1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Суицид – не выход: 10 советов родителям подростков

Содержание

Уведомления

Рассылка «Всё о коронавирусе и карантине»

Помогите бизнесу найти себя

Обновление в рубриках Фото и Видео дня!

Все новости

Было 15, будет 4: в Ростове сократили число автобусов по маршруту «ГПЗ-10» — «Мегамаг»

Коронавирус в Ростове: итоги дня, 27 мая

В Ростове-на-Дону начался суд над главой террористического сообщества

Минздрав решил победить COVID-19 в России статистикой

Рамзан Кадыров заявил, что он здоровый человек и имеет право болеть

Суд вынес приговор убийце помощника депутата Заксобрания

Гандболистка «Ростов-Дона» стала лучшим игроком чемпионата России

Выплату коронавирусных пособий по безработице продлили до 1 октября

Владимир Путин в три раза увеличил пособие по безработице

Ростовского блогера Гаспара Авакяна приговорили к двум с половиной годам колонии-поселения

В видеосервисе Wink появилась коллекция аудиокниг от «ЛитРес»

Годовой доход председателя Ростовского областного суда упал на миллион рублей

Сезонные осмотры и общение с жильцами: ростовские управляющие компании заработают по новым правилам

Путин предложил отправить московских врачей в регионы лечить коронавирус

Суд отстранил замминистра ростовского Минздрава от занимаемой должности

Роспотребнадзор составил правила жизни при коронавирусе до конца года. Изучаем документ

Мощь на колесах: как устроен завод «Ростсельмаш» изнутри — в фоторепортаже 161.RU

Рынок донской недвижимости и ипотеки — взгляд изнутри: брать или подождать

Кремль: день парада Победы 24 июня в России будет выходным

ВТБ в Ростовской области поддержал клиентов более чем на 10 миллиардов рублей

В интернатах Миллерова и Зверева выявили вспышки коронавируса

Темы — от волонтерства до киберспорта: в Москве завершился конкурс медиапроектов на три миллиарда

Еще один футболист «Ростова» получил положительный тест на коронавирус

Новые случаи COVID-19 обнаружили в 26 городах и районах Ростовской области

В Ростовской области зарегистрировали 203 новых случая коронавируса

В России еще 8338 зараженных коронавирусом. 161 человека спасти не удалось

Авто: Новое ОСАГО: отвечаем на популярные вопросы о стоимости и причинах попадания в чёрный список

Ростовским школьникам начали выдавать майские продуктовые наборы. Рассказываем, как их получить

Ростовские власти анонсировали открытие салонов красоты и стоматологий

«Посылали два запроса, отказали без вопросов»: как кризис повлиял на рынок ипотеки в России

Авто: Когда мало внедорожника: подборка очень крутых «проходимцев» за цену стандартного офроудера

Маленький, но гордый бизнес: две ростовчанки хотели воспитать собаку, а в итоге создали компанию

Налог на воду и штраф за борщевик: разбираемся в садовых законах нового сезона

Хроники коронавируса: вспышки COVID-19 зафиксировали в интернатах Зверева и Миллерова

«Гостиницы не планировали становиться обсерваторами»: как ростовские отели переживают коронакризис

С лапками и на карантине: в России впервые подтвердили коронавирус у домашней кошки

Коронавирус в Ростове: итоги дня, 26 мая

161.RU отвечает: как оформить ребенка в дежурную группу детского сада?

Производство утки в Ростовской области планируют возобновить в 2020 году

«Мысли о суициде»: психолог — о том, что делать родителям, чтоб предотвратить самоубийство ребенка

В группе риска — подростки от 10 до 14 лет

Психолог рассказывает, в чем причина подростковых самоубийств и как их предотвратить

Фото: Мария Жукова, Евгений Вдовин

В России треть самоубийств приходится на подростков и детей. По статистике, каждый двенадцатый подросток делает попытку покончить с собой. В Ростовской области только в августе 2019 года произошло два случая самоубийств. В чем причина детских самоубийств и на что стоит обратить внимание родителям, 161.RU узнал у практикующего психолога Марии Жуковой.

Существует так называемый возраст риска — с 10 до 14 лет. На это время приходится основная масса подростковых самоубийств. По статистике, чаще о самоубийствах задумываются девочки, потому что они более ранимые, но до конца попытки самоубийства доводят именно мальчики — 90% случаев заканчиваются трагически.

С 2011 до 2016 года каждый год количество детских и подростковых самоубийств уменьшалось — в общей сложности на 10%. Но в 2016 году резко увеличилось — примерно на 5%. С одной стороны, это связано с появлением пропагандирующих самоубийство «групп смерти» в социальных сетях. С другой — с увеличивающимся давлением на подростков со стороны учебных заведений и родителей.

Количество самоубийств в Ростовской области идет на спад

Фото: Полина Авдошина

Количество самоубийств растет в период школьных экзаменов и летних каникул. К школьникам предъявляются повышенные требования. Если дети понимают, что дома их будут ругать и даже бить за плохие результаты, они могут пойти на крайнюю меру, чтобы таким образом вызвать сочувствие и любовь у родителей.

Если ребенок не чувствует себя в безопасности дома, это означает, что взаимоотношения с родителями построены неправильно. Это тоже может подтолкнуть к мысли о самоубийстве. Например, родители готовят и покупают вещи ребенку, но не проводят с ним свободное время качественно: не интересуются его жизнью, его увлечениями, его друзьями.

Либо обесценивают его желания, считая, что взрослые лучше знают, что надо ребенку, а он «еще маленький, чтоб иметь мнение». То же происходит, когда обесцениваются чувства ребенка, его первая любовь, его привязанности. Либо обесцениваются его достижения или происходит сравнение с другими детьми не в пользу ребенка — «я в твои годы уже умел что-то делать», «посмотри на Ваню, как он хорошо пишет сочинения, а ты нет» и т. д.

Часто родители сами выбирают увлечения своему ребенку, говорят ему, какие секции посещать, чем занимать свободное время вместо того, чтобы предоставить выбор ему самому. Доходит до того, что родители не разрешают вообще иметь ребенку время для отдыха и не всегда понимают, что у всего есть предел.

Ко мне обращалась мама 10-летнего мальчика: помимо школы он посещал еще семь разных секций и кружков. Дошло до того, что у него началась неконтролируемая агрессия по отношению к своим одноклассникам и учителям. Он начал кусаться, биться, бросаться ножницами. Его мама была сама истощена, но считала, что отдых — это пустая трата времени, и запрещала сыну отдыхать.

Читать еще:  Чернобыль: общая боль, общая забота, общая надежда

Если же он хотел просто поиграть, то ему говорили, что он лентяй и не успеет сделать все необходимое. Разумеется, постоянное давление не могло не отразиться на эмоциональном состоянии ребенка.

Зачастую таким детям еще запрещено выражать негативные эмоции по отношению ко взрослым, напряжение копится внутри, не находит выхода, и самоубийство в этом случае видится как единственно возможная эмоциональная разрядка.

Неправильно построенные взаимоотношения между родителями и детьми, эмоциональное и тем более физическое насилие приводят к замкнутости, подавленности. Жизнь начинает видеться ребенку как череда непреодолимых трудностей, и в конечном счету это может вылиться в попытку покончить с собой.

Родители должны обращать внимание на мелочи в поведении своих детей

Фото: Полина Авдошина

Иногда бывает так, что внешне ребенок кажется спокойным, он везде успевает, хорошо учится, но из-за того, что не может довериться родителям, становится замкнутым, скрытным. У моего коллеги был случай, когда школьник, отличник, спортсмен, которого вроде бы все любили и все считали успешным, задумывался о самоубийстве. У него даже было две странички в соцсетях — на одной он выкладывал свои достижения, какие-то яркие фото, а с другой был подписан на группы, пропагандирующие суицид. Об этом знали только близкие друзья, а родители — нет. Он считал, что с родителями нет смысла показывать свое настоящие лицо, свои настоящие чувства.

Хотя у всех подростков нестабильная психика, довести до самоубийства можно не любого, а только тех, кто не чувствует поддержки в своем ближайшем окружении. Подросткам свойственно уходить от проблем вместо того, чтоб их решать рационально. Самоубийство — это крайняя форма ухода, когда подросток еще и пытается что-то доказать в отместку своим родителям.

Проблема детских самоубийств усугубляется тем, что у подростков — низкая выявляемость тревожно-депрессивных состояний. Это означает, что не все дети понимают, что они чувствуют. Не все родители могут им объяснить, какие бывают виды чувств в принципе и что делать, если ощущает то или иное чувство. Находясь в подавленном состоянии, ребенок может не понимать, как это пережить, — с одной стороны, и бояться рассказать об этом родителям, потому что, как ему кажется, его не поймут все равно — с другой.

Был такой случай. Девочка-подросток 15 лет перевелась в новую школу. У нее был лишний вес, и она носила очки. Она и так очень комплексовала по этому поводу, а в школе одноклассники и учитель физкультуры ее еще и дразнили. Физрук все время давила на нее, чтобы та занималась лучше, потому что «толстых никто не возьмет замуж». Последней каплей стало то, что одноклассники написали на ее дневнике «Ты жирная свинья». После этого она решила покончить жизнь самоубийством. Девочка жила в неполной семье, мать много работала, они общались не слишком близко. Как казалось матери, никаких тревожных звоночков не было. Когда произошла попытка суицида, матери, конечно, сразу сообщили. Пообщались потом и с физруком. Но прежде всего, важно, чтобы родители обращали внимание на своего подростка, на его общение с окружением.

Родителям можно порекомендовать обращать пристальное внимание на эмоциональное состояние детей, на их обиды, даже незначительные. Проговаривать свои чувства и пытаться выяснить чувства ребенка.

Что могут сделать родители, если понимают, что у их ребенка проблемы

Фото: Полина Авдошина

Кроме того, нужно обращать внимание на любые изменения в поведении и привычках ребенка. Если он учился хорошо и вдруг внезапно скатился на двойки, стал небрежно относиться к своему внешнему виду, теряет аппетит или, наоборот, несвойственно ему много ест, если у него конфликт с одноклассниками, если он стал замкнутым и начал больше времени проводить в интернете, если он не хочет возвращаться домой и все время стремится проводить вне дома, стоит начать бить тревогу.

Если ребенок не говорит прямо о своих проблемах или увиливает от вопросов, можно попробовать отвести его в кино или в парк, чтоб он расслабился и уже в расслабленном состоянии узнать о его проблемах, попробовать поговорить сначала в целом о том, что ему нравится, что интересно, что волнует, а потом уже перейти к конкретным проблемам.

Важно при любых обстоятельствах сохранять спокойствие и не оценивать самого подростка, говорить не о его личности, а только о поступках.

СОВЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПОДРОСТКОВЫХ СУИЦИДОВ.

Выбранный для просмотра документ СТАТЬЯ.docx

СОВЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПОДРОСТКОВЫХ СУИЦИДОВ .

Цель: Повышение психолого-просветительского уровня родителей.

— Раскрыть проблемы возникновения суицида среди детей. Познакомить родителей с причинами суицида.

— Пропагандировать среди подростков и родителей нравственные устои семьи, общества.

— Предложить рекомендации родителям по профилактике суицида.

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Самое главное , надо научиться принимать своих детей такими, какие они есть. Ведь это мы, родители, формируя отношения, помогаем ребенку в его развитии.

«Что посеешь, то и пожмешь!» — гласит народная мудрость.

От заботливого, любящего человека, находящегося рядом в трудную минуту, зависит многое. Он может спасти жизнь.

Совет родителям прост и доступен : Любите своих детей, будьте искренни и честны в своём отношении к своим детям и к самим себе.

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом. психологический смысл суицида чаще всего заключается в снятии эмоционального напряжения, ухода от той ситуации, в которой волей оказывается человек.

Причины проявления суицида

Отсутствие доброжелательного внимания со стороны взрослых

Резкое повышение общего ритма жизни

Алкоголизм и наркомания среди родителей

Жестокое обращение с подростком, психологическое, физическое и сексуальное насилие

Алкоголизм и наркомания среди подростков

Неуверенность в завтрашнем дне

Отсутствие морально-этических ценностей

Потеря смысла жизни

Низкая самооценка, трудности в самоопределении

Бедность эмоциональной и интеллектуальной жизни

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕПРЕССИИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ:

Сниженное настроение – от лёгкой грусти до полного отчаяния. Может наблюдаться печаль, тоска, апатия (безразличие, снижение активности), чувство душевной боли. Проявляется это в грустном выражении лица, частых глубоких вздохах, пессимистичных высказываниях.

• Нарушение сна (затрудненное засыпание, ночные или ранние пробуждения, чуткий, прерывистый сон, либо, очень глубокий)

• Повышенный уровень тревоги, беспокойства

• Возможно повышение агрессивных реакций – конфликтность. Раздражительность. Вспыльчивость

• Снижение памяти, работоспособности. Нарушение внимания. Снижение умственных способностей.

• Погруженность в печальные переживания, сниженная самооценка, пессимистическое восприятие будущего.

Причины данного расстройства неоднородны. Лечение, как правило, назначает психотерапевт или психиатр как амбулаторное, так и в стационарное.

ЧТО МОЖЕТ УДЕРЖАТЬ подростка от суицида:

Установите заботливые взаимоотношения с ребенком

Будьте внимательным слушателем

Будьте искренними в общении, спокойно и доходчиво спрашивайте о тревожащей ситуации

Помогите определить источник психического дискомфорта

Вселяйте надежду, что все проблемы можно решить конструктивно

Помогите ребенку осознать его личностные ресурсы

Окажите поддержку в успешной реализации ребенка в настоящем и помогите определить перспективу на будущее

Внимательно выслушайте подростка!

ЧТО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ, ЕСЛИ ОНИ ОБНАРУЖИЛИ ОПАСНОСТЬ?

Если вы увидели хотя бы один из перечисленных выше признаков – это уже достаточный повод для того, чтобы уделить внимание своему подростку и поговорить с ним. Спросите, можете ли вы ему помочь и как, с его точки зрения, это сделать лучше. Не игнорируйте ситуацию. Даже, если ваш сын или дочь отказываются от помощи, уделяйте ему больше внимания, чем обычно.

Обратитесь к специалисту самостоятельно или с ребенком.

СОВЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПОДРОСТКОВЫХ СУИЦИДОВ .

Открыто обсуждайте семейные и внутренние проблемы детей.

Помогайте своим детям строить реальные цели в жизни и стремиться к ним.

Любые стоящие положительные начинания молодых людей одобряйте словом и делом.

Больше любите своих подрастающих детей, будьте внимательными и, что особенно важно, деликатными с ними.

Сохраняйте контакт со своим ребенком. Важно постоянно общаться с подростком, несмотря на растущую в этом возрасте потребность в отделении от родителей.

расспрашивайте и говорите с ребенком о его жизни, уважительно относитесь к тому, что кажется ему важным и значимым.

придя домой после работы, не начинайте общение с претензий, даже если ребенок что-то сделал не так. Проявите к нему интерес, обсуждайте его ежедневные дела, задавайте вопросы. Замечание, сделанное с порога, и замечание, сделанное в контексте заинтересованного общения, будут звучать по-разному!

помните, что авторитарный стиль воспитания для подростков неэффективен и даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию или аутоагрессию (то есть, агрессию, направленную на себя). В подростковом возрасте предпочтительной формой воспитания является заключение договоренностей. Если запрет необходим, не пожалейте времени на объяснение целесообразности запрета. Если же ребенок продолжает протестовать, то постарайтесь вместе найти решение, устраивающее и вас, и его.

Давайте ответим с вами на некоторые вопросы, которые помогут увидеть и отразить картину взаимоотношений с вашим ребёнком.

Рождение вашего ребёнка было желанным?

Вы каждый день его целуете, говорите ласковые слова или шутите с ним?

Вы с ним каждый вечер разговариваете по душам и обсуждаете прожитый им день?

Раз в неделю проводите с ним досуг (кино, концерт, театр, посещение родственников, поход на лыжах и т.д.)?

Вы обсуждаете с ним создавшиеся семейные проблемы, ситуации, планы?

Вы обсуждаете с ним его имидж, моду, манеру одеваться?

Вы знаете его друзей (чем они занимаются, где живут)?

Вы в курсе о его время провождении, хобби, занятиях?

Вы в курсе его влюблённости, симпатиях?

Вы знаете о его недругах, недоброжелателях, врагах?

Вы знаете, какой его любимый предмет в школе?

Вы знаете кто у него любимый учитель в школе?

Читать еще:  Перенос иконы Богородицы в Иерусалиме накануне Успения

Вы знаете, какой у него самый нелюбимый учитель в школе?

Вы первым идёте на примирение, разговор?

Вы не оскорбляете и не унижаете своего ребёнка?

Если на все вопросы вы ответили «ДА», значит, вы находитесь на верном родительском пути, держите ситуацию под контролем и сможете в трудную минуту прийти на помощь своему ребёнку.

А если у вас большинство «НЕТ», то необходимо немедленно измениться, повернуться лицом к своему ребёнку, услышать его, пока не случилась беда!

Более подробно об истинных причинах, побуждающих детей и подростков на самоубийство (иногда парное или групповое), можно прочесть во 2 главе книги Анастасии Новых «Эзоосмос».

А.Г. Амбрумова, Л.И. Постовалова “Семейная диагностика в суицидологической практике.” Москва 1983

Б.Г.Юдин “Возможно ли рациональное самоубийство?” — “Человек” №6 1992г.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. / Под ред. Н.Ю.Шведовой. 1984.

Профилактика суицидального поведения. Методические рекомендации. Сост.: А.Г.Абрумова и В.А.Тихоненко. М., 1980.

Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю.. Детский суицид. Психологический взгляд. КАРО, С – П , 2006.

4mama

«Выход ли — выход из окна» — как говорить с подростками о суициде, который случился — Светлана Ройз

Когда подросток решает уйти из жизни, это трудно принять. Но они уходят. Оставляя после себя боль, растерянность и много вопросов у тех, кто остался. Психолог Светлана Ройз написала важный текст о том, что мы можем сделать для оставшихся.

Начну с личного опыта: в этом учебном году один из товарищей моего сына тоже принял такое решение. Он вышел с 8 этажа в начале учебного года выпускного 11 класса. Осмысление случившегося у меня идет до сих пор. Я исследовала вопрос, переварила часть опыта, написала статью про подростковый суицид, попросила написать о причинах самоубийств и наших специалистов-психологов. Многие разговоры и лекции про подростков начинаю с этого эпизода. Уход мальчика Вани изменил мое видение мира.

Но должна сказать, что особой ясности, простого правильного выхода я не нашла Наверное, его и нет.

Подростковый суицид — особенность возраста?

Они уходят. Да, мы все знаем, что мысли о самоубийстве свойственны многим детям подросткового возраста. И для этого есть масса причин. Говорить о смерти как о свободе от бессмысленной взрослой жизни было «модно» всегда. И на этом могут играть злоумышленники, это может стать причиной углубленной заинтересованностью проблемой ухода, к этому могут подталкивать и совершенные суициды знакомых и одноклассников. А еще, к этому можем подталкивать мы — взрослые — своей «серой, неинтересной жизнью_которая_борьба_и_зрада». И это огромный простор для работы над собой, для самоанализа, осмысления и конкретных действий каждого из нас.

Мне, как маме юноши, одноклассник которого выбрал уход из жизни, важно еще понимать, что и как говорить тем, кто травмирован решением ушедшего. Как помочь прожить травму, справиться с растерянностью и наметить выход, свой путь к Жизни. Думаю, такие вещи нужно знать всем. Поэтому мы и публикуем пост семейного психолога Светланы Ройз.

Светлана Ройз — семейный психолог, мама маленькой дочки и сына-студента.

Как же я не люблю писать на эту тему.

Несколько запросов за неделю. Фактаж — самоубийство подростка. Страшно, что ребёнок выбрал именно такой выход. Но я сейчас о другом.

Запросы были от родителей одноклассников и родителей других школьников. Дети в недоумении и страхе. (Понимаю, что и взрослые тоже). А взрослые — не говорят с детьми. Дети прямо сейчас рядом переживают и приходят к своим выводам. Дети в этой школе сейчас устроили свой опрос «выход ли — выход из окна». Результаты опроса нас всех испугают.

То, чего у нас не хватает на всех уровнях — коммуникации. Ответственной. Внятной. Проясняющей. Поддерживающей.

Как только происходит что-то травматичное, это может стать триггером для непредсказуемых процессов. Чем скорее человек получит поддержку — хоть информационную — тем меньше риск последствий.

Детям нужно сказать (это касается разных трагических информационных поводов) — да, это произошло. Да, это страшно для всех, да, это непредсказуемо. Да, это трагедия и для семьи и для всей школы. Жаль, что мы не смогли вовремя позаботиться.

И важно говорить о чувствах детей — возможно, вам, как и многим взрослым сейчас страшно, больно, возможно, вы ощущаете вину, что не увидели или не принимали всерьез. Возможно, вы злитесь — и это нормально. Если у вас есть какая-нибудь информация — пожалуйста, расскажите об этом. И давайте вместе делать наш общий Мир безопасней и комфортнее для всех.

И дальше важно говорить честно

«Для нас всех вы — очень важны. Простите, что мы не всегда можем быть опорой и это ужасно, что рядом с нами вы чувствуете себя одиноко, ужасно, это наша взрослая ответственность — что вы не видите выхода и поддержки в своей боли. Пожалуйста, поверьте, что нам взрослым можно доверять.

Ваша безопасность — это наша ответственность. И ваша Жизнь для нас ценнее всех возможных оценок.

Наверное, нам важно помнить об этом.
И сейчас — для профилактики буллинга, для снятия тревожности, для многого — в школах нужны добровольные — объединяющие проекты — театр, хор, тьютерство над младшими.

И важно быть взрослыми, которым можно доверять и которые могут брать эту ответственность.

Меня очень смутило, что в конкретной ситуации дети остались сами со всеми своими чувствами. Когда ребёнок или взрослый остается один на один с травмой — последствия непредсказуемы.

Да, можно сказать, что все подростки одиноки, можно сказать, что всем им больно и страшно. И очень многие рискуют. (Много уже написано материалов, книг о устройстве мозга подростков, о задачах и сложностях подросткового возраста).

Важно сейчас быть опорой для своих подростков

Мне кажется, что сейчас нам важно — особенно сейчас, когда многим взрослым самим тревожно и непредсказуемо — помнить, что рядом с нами дети вообще теряют опору.
Да, мне страшно, что смерть — и мысли о смерти (хоть и естественные в подростковом возрасте) — стали модой.

У детей очень часто нет ощущения будущего.

Они живут в настоящем и им кажется, что вся боль, одиночество, напряжение (объективное и субъективное) — навсегда. Они не в контакте с «линией времени».

Нам важно своей жизнью ввести моду, что Жить — это круто. «Жить — это выход».

Ну и да, нашим детям очень важна безопасная близость с нами, а через нас — с миром.

Рекомендации родителям по профилактике суицидального поведения среди подростков
консультация по психологии (7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

За последние годы суицид среди подростков возрос. Следует отметить, что количество суицидальных попыток многократно превышает количество осуществленных самоубийств.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям по профилактике суицидального поведения среди подростков

За последние годы суицид среди подростков возрос. Следует отметить, что количество суицидальных попыток многократно превышает количество осуществленных самоубийств.

Покушающиеся на свою жизнь, как правило, дети из неблагополучных семей. В таких семьях происходят конфликты между родителями, а также родителями и детьми с применением насилия (насилие может быть психологическим); родители относятся к детям недоброжелательно и даже враждебно. Способствовать принятию решения покончить с собой могут экономические проблемы в семье, ранняя потеря родителей или утрата с ними взаимопонимания, болезнь матери, уход из семьи отца.

Причины суицидального поведения:

Причиной покушение на самоубийство может быть депрессия, вызванная потерей объекта любви, сопровождается печалью, подавленностью, потерей интереса к жизни и отсутствием мотивации к решению насущных жизненных задач. Иногда депрессия может и не проявляться столь явно: подросток старается скрыть ее за повышенной активностью, чрезмерным вниманием к мелочам или вызывающим поведением – правонарушениями, употреблением наркотиков, беспорядочными сексуальными связями.

Риск самоубийства более высок среди тех, кто пристрастился к наркотикам или алкоголю. Под их влиянием повышается вероятность импульсов. Бывает и так, что смерть от передозировки является преднамеренной.

Для многих склонных к самоубийству подростков характерна высокая внушаемость к подражанию.

Суицид может быть непосредственным результатом душевной болезни. Некоторые подростки страдают галлюцинациями, когда чей-то голос приказывает им покончить с собой. Причиной самоубийства может быть чувство вины или страха и враждебности. Подростки могут тяжело переживать неудачи в личных отношениях.

Попытка самоубийства – это крик о помощи, обусловленный желанием привлечь внимание к своей беде или вызвать сочувствие у окружающих. Поднимая на себя руку, ребенок прибегает к последнему аргументу в споре с родителями. Здесь нет попытки шантажа, но есть наивная вера: пусть хотя бы его смерть образумит родителей, тогда окончатся все беды, и они заживут в мире и согласии.

Родителям следует помнить: если скандал уже разгорелся, нужно остановиться.

Заставить себя замолчать, осознать свою правоту. В состоянии аффекта подросток крайне импульсивен и агрессивен. Любой попавший под руку острый предмет, лекарство в вашей аптеке, подоконник в вашей – все станет реально опасным, угрожающим его жизни.

Признаки суицидального поведения:

Если человек серьезно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на три группы: словесные, поведенческие, ситуационные.

  1. Словесные признаки.
  2. Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем душевном состоянии. Он или она могут:
  3. Прямо и явно говорить о смерти: «я собираюсь покончить с собой»; «я не могу так дальше жить».
  4. Косвенно намекать о своем намерении: «я больше не буду ни для кого проблемой»; «тебе больше не придется обо мне волноваться».
  5. Много шутить на тему самоубийства.
  6. Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

1. Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить дела, мириться с давними врагами.

Читать еще:  Нотр-Дам – что именно горело и от чего спасли собор пожарные

2. Демонстрировать радикальные перемены в поведении такие, как:

— в еде – есть слишком мало или слишком много;

— во сне – спать слишком мало или слишком много;

— во внешнем виде – стать неряшливым;

— в школьных привычках – пропускать занятия;

— замкнуться от семьи и друзей и т.д.

3. Проявлять признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.

Человек может решиться на самоубийство, если:

  1. Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга, чувствует себя отверженным;
  2. Живет в нестабильном (серьезный кризис в семье – в отношениях к родителям или родителей друг с другом; алкоголизм – личная или семейная проблема);
  3. Ощущает себя жертвой насилия – физического, сексуального или эмоционального.
  4. Предпринимаемая раньше попытка суицида.
  5. Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем — то из друзей, знакомых или членов семьи.
  6. Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).
  7. Слишком критически настроен по отношению к себе.

Рекомендации родителям в случае, если у ребенка замечена склонность к самоубийству:

  1. Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка, в состоянии душевного кризиса, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
  2. Оцените серьезность намерения и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план самоубийства, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.
  3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток: может испытывать серьезные трудности, но при этом и не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находящейся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность такое поведение также может служить основанием для тревоги.
  4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам.
  5. Не бойтесь прямо спросить, не думают ли они о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности высказать свои проблемы.

Во время беседы о суициде человека необходимо убедить в следующем:

  • что тяжелое эмоциональное состояние, переживаемое им в настоящий момент, является временным;
  • что его жизнь нужна родным, близким, друзьям и уход его из жизни станет для них тяжелым ударом;
  • что он, безусловно, имеет право распоряжаться своей жизнью, но решение вопроса об уходе из нее в силу его крайней важности, лучше отложить на некоторое время, спокойно все обдумать и т.д.

Утверждения о том, что кризис уже миновал, не должны ввести вас в заблуждение. Часто ребенок может почувствовать облегчение после разговора о самоубийстве, но вскоре опять вернется к тем же мыслям. Поэтому так важно не оставлять его в одиночестве даже после успешного разговора.

Поддерживайте его и будьте настойчивы. Человеку в состоянии кризиса нужны строгие утвердительные указания. Осознание нашей компетентности и, заинтересованности в его судьбе, готовности помочь дадут ему эмоциональную опору. Убедите его в том, что он сделал верный шаг, приняв вашу помощь. Оцените его внутренние резервы. Если человек сохранил способность анализировать и воспринимать советы окружающих, ему будет легче вернуть душевные силы и стабильность. Следует принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей, семью, врачей, священников к которым можно обратиться. Попытайтесь убедить подростка обратиться к специалистам (психолог или врач). В противном случае, обратитесь к ним сами, чтобы вместе разобрать стратегию помощи.

Как предотвратить трагедию? При исследовании множества подростковых самоубийств – специалисты, занимающиеся данной проблемой, обнаружили одно сходное обстоятельство: у этих детей очень сильно нарушаются эмоциональные взаимодействия с семьей, в частности отношения с матерью. Как бы подросток не был ориентирован на ценности своей возрастной группы, острота его переживаний становится несовместимой с жизнью , если он отвергнут в родной семье. Формы отвержения всегда бывают разные и далеко не всегда это – подчеркнутое равнодушие.

Поэтому пересмотрите свои отношения с ребенком, больше ему доверяйте, воспринимайте его как самостоятельную взрослую личность с его индивидуальным мировоззрением, мнением, ценностями и убеждениями, желаниями и требованиями. Отнеситесь всерьез к любому намеку на суицид в его словах, даже если он просто выкрикнет сгоряча: «Я не хочу с вами жить!»

Самое главное – покажите своему ребенку, что он вам небезразличен. Дайте ему почувствовать, что он любимый и желанный. Постарайтесь уверить его, что все душевные раны со временем заживут. Убедите его в том, что безвыходных ситуаций не бывает! Помогите ему увидеть этот выход.

Доступность детям интернет-пространства , также таит в себе угрозы. Например, тема интернет-самоубийств широко обсуждается во всём мире. Большое количество сайтов предлагают своим посетителям информацию о «добровольном уходе из жизни» активно подталкивая к самоубийству. Специалисты отмечают, что подобная реклама во многих случаях приводит к трагическим последствиям, так как в основном в чатах и на сайтах данной тематики ищут общения молодые люди, которые имеют серьёзные личностные проблемы.

Например, давно известно, что человек в стрессе, испытывающий острое чувство душевной боли и отчаяния или находящийся в изменённом состоянии сознания под воздействием психоактивных веществ легко внушаем, и поддаётся на уговоры, которые к тому же обещают избавление от боли и уход от проблем, снимают ответственность за происходящее в жизни. Посетители суицидальных чатов и интернет-клубов самоубийц знакомятся, обсуждают свои проблемы (которые склонны преувеличивать, особенно в подростковом возрасте), делятся своими намерениями и согласовывают свои действия. В результате деятельности этих социальных сетей существует опасность бесконтрольного саморазрушительного поведения.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ.

ПРАВИЛА ЭТИКИ ОБЩЕНИЯ С РЕБЕНКОМ В СЕМЬЕ

  • Не подозревать дурного;
  • Не высмеивать;
  • Не выслеживать;
  • Не выспрашивать;
  • Не подшучивать;
  • Не принуждать к ответственности;
  • Не контролировать интимный опыт общения;
  • Создавать атмосферу покоя, доверия, безопасности в доме;
  • Созидать навыки общения в доме по принципу открытости;
  • Давать право на собственный опыт;

КАК СПОСОБСТВОВАТЬ РАЗВИТИЮ САМОУВАЖЕНИЯ И ЧУВСТВА СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА У ДЕТЕЙ

  • Проявлять тепло и эмоциональный отклик во взаимоотношениях, оказывать поддержку во всем;
  • Создавать атмосферу эмоциональной привязанности в семье;
  • Проявлять постоянную заинтересованность в ребенке, заботу о нем;
  • Предпочитать требовательность – безразличию, свободу – запретам, тепло в отношениях – отчужденности;
  • Снимать авторитарные позиции в общении с детьми. Директивный стиль отношений в семье не допустим!
  • Избегать ортодоксальных суждений;
  • Уметь признавать свои ошибки в общении с детьми.

Психолого-педагогические рекомендации для родителей

— Не сравнивайте ребенка с окружающими.

— Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте его таким, какой он есть.

— Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.

— Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.

— Чаще обращайтесь к ребенку по имени.

— Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.

— Не предъявляйте к ребенку завышенных требований. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов, не забудьте похвалить.

— Будьте последовательны в воспитании ребенка. Не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше.

— Старайтесь делать ребенку меньше замечаний.

— Используйте наказание лишь в крайних случаях.

— Не унижайте ребенка, наказывая его.

— Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых взрослых людей. Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваша учительница понимает, лучше меня слушай!»

— Помогите ему найти дело по душе, где он мог бы проявить свои способности и не чувствовал себя ущемленным.

Эмоциональное развитие личности ребенка часто недооценивают, что может привести к серьезным и печальным последствиям для него. Эмоциональное развитие должно стать предметом пристального внимания родителей и педагогов.

Главное, что должны сделать взрослые в этом случае – это обеспечить ребенку ощущение успеха. Ребенка нужно сравнивать только с ним самим и хвалить его лишь за одно: за улучшение его собственных результатов.

К ЧЕМУ ПРИВОДЯТ ОБИДЫ

Обиды, внезапно возникающие и медленно накапливаемые, могут привести:

  • К стремлению «уйти в себя»;
  • К изолированности;
  • К отчуждению во взаимоотношениях;
  • К стремлению «выяснить отношения», что может перейти в конфликт;
  • К стремлению представить окружающую обстановку в «черных тонах»;
  • К еще большему перевесу эмоционального над рациональным;
  • К повышению нервно-психической напряженности;
  • К снижению активности;
  • К фокусированию познавательной активности на объекте обиды и, как следствие, к ограничению возможностей правильно оценить поступающую информацию.

КОГДА РЕБЕНКУ ОБИДНО

  • Обидно, когда все беды валят на тебя;
  • Обидно, когда успехи твои остаются незамеченными;
  • Обидно, когда тебе не доверяют;
  • Обидно, когда другому, а не тебе, поручают то, что ты можешь сделать хорошо;
  • Обидно, когда другие заняты чем-то интересным, а тебя заставляют продолжать надоевшее, унылое занятие;
  • Обидно, когда дело понятное и интересное превращается в обузу, в занятие от которого не отвяжешься;
  • Обидно, когда из третьих рук узнаешь о себе «кое-что новенькое»;
  • Обидно, когда о тебе попросту забыли за своими заботами;
  • Обидно, когда тебя в чем-нибудь подозревают, а ты не имеешь возможности оправдаться;
  • Обидно и многое другое, о чем мы не вспомнили.

ДЕТИ УЧАТСЯ ЖИТЬ У ЖИЗНИ

Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.

Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.

Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.

Если ребенок в терпимости, он учится принимать других.

Если ребенка часто подбадривать, он учится верить в себя.

Если ребенка часто хвалят, он учится быть благодарным.

Если ребенок живет в честности, он учится быть справедливым.

Если ребенок живет в доверии к миру, он учится верить в людей.

Если ребенок живет в обстановке принятия, он находит любовь в мире.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector