0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Субкультура развлечений берет верх над культурой как таковой

Субкультура и контркультура;

Сайт СТУДОПЕДИЯ проводит ОПРОС! Прими участие 🙂 — нам важно ваше мнение.

Поскольку общество распадается на множество групп — национальных, демографических, социальных, профессиональных, — постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т.е. система ценностей и правил поведения. Малые культурные миры называют субкультурами.

У одного языка — несколько диалектов. Группы, говорящие на разных диалектах, — субкультуры, группы, говорящие на разных языках, — раз­личные культуры. Когда люди из двух групп, несмотря на несходство де­талей образа жизни, разделяют общие базисные ценности и потому могут общаться беспрепятственно, их культуры — всего лишь варианты одной, господствующей культуры. Романские языки произошли от латинского благодаря изменению количества и гласных, и согласных. Они являются новыми языками, но не диалектами. Их носители выражают разные куль­туры, а не субкультуры.

Субкультура— часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе. Говорят о молодежной суб­культуре, субкультуре пожилых людей, национальных меньшинств, профес­сиональной субкультуре, криминальной субкультуре.

36 Культура: теории и проблемы: Учеб. пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специ­
альностей /Т.Ф. Кузнецова, В.М. Межуев, И.О. Шайтанов и др. М, 1995. С. 40.

Субкультура — это часть общей культуры нации, в отдельных аспектах отмечающаяся или противостоящая целому, но в главных чертах согласующая­ся и продолжающая культуру нации, которая получила название доминирующ­ей культуры. Субкультура отличается от последней языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями. Различия мо­гут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. Она включает ряд ценностей доминирующей культуры и добавляет к ним новые, характерные только для нее.

Своя культура у наркоманов, глухонемых, бомжей, алкоголиков, спортсме­нов, одиноких. Дети аристократов или представителей среднего класса сильно отличаются своим поведением от детей низшего класса. Они читают разные книги, ходят в разные школы, ориенти­руются на разные идеалы. У каждого поколения и социальной группы свой культурный мир. Малолетние детиш­ки, постоянно общающиеся во дворе, создают своеобразную субкультуру, понятную только им. Но шимпанзе и гориллы, сколько бы они ни взаимодей­ствовали в группах, не способны породить даже зачатков культуры. Причина в отсутствии языка — этой праматерии культуры.

Контркультура— обозначение разнородных по идейно-политической ориентации ценностей определенных групп молодежи («новые левые», хип­пи, битники, контркультурное движение негров, движения против расизма, гражданское неповиновение и др.), противопоставляемых официальным ценностям. Этот протест принимает различные формы: от пассивных до экстремистских; общедемократические цели нередко сочетаются с анархиз­мом, «левацким» радикализмом; «неприобретательский» образ жизни про­никнут культурным нигилизмом, технофобией, религиозными поисками. Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличает­ся от доминирующей культуры, но противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями. Субкультура террористов противостоит че­ловеческой культуре, а молодежное движение хиппи в 1960-е гг. отрицало господствующие американские ценности: усердный труд, материальный успех и наживу, конформизм, сексуальную сдержанность, политическую лояльность, рационализм.

Преступная субкультура, произрастающая в коллективных тюрьмах, ко­торые называют «фабриками насилия», отличается специфическим поведе­нием, правилами и даже языком. Здесь своя система иерархии и привиле­гий. «Особо привилегированные» (босс, бугор, рог зоны) — неформальные лидеры, имеют лучшее спальное место, лучшую пищу, эксплуатируют дру­гих. «Просто привилегированные» (борзый, отрицал) — сподручные и со­ветники босса. Они — исполнители его воли и толкователи норм. Ниже по лестнице стоят «нейтральные» (пацаны) — основная масса осужденных. Им запрещается контактировать и оказывать помощь «непривилегированным» (шестерки, чушки, шныри), которые используются для грязной работы и служат орудием издевательств над «лишенными привилегий» (опущенные, обиженные). Для поддержания внутригрупповой стратификации (структу­ры) используется особый механизм «прописка». Она проводится в форме игры, загадок и других процедур испытания. Борьба за сохранение или по-

вышение статуса носит, как правило, острый конфликтный характер и личается особой агрессивностью, жестокостью и культом насилия. Кон* ликт с лидером чреват трагическими последствиями, которые нередко при нимают форму самоубийства или членовредительства.

Культура богемы и хиппи — это субкультура большой социальной группы и контркультура, противопоставляющая себя официальным ценностям

Примером контркультуры, по мнению известного американского соци­олога Н. Смелзера, служит культура богемы и хиппи. «Среди других ценно­стей богемы выделяются стремление к самовыражению, желание жить се­годняшним днем, требование полной свободы, поощрение равенства муж­чин и женщин и любовь к экзотике. Это подразумевает отрицание таких ценностей господствующей культуры, как самодисциплина, самоограниче­ние в настоящем ради награды в будущем, материализм, успех в соответствии с общепринятыми правилами» 38 .

Термин «контркультура» введен в научный оборот Г. Маркузе и Т. Роз-заком 39 для обозначения движения хиппи и студенческих радикальных груп­пировок (в том числе студенческого бунта во Франции в 1968 г.) прежде всего как идеологического явления. Они увидели в молодежном радикальном протесте против существующего истэблишмента выступление одного поко­ления против другого. Они считали, что контркультура — порождение сред­него класса, а субкультура — рабочего класса. В развитом капиталистичес­ком обществе так оно и есть, поскольку компетентный политический вы­зов властям могут бросить только образованная молодежь, в то время как дистанцироваться от буржуазной культуры, не претендуя на политический

38 Смелзер Н. Социология. М., 1994. С. 63.

39 Roszak Th. The Making of Counterculture: Reflections on the Technocratic Society and its Youthful
Opposition. N.Y., 1969.

захват власти, способна рабочая молодежь 40 . В то же время другие исследо­ватели полагали, что субкультура рекрутируется из разных классов.

Возникновение контркультуры на самом деле — явление вполне обычное и распространенное. Доминирующая культура, которой противостоит контр­культура, упорядочивает только часть символического пространства данного общества. Она не способна охватить все многообразие явлений. Оставшееся делят между собой суб- и контркультуры. Те и другие крайне важны домини­рующей культуре, хотя на одних она смотрит с недоверием, а на других — с враждебностью. Контркультурами были раннее христианство в начале новой

эры, затем религиозные секты, позже средневековые утопические коммуны, а затем идеология большевиков. Контр­культурными были движения киников в античности, романтиков в конце эпо­хи Просвещения в Европе.

Контркультура появляются там, где господствующая культура уже не в пол­ной мере соответствует реалиям нового времени. Она возникает как отрицание устаревших культурных форм и утверж­дение новых. Социологи и культуроло­ги убеждены, что рождение контркуль­туры — свидетельство о двух одновре­менно происходящих в корпусе доминирующей культуры процессов: разложения старых ценностей и возникновения новых. Когда она возникла, это значит, что острая фаза кризиса уже миновала и новое поколение (а ра­дикальные ценности выдвигает только молодежь, она же и совершает все на свете революции) выдвинула некую культурную альтернативу. Она может быть приемлемой или неприемлемой для большинства населения, но она существует. Э. Тирьякян еще в середине 1970-х гг. разглядел в контркультур­ных феноменах мощные катализаторы культурно-исторического процесса. В 1950-е гг. наметились признаки очередного кризиса западной культуры. Одним из его симптомов стало появление контркультурных тенденций, опро­кидывавших господствовавшие до этого каноны и ценности, утверждавших новые, казавшиеся шокирующими, вызывающими. В литературе своего рода манифестом «разбитого поколения» («битников») стал роман Джека Керуака «На дороге», воспевший жизнь американских бродяг, которые отбросили об­щепринятые жизненные цели, нормы поведения. Революцией в поп-музыке стал Элвис Пресли. Но гораздо большие масштабы и глубину контркультурные тенденции приобрели в 1960-е гг., когда США бурлили от негритянского дви­жения в защиту гражданских прав, движения протеста против войны во Вьет­наме, студенческого движения. Социальный и политический протест, порою перераставший в открытый бунт, превращался в протест культурный.

Читать еще:  «Так поступил бы любой врач. Не хвалите меня»

Напротив, возникновение субкультуры ни о каком кризисе чаще всего не свидетельствует. Это нормальный, где-то даже будничный и рутинный про­цесс жизни любой культуры: появилась группа или общность, которая хо-

Давыдов Ю.Н., Роднянская И.Б. Социология контркультуры (Инфантилизм как тип мировосприя­тия и социальная болезнь). М., 1980.

чет заявить о себе, в том числе с помощью оригинального культурного кода И ничего более.

Контркультура выдвигает свою систему ценностей: отказ от активности минимализация деятельности и потребления. Ее еще называют культур,^ протеста, «выпавшей» культурой, альтернативным движением, экстерналь-ной (от лат. extemus— чужой) культурой, маргинальной, андерграундной культурой, например, субкультура хиппи. В СССР первым и самым мощным видом контркультуры явились так называемые «стиляги» 1950—1960-х гг (о них мы говорили в предыдущих томах «Фундаментальной социологии») Их отличительная черта — умение стильно, со вкусом и на западный манер одеваться и ходить по улице. На прозванных «бродвеями» центральных ули­цах крупных городов днем или вечером можно было встретить группки нео­бычно одетых юношей и девушек. Стиляги носили яркие пиджаки в клет­ку, не менее яркие рубахи, галстуки с немыслимыми пальмами, обезьяна­ми, танцевали буги-вуги, начесывали огромные чубы, слушали «не нашу» музыку. Они не участвовали в политической жизни страны, многие не со­стояли в комсомоле, игнорировали официальные мероприятия, за что пре­следовались милицией и порицались общественным мнением. Это был са­мый настоящий и самый радикальный вызов советскому истеблишменту за всю историю его существования. Но вызов культурный, а не политический, как случилось, скажем, с движением диссидентов в 1970-е гг.

Контркультура — культура молодежных сообществ, отталкивающих от себя мир взрослых. Экстернальные культуры и контркультуры существуют и существовали в разных обществах: ранние христиане были экстерналами в Римской империи, в средневековой Европе это многочисленные ереси, в России — раскол.

Организующий принцип любой контркультуры — не вокруг чего-то (идеи, ценностей), а против кого-то. Чаще всего этим кем-то выступает го­сударство, правительство, министерство культуры, местная администрация, чинящие произвол, запрещающие неформальную деятельность, разгоняю­щие протестующую молодежь. Вот почему лозунг всех контркультур — от большевиков и хиппи до панков и нацболов — «Мы протестуем против дей­ствительности и категорически ее не принимаем». Панки 1970-х гг. отрицали ценности таких институтов как культура, семья, работа, образование, рели­гия, монархия и т.д. Любой институт, связанный с поддержанием статус-кво, был предметом их нападок. Их контр- или субкультура была культурой вы­зова общественным нравам, даже надругательством над ними. Невероятные прически, волосы, выкрашенные в разнообразные цвета и выстриженные в самых неожиданных местах, составляли непременную часть индивидуаль­ного дизайна любого панка. Обсценная (ненормативная) лексика, ругатель­ства, примитивный язык и вульгарные манеры отталкивали и шокировали приличную публику. Панки — деструктивная сила, желающая изменений ради изменений, но без альтернативного видения будущего.

Новые субкультуры: ванильки, тамлер-гёрл, «корейская волна»

Новые субкультуры: ванильки, тамлер-гёрл, «корейская волна»

Про эмо, готов и панков помнят все, а многие и сами ими были – тогда, в нашем навеки утраченном 2007. А что насчёт современных подростков? Рассказываем, кто ещё, кроме хипстеров, задаёт тон в поколении 2010-х.

Альфа-банк решил построить рекламу на обыгрывании образов современных субкультур (правда, не только молодёжных).

Чем мы отличаемся?

Молодёжные субкультуры в том виде, в каком мы их знаем, появились после Второй Мировой войны, когда подростки наконец-то обзавелись деньгами и временем для поиска самоидентификации. В 50-е и 60-е годы случился настоящий бум субкультур, многие из который в том или ином виде существуют и сегодня (например, байкеры или хиппи).

Но с появлением Интернета многое изменилось. Если раньше настоящий рокер оставался рокером всегда и везде, то сейчас субкультура – это маска, которую можно надеть и снять. Сегодня вечером ты обсуждаешь с хипстерами свежий роман Паланика – а завтра надеваешь кожаную куртку и берцы, чтобы пойти на рок-концерт в подвальный бар в компании панков – и никто тебя не осуждает, потому что фрагментарное вхождение в субкультуру – сейчас норма.

Информация о субкультурах стала доступна всем, и часто их имидж становится предметом пародий

А ещё Интернет размывает возрастные границы. Раньше «переболеть» субкультурой можно было в десятилетний промежуток между концом детства и окончательным началом взрослой жизни. Теперь даже ребёнок имеет практически неограниченный доступ к информации и может выбирать себе ту модель поведения, которая ему близка, да и взрослые не желают отказываться от привычных образов. В результате в субкультуру входят не только подростки, но и дети, и совсем зрелые люди.

Новые субкультуры не соответствуют перечню признаков, определяющих субкультуры раньше. Это даже даёт некоторым исследователям повод говорить о том, что субкультур больше не существует и на смену им пришли «культурные миксы». Тем не менее, попробуем разобраться, что ещё не успело отмереть.

Ванильки (ванильные)

Набор одежды ванильной девушки

Эта специфическая субкультура появилась в начале 2010-х и распространена в основном среди девушек-подростков. Название произошло то ли от любви к одежде ванильных оттенков, то ли от любви к сладостям, то ли восходит к названию фильма «Ванильное небо». Их мировоззрение строится на трёх идеях. Во-первых, это подчёркивание женственности, нежности, слабости (любовь к кружевам, пастельным тонам, каблукам и лёгкому макияжу). Может быть, это стало реакцией на навязывание девушкам образа сильной женщины. А может быть, девочки, выросшие в семьях советского образца (где мать сначала работала наравне с отцом на заводе, а потом ещё столько же готовила борщ дома), почувствовали, что новое время даёт им возможность прожить не такую, как у матери, жизнь.

Распространённый образ «ванильной» девушки

Вторая особенность – любовь к депрессивности, скрытому трагизму. Любая субкультура так или иначе бунтует против общества, но у ванильных это «тихий бунт» – уход в себя, отстранение от общества. И, наконец, ванильные выбирают особый тип одежды. Часто это принт с британским флагом или надпись «I love NY», больше очки, неаккуратный пучок волос. Считается, что ванильные – предшественники всем известных хипстеров.

Слово «ванильный» стало нарицательным и обозначает всё приторно-нежное. А сами ванильки – неизменный предмет шуток в Интернете.

Тамблер-гёрл (веб-панк)

«Тамбер-гёрл» их называют потому, что свой стиль они копируют и распространяют на сайте Tumblr. Чёрные кресты на фоне космоса, тонкие чёрные ошейники, туфли на плоской высокой подошве, короткие чёрные юбки-солнышки, шляпы с широкими полями – наверняка вы видели не одну подобную картинку. В отличие от субкультур прошлого, им не надо заморачиваться с тем, чтобы шить одежду вручную или доставать в экзотических местах – к услугам тамблер-гёрл множество тематических магазинов вконтакте. А поскольку веб-панк – это совмещение реального и виртуального, фотографию следует украсить пиксельными рисунками, блёстками, единорогами, радугами и фоном Windows.

Читать еще:  Малые языки России – почему исчезают и можно ли спасти

Если ванильки считают подчёркивают депрессивностью свою «инаковость», то веб-панк говорит: депрессия – абсолютно нормальное состояние в этом полном боли мире. Над своей депрессией можно (и нужно!) остроумно шутить. Все твои таланты сводятся к поеданию пиццы, просмотру сериалов и сну? Отлично, ты принят в эту компанию.

Тамлер-гёрл обожают принцесс и единорогов, видимо, из-за желания привнести в жизнь постмодерниста-потребителя хоть немного сказки

Конечно, как и любая субкультура, веб-панк стереотипен, и по-настоящему остроумных шуток, интересных образов и глубоких мыслей вы там, скорее всего, не найдёте. А ко всему прочему тамблер-гёрл часто критикуют за романтизацию пассивности, лени и прочих плохих вещей.

Манера тамблер-гёрл делать картинки с надписями на красивом фоне стала предметом бесчисленных пародий в Интернете

Корейская волна

Корейская волна – это субкультура, состоящая из фанатов южнокорейских музыкальных групп. Название «корейская волна» придумали в Китае, куда эта волна, закономерно, докатилась гораздо раньше. Видели, как какая нибудь ваша знакомая репостит на стену картинку с несколькими не различимыми для неподготовленного взгляда азиатскими лицами и подписью «Кто-то такой милый! А кто-то опять его обижает! Ничего, кто-то им покажет!»? Это именно оно.

В чём же секрет мировой популярности корейских групп? Во-первых, они значительно больше по составу, чем мы привыкли: от пяти до десяти человек. И между всеми участниками существуют сложные отношения, позапутанее, чем в вашем любимом сериале. Всё осложняется тем, что живут они зачастую в одной квартире – и каждый ведёт блог. «Домашние» фотографии кумиров в среде поклонников очень ценятся.

Представители субкультуры используют слово «ольджан», чтобы называть моделей с большими глазами, маленьким носиком и губами. Достигается такая кукольная внешность благодаря пластической хирургии, макияжу и фотошопу.

Субкультура развлечений берет верх над культурой как таковой

Под субкультурой принято понимать культуру различных социальных групп, существующих в рамках официальной культуры, обладающих своей системой норм и ценностей, отличающих группу от большинства членов общества. Она формируется под влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религия, социальная группа или местожительство.

Различают традиционалистские и инновационно-авангардные субкультуры. В том случае, когда ценностные установки представителей данной субкультуры не противоречат традиционным ценностям целого социума, речь идет о традиционалистских культурах, которые подразделяются по:

— этапам жизненного цикла (культура детства, молодежная культура, культура зрелых людей, культура пожилых)

— профессиональной принадлежности (музыкальная, инженерная, религиозная, политическая и др.).

Примером официальных субкультур в бывшем СССР были пионерская организация и комсомол.

Иновационно-авангардные субкультуры могут вступать в противоречие с традиционной культурой. В этом случае возможно введение разного рода санкций, запретов в отношении представителей той или иной субкультуры.

Особое внимание в культурологии уделяется анализу молодежных субкультур.

Под молодежной субкультурой понимается культура молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Ее определяющей характеристикой является феномен субъективной «размытости», неопределенности, отчуждения от основных нормативных ценностей (ценностей большинства). Так, у немалого числа молодых людей порой отсутствует четко выраженная личностная самоидентификация, сильны поведенческие стереотипы. Молодежные субкультуры предполагают формирование собственных мировоззренческих установок, вкусов, стиля одежды, причесок, манеры поведения, организации досуга. Они могут вступать в противоречие с традиционной культурой и даже враждовать с ней.

Современные молодежные субкультуры проанализированы С.А. Сергеевым. К ним относятся:

— романтико-эскапистские (хиппи, индианисты, толкиенисты, с некоторыми оговорками – байкеры и диггеры);

— гедонистическо-развлекательные (мажоры, попперы, метросексуалы, готы, рокеры, музыкальные субкультуры);

— анархо-нигилистические-экстремистские (или радикально-деструктивные) – битники, панки, скинхеды;

— криминальные – преступная субкультура, хакеры.

Содержательный анализ молодежной субкультуры дан в монографии Н.Ю. Токовой «Молодежная субкультура и ее региональные аспекты» в которой субкультура рассматривается как результат процесса исторического развития культуры и ее демократизации в условиях индустриального общества.

Ценности субкультуры не означают противостояния открытого противостояния официальной культуре, принятой большинством, они обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее. Если противоречия обостряются и субкультура протестует против традиционных ценностей, возможен её переход в область контркультуры.

Контркультура – (лат. – против) – направление развития современной культуры, противостоящей сложившейся духовной атмосфере современного индустриального общества («новые левые», хиппи, битники, хиппи и др.). Контркультура получила распространение среди части молодежи стран Запада в 60 – 70 гг. ХХ в. Известный пример контркультуры – хиппи 60-х годов. Элементы контркультуры обнаруживаются в культуре современной молодежи. Протест против общества часто принимает различные формы: от пассивных до экстремистских.

В культурологии понятие «контркультура» имеет два значения:

— отождествляется с молодежной культурой 60-х годов ХХ в., отражающей критическое отношение к современной культуре;

— используется для обозначения комплекса социально-культурных установок и ценностей, противопоставленных официальной, господствующей культуре (характерных не только для молодежи, но и для других социальных групп и субкультур).

Контркультура – это своеобразная ценностная революция в культуре. Противостояние господствующей культуре, рождение новых ценностных и практических установок – процесс, постоянно воспроизводящий себя в мировой культуре. Рождение христианства есть по сути своей контркультурный феномен в столкновении нарождающейся христианской Церкви и Римской империи. История христианства в Европе началась с противостояния господствующей культуре, с провозглашения новых святынь и жизненных принципов.

Не только религиозная, но и светская культура, как правило, при своем становлении исповедует отречение от официальных канонов, идет ли речь о мировоззренческих, этических или эстетических установках. Контркультурными были движения киников в античности, движение романтиков в конце просветительской эпохи в Европе.

В советской истории в качестве контркультурных тенденций могут рассматриваться проявления «запрещенной», «самиздатовской» культуры, которые, критикуя официальную (социалистическую) культуру, привели к ее дискредитации и, в конечном счете, к разрушению. Носителем данных контркультурных тенденций была российская интеллигенция.

Контркультура возникает в кризисные моменты жизни общества как протест определенной части этого общества, в том числе и молодежи, против дегуманизации общественной жизни, бюрократизации, конформизма, отчуждения человека. Следовательно, понятие «контркультура» не тождественно понятию «бескультурье» («варварство»), так как контркультура может нести в себе позитивный смысл. В то же время понятие «контркультура» не тождественно и понятию «субкультура», поскольку контркультурные тенденции могут проявляться на уровне самых разных социальных групп и субкультур.

7 странных субкультур, о существовании которых вы даже не догадывались

Панки с разноцветными ирокезами и серёжками во всех местах, брутальные длинноволосые металлисты, обвешанные цепями, мрачные дети ночи, именуемые себя готами, а также добродушные хиппи, посылающие всем лучи добра – всё это представители всем известных субкультур, которые каждый хотя бы раз в жизни видел на улице или хотя бы в интернете. Но есть множество интересных и малоизвестных течений, о которых вы наверняка даже не догадывались, о них и пойдёт речь в продолжение статьи.

Япония: гяру

Стиль: искусственный загар, длинные осветленные или крашеные волосы, мини-юбка с сапогами, яркая одежда, сильный макияж, накладные ресницы — для девушек; облегающая одежда с V-образным вырезом и пышные каштановые волосы до плеч — для юношей (гяруо).

Образ жизни: клубы, шопинг, красивая жизнь за чужой счет, раскованное поведение, тусовка в районе Сибуя.

Субкультура гяру бросает вызов традиционным японским ценностям и образу женщины. Считается, что она появилась в 1970-е годы, развивалась благодаря журналам, пропагандирующим западные ценности и сексуальность женщин, а само название произошло от марки джинсов Gals, что значит «Я не могу жить без мужчин». Этот слоган отражает поведение многих гяру: девушки используют свою сексуальность, чтобы добиться от мужчин определенных благ — в том числе денег на модные вещи. Девушек-подростков, которые подражают стилю гяру, называют когяру. Общество относится к субкультуре негативно: девушек гяру считают поколением плохих матерей, называя «дегенеративными школьницами» и «заставляющими родителей плакать». Необходимость сдерживать нападки общества со временем превратила гяру в еще больших экстремистов. Представители субкультуры стали вести себя грубо и обособленно. Появились новые течения: например, гангуро, для которого характерен сильный загар вплоть до черноты, высветленные волосы от белых до серебристых, обилие украшений, яркие краски. Самое радикальное движение — мамба: по сравнению с ними гангуро — лайт-версия. У гяру есть особый сленг, они намеренно коверкают язык, добавляя суффиксы вопреки правилам японского синтаксиса.

Читать еще:  Почему Собор на Крите не стал всеправославным?

США: джаггало

Стиль: клоунский грим, обноски, нагота, косички у женщин.

Образ жизни: игровое поведение, клоунада, раскованность.

В 1990-е годы в Детройте возникла группа Insane Clown Poss («Банда безумных клоунов»). Ее лидеры происходили из бедных семей, имели за плечами слабое школьное образование и проблемы с законом. Мрачные, депрессивные тексты их песен нашли отклик у жителей города, переживающего не лучшие времена. У группы появились фанаты, которые стали называть себя джаггало (от слова juggler — «жонглер») после случайного каламбура во время исполнения песни The Juggla. Гримируясь в подражание «Банде безумных клоунов», они приходят на концерты группы и тусуются на ежегодном фестивале The Gathering of the Juggalos. Стиль поведения b[ более чем свободный: на фестивале можно раздеваться догола, напиваться и объедаться, поливать друг друга пивом и совокупляться. Лидеры группы говорят о джаггало как о евангельских христианах, при этом не все американское общество относится к ним лояльно, а ФБР подозревает их в наркомании и преступлениях.

Венесуэла: барбиманы

Стиль: отсутствует.

Образ жизни: конкурсы красоты, мода, дизайн.

В Венесуэле, на родине многих королев красоты, процветает культ куклы Барби. Причем в игры с ней вовлечены даже мужчины. Они соревнуются в придумывании нарядов, причесок и украшений для Барби, а затем сопровождают свою модель на кукольный конкурс красоты «Мисс Барби Венесуэла», который проходит в стране ежегодно. На конкурсе все по-взрослому: участницам полагается макияж, укладка, обувь, аксессуары, дефиле. Для своей куклы владелец придумывает имя и профессию, за нее отвечает на вопросы судей. Как ни странно, субкультура привлекает именно взрослых людей, особенно серьезно к этому относятся мужчины, и в конкурсах они настроены только на победу.

Конго: денди

Стиль: нарочито претенциозный.

Образ жизни: казаться, а не быть.

Помните пушкинское «как денди лондонский одет»? Стиль Евгения Онегина и европейских денди XIX века до сих пор живет и здравствует в Конго. Со времен обретения независимости от Франции в этой африканской стране зародилась субкультура SAPE — «общество элегантных людей» (Societe des ambianceurs et des personnes elegantes). Ее родоначальником стал безграмотный разнорабочий Кристиан Лубаки, служивший у французских аристократов в Париже: хозяева отдавали ему старую одежду, и он щеголял в ней на зависть другим чернокожим. В 1978 году Лубаки вернулся в Конго и открыл модный магазин в Браззавиле, поразив воображение своих соотечественников фраками и цветными пиджаками. Вскоре щегольски одетые клиенты Лубаки заполонили район Баконго в столице, а затем и другие районы Конго. Сегодня в стране, где большинство людей живут за чертой бедности, денди создают своим обликом иллюзию достатка, выстраивая для себя и зрителей параллельную реальность с оттенком ретро.

Япония: лолиты

Стиль: барокко и рококо — юбка или платье до колена, блуза, головной убор, обувь на каблуках или ботинки на платформе, аксессуары (кружева и ленты). Основные цвета — черный, белый, красный, фиолетовый, розовый, голубой.

Образ жизни: японская лолита слушает музыку жанра visual kei, стремится выразить себя, в жизни и поведении ей свойственна романтичность, мятежность и оригинальное поведение.

Субкультура родом из 90-х. Ее адепты — как правило, молодые девушки от 20 до 30 лет. Название субкультуры не имеет прямого отношения к одноименному роману Владимира Набокова, но некоторые параллели с образом главной героини присутствуют: девушки зачастую подчеркивают свою детскость и инфантильность.

Внутри субкультуры есть отдельные направления со своими особенностями. Например, сладкая лолита обыгрывает тему детства с помощью жизнерадостной одежды, ярких цветов и девичьих аксессуаров. Готическая предпочитает черные цвета и макияж в стиле «мрачная ведьма». Классическая придерживается элегантного стиля и естественного макияжа, а панк-Лолита соединяет ретростиль с агрессивной стилистикой панка, и тут не обошлось без влияния британского дизайнера Вивьен Вествуд. Есть у лолит менее массовые разновидности: невинная жертва или сломанная кукла (бинты, раны, кровь и пр.), принцесса химэ (банты, оборки, буйство розового цвета) и др. Как ни странно, субкультура открыта и для японских мужчин: они носят наряды викторианской эпохи и называются одзи, что значит «принц».

Мексика: гуарачеро

Стиль: мужской. Ботинки с длинным острым носом, обтягивающие джинсы, рубашка.

Образ жизни: клубы, танцы, репетиции, выступления, состязания.

Совсем недавно в Мексике появилась мужская обувь с несуразно длинными носами, иногда ее называют гуарачеро. Первыми такие ботинки примерили посетители ночных клубов в городе Матеуала в штате Сан-Луис-Потоси в 2009 году. Сначала носы туфель были лишь немного длиннее обычных, затем они становились все длиннее и вычурнее, получив поклонников в других частях Мексики и даже за океаном — в эмигрантских семьях США. Гуарачеро надевают не просто так, а для исполнения группового мужского танца под электронную музыку в стиле trival (микс мексиканского фольклора, африканских мотивов и ритмов американских индейцев). Гуарачеро переводится как «шутник», «весельчак». Остроносые ботинки надеваются ради комического эффекта и выражения иронии. Среди любителей сапог-гуарачеро даже проводятся соревнования. Призы бывают разными: от бутылки виски до $100–500.

ЮАР: ижикотан (африканские пижоны)

Стиль: дорогая брендовая одежда ярких расцветок, иногда — золотые зубы, денежные купюры в качестве аксессуаров.

Образ жизни: шопинг, танцы, демонстрация богатства и своего экстравагантного стиля.

Ижикотан — это субкультура черной молодежи в бедных поселках ЮАР. Это мальчики и мужчины в возрасте от 12 до 25 лет, которые живут напоказ и явно не по средствам: они покупают дорогую дизайнерскую одежду, элитный алкоголь и гаджеты, а затем устраивают танцевальные поединки, соревнуясь с конкурентами в богатстве и крутости. В битвах не возбраняется разбивать телефоны, сжигать денежные купюры и портить продукты, показывая тем самым, что ты можешь позволить себе большее. Танцы ижикотан происходят в людных местах, и зрители решают, какая из команд лучше продемонстрировала свою состоятельность и шик. При этом ижикотан, как правило, не работают и добывают деньги незаконным способом либо живут на средства родителей, которые их зачастую не понимают и осуждают. Субкультура зародилась совсем недавно — в 2000-е годы в районе Йоханнесбурга — и стала популярной лишь в последние пять лет, распространившись в других областях Южной Африки. У сообщества африканских денди есть своя группа на Facebook, где они хвастаются покупками и образом жизни. Особым шиком среди ижикотан считается купить две пары одной обуви разного цвета и надеть по одному ботинку от каждой, чтобы все увидели, как он потратился.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector