0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как понимать высказывание зы: «Свобода есть познанная необходимость»

Как понимать высказывание Б.Спинозы: «Свобода есть познанная необходимость»?

Ход рассуждений Б.Спинозы таков. Обычно люди убеждены, что они наделены свободой воли и их поступки осуществляются ими совершенно свободно. Между тем свобода воли — иллюзия, результат того, что подавляющее большинство людей осознает свои поступки, не вникая глубоко в причины, их обусловливающие. Только умудренное меньшинство, способное на путях разумно-интуитивного знания подняться до осознания мировой связи всех причин с единой субстанцией, постигает необходимость всех своих поступков, и это позволяет таким мудрецам превратить их аффекты-страсти в аффекты-действия и обрести тем самым подлинную свободу. Если свобода нашей воли — только иллюзия, порождаемая неадекватными чувственно-абстрактными идеями, то истинная свобода — «свободная необходимость» — возможна лишь для того, кто достигает адекватных, разумно-интуитивных идей и постигает единство обретенной свободы с необходимостью.

Смысл данной идеи в том, что свободным чувствуешь делая что-то независимо от чьей-то воли. Очень часто приходится напрягаться и выполнять нечто совсем нежелательное. Но это только если ты не считаешь это правильным и нужным сам. То есть чем больше ты осознаешь смысл своих действий, тем легче они тебе даются. Осознание ведет к освобождению духа.

Жизнь в обществе накладывает на каждого человека ограничения (отказ от части личных свобод) ради устойчивого функционирования или прогресса самого общества. В этом случае ограничения с лихвой искупаются новыми возможностями, то есть увеличением свободы.

Таким образом свободный человек есть человек, осознанно принимающий ограничения своих возможностей (ограничения своей личной свободы), необходимые для существования общества, которое своим существованием ещё больше увеличивает свободу человека.

Как Вы оцениваете утверждение Й. Дицгена: «Мозг также выделяет мысль, как печень выделяет желчь»?

Конечно тут можно говорить о материальном и нематериальном, оспаривать данное утверждение и безукорезненно соглашаться с ним. но нельзя упускать тот факт, что это философская теория и рассматривать ее нужно с философской точки зрения. Каждый орган в нашем организме выполняет свою функцию. В данном высказывании говорится о печени и мозге. да, и вправду, если задуматься, то наш мозг выделяет мысль. Неужели вы с этим не согласитесь? Да, возможно, не в прямом значении слова «выделяет», но с помощью него мы можем думать, мыслить, совершать обдуманные и необдуманные поступки. Соглашусь, что данное высказывание на первый взгляд странное, хотя бы просто потому, что так не принято говорить, что «мозг выделяет мысль». Что это — сравнение? Почему тогда с сердцем не сравнили? Задумались? Скорее всего потому, что каждый орган что-то выделяет, вырабатывает. Мысль не может быть отделена от мыслящей материи, потому что если бы не было этой материи, то и не было тех великих и чертовски глупых мыслей, которые пронизывают наш мир.

Что значит, по – Вашему, быть свободным?

Что такое свобода? Свобода – это то, что не купишь за деньги, чего не одолжишь у друга, чего не подаришь брату. Свобода – это внутреннее ощущение и оно либо есть, либо его нет. Первое, что мне пришло на ум, когда я подумала о свободе – это независимость и возможность самому распоряжаться своей жизнью: заниматься любимым делом, жить там, где тебе хочется и с тем, кого ты любишь. Однако, можно быть независимым, но не быть по-настоящему свободным. Чтобы быть свободным, нужно не только быть независимым и вольным в своих желаниях, но и быть самостоятельным, обладать волей. Обладая волей, человек управляет своим поведением, самостоятельно принимает решение и делает выбор.

Я думаю, что свобода – это сугубо личное, индивидуальное чувство, субъективное ощущение. Ведь все мы живем в мире людей и вещей и нельзя быть абсолютно независимым от всего этого. Как пример, влюбленность, когда мы влюбляемся и становимся зависимы, мы погружены полностью в другом человеке. Делая любимого человека счастливым, отдававая себя полностью, мы тем самым забываем о себе, думая постоянно о нем.

Возможно, первобытный человек был свободен в прямом смысле этого слова: он сам добывал себе пищу, сам о себе заботился и не зависел ни от кого и ни от чего. Хотя, возможно, даже он попадал под влияние природы, погоды, обстоятельств.

Свобода в моем понимании – это прежде всего принятие и понимание себя. Ты становишься свободным, когда перестаешь сваливать на других ответственность за свои поступки, за свои чувства и за свои мысли. Когда перестаешь обвинять других за свои ошибки, когда перестаешь зависеть от чужого мнения. Это не означает, что ты становишься эгоистом, которому никто не нужен и которому на всех плевать. Наоборот, ты и другим предоставляешь такую же свободу: право самим распоряжаться своей жизнью, самим отвечать за свою судьбу.

Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 3431 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Тема 1.7. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность

Мы с вами продолжаем подготовку к ЕГЭ по обществознанию. Сегодняшняя тема будет довольно короткой и философской, поэтому вам не придется запоминать большое количество информации. Достаточно будет лишь разобраться в том, что же такое “свобода”, “ответственность” и “необходимость”. С этой темой, как и со всем блоком Человек и общество, проблем возникнуть не должно. Приступаем к теории!

Понятие “свободы

Обладает ли человек свободой, или все, что с ним происходит обусловлено внешней необходимостью: Божьей волей, судьбой или предопределением? Именно с этим вопросом всегда была связана проблема свободы человека. Данный вопрос является философским, поэтому дать на него четкий ответ довольно сложно.

Давайте же разберемся, что такое свобода. Свобода — слово многозначное, однако все же есть два главных определения, которые стоит запомнить:

  1. Свободаесть познанная необходимость.
  2. Свободавозможность поступать так, как хочется.

Первое означает, что мир устроен необходимым образом. Иначе говоря, мир представляет собой цепочку последовательных событий, происходящих в силу необходимости. В данном случае человек является роботом, действующим по определенной программе. Сюда же можно отнести понятие “фатализм”.

Фатализмэто мировоззрение, в основе которого лежит убежденность человека в том, что события уже давно предопределены и неизбежны, что все, что происходит в мире, подчиняется господству необходимости.

Второе определение означает, что человек является свободным существом и может делать все, что захочет. У него есть свобода выбора: пойти в кино или в тренажерный зал, заняться учебой или пойти на прогулку с друзьями. В данном случае сам человек является создателем своей жизни, а не судьба или предопределенность.

Сюда же относится понятие “волюнтаризм”. Волюнтаризмэто мировоззрение, в основе которого лежит человеческая воля и осознание того, что именно она является первоосновой всего сущего.

Необходимостьустойчивая и существенная связь между явлениями, объектами и процессами, обусловленная причинами, вытекающими из внутренней природы вещей. Другими словами, необходимость — это то, что закономерно; то, что обязательно должно произойти.

Социальные условия реализации свободы

В основе свободы лежит выбор. Получается, что человек, который не может из двух выбрать что-то одно, не может реализовать свою свободу. Но так как мы живем в обществе, то каждый наш выбор является определенной социальной ситуацией.

К социальным ситуациям можно отнести:

  1. Социальные нормы (например, закон);
  2. Место человека в обществе (статус);
  3. Социализация. Есть люди, у которых социализация прошла намного лучше других: такие люди не боятся высказывать свое мнение, не боятся того, что о них подумают другие. Такие люди в необходимой ситуации всегда могут сказать “нет”. А есть, наоборот, люди, которые боятся выделяться или выходить из зоны комфорта, им легче подражать другим.
  4. Уровень развития общества (например, место, где ты проживаешь: богатая и развитая ли это страна или нет; есть ли у тебя социальные и экономические условия для реализации своего желания);
  5. Формы общественной деятельности (борьба за защиту окружающей среды, помощь детям-сиротам, инвалидам и нуждающимся).

Виды свободы
  1. Экономическая: свобода от эксплуатации, свобода предпринимательства, равноправные экономические отношения;
  2. Политическая: организация политической партии, всеобщее избирательное право, набор гражданских прав;
  3. Духовная: свобода выбора мировоззрения, свобода вероисповедания.
Понятие “ответственности”

У каждого человека есть свои желания, но осуществление этих желаний должно соответствовать общепринятым социальным требованиям. Чем больше свобод дается человеку, тем выше становится его ответственность за пользование этими свободами.

Ответственностьэто необходимость отвечать за свои действия, поступки, а также быть ответственным за их последствия.

Виды ответственности

По сферам ответственности выделяют следующие виды:

  1. Юридическаяответственность, осуществляемая на основе закона;
  2. Нравственная — ответственность на основе собственных нравственных установок;
  3. Социальнаяответственность перед всем обществом;
  4. Моральнаяответственность на основе норм морали.

Рассмотрим примеры тестовых заданий

С теорией мы закончили, теперь пора начинать практику. Приступайте к выполнению типовых заданий самостоятельно, а затем проверяйте свои ответы.

Читать еще:  Пушкин, Собчак или Тирион Ланнистер? Отличаете ли вы цитаты поэта

Правильный ответ: №1

Правильный ответ: №1

Правильный ответ: №4

Правильный ответ: №2

Тема 1.6. Системное строение общества: элементы и подсистемы
Понятие “общество”

Общество (в широком смысле слова) — обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, включающая в себя устойчивую систему связей, взаимодействий и отношений между людьми. Еще можно сказать, что общество — человечество в целом.

Общество (в узком смысле слова) — это круг людей, объединенных общими целями, интересами или происхождением. Кроме того, общество— страна, государство и регион, а также отдельное конкретное общество.

Как видите, понятие “общество” довольно обширное. На экзамене могут попасться задания как с широким, так и с узким значением слова, поэтому на всякий случай запомните оба этих определения.

Функции общества

Выделяют следующие функции общества:

  1. Распределение продуктов труда (деятельности)
  2. Производство материальных благ и услуг — создание благ для удовлетворения потребностей людей;
  3. Воспроизводство и социализация человека — рождение себе подобных и прохождение процесса социализации т.е. формирования личности;
  4. Духовное производство и регулирование активности людей — духовная деятельность, например, церковь или образование;
  5. Регламентация и управление деятельностью и поведением людей — установление правил поведения в обществе.

Обществу свойственны динамичность (постоянное развитие, движение и изменение) и целостность (общество состоит из сложных взаимосвязанных компонентов и элементов).

Общественные связи

Общественные связимногообразные формы взаимодействия людей, а также связи, которые возникают между группами и индивидами.

Общественные связи, как и человеческая деятельность, делятся на материальную и духовную.

К материальным отношениям можно отнести:

  1. Производственные — все, что сделано руками человека в результате производства;
  2. Экологические — отношения человека и природы;
  3. Отношения по делопроизводству — юридический аспект деятельности, связанный с документированием и работой с официальными документами.

К духовным отношениям относятся:

  1. Моральные — отношения, возникающие в процессе нравственной деятельности;
  2. Политические — отношения, связанные с политической властью;
  3. Правовые — отношения между субъектами права;
  4. Художественные — отношения по поводу произведений искусства;
  5. Философские — отношение к миру, другим людям и к самому себе;
  6. Религиозные — отношения в духовной сфере.

Обществоэто динамическая саморазвивающаяся система.

Системакомплекс взаимодействующих элементов.

Элементнекоторый компонент системы, который принимает участие в ее создании.

Подсистемы общества

Основными подсистемами общества являются:

  1. Экономическая (заводы, банки, фирмы);
  2. Политическая (правительство, партии);
  3. Духовная (школы, библиотеки, театры);
  4. Социальная (системы здравоохранения, коммунальные службы).
Рассмотрим примеры тестовых заданий

С теорией мы закончили, теперь пора начинать практику. Приступайте к выполнению типовых задания самостоятельно, а затем проверяйте свои ответы.

↑ Свобода и ответственность

Социальная природа свободы чётко выявляется в сопоставлении её с ответственностью.

Свобода и ответственность тесно связанны между собой, так как один из парадоксов (противоречий) нашей жизни заключается в том, что для того чтобы соблюсти свободу всех людей необходимо создать общие ограничения или другими словами, правила поведения. Человек, нарушающий правила несет ответственность за свои поступки.

Свобода порождает ответственность личности за принятое решение и поступки перед обществом и самим собой. Свобода и ответственность — две стороны сознательной деятельности человека. Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу.

Ответственность — это осознанная готовность человека отвечать за свои поступки и действия, а также их последствия.

Ответственность регулирует не только поведение отдельно взятого человека, но и общества в целом и не дает возможность рассматривать свободу как вседозволенность.

Ответственность, принимаемая человеком как основа его личной нравственной позиции, выступает в качестве фундамента внутренней мотивации его поведения и поступков. Регулятором подобного поведения является совесть.

Ответственность — это чувство зависимости от чего-либо (закона, обстоятельств, других людей, животных и т.д.), которое является весомым основанием при принятии решения или совершении последующих действий. Ответственность подразделяется на большое количество видов, в зависимости от того, кто и перед чем или кем несет ответственность.

Виды ответственности

  • Индивидуальная (персональная), групповая, коллективная,
  • Внутренняя (перед самим собой: чувство долга, справедливости и т.д.).
  • Внешняя (перед руководством, окружающими людьми, законами государства).
  • Историческая, политическая, нравственная, юридическая и т. д.
  • Социальная ответственность выражается в склонности человека вести себя в соответствии с интересами других людей.

Почему свобода – познанная необходимость, а не осознанная

Положение о свободе как познанной необходимости находится в определённом месте – в марксистской философии. Это переработанное в материалистическом ключе диалектическое (гегелевское) соотношение свободы и необходимости стало одним из основных понятий марксизма, которое часто преподносят в качестве афоризма.

Действительно – по законченности и глубине мысли, по отточенности и лаконичности формы определение «свобода есть познанная необходимость» вполне соответствует афоризму. Однако ещё одна несомненная особенность афоризма, а именно неизменность её словесной формы, т.е. самого текста, оказалась для данного положения не характерной. Познание необходимости легко заменяется на осознание необходимости, будто это абсолютные синонимы.

Интересно такое наблюдение: статистика Яндекса показывает, что сочетание «познанная необходимость» запрашивается в месяц примерно 166 раз, тогда как «осознанная необходимость» — 628 раз, причём по второму запросу выдаются смешанные результаты – «осознанная» вместе с «познанной». По первому запросу смешанной картины не наблюдается. Т.е. очевидно, более популярным оказался не оригинальный текст, а видоизменённый, а смешение во втором случае показывает, что разные сочетания чаще представляются как идентичные.

Каковы причины подмены – вопрос интересный, а сама подмена – вопрос существенный, так как противники и критики марксизма используют исключительно сочетание «осознанная необходимость», трактуя марксистское определение свободы то как нелепое, то как аморальное.

Конечно, слова «познать» и «осознать», будучи однокоренными, являются родственными, но очевидно не абсолютными синонимами. Познать – значит постичь, изучить, получить знание, испытать. Осознать – понять, принять, сознательно усвоить. Разница прекрасно видна на примерах. Любой верующий подтвердит, что он осознаёт величие Бога (без этого нет Веры), но познать величие Бога по религии невозможно. Осознание самого себя – непременная составляющая человека, личности. Познание самого себя – процесс, который может длиться всю жизнь человека, и не каждый обязательно познанием себя занимается. Мы можем осознавать какую-то опасность, никогда, к счастью, не познав её.

А что же необходимость? Даже без детального анализа ясно, что необходимость – весьма широкое понятие. Так, необходимость воды для жизни – это одно, необходимость загранпаспорта для путешествий – другое. Необходимость иметь корректное условие для решения формальной задачи – одна необходимость, необходимость помогать ближнему – совершенно другая. Нельзя свести одну к другой необходимость физическую, нормативную, логическую, этическую, лингвистическую. Не каждая необходимость осознаётся или познаётся. При этом общее у всех необходимостей заложено в самом названии: то, без чего нельзя обойтись – в разных сферах, на разных уровнях, в объективном мире или в субъективном мире каждого отдельного человека.

То же со свободой – свободный вход, свободное падение, свободный выбор… Что же общего у всех свобод? Наверное, общая противоположность любой свободы, и большинство согласны, что это есть та самая необходимость.

Тогда самым простым определением было бы: свобода есть отсутствие необходимости. Но… «Я свободен, словно птица в небесах…» Означает ли это, что у свободной птицы в небесах нет никой необходимости? Пусть красивый, но узкий поэтический образ свободы вынужден потесниться, если рядом поставить пусть узкий, но вполне конкретный смысл этого полёта – он сам продиктован некой необходимостью. Животные вообще ничего не делают без необходимости, вся их жизнь – подчинение ряду необходимостей. И тогда у животных совсем нет свободы, хотя они и не осознают этого.

Так мы приходим к тому, что свобода как категория, понятие, как состояние, как возможность имеет отношение только к человеку – к субъекту, обладающему сознанием. Необходимость же охватывает весь объективный мир, всю реальность, составляя в своих разнообразных проявлениях условия существования всей природы и общества, а также отдельной личности.

Связь между объектом и субъектом, материей и сознанием, объективной реальностью и субъективной, необходимостью и свободой вряд ли кто-то будет оспаривать. Разногласия начинаются по вопросу направления этой связи. Чисто идеалистический подход подразумевает направление от субъекта, от сознания, от субъективной реальности, от свободы. Вульгарно-материалистический – направление от объекта, от материи, от объективной реальности, от необходимости. И тогда свобода как воля существует совершенно независимо от необходимости и лишь ограничена ею или свобода как воля неизбежно и полностью подавляется необходимостью.

Это кажется удивительным, но определение «свобода есть осознанная необходимость» используется не только для критики марксизма с обеих сторон («как свобода может быть несвободой, да ещё осознанной?!», «марксизм даёт свободу одним подавлять свободу других и требует это осознать»), но и легко может приниматься обеими сторонами. Мне доводилось читать рассуждения о том, что любой может стать свободным, осознав необходимость, приняв её как неизбежность, и это освобождает выбор, создаваемый необходимостью. Или наоборот – осознание необходимости есть проявление изначальной свободы, которой наделён человек. Поистине определение-хамелеон…

Определение «свобода есть познанная необходимость» неудобно для переворачивания так или эдак. Двойственная связь между свободой и необходимостью закреплена познанием, которое является процессом, постоянно изменяющим соотношение свободы и необходимости. Познание необходимости это постижение реальностей мира, получение знаний о связях этого мира и изучение их закономерностей. Знания – сила, они дают инструменты воздействия на необходимость, подчинения её воле человека. Свободное действие это действие, по выражению Энгельса, «со знанием дела». Степень свободы определяется глубиной знания – чем глубже знания о необходимости, тем больший выбор есть у человека для действия.

Читать еще:  Борис Критский: Регент должен быть волевым человеком

Человечество вообще и каждый человек рождается в царстве необходимости. Первые знания означают не только обретение начальных степеней свободы, но и усиливают стремления к расширению этой свободы, которые и движут познанием. Притом действие, совершённое в определённых условиях свободы выбора, становится объективной реальностью, оно вплетается в общую систему связей объективного мира, изменяя необходимость, т.е., по сути, творя её. Это противоречие между свободой и необходимостью решается единственным путём – постоянным углублением познания необходимости – процессом, который постоянно расширяет свободу.

Философское диалектико-материалистическое понимание свободы отрицает иллюзорность свободы, не связанной с познанием необходимости, а также отражает относительный характер свободы. Свобода не абстрактна, а всегда конкретна. Конкретны действия, совершённые при наличии определённого выбора, конкретны последствия этих действий, конкретна преображённая в результате необходимость, познание которой есть очередной свободный шаг к новому уровню свободы.

Ничего этого в осознании необходимости нет, и реальной свободы в осознании нет. Есть лишь уход от реальной необходимости в иллюзорную свободу осознания или осознанное, а значит свободное подчинение необходимости.

Два простых примера. Насколько свободно мы могли бы перемещаться сегодня по воздуху, если бы осознали, а не познали до определённого уровня очевидную необходимость – передвигаться исключительно по земле или воде? Насколько свободной будет личность, если ребёнка с раннего детства не мотивировать к познанию необходимости, а добиваться от него её осознания, что легче всего сделать с помощью физического и/или психологического давления?

Понятие свободы особенно важно, сложно и всегда актуально применительно к обществу, к тем необходимостям, которые возникают в ходе его исторического развития. Более подробно об этом, а также о возможных причинах замены «познания» на «осознание» в марксистском определении свободы, наверное, стоит и придётся говорить отдельно.

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Конспект урока «Свобода и необходимость»

Человек — разумное, активное существо. Он сам определяет цели своей деятельности и способы её достижения. Он созидатель, творец. Значит ли это, что человек свободен? И что такое свобода?

«Свобода — это то, когда я могу делать всё, что хочу», — писал знаменитый французский философ Вольтер.

И многие люди подпишутся под этим заявлением: «Да, это и есть настоящая свобода!» Но вдумайтесь, как следуют. Если свободу понимать именно так, то тогда она не достижима. Почему? Давайте рассуждать.

Вы уже знаете, что у каждого человека есть множество самых разнообразных потребностей. Одни из них — прежде всего, физиологические — он обязательно должен удовлетворять, хотя бы на минимальном уровне, иначе просто не выживет. Но минимальный уровень достаточен лишь до тех пор, пока он не достигнут. Если вы умираете от жажды, мечтаете о глотке воды. Нет, глотка, пожалуй, недостаточно. Лучше целый стакан, или даже целую бутылку, а ещё лучше — цистерну, чтобы был запас, и чтобы никогда больше вам не приходилось испытывать жажду. Но вот ваши мучения в прошлом. Вы живёте около водоёма или артезианской скважины. Воды всегда в достатке. Но почему я должен всегда пить только воду? Вот бы стаканчик апельсинового сока. Или лучше крепкого кофе!

И чтобы пить его из полупрозрачной фарфоровой чашечки, сидя в удобном кресле. И чтобы вокруг были друзья, с которыми можно было бы вести неспешный разговор о чём-то очень увлекательном.

А ещё хорошо бы хоть разочек попробовать знаменитый кофе лювака. Это самый редкий и самый дорогой кофе в мире! Он растёт только на индонезийских островах Суматра, Ява и Сулавеси.

Но дело даже не в этом. Просто собирают его не люди. Ну, то есть люди, конечно, но не с кофейных деревьев. Лювака — это хищный зверёк.

Его ещё называют мусанг, или малайская пальмовая куница. Кроме насекомых, птичьих яиц, разнообразных тропических плодов, он любит полакомиться зёрнами кофе, причём выбирает самые лучшие и самые спелые. Чаще всего он съедает их больше, чем может переварить. Зёрна, которые не перевариваются, тем не менее, обрабатываются веществами, имеющимися в пищеварительном тракте зверька, и выходят наружу естественным путём. Вот их как раз и собирают, очищают и предлагают ценителям. Вкус, говорят, умопомрачительный, с шоколадными нотками, без лишней горечи. И аромат!

Наши потребности постоянно растут. Редкий человек может сказать о себе: «Всё, я полностью удовлетворён, мне больше ничего не нужно».

То есть для подавляющего большинства людей ситуация — я делаю всё, что хочу и получаю всё, что хочу — не возможна.

Кроме противоречия между ростом потребностей и вечной ограниченностью ресурсов, необходимых для их удовлетворения, есть и другие. Человек живёт в определённом природном и социальном окружении. Он — часть природы и часть общества. И там, и там действуют определённые объективные законы — это законы, действующие, независимо от наших желаний и от нашего к ним отношения. Нам может не нравиться закон всемирного тяготения, и более конкретно, та сила, с которой нас притягивает к себе наша родная планета. Мы, может быть, хотели бы прыгнуть с крыши дома и лететь, как птицы.

Полетим, конечно, если прыгнем, но полёт будет недолгим, и направление его мы не сможем выбирать. Как и скорость, кстати. То же самое можно сказать и об общественных законах. Те, которые вырабатываются людьми, мы, в принципе, можем нарушить, если не считаем нужным их выполнять. Если речь идёт о нравственных нормах, то в этом случае нас ждёт лишь общественное осуждение. Хотя почему «лишь»? Если человек станет изгоем, ему несладко придётся! Ну а если мы станем нарушать правовые нормы, то придётся нести ответственность: гражданскую, административную, уголовную. На нас обрушится вся мощь государства. Даже маленькой её части будет достаточно, чтобы нас раздавить.

А ведь есть ещё объективные законы общественного развития. Те, которые не придуманы людьми, а действуют сами по себе.

Их нельзя нарушить так, чтобы никто об этом не узнал. Например, вы знакомились с некоторыми законами рыночной экономики. Император Диоклетиан решил, что может управлять ценами. И издал эдикт, который запрещал их повышать под страхом смертной казни. И для тех, кто пытался продавать товары по завышенным ценам, и для тех, кто их покупал. Цены не росли. Товаров, правда, не стало.

Вообще, вопрос о том, есть ли какие-то закономерности в человеческой истории — дискуссионный. По этому поводу есть разные точки зрения.

Одни считают, что жизнь человека и человеческого общества жёстко запрограммирована. Тут даже не суть важно, кем или чем именно: творцом, роком, расположением звёзд или объективным ходом истории. Люди могут пытаться изменить эту программу, но только расшибут себе лоб о железную закономерность. Всё, чему суждено сбыться, обязательно произойдёт. Такой подход получил название фатализм (от латинского «fatalis» — роковой, определённый судьбой). Фаталисты считают свободу иллюзией, которой не существует в реальном мире.

Фаталистичны многие религии. Древние греки верили, что жизнь людей определяется тремя богинями судьбы — Мойрами.

Одна из них — Клото — прядёт нить человеческой жизни, то ровную, то с узелками. Другая — Лахесис — определяет, какой ей быть. А третья — неумолимая Атропос — перерезает эту самую нить, когда человеку пришло время умирать.

Пророк Мухаммед в 7 веке учил, что все дела человека известны Аллаху заранее и записаны в Книге Судеб. Идеологи протестантского движения в Западной Европе Мартин Лютер и Жан Кальвин проповедовали похожую мысль в 16 веке: Божий промысел исключает свободу воли человека.

Подобные идеи получили широкое распространение в восточных философиях, основанных на религиозных учениях. Например, центральным понятиям даосизма является «дао» — путь. Мир изначально создан гармоничным, каждому предназначен свой путь. Не надо пытаться свернуть с него, что-то изменить в окружающей действительности. Сделать мир более гармоничным не в силах человека. Своими активными действиями, попытками стать свободным он может лишь разрушить первоначальную гармонию.

Следуй своему дао, своему пути, и всё будет в порядке, так, как надо. «Цель достигается недеянием», — учил древнекитайский мыслитель Лао-цзы.

Распространена и противоположная точка зрения: человек может получить всё, что хочет, если обладает достаточно сильной волей, чтобы настоять на своём, преодолеть встречающиеся на пути препятствия. «Voluntas» в латыни — воля. Отсюда и название — волюнтаризм. Его сторонники противопоставляют волю человека объективным законам природы и общества и утверждают, что она независима от окружающей действительности. Человек может быть абсолютно свободен.

Между этими противоположными друг другу полюсами — фатализмом и волюнтаризмом — существуют и иные взгляды на проблему свободы.

«Свобода есть познанная необходимость», — заявлял нидерландский философ 17 века Бенедикт Спиноза.

Необходимость — это устойчивая, существенная связь явлений, процессов, объектов действительности, которая обусловлена всем предшествующим ходом их развития.

То есть эти самые объективные законы, о которых мы с вами уже вспоминали. Они существует, и с этим ничего нельзя поделать. Но если человек поймёт, в чём они заключаются, он может понять и то, каким образом эти законы влияют на его жизнь. И тогда он может действовать, ясно представляя, к каким последствиям его действия приведут. Именно так характеризовал свободу известный немецкий психолог Эрих Фромм: «Свобода — это действия на основе осознания альтернатив и их последствий». Свобода — это возможность делать выбор, самостоятельно и осознанно. Это не попытка игнорировать необходимость, объективные законы, а принятие факта их существования и использование знаний о них в своих действиях.

Читать еще:  Молитва на ночь перед сном ребенку. Сильная молитва для того, чтобы ребенок спал хорошо и безмятежно

Если мы знаем, с какой силой нас притягивает Земля, то для того чтобы преодолеть земное притяжение, надо всего лишь создать силу равную или большую по значению, но направленную в противоположную сторону. Ну, или придумать, каким способом уменьшить её действие. Птицы же как-то летают.

Если нам известны причины, вызывающие инфляцию, то мы будем бороться не с ценами, а с тем, что приводит к их росту. Государство может, например, ограничить эмиссию бумажных денег. Или снизить налоги для предприятий, чтобы они могли сократить издержки производства.

Зная, какие действия запрещены законами, и какое наказание грозит за нарушение этих законов, мы будем вольны выбирать любую линию поведения. «Бери, что хочешь, сказал Бог, только плати за это», — гласит мудрая испанская пословица.

Про Бога упоминание вовсе не случайно. Есть в христианстве такой постулат — о свободе выбора. В мире есть добро и зло, между ними идёт постоянная борьба. Человек волен решать, чью сторону он примет, и тем самым определить свою судьбу: воскреснет ли его душа для вечной жизни после Страшного Суда или навсегда погибнет.

Ответственность за свой выбор — неизбежная обратная сторона свободы. Чем более мы свободны на этапе принятия решения, тем более полную ответственность несём за последствия своих действий.

Именно поэтому законодательно закреплено наступление юридической ответственности за те или иные поступки по достижению определённого возраста. Дети, из-за отсутствия жизненного опыта, незрелости мышления, не всегда в состоянии представить себе возможные последствия своих действий.

Психологи говорят, что свободным и самостоятельным поведение человека можно считать в том случае, если ему присущи следующие черты. Позиция — осознанное отношение к своему действию, осмысление себя и своего отношения к миру. Произвольность — действия по собственной воле, подчинение усилий сознательно поставленной цели. Опосредованность — учёт внутренних и внешних обстоятельств. Нельзя считать свободными действия, совершённые под гипнозом или в состоянии аффекта, когда эмоции захлёстывают и выключают контроль разума. Несамостоятельным является и поведение человека в толпе.

Феномен потери личной ответственности в этом случае — научный факт. Его изучением занимается целое направление — «психология масс», появившееся ещё в начале 20 века.

Степень свободы человека во многом зависит от общества, в котором он живёт. Есть такое понятие в обществознании: реальная мера свободы. Экономическая независимость базируется на защите права собственности и права на труд. Тогда человек может самостоятельно обеспечивать свои потребности. Политическая свобода неразрывно связана с демократией и плюрализмом — правом каждого участвовать в решении государственных вопросов и иметь собственную точку зрения по поводу направления развития своего государства. Социальная основа свободы — равенство возможностей и партнёрство — то, что называют социальной справедливостью.

Итак, абсолютная свобода человека, полная независимость ото всех и от всего, невозможна. Непонимание этого ведёт к абсолютному хаосу. «Чтобы свободой можно было обладать, её тоже надо ограничивать», — писал английский политик 18 века Эдмунд Бёрк. Когда мы понимаем необходимость этих ограничений, и внутренне принимаем их, тогда мы свободны в своём выборе. Может быть, именно это имел в виду Вольтер? Осознавать ситуацию, в которой приходится действовать, возможные последствия своих действий — и делать то, что хочется.

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА

Почему мы стремимся к свободе? Что ограничивает нашу свободу? Как связаны свобода и ответственность? Какое общество можно считать свободным?

ПОЛЕЗНО ПОВТОРИТЬ ВОПРОСЫ:

Общественные отношения, поведение, отклоняющееся от норм, социальные санкции.

Это сладкое слово «СВОБОДА»

Свобода личности в различных ее проявлениях выступает сегодня важнейшей ценностью цивилизованного человечества. Значение свободы для самореализации человека было осмыслено еще в древние времена. Стремление к свободе, освобождение от пут деспотизма, произвола пронизывает всю историю человечества. С особой силой это проявилось в Новое и Новейшее время. Все революции писали слово «свобода» на своих знаменах. Мало кто из политических лидеров и революционных вождей клялся привести руководимые ими массы к настоящей свободе. Но хотя подавляющее большинство заявляла о себе как о безусловных сторонников и защитников свободы личности, смысл, вкладываемый в это понятие, был различным.

Категория свободы является одной из центральных и в философских исканиях человечества. И как политики окрашивают это понятие в разные цвета, подчиняя нередко его своим конкретным политическим целям, так и философы подходят к его осмыслению с разных позиций.

Попробуем разобраться в разнообразии этих трактовок.

Буриданов осёл

Как бы ни стремились люди к свободе, они понимают, что абсолютной, безграничной свободы быть не может. Прежде всего потому, что полная свобода одного означала бы произвол в отношении другого. К примеру, кому-то в ночное время захотелось послушать громкую музыку. Включив на полную мощность магнитофон, человек совершил свое желание, поступила, как хотела. Но его свобода в данном случае ограничила право многих других полноценно выспаться в ночное время.

Именно поэтому во Всеобщей декларации прав человека, где все статьи посвящены правам и свободам человека, в последний, содержащей память об обязанностях, говорится, что при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, которые имеют своей целью обеспечить признание и уважение прав других.

Рассуждая о невозможности абсолютной свободы, обратим внимание еще на одну сторону вопроса. Такая свобода означала бы для человека ничем не ограниченный выбор, что поставило бы ее в крайне тяжелое положение в принятии решения. Широко известное выражение «буриданов осел». Французский философ Буридан рассказал об осле, которого поставили между двумя одинаковыми и равноудаленными от него охапками сена. Не решив, которому охапке предпочесть, осел умер от голода. Еще раньше аналогичную ситуацию описывал Дайте, но говорил не об ослах, а о людях: «Поставленная между двумя блюдами одинаково привлекательными, человек скорее умрет, чем, обладая абсолютной свободой, возьмет в рот одну из них».

Абсолютной свободой человек обладать не может. А одно из ограничений здесь — права и свободы других людей.

«СВОБОДА Есть познанная необходимость»

Эти слова принадлежат немецкому философу Гегелю. Что же стоит за этой формулой, ставшей почти афоризмом? Все в мире подчинено силам, действующим непреложно, неизбежно. Эти силы подчиняют себе и деятельность человека. Если эта необходимость не осмыслена, не осознана человеком, он ее рабом, если же она познана, то человек приобретает «способность принимать решения со знанием дела». В этом и выражается его свобода воли. Но что же это за силы, природа необходимости? На этот вопрос даются разные ответы. Одни видят здесь Божий промысел. Им определены все. В чем же заключается тогда свобода человека? ее нет. «Предсказание и всемогущество Божие диаметрально противоположные нашей свободе. Все будут вынуждены принять и неизбежное следствие: ничего мы не делаем по своей воле, а все происходит по необходимости. Таким образом, мы ничего не делаем по воле, но все зависит от предвидения Божьего», — утверждал религиозный реформатор Лютер. Такую позицию отстаивают сторонники абсолютного предопределения. В противоположность этому взгляду другие религиозные деятели предполагают такую трактовку соотношения божественного предопределения и свободы человека: «Бог задумал Вселенная так, чтобы все творение должно великий дар — свободу. Свобода прежде всего означает возможность выбора между добром и злом, причем выбора, данного самостоятельно, на основе собственного решения. Конечно, Бог в одно мгновение может уничтожить зло и смерть. Но при этом Он одновременно лишил бы мир и свободы. Мир сам должен вернуться к Богу, поскольку сам от Него отошел «.

Понятие «необходимость» может иметь и другой смысл. Необходимость, считают ряд философов, существует в природе и обществе в виде объективных, то есть независимых от сознания человека, законов. Иначе говоря, необходимость есть выражение закономерного, объективно обусловленного хода развития событий. Сторонники этой позиции, в отличие от фаталистом, конечно, не считают, что все в мире, особенно в общественной жизни, жестко и однозначно определено, они не отрицают наличие случаев. Но общая закономерная линия развития отклоняющегося случаями в ту или иную сторону, все равно пробьет себе дорогу. Обратимся к примерам. Известно, что в сейсмоопасных зонах периодически происходят землетрясения. Люди, не знающие этого обстоятельства или игнорируют ее, сводя свои жилища в этой местности, могут стать жертвами опасной стихии. В том же случае, когда этот факт будет учтен при строительстве, например, сейсмостойких домов, вероятность риска резко уменьшится.

В обобщенном виде представленную позицию можно выразить словами Ф. Энгельса: «Не в воображаемой независимости от законов природы заключается свобода, а в познании этих законов и в основанной на этом знании возможности планомерно заставлять законы природы действовать для определенных целей.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector