0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Урок «Милосердие и сострадание»

Урок «Милосердие и сострадание»

Тема урока: «Милосердие и сострадание»

Цель урока: — формирование потребности в доброжелательном

отношении к окружающим;

— развитие навыков проявления сострадания и созидания.

Задачи урока:

— привить школьникам нравственные понятия милосердия, доброты души,

— перевести данные понятия в убеждения, конкретные действия;

— закрепить и развить положительные тенденции в поведении;

— создать благоприятные условия для атмосферы доброты, сострадания,

созидания в коллективе класса.

Оборудование: Мультимедийный проектор, экран, листы с отпечатанными пословицами,

листы с отпечатанной легендой «Спасти звезду», ватманы, маркеры.

Что такое милосердие?

Притча о добром самарянине.

У учителя в руках клубок ниток. Я передаю ученику и говорю « Доброе утро, Слава! Я очень рада тебя видеть сегодня в хорошем настроении». Слава держит нитку и передаёт клубок дальше со словами: « Привет,….». Когда все дети поздоровались, у них в руках получилась «паутинка».

-Посмотрите, сколько дорожек дружбы протянулось у нас друг к другу. А теперь давайте свернём эту паутинку аккуратно в клубок, чтобы дорожки дружбы превратились в одну дорогу, которая никогда не разорвётся. Надеюсь, что у нас будет одна дорога, идя по которой мы многому научимся вместе.

Слайд 1

Сегодня у нас с вами необычный урок. Урок милосердия.

Милосердие, доброта, искренность, сострадание, сопереживание…. В последнее время мы часто стали обращаться к этим словам. Будто прозрев, начали осознавать, что самым острым дефицитом стали у нас сегодня человеческое тепло и забота о ближнем. Человек рождается, живёт на Земле для того, чтобы делать людям добро.

В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Добрый человек любит природу и охраняет её. Добрый человек — это тот, кто любит людей и помогает им. Доброта, способность чувствовать радость и боль другого человека, как свою личную, чувство милосердия в конечном итоге делают человека – человеком.

Сегодня мы с Вами поговорим о таких человеческих ценностях, как доброта, чуткость, сострадание и сопереживание, терпимость, доброжелательность.

Если оглядеться и посмотреть внимательно вокруг, трудно не заметить, что среди нас живут люди, которым необходимо и дорого самое обыкновенное человеческое внимание и доброта.

Слайд 2.

И начать этот урок я хотела бы со стихотворения Д. Быковицкого

«Хоть немодным прослыть рискую,

К милосердию всех зову,

Чтоб сумели, смогли боль чужую

Вы прочувствовать, будто свою

— Скажите пожалуйста к чему призывает поэт в этих строках? (Милосердие)

— А как вы понимаете слово милосердие? (Милосердие – готовность помочь кому – нибудь или простить кого – нибудь из сострадания, человеколюбия).

Откройте свои тетради , запишите тему сегодняшнего урока «Милосердие»

Слайд 3 (определение)

Одно из самых красивых слов на свете – это слово милосердие. Это сердце, которое любит, милует и жалеет.

Милосердие означает, что при встрече с чужой бедой и горем надо отложить свои дела, забыть обо всем, кроме того, что сейчас ты должен помочь!

Скажите, а вы готовы помочь человеку в беде?

Запишите себе в тетрадь определение МИЛОСЕРДИЯ. Это готовность помочь или простить из сострадания и человеколюбия

Тимофей и Владимир прочитаю вам стихотворения «Нищий»

НИЩИЙ
Знавал я нищего: как тень,
С утра, бывало, целый день
Старик под окнами бродил
И подаяние просил;
Но все, что в день насобирал,
Бывало, к ночи раздавал
Больным, калекам и слепцам,
Таким же нищим, как и сам.
Я.П. Полонский

НИЩИЙ
У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку
М. Ю. Лермонтов

-Чем отличаются они между собой?

(В одном стихотворении проявляется – милосердие, в другом –жестокосердие.)

Слайд 4(милосердие и жестокосердие)

Однажды Иисуса Христа спросили: какая самая главная среди множества заповедей? Он сказал: любовь к Богу и к человеку. «Люби ближнего как самого себя». И тогда Ему задали непростой вопрос: «а кто мой ближний?». В самом деле, нет человека, который бы никого не любил. Но очень многие говорят: «Я люблю тех, кто любит меня, то есть мою семью и моих друзей. Это и есть мои ближние».

Христос же на заданный ему вопрос ответил «притчей о добром самарянине»:

Слайд 5( видео кадр)

(На некоего человека напали разбойники, избили его и ограбили. Прохожие остались прохожими. Каждый из них при виде окровавленного человека говорил, что он очень торопится, что у него впереди очень важные и очень добрые дела – и проходил. Но один приезжий человек, который даже не очень правильно говорил на местном языке, остановился. Раненый человек замер. Ведь совсем недавно он со своими приятелями недобро подшучивал над этим приезжим. Неужели сейчас он отомстит. А прохожий нагнулся, перевязал раны, отвез раненого в больницу и оплатил его лечение.

Так кто же оказался по настоящему ближним для избитого человека? Его родные и близкие, не увидели в нем своего ближнего и прошли мимо. А вот незнакомый приезжий смог усмотреть в нем своего ближнего.)

самарянин — это житель соседней с Иудеей страны, Самарии. Самаряне жили отдельно, были смуглее иудеев, говорили на своём языке. Иудеи воспринимали их примерно так, как мы воспринимаем цыган.

Притча Христа означает: ближний – тот, кто нуждается в твоей помощи сейчас. Неважно, на каком языке он говорит и какая у него вера или цвет кожи. Кровь у всех людей одного цвета.

Даже если этот человек виноват лично перед тобой, был не прав, все равно в минуту беды надо забыть свои обиды и протянуть ему руку помощи.

Нельзя поступать по принципу: «Как ты к нам, так и мы к тебе»

Слайд 6

Можно ли за милосердную помощь брать плату?

Что нужно делать, чтобы стать милосердным?

В чем может проявляться милосердие? Приведите примеры.

Слайд 6

Перед Вами слова: сопереживание, терпимость, равнодушие, чуткость, любовь, жестокость, сочувствие, доброта, безжалостность, уважение, жалость, эгоизм).

Выберите из этих слов те, которые относятся к милосердию?

Послушайте ребята притчу «Спасти звезду»

Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.

— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе.

— Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

— Но это просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:

— Нет, мои попытки изменят очень много… для этой звезды.

А какой вывод мы можем сделать из этой притчи?

Тот, кто ждет возможности сделать сразу много хорошего, никогда ничего не сделает. Жизнь состоит из мелочей. Очень редко появляется возможность сделать сразу очень многое. Истинное милосердие состоит в том, чтобы быть милосердным и в мелочах.

Слайд 7

Говоря о милосердии я не могу не затронуть тему «Сестра милосердия». Это они в войну ценой собственной жизни спасали солдат, вытаскивали их с поля боя, чтобы перевязать им раны. И занимались они этим не за деньги.

У Ю. Друниной есть стихотворение «Бинты»

Глаза бойца слезами налиты,

Лежит он, напружиненный и белый,

А я должна приросшие бинты

С него сорвать одним движеньем смелым.

Одним движеньем — так учили нас.

Одним движеньем — только в этом жалость.

Но встретившись со взглядом страшных глаз,

Я на движенье это не решалась.

На бинт я щедро перекись лила,

Стараясь отмочить его без боли.

А фельдшерица становилась зла

И повторяла: «Горе мне с тобою!

Так с каждым церемониться — беда.

Да и ему лишь прибавляешь муки».

Но раненые метили всегда

Попасть в мои медлительные руки.

Не надо рвать приросшие бинты,

Когда их можно снять почти без боли.

Я это поняла, поймешь и ты.

Как жалко, что науке доброты

Нельзя по книжкам научиться в школе

Слайд 8

В России орден сестер милосердия организовала Елизавета Федоровна Романовна. Великая княгиня родилась и воспитывалась в Германии, а замуж вышла за русского Великого князя. Она не просто «приняла Православие». Велась переписка с родными, когда она просила их благословения, чтобы принять Православие. Она писала, что когда она видит мужа, КАКИМ он приходит домой после литургии и причастия, она тоже хочет разделить с ним эту радость. Бедные москвичи, которым она помогала, называли её «московский ангел».

В 1904 году после начала русско-японской войны Елизавета Федоровна во многом помогала фронту, русским воинам. Трудилась она до полного изнеможения. Она организовывала детские приюты, больницы.

Слайд 9(видеокадр)

( В ночь с 17 на 18 июля 1918 года к зданию Напольной школы в Алапаевске подъехала конная группа рабочих и, усадив пленников в экипажи ( в числе пленников была и Елизавета), вывезла их в лес к старой шахте. Кто сопротивлялся, того расстреляли. Остальных живыми бросили в шахту. Когда сталкивали в шахту великую княгиню, она повторяла вслух молитву Спасителя: «Господи, прости им, ибо не ведают, что творят». Елизавета.

Федоровна упала не на дно шахты, а на выступ на глубине 15 метров. Рядом с ней потом нашли человека с перевязанными ранами. Великая княгиня и здесь не перестала милосердствовать и облегчать страдания других, хотя сама была с многочисленными переломами и сильнейшими ушибами головы. Так она могла откликаться на чужую боль.)

Запомни, когда ты проявляешь милосердие к другим людям, весь мир становится добрее!

задания в тетради.

Каждый из Вас получает листочек, где написана та или иная проблема. Вам надо найти различные способы помощи людям или животным в той или иной ситуации.

Вы узнали, что рядом живёт одинокая бабушка.

У одного из ваших друзей обнаруживается серьёзное заболевание.

Мальчик забыл в автобусе ранец с учебниками.

Вы нашли у своего дома маленького котёнка.

Ветром сломало дерево…

Хулиганы отобрали у одноклассника завтрак.

Продавщица положила в сдачу большую банкноту, чем требовалось.

В берёзовой роще рядом с домом ободрана кора со многих деревьев.

У старушки в общественном транспорте выпал кошелёк.

Ты знаешь, что соседская девочка-инвалид часто смотрит в окно, но боится выйти во двор.

Вы пришли домой из библиотеки и обнаружили, что книжки, которые вы взяли уже старенькие, их сильно потрепало временем.

В вашем городе по улицам ходит больной, но безобидный человек, который громко и несуразно разговаривает сам с собой.

У старушки на соседней улице побило градом прекрасную клумбу цветов, которой все любовались.

Слайд 10

Если милосердие и любовь к врагам обнаружились в жизни некоего человека — христиане считают, что он получил Божию благодатную помощь. А, значит, этот человек близок с Богом и потому может даже считаться святым.

Делами милосердия можно достичь очень многого! Торопитесь делать добро! Умейте прощать, желайте примирения, побеждайте зло ДОБРОМ! В духовной и моральной поддержке, в добром слове утешения отказывать никому нельзя, особенно если человек действительно в этом нуждается. Ребята, я уверенна, что вы вырастите добрыми, вежливыми, гуманными людьми. Понятия милосердие всегда будут востребованны. Не забывайте об этом.

Д/з: поговорите со своими папами и мамами, бабушками и дедушками о милосердии в их жизни;

Ход урока:

1. Выявление восприятия, мотивация. Определение темы и задач.

И начать этот урок я хотела бы со стихотворения

За боль умей благодарить,

Умей понять других тревогу.

Умей скорбящим скорбь дарить,

Заблудшим — указать дорогу.

Умей упавшего поднять

И с нищим поделиться хлебом,

Убогого умей понять,

Он как и ты,дарован небом.

Читать еще:  Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл

Обиды все забыть сумей,

Хотя бывает очень сложно.

Умей ценить,любить умей,

Жить по -другому невозможно!

— Скажите, пожалуйста, к чему призывает поэтесса в этих строках? (Милосердие)

Учитель: Ребята, сегодня у нас с вами очень интересный урок, и тот материал, который вы услышите сегодня, вам пригодится в жизни.

Тема сегодняшнего урока…а впрочем я думаю вы назовёте её сами через несколько минут.

Некоторые из вас помогут мне начать.

Дети: 1. Одно из самых красивых слов на свете- слово милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет.

2. Любовь бывает разной. Она бывает радостной. При встрече с любимым лицо озаряется улыбкой и счастьем.

3. Но бывает любовь с заплаканным лицом. Такой она бывает при встрече с чужой бедой. Точнее сказать,любовь подсказывает тебе: чужой беды не бывает!

4. Ещё минуту назад этот человек был тебе не знаком. Но ты узнал о его горе- и не смог остаться равнодушным.

5. Если видишь голодного, уже ни к чему оценивать его-«хороший» он или «плохой». Накормить голодного надо просто потому, что он голодный, а не потому, что он твой друг.

У. Что объединяет все эти высказывания?

2. Сообщение темы урока обучающимися: Милосердие и сострадание.

а) Часто ли вы слышали слово, вынесенное в название нашего урока?

Б А как часто видели вы милосердие в реальной жизни?

в) А как называют действие, противоположное милосердию?

А)Коллективная работа над понятиями темы: милосердие, забота, взаимопомощь, страдание, сострадание

В толковом словаре В. И.Даля дано следующее толкование: «Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердость».

Выберите одно из положений, которое вам ближе всего, аргументируйте свою позицию.

– Что такое милосердие? Произнесите слово, вслушайтесь. Из каких двух слов образовано слово «милосердие»? МИЛОСЕРДИЕ – милое сердце. Какие ассоциации возникают со словом милосердие?

Сострадание,

— Обратите внимание на слово «со — страдание». Вспомните, что обозначает приставка со-? (Соединение с чем или кем-либо) Объясните значение слова. (Это совместное страдание, способность переживать боль другого человека, как собственную.)

К кому мы проявляем милосердие?

Кому нужна наша забота?

А вы бываете милосердны? Часто? Объясните свою позицию милосердного или немилосердного поведения.

2.Продолжение обсуждения темы:

Работа с евангельской притчей:

— Однажды Иисуса Христа спросили: какая самая главная среди множества заповедей.

Он сказал: важнее всего любовь к Богу и любовь к человеку. Прочитаем, что ответил Христос.

Слайд. «Люби ближнего как самого себя»

— И тогда Ему задали непростой вопрос: «а кто мой ближний?»

А как бы вы ответили на этот вопрос? (В самом деле, нет человека, который бы никого не любил.Но очень многие говорят: «Я люблю тех, кто любит меня, то есть мою семью и моих друзей. Это и есть мои ближние (близкие)».)

— В ответ на вопрос Христос рассказал притчу о добром самарянине (т. е. человеке неместном, приезжем).

Давайте познакомимся с этой притчей и постараемся понять, о чем хотел сказать Иисус Христос?

Работа с учебником: «Притча о добром самарянине».

— Чему хотел научить Христос, рассказывая эту притчу?

— Подумайте, кого христиане называют ближним?

Исследовательское чтение текста

— Давайте посмотрим, как наш учебник дает ответ на этот вопрос. Открыли учебники (с. 43, 2 абзац)

Исследовательская работа с текстом.

— Кого христиане называют ближним?

— Вы согласны с утверждением: «Как ты ко мне (относишься, так и я к тебе?»

— Иногда мы видим в нашей жизни, что люди поступают по принципу «Как ты ко мне (относишься, так и я к тебе» или «Так тебе и надо! Получай по заслугам!». Это очень трудные вопросы не только для детей, но и для взрослых. Над ними нужно думать может быть в течение всей жизни.

— Найдите вопросы, которые ставит автор. (Ты сможешь не обрадоваться чужой беде? Сможешь подойти помочь тому, кто тебя обидел)

— Давайте попробуем на них ответить.

— Но Христос учил, даже если человек виноват перед тобой, был не прав, все равно в минуту беды надо забыть свои обиды и протянуть ему руку помощи.

Это не просто – переступить через свои давние и вроде бы справедливые обиды. Но это один из самых высоких призывов Иисуса Христа. Давайте его прочитаем.

Слайд. «Любите врагов ваших».

— Да, это трудно. Но если человек принимает благодатную силу Христа, то и это ему под силу.

.Ребята, я хотела бы добавить, что милосердный человек относится к каждому человеку как к родному, как к своему ближнему.

.Кто такой ближний?

а)это тот, кто нуждается в твоей помощи.

б)это тот, кто не оставит тебя в беде.

Что помогает следовать призыву Христа: «Любите врагов ваших»? Почему это бывает полезно не только для того, кому оказывается милость, но, прежде всего, для того, кто эту милость совершает?

Продолжение обсуждения темы

– Вспомните сказку «Царевна-лягушка», когда Иван царевич в поисках стрелы оказывается на болоте перед своей невестой – лягушкой. Как вы думаете, стал ли бы он подлинным героем сказки и счастливым человеком, если бы в этот момент не пожалел, не проявил милостивые чувства?

– Вспомните свои чувства, когда вы совершали даже самые малые добрые дела?

– Как можно учиться совершать дела милосердия дома, на улице, в школе, в транспорте? Насколько это важно для смягчения ситуации в школе, в обществе в целом?

– Хорошо жить, если тебя окружают милосердные люди? А если каждый будет считать, что милосердно должен вести себя не он, а другие, что будет?

Продолжение обсуждения темы:

— Одно из дел милосердия – милостыня. А как вы себе представляете, что такое милостыня.

— Давайте посмотрим, как наш учебник дает ответ на этот вопрос. (С. 44-45, статья «Милостыня».)

— Что же такое «милостыня»?

— Как учил Христос? (Христос учил: «Всякому просящему у тебя – дай». Но это должно быть волей сердца. Если у тебя нет денег, то молитва за этого человека – это тоже милостыня.)

– Неужели правда, что девять десятых милосердного поступка остается с оказавшим милость? Докажите или опровергните это положение. Вспомните свои чувства при совершении добрых поступков.

1. Можно ли за милосердную помощь брать плату?

2. Что нужно делать, чтобы стать милосердным?

3.Создайте собственное определение: «Ближний для меня – это…

5. У. А теперь задание. На экране вы видите слова. Их необходимо сгруппировать.

Выберете слова, относящиеся к милосердию и слова, относящиеся к жестокосердию

(Бескорыстный, добрый, равнодушный. расчётливый, бесчувственный, делающий добро за добро, сострадательный, справедливый, безжалостный, отзывчивый)

У. Вы видите,что слова: расчётливый, делающий добро за добро, справедливый нельзя отнести ни к первой, ни ко второй группе. Но это тоже имеет место быть в нашей жизни. Эти слова будут темой для размышлений наших следующих уроков.

У. В столбике слов, относящимся к милосердию, какое слово на ваш взгляд наиболее значимое…– Бескорыстие

7. В Библии есть притчи о милосердии

Но и в мировой художественной литературе есть много замечательных произведений, посвящённой теме милосердия. Это стихи Есенина, Пушкина, Бальмонта, Бурчака, проза Паустовского и др.

8. А у Юлии Друниной есть стихотворение «Бинты»

Глаза бойца слезами налиты,

Лежит он, напружиненный и белый,

А я должна приросшие бинты

С него сорвать одним движеньем смелым.

Одним движеньем — так учили нас.

Одним движеньем — только в этом жалость.

Но встретившись со взглядом страшных глаз,

Я на движенье это не решалась.

На бинт я щедро перекись лила,

Стараясь отмочить его без боли.

А фельдшерица становилась зла

И повторяла: «Горе мне с тобою!

Так с каждым церемониться — беда.

Да и ему лишь прибавляешь муки».

Но раненые метили всегда

Попасть в мои медлительные руки.

Не надо рвать приросшие бинты,

Когда их можно снять почти без боли.

Я это поняла, поймешь и ты.

Как жалко, что науке доброты

Нельзя по книжкам научиться в школе

У. Что хотел автор сказать последними строками?

Ю. Друнина хотела подчеркнуть, что милосердию и состраданию человек может научиться только реально делая добрые дела.

(комментированное чтение)

Что такое милосердие в христианстве?

Можно ли научиться милосердию?

А надо ли учиться милосердию? Зачем?

Как стать милосердным?

Профессии милосердия

Какую профессию ты считаешь милосердной, почему? Хотел бы ты иметь такую профессию?

Л) Самостоятельная работа с учебником

«Это интересно»

В чём проявилось сострадание прохожего к юноше?

(Помог понять смысл жизни, радость от доброго поступка)

Обобщение по теме «Милосердие в христианстве»

6.Продолжение обсуждения темы:

— Посмотрите на фотографии на полях (на с. 43). Прочитайте подписи. Найдите слово «милосердие» в другом значении.

— Кто такая сестра милосердия? (Так называют людей, которые оказывают ближним бескорыстную помощь.)

– Среди сестер милосердия мы видим великую княгиню Елизавету Федоровну, которая после гибели мужа целиком посвятила себя делам милосердия и основала Марфо-Мариинскую обитель.

— Что такое дом милосердия? (Приют для одиноких пожилых людей.)

9. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Слайд. — Людей, которые совершают милосердные дела, очень много. Я вам предлагаю дома познакомиться еще с одним примером человеческого милосердия, посвященным жизни святой Ульяны Муромской. (С. 45)

10. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

— О чем же мы с вами говорили на уроке? Слайд.

— Кого называют ближним? (Ближний тот – кто не оставит тебя в беде; кто нуждается в твоей помощи.)

— Как христианин должен относиться к людям?

«Люби ближнего как самого себя»

«Любите врагов ваших».

«Всякому просящему у тебя – дай»

Я надеюсь, что сегодняшний урок что-то изменит в душах каждого из вас.

Я хочу пожелать всем вам, ребята, и вам, уважаемые гости, встретить пасхальные дни в мире, в радости, в согласии с совестью. И пусть вас окружает доброта!

Урок по ОПК на тему «Милосердие и сострадание»

Разделы: ОРКСЭ

Цель: сформировать у учащихся представление о милосердии и сострадании.

Задачи:

  • Усвоение понятий: ближний, милосердие, милостыня, сострадание.
  • Воспитывать чуткое и внимательное отношение к людям.
  • Развивать стремление совершать добрые поступки.

Глоссарий терминов к уроку: ближний, милосердие, милосердный, сострадание, милостыня.

1. Проверка домашнего задания

Какие заповеди дал Бог Моисею?

На какие 2 группы можно разделить эти заповеди? (4 заповеди — об отношении человека с Богом, 6 — об отношениях людей между собой).

В каких художественных произведениях нарушены заповеди Божьи? (дети из тетради зачитывают примеры)

2. Основная часть

Ребята, послушайте стихотворение Екатерины Марковой.

В глаза свои попробуй загляни
И стук сердечный свой послушай,
Когда больная кошка у двери
Иль руку тянет нищенка-прохожий.

Когда ребенок заливается навзрыд,
Когда собака лишь глазами просит,
Когда в коляске вечный инвалид,
Или больной старик, чей век уж прожит.

Глаза ты прячешь, молча уходя.
И не понятно твое сердце сжалось?
И если нет, то очень жаль тебя-
Ты больше всех заслуживаешь жалость.

Не страшно, если чувств не можешь проявить
И слез своих показывать не хочешь.
Но страшно, если ты душою инвалид,
И ничего не чувствуешь. Не можешь.

О чем это стихотворение? Как можно озаглавить прочитанное стихотворение?

К какому хорошему человеческому качеству призывает оно?

Все качества, которые вы перечислили можно назвать одним словом “Милосердие”. Тема нашего урока “Милосердие”

Как вы понимаете смысл слово “милосердие”? (милое сердце)

В словаре русского языка С.И. Ожегова “Милосердие – это готовность помочь кому–либо или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия” а в словаре А.Декурселя “Милосердие – это бесконечное прощение”. Итак, у слова “милосердие” можно выделить 2 лексических значения.

Ребята, а часто ли вы сталкиваетесь в своей жизни с милосердием? Какого человека можно назвать милосердным? Сам термин “милосердие”, “милость” означает состояние души человека, при котором он испытывает жалость, умиление, заботу, доброе расположение к человеку, а также всепрощение, приязнь, радость и, что называется в обычном человеческом употреблении любовь. Когда человека охватывает такое сердечное чувство, и он готов как-то сжалиться и поучаствовать в судьбе человека.

Милосердие является добрым качеством души человека. Милосердный — это добрый человек, который всех жалеет, сочувствует, прощает. К каждому он относится, как к родному, как к своему ближнему. Такому отношению к людям христиан учило Евангелие.

Читать еще:  Работа для православных женщин. Работа православной не бывает

Однажды Иисуса Христа спросили о том, какая среди множества заповедей самая главная. Он сказал, что важнее всего любовь к Богу и к человеку. “Люби ближнего, как самого себя” и тогда ему задали непростой вопрос: “А кто мой ближний? В самом деле, нет человека, который бы никого никогда не любил. Но очень многие говорят: “ Я люблю тех, кто любит меня. То есть мою семью и моих друзей. Это и есть мои ближние (близкие).

Христос же на заданный Ему вопрос ответил притчей о добром самарянине.

Шёл человек из Иерусалима в другой город и попал в руки разбойников. Они забрали его одежду, изранили и оставили на дороге едва живым. В то время шёл той же дорогой один человек. Он посмотрел на несчастного и прошёл мимо. Так же поступил и второй прохожий. Но некий самарянин, увидев на дороге раненого, сжалился над ним. Он перевязал его раны, посадил на своего осла и привёз в гостиницу.

На другой день, отъезжая, дал хозяину гостиницы деньги и сказал: “Позаботься об этом человеке”.

Окончив притчу, Иисус спросил: “Кто из этих троих оказался ближним человеку, попавшему в руки разбойников?” Слушавший ответил: “Проявивший к нему милосердие”. Иисус сказал ему: “Иди, и ты поступай так же”.

Притча Христа означает: ближний – тот, кто не оставит тебя в беде. И ещё ближний – это тот, кто нуждается в твоей помощи.

Если человеку больно, становится неважно, какая у него вера или цвет кожи. Кровь у всех людей одного цвета. Даже если человек виноват лично перед тобой, всё равно в минуту, когда он попал в беду, надо забыть все свои обиды и протянуть ему руку помощи. Нельзя поступать по принципу : “Как ты ко мне, так и я к тебе” или “Так тебе и надо! Получай по заслугам!”Это непросто переступить через свои давние обиды. О это самый высокий из призывов Иисуса Христа: “А я говорю Вам: Любите врагов ваших”. Милосердное прощение выше и благороднее, чем справедливое возмездие.

Ребята, как вы думаете, может ли человек научиться милосердию? Если вы будете совершать дела милосердия (например, ухаживать за больными или младшими, за животными, бескорыстно предлагать свою помощь). То эти дела со временем изменят сердце каждого из Вас, сделают его более человечным.

Одно из дел милосердия – милостыня. Милостыня — это помощь другому человеку из жалости к нему. Христос говорил: “Всякому просящему у тебя — дай”. А святой Дорофей пояснял: “Когда ты подал милостыню, ты умножил количество добра в мире. Но бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, произведённого твоим поступком. Остальное добро ты принёс самому себе. Ведь от этого твоя душа стала светлее”.

А сейчас послушайте стихотворение Ольги Май, которое так и называется “Милосердие”

Маленький мальчик стоял у витрины
И по слогам объявленье читал.
В нём сообщал продавец магазина,
Что он забавных котят продавал.
Мальчик несмело вошёл и с порога
Скромно спросил, сколько стоят они.
Цену узнав, прошептал: “Это много. ”,
Ручки засунув в карманы свои.
Он потихоньку извлёк всё, что было,
Да, это мало, хоть долго копил.
Детское сердце невольно заныло .
С горечью в голосе он попросил:
“Дяденька, можно хотя бы глазочком
Только на ваших котят посмотреть.
Были бы деньги, купил бы я точно,
Но накопить мне никак не успеть”.
И продавец неспеша открывает
Крышку в огромной коробке, и вот
Восемь котят из неё выбегают,
Ну, а девятый за ними ползёт,
Хочет успеть за друзьями своими,
Но не угнаться за ними ему.
А всё потому лишь, что ножки больные,
Так он родился . себе на беду.
Мальчика словно водой окатили,
Глазки свои отвести он не смел,
Даже сказать что-то был он не в силах,
Лишь на хромого котёнка смотрел.
Но через силу, с огромным волненьем,
Еле, чуть слышно он вдруг проронил:
“Были бы деньги, то я, без сомненья,
Котёнка хромого у вас бы купил”.
А продавец посмотрев с изумленьем,
Грустно ответил, кивнув на него:
“Знаешь, котёнок больной, к сожаленью,
Родился таким, не излечишь его.
Но, если ты хочешь, котёнка хромого
Можешь себе и без денег забрать.
Никто и копейки не даст за такого,
Я и не думал его продавать”.
Мальчик ответил серьёзно и строго:
“Деньги у мамы могу я занять,
Я заплачу за котёнка хромого,
Чем же он хуже здоровых котят?
Стоит он так же, как стоят другие,
Полную цену я вам заплачу,
Будем с ним жить мы, как братья родные,
Сильно котёнка купить я хочу!”
Это сказав, он неловко нагнулся
И под штанину зачем-то полез.
Взглянув на него, продавец ужаснулся :
Вместо ноги он увидел протез .
Слёзы в глазах, в горле ком, дрожь по телу.
Всё стало ясно теперь продавцу.
Мальчика крепко обнять захотелось,
Он протянул свои руки мальцу.
“Знаешь, мой мальчик, чего я хотел бы?
Чтоб остальные котята нашли
Тоже заботливых и милосердных,
Добрых хозяев, таких же, как ты!”

Ребята, какие чувства это стихотворение вызвало у вас? Дайте характеристику поступка мальчика (мальчик умеет сострадать чужой беде)

А что значит слово “сострадание”?

Приставка со — означает вместе, значит страдать вместе, переживать вместе с кем-то. Сострадание – это качество души, способное сопереживать чужому горю, желание помочь незнакомому человеку, попавшему в беду.

А вот ещё одна притча.

Один успешный молодой человек ехал в машине последней модели и радовался жизни, когда ощутил удар о дверцу своей любимой игрушки. Он тут же затормозил, выскочил из салона и увидел, что брошенный кем-то камень сильно оцарапал его новенькое авто. Не тратя времени, он вскочил в машину и развернул ее на сто восемьдесят градусов, решив вернуться и найти место, откуда был брошен камень. Мужчина был в бешенстве. Снова выскочив из машины, он бросился к мальчику, который оказался виновником происшествия, схватил его за худенькие плечи, толкнул к капоту и заорал:
— Ты что наделал, негодяй? Ты соображаешь, что натворил? Это новая машина, и камень, который ты бросил, очень дорого тебе обойдется! Зачем ты это сделал?
— Пожалуйста, простите, господин! Пожалуйста! Я не знал, что делать! Я бросил камень потому, что никто не останавливался! — Слезы текли по щекам мальчика, он указывал рукой куда-то в сторону.
— Там мой брат! Он выпал из своей инвалидной коляски, а я не могу его поднять. он много весит, я слишком маленький. Я хотел попросить помощи!
Всхлипнув, он спросил у владельца машины:
— Вы не могли бы помочь мне посадить его в коляску? Пожалуйста. Он сильно ударился. Тронутый до глубины души, молодой человек поднял подростка-инвалида с земли, усадил в коляску, вытащил свой шелковый платок и постарался промокнуть ранки и ссадины, отряхнул пыль и, когда убедился, что все более или менее в порядке, посмотрел на мальчишку, поцарапавшего ему машину. Тот благодарно улыбался, в его улыбке было столько нежности и любви, что теплело на сердце.
— Господин! Большое спасибо!
Мужчина видел, как мальчуган, с трудом толкая перед собой коляску, постепенно удалялся по направлению к очень скромному дому.
Владелец новенького авто так и не починил дверцу своей машины, оставив царапину специально, чтобы всегда помнить — нельзя так беспечно нестись по жизни, чтобы другим не пришлось бросать камни, привлекая к себе внимание.
Иногда нам достаточно шепота, чтобы наши сердце и душа отозвались на нужду близких. Но иногда для этого в нас должны попасть камнем. Так стоит ли обижаться, если в тебя попал камень? Может, это значит, что ты просто кому-то нужен?

Ребята, вы должны понимать, что с каждым человеком может случиться беда, и каждому может понадобиться милосердие и сострадание. Помните об этом.

Не стой в стороне равнодушно,
Когда, у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда
И если кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря!
(Марк Львовский)

3.Домашнее задание:

  • Прочитать в учебнике статью о милосердии.
  • Записать пословицы о добре
  • На карточке выбрать и записать слова, относящиеся к милосердию и слова, относящиеся к жестокосердию
    (бескорыстный, добрый, равнодушный, расчётливый, бесчувственный, делающий добро за добро, сострадательный, справедливый, безжалостный, отзывчивый).

Сценарий урока по ОПК «Милосердие и сострадание»

Предмет:Начальные классы
Категория материала:Конспекты
Автор:Чижикова Наталия Петровна это Вы?
Тип материала:Документ Microsoft Word (docx)
Размер:20.09 Kb

по модулю «Основы православной культуры»

«Милосердие и сострадание»

Цель урока: познакомить учеников с христианским пониманием «милосердия», показать взаимосвязь понятий «милосердие», «сострадание», «ближний»; осмысление понятия «милосердия» как основополагающего нравственного постулата.

На уроке ребята получили возможность познакомиться с одним из способов принятия нравственных решений.

I. Формулирование темы и цели урока.

Сегодня мы вместе с Вами погрузимся в мир православной культуры. А начнем мы наш урок с небольшого сюжета (презентация, слайд 2).

Рябятам предлагается просмотреть мультфильм под названием «Пальто». Речь идет о мальчике из бедной семьи. Его зимняя курточка совсем износилась, и мама сшила ему красивое пальто. Мальчик очень радовался подарку, побежал на улицу играть в обновке. И вдруг увидел в переулке бездомного ребенка, который был чуть жив от холода… Вернулся наш мальчик домой в своей старой курточке. Выслушав рассказ сына, мама заплакала… Важным моментом в мультфильме является то, что он черно-белый. Только один предмет здесь имеет цвет – красное пальто.

Вопросы к мультфильму:

-Почему у мамы на глазах выступили слезы?

Она гордилась поступком сына.

— Почему в черно-белом сюжете пальто красного цвета?

Это символ тепла, любви…

Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (Какой поступок совершил мальчик?)

О добре, о милосердии, о сострадании, о любви…

Как вы думаете, а зачем мы изучаем эту тему?

Современный мир очень сложен. К сожалению, не все живут счастливо. Многие забывают нравственные ценности, которые делаю наш мир лучше. Поэтому очень важно в наше время говорить о милосердии и сострадании.

II. Работа со словами (слайд 3)

Какое красивое слово МИЛОСЕРДИЕ. Что оно означает? Какого человека называют милосердным?

(Милосердие означает заботливое отношение к слабым и страдающим, готовность понять и простить)

Близкое по значению слово – СОСТРАДАНИЕ. Из каких частей оно состоит и что обозначает?

(Приставка СО означает совместное действие, соединение, сближение. Сострадание – способность ощущать чужую боль также ярко как свою собственную)

А какие слова противоположные по значению мы можем назвать?

III. Знакомство с понятием «ближний».

Однажды Иисуса Христа спросили о том, какая среди множества заповедей самая главная. Он сказал, что важнее всего любовь к Богу и к человеку: «Люби ближнего, как самого себя». И тогда Ему задали непростой вопрос: «А кто такой ближний?». Как вы думаете, что Он мог ответить.

А ответил Иисус Христос притчей.

Чтение в учебнике ПРИТЧИ О ДОБРОМ САМАРЯНИНЕ

Что же хотел сказать Иисус Христос своей притчей? Кто же такой ближний?

Запись на доске: Ближний –это тот, кто нуждается в твоей помощи.

IV. Работа в группах

Выберите слова, относящиеся к МИЛОСЕРДИЮ, и слова, относящиеся к ЖЕСТОКОСЕРДИЮ:

бескорыстный, добрый, равнодушный, расчетливый, бесчувственный, делающий добро за добро, сострадательный, справедливый, безжалостный, отзывчивый.

Перед вам два стихотворения с одинаковым названием – «Нищий» (первое написал Яков Петрович Полонский, второе Михаил Юрьевич Лермонтов) и три понятия:

МИЛОСЕРДИЕ, ЖЕСТОКОСЕРДИЕ, СПРАВЕДЛИВОСТЬ. О каком из этих понятий идет речь в каждом стихотворении?

НИЩИЙ
Знавал я нищего: как тень,
С утра, бывало, целый день
Старик под окнами бродил
И подаяние просил;
Но все, что в день насобирал,
Бывало, к ночи раздавал
Больным, калекам и слепцам,
Таким же нищим, как и сам.
Я.П. Полонский

НИЩИЙ
У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку
М. Ю. Лермонтов

Читать еще:  Верховное божество в мифологии древней греции. Олимпийские боги

Подберите к данным словам и словосочетаниям противоположные по значению.

быть жадным — ____________________________________________

лицемерить, врать — ________________________________________

давать пустые обещания — ___________________________________

изменять дружбе — __________________________________________

быть равнодушным к чужой беде — ____________________________

не считаться с мнением родителей — ___________________________

Соберите рассыпавшиеся пословицы о милосердии и добре

будешь всем милее

Кто доброе сердце имеет,

тот все одолеет

Со всякому по крошке —

лучше мягкого пирога

Красота до вечера,

а доброта навеки

Доброе слово лечит,

Проверка заданий. Третья и четвертая группа зачитывают свои ответы, ребята комментируют ответы одноклассников. Вторая группа анализирует стихотворения, соотносят их с предложенными понятиями.

Третья группа расписывает понятия в два столбика. Слово «справедливый» не записывается, так как милосердие выше, чем закон справедливости.

Какое слово в первом столбике наиболее значимое? (Бескорыстный)

Запись на доске: Милосердие может быть только бескорыстным

V. Анализ отрывка из стихотворения Ольги Май

Милосердие.
Маленький мальчик стоял у витрины
И по слогам объявленье читал.
В нём сообщал продавец магазина,
Что он забавных котят продавал.
Мальчик несмело вошёл и с порога
Скромно спросил, сколько стоят они.
Цену узнав, прошептал: «Это много. »,
Ручки засунув в карманы свои.
Он потихоньку извлёк всё, что было,
Да, это мало, хоть долго копил.
Детское сердце невольно заныло .
С горечью в голосе он попросил:
«Дяденька, можно хотя бы глазочком
Только на ваших котят посмотреть.
Были бы деньги, купил бы я точно,
Но накопить мне никак не успеть».
И продавец неспеша открывает
Крышку в огромной коробке, и вот
Восемь котят из неё выбегают,
Ну, а девятый за ними ползёт,
Хочет успеть за друзьями своими,
Но не угнаться за ними ему.
А всё потому лишь, что ножки больные,
Так он родился . себе на беду.
Мальчика словно водой окатили,
Глазки свои отвести он не смел,
Даже сказать что-то был он не в силах,
Лишь на хромого котёнка смотрел.
Но через силу, с огромным волненьем,
Еле, чуть слышно он вдруг проронил:
«Были бы деньги, то я, без сомненья,
Котёнка хромого у вас бы купил».
А продавец посмотрев с изумленьем,
Грустно ответил, кивнув на него:
«Знаешь, котёнок больной, к сожаленью,
Родился таким, не излечишь его.
Но, если ты хочешь, котёнка хромого
Можешь себе и без денег забрать.
Никто и копейки не даст за такого,
Я и не думал его продавать».
Мальчик ответил серьёзно и строго:
«Деньги у мамы могу я занять,
Я заплачу за котёнка хромого,
Чем же он хуже здоровых котят?
Стоит он так же, как стоят другие,
Полную цену я вам заплачу,
Будем с ним жить мы, как братья родные,
Сильно котёнка купить я хочу!»

Как вы думаете, чем закончилось стихотворение?

Ребята высказывают свои предположения.

Мальчика крепко обнять захотелось,
Он протянул свои руки мальцу.
«Знаешь, мой мальчик, чего я хотел бы?
Чтоб остальные котята нашли
Тоже заботливых и милосердных,
Добрых хозяев, таких же, как ты!»

Почему мальчик захотел взять именно этого котенка?

Он больше других нуждался в его любви.

В милосердии самое главное – любовь, в этом суть настоящего милосердия – оказать любовь человеку. И эта любовь соединяет нас с Богом – источником Любви.

VII. Формулирование главного вывода урока, подведение к самостоятельному действию

Скажите, а как человеку научиться быть милосердным?

Если мы будем совершать дела милосердия (например, ухаживать за больными или младшими, за животными, бескорыстно предлагать свою помощь), то эти дела со временем изменят сердце каждого из вас, сделают его более человечным.

VI. Домашнее задание

Создай «подарок милосердия» своими руками: поделку, рисунок, напиши стихотворение с добрыми пожеланиями. И подари этот подарок тому, кто в этом нуждается, нуждается в твоем участии, сострадании любви. Подари тепло своего сердца.

Полезно? Поделись с другими:

Просмотров: 27 Скачиваний: 8

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта — свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Альманах педагога

Автор: Семочкина Любовь Сергеевна
Должность: учительначальных классов
Учебное заведение: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1», г. Жиздра
Населённый пункт: Калужская область, г. Жиздра
Наименование материала: конспект урока по ОПК
Тема: «Милосердие и сострадание.»
Раздел: начальное образование

Русская Православная церковь

Полномочный председатель президента Российской Федерации в

Министерство образования и науки Российской Федерации

Всероссийский конкурс работ в области педагогики,

работы с детьми и молодежью

«За нравственный подвиг учителя»

Семочкина Любовь Сергеевна

Название работы:

Методическая разработка урока по ОРКСЭ «Россия – наша Родина»

культур и светской этики»

Краткая аннотация работы:

Данный урок направлен на воспитание патриотических чувств к своей стране,

любви к малой Родине, к своей семье на основе изучения символики Российской

Федерации, символики г.Жиздры, основных достопримечательностей г.Жиздры:

сквера имени А.С.Елисеева, Молодежной площади, символики и традиций семьи.

Важным воспитательным моментом является знакомство с праздником 4 ноября,

посвященным Дню народного единства. Для работы и подготовке к уроку для

учащихся и учителя в приложении дан необходимый материал.

Урок составлен к учебнику А.В. Кураева « Основы православной культуры», 4 класс, М.

Тема урока: «Милосердие и сострадание».

Тип урока: Открытие новых знаний.

Цель урока: формирование духовных ценностей и нравственного выбора учащихся на основе

изучения понятий милосердие, сострадание, «ближний».

Задачи урока:

ближний и как к нему относиться с христианской точки зрения.

значение слова «ближний» в православном контексте.

формировать индивидуальные компетенции, умение работать в группе, вести беседу.

Планируемый результат:

научить понимать христианское значение слова «ближний».

Личностные: воспитание доброжелательности, чуткости, эмоциональной отзывчивости

по отношению к другим людям.

Метапредметные:

уметь определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий

на уроке; самостоятельно работать по плану; оценивать правильность выполнения действия;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. (Регулятивные УУД);

уметь слушать собеседника, вести диалог, излагать свое мнение, совместно договариваться о

правилах поведения в группе. (Коммуникативные УУД);

уметь добывать информацию; отвечать на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и

информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД).

Основные понятия: Милосердие. Сострадание. Ближний. Любовь.

Необходимое оборудование и программное обеспечение:

Раздаточные листы для работы в группах

Учебник А. В. Кураева «Основы православной культуры » 4 класс

Бумажные лепестки цветка

С.И. Ожегов «Толковый словарь русского языка»

Время урока: 1 академический час

Педагогические технологии: технология проблемного обучения, личностно-ориентированная

технология, технология деятельностного подхода.

I этап. Организационный момент.1 мин (Мотивация к учебной деятельности).На данном

этапе предполагается создать условия для ощущения потребности включения в

деятельность(хочу и могу).

— Здравствуйте, ребята! Я рада встрече с вами. Возьмите друг друга за руки, посмотрите друг

другу в глаза, мысленно пожелайте удачи и хорошего настроения друг другу.

Учащиеся рассажены по группам.

II этап. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Прослушивание стихотворения Ирины Самариной- Лабиринт «Сегодня Бог проснулся утром

рано» в исполнении М. Калужских. (Беседа по данным вопросам).

-Ребята, какие чувства Вас посетили(боль, обида, сожаление).

-Скажите, о чем мечтает каждый человек(о счастье).

-Что же мешает людям быть счастливыми(злоба, зависть, отчаяние, жадность..).

-К чему могут привести такие чувства?(беда..война..гибель души)

— Какое чувство, на ваш взгляд, спасет мир? (любовь)

— Какой может быть любовь? (любовь-страсть, любовь -сострадание)

— Сегодня мы поговорим о любви сострадательной и милосердной.

III этап. Объявление темы урока. 3 мин (На данном этапе идет постановка цели,

построение плана для достижения цели).

Предположите тему нашего урока (ответы детей).

Тема нашего урока: «Сострадание и милосердие».

Каковы цели урока? (Высказывания детей)

— Сегодня на уроке узнаем: (Записать на доске. В конце урока вернуться к данным вопросам и

выслушать ответы учащихся).

• Что такое милосердие в христианстве?

• Можно ли научиться милосердию?

• Как стать милосердным?

Эпиграфом нашего урока послужат слова Святого Иоанна Кронштадтского (показать слайд с

изображением фото Святого Иоанна Кронштадтского и цитаты).

«Милосердие и сострадание – это те главные ориентиры, соотнося с которыми свою жизнь,

человек сможет сохранить не только себя как личность, но воссоздать на земле Царствие Божие,

мир добра, красоты и справедливости».

IV.Работа со словарем С.И.Ожегова. 4 мин

Построение проекта выхода из

затруднения

Милосердие и сострадание… Чем близки эти слова? Чем отличаются?

— Где мы можем узнать значение этих слов? (в толковых словарях русского языка)

— Я предлагаю провести исследовательскую работу. Найдите определения этих слов в словаре

русского языка С.И. Ожегова.

— Зачитайте значения слов.

(Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания,

человеколюбия. Сострадание – сочувствие другому страданию, участие, возбуждаемое горем,

несчастьем другого человека)

— Узнав значение слова, давайте подумаем, какие душевные качества присущи милосердному

Заполняется схема на доске.

V.Постановка проблемы. Открытие нового.3 мин (

Выделение причины затруднения: каких

конкретно знаний не хватает для решения данной проблемы).

— Вспомните и озвучьте самую главную заповедь среди множества заповедей?( «Возлюби

ближнего своего как самого себя»).

-Кто является ближним?

Прежде чем ответить на данный вопрос, давайте посмотрим «Притчу о добром самарянине».

(Перед просмотром притчи провести словарную работу.)

VI.Словарная работа

Притча — рассказ с нравоучением.

Священник-священнослужитель в храме — посредник между Богом и человеком

Левит — священнослужитель низшего духовного сана у древних евреев.

Самарянин — означает чужак, человек другой веры.

VII. Просмотр притчи. 7 мин

( После просмотра притчи идет работа в группах)

VIII. Работа в группах. 5 мин

Задание для 1 группы.

Как вы думаете, кем был избитый для Самарянина?

Объясните свой выбор.

(Самарянин и путник были врагами, их народы враждовали и даже воевали)

Задание для 2 группы.

Как вы считаете, почему Самарянин помог человеку, попавшему в беду?

Задание для 3 группы.

Какими качествами обладал Самарянин?

Объясните свой выбор.

Задание для 4 группы.

Кому принес пользу поступок Самарянина?

Объясните свой выбор.

Вопрос для всех: Как одним словом можно охарактеризовать поступок Самарянина?

IX. Продолжите фразу: «Ближний – это…» . 4 мин (На данном этапе предполагается

решение проблемы на основе вариантов, предложенных детьми)

Работа с учебником.

Проверьте ваши предположения с выводами в учебнике на с. 43. («Притча Христа означает:

ближний – тот, кто не оставит тебя в беде. И еще ближний – это тот, кто нуждается в твоей

X. Актуализация опыта детей. (Кейс метод). Групповая работа.4 мин

Дается одинаковое задание двум группам, чтобы проанализировать разные версии и прийти к

Дети в группах обсуждают ответ на вопрос( стадия осмысления).Затем отвечают(стадия

Задание 1 и 2 группы

Проанализируйте ситуацию, предложите вариант её решения.

Мальчишка – забияка, гроза всей округи, лежит избитым во дворе, где ты живешь.

Задание 3 и 4 группы

Проанализируйте ситуацию, предложите вариант её решения.

В школьном буфете плачет незнакомая девочка, ученица начальной школы.

Вывод: помощь может оказать только человек милосердный и сочувствующий.

мин (Дети заполняют лепестки цветка милосердия и сострадания. Из

двухстороннего скотча. Проводится обсуждение)

Перед вами лепесток цветка сострадания и милосердия. Напишите на нем пример милосердия

12. Возврат к цели и задачам урока. 2 мин

-Что такое милосердие в христианстве?

— Можно ли научиться милосердию?

— Как стать милосердным?

13. Итог урока. 3 мин

Продолжите фразу: «Сегодня на уроке для меня было самым важным…».

На данном этапе важно услышать мнение каждого ребенка, акцентировать внимание на

ключевые слова урока: милосердие, сострадание, любовь к ближнему.

В заключении слово учителя: «В жизни каждого из нас бывают такие ситуации, которые ставят

человека перед выбором, как поступить, по какой дороге пойти: по дороге сочувствия, любви и

милосердия или по дороге безразличия и равнодушия. Для этого надо научиться ставить себя на

место другого человека. Только тогда вы сможете понять, как тяжело нуждающемуся человеку.

Выбор за вами, дорогие дети.

А я желаю, чтобы вашей жизненной дорогой была дорога

милосердия. Идите по ней, не боясь и никуда не сворачивая.

14. Домашнее задание. 1 мин (Предоставляется свобода выбора. Дети выполняют по

желанию одно из заданий.)

1. Узнать у родителей: случались ли в их жизни ситуации, когда надо было проявить

2.Чем сострадание отличается от дружбы? (Письменный ответ).

3. Проект на тему: «Люди, прославившиеся делами милосердия». (Поиск информации в

Кураев А. В. Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы

религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4—5 классы :

учеб. для общеобразоват. учреждений / А.В. Кураев. — М.: Просвещение, 2012.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector