0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Святитель Феофан тоже писал о прокрастинации

Святитель Феофан тоже писал о прокрастинации

Много опубликовано материалов о прокрастинации, стоящих и пустопорожних. В основном это практические советы. Даже те, кто это чудаковатое слово не встречал, с самой проблемой всё равно сталкивался.

Прокрастинация – это когда человек постоянно откладывает на завтра, то, что нужно сделать сегодня. Правда, знакомая проблема? Отложенные на завтра дела накапливаются, с ними становится трудно и даже невозможно разобраться.

Человек подводит себя и других людей. На него обижаются, происходят конфликты, да он и сам досадует на себя. Но поделать ничего не может и опять откладывает: «Вот с понедельника точно начну!» Приходит понедельник, из-под земли выскакивают новые причины, почему сегодня не начать нужное дело.

Переживания о работе и спасении

Сколько тут переживаний! Писатели признаются в страхе перед первой пустой страницей, на которой надо записать начало давно задуманной книги. Ступор охватывает перед пустой страницей.

«Чтобы написать, надо писать», – хороший кто-то придумал девиз. Взялся девиз не на пустом месте. Трудно писателям жить по принципу «ни дня без строчки».

Психологи по-своему решают проблему прокрастинации. Тут пригодится планирование со всеми своими хитростями. Дела распределяются на 4 группы по принципу: важные/неважные, срочные/несрочные. Самая многострадальная категория – важные и несрочные дела. Их чаще всего и откладывают на потом, за ними и надо особо послеживать.

Как думаете, а дело нашего спасения в какую категорию попадает? Неважным его православный человек не назовет. А вот в несрочные оно… попасть может.

Если это произошло, то дело нашего спасения оказывается как раз важным и несрочным. Со всеми вытекающими последствиями: «Сейчас мне приходится о детях заботиться да на работе управляться. Вот на пенсии буду о спасении души думать, в церковь ходить». В такой логике работа – это важное и срочное дело, оно оттесняет заботу о спасении – дело важное и несрочное.

Так бывает не только в наше время с его суетливой жизнью больших городов. Похожие проблемы обозначались и раньше. В середине XIX столетия о них задумывался святитель Феофан Затворник (память его 23 января).

Аскетика и психология

Святитель Феофан Затворник

Святителя Феофана можно признать большим знатоком человеческой психологии, хотя профессиональным психологом он не был.

Размышлял он о прокрастинации задолго до того, как о ней заговорили психологи. В своих размышлениях он основывался на опыте православного подвижничества, сам он тоже был настоящим аскетом.

Его интересовала духовная сторона нашей жизни, а не будничная. И саму нашу проблему он рассматривал именно со стороны духовных ее причин.

Среди проповедей святителя мы обратимся к одной, посвященной посту, – вот духовная сторона нашей жизни. Во время поста православный человек сосредотачивается на спасении своей души.

По наблюдениям святителя Феофана, с постом есть особые проблемы, они встречаются достаточно часто. Он их описывает и обозначает духовные причины проблем:

«Постом только мы немного и остепеняемся… находим попечительные о спасении помышления… кто не чувствует потребности исправить в себе неисправное? Но приходит саможаление – подруга беспечности и нерадения – и заглушает те добрые движения.

И вот начинаем мы отодвигать исполнение требований сих: сначала с первого дня на второй, со второго на третий, потом с первой недели на вторую или третью, с третьей на четвертую или последнюю, а на последней что-нибудь помешает или какой-нибудь предлог и отлагательство придумает лукавая леность. Так и весь пост проходит без говения, Исповеди и Святого Причастия».

Проблема всё та же – прокрастинация: мы понимаем, что во время поста надо исправлять нашу жизнь, но отодвигаем исполнение этого замысла с первого дня на второй, с второй недели до последней, а на последней неделе нам что-нибудь помешает .

Вот пост прошел, и мы ничего не сделали из задуманного. Обидно. Что мешает нам? Внешние обстоятельства? Да. Но не в них корень проблемы, в другом. Отлагательство придумывает лукавая леность. Корень проблемы внутри: лукавая, то есть греховная леность . Происходит она от страсти уныния . В грехе лености мы можем покаяться, если замечаем его в себе, а со страстью уныния надо бороться, и это надолго.

Дух уныния у православных подвижников считается особо тяжелым. Он налагает на человека тяжесть, его воздействие – долговременное, изнурительное. Но с Божией помощью можно и страсть уныния победить.

Страсть уныния погружает человека в томительное бездействие, в упадок сил. Или же уныние побуждает человека к гиперактивности: он начинает одно дело, не заканчивает его, бросает, берется за другое, бросает, потом за третье…

И вся эта суета, многозаботливость вместо упорного занятия тем одним важным делом, которое надо, кровь из носа, завершить сегодня. Вспомним еще, как люди бессмысленно «сёрфят» по интернету часами, переходя с одного сайта на другой, вместо того, чтобы посмотреть на трех сайтах интересующую их информацию и напечатать требуемый от них текст.

Согласно святому Феофану, именно леность, связанная с унынием, лукаво подсовывает христианам вместо подготовки к Исповеди и Причастию какие-то срочные дела на последней неделе поста.

На первый взгляд, кажется, что человек активно принялся что-то делать полезное, причем тут леность? Но в этой ситуации надо распознать замаскированую страсть и оценить по достоинству тонкое наблюдение святителя Феофана.

Память смерти подсказывает человеку истинный масштаб и значимость дел

Перед унылой леностью, как мы читали, «приходит саможаление – подруга беспечности и нерадения». Вот с чего начинается прокрастинация. Саможаление довольно близко к лени, но не будем их чрезмерно сближать. Еще ближе саможаление к малодушию . Человек болезненно жалеет себя, боится себе усложнять жизнь. Саможаление приходит к человеку не одно, а с любимыми подругами.

Первая подруга – беспечность наполняет человека легкомыслием. Человек не просчитывает последствия своих поступков, того, что он делает сейчас и что откладывает на потом. Человек не печется о будущем в должной мере, пребывает в порочной беззаботности. Человек легкомысленно откладывает важные дела на будущее, не задумываясь о том, какие неприятные сюрпризы и даже катастрофы готовит себе.

Порадеть – значит постараться. Вторая подруга саможаления – нерадение – это состояние, когда человек делает всё для галочки, кое-как, он не хочет (или не может) как следует потрудиться. Ни одно важное дело не удается нам без достаточных усилий. Только пустяшные делишки можно обделывать, не напрягаясь.

Лекарство

Рассуждает святитель Феофан о нашей проблеме и, конечно, задается вопросом, как ее решать. Он вспоминает о важном спутнике христианского покаяния – о памяти смертной .

Память о смерти всё в нашей жизни расставляет по полочкам: это важное, а это неважное. Память смерти подсказывает человеку истинный масштаб и значимость дел. И, тем самым, противодействует прокрастинации. За всей мелочевкой дел нам нужно о главном не забыть.

О памяти смертной мы можем найти не только святоотеческие наставления. Святой Феофан берет в пример евангельскую притчу про бесплодную смоковницу. Хозяин сада хочет срубить бесплодное дерево на дрова, а работник уговаривает его повременить год, он обработает дерево и тогда можно рассчитывать на урожай.

Смысл притчи прост: нам надо приносить духовные плоды, нельзя всегда оставаться бесплодным, мы не знаем, когда будем призваны дать ответ о своей жизни, какие плоды мы принесли.

Читать еще:  Что такое просфора? Секреты откроет просфорник

Что сказать о прокрастинации? Аскетический подход святителя Феофана к проблеме откладывания важных дел отличается от подхода практической психологии. И эти подходы не выглядят такими уж несовместимыми. В чем-то они дополняют друг друга.

Подход святоотеческий отличается особой глубиной. Святитель Феофан Затворник доискивается до скрытых причин проблемы и предлагает решать проблему на самом фундаментальном уровне духовными средствами.

Конец прокрастинации* или мысли собирающегося на Рождественскую службу

«Начну новую жизнь с понедельника, со следующего месяца, нового года». Нужное, как говорится, подчеркнуть. Это классическое создание себе стартовой черты в определенной перспективе мы можем услышать от множества самых разнообразных друзей, знакомых и даже от самих себя регулярно. Объединяет всех этих непохожих людей то, что «стартовая черта для новой жизни» так и остается благим намерением или бесславно заканчивается в самое короткое время. Так что же может действительно помочь изменениям, о которых мы мечтаем? Что может выступить стартовой точкой?

Обращали ли Вы внимание на тех юнцов безусых ставших отцами, которые в неуловимый миг преображались, взяв в руки конверт из роддома.

О том, как важно быть родителем – той ответственности и преображающей силе — мы читаем у многих святых. Женщина, показавшая со своим мужем образ христианской семьи, страстотерпица императрица Александра Феодоровна, пишет об этом так: «Нет ничего сильнее того чувства, которое приходит к нам, когда мы держим на руках своих детей. Их беспомощность затрагивает в наших сердцах благородные струны. Для нас их невинность – очищающая сила. Когда в доме новорожденный, брак как бы рождается заново». Об этом же говорит и святитель Иоанн Златоуст:»Нам вверен важный залог — дети». Вторит ему и святой праведный Паисий Святогорец:»Все мы должны помогать детям, чтобы они стали правильными людьми, чтобы и следующим поколениям осталось немного закваски».

Быть родителем как шаг к новой жизни, как преобразующая сила. Здесь важным элементом становиться не просто родительство, а чувство сопричастности, понимание того, что от нас зависит человек, который пришел в этот мир. Все наше добро будет ему опорой, все наше зло будет уничтожать его. Чувство ответственности может быть связанно не только с родительским чувством, но и восприятием появления близкого себе человека как новую жизнь. Многие, по-настоящему близкие родственники и друзьям семьи, в которой появился новорожденный малыш, также преображаются, становятся чуточку лучше по сравнению с самими собой прежними. Это чувство близкой сопричастности и меняет окружающих.

А как мы соотносим себя с тем Младенцем, чей праздник Рождения будем сегодня праздновать?

Насколько мы, называющие себя христианами, сопричастны Христу народившемуся? Стало ли Его Рождество для нас важным событием или лишь повод накрыть стол. Об этом мне кажется, стоит задуматься, направляясь в морозный вечер января на Рождественскую службу и вслушиваясь в праздничные песнопения: «Сильным на земле будет семя его, / род правых благословится».

И, может быть, для кого-то Рождественская заря станет утром сопричастника того, Кто показал нам свет.

Святитель Феофан тоже писал о прокрастинации

Много опубликовано материалов о прокрастинации, стоящих и пустопорожних. В основном это практические советы. Даже те, кто это чудаковатое слово не встречал, с самой проблемой всё равно сталкивался.

Прокрастинация – это когда человек постоянно откладывает на завтра, то, что нужно сделать сегодня. Правда, знакомая проблема? Отложенные на завтра дела накапливаются, с ними становится трудно и даже невозможно разобраться.

Человек подводит себя и других людей. На него обижаются, происходят конфликты, да он и сам досадует на себя. Но поделать ничего не может и опять откладывает: «Вот с понедельника точно начну!» Приходит понедельник, из-под земли выскакивают новые причины, почему сегодня не начать нужное дело.

ПЕРЕЖИВАНИЯ О РАБОТЕ И СПАСЕНИИ

Сколько тут переживаний! Писатели признаются в страхе перед первой пустой страницей, на которой надо записать начало давно задуманной книги. Ступор охватывает перед пустой страницей.

«Чтобы написать, надо писать», – хороший кто-то придумал девиз. Взялся девиз не на пустом месте. Трудно писателям жить по принципу «ни дня без строчки».

Психологи по-своему решают проблему прокрастинации. Тут пригодится планирование со всеми своими хитростями. Дела распределяются на 4 группы по принципу: важные/неважные, срочные/несрочные. Самая многострадальная категория – важные и несрочные дела. Их чаще всего и откладывают на потом, за ними и надо особо послеживать.

Как думаете, а дело нашего спасения в какую категорию попадает? Неважным его православный человек не назовет. А вот в несрочные оно… попасть может.

Если это произошло, то дело нашего спасения оказывается как раз важным и несрочным. Со всеми вытекающими последствиями: «Сейчас мне приходится о детях заботиться да на работе управляться. Вот на пенсии буду о спасении души думать, в церковь ходить». В такой логике работа – это важное и срочное дело, оно оттесняет заботу о спасении – дело важное и несрочное.

Так бывает не только в наше время с его суетливой жизнью больших городов. Похожие проблемы обозначались и раньше. В середине XIX столетия о них задумывался святитель Феофан Затворник (память его 23 января).

АСКЕТИКА И ПСИХОЛОГИЯ

Святителя Феофана можно признать большим знатоком человеческой психологии, хотя профессиональным психологом он не был.

Размышлял он о прокрастинации задолго до того, как о ней заговорили психологи. В своих размышлениях он основывался на опыте православного подвижничества, сам он тоже был настоящим аскетом.

Его интересовала духовная сторона нашей жизни, а не будничная. И саму нашу проблему он рассматривал именно со стороны духовных ее причин.

Среди проповедей святителя мы обратимся к одной, посвященной посту, – вот духовная сторона нашей жизни. Во время поста православный человек сосредотачивается на спасении своей души.

По наблюдениям святителя Феофана, с постом есть особые проблемы, они встречаются достаточно часто. Он их описывает и обозначает духовные причины проблем:

«Постом только мы немного и остепеняемся… находим попечительные о спасении помышления… кто не чувствует потребности исправить в себе неисправное? Но приходит саможаление – подруга беспечности и нерадения – и заглушает те добрые движения.

И вот начинаем мы отодвигать исполнение требований сих: сначала с первого дня на второй, со второго на третий, потом с первой недели на вторую или третью, с третьей на четвертую или последнюю, а на последней что-нибудь помешает или какой-нибудь предлог и отлагательство придумает лукавая леность. Так и весь пост проходит без говения, Исповеди и Святого Причастия».

Проблема всё та же – прокрастинация: мы понимаем, что во время поста надо исправлять нашу жизнь, но отодвигаем исполнение этого замысла с первого дня на второй, с второй недели до последней, а на последней неделе нам что-нибудь помешает.

Вот пост прошел, и мы ничего не сделали из задуманного. Обидно. Что мешает нам? Внешние обстоятельства? Да. Но не в них корень проблемы, в другом. Отлагательство придумывает лукавая леность. Корень проблемы внутри: лукавая, то есть греховная леность. Происходит она от страсти уныния. В грехе лености мы можем покаяться, если замечаем его в себе, а со страстью уныния надо бороться, и это надолго.

Дух уныния у православных подвижников считается особо тяжелым. Он налагает на человека тяжесть, его воздействие – долговременное, изнурительное. Но с Божией помощью можно и страсть уныния победить.

Страсть уныния погружает человека в томительное бездействие, в упадок сил. Или же уныние побуждает человека к гиперактивности: он начинает одно дело, не заканчивает его, бросает, берется за другое, бросает, потом за третье…

И вся эта суета, многозаботливость вместо упорного занятия тем одним важным делом, которое надо, кровь из носа, завершить сегодня. Вспомним еще, как люди бессмысленно «сёрфят» по интернету часами, переходя с одного сайта на другой, вместо того, чтобы посмотреть на трех сайтах интересующую их информацию и напечатать требуемый от них текст.

Читать еще:  Лев Шлосберг: Псковским подросткам не хватило слов «Я тебя люблю»

Согласно святому Феофану, именно леность, связанная с унынием, лукаво подсовывает христианам вместо подготовки к Исповеди и Причастию какие-то срочные дела на последней неделе поста.

На первый взгляд, кажется, что человек активно принялся что-то делать полезное, причем тут леность? Но в этой ситуации надо распознать замаскированую страсть и оценить по достоинству тонкое наблюдение святителя Феофана.

Память смерти подсказывает человеку истинный масштаб и значимость дел

Перед унылой леностью, как мы читали, «приходит саможаление – подруга беспечности и нерадения». Вот с чего начинается прокрастинация. Саможаление довольно близко к лени, но не будем их чрезмерно сближать. Еще ближе саможаление к малодушию. Человек болезненно жалеет себя, боится себе усложнять жизнь. Саможаление приходит к человеку не одно, а с любимыми подругами.

Первая подруга – беспечность наполняет человека легкомыслием. Человек не просчитывает последствия своих поступков, того, что он делает сейчас и что откладывает на потом. Человек не печется о будущем в должной мере, пребывает в порочной беззаботности. Человек легкомысленно откладывает важные дела на будущее, не задумываясь о том, какие неприятные сюрпризы и даже катастрофы готовит себе.

Порадеть – значит постараться. Вторая подруга саможаления – нерадение – это состояние, когда человек делает всё для галочки, кое-как, он не хочет (или не может) как следует потрудиться. Ни одно важное дело не удается нам без достаточных усилий. Только пустяшные делишки можно обделывать, не напрягаясь.

Рассуждает святитель Феофан о нашей проблеме и, конечно, задается вопросом, как ее решать. Он вспоминает о важном спутнике христианского покаяния – о памяти смертной.

Память о смерти всё в нашей жизни расставляет по полочкам: это важное, а это неважное. Память смерти подсказывает человеку истинный масштаб и значимость дел. И, тем самым, противодействует прокрастинации. За всей мелочевкой дел нам нужно о главном не забыть.

О памяти смертной мы можем найти не только святоотеческие наставления. Святой Феофан берет в пример евангельскую притчу про бесплодную смоковницу. Хозяин сада хочет срубить бесплодное дерево на дрова, а работник уговаривает его повременить год, он обработает дерево и тогда можно рассчитывать на урожай.

Смысл притчи прост: нам надо приносить духовные плоды, нельзя всегда оставаться бесплодным, мы не знаем, когда будем призваны дать ответ о своей жизни, какие плоды мы принесли.

Что сказать о прокрастинации? Аскетический подход святителя Феофана к проблеме откладывания важных дел отличается от подхода практической психологии. И эти подходы не выглядят такими уж несовместимыми. В чем-то они дополняют друг друга.

Подход святоотеческий отличается особой глубиной. Святитель Феофан Затворник доискивается до скрытых причин проблемы и предлагает решать проблему на самом фундаментальном уровне духовными средствами.

Прокрастинация: как не откладывать важное?

Знакомо ли вам такое состояние? Вы воодушевлены предстоящим интересным делом, представляете, как окунетесь с головой в работу, как только представится возможность. И вот подходящее время настало, впереди несколько свободных часов. Вы садитесь за рабочее место и… Приходит мысль о чашке кофе, которая поможет взбодриться и сосредоточиться…Аромат кофейных зерен, чуть горьковатый вкус, приятная пенка… Пора за работу… Вдруг телефонный звонок, на который нельзя не ответить. Еще несколько минут на разговор, теперь-то уж точно за работу… Хотя вот эту статью неплохо было бы прочитать, прежде чем начинать. А потом еще статья, пост в фейсбуке, еще пара чашек кофе, и неожиданно часы показывают, что осталось всего несколько минут от запланированного времени. Со вздохом сожаления вы переносите работу на завтра. Но завтра повторяется тоже самое, и послезавтра. Постепенно все меньше верится, что вот-вот удастся начать. Все сильнее чувство вины за несделанную работу.

Что такое прокрастинация?

Описанный выше пример – одно из типичных переживаний прокрастинации. Это очень странное, на первый взгляд, явление, при котором человек откладывает, переносит, оттягивает начало дела, одновременно считая его для себя очень важным. Такое откладывание «на потом» (от латинского procrastinus – на завтра) может повторяться бесчисленное количество раз. Кого-то в итоге заставляют работать почти истекшие сроки, и они доделывают работу в страшном цейтноте, кого-то не останавливает и это, и он раз за разом проваливает важные планы.

Это явление известно с древних времен. Еще Гесиод (ок. 800 г до н.э.) наставляет: «И не откладывай дела до завтра, до послезавтра: пусты амбары у тех, кто работать ленится и вечно дело откладывать любит…».

Одно из лучших художественных описаний прокрастинации можно встретить у Льва Толстого в «Юности»: «Бывало, утром занимаешься в классной комнате и знаешь, что необходимо работать, потому что завтра экзамен из предмета, в котором целых два вопроса еще не прочитаны мной, но вдруг пахнёт из окна каким-нибудь весенним духом, — покажется, будто что-то крайне нужно сейчас вспомнить, руки сами собою опускают книгу, ноги сами собой начинают двигаться и ходить взад и вперед, а в голове, как будто кто-нибудь пожал пружинку и пустил в ход машину, в голове так легко и естественно и с такою быстротою начинают пробегать разные пестрые, веселые мечты, что только успеваешь замечать блеск их. И час и два проходят незаметно».

Научные же исследования прокрастинации начались в 70-х годах XX века и на сегодняшний день на Западе это очень популярная тема: созданы специальные методики ее изучения, разработаны психологические техники, помогающие ее ослабить, написаны сотни книг и тысячи научных статей. Однако исследования распространенности прокрастинации свидетельствуют о том, что несмотря на усилия ученых, в последние десятилетия эта проблема становится актуальной для все большего числа людей.

Прокрастинация и лень

На первый взгляд может показаться, что прокрастинация очень близка к обычной лени. И в самом деле прокрастинирующий человек вместо работы может целый день смотреть сериалы, играть в компьютерные игры, общаться в социальных сетях, спать, гулять и находить себе еще тысячи других занятий, только бы не приступать к самому нужному.

Однако сложно такого человека обвинить в лени, имея ввиду пагубную черту характера, «наклонность к праздности, тунеядству» (словарь Даля). В отличие от тунеядца прокрастинатор, как правило, очень хочет выполнить дело и ругает себя за его откладывание. Сильный психологический дискомфорт и чувство вины – неизменные спутники прокрастинации.

Можно говорить о сходстве лени и прокрастинации в том случае, если ленящийся сам страдает от своего недостатка. В этом случае, как и с прокрастинацией, нужно смотреть глубже и искать причины, которые в обход воли человека, заставляют его уклоняться от дела.

Причины прокрастинации

На сегодняшний день у специалистов нет единой теории причин прокрастинации. Разные направления в психологии и психотерапии ставят во главу угла те или иные компоненты или аспекты прокрастинации, объясняя с их помощью механизм возникновения этого явления:

  • Есть теоретические модели, связывающие этот феномен с пережитыми в детстве конфликтами с родителями. Во взрослом возрасте эти полузабытые противостояния могут проявляться в бессознательном сопротивлении выполнению заданий, которые ассоциируются с родительскими жесткими требованиями.
  • Другие исследователи разрабатывают идеи о том, что прокрастинаторы не чувствуют ценности в своей работе, соответственно отсутствие мотивации не позволяет быть эффективным.
  • Нейрофизиологи изучают различные отделы мозга, нарушения в работе которых могут приводить к прокрастинации.
  • Ряд авторитетных подходов большое внимание уделяют перфекционистским установкам в отношении важных дел и, как следствие, тревоге о том, что не получится выполнить все идеально. Тревога бывает настолько сильна, что человеку проще все время находить другие занятия, только чтобы не испытывать ее.

Список объяснений далеко не полон. Ученые пока только на пути к созданию единой теории прокрастинации.

Преодоление прокрастинации

Если вы решите бороться со своей прокрастинацией, логичным шагом будет обращение к грамотному психологу и совместная работа с ним. В то же время во многом можно помочь себе самостоятельно. Один из путей самостоятельной работы над этой проблемой — это изучение ее особенностей и закономерностей с последующим подбором индивидуальных средств противодействия ей.

Читать еще:  ДЦП и любовь: Вячеслав нашел жену после публикации «Правмира»

Начать стоит с изменения отношения к своей прокрастинации. Вполне возможно, что вы уже совершенно истощены постоянным откладыванием. Беспомощность что-либо с этим сделать вызывает только отвращение и страх, что это никогда не кончится.

Будет непросто, и все же постарайтесь начать относиться к прокрастинации с исследовательским интересом, как к объекту вашего изучения. Попробуйте даже с нетерпением ждать следующего ее проявления, как ученый может пребывать в радостном предвкушении важного опыта. Несколько раз просто последите за собой, за тем, как именно вы откладываете дела. Обратите внимание на то, какие факторы играют решающую роль в вашей прокрастинации:

  1. Вы можете заметить, что причина задержек в том, что вы просто постоянно отвлекаетесь. Вашему вниманию сложно сосредоточиться и удерживаться на задании.
  • В этом случае постарайтесь специально подготовиться к работе: выделите на работу специальное время, оградите себя от внимания других людей, отложите интересную книгу, выключите мобильный телефон, заблокируйте доступ к отвлекающим программам и приложениям (социальные сети, игры и т.д.);
  • Структурируйте свою работу: выделите главное и второстепенное, определите ближайшие задачи, другими словами, добейтесь ясности и определенности в том, что вам предстоит сделать, причем сделать именно в ближайшее выделенное время;
  • Еще один путь – работать в команде. Встречаетесь с коллегами и вместе договариваетесь поддерживать рабочую атмосферу в течение запланированного времени.
  1. Возможно вы поймете, что испытываете тревогу по отношению к запланированной работе. Задача может казаться слишком сложной, слишком масштабной, слишком требовательной к вашим компетенциям. Попробуйте следовать следующим рекомендациям:
  • Думайте только о ближайших задачах в работе, а не о конечном результате и его оценке окружающими. Например, вам нужно написать статью. Не стоит фантазировать, какой она в итоге получится и как вы сдадите ее в редакцию или вашему руководителю, какие отзывы получите. Сосредоточьтесь на плане статьи, первом разделе, первых предложениях, первых словах. Постепенно уменьшайте масштаб задачи до того момента, пока не сможете приступить к ней.
  • Иногда дело в том, что сложно именно начать работу. В этом случае представьте, что выполняете те или иные части задания и начните с того, который вызывает меньше тревоги. Когда «дело пойдет», с оставшимися частями работы будет проще. В той же статье могут быть разные разделы, какие-то из них вам понятны, какие-то вызывают чувство неуверенности. Начните с того, что легче – всегда важно видеть, что процесс движется.
  • В такого рода тревоге всегда велик компонент страха оценки. Чтобы меньше беспокоиться об этом, вспомните, зачем это дело лично вам. Почему именно вы хотите написать эту статью, чем это важно для вас. В идеале приступайте к работе думая о том, что никто не будет принимать и оценивать вашу работу, только вы сами будете ее мерой, только вам самому она нужна.
  1. Может быть, углубившись в себя вы обнаружите недостаток мотивации, безразличие и апатию по отношению к запланированному делу. Это может стать поводом для пересмотра для себя смысла той деятельности, которую вы от себя требуете.
  • Задайте себе всерьез вопрос, нужно ли вам то, что вы делаете, имеет ли это смысл для вас (перекликается с работой над страхом оценки). Если ответ отрицательный, то это не повод сразу все бросать. Может быть смысл дела нужно себе напомнить. Предположим, что вы так закопались в подготовке статьи, что уже забыли, зачем вы ее пишете, что в ней интересного лично для вас.
  • Может быть обстоятельства изменились, и требуется найти новый смысл. Например, изначально замысел статьи был один, но в процессе обсуждения и подготовки приоритеты поменялись, и вот вы перед фактом, что нужно писать о другом, и новая тема не вызывает сильного энтузиазма. В этом случае нужно решить «задачу на смысл» уже с новой темой.
  • Еще способ — спросить себя, каким образом нужно поставить задачу, чтобы интерес по отношению к ней появился. Какие условия выполнения (сроки, место и т.д.) нужны, чтобы желание работать не уходило.
  • Однако возможен и такой вариант, когда вы действительно понимаете, что дело, которое вы от себя требуете, никогда по-настоящему не привлекало, и лишь тяготит вас. Тогда нужно принять решение, стоит ли продолжать.

Вполне возможно, что в процессе исследования своей прокрастинации вы найдете сразу несколько или даже все перечисленные здесь факторы. В этом случае действуйте ситуативно. Постарайтесь понять, какой фактор является центральным именно сейчас и работайте с ним.

Перечисленные здесь моменты не исчерпывают возможных причин прокрастинации, но в процессе этой работы над собой вы научитесь быть внимательными и разовьете осознанность по отношению к прокрастинации — это само по себе должно снизить степень выраженности прокрастинации.

Духовные аспекты прокрастинации [1]

В нашей православной среде проблему прокрастинации принято называть ленью и праздностью. На мой взгляд, часто это упрощает проблему, затрудняя ее преодоление. Когда мы каемся в лени, то первое, что приходит в голову в качестве средства ее преодоления, это волевое усилие к усердию, попытка заставить себя работать. Такая тренировка воли отчасти может быть эффективна, особенно если речь идет о лени как о черте характера, но далеко не всегда.

Как видно из предыдущих параграфов, у откладывания и избегания может быть масса других причин, и применительно к ним волевая попытка заставить себя работать как минимум не будет иметь действия, а как максимум будет вызывать еще большее сопротивление к выполнению дела. Можно заставить себя раз или два с огромным усилием выполнить задачу, но в дальнейшем, когда волевое усилие истощится, прокрастинация проявится с новой силой. Так строгие авторитарные родители могут усиливать давление на подростка получая зачастую все растущее сопротивление.

Мне кажется, что эффективнее было бы глубокое понимание индивидуальных причин прокрастинации и их связи с духовными проблемами. Так, например, если дело в устоявшейся привычке к откладыванию, то самовоспитание будет вполне к месту. Если же планы постоянно рушатся из-за того, что человек постоянно думает о том, как результат будет оценен, хочет идеального результата и одновременно боится не справиться, то важнее здесь бороться со страстью тщеславия, с невротическим поиском «славы человеческой», который проявляется в страхе оценки. А может быть дело в том, что человеку не нужно и неинтересно дело, которое он сам себя заставляет делать. Тогда не повод ли это вспомнить притчу о талантах и искать для себя настоящее дело, которое заставит гореть искренним интересом и смыслом.

В заключение хочется ободрить тех читателей, которые подвержены проблеме прокрастинации. Автор статьи и на собственном опыте, и по рассказам своих клиентов знает, насколько мучительной может быть ситуация с постоянным откладыванием, насколько беспомощным можно себя чувствовать, встречаясь в очередной раз с невозможностью заставить себя работать и какое изнуряющее чувство вины и тревоги приходит от груза накопившихся дел.

Как правило, справиться с этой проблемой или по крайней мере существенно улучшить ситуацию можно, но это требует времени, умения замечать маленькие победы и не разочаровываться в себе слишком быстро. Работайте над собой спокойно, в своем ритме, дайте себе время осознать все нюансы своей прокрастинации, понять ее и подобрать к ней ключик.

[1]В данной вопросе автор, не являясь духовным лицом (хотя, будучи воцерковленным православным христианином), ограничивается своими размышлениями и не претендует на право что-либо указывать или рекомендовать как пастырям, так и мирянам.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector