1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Святая блаженная Ксения: святость как следствие любви

Содержание

Православная Жизнь

Main menu

Вы здесь

Почему блаженная Ксения Петербургская почитается как хранительница благочестивых дев, вдов и детей

6 февраля – день памяти святой блаженной Ксении Петербургской, жизненный путь которой представляет собой пример наивысшего проявления любви и самоотречения ради служения Богу и людям.

Однажды, еще в пору моей юности, в один из воскресных дней я оказалась случайно возле церкви на Соломенке. Служба к тому времени закончилась, потому что прихожане уже расходились. Я присела на одну из стоявших невдалеке лавочек и стала наблюдать за бродившим между кустами котом, который вдруг совершенно неожиданно прыгнул на руки к сидевшему на соседней скамейке человеку довольно необычного вида. Это был мужчина неопределенного возраста с почти детскими чертами лица, очень маленького росточка, одетый явно не по погоде. На дворе стояла приличная жара, а на нем красовалась высокая, изрядно потрепанная, каракулевая шапка, теплый тулупчик, на ногах – зимние войлочные ботиночки с надетыми поверх калошами.

Возле этого чудака стали собираться люди. Какая-то женщина, подойдя к нему, протянула просфору и деньги, которые он не взял. Затем подбежал мальчик. Рассмеявшись, коротыш погладил того по голове. Потом подошли еще прихожане, обступая его. Тут до меня стали доноситься различные выкрики, сопровождавшиеся цитатами из Священного Писания и весьма интересными комментариями. Мне стало любопытно, что там происходит, и я приблизилась к этой группе людей. Со стороны казалось, что мужчина ведет себя не совсем адекватно. Я поинтересовалась у рядом стоявшей пожилой женщины, что это за странный человек. Та мне ответила, что это юродивый Гришка. «Болящий?» – уточнила я. «Да нет, – возразила старушка. – Он самый что ни на есть здоровый из всех. Просто притворяется». «Зачем ему это надо!» – удивилась я. «Крест у него такой, подвиг – казаться другим ради смирения и умаления собственной души», – ответила женщина. В недоумении я стояла и слушала Гришкины поучения. А он, будто почувствовав мое замешательство, вдруг повернул ко мне свое лицо, странно прищурил глаза, улыбнулся и изрек во весь голос: «Блаженны нищие духом!» Мне стало как-то неловко, и я отошла в сторону.

О том, кто такие юродивые и блаженные, я в ту пору имела весьма смутное представление. Мои познания о них ограничивались бабушкиными пересказами нескольких житийных историй и мизерной информацией, извлеченной из произведений русских классиков, которые, впрочем, человеку XX века, живущему в стране, где из сознания народа последовательно вытравливали любое упоминание о Боге и святых, мало что объясняли. Еще менее понятным было слово «подвиг» в его новом для меня звучании, которое раньше всегда ассоциировалось исключительно лишь с героическими поступками известных личностей. Трудно сказать, был ли упоминаемый Григорий действительно подлинным юродивым, но то, что во многих его замечаниях и впрямь было немало здравого смысла, я имела возможность убедиться. Домой я возвращалась вместе с той самой пожилой прихожанкой, которая и просветила меня по поводу Гришкиного юродства. Мы разговорились с ней, она оказалась уроженкой города Петербурга (тогда Ленинграда). От нее-то я впервые и услыхала совершенно необыкновенную и удивительную историю о святой блаженной Ксении Петербургской, которая меня невероятно потрясла. Хотя святая Ксения на тот момент еще не была канонизирована, многие православные верующие по всему Союзу знали об этой Божьей угоднице, помогавшей людям в трудных обстоятельствах.

Духовный подвиг святой Ксении Петербургской для современного человека представляется абсолютно непостижимым. И в самом деле: молодая, абсолютно здоровая и обеспеченная женщина, которая вполне могла бы в будущем устроить свою личную жизнь, вдруг – после смерти мужа, бросает все, отказываясь от благ и удобств земной жизни, принимает на себя намеренно образ безумной и становится на самый трудный путь христианского благочестия – юродства Христа ради. Она начинает буквально, вплоть до отречения от собственного имени, воплощать в своей жизни призыв Спасителя: «Отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24).
Юродство – стезя добровольных страданий и лишений, нищеты, скитаний, насмешек и презрения со стороны окружающих ради обретения подлинного бесстрастия и смирения, без которых невозможно приобщиться к любви Божией и жертвенной любви к ближним. Святую Ксению называют блаженной, потому что умом она всегда пребывала в Боге, в мире непрестанной молитвы.

Исследователи жизни праведницы затрудняются назвать точную дату ее рождения (некоторые считают, что это был 1731 год). Известно лишь, что в 26 лет она овдовела и сразу же приняла подвиг юродства, который продлился 45 лет. По-видимому, брак Ксении с ее супругом – придворным певчим, полковником Андреем Федоровичем Петровым, был счастливым. С 1755 года в Петербурге свирепствовали одна за другой эпидемии различных инфекционных болезней (оспа, корь, скарлатина и др.). Жертвой одной из эпидемий стал и муж Ксении Григорьевны. На четвертом году брака Андрей Петров заболел и быстро умер. Внезапность его смерти вдруг ясно открыла молодой вдове всю призрачность и хрупкость земного счастья, тщетность земных человеческих устремлений. Все изменилось за одну ночь. Мужа она хоронила уже другим человеком. Надев одежду покойного супруга, стала называться его именем. Такое мгновенное преображение женщины многие из родственников и знакомых Петровых восприняли как душевную болезнь вследствие сильного потрясения от смерти горячо любимого супруга. Была даже созвана комиссия по инициативе родных, которая, впрочем, подтвердила, что Ксения умственно абсолютно здорова и вменяема. Несомненно, что решение поменять свой образ жизни имело глубокие духовные побуждения и причины. Подобное происходит лишь только по благодатному действию Промысла Божьего. Раздав и раздарив свое имущество, блаженная отправилась странствовать по Петербургской стороне. Где жила, где проводила свои ночи Ксения – никто не знал. Лишь со временем стало известно, что по ночам она уходила в поле молиться Богу. Там она становилась на колени и делала поклоны на все четыре стороны. Такие моления нередко заканчивались лишь с восходом солнца, а наутро праведница шла помогать какому-нибудь бедному мещанину обрабатывать огород.

Когда на Смоленском кладбище началось строительство церкви, блаженная тайно помогала рабочим, перенося ночью кирпичи. Одежда мужа быстро износилась на ней, и святая стала носить самую простую кофточку и юбочку, отказываясь от хороших вещей. Зимой, даже в самые большие морозы, она расхаживала по улицам в оборванном балахоне и изношенных ботинках, надетых на босые ноги, распухшие и покрасневшие от холода. Когда ей делали денежные подаяния, она брала лишь только одну копейку, и то не для себя. Сначала многие люди жалели Ксению как несчастную больную женщину, но со временем стали замечать, что если блаженная посетит чей-то дом, то в нем водворяются мир и взаимопонимание, если в чьей-то лавке возьмет пирожок или пряник, то будет удачная торговля. Матери маленьких детей тоже подмечали, что если праведница приласкает или покачает в люльке больного ребеночка, он непременно выздоровеет. Своим кротким образом жизни, терпением, незлобием, нестяжательностью, добротой и любовью к простым страждущим людям святая свидетельствовала всем об истине Христовой. И Господь наградил блаженную чудесным даром прозорливости, благодаря которому она, предвидя события, открываемые ей Богом, предупреждала беды, грозившие некоторым людям, и направляла их на правильный путь.

Особое попечение блаженная имела о детях, благочестивых девах и вдовах, по ее молитвах устраивались их судьбы. Однажды блаженная Ксения направила свою знакомую Параскеву Антонову, которой ранее подарила дом, на Васильевский остров со словами: «Тебе Бог сына послал!» Там в это время случилось несчастье. Извозчик сбил беременную женщину, которая тут же на улице родила мальчика. Женщина умерла, но ни ее родственников, ни знакомых найти не удалось. Бездетная Антонова забрала ребенка и усыновила. Так у мальчика появилась мать, а у женщины – сын. Среди знакомых святой, к которым она иногда наведывалась, была вдова Голубева и ее замечательная 17-летняя дочь-красавица. Блаженная Ксения любила девушку за кроткий нрав и доброе сердце. Зайдя к ним как-то в дом, она сказала дочери вдовы, что на Охте ее муж жену хоронит. Хотя девушка ничего не поняла, но отправилась на Охту. И действительно, там в это время на кладбище направлялась похоронная процессия. Зная, что святая ничего просто так не говорит, мать и дочь присоединились к процессии. Оказалось, что хоронили жену доктора, умершую в родах. По окончании похорон, когда уже все разошлись, вдова Голубева и ее дочь увидели, что доктору, стоявшему у могильного холма, стало плохо, и он свалился в бесчувствии. Женщины подошли к нему и постарались оказать помощь. Так они познакомились. Через год юная Голубева стала женой доктора, с которым прожила долгую и счастливую жизнь. Еще более замечательной является история предотвращения святой Ксенией одного неверного брака. Примечательно, что это было первое из посмертных чудес святой, описываемых в ее житии. Связано оно с вдовой-генеральшей, на благотворительное подаяние которой была сооружена часовня на могиле блаженной. С дочерью вдовы познакомился молодой полковник и вскоре сделал ей предложение. Вдова дала свое согласие, был назначен день свадьбы. Накануне свадьбы мать невесты вместе с дочерью решили поехать на Смоленское кладбище и отслужить панихиду по блаженной Ксении, прося устроить счастье будущей молодой семьи. Пока они молились, жених отправился в казначейство, чтобы получить по подложным (как позже выяснилось) документам большие деньги. Там охранник узнал в нем беглого каторжника, присвоившего документы убитого им офицера. Преступник тут же был арестован, в дальнейшем его судили и приговорили к смертной казни. Так блаженная ответила на молитвы матери и дочери.

С тех пор святую Ксению особенно почитают как хранительницу благочестивых дев, отвращающую от неверных браков. Было много случаев, когда по молитвам к святой блаженной Ксении происходили исцеления тяжелобольных детей. Вот одна известная история. У одной трехлетней девочки образовался нарыв за барабанной перепонкой, нужна была операция, иначе ребенок мог бы погибнуть. Но исход операции был непредсказуем, девочка могла остаться глухой. Няня ребенка, видя, что девочке становится все хуже и хуже, поехала на Смоленское кладбище к блаженной Ксении, помолилась там и привезла песочек и масло с лампады. Дома она по разрешению родителей закапала ушко ребенка маслицем. Спустя какое-то время нарыв самостоятельно вскрылся, и содержимое вытекло наружу. Девочка выздоровела.

Почитание блаженной Ксении началось еще при жизни. Вот уже более двухсот лет православные христиане обращаются к этой Божьей угоднице за помощью в различных ситуациях: просят об исцелении близких, об избавлении от несчастий, об устройстве брака, о помощи в воспитании детей. В годы безбожия, когда православные христиане не имели доступа в часовню, не могли совершать молитвенного поминовения и приклоняться к гробнице, многие верующие оставляли записки со своими просьбами у часовни, засовывали в ограду. И святая блаженная Ксения откликалась на их просьбы и нужды!

Несомненно, что вряд ли кто-нибудь из нынешних христиан смог бы в полной мере повторить подобный подвиг юродства. Но житие блаженной Ксении Петербургской показывает нам в первую очередь то, как неправильно мы сегодня живем. Мы стремимся к богатству, комфорту, признанию, удовлетворению своих амбиций, достижению определенного положения в обществе. Часто избегаем нищих и обездоленных, ища дружбы с людьми состоятельными или сильными мира сего. Забота о хлебе насущном поглощает почти все наше время. Блаженная Ксения жила как птицы небесные, приобретая чрез самоотвержение в юродстве те евангельские добродетели, совокупность которых и составляет святость человека.

Какими чудесами прославилась святая Ксения Петербургская и о чем ей молятся верующие

6 февраля Православная церковь вспоминает блаженную Ксению Петербургскую. Это одна из самых известных и почитаемых русских святых, которая совершила редкий христианский подвиг юродства. Какими чудесами прославилась святая и о чем ей молятся – читайте в материале amic.ru.

Ксения Петербургская жила в первой половине XVIII веке в Петербурге. О детстве Ксении, дворянке по происхождению, не сохранилось документальных данных. Согласно народным преданиям, как только ей исполнилось 18, она вышла замуж за полковника Андрея Федоровича Петрова. Но в 26 лет стала вдовой. Житие Ксении Петербургской и начинается с подвига юродства (духовно-аскетический подвиг, отказ от мирских благ и принятие на себя образа человека, не имеющего разума), который она совершила сразу после смерти мужа. В день похорон Ксения надела одежду супруга и стала говорить окружающим: «Андрей Федорович не умер. Умерла Ксения Григорьевна, а Андрей Федорович здесь, перед вами, он жив и будет еще долго жить, будет жить вечно».

Потеря настолько потрясла девушку, что она решила отказаться от всех благ, раздала имущество бедным и выбрала для себя тяжелый путь юродства Христа ради. Оставив себе только мужнину одежду, обнищавшая Ксения скиталась по улицам Петербурга и молилась за каждого прохожего. Только в ответ над ней насмехались.

В темное время суток Ксения ходила на Смоленское кладбище, где строили церковь, и носила кирпичи наверх постройки. Так она помогала каменщикам возводить стены храма. Ведь чтобы поднять материалы на высоту строящейся стены, требовалось немало времени и усилий, из-за чего процесс строительства тормозился. Однажды строители решили узнать, кто помогает им, дождались ночи и увидели Ксению.

Со временем люди поняли, что на самом деле Ксения никакая не безумная, пытались ей помочь, но милостыню она брала только у добрых людей. Полученную копейку она сразу же отдавала таким же нищим, как и она. Ей предлагали теплую одежду, но она отказывалась от помощи и ходила в лохмотьях и рваных башмаках.

Блаженная Ксения Петербургская прожила около 70 лет. Однако точно неизвестно, когда и как закончился ее земной путь. Святую похоронили на Смоленском кладбище в Петербурге, возле храма во имя иконы Смоленской Божией Матери, который она помогала строить. После смерти Ксению Петербургскую причислили к лику святых.

Ксения несла подвиг добровольного безумия 45 лет. За свои молитвы и терпение за насмешки блаженная получила от Бога дар прозорливости и чудотворения.

Многие, к кому она заходила, обретали благополучие и успех в делах. Женщины давали подержать ей на руках больных детей, и тем сразу становилось легче. Извозчики настойчиво предлагали Ксении провезти ее, зная, что после этого у них целый день будет выручка. А торговцы на базарах пытались непременно одарить ее продуктами, так как были уверены, что в этот день товар у них быстро раскупят.

Ксения предвидела кончину императрицы Елизаветы Петровны. Она ходила по городу и говорила людям печь блины, так как завтра «вся Россия будет печь блины» (в нашей культуре блины считают поминальной едой). А за несколько дней до смерти Иоанна VI (праправнука царя Алексея Михайловича, убитого охраной) Ксения плакала и повторяла много раз слово «кровь».

Даже после смерти праведница не переставала помогать тем, кто к ней обращался. По одной из легенд, однажды чиновник Николай Селиванович Головин приехал в Петербург устраивать свои дела, но как-то все у него не складывалось. Он был беден, а на его попечении находились мать и две сестры. В отчаянии Головин шел по улицам города и задумал покончить с собой. В этот момент перед ним предстала незнакомка, велела сходить на Смоленское кладбище и отслужить панихиду по Ксении, после чего все проблемы в его жизни должны были закончиться. После этих слов незнакомка стала невидимой. Головин сделал так, как она ему велела, и в его жизни все наладилось.

Святая Ксения Петербургская защищает от бед, молитвы ей помогают девушкам выйти замуж и укрепить семью. Вероятно потому, что при жизни любовь Ксении к своему мужу была настолько велика, что теперь ее хватает на многих.

Также святую просят о помощи в воспитании детей, Ксения Петербургская помогает выносить и родить ребенка. Если в доме есть икона блаженной, то она может помочь преодолеть болезни и защититься от обмана и лицемерия.

Что такое святая любовь и как обрести святую любовь?

1. Что такое святая любовь

Эта статья является продолжением темы о христианской любви к ближнему , в которой речь шла о разнице между естественной, человеческой любовью к близким и заповеданной любовью к ближнему .

Святая, божественная любовь – это высшая форма любви к ближнему; она в корне отличается, как от естественной человеческой любви к своим близким, так и от деятельной любви к ближнему. Святая любовь – вершина любви. Она чиста, духовна, совершенна. Она есть благодать, дар Духа Святого, «верховное блаженство». Так описывает святую любовь святитель Игнатий (Брянчанинов).

«Святая любовь чиста и свободна, вся в Боге. Она – действие Духа Святого, действующего в сердце по мере его очищения. Ощутивший любовь духовную, будет с омерзением взирать на любовь плотскую, как на уродливое искажение любви», — говорит святитель Игнатий.

Святая любовь недоступна сердцу обычного грешного человека. Потому что наше сердце повреждено грехом и способно только к естественной, инстинктивной, плотской, «кровяной» любви. Даже люди, способные глубоко сострадать, проявлять жалость и милосердие, оказывать самоотверженную помощь другим, любят лишь по естеству.

Святая же любовь — свойство более святых и праведников, чем грешников; она ощущается сердцем, как неописуемо блаженное, прекрасное, благодатное состояние души.

Для того, чтобы обрести святую любовь, необходимо, прежде, смирить , очистить, исправить сердце своё, изменить свое отношение к окружающим. Лишь тогда оно будет способно принять в себя дар Духа Святого – святую любовь. Но это — тяжелый духовный труд; на него могут потребоваться годы и годы. Тому, как это сделать, учит Евангелие .

«Сперва, руководствуясь Евангелием,- говорит святитель Игнатий,- откинь вражду, памятозлобие, гнев, осуждение, и всё, что прямо противодействует любви. Евангелие велит молиться за врагов, благословлять клянущих, творить добро ненавидящим, прощать ближнему всё, что бы он ни сделал против нас…

Воздавай почтение ближнему, как образу Божьему – почтение в душе твоей, невидимое для других, явное лишь для совести твоей. Воздавай почтение ближнему, не различая возраста, пола, сословия. И слепому, и прокаженному, и поврежденному рассудком, и грудному младенцу, и уголовному преступнику, и иноверцу и язычнику окажи почтение, как образу Божьему

Постарайся, желающий следовать Христу, исполнять все эти заповеди делом. Еще предстоит тебе борьба! Ещё нужно тебе быть мужественным! Потому что воспротивятся этому исполнению владыки твоего сердца.. Но ты с мужеством выдержи эту невидимую борьбу! Когда Господь с тобою, надейся на победу.

И постепенно начнет являться в сердце твоем святая любовь, причина которой не плоть, не кровь, не влечение чувств, — Бог!» (Святитель Игнатий (Брянчанинов). О прелести.)

Святая Блаженная Ксения Петербургская

Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви (ИС 10-15-1468)

Предисловие

Блаженная Ксения занимает совершенно особое место в истории русской святости. С одной стороны, она строгая подвижница, в ничто вменившая все блага суетного мира, как пустую мишуру, отвергшая все, что почитается людьми за признаки порядка и благополучия, даже собственный разум. А с другой – она же, почти романтическая героиня, познавшая вершину земного счастья в разделенной любви и через утрату своего земного счастья приобщившаяся к счастью небесному.

Более сорока лет несла блаженная Ксения, некогда безмятежно счастливая – любящая и любимая, подвиг юродства. Притворяясь безумной, отказавшись от собственного имени, она скиталась без пристанища и в дождь, и в зной, и в стужу. Перенося многие скорби, блаженная пребывала в непрестанной молитве, в которой она познала счастье жизни в Боге и любовь Христову.

Благодаря этой любви блаженная стяжала дар помощи ближним, неоднократно проявлявшийся еще при жизни блаженной. Благодать этого дара не иссякает уже более двух столетий. Недаром могилу блаженной Ксении называют в Петербурге «всенародной приемной».

Но даже в этом можно отметить парадоксальность житийного образа блаженной Ксении. С одной стороны, она почитается, как святая «исполнительница желаний». А с другой, помня о жизни подвижницы, даже в наше не различающее греха и праведности время мало кто решается обратиться к ней с легкомысленной или неподобающей просьбой. Потому что блаженная хоть и исполняет желания, но помогает тем, кто действительно нуждается в помощи. Иногда помогает даже без просьбы – недаром в Петербурге ходят предания о старушке, появляющейся то тут, то там и не оставляющей нуждающихся без помощи и защиты.

Такое предание само по себе говорит о многом – редко о ком из святых ходят подобные легенды, разве что о Пресвятой Богородице или о Николае Чудотворце – главных заступниках, хранителях и помощниках православного люда. Заступницей и молитвенницей почитает народ и блаженную Ксению.

Несмотря на то что о ней известно крайне мало, ее образ привлекает не только чудесами, свидетельства о которых в наше время весьма многочисленны, но и личным обаянием – земной любви и вышеестественного подвига.

В данном сборнике наиболее полно представлены материалы о блаженной Ксении. Он включает в себя рассказ о житии и канонизации блаженной, свидетельства о чудесах, произошедших по молитвам блаженной Ксении. Также в сборнике представлены акафист и молитвы блаженной, рассказ о часовне и храме на Смоленском кладбище Петербурга.

Житие

Жизнь блаженной Ксении до юродства

О первом – до юродства – периоде жизни блаженной Ксении известно крайне мало. Дата ее рождения колеблется между 1719 и 1730 годом. У нас нет сведений о ее родителях и о детских годах будущей подвижницы. Есть предположение, что родилась Ксения Григорьевна в Петербурге, в дворянской семье среднего достатка, служившей при дворе.

Первые достоверные сведения о блаженной относятся к ее замужеству. По достижении совершеннолетия Ксения Григорьевна сочеталась браком с Андреем Федоровичем Петровым. Андрей Федорович был военным в чине полковника и пел при дворе в церковном хоре. Они очень любили друг друга и жили душа в душу в небольшом домике на Петербургской стороне, купленном Андреем Федоровичем на приданое своей жены. Дом этот стоял на улице, которая так и называлась – улица Андрея Петрова, по имени домовладельца. Нынешнее название улицы – Лахтинская. Дом же придворного певчего, полковника Петрова, стоял на пересечении улицы Лахтинской и Большого проспекта (сейчас на месте дома – пустырь).

Не долго судил Господь молодой чете идти вместе по жизненному пути – смерть разлучила их. Андрей Федорович скоропостижно скончался. Так внезапно, что не успел исповедаться и причаститься. С мужем Ксения прожила всего три с половиной года, детей у них не было. Это все, что достоверно известно о семейной жизни блаженной Ксении и о смерти ее мужа.

Поскольку подробности кончины полковника Петрова неизвестны, местная петербургская легенда связывает его кончину с еще одним святым – преподобным Феодором (Ушаковым). Согласно этой легенде, придворная молодежь и гвардейские офицеры веселились на шумном балу. Среди приглашенных были супруги Петровы – Андрей Федорович и Ксения Григорьевна и гвардеец Иван Ушаков. В какой-то момент веселье и шутки перешли все границы – внезапно полковник Андрей Федорович Петров упал замертво. Дабы спасти его душу от вечных мук, его супруга приняла на себя подвиг юродства, а друг Иван Ушаков также оставил мир и ушел в монастырь.

Скорее всего, эта легенда далека от истины – как известно, Иван Ушаков оставил мир еще в царствование императрицы Анны Иоанновны, а Андрей Федорович Петров скончался уже в царствование императрицы Елизаветы Петровны. Однако, по мнению исследователей, в легенде содержится определенное рациональное зерно. В царствование императрицы Елизаветы Петровны бывший гвардеец Иван Ушаков уже принял монашество с именем Феодор, священный сан и подвизался в Александро-Невской Лавре. Предполагается, что именно он был духовником супругов Петровых.

Возвращаясь к кончине супруга Ксении Григорьевны, надо заметить, что это трагическое событие изменило жизнь молодой женщины. Она была глубоко потрясена тем, что ее муж скончался без должного христианского приготовления и не успел принести покаяние. Глядя на вдову, казалось, что она помешалась от горя. Это заметили и родственники, и близкая подруга Ксении Григорьевны – Параскева Антонова – унтер-офицерская вдова, снимавшая квартиру в доме Петровых.

Когда Андрея Федоровича повезли на кладбище, блаженная надела на себя его военную одежду: камзол, кафтан, штаны и картуз – и в таком костюме, к удивлению всех родственников и знакомых, пошла провожать гроб супруга. Все, увидев молодую вдову в таком виде, пытались урезонить ее. Но в ответ на их сочувственные речи Ксения Григорьевна отвечала: «Андрей Федорович не умер, но воплотился в меня, Ксению, которая давно умерла».

Начало подвига юродства

Вернувшись с похорон, Ксения Григорьевна продолжила удивлять всех своим поведением. В тот же день Параскева Антонова стала утешать «помрачившуюся умом» вдову и спросила: «Как же ты будешь жить теперь, матушка?» На это готовившаяся к подвигу юродства Ксения ответила: «Да что, ведь я похоронил свою Ксеньюшку, и мне теперь уже ничего не нужно. Дом я подарю тебе, только ты бедных даром жить пускай; вещи сегодня же раздам все, а деньги в церковь снесу, пусть молятся об упокоении души рабы Божией Ксении».

Тогда Параскева Антонова стала упрашивать Ксению не делать этого, ибо ей самой нужно будет на что-то жить и кормиться, но Ксения твердо отвечала: «Господь питает птиц небесных, а я не хуже птицы. Пусть воля Его будет».

Услышав о таком решении, Параскева из жалости о «повредившейся умом» вдове обратилась к родственникам ее мужа Андрея Петрова с просьбой помочь ей отговорить Ксению от такого неразумного поступка. Родные мужа блаженной подали прошение начальству умершего Андрея Федоровича, прося установить над обезумевшей родственницей опеку и не позволять Ксении в безумии раздавать свое имущество. По их мнению, только в состоянии крайнего умственного расстройства можно было раздавать все свое имущество, не оставляя себе ничего. Начальство умершего Петрова вызвало Ксению к себе, влиятельные люди беседовали с вдовой, нашли ее в совершенном рассудке и решили, что она имеет право распоряжаться своим имуществом, как ей угодно.

Раздав все, что имела, Ксения Григорьевна в одном только мужнином костюме вышла на улицу на свое подвижническое странствие. Так окончилась жизнь полковничьей вдовы Петровой и началось житие юродивой Ксении блаженной.

Юродивый поистине мертв для исполненного соблазнов мира. Кров его – открытое небо, одежда – грязные лохмотья, пища – черствый хлеб. Тщеславие и гордыню, столь опасные для многих подвижников, нечем питать безумцу ради Христа. Строгий постник, носящий тяжкие вериги аскет, суровый молчальник могут вызывать в людях восхищение. Но кто станет восхищаться сумасшедшим бродяжкой, каким представляется юродивый общему мнению? И сколько мужества нужно человеку, обладающему светлым разумом, чтобы, смиряясь, на глазах у всех отречься от плотского ума и растоптать его. В этом залог спасительности подвига юродства. В давние времена на Руси было много юродивых, но к тому времени, когда подвизалась блаженная Ксения, подвиг этот был забыт, почти изгладился из народной памяти. «Все хотят быть со Христом прославленными и превознесенными. Но мало кто хочет нести со Христом крест, поругание, уничижение, посмеяние и терпеть скорбь», – писал современник Ксении святитель Тихон Задонский.

Отныне блаженная Ксения не имела какого-либо определенного места жительства; кутаясь в полковничий мундир, она целыми днями бродила по Петербургской стороне (ныне это Петроградский район Санкт-Петербурга), в основном в районе прихода церкви святого Апостола Матфея, где в то время жили в маленьких деревянных домиках небогатые люди.

Она больше не откликалась на свое имя, а просила называть себя именем мужа: Андрей Федорович, говоря: «Не зовите меня больше Ксенией, но зовите меня Андреем Федоровичем». Если кто-нибудь обращался к ней по имени, она отвечала печально: «Оставьте вы Ксению! Что она вам худого сделала? Ксеньюшка моя скончалась и мирно почивает на кладбище, аз же грешный весь тут».

Странный костюм бедной, едва обутой женщины, не имеющей места, где главу приклонить, ее иносказательные разговоры, полная кротость, незлобие давали нередко злым людям и особенно уличным мальчишкам повод и смелость глумиться, смеяться над блаженной. Но перед блаженной всегда стоял образ Страдальца – Христа, безропотно сносившего и поругания, и оплевания, и заушения, и распятие, и смерть. Вот почему и блаженная так же безропотно сносила всякого рода глумления над собою.

Странствуя целыми днями по грязным, не-мощеным улицам Петербурга, Ксения изредка заходила к своим знакомым, обедала у них, беседовала, а затем снова отправлялась на улицу. Где она проводила ночи, долгое время оставалось неизвестным. Этим заинтересовались не только жители Петербургской стороны, но и местная полиция, для которой неизвестность местопребывания блаженной по ночам казалась даже подозрительной. Решено было во что бы то ни стало разузнать, где проводит ночи эта странная женщина и что она тогда делает.

И жители Петербургской стороны, и местная полиция сумели удовлетворить свое любопытство и успокоиться. Оказалось, что Ксения, несмотря ни на какое время года, несмотря ни на какую погоду, уходит на ночь в поле, коленопреклоненно становится здесь на молитву и не встает уже до самого восхода солнца, попеременно делая земные поклоны на все четыре стороны света. В поле, по ее словам, присутствие Божие было «более явственно». Только в редких случаях оставалась Ксения на ночлег у знавших ее благочестие людей – Параскевы Антоновой, Евдокии Гайдуковой и Пелагеи Черпаковой.

Когда костюм Андрея Федоровича истлел и распался, так что от него остались одни лоскутки, которые блаженная прятала на груди Ксения неизменно одевалась в красную кофту и зеленую юбку либо в зеленую кофту и красную юбку, по цвету формы Преображенского полка. Зимой она носила на босу ногу рваные башмаки, а голову повязывала простым белым платком. Такой ее можно было увидеть и в дождь, и в промозглые петербургские ночи. А то и босиком на снегу. Она не болела. Господь хранил. Изредка «для укрепления здоровья» блаженная Ксения ходила в баню.

Видя едва одетую, измокшую или зазябшую юродивую, многие, жалея блаженную, предлагали ей теплую одежду и обувь. Известен случай, как однажды лавочник с Сытного рынка хотел подарить блаженной Ксении тулупчик. Но в ответ услышал: «Подари его тому, кто без него несчастен, – тому он принесет радость».

Сама же блаженная черпала радость в Боге и ни за что не соглашалась надеть на себя теплую одежду, всю жизнь она проходила в жалких лохмотьях – красной кофточке и зеленой юбке, или, наоборот, – в зеленой кофточке и красной юбке. Казалось, что блаженная Ксения радуется своей нищете.

Когда же ей предлагали деньги, блаженная Ксения брала милостыню не у каждого, но у людей добрых и сердечных. Принимала она только «царя на коне» – медные копейки с изображением святого Георгия, которые тут же раздавала беднякам. Если нищих не было поблизости, копейку получали мальчишки, чтобы купить лакомств. Те самые мальчишки, которые из озорства дразнили ее. Многие из них потом до седых волос стыдились, что так относились к святой угоднице Божией.

Мало-помалу к странностям блаженной привыкли, многие считали, что от помрачившейся умом можно ожидать чего угодно. Однако некоторые наиболее чуткие христиане стали замечать, что Ксения не просто глупая побирушка, но в ней есть что-то особенное. Она не совершала диких, бесцельных поступков, свойственных душевнобольным. Напротив, бывало, скажет вроде бы глупость, а на деле окажется, что это совсем не глупость, а сущая правда.

Все обиды и печали блаженная сносила безропотно, лишь однажды, когда Ксения уже стала почитаться за угодницу Божию, жители Петербургской стороны видели ее в страшном гневе. Уличные мальчишки, завидев юродивую, стали над ней смеяться, дразнить ее. Блаженная, по обычаю, безропотно сносила это. Но злые дети не ограничивались одними издевательствами. Видя безропотность и беззащитность блаженной, они стали бросать в нее грязью и камнями. Тогда, по-видимому, и у блаженной не хватило терпенья. Как вихрь, бросилась она за злыми мальчишками, грозя им своею палкою, которую всегда носила с собой. Жители Петербургской стороны, видя блаженную в страшном гневе, пришли в ужас от поступка детей и тотчас же приняли все меры к тому, чтобы никто не обижал Ксению.

Читать еще:  «С уходом малыша я исчезла». Пять потерь и новая история мамы
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector