0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Святитель Феофан Затворник: Как всегда помнить о Боге?

Православная Жизнь

Main menu

Вы здесь

Практические советы свт. Феофана Затворника на пути к свободе от греха

О свободе сегодня говорят много, но часто не по делу.

Само понятие «свободы» в современном обществе стало настолько низким и пошлым, что большинство людей вообще потеряло способность хоть как-то мыслить свободу выше своего желудка. Мы не станем вдаваться в глубокие философские рассуждения о смысле и назначении свободы, а отметим лишь христианское понимание свободы от греха на основании некоторых размышлений святителя Феофана Затворника – человека, давшего немало практических советов для духовной жизни.

Если к словам святителя Феофана относиться не как к теоретическим рассуждениям, а как к конкретным наставлениям, то они могут иметь вполне прагматическую реализацию: «Окружи себя помышлениями об опасности пребывания в страстях, и погонишь себя тем из тьмы их к свету свободы от них. Оживи чувство мучительства, и возгоришься досадою на них и желанием избыть от них. Но паче всего, исповедав немощь свою пред Господом, стой и толки в двери милосердия Его, вопия о помощи. Придет помощь! Воззрит на тебя Господь, и свет от очей Его попалит в тебе саможаление и возжет ревность бодро вооружиться против страстей».

Нельзя обойти стороной и тему молитвы, где святитель также употребляет понятие свободы. Он пишет, что для нас спасительная и Богу приятная молитва может быть лишь та, которая идет прямо из нашего сердца. Свт. Феофан с осторожностью излагает свой взгляд и на то, как мы должны пользоваться готовыми печатными молитвенниками в своем домашнем правиле. Признавая их немалое значение для молящихся в тех случаях, когда в душе еще не создалось, так сказать, известного молитвенного настроения, святитель, однако, советует оставлять чтение по печатным молитвенникам, как скоро душа настроится на молитву, и рекомендует всецело отдаваться свободному течению своих молитвенных чувств. Мы видим, что, по мнению святого, христианская свобода должна проявляться и в таком субъективном и мистическом аспекте духовной жизни, как молитва. Для людей, привыкших строго регламентировать свою молитву конкретными правилами, рассмотренный совет святителя может показаться чем-то необычным, но если к молитве относиться не как к протоколу, а как к беседе с Богом, то его важность становится вполне понятной.
Хотелось бы отметить, что этот подход (полезный и для мирян) свт. Феофан применяет и в отношении монашеских правил: «Правила нужны для поступающих в монастырь, чтоб они навыкали деланиям или занятиям монашеским. Потом же, когда они дойдут до внутренних неких ощущений и особенно до сердечной теплоты, – правила и им не строго нужны. Вообще к правилам не следует пристращаться, а быть свободным в отношении к ним, одно имея в намерении, как бы внимание к Богу благоговейное не отходило».
Мы видим и знаем, что владыка Феофан, как подлинный христианин, много времени уделял молитве, что и выразилось в его многочисленных рассуждениях на данную тему. Ни у кого не вызывает сомнения, что без богообщения невозможным является вообще какое-либо поступательное продвижение в духовной жизни. Продолжая эту мысль, святитель говорит, что необходимо «всяко действовать с полной свободой. Иной раз и все время молитвенное молиться своими молитвами по настоящей нужде; или такую молитву вставить в свое правило, в начале, середине и конце; или без слов, только чувство к Богу держа со взыванием: ‟Боже, милостив буди” или ‟Имиже веси судьбами, спаси”».

Здесь мы непосредственно подошли к свободе, понимаемой не иначе как власть человека над своими страстями или, в более аскетическом определении, как господство ума над сердцем; над всеми страстями, как неукоризненными, так и укоризненными. Такого состояния человек достигает с помощью сил души, той самой нематериальной сущности, которая, согласно святителю Феофану, сближает человека с ангельским миром и делает его по-настоящему свободным существом: «Существенное в ангеле и человеке, мыслящее, свободно действующее, себя сознающее, признается существом духовным; а на это, в учении о естестве души и ангелов, главным образом и настаивать должно».

Духовная свобода приобретается правильной жизнью. Эта правильная жизнь приобщает человека к Богу, делает его созвучным Богу, подобным Богу, преподобным Богу.

Обратим внимание на упоминание свободы святителем Феофаном в его толковании на Послания апостола Павла. К примеру, в словах «кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе» (1 Кор. 5:11) владыка говорит, что апостол указывает: всякий человек может быть истинным либо не истинным сыном Божьим по собственному произволению: «Здесь можно и тому, кто был истинным сыном, не остаться истинным, и не истинному сделаться истинным; потому что это заключается не в естественной необходимости, но в свободном произволении, от чего и происходят частые изменения».

Говоря о свободе от греха, святитель Феофан обращается к Первому Посланию к Тимофею и на примере страсти пьянства призывает освободиться от этого срамного греха: «Посему Апостол особенно предостерегает их от этого, всячески истребляя пьянство и желая, чтобы они были свободны от сей болезни и избегали происходящего от нее посрамления». Любому христианину известно, что подлинная свобода возможна лишь в Боге, ведь, идя к Нему, понуждая себя к аскетическим подвигам и молитве, человек всегда проявляет волевое усилие, а так как это волевое усилие, то оно всегда будет свободным. Отражая эту мысль, владыка ревностно призывает всякого человека выбрать спасительный путь: «Приходи, принимай учение верою, освящайся таинствами и затем живи свято под руководством пастырей, – раб ли ты, или свободный. Для сего-то и воплотился Единородный Сын Божий, пишет бл. Феодорит, чтобы всех людей, и господ и слуг, сподобить спасения, уготовив их к тому, чтоб вместе со злочестием оставили и беззаконную жизнь».

Для обретения той истинной и подлинной свободы, о которой мы говорим, человеку необходимо помнить о добродетелях, ведущих нас к вожделенной цели: «Смиренномудрие и слуг соделывало лучшими, научая их, что рабство не причиняет вреда имеющим истинную свободу, и господ обращало к умеренности, вразумляя их, что нет пользы в свободе, если они не отличаются преимущественно верою».

Подлинная свобода может быть построена лишь на Том, Кто дал эту свободу человеку: «По себе заключайте и ο всех. Ибо вы, живя в лукавстве и злочестии и вовсе будучи лишены света боговедения, соделались близкими Богу, потому что Владыка Христос заплатил долг за вас, предав тело на смерть, чтобы вы, удостоившись звания, соделались святыми и свободными от всякого порока». Рассуждая о подвиге Христа, святитель Феофан пишет удивительные слова, которые раскрывают величие Божественной любви к падшему грешнику: «Господь Спаситель не только освободил нас от грехов (оправдал, снял вину греха), но и поставил в числе заслуженных и любимых. Он столько претерпел не для освобождения только от зла, но и для того, чтобы возвести нас к первоначальному состоянию, подобно тому, как если бы кто, освободив осужденного от наказания, возвел его еще в почетное состояние. Он поставил нас в числе не согрешивших ни в чем, или лучше, в числе не только не согрешивших, а и совершивших величайшие подвиги».

Современный мир декларирует свободу в плане вседозволенности, приводящей человека лишь к рабству греха. В таком понимании свободы человек приходит только к застою в духовной жизни, а постепенно и деградации. Нет ни одной альтернативы, за исключением христианства, которая могла бы даровать подлинную свободу, о которой мы говорим. Во все времена грех одолевал и одолевает человечка, нередко низводя его до подобия животного, руководствующегося слепыми инстинктами, и лишь спасительный подвиг Христа все изменил. Преемственность греховной жизни человека отражена святителем Феофаном Затворником в его толковании на Послание апостола Павла к Галатам: «Когда слышишь ο лукавом веке, то разумей под сим лукавые дела, растленную свободу. Для чего же Павел сказал: от настоящего века лукавого? Он сказал сие по общему употреблению слова у людей. Ибо и мы часто говорим: ныне худой был день для меня, – обвиняя не время, но дела и обстоятельства. Так и Павел, осуждая злое произволение, употребил общепринятое выражение, и показывает, что Христос разрешил вас и от прежних грехов, и поставил в безопасное пристанище от будущих».

Каждый человек должен, наконец, понять, что внешние, так сказать, свободы не могут быть самоцелью. С христианской точки зрения они являются лишь одним из возможных, но вовсе не обязательных условий достижения главной цели жизни – свободы духовной. Эти внешние свободы должны быть всегда ограниченными, чтобы быть действительно полезными. Без христианского духовно-нравственного критерия нет никакой реальной возможности правильно решить вопрос о внешних свободах. Этот христианский критерий – примат любви, жертвенной любви, над всеми прочими ценностями человеческой жизни. Христос – единственный, Кто явил пример величайшей любви к человечеству, взойдя за него на Голгофу, поэтому лишь только через усвоение спасительного подвига Господа можно обрести подлинную свободу. Духовная жизнь без борьбы со грехом, без стремления избавиться от рабства собственных страстей и заполненная лишь социальным служением, проектами и прочей внебогослужебной, внепокаянной деятельностью становится мертвой. Главная цель жизни христианина – поиск Христа и движение к Нему, а, если можно так выразиться, прагматическая аскетика святителя Феофана Затворника – хороший инструмент достижения этой самой цели.

Читать еще:  Фильм «Ной»: Ковчег уехал, клоуны остались

Протоиерей Владимир Долгих

Святитель Феофан Затворник: Как всегда помнить о Боге?

Памятовать надо о Боге. Надо довести сие до того, чтобы мысль о Боге сроднилась и срастворилась с умом и сердцем и с сознанием нашим. Чтобы утвердилась такая память и такая мысль, надо потрудиться над собою неленостно. Потрудитесь – Бог даст, достигнете сего; не потрудитесь – не достигнете. А не достигнете этого – ничего из вас и не выйдет, никакого успеха в духовной жизни не получите, да ее и совсем не будет, ибо это и есть духовная жизнь. Вот как это существенно важно!

Напрягаясь держать мысль о Боге, держите ее не голою, а соединяйте с нею и все известные Вам понятия о Боге, Божеских свойствах и действиях, углубляя ум то в то, то в другое. Размышляйте больше, о творении Божием и промышлении, о воплощении Бога-Слова и совершенном Им деле спасения нашего, о Его смерти, воскресении и вознесении на Небо, ниспослании Духа Святаго, устроении святой Церкви, хранительницы истины и благодати, и об уготовании обителей Небесных для всех верующих в Царстве Небесном и для Вас самих.

Приложите размышление и о свойствах Божиих: неизреченной благости, премудрости, всемогуществе, правде, вездесущии, вседержительстве, всеведении, всеблаженстве и величии. Все сие извольте обсуждать и во время молитвы, а лучше особо, при чтении. Когда обсудите все и ясно будете созерцать, то при мысли о Боге будете иметь не голую мысль, а мысль, сопровождаемую и привлекающую множество спасительных помышлений, действующих на сердце и возбуждающих энергию духа.

Можете составить свою коротенькую молитовку богохвальную, в которой бы все сие совмещалось. Например, хоть в таком виде: Слава тебе, Боже, в Троице поклоняемый, Отче, Сыне и Душе Святый! Слава Тебе, создавшему всяческая! Слава Тебе, почтившему нас образом Своим! Слава Тебе, не оставившему нас в падении нашем! Слава Тебе, Господи Иисусе Христе, пришедшему, воплотившемуся, пострадавшему, умершему за нас, воскресшему, вознесшемуся на Небеса и Пресвятаго Духа нам ниспославшему, Церковь Твою устроившему для спасения нас и Царство Небесное нам обетовавшему и устроившему! Слава Тебе, Господи, дивным образом устроящему спасение и каждого лица, и целых народов. Слава Тебе, Господи, и меня влекущему ко спасению.

Этот последний пункт постарайтесь особенно уяснить, доведите себя до сознания великих Божиих милостей именно к Вам и потом всегда благодарите за них Бога. Благодарите за то, что Он дал Вам родиться на свет, родиться в среде христианского народа, от родителей благочестивых и потом получить такое хорошее воспитание. Благодарите и за то, что Он влагает в Вас такие святые решения, какие Вы постановили недавно, и устроили еще поддержку силе решения.

Просмотрите еще всю жизнь свою с начала, как стали помнить себя, и заметьте все случаи нечаянного избавления от беды и нечаянного получения радостей. Много бед мы и не замечаем, потому что они минуют нас незаметно для нас. Но обернувшись назад, не можем не увидеть, что там и там была беда и миновала нас, а как миновала, сказать не можем.

Усмотрите же в своей жизни такие случаи и исповедайте, что то была милость к Вам Бога, возлюбившего Вас. Ведайте, что сокровенных к нам – к каждому из нас – милостей Божиих неисчетное множество, ибо все от Бога. Исповедайте же сии милости и благодарите Бога от всего сердца. Но если вникнете хорошо в ход жизни Вашей, то найдете немало случаев и явной милости к Вам Божией. Быть бы беде, но она миновала не знаете как. Бог избавил. Исповедуйте сие и благодарите Бога, Вас любящего.

И познание общих всем милостей согревает сердце, тем паче согреется оно от узрения милостей именно к Вам. Любовь возжигает любовь. Восчувствовав, как любит Вас Господь, не можете оставаться холодною к Нему: сердце само к Нему повлечется благодарением и любовью. Держите сердце под влиянием такого убеждения любви к Вам Господа – и теплота сердечная скоро возрастет в пламень любви к Господу.

Когда сие совершится, тогда Вам не нужны будут никакие напоминания, чтобы памятовали о Боге, и никакие наставления, как в этом успеть. Любовь не даст и на минуту забыть любимого Господа. Се – предел. Извольте сие принять в уме, и принять с убеждением. И затем к сему именно направлять весь труд, предприемлемый на утверждение в уме и сердце мысли о Боге.

Самим Вам размыслить о Божиих свойствах и действиях, может быть, трудновато будет. Но у Вас, кажется, есть писания святителя Тихона. В его келейных письмах Вы найдете себе пособие самое пособительное. Святитель ясно созерцает всякое Божие свойство и действие и изображает его словом с теплотою и убеждением, которые, если будете читать внимательно, перельются и в Ваше сердце.

И еще бы пунктик надо Вам разъяснить, но то в другой раз.

Феофан Затворник о чтении келейного правила – ответы на вопросы

Современники святителя Феофана Затворника, видя какой молитвенный подвиг несет этот подвижник, обращались к нему с практическими вопросами о молитве. Среди вопросов были, например, такие темы. Что делать если не хочется читать правило? Что делать если сильно устал и читать правило уже нет сил? Как быть, если мало времени на молитву? Как читать правило, если ты в дороге? С какой скоростью читать правило и как правильно эту скорость настроить? Как правильно сокращать правило и можно ли это делать? Как быть если вместо правила хочется помолится своими словами?

Святитель Феофан Затвориник

По мысли святого, наша домашняя молитва по молитвослову — это своего рода обучение молитвенному духу: «Молитве надо учиться, надо приобресть навык к молитвенным оборотам мыслей и движениям чувств, по чужим молитвам, как учатся иностранным языкам по печатным разговорам».

На само же молитвенное правило, святитель Феофан смотрел, как на инструмент, который помогает человеку вознести ум и сердце к Богу. К сожалению, сегодняшний христианин, зачастую видит чтение утреннего и вечернего правила, как некий долг перед Богом. Непонимание сути в молитвенном правиле приводит человека к сокрушению оттого, что по немощи или по другим обстоятельствам он был вынужден временно сократить своё домашнее молитвенное правило. Часто можно встретить и такое, когда чтению правила определяют больший вес, чем даже любовь к родными и близким.

В одном из своих писем владыка Феофан пишет: «Правило не существенная часть молитвы, а есть только внешняя его сторона. Главное дело есть — молитва ума и сердца к Богу, возносимая со славословием, благодарением и прошением, и наконец с преданием себя Господу всецело. Когда есть такие движения в сердце, есть там и молитва, а когда нет, и молитв нет, хотя бы вы целые дни простояли на правиле. У вас именно на это и обращено должное внимание. Так продолжайте стараться к сему придти. Ищите и обрящете. Господь близ. Вы любите Господа, как написали, к Нему и обращайтесь со всеми нуждами своими, как дитя к Отцу» (Том 3. Письмо от 22 февраля 1888 года.)

Говоря о молитвенном правиле, святитель Феофан всегда подвигал свою паству к тому, чтобы люди уходили от механического вычитывания правила. Владыка разделял само чтение правила и плод от этого правила. Плодом, как мы увидели из его письма, он называл вознесение ума и сердца к Богу, а не саму цель прочитать все от корки до корки. В другом письме владыка пишет – «Собираетесь вычитывать правило. Добре! Выполняя свое правило, не то имейте в мысли, чтобы только вычитать все положенное, а чтобы в душе возбудить и укрепить молитвенное движение» (5 том. Письмо 773).

Бывает, что человек не ощущает плода от чтения молитв. С этим вопросом к святителю обращалась одна женщина, и вот ответ: «Беспокоит совесть вашу поспешное совершение молитвословий. И правильно. Зачем врага слушаете? Это враг гонит вас. скорей, поскорей. От этого вы и никакого плода от молитвы не ощущаете. Но положите себе законом не спешить. Но так произносить молитвы, чтобы ни одно слово не произносилось без сознания смысла и по возможности и чувства. Наложите на себя труд сей с решительностью главнокомандующаго, чтобы отнюдь никакаго не пораждалось возражения против сего. Враг внушает, то надо и другое надо, а вы ответьте: без тебя знаю, поди прочь. Посмотрите, как пойдет молитва. А то у вас молитвословие только есть, а молитвы нет. Питает же душу одна молитва. Вот вы и чувствуете себя неудовлетворенною. По часам сличите, сколько времени пройдет, если не станете спешить. и увидите, что несколько минут. А ущерб от поспешности какой!!» (5 том. Письмо 814)

Читать еще:  Галина Новичкова: «Надежда всегда есть. Даже если ее нет»

А какой темп и ритм чтения молитвы должен быть у правила? Ведь причиной отсутствия плода, святитель Феофан указывает на поспешность чтения, которое не дает пережить, пропустить через свое сердце то, о чем говорится в молитве.

  • Чтение псалмов на всякую потребу — какие псалмы читать в различных обстоятельствах, искушениях и нуждах
  • Молитвы о благополучии и счастье семьи — подборка известных православных молитв о семье
  • «Православные акафисты» — сборник акафистов
  • Молитвы православных воинов — сборник молитв для духовной помощи и защиты православных воинов, а также молитвы во время бедствия и нашествия врагов, иноплеменников и иноверных..
  • Смотрите также иные молитвы в нашем разделе «Православный молитвослов» — молитвы разные на все случаи жизни, молитвы святым, молитвы путешествующих, псалмы, Молитвы воинов, молитвы за болящих, молитвы на разные случаи семейной жизни: благословление на вступление в брак, молитвы о покровительстве Бога вступающим в брак, молитвы о счастливом браке, молитвы беременных женщин о благополучном разрешении и о рождении здоровых детей, молитвы родителей о детях молитвы при бесплодии, молитвы о учащихся детях и многие другие.
  • Православные акафисты и каноны. Постоянно пополняемый сборник канонических православных акафистов и канонов с древними и чудотворными иконами: Господу Иисусу Христу, Богородице, святым.

В одном из своих писем, Феофан Затворник пишет: «…никогда спешно не читайте, а читайте будто нараспев. близко к тому. В древности все читаемые молитвы брались из псалмов. Но нигде не встречаю слова: читать, а везде петь» (5 том. Письмо 773). И в этом же письме он продолжает: «Чтоб подсечь позыв на спешное чтение, положите не то и то вычитать, а простоять на читательном молитвословии четверть часа, полчаса, час. сколько обычно выстаиваете. и затем не заботьтесь, сколько прочитаете молитв, — а как пришло время, если нет охоты стоять далее, переставайте читать. на часы, однако ж, не посматривайте, а так становитесь, чтоб стоять без конца: мысль и не будет забегать вперед. » (5 том. Письмо 773).

Подвизающиеся на Валаамском подворье монашествующие, соблюдают это правило святителя Феофана Затворника следующим образом. Определяют, сколько времени у них уходит на прочтение при обычном темпе молитвы. Затем ставят будильник на этот отрезок времени, то есть 20, 40 минут, кто-то и на час и более, у кого какое правило, и читают не спеша молитвы в этот отрезок времени. Это практика помогает уйти от механического быстрого чтения молитв.

Святитель уводит нас от фарисейской молитвы в духе: «мир рухнет, а правило я прочту», и приводит нас к живому общению с Богом: «Если живости чувства мешает поспешность исполнения правила, а поспешность производится боязнью длительности, то лучше назначить … известное время, в часах и минутах, и потом молиться теми молитвами, которые входят ….в частное ваше правило, не спеша, с ясным сознанием и прочувствованием всего читаемого, нимало не заботясь о том, чтоб догнать до конца чин … правила, а лишь о том, чтоб известное время пробыть в живом молитвенном устремлении к Богу. Вот главное! А что не успеете иное прочитать или дочитать, беда не велика. Привыкли вы к прочитыванию определенного, и совестно не прочитать. Беретесь читать и спешите, чтоб не долго вышло. От того труд молитвенный не всю приносит пользу. Без правила нельзя; надо непременно его иметь, но стараться исполнять его так, чтоб это была молитва» (Том 1. Письмо 53).

Святитель не ставит в укор, что не получилось вычитать до конца, а наоборот пишет — «А что не успеете иное прочитать или дочитать, беда не велика». А где же тогда беда? Ответ в этом же письме – «нимало не заботясь о том, чтоб догнать до конца чин … правила, а лишь о том, чтоб известное время пробыть в живом молитвенном устремлении к Богу. Вот главное!»

Живое общение возможно ли по чужим молитвам? «Никогда не читайте без перерыва молитвы. а всегда прерывайте их своеличною молитвою с поклонами, в середине ли молитв придется это сделать, или в конце. Как только вспадет что на сердце, тотчас останавливайтесь читать и кладите поклоны. Это последнее правильце — самое нужное и самое необходимое для воспитания духа молитвенного. Если иногда какое чувство займет очень, вы будьте с ним и кладите поклоны, а читание бросьте. так до самого конца положенного времени.» (5 том. Письмо 773).

«Если иногда какое чувство займет очень, вы будьте с ним и кладите поклоны, а читание бросьте. » — эти слова возвращают к тому письму, которое процитировано в начале: «Правило не существенная часть молитвы, а есть только внешняя его сторона. Главное дело есть — молитва ума и сердца к Богу». Захотелось что-то сказать Господу, захотелось излить душу, почувствовали движение сердца? Тогда и говорите Богу своими словами.

В другом письме святой учит: «Что касается до правила, то относительно сего этак думаю: какое ни избери кто себе правило, всякое хорошо, — коль скоро держит душу в благоговеинстве пред Богом. Еще: читать молитвы и псалмы до разшевеления души, а там самому молиться, излагая свои нужды, или без всего. «Боже милостив буди. » Еще: иногда все время, назначенное для правила, можно провесть в читании однаго псалма на память, составляя из всякаго стиха свою молитву. Еще — иногда можно все правило провесть в молитве Иисусовой с поклонами. А то из таго, другаго и третьяго понемногу взять. Богу сердце нужно (Притч. 23, 26), и коль скоро оно благоговейно пред Ним стоит, то и довольно. Непрестанная молитва в сем и состоит, чтобы всегда благоговейно стоять пред Богом. А при этом правило есть только подтопка, или подкинутие дров в печь.» (Том 1. Письмо 2).

В отведенное на утреннее и вечернее правило время, можно посветить чтению и псалмов и в молитве Иисусовой и пр. Если есть желание читать псалтирь или же душа тянется почитать акафист или канон, так читай. Феофан Затворник резюмирует — «Богу сердце нужно (Притч. 23, 26), и коль скоро оно благоговейно пред Ним стоит, то и довольно».

Конечно, в молитве должно быть и понуждение, но с рассуждением. Свяитель Феофан хоть и дает свободу молитвы, но при этом учит, что к молитве нужно себя подвигать – «Что делать, когда молитва нейдет на ум? Если это домашняя молитва, то можно немножко — на несколько минут отложить ея. Если и после нейдет. нудьте себя исполнить молитвенное правило насильственно, напрягаясь и понимать глаголимое и чувствовать. похоже на то, как, когда дитя не хочет поклониться, его берут за чуб и нагинают.» (Том 1. Письмо 113).

Как научится переживать молитву? «Во всякое слово вникайте и не мысль только читаемого воспроизводите в сознании, но и чувство соответственное возбуждайте…. Чтоб пособствовать движению молитвенных чувств, в свободное время перечитайте и передумайте все молитвы, которые входят в ваше правило, — и перечувствуйте их, чтобы когда на правиле станете их читать, и знать наперед, какое чувство должно быть возбуждаемо в сердце» (Том 5. Письмо 773).

  • О том, что бывает с христианами во время совершения молитв, и о мерах совершенства, то есть, могут ли христиане достигать совершенной меры — преподобный Макарий Египетский
  • О молитве — протоиерей Константин Ровинский
  • Способен ли молиться современный человек? — митрополит Антоний Сурожский
  • Учение об Иисусовой молитве по трудам святителя Феофана Затворника — игумен Амвросий Ермаков
  • Напрасная ли трата времени — молитва? — игумен Маркелл Павук
  • Человеку, который верит в Бога, но не молится Ему — Святитель Николай Сербский
  • Мешает ли молитвенное правило молитве? — Беседа протоиерея Алексея Уминского и протоиерея Максима Козлова
  • Как молитва по соглашению спасла ребенка от убийства — Мария Сараджишвили

О сокращении молитвенного правила Феофан Затворник дает такой совет: «После утомления плохо совершаете вечернее правило. Прежде правила походите немножко, даже наружи, если удобно, и полежите немного, пока отдохнет голова и впечатления пережитыя развеются. Тогда становитесь на правило. если время не позволяет, сократите лучше правило, а не исполняйте его кое-как. Сокращение сие при нужде сами и благословитесь на исполнение его у свояго духовнаго отца. Или сократив в нужде, после дополняйте пропущенное, если оно общаго свойства по содержанию. Держите в мысли и чувстве, что всякое себе принуждение и произволение на дело Божие видит Бог вездесущий и благословляет сие творящаго.» (Том 3. Письмо 447).

О чтения правила в дороге, дается такое поучение: «Спрашиваете об исполнении правила. Уж теперь какое правило? Дорога! Пришлось поклонник положить, хорошо; а не пришлось, так и быть. Лежа про себя что-либо поговорите Господу. Где тут, утомившись, правило справлять? Когда воротитесь на свое место, тогда все пойдет своим чередом» (Том 4. Письмо 699).

Читать еще:  Великий канон святого Андрея Критского – текст канона, перевод, АУДИО

Некоторые христиане исполняют древнее христианское правило – прибавлять к молитвам чтение Евангелия и Апостола: «Правило ваше хорошо и утреннее и вечернее. Требуете решения, как читать Евангелие и Апостол, — по главе подряд, или, как указывается в церкви, по зачалам? Как вы уже привыкли читать по-церковному, то и продолжайте так. Утром прочитать зачало из Евангелия, а вечером из Апостола. Читать по главе — много.» (Том 3. Письмо 487).

Бывает, что неофит, воодушевившись, берет на себя не только чтение утренних и вечерних молитв, но и прилагает к этому чтение акафистов и канонов. Но потом, когда воодушевление проходит и человек сталкивается с ленью и «занятостью», и оставляет каноны и акафисты. Отчего человека мучает угрызение совести по этому поводу. «Спрашиваете, не есть ли неблагодарность прекращение чтения акафистов и канонов? Нет. Неблагодарность — совсем забыть тех, кому читали акафисты и каноны. А если вы, вместо печатных слов, мысленно, или своими словами будете призывать их и благодарить, это тоже, что и читания молитв, канонов и акафистов, и даже не лучше ли? Мысленно с поклонами ко всем обращайтесь. — Чем больше своеличной усердной молитвы, тем лучше.» (Том 4. Письмо 713).

И наконец, актуальный вопрос: сильно ли вредит молитве интернет и подобные вещи? Ответ на этот вопрос, переложив его на наше время, можно найти так же в письмах святителя Феофана: «Не читать газет и романов хорошо, но не связывайте себя законом. Можно решительно только определить не читать дурных романов: ибо есть очень назидательныя. Из газет пробегайте телеграммы. и довольно. Но главное старайтесь всегда помнить, что Господь близ. и все видит, и соответственно тому держите себя и внешне и внутренне» (Том 3. Письмо 487). Иными словами, святитель не предлагает полностью от всего отказываться, но рассудительно выбирать из всего полезное и назидательное для себя.

Святитель Феофан Затворник: Как всегда помнить о Боге?

Святитель Феофан Затворник и его учение о спасении

Вы держите в руках фундаментальный труд безвременно ушедшего от нас архимандрита Георгия Тертышникова (22.06.1941 — 2.10.1998), Магистра Богословия, доцента Московской Духовной Академии, многолетнего насельника Троице–Сергиевой Лавры. Батюшка очень ждал выхода в свет этого, пожалуй, самого важного ученого труда своей жизни: книга была подготовлена на основе его магистерской диссертации, защита которой состоялась 26 марта 1990 года.

Творения святителя Феофана Затворника привлекли внимание архимандрита Георгия еще в период становления его как монаха, богослова, наставника Московских духовных школ. Его первой публикацией стала библиографическая статья в Журнале Московской Патриархии, посвященная житию святителя Феофана, а кандидатское сочинение рассматривало гомилетические особенности эпистолярного наследия Святителя. Несмотря на то, что последующая преподавательская деятельность архимандрита Георгия затрагивала широкий круг вопросов истории Православной Церкви, житие и творения святителя Феофана не переставали интересовать его: снова и снова возвращался отец Георгий к богословскому наследию святого архипастыря, находя в его трудах ответы на многие вопросы руководства в духовной жизни, осмысление самых сложных проблем, которые ставят перед человеком конкретные обстоятельства изменчивой жизни. Так постепенно сложилась главная тема научной деятельности архимандрита Георгия — богословское наследие святителя Феофана Затворника. Его перу принадлежит множество научных работ, исследований и монографий, посвященных Святителю; будучи членом Синодальной комиссии по канонизации святых, отец Георгий подготовил материалы к прославлению святителя Феофана, которое состоялось 6 июня 1988 года.

…«Умершие продолжают и на земле жить в памяти живущих через добрые дела свои» — так писал святитель Феофан Затворник, посвятивший свою жизнь руководству идущих по пути ко спасению, показавший этот путь и последующим поколениям в своих богословских трудах. Житие святого архипастыря стало и для отца Георгия тем ориентиром, по которому он сверял свои поступки. Будучи очень скромным в повседневной жизни, он был ревностным проповедником слова Божия, использовал для этого всякую возможность: личное общение со студентами и духовными чадами, проповеди, научные публикации, радиопередачи; в напряженном ритме монастырской жизни он успевал выкраивать часы и минуты для ученых трудов, которые теперь стали достоянием Русской Православной Церкви.

Книга архимандрита Георгия «Святитель Феофан Затворник и его учение о спасении» — всеобъемлющее сочинение, вобравшее в себя плоды многолетних изысканий, работы в церковном и государственных архивах и библиотеках. Оно включает в себя обширное жизнеописание святого архипастыря, составленное на основе более 200 документальных источников, и подробное исследование учения святителя Феофана о спасении. Труд содержит колоссальный объем фактического материала, анализ которого позволил автору сделать серьезные научные обобщения.

Несомненно, эта книга принесет духовную пользу всем тем, для кого творения святителя Феофана Затворника стали руководством на пути ко спасению, и даст богатый материал к размышлению и новым исследованиям труженикам богословской науки.

Русское монашество в служении человеку

Христианство пришло на Русь из Византии. Проповедниками Святого Евангелия в основном были иноки, поэтому и утверждение христианства в нашем Отечестве происходило под большим влиянием иноческих идеалов. Сразу же за крещением русского народа стали возникать монастыри и появились черноризцы. Сохранилось предание об основании Спасского монастыря близ Вышгорода греческими монахами, пришедшими на Русь в период крещения ее. К началу XI века уже существовали монастыри Святой Софии, Георгиевский, Ирининский и другие.

Непосредственное влияние на развитие монашества в нашей стране оказали святыни Востока, в том числе Святая земля Палестины и Святая Гора Афон. Монашество православного Востока было школой спасения и той веткой восточного монашества, от которой, по словам Г. Н. Федотова, отделилась русская отрасль [255][1].

Подвиги древних святых отцов являлись примером для подражания многим пастырям Русской Православной Церкви, в особенности священноинокам — устроителям отечественного монашества. Но русские священноиноки смягчили суровые формы аскезы Востока, сделали идеал святости доступным для всех ищущих спасения. Аскеза русских пастырей состояла не в умерщвлении тела, а в воздержании, в непрестанном подвиге молитвы, поста и физического труда. Они внесли и другие черты, свойственные отечественному пастырству: милосердие, жертвенную любовь к людям, благотворительность, странноприимство, любовь к природе, к ее красоте. Они проникались блаженным состоянием, когда созерцали благодатный Божий мир. Смирением, кротостью, терпением, любовью они старались подражать Пастыреначальнику — Господу нашему Иисусу Христу. Их воздействие на христианские души осуществлялось не столько через слово, сколько через дела святой жизни. Подвиг их был направлен на созидание Царства Божия внутри христианской души.

Русское монашество не избегало общественной жизни, как это было в Египте первых веков христианства; ему не были присущи и формы активного вмешательства в жизнь государства, какие мы наблюдаем в монашеских орденах средневекового Запада.

Промысл Божий» определил место русскому монашеству как особо религиозной, культурной и в какой‑то мере экономической силы в жизни государства. Не только монастыри как общины, но и уединенные отшельники в своем подвиге сохранили органическую связь с народом, с окружающим миром, от которого они хотя и уходили, но и в уединении особым образом продолжали служить ему.

Вместе с христианством Русь получила письменность и доступ к достижениям мировой культуры. На Руси появились литературные произведения, созданные в Византии, Палестине, Сирии, Египте. В этих условиях решающую роль должны были сьпрать школы как средство широкого распространения просвещения. Учителями в новых школах были духовные лица.

Значительно место монастырей в просвещении славян. В крупных обителях на Руси в третьей четверти XI века образование поднялось до уровня Западной Европы.

Великий поэт Русской земли Александр Сергеевич Пушкин признавал: «Монахам мы обязаны нашей историей, следовательно, и просвещением»[2].

Монастыри воспитывали в своих стенах великих ратоборцев благовествования Христова, которые своею самоотверженною миссионерскою проповедью и бескорыстными трудами возделывали и приумножали благочестие на Православной Руси.

Используя богатый опыт православного восточного монашества, русское иночество явило немало своих великих подвижников. Первые среди них — преподобные Антоний и Феодосий, Киево–Печерские чудотворцы. Они воспитали целый сонм угодников Божиих и явились основоположниками самобытного русского иночества. Киево–Печерский монастырь долгое время оставался духовной школой в Русской Церкви.

В XIV веке в пределах Московского княжества просиял великий авва Сергий Радонежский. Им была основана Троице–Сергиева обитель. Преподобный Сергий был заступником и молитвенником за всю Русскую землю, чудотворцем при жизни и великим ходатаем пред Богом за российскую паству по смерти. Ученики преподобного Сергия шли во все концы Русской земли, насаждая благочестие, воплощая заветы своего учителя, перенимая уклад его обители. Им Русь обязана освоением северных земель и распространением там духовной культуры.

В XV веке в России просияли преподобные Нил Сорский и Иосиф Волоцкий.

Преподобный Нил Сорский принадлежит к числу замечательнейших отцов Русской Церкви. Это был великий пастырь, учитель скитской простоты и созерцательной жизни. Он положил начало скитскому житию, возвысил его и дал ему правильное направление. Творения преподобного Нила еще при его жизни распространялись во множестве списков, находя усердных читателей и последователей.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector