам великомученика Георгия Победоносца будет организован круглосуточный доступ.

25 июня Ковчег с мощами святого пребудет еще в одном храме Екатеринбургской епархии — Храме великомученика Георгия Победоносца в селе Мариинск Ревдинского благочиния. Вечером 25 июня святыня покинет Екатеринбургскую митрополию и Россию — мощи отправятся обратно в монастырь Ксенофонт на святую гору Афон.

Актуальная проповедь: верность Христу тверже адаманта. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

От пастырей ваших не раз слышали вы о страшных мучениях, перенесенных святым Победоносцем Георгием за Христа. Не буду распространяться о них. Помните вы сами хорошо, как промучился он целые сутки с ногами, забитыми в колодки, с огромным камнем на груди, который едва не раздавил его; помните, как колесовали его, привязав к огромному колесу, под которым вделано было в доску множество гвоздей и ножей, которые резали и терзали его святое тело; как надели на него железные сапоги с острыми гвоздями внутри, и в этих сапогах гнали, бегом гнали по улицам города, как бросили в яму, наполненную негашеной известью, сверху засыпали известью – ведь он должен был сгореть в извести, а когда через три дня [император] Диоклетиан повелел доложить, как сожжен святой Георгий, то пришли к нему посланные и доложили, что Георгий невредим. Когда предстал Великомученик живым пред Диоклетианом, тот не поверил глазам своим. Труден был подвиг великомученика Георгия, и благоволение к нему Господа Иисуса Христа за совершенный великий подвиг явилось в том, что Сам Господь Иисус Христос пришел к нему в темницу, ободрил и благословил его на окончание мучений.

Георгий Победоносец не боялся ничего. А мы, слабые, мы, негодные христиане, так ли относимся к тому, что хоть в малой мере, хоть издали грозит чем-нибудь тяжелым? Разве не было в недавнее время среди нас сотен тысяч людей, которые легко отреклись от веры в Господа Иисуса Христа, и в анкетах объявили себя неверующими, боясь того, что ни в какой мере не грозило им? Им никто ничем не угрожал, требовалось только написать в анкете: веруют или не веруют. И этого было достаточно для них, чтобы совершить тягчайший грех отречения от Господа Иисуса Христа, забывши Его страшные слова: Кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным (Мф. 10, 33).

Разве не предпочитаем мы ничего не стоящие и быстро преходящие блага мира сего благам вечным? Разве ставим целью жизни своей шествие по пути, который указал Он нам? Разве помним всегда слова Христовы: Аз есмь Путь, Истина и Жизнь (Ин. 14, 6)?

Для святого мученика и Победоносца Георгия Он был истинным Путем и Жизнью, никаким другим путем он не шел, другого пути знать не хотел. Никаких угроз и страхов он не боялся, и смело пошел по Христову пути. Потому и преклоняемся мы пред всеми мучениками, а в особенности пред такими великими, как Георгий Победоносец, и воздаем им горячую любовь свою. Постыдимся же малодушия нашего, малодушия пред малейшим страхом, который представляется нам в воображении нашем. Возлюбим всем сердцем Господа нашего Иисуса Христа и мучеников Его, наипаче же святого великомученика Георгия Победоносца, память которого празднуем мы ныне.

Свт. Лука Крымский
23 апреля/6 мая 1945 года

Проповедь на память святаго великомученика и Победоносца Георгия

Дорогие братие и сестры!

Господь наш Исус Христос, наставляя святых апостолов, а через них и тех, кто, уверовав в Него, принял в сердце закон любви и заповеди блаженства, сказал своему «малому стаду»: Если бы вы были от мира сего, то мир бы любил свое, а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир…. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше (Ин. 15, 19–20).

Читать еще:  Чему равно число ПИ? История открытия, тайны и загадки. Чему равно число «Пи», или как ругаются математики? Запоминаем число «Пи»

В этом избранном «малом стаде» Его, как яркие звезды, сияют святые мученики, которые служат для нас величайшим примером глубокой веры, примером самоотвержения в страданиях и мучениях, безпредельной любви ко Христу и, вместе с тем, всепобеждающей силы Божией. Святитель Иоанн Златоуст пишет в похвалу мученикам: «Драгоценны тела их, потому что они приняли раны за Своего Господа, потому что они носят язвы за Христа. И как царский венец, украшенный со всех сторон различными камнями, производит разнообразный блеск, так точно и тела святых мучеников, усеянные язвами за Христа, как бы дорогими камнями, являются драгоценнее царской диадемы».

Святитель Василий Великий добавляет о пользе для души, происходящей от похвалы мученикам: «Несомненно, что восхваляющий мужей превосходных не преминет и сам подражать им в сходных обстоятельствах. Искренно ублажай претерпевшего мучение, чтобы и тебе соделаться мучеником по произволению, и без гонения, без огня, без бичей оказаться удостоенным одинаковых с ним наград». Имея, как и мы, немощь естества, мученики имели благодатную любовь к Богу, ту любовь, которую не могут поколебать ни сме́рть, ни живо́т, ни настоя́щая, ни гряду́щая, ни высота́, ни глубина́, ни úна тварь ка́я! (Рим. 8, 39)

Святые мученики своей кровью, своей безмерной любовью ко́ Господу, в большой мере содействовали утверждению в апостольские времена христианской веры. Проповедь христианства имела великую всепокоряющую силу, благодаря множеству святых мучеников, отдавших свои жизни за веру в Воскресение распятаго Господа. Безстрашное и молчаливое страдание, иногда даже с благодарением за ужасающие истязания, оказывало глубокое, невыразимое впечатление на свидетелей тех событий – язычников и даже на самих палачей, после чего некоторые из них, помощью Божией, становились христианами.

Подвиги святых мучеников своим ярким примером учат нас непоколебимой вере во Христа, изгоняют малодушие, о котором говорил пророк Давыд: Убоя́шася стра́ха, иде́же не бе́ стра́ха (Пс. 52). Дай Бог нам в испытаниях не проявить позорного и тяжелого греха — отречения от Господа, и, если потребуется, исповедовать свою веру, несмотря на то, что за это можно лишиться временных благ мира сего или даже претерпеть мучения, ибо Христос сказал: И́же отве́ржется Мен́е пред челове́ки, отвéргуся его́ и А́з пред Отце́м Мои́м и́же на́ Небесех (Мф. 10, 33).

Среди огромного сонма святых мучеников сияют святые великомученики, претерпевшие за Христа особо ужасные страдания, и чей подвиг имеет великое значение для всего христианского мира. Среди великих мучеников Святая Церковь сегодня чтит Георгия Победоносца.

Великомученик Георгий был сыном богатых и благочестивых родителей, живших в городе Бейруте. Поступив на военную службу, он выделялся среди прочих воинов своей храбростью, умом, воинской силой и красотой. Достигнув высокого военного звания, он был приближен к императору Диоклетиану, лютому гонителю христиан. Однажды Георгий услышал о жестоком приговоре об истреблении христиан, и проникшись к ним состраданием, явился императору, объявил себя христианином, при этом обличив его жестокость и несправедливость.

После долгих, но безуспешных уговоров отречься от Христа, император приказал подвергнуть святого различным суровым мучениям. Святой Георгий был заточен в темницу, где его положили на землю, ноги забили в колодки, а на грудь положили огромный камень. Но святой мужественно переносил страдания и прославлял Господа, Который явился ему в темнице, ободряя, благословляя и укрепляя его в мучениях. Мучители, видя, что святой Георгий остался жив, снова стали изощряться в жестокости. Они били его плетями, резали и терзали его тело, привязав к огромному колесу; надевали на него сапоги с острыми гвоздями внутри и заставляли бежать, а затем бросили его в яму и засыпали негашеной известью, чтобы он в ней сгорел. Но когда через несколько дней пришли, то не поверили своим глазам — святой Георгий был жив и прославлял Господа. В конце концов, император приказал отсечь ему голову мечом. Так святой страдалец отошел ко Христу. Было это в 303 году. Великомученика Георгия за мужество и духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от Христа, а также за чудодейственную помощь людям в опасности, стали называть «Победоносцем». На иконах святой Георгий изображается сидящим на белом коне и поражающим змия копием, имеющим крест на верхнем конце. Это изображение основано на описании посмертных чудес святаго великомученика Георгия. Рассказывают, что недалеко от того места, где родился святой Георгий, в озере жил великий и страшный змей, который пожирал людей той местности.

Для утоления ярости этого змея суеверные люди начали по жребию отдавать ему на съедение своих детей. Однажды жребий пал на дочь правителя той местности. Её отвели к озеру, где обитал змий, и она в ужасе с молитвою ожидала своей кончины. Вдруг по Божиему велению появился на белом коне великомученик Георгий. Он вопросил девицу, о чём она плачет, и когда узнал, что ей грозит смерть от змея, сказал ей: «Не бойся, девица, я во имя Господа моего, Бога истиннаго, избавлю тебя от змия». Когда же появился ужасный и огромный змей, то святой, оградив себя кре́стным зна́мением и призвав на помощь Господа, устремился на змея и, ударив его копьём в гортань, прижал к земле, а конь попирал того змея ногами.

Святой Георгий повелел девице, чтобы она поясом своим обвязала змея и повела его в город. Народ, увидев змия, ведо́мого девицей, бежал от страха, но Георгий сказал им: «Не бойтесь, но уповайте на Господа Исуса Христа и веруйте в Него, ибо Он послал меня избавить вас от змия». И святой Георгий убил змея мечом, а труп его был сожжён за градом. Так повествует сказание об этом чуде, которое обратило многих жителей той страны от язычества ко Христу.

Изображение Георгия Победоносца на коне символизирует победу над всем злом, которое творит дьявол — древний змий (Откр. 12, 3). Когда мы смотрим на икону святаго Георгия, мы видим мужественного воина, у которого хватило смелости сразиться со злом ради избавления многих.

В каждом из нас есть то, что́ символизирует на иконе девица и что́ нужно сохранять всеми силами души, – это целомудрие, чистота души и тела, честность, цельность и всё, что делает сопричастными к Живому Богу. И против всего этого ополчаются во все времена силы зла, как змий на иконе, готовые растерзать красоту и святость, оставив после себя лишь разрушение и смерть. И каждый из нас, имея покровительство Христа и желание спасти свою душу от погибели, может подняться на борьбу за всё то чистое, благородное и святое в нашей душе, что даровано от Господа, за свою безсмертную душу, которая как невеста принадлежит Жениху Христу.

Научимся побеждать зло и грех в нас самих, и этой победой освободим душу от оков соблазнов и страстей, в которые лукавый часто заключает её. Тогда Господь подаст нам силы и разум, чтобы, подобно великомученику Георгию, помогать ближнему своему в этой нелёгкой и постоянной борьбе. Молитвою ко святому Георгию оградим наши души от всякаго прилога диавольского, чтобы, сохранив их светлыми и чистыми, вступить нам во дворец Небесного Царства любви и красоты!

Преклонимся перед памятью святаго великомученика Георгия Победоносца, укрепляющего нашу веру своими подвигами и чудесами. Не случайно изображение святого воина Георгия украшает герб Российского государства и является гербом первопрестольной Москвы. Также святой почитается покровителем православных христолюбивых воинов, которые за подвиги мужества на войне получают как высшую награду Орден святого Георгия Победоносца.

Братия и сестры! Высокие подвиги великомученика Георгия и других мучеников учат нас любить Господа Исуса Христа даже до смерти; сохранять драгоценный дар веры, уповая на жизнь вечную; не страшиться ничего, кроме гнева и суда Божия; жить на земле для Неба и вечности; презирать и ни во что вменять земные сокровища, и быть готовым пожертвовать даже своим телом и самой жизнью, чтобы сохранить душу для вечности, ибо сказано: Кая́ бо по́льза челове́ку, а́ще и ми́р ве́сь приобря́щет, ду́шу же свою́ отщети́т? И́же бо хо́щет ду́шю свою́ спасти́, погуби́т ю́; а и́же погуби́т ду́шю свою́ Господа ради и Евангелия, тот спасе́т ю́ (Мр. 8, 35).

Возлюбим всем сердцем Господа нашего Исуса Христа и будем с любовию почитать доблестных мучеников, прославивших Его своими страданиями, наипаче же святаго великомученика и Победоносца Георгия, молитвами и заступлением которого сподобимся достичь Царствия Небеснаго!

Богу нашему слава, ныне и присно и во́ веки веко́м, аминь!

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector