0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Священные предметы, используемые на богослужении

Священные предметы, используемые на богослужении

Священные предметы, используемые на богослужении

В алтаре главным местом является престол – освященный четырехугольный стол. В первые века христианства в подземных церквах катакомб престолом служила гробница мученика. В надземных церквах престолы сначала были деревянными, в виде обыкновенного стола, потом стали изготовляться из драгоценных металлов, камня, мрамора.

Престол знаменует собой небесный престол Божий, на котором таинственно присутствует Сам Господь Вседержитель. Престол изображает собою и гроб Христов, ибо на нем полагается Тело Христово.

Рис. 3. Святой престол и священные предметы, хранящиеся на нем и рядом с ним.

Соответственно двоякому значению престола, он облачается в две одежды. Нижняя белая одежда называется срачицей[54], она изображает собой плащаницу, которой было обвито Тело Спасителя. Верхняя одежда, индития[55], делается из драгоценной блестящей ткани и символизирует славу престола Господня.

Престол является особенным местом присутствия славы Божией и прикасаться к престолу могут только священнослужители.

На престоле находятся антиминс, Евангелие, крест, дарохранительница и дароносица.

Рис. 4. Жертвенник и священные предметы, находящиеся на нем.

Антиминсом называется освященный архиереем шелковый плат с изображением на нем положения во гроб Господа Иисуса Христа. В антиминс обязательно зашивается частица мощей какого-либо святого. Это правило восходит к первым векам христианства, когда Литургия совершалась на гробницах мучеников. Без антиминса нельзя совершать Божественную Литургию. Слово «антиминс» означает «вместопрестолие», поскольку, по сути, он представляет собой переносной престол. На антиминсе можно совершать Литургию в походном храме или каком-либо другом месте.

На самом антиминсе лежит губа (губка) для собирания частиц Святых Даров.

Антиминс, сложенный вчетверо, заворачивается в шелковый плат – илитон, изображающий собою пелены, которыми повит был Младенец Христос по рождестве, и одновременно ту плащаницу, в которую обернуто было Тело Спасителя при погребении во гробе.

Сверху антиминса полагается Евангелие, обычно украшенное, в драгоценном переплете, с изображениями иконы Воскресения Христова, а по углам – четырех евангелистов.

Рядом с Евангелием полагается крест, потому что на престоле приносится Бескровная Жертва в память той жертвы, которую Господь принес на кресте. Этот крест, как и Евангелие, называется «напрестольным».

Дарохранительницей называется сосуд, в котором хранятся Святые Дары на случай причащения больных. Обычно дарохранительница делается в виде маленькой церкви.

Дароносицей называется маленький ковчежец, в котором священник носит Святые Дары для причащения больных на дому.

За престолом стоит семисвечник (подсвечник с семью лампадами), а за ним запрестольный крест. Место за престолом у самой восточной стены алтаря называется горним (высоким) местом.

Налево от престола, в северной части алтаря находится жертвенник – небольшой стол, украшенный со всех сторон драгоценной одеждою. На нем приготовляются хлеб и вино для совершения Божественной Литургии[56].

На жертвеннике находятся священные предметы:

Святая Чаша или потир – сосуд, в который вливается вино с водою, прелагаемое на Литургии в Кровь Христову.

Дискос – небольшое круглое блюдо на подставке. На нем полагается хлеб для преложения его на Божественной Литургии в Тело Христово. Дискос знаменует собою одновременно и ясли, и гроб Спасителя.

Звездица состоит из двух небольших металлических дуг, соединенных посредине винтом так, чтобы их можно было или вместе сложить или раздвинуть крестообразно. Звездица знаменует собою звезду, явившуюся при рождении Спасителя. Она ставится на дискосе для того, чтобы покров не прикасался к вынутым из просфор[57] частицам.

Копие – нож, похожий на копье, для вынимания агнца и частиц из просфор. Оно знаменует то копье, которым воин пронзил ребра Христу Спасителю на Кресте.

Лжица – ложечка, употребляемая для причащения верующих.

Губка или плат – для вытирания сосудов.

Малые покровы, которыми покрываются отдельно чаша и дискос, так и называются покровцами.

Большой покров, покрывающий вместе чашу и дискос, называется возду хом. Он знаменует собою то воздушное пространство, в котором явилась звезда, приведшая волхвов к яслям Спасителя. Все покровы изображают пелены, которыми Иисус Христос был повит при рождении, и Его погребальные пелены (плащаницу).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

59. ОБЪЕКТЫ ЦЕРКОВНОГО ИМУЩЕСТВА

59.1. Священные и церковные предметы. Церковное иму­ щество традиционно принято разделять на: 1) вещи священ ные (res sacrae) и 2) вещи церковные. К первым относятся все предметы, специально предназначенные для совершения богослужения, а вторые — включают всякое иное имущество, служащее церковным целям. Священные предметы, в свою очередь, подразделяют на священные в собственном смысле слова и освященные. Вещь становится священной чрез ее освящение или чрез самый характер ее употребления. Это могут быть как движимость, так и недвижимость.

Кроме самих храмов, церквей, священными предметами признаются: священные сосуды (потир, дискос, лжица, ко пие, дарохранительница), а также все напрестольные вещи (антиминс, Евангелие, напрестольные кресты, мощи, образа, покровы священных сосудов, одежды на престоле и жертвен­ нике). К освященным относят следующие предметы: из не­ движимости — молитвенные дома, часовни, кладбища, а из движимости: купели, ковши, кропила, кадильницы, паника­дила, лампады, подсвечники, поставленные на них свечи, богослужебные книги, колокола.

Каноны запрещают профанацию священных сосудов и риз ничных вещей, освященных употреблением при отправлении богослужения. Их безусловно запрещено употреблять на жи­ тейские нужды. Как гласит 73-е Апостольское правило: «Со­ суд златый, или сребряный освященный, или завесу, никто уже да не присвоит на свое употребление. Беззаконно бо есть. Аще же кто в сем усмотрен будет, да накажется отлучением». По 10-му правилу Двукратного Собора, «те, кои святую чашу, или дискос, или лжицу, или досточтимое облачение трапезы, или глаголемый воздух, или какой бы то ни было из находя­щихся в алтаре священных и святых сосудов или одежд, вос­ хитят для собственной корысти, или обратят в употребление не священное, да подвергнутся совершенному извержению из своего чина». Церковных вещей нельзя ни продавать, ни да­ рить, ни отдавать в заклад (12-е прав. VII Всел. Соб.).

Читать еще:  Водитель «Скорой» спас ребенка и получил за это штраф

Только в одном случае древние церковные правила дозво­ ляли продавать церковные сосуды: когда не было других средств для выкупа пленных («Номоканон» Фотия. Титул II. Гл. 2). Но и в этом случае продавались не самые священные сосуды, а только материал их в виде слитков 464 .

К обыкновенному церковному имуществу принадлежит вся недвижимость, движимость и все деньги, предназначенные на содержание церквей, духовенства и для удовлетворения обще­ церковных нужд, например, на содержание духовных школ. Только церковными, но не освященными предметами считают­ ся и свечи, пока они не поставлены на подсвечник в храме.

Различение священных, освященных и церковных предме­ тов имело значение в уголовном праве Российской империи, которое предусматривало разные наказания в зависимости от вида похищенных или уничтоженных церковных вещей.

59.2. Храм. Важнейший из предметов церковного имуще­ ства — здание храма, в котором совершаются Божественная Литургия и другие богослужения.

В самом храме, месте святом, особым священным значени­ ем выделяется алтарь. Именно в нем совершается принесение бескровной Жертвы. Алтарь должен быть расположен в вос­ точной части храма. Самое священное место алтаря — пре­ стол. От средней части храма алтарь отделяется перегородкой с царскими вратами (у нас это — иконостас). С момента ос­ вящения храм становится святым местом — res sacra. Неко­торые части и предметы храма становятся неприкосновенны­ ми для мирян. Через царские врата никто не может прохо­дить, кроме лиц священнодействующих.

Из мирян лишь Российский император мог проходить через них в день коронации для причащения у престола. Согласно 69-му правилу Трулльского Собора, «никому из всех, принад­ лежащих к разряду мирян, да не будет позволено входити внутрь священнаго алтаря. Но, по некоему древнейшему пре­ данию, отнюдь не возбраняется сие власти и достоинству цар­ скому, когда восхощет принести дары Творцу». Вальсамон тол­ ковал это правило весьма широко: «Относительно царей неко­ торые, держась буквы сего правила, говорили, что им не долж­но возбранять входить внутрь алтаря тогда, когда хотят прине­ сти дар Богу, но не когда захотели бы войти в него для одно­ го поклонения. А мы представляем это не так. Ибо православ­ ные императоры, с призыванием Святой Троицы назначая Патриархов и будучи помазанниками Господа, невозбранно, когда захотят, входят во святый алтарь, и ходят и делают знамение креста с трикирием, как и архиереи. Они предлага­ют народу и катехизическое учение, как и архиереи. » Далее он пишет: «Заметь настоящее правило и никак не дозволяй на основании оного мирянам входить во святый алтарь. Я, впро­ чем, много употребил стараний, чтобы воспрепятствовать миря­ нам входить во святый алтарь храма Пресвятой Госпожи моей и Богородицы Одигитрии, но не мог достигнуть успеха. Гово­ рят, что это древний обычай и не должно возбранять».

Для мирян и низших клириков неприкосновенен престол с находящимися на нем священными предметами. Женщи­ нам вообще запрещается входить в алтарь. На практике ис­ ключение делается для живущих в чистоте пожилых жен­ щин, производящих уборку в алтаре.

В церкви нельзя совершать что бы то ни было, кроме бо­ гослужения, иметь в ней какие бы то ни было изображения, кроме икон, нельзя вносить в храм ничего, кроме предметов, относящихся к богослужению. Не принимается на хранение в храме частное имущество. Как гласит 3-е Апостольское правило: «Аще кто, епископ или пресвитер, вопреки учреж­ дению Господню о жертве, принесет к алтарю иныя некото рыя вещи, или мед, или млеко, или вместо вина приготов­ ленный из чего-либо другого напиток, или птицы, или неко­ торыя животныя, или овощи, вопреки учреждению, кроме новых класов, или винограда в надлежащее время, да будет извержен из священнаго чина. Да не будет же позволено приносити ко алтарю что-либо иное, разве елей для лампады и фимиам, во время святого приношения».

Устройство церквей, их внешний и внутренний вид долж­ ны соответствовать назначению. Постройка или перестройка храма производится с ведома епархиального архиерея. За­ кладка церкви сопровождается особыми священнодействиями и молитвами, водружением креста на месте алтаря.

Новопостроенный храм освящается архиереем, с помазани­ ем стен храма снаружи и внутри святым миром. При этом мощи помещают под престолом. Отцы VII Вселенского Собо­ ра в 7-м каноне изрекли: «Аще которые честные храмы ос­ вящены без святых мощей мученических, определяем: да будет совершено в них положение мощей с обычною молит­ вою». Архиерей может поручить освящение храма пресвите­ру; в таком случае архиерейское освящение заменяет анти­ минс, присланный епископом и освященный им.

Полное освящение храма совершается и после его значи­ тельной перестройки, либо в случае таких изменений в алта­ ре, которые связаны с передвижением престола, а также в случае осквернения церкви еретиками.

При перестройке или ремонте храма, не связанных с пере­ движением престола, и в случае осквернения церкви пролити­ ем крови или какой-либо нечистотой, совершается малое освя­щение с окроплением церкви святою водой. Если церковь сло­ мана, то сам материал, из которого она сделана, считается священным. Дерево идет на отопление нового храма, а мусор от разобранных стен употребляется для бута нового храма. Священно и место, прилегающее к храму. По возможности оно должно быть огорожено; внутри ограды запрещается про­ изводить куплю и продажу, ставить лавки, кроме иконных и свечных. В синодальную эпоху вблизи храмов запрещалось открывать питейные и увеселительные заведения.

Кроме церквей, существуют еще молитвенные дома, не имеющие внешнего вида православных храмов. К освященным зданиям относятся также часовни, сооруженные в честь чудо­ творных икон или в память важных событий, а также — на кладбищах.

Божественная Литургия и те священнодействия, которые неразрывно связаны с Литургией, например, Таинство Хирото­ нии, могут совершаться вне храма, в том числе в частном доме, лишь в случае крайней необходимости, в экстремальных условиях, например, во время гонений на Церковь. Браковен чание на дому дозволяется только по благословению епархиаль­ ного архиерея. Крещение младенца в холодное время года или в случае, когда человеку угрожает смерть, Причащение, Еле­ освящение тяжелобольных и умирающих, панихида, а в ис­ключительных случаях также отпевание (например, при по­ вальной болезни) могут быть совершаемы на дому и без специ­ ально получаемого каждый раз отдельного благословения от архиерея, но с его общего разрешения на таковую практику.

Читать еще:  Фонтан богатства The Fountain of Wealth в сердце Сингапура. Почему Сингапур - самая богатая страна? Фонтан богатства в сингапуре как добраться

59.3. Иконы. Иконы являются не только украшением хра­ ма, но прежде всего святыней, предметом религиозного почи­ тания. Иконописание подлежит церковной регламентации.

В соответствии с 82-м правилом Трулльского Собора за­ прещается изображение Спасителя в символическом образе Агнца: «На некоторых честных иконах изображается, пер­ стом Предтечевым показуемый, Агнец, Который принят во образ благодати, чрез закон показуя нам истиннаго Агнца Христа Бога нашего. Почитая древние образы и сени, предан ныя Церкви, как знамения и предначертания истины, мы предпочитаем благодать и истину, приемля оную, яко испол­ нение закона. Сего ради, дабы и искусством живописания очам всех представляемо было совершенное, повелеваем от­ ныне образ Агнца, вземлющаго грехи мира, Христа Бога нашего, на иконах представляти по человеческому естеству, вместо ветхаго Агнца, да чрез то созерцая смирение Боже ственнаго Слова, приводимся к воспоминанию жития Его во плоти, Его страдания и спасительныя смерти, и сим образом совершившагося искупления мира».

Смысл этого правила шире, конечно, чем только запрет изображения Христа в виде Агнца. В нем осуждается вообще применение ветхозаветных «образов и сеней» для изображе­ ния «новой благодати». Московский Собор 1667 года запре­ тил изображать Бога Саваофа в виде старца, «ветхого ден ми», по видению пророка Иезекииля. Основанием для этого послужил следующий довод: Бог Отец не может быть антро- поморфирован, так как Он не воплощался.

«Скудость положительных церковных правил об иконописании или его сюжетах, — писал профессор А. С. Павлов, — объясняется тем, что в Древней Церкви сохранялись правила иконописания и иконописные типы в непрерывном предании». До нас дошли сборники правил иконописания с прорисями самих изображений, относящиеся к IX веку, — так называе­ мые подлинники. В Русской Церкви с самого начала принят и канонизирован византийский стиль иконописи; когда в древ­ ности русская иконопись уклонялась от него, это вызывало смущение в народе и возражения со стороны церковной влас­ти. Стоглавый Собор постановил писать иконы «с древних образцов по образу, подобию и существу, как в подлиннике, а не от своего смышления» 465 . На иконы преподобного Андрея Рублева было указано как на образцы для иконописцев.

Тем не менее, в синодальную эпоху получил распространение живописный стиль в иконописании. В нашей Церкви запрещены резные и отливные иконы в храмах, кроме распятий искусной резьбы и изображений, поставляемых на высоких местах.

Богослужебные предметы

Богослуже́бные предме́ты — пред­меты, исполь­зу­е­мые при совер­ше­нии бого­слу­же­ния.

Агнец евха­ри­сти­че­ский – чет­ве­ро­уголь­ная частица, выре­за­е­мая из просфоры и пре­су­ществ­ля­ю­ща­яся во время литур­гии в Тело Хри­стово для при­ча­ще­ния пра­во­слав­ных хри­стиан (названа так в честь Агнца Божия – Иисуса Христа).

Аналой (греч. «под­ставка под книгу») – высо­кий, вытя­ну­тый вверх четы­рех­гран­ный столик с поло­гой доской для удоб­ства читать стоя бого­слу­жеб­ные книги или при­кла­ды­ваться к иконам, поло­жен­ным на него.

Анти­дор (греч. – вместо дара) – части просфоры, из кото­рой был вынут Агнец евха­ри­сти­че­ский для совер­ше­ния таин­ства при­ча­ще­ния. Раз­да­ется веру­ю­щим по окон­ча­нии литур­гии.

Анти­минс – (греч. – вместо и лат. пре­стол) – четы­рех­уголь­ный плат из шел­ко­вой или льня­ной мате­рии с заши­тыми части­цами мощей, на кото­ром совер­ша­ется литур­гия.

Артос (греч. – хлеб) – хлеб, кото­рый освя­ща­ется с осо­бен­ной молит­вой в день Пасхи. Всю Свет­лую сед­мицу он хра­нится в храме, а в пас­халь­ную суб­боту раз­дроб­ля­ется (раз­ре­за­ется на неболь­шие кусочки) и раз­да­ется как свя­тыня. Артос напо­ми­нает веру­ю­щим о том, что Спа­си­тель вос­крес и пре­бы­вает с нами.

Бого­слу­жеб­ные книги – книги для совер­ше­ния бого­слу­же­ний, содер­жа­щие чино­по­сле­до­ва­ния служб и бого­слу­жеб­ные (устав­ные) ука­за­ния. Под­раз­де­ля­ются на свя­щенно-бого­слу­жеб­ные и цер­ковно-бого­слу­жеб­ные.

Венцы – короны из цвет­ного металла, воз­ла­га­е­мые на жениха и неве­сту во время вен­ча­ния – Таин­ства Брака.

Воздух – пря­мо­уголь­ный плат, кото­рый воз­ла­га­ется на дискос и потир во время литур­гии. При чтении Сим­вола веры свя­щен­ник под­ни­мает воздух и колеб­лет его над Свя­тыми Дарами. Это свя­щен­но­дей­ствие совер­ша­ется в знак веяния над ними Свя­того Духа.

Даро­но­сица – один из малых свя­щен­ных сосу­дов, метал­ли­че­ская шка­тулка, в кото­рой пере­но­сят Святые Дары для при­ча­ще­ния боль­ных в домах и боль­ни­цах.

Даро­хра­ни­тель­ница – метал­ли­че­ский напре­столь­ный свя­щен­ный сосуд, в кото­ром хра­нятся запас­ные Святые Дары для при­ча­ще­ния уми­ра­ю­щих и тяже­ло­боль­ных или для литур­гии пре­ждео­свя­щен­ных даров. Изго­тов­ля­ется в виде часовни Гроба Гос­подня.

Дики­рий (гр. – двух­свеч­ник) – пере­нос­ной под­свеч­ник с двумя све­чами, упо­треб­ля­е­мый при архи­ерей­ском слу­же­нии.

Дискос (гр. – круг­лое блюдо) – один из глав­ных свя­щен­ных сосу­дов, упо­треб­ля­е­мых при литур­гии. Неболь­шое по вели­чине блюдо на под­ставке, на кото­ром при­го­тов­ля­ется, освя­ща­ется и раз­дроб­ля­ется Агнец, то есть часть глав­ной просфоры, пре­су­ществ­ля­ю­ща­яся в Тело Хри­стово в таин­стве Евха­ри­стии.

Елей – освя­щен­ное олив­ко­вое (или другое рас­ти­тель­ное) масло, исполь­зу­е­мое в неко­то­рых цер­ков­ных обря­дах.

Жезл – богато укра­шен­ный посох, кото­рый архи­ерей носит во время бого­слу­же­ния. Жезл явля­ется знаком высшей пас­тыр­ской власти. Посох дается также архи­манд­ри­там и игу­ме­нам, как началь­ни­кам мона­сты­рей.

Жерт­вен­ник – четы­рех­уголь­ный стол, нахо­дя­щийся в северо-восточ­ной части алтаря (слева от пре­стола), обла­чен­ный в такие же, как и пре­стол, одежды – сра­чицу и инди­тию.

Звез­дица – один из свя­щен­ных пред­ме­тов цер­ков­ной утвари. Пред­став­ляет собой две кре­сто­об­разно соеди­нен­ные дуги, скреп­лен­ные на вер­шине. После окон­ча­ния про­ско­ми­дии ста­вится на дискос над Святым Агнцем. Сим­во­ли­зи­рует собою чудес­ную звезду, за кото­рой волхвы шли в Виф­леем на покло­не­ние родив­ше­муся Спа­си­телю.

Кадило – 1) метал­ли­че­ский сосуд на цепоч­ках, пред­на­зна­чен­ный для совер­ше­ния каж­де­ния; 2) куря­щийся ладан ( Пс.140:2 ).

Кафедра (др.-греч. седа­лище; сиде­нье) – кресло для архи­ерея, уста­нав­ли­ва­е­мое в храме.

Читать еще:  Мировоззрение и политика - системный анализ. Александр игнатенко

Копие – корот­кий нож с лез­вием тре­уголь­ной формы, с помо­щью кото­рого совер­ша­ются над просфо­рами дей­ствия про­ско­ми­дии. Сим­во­ли­зи­рует собою то копье, кото­рым один из воинов прон­зил грудь Спа­си­теля, умер­шего на кресте. Копие, кото­рым выре­за­ются частицы из просфор сим­во­ли­зи­рует орудие Про­мысла Божия.

Крест напре­столь­ный – Крест с изоб­ра­же­нием Рас­пя­того Гос­пода, пола­га­е­мый на пре­столе рядом с Еван­ге­лием.

Кро­пило – бого­слу­жеб­ный пред­мет, пред­став­ля­ю­щий собою пучок из водо­стой­кого эла­стич­ного рас­те­ния или искус­ствен­ных воло­кон, с руко­я­тью, исполь­зу­е­мый свя­щен­ни­ком для кроп­ле­ния (т.е. кре­сто­об­раз­ного обрыз­ги­ва­ния) святой водой.

Ладан – бла­го­вон­ная дре­вес­ная смола, иногда с добав­ле­нием масла души­стых цветов или аро­ма­ти­че­ских рас­те­ний, упо­треб­ля­е­мая в храме для каж­де­ния.

Лам­пада (греч. «све­тиль­ник») – мас­ля­ный све­тиль­ник, зажи­га­е­мый перед ико­нами, на пре­столе и семи­свеч­нике.

Лжица – удли­нен­ная ложечка с кре­стом на руко­ятке, при­ме­ня­е­мая для при­ча­ще­ния мирян.

Орлец – круг­лый коврик с изоб­ра­же­нием орла, на кото­ром стоит архи­ерей во время бого­слу­же­ния.

Пани­ка­дило – боль­шой све­тиль­ник, подоб­ный люстре со мно­же­ством свечей (или лам­по­чек), сви­са­ю­щий из купола в цен­траль­ной части храма.

Плат – при­над­леж­ность для выти­ра­ния свя­щен­ных сосу­дов, нахо­дя­щихся на жерт­вен­нике.

Пла­ща­ница – четы­рех­уголь­ный плат, обычно из бар­хата, с живо­пис­ным или выши­тым изоб­ра­же­нием сня­того со Креста тела Христа Спа­си­теля. Также пла­ща­ница с изоб­ра­же­нием усоп­шей Божией Матери.

Покровцы – кре­сто­об­раз­ные матер­ча­тые покры­вальца для дис­коса и потира, вве­ден­ные в упо­треб­ле­ние еще в древ­но­сти для предо­хра­не­ния Святых Даров.

Пре­стол – чет­ве­ро­уголь­ный стол, утвер­жден­ный посреди алтаря, осо­бен­ным чином освя­щен­ный и обла­чен­ный в свя­щен­ные одежды (сра­чица и инди­тия).

Просфора (греч. – при­но­ше­ние) – неболь­шой круг­лый хлебец, состо­я­щий из двух соеди­нен­ных частей, сим­во­ли­зи­ру­ю­щих две при­роды Иисуса Христа: боже­ствен­ную и чело­ве­че­скую. На верх­ней части просфоры спе­ци­аль­ными печа­тями делают оттиски изоб­ра­же­ний креста, Божией Матери или святых.

Рипида (греч. – веер, неболь­шое опа­хало) – при­над­леж­ность архи­ерей­ского бого­слу­же­ния, пред­став­ля­ю­щая собой сереб­ря­ный или золо­че­ный круг на длин­ной руко­яти, внутри круга – изоб­ра­же­ние лика шести­кры­лого сера­фима.

Семи­свеч­ник – особый све­тиль­ник из семи ветвей на одной под­ставке, с чашеч­кой и лам­па­дой на конце каждой ветви.

Три­ки­рий – пере­нос­ной под­свеч­ник с тремя све­чами, исполь­зу­е­мый во время архи­ерей­ской службы.

Хоругви – свя­щен­ные зна­мена церкви, с изоб­ра­же­нием Спа­си­теля, Божией Матери, особо чтимых святых и празд­ни­ков.

Священные предметы христианства. Богослужебные предметы

Литургический справочник русской зарубежной церкви

Святой Престол в алтаре, подобно, как и царский престол, всегда должен содержаться в идеальном состоянии и чистоте. Поверх него помещаются только предписанные священные предметы и, кроме них, никаких других (см. здесь запись о том, что на него нельзя класть богослужебные книги и т. д.). В общем, на престоле должны быть помещены только те предметы, которые специально предназначены для этого. Среди них:

  • Антиминс в сложенном виде, а поверх него напрестольное Евангелие.
    • Обратите особое внимание на то, что напрестольное Евангелие должно быть в металлическом окладе или текстильной обложке; Евангелие в кожаном переплете на престол класть нельзя, хотя его можно использовать для треб и других богослужений.
  • Один, либо два напрестольных креста, расположенных справа от Евангелия (если имеется только один), либо с обеих сторон (если их в наличии два). Под ними обычно кладут сложенные красные платы, которые также используются для причастия.
    • В алтаре, в котором регулярно служит Архиерей, под платом, с правой стороны, где находится крест, дополнительно кладется еще один плат, которым покрывают Евангелие перед пением «Трисвятого».
  • «Кивот» или дарохранительница: то есть специальный сосуд, в котором хранятся запасные Святые Дары для причастия больных.
  • При назначении: плащаница, которая ставится под антиминсом и Евангелием.

Вышеперечисленные предметы, специально предназначенные для того, чтобы всегда находиться на престоле. К ним естественно добавляются обычные сосуды и предметы, используемые на Евхаристическом Каноне, когда они переносятся из жертвенника на престол в назначенное на Литургии время, и которые возвращаются обратно на жертвенник после ее завершения. Необходимо обратить особое внимание на то, что этот список не включает семисвечник или дополнительные подсвечники, которые должны быть установлены на меньшем столике или приспособлении за престолом, а не на нем самом. Перечень также не включает архиерейские дикирий и трикирий, поскольку они обычно также хранятся не на престоле, а на небольших подставках позади него. В дополнение к перечисленным выше обыкновенным предметам, при необходимости на престол временно могут быть помещены следующие богослужебные принадлежности, но они никогда не должны храниться там постоянно:

  • Ковчежец или особый сосуд для хранения Агнца для Литургии Преждеосвященных Даров во время Великого поста. Этот сосуд хранится на престоле только тогда, когда в нем находятся освященные Агнцы; в ином случае он хранится в другом надежном месте.
  • Святые мощи, которые временно кладут на престол перед тем, как вынести их через Царские врата и принести в центр храма для почитания (они также не хранятся постоянно на престоле).
  • Св. Икона, которую тоже можно временно поместить на престол перед тем, как вынести ее через Царские врата, например, для молебна или крестного хода. Точно так же св. образы могут быть помещены на престол во время Божественной литургии после освящения. Как правило, их следует аккуратно положить на один из тыльных (восточных) углов.
  • Обручальные кольца и нательные крестики могут быть помещены на престол (на небольшом металлическом блюдце) по случаю их освящения перед Венчанием или Крещением.
  • Архиерейская митра, когда она не носится; в тоже время на престол никогда не кладут митру архимандрита.
  • Архиерейские панагия и крест, когда их не носят; или крест священника, если по какой-то причине его нужно снять, пока служитель находится в храме.
  • Сосуд со святым миром, который можно временно поставить на престол перед использованием для Миропомазания.

Другие священные предметы (например, освященный елей или стручец для помазания, облачения и т. д.) на престоле храниться не должны.

Это статья из нашего литургического справочника. Пожалуйста, смотрите полное содержание для комментариев к более чем 100 дополнительным литургическим вопросам.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector