0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Страстная седмица с детьми: рекомендации многодетной матушки

Страстная седмица с детьми: опыт многодетных

Как совместить бытовую сторону подготовки к празднику с богослужениями Страстной седмицы? Каждый год во всех православных семьях встает вопрос поиска баланса. Как с этим справляются и где находят компромиссы многодетные семьи с многолетним опытом?

Анна Синякова, мама шестерых детей:

Готовиться к празднованию Пасхи начинаем обычно заранее: за уборку принимаемся не в последнюю неделю поста. Иначе не успеть вымыть окна, постирать шторы, убраться во всех уголках квартиры. Сейчас вот надо разобрать вещи на балконе, убрать игрушки, спрятать лыжи…

На все службы, ходить, конечно, не получается, тем более – это – учебная неделя. В Великий четверг дети обычно не ходят, я иду одна, а в Великую пятницу стараемся прийти в храм вечером – на погребение Плащаницы. Может быть не все – кто может, у кого нет занятий.

На ночную службу удаётся попасть не каждый год, но если идем, то, конечно, младших не берём.

В четверг или пятницу обычно печём куличи, в пятницу — варим пасху, красим яйца. Участвуют все, каждый стремится проявить фантазию, нарисовать что-нибудь особенное.

Каждый год к Пасхе мы с детьми печём пирожки и раздаём в Великую субботу их кому-нибудь у храма. Обычно – тем людям, которые просят милостыню. В этом году решили испечь побольше и отдать ещё тем, кто собирает какие-либо пожертвования для заключенных.

Алёна Калмыкова, мама четверых детей:

С коляской вокруг храма

Старшие ходят в школу, так что на утренние службы в будни не попадёшь. В пятницу у них после школы занятие в храме и оттуда они все пойдут на Вынос Плащаницы. А я с младшим – буду около храма. Если он спать не будет – даже смогу зайти.

На ночную службу пойдут старшие дети с папой. Дети, к тому же, поют в хоре. А я останусь дома с младшим: он ночью в коляске спать не может. А утром мы с Игорем пойдем в храм, а старшие – лягут спать.

В среду – закупаю продукты. В четверг – будем красить яйца, мальчишки уже и наклеек накупили. Спрашиваю: «Сколько яиц красить будем?» Отвечают: «60, чтобы и нам, и друзей угостить, и в храм, и в школу».

В четверг же будем очищать дом, убираться.

Весь пост каждый вечер читаем Новый Завет в изложении для детей, причем один из мальчиков читает, остальные стоят – слушают.

Вот уже который год мы носим в храм подарки на Пасху, чтобы их отдали нуждающимся, заранее спрашивая, что нужно.

Марина Турунова, жена иконописца священника Андрея Давыдова:

Тонкие линии из золота

На Страстной обычно, когда дети были маленькие, водили их на чтение 12-ти Евангелий и на Вынос Плащаницы. Потом уже на саму ночную службу Пасхи.

Что касается приготовлений — пасху делала в пятницу, чтоб она успела приготовиться, настояться, а яйца красили всегда в субботу. У нас есть своя семейная традиция красить яйца. Это занимает обычно весь день. Варили их в луковой шелухе, а потом иголкой и ножичком процарапывали на них Евангельские и библейские сюжеты, ангелов… Особенно красиво ещё получается, если класть ассист – из сусального золота. Кладётся на нарисованные линии чесночным клеем, как на иконы кладутся тонкие линии из золота.

Куличи никогда не пекла — не умею.

Пасху стараемся и сейчас праздновать по возможности все вместе: девочки приезжают, если получается с работой. Вот ждём в пятницу.

Марина Хачатурова, детский врач, мама троих детей:

Деревенская традиция

У меня полная рабочая неделя. В Страстную седмицу тоже всю неделю работаю, потому что рабочий режим трудно поменять. В Великий четверг я стараюсь взять вечернюю смену и быть на литургии в храме.

Может быть, в течении недели на какую-то вечернюю службу удастся попасть, потому что кроме обычного рабочего времени у меня есть страждущие детки, которые просят к ним приехать и полечить их.

Только в пятницу вечером удается поставить куличи. Пеку я их ночью с пятницы на субботу, другого времени у меня просто нет.

У нас в семье есть традиция делать пасхи. Я помню, что мы собирались у бабушки в Хотьково, и она делала куличи. Мне особенно нравилась творожная пасха в деревянной пасхальнице. Эти деревянные дощечки у меня вызывали детское чувство восторга.

Пасха праздновалась в бытовом смысле — бабушка собирала детей, нас было четверо, семьи были большие. Мы садились за стол, молились. Хотя в церковь тогда никто не ходил, но то, что бабушка делала пасху, всегда было праздником.

Лет восемь назад у Третьяковской я увидела человека, продающего деревянные пасхальницы (он целый год вымачивает липу, а потом вырезает пасхальницы). Я была так рада, что наконец у меня есть своя деревянная пасхальница!

Дочка все время рисовала на стеклах рисунки витражными красками – свечки, храм — и мне очень нравились, как у нее получались витражные окна.

А еще мы живем на четвертом этаже, и под окнами растет береза. Когда Пасха поздняя, то прямо из окна можно срывать листочки. Я прикрепляю их к яйцам, варю их в шелухе и получаются очень красивые желтые листочки на пасхальных яйцах.

Протоиерей Максим Первозванский, главный редактор журнала «Наследник», отец девятерых детей:

Без особых традиций, дай Бог успеть то, что нужно

Уже к Вербному воскресению мы пытаемся сделать генеральную уборку в квартире, которая часто ещё совпадает с тем, что нужно переходить на весеннюю форму одежды, соответственно, достаются все коробки с сезонной одеждой, зимнее – перестирывается и прячется.

Первая половина Страстной – продолжение уборки, причём не просто наводится порядок, а отмывается все, что можно, начиная от дверных ручек.

В Великую Среду обычно все дети едут на исповедь. Яйца красить начинаем иногда в среду, иногда – в четверг или в пятницу. Яйца красим и печем куличи – обязательно всей семьей.

В Великий Четверг с утра дети обязательно отправляются на службу, вечером школьники идут на 12 Евангелий.

В Великую Пятницу, в основном, средние дети и старшие, кто может, идут либо на Вынос Плащаницы (особенно те, кто помладше), либо на Погребение.

В субботу причащаем малышей, если кто-то не идёт на ночную службу, и освящаем куличи. Более старшие дети, особенно те, кто поют в хоре, тоже идут в субботу на службу. Вообще старшие и средние дети обычно ходят со мной – к началу службы или даже заранее. Матушка с младшими (самой младшей – три года) приезжает ближе к концу.

После этого дома – последние приготовления к Пасхе, делаются салаты… Дети принимают в хозяйственных приготовлениях непосредственное участие.

Чего-то специального, традиционного именно для нашей семьи, среди приготовлений Страстной, у нас нет. Дай Бог успеть то, что нужно, убраться, поддерживать порядок (что с детьми не просто). В этом году у нас каникулы выпадают на Страстную неделю. Мы ломаем голову, как сделать так, чтобы дети отдохнули, притом не выходя из соответствующих рамок настроения Страстной.

Каждый день на Страстной неделе дома читается Евангелие, которое будет звучать на утрене в храме, рассказываем о тех событиях, которые вспоминаются в тот или иной день.

В этом году мы хотим взять на ночную службу и трехлетнюю дочку. Если получится, будем впервые – всей семьей. Раньше с малышкой оставались крестные или бабушки.

Если же говорить о семейных традициях: мы дома, силами семьи, выпускаем птичек на Благовещение. Матушка сама покупает птиц – лесных, пойманных специально для того, чтобы их затем выпустили обратно. Раньше ездила на рынок, а сейчас появился постоянный поставщик – прямо домой их привозит. И мы все вместе этих птичек выпускаем.

Матушка Ольга Юревич, жена протоиерея Андрея Юревича, мама семерых детей:

Мне всегда было важно, чтобы дети прочувствовали каждый день Страстной седмицы: что происходило со Христом. Потому обязательно каждый день читаем Священное Писание с детьми; когда они были маленькие, тем, кто не умел читать, я всё рассказывала.

Первые три дня у нас проходили в строгости, в чтении Писания, но более-менее обычно.

Начиная с Великого Четверга, когда вспоминается Тайная вечеря, мы все шли в храм. Дети учились в православной гимназии, поэтому пропусков учебы не было. Все причащались.

А потом дети сами выбирали, на какую службу им пойти. Например, почти все посещали чтение 12 Евангелий. Я сама с трудом выстаиваю эту службу и не всегда раньше ходила на её, а дети шли добровольно, без наставлений, сами.

В четверг – между двумя службами — красили яйца. Буквально по Шмелёву.

В Великую Пятницу каждый выбирал одну из трех служб, кому какую удобнее посетить – после занятий в школе, в институте. Кто мог – шел и на две, но на одной из служб Плащаницы должен был побывать каждый.

В Великую Субботу мы поначалу не ходили на службу: много дел. Надо приготовить, испечь куличи, сделать пасху… Поскольку дочки пели на клиросе, однажды одну из них, по-моему Асю, попросили прийти на субботнюю службу. Она вернулась и сказала: «Вы не представляете, какая это служба!»

И вот с тех пор дети стали ходить и в субботу, опять же, – без каких-либо уговоров с моей стороны. На мои переживания: «А вдруг мы не успеем всё приготовить!», — они отвечали: «Мы сходим на службу и успеем всё. Ты не волнуйся». И действительно, возвращаясь из храма, они брались за дело: кто месил тесто, кто начинал варить пасху.

Вечером до 12 мы успевали только прилечь на полчасика. В 12 все уже были в храме.
Мне хотелось, чтобы Страстную дети проводили как можно более серьезно, осмысленно. Когда я слышала, что они начинали шутить, смеяться, мне становилось немного не по себе: Христос страдает, а мы как-то это не осознаём. И я стала показывать им каждый год какой-нибудь отрывок – минут на пять — из фильма Мела Гибсона «Страсти Христовы». Когда я ввела эту традицию, младшей Марфочке было лет восемь (сейчас ей 13 лет). Старшие посмотрели сами, когда фильм вышел в прокат, а маленьким, конечно, нельзя целиком смотреть такую картину. Но те пятиминутные отрывочки, которые я им показываю – это такая встряска, дети становятся более серьёзными, они отчётливо понимают, что Пасха – это не куличи, не творог, не яйца, а то, что происходило более двух тысяч лет назад со Христом. Этого настроя хватает до самой Пасхи.

Матушка Варвара Волкова, мама четверых детей, жена диакона Александра Волкова:

От островка к островку – до Пасхи!

Мне кажется, что маленьких детей очень важно приучать к годовому кругу богослужений. Особенно – Великого поста, но он длинный, и им не очень понятно, почему мы так долго постимся, почему нельзя есть любимую колбасу и мороженое. То есть сначала понятно, а потом некоторые сдаются.

Им нужно каждый раз проговаривать, когда они просят чего- то, от чего в начале поста решили отказаться, что это подвиг и через него мы готовимся к Пасхе. Но если хочешь, то можно отказаться. После таких слов они сжимают зубы и идут дальше. Думаю, неправильным в этой ситуации кричать: «Ты что? Сейчас же Великий пост!»

А еще приучать можно ежегодно повторяющимися действиями, традициями. В нашей семье такая традиция: каждый год мы делаем календарь Великого Поста. Посредине ватмана рисуется море, справа и слева – два берега. Справа – Масленица, слева – изображены храм, надпись «Христос Воскресе!», радуга, солнце, ангелы.

Через реку – от берега к берегу — тянется большой мост, стоящий на шести опорах. Каждая опора-неделя поста. Дети вырезают из бумаги яички и передвигают их – от опоры к опоре, от недели – к неделе. На третьей опоре нарисован крест – Крестопоклонная, на четвертой – лестница (когда вспоминается преподобный Иоанн Лествичник), на шестой – верба… Так постепенно приближаемся к Пасхе. В прошлом году мы рисовали не сваи, а островки. И кораблики – от островка к островку плыли к Пасхе.

Читать еще:  Эльвира Китнис: То, что происходит в Европе, – это провал

Готовятся к Пасхе дети и в воскресной школе, где я работаю. Там мы поем песни, учим стихи. И, конечно, ждут, когда мы начнём раскрашивать яйца. Это происходит в Великую пятницу вечером. У нас так сложилось: мама поет, а папа служит, поэтому после 12 Евангелий нет сил чем-либо ещё заниматься. В Великий Четверг причащаемся всей семьёй, стараемся объяснять детям всё, что происходит в храме. Надеваем на службу красивую одежду, отличающуюся от повседневной. После службы печем куличи.

В Великую Пятницу обязательно ходим на Вынос Плащаницы. Ведь для детей в этом возрасте (нашему старшему ребёнку шесть с половиной лет) важно какое-то действо. Даже служба Великой Среды, вроде она понятная и маленькая, ими не осознается – в ней нет ярких для их восприятия моментов. В Великую Субботу – освящение куличей.

В этом году мы решили взять детей на Крестный ход, только годовалая дочка останется дома с няней. Кстати, я тоже впервые за шесть лет пойду на ночное богослужение – дети появлялись друг за другом и просто не было никакой возможности. Кстати, это проблема многих моих подруг-жен священнослужителей. На протяжении нескольких лет нет никакой возможности пойти на Пасху. Дети- маленькие, машины нет, храм, где служит муж, — далеко. Бывают некоторые «перерывы в детях», но тогда никто, к сожалению, не предлагает из родственников посидеть с ними и отпустить маму на службу. Раз дети будут с нами, не знаю, как реализовать ещё одну нашу семейную традицию.

Обычно, когда дети ложатся спать, я украшаю дом. И они просыпаются утром – прямо в праздник. Видят украшенный дом, красивую красную скатерть на столе, красные лампадки (весь пост они были синие), цветные шторы. Обычно перед Великим постом я меняю радостные яркие шторы в детской и на кухне на строгие белые. Может, это наивно, но мне это не сложно, а дом весь преображается. Надо продумать, как в этот раз украсить дом, чтобы это стало сюрпризом. Ведь внешние ощущения запоминаются, помогают детям почувствовать значимость Праздника.

Подготовили Оксана Головко, Александр Филиппов

Источник: Православие и мир

Страстная седмица с детьми: рекомендации многодетной матушки

Как совместить бытовую сторону подготовки к празднику с богослужениями Страстной седмицы? Каждый год во всех православных семьях встает вопрос поиска баланса. Как с этим справляются и где находят компромиссы многодетные семьи с многолетним опытом?

Анна Синякова, мама шестерых детей:

Будем печь пироги для заключенных

Готовиться к празднованию Пасхи начинаем обычно заранее: за уборку принимаемся не в последнюю неделю поста. Иначе не успеть вымыть окна, постирать шторы, убраться во всех уголках квартиры. Сейчас вот надо разобрать вещи на балконе, убрать игрушки, спрятать лыжи…

На все службы, ходить, конечно, не получается, тем более – это – учебная неделя. В Великий четверг дети обычно не ходят, я иду одна, а в Великую пятницу стараемся прийти в храм вечером – на погребение Плащаницы. Может быть не все – кто может, у кого нет занятий.

На ночную службу удаётся попасть не каждый год, но если идем, то, конечно, младших не берём.

В четверг или пятницу обычно печём куличи, в пятницу — варим пасху, красим яйца. Участвуют все, каждый стремится проявить фантазию, нарисовать что-нибудь особенное.

Каждый год к Пасхе мы с детьми печём пирожки и раздаём в Великую субботу их кому-нибудь у храма. Обычно – тем людям, которые просят милостыню. В этом году решили испечь побольше и отдать ещё тем, кто собирает какие-либо пожертвования для заключенных.

Алёна Калмыкова, мама четверых детей:

С коляской вокруг храма

Старшие ходят в школу, так что на утренние службы в будни не попадёшь. В пятницу у них после школы занятие в храме и оттуда они все пойдут на Вынос Плащаницы. А я с младшим – буду около храма. Если он спать не будет – даже смогу зайти.

На ночную службу пойдут старшие дети с папой. Дети, к тому же, поют в хоре. А я останусь дома с младшим: он ночью в коляске спать не может. А утром мы с Игорем пойдем в храм, а старшие – лягут спать.

В среду – закупаю продукты. В четверг – будем красить яйца, мальчишки уже и наклеек накупили. Спрашиваю: «Сколько яиц красить будем?». Отвечают: «60, чтобы и нам, и друзей угостить, и в храм, и в школу».

В четверг же будем очищать дом, убираться.

Весь пост каждый вечер читаем Новый Завет в изложении для детей, причем один из мальчиков читает, остальные стоят – слушают.

Вот уже который год мы носим в храм подарки на Пасху, чтобы их отдали нуждающимся, заранее спрашивая, что нужно.

Матушка Марина Турнова, жена иконописца священника Андрея Давыдова:

Тонкие линии из золота

На Страстной обычно, когда дети были маленькие, водили их на чтение 12-ти Евангелий и на Вынос Плащаницы. Потом уже на саму ночную службу Пасхи.

Что касается приготовлений — пасху делала в пятницу, чтоб она успела приготовиться, настояться, а яйца красили всегда в субботу. У нас есть своя семейная традиция красить яйца. Это занимает обычно весь день. Варили их в луковой шелухе, а потом иголкой и ножичком процарапывали на них Евангельские и библейские сюжеты, ангелов… Особенно красиво ещё получается, если класть ассист – из сусального золота. Кладётся на нарисованные линии чесночным клеем, как на иконы кладутся тонкие линии из золота.

Куличи никогда не пекла — не умею.

Пасху стараемся и сейчас праздновать по возможности все вместе: девочки приезжают, если получается с работой. Вот ждём в пятницу.

Марина Хачатурова, детский врач, мама троих детей:

Деревенская традиция

У меня полная рабочая неделя. В Страстную седмицу тоже всю неделю работаю, потому что рабочий режим трудно поменять. В Великий четверг я стараюсь взять вечернюю смену и быть на литургии в храме.

Может быть, в течении недели на какую-то вечернюю службу удастся попасть, потому что кроме обычного рабочего времени у меня есть страждущие детки, которые просят к ним приехать и полечить их.

Только в пятницу вечером удается поставить куличи. Пеку я их ночью с пятницы на субботу, другого времени у меня просто нет.

У нас в семье есть традиция делать пасхи. Я помню, что мы собирались у бабушки в Хотьково, и она делала куличи. Мне особенно нравилась творожная пасха в деревянной пасхальнице. Эти деревянные дощечки у меня вызывали детское чувство восторга.

Пасха праздновалась в бытовом смысле — бабушка собирала детей, нас было четверо, семьи были большие. Мы садились за стол, молились. Хотя в церковь тогда никто не ходил, но то, что бабушка делала пасху, всегда было праздником.

Лет восемь назад у Третьяковской я увидела человека, продающего деревянные пасхальницы (он целый год вымачивает липу, а потом вырезает пасхальницы). Я была так рада, что наконец у меня есть своя деревянная пасхальница!

Дочка все время рисовала на стеклах рисунки витражными красками – свечки, храм — и мне очень нравились, как у нее получались витражные окна.

А еще мы живем на четвертом этаже, и под окнами растет береза. Когда Пасха поздняя, то прямо из окна можно срывать листочки. Я прикрепляю их к яйцам, варю их в шелухе и получаются очень красивые желтые листочки на пасхальных яйцах.

Протоиерей Максим Первозванский, главный редактор журнала «Наследник», отец девятерых детей:

Без особых традиций, дай Бог успеть то, что нужно

Уже к Вербному воскресению мы пытаемся сделать генеральную уборку в квартире, которая часто ещё совпадает с тем, что нужно переходить на весеннюю форму одежды, соответственно, достаются все коробки с сезонной одеждой, зимнее – перестирывается и прячется.

Первая половина Страстной – продолжение уборки, причём не просто наводится порядок, а отмывается все, что можно, начиная от дверных ручек.

В Великую Среду обычно все дети едут на исповедь. Яйца красить начинаем иногда в среду, иногда – в четверг или в пятницу. Яйца красим и печем куличи – обязательно всей семьей.

В Великий Четверг с утра дети обязательно отправляются на службу, вечером школьники идут на 12 Евангелий.

В Великую Пятницу, в основном, средние дети и старшие, кто может, идут либо на Вынос Плащаницы (особенно те, кто помладше), либо на Погребение.

В субботу причащаем малышей, если кто-то не идёт на ночную службу, и освящаем куличи. Более старшие дети, особенно те, кто поют в хоре, тоже идут в субботу на службу. Вообще старшие и средние дети обычно ходят со мной – к началу службы или даже заранее. Матушка с младшими (самой младшей – три года) приезжает ближе к концу.

После этого дома – последние приготовления к Пасхе, делаются салаты… Дети принимают в хозяйственных приготовлениях непосредственное участие.

Чего-то специального, традиционного именно для нашей семьи, среди приготовлений Страстной, у нас нет. Дай Бог успеть то, что нужно, убраться, поддерживать порядок (что с детьми не просто). В этом году у нас каникулы выпадают на Страстную неделю. Мы ломаем голову, как сделать так, чтобы дети отдохнули, притом не выходя из соответствующих рамок настроения Страстной.

Каждый день на Страстной неделе дома читается Евангелие, которое будет звучать на утрене в храме, рассказываем о тех событиях, которые вспоминаются в тот или иной день.

В этом году мы хотим взять на ночную службу и трехлетнюю дочку. Если получится, будем впервые – всей семьей. Раньше с малышкой оставались крестные или бабушки.

Если же говорить о семейных традициях: мы дома, силами семьи, выпускаем птичек на Благовещение. Матушка сама покупает птиц – лесных, пойманных специально для того, чтобы их затем выпустили обратно. Раньше ездила на рынок, а сейчас появился постоянный поставщик – прямо домой их привозит. И мы все вместе этих птичек выпускаем.

Матушка Ольга Юревич, жена протоиерея Андрея Юревича, мама семерых детей:

Пять минут фильма Мела Гибсона

Мне всегда было важно, чтобы дети прочувствовали каждый день Страстной седмицы: что происходило со Христом. Потому обязательно каждый день читаем Священное Писание с детьми; когда они были маленькие, тем, кто не умел читать, я всё рассказывала.

Первые три дня у нас проходили в строгости, в чтении Писания, но более-менее обычно.

Начиная с Великого Четверга, когда вспоминается Тайная вечеря, мы все шли в храм. Дети учились в православной гимназии, поэтому пропусков учебы не было. Все причащались.

А потом дети сами выбирали, на какую службу им пойти. Например, почти все посещали чтение 12 Евангелий. Я сама с трудом выстаиваю эту службу и не всегда раньше ходила на её, а дети шли добровольно, без наставлений, сами.

В четверг – между двумя службами — красили яйца. Буквально по Шмелёву.

В Великую Пятницу каждый выбирал одну из трех служб, кому какую удобнее посетить – после занятий в школе, в институте. Кто мог – шел и на две, но на одной из служб Плащаницы должен был побывать каждый.

В Великую Субботу мы поначалу не ходили на службу: много дел. Надо приготовить, испечь куличи, сделать пасху… Поскольку дочки пели на клиросе, однажды одну из них, по-моему Асю, попросили прийти на субботнюю службу. Она вернулась и сказала: «Вы не представляете, какая это служба!».

И вот с тех пор дети стали ходить и в субботу, опять же, – без каких-либо уговоров с моей стороны. На мои переживания: «А вдруг мы не успеем всё приготовить!», — они отвечали: «Мы сходим на службу и успеем всё. Ты не волнуйся». И действительно, возвращаясь из храма, они брались за дело: кто месил тесто, кто начинал варить пасху.

Вечером до 12 мы успевали только прилечь на полчасика. В 12 все уже были в храме.

Мне хотелось, чтобы Страстную дети проводили как можно более серьезно, осмысленно. Когда я слышала, что они начинали шутить, смеяться, мне становилось немного не по себе: Христос страдает, а мы как-то это не осознаём. И я стала показывать им каждый год какой-нибудь отрывок – минут на пять — из фильма Мела Гибсона «Страсти Христовы». Когда я ввела эту традицию, младшей Марфочке было лет восемь (сейчас ей 13 лет). Старшие посмотрели сами, когда фильм вышел в прокат, а маленьким, конечно, нельзя целиком смотреть такую картину. Но те пятиминутные отрывочки, которые я им показываю – это такая встряска, дети становятся более серьёзными, они отчётливо понимают, что Пасха – это не куличи, не творог, не яйца, а то, что происходило более двух тысяч лет назад со Христом. Этого настроя хватает до самой Пасхи.

Читать еще:  Авдотья Смирнова – о системной помощи, добробесии и страхе смерти

Матушка Варвара Волкова, мама четверых детей, жена диакона Александра Волкова:

От островка к островку – до Пасхи!

Мне кажется, что маленьких детей очень важно приучать к годовому кругу богослужений. Особенно – Великого поста, но он длинный, и им не очень понятно, почему мы так долго постимся, почему нельзя есть любимую колбасу и мороженое. То есть сначала понятно, а потом некоторые сдаются.

Им нужно каждый раз проговаривать, когда они просят чего- то, от чего в начале поста решили отказаться, что это подвиг и через него мы готовимся к Пасхе. Но если хочешь, то можно отказаться. После таких слов они сжимают зубы и идут дальше. Думаю, неправильным в этой ситуации кричать : «Ты что? Сейчас же Великий пост!».

А еще приучать можно ежегодно повторяющимися действиями, традициями. В нашей семье такая традиция: каждый год мы делаем календарь Великого Поста. Посредине ватмана рисуется море, справа и слева – два берега. Справа – Масленица, слева – изображены храм, надпись «Христос Воскресе!», радуга, солнце, ангелы.

Через реку – от берега к берегу — тянется большой мост, стоящий на шести опорах. Каждая опора-неделя поста. Дети вырезают из бумаги яички и передвигают их – от опоры к опоре, от недели – к неделе. На третьей опоре нарисован крест – Крестопоклонная, на четвертой – лестница (когда вспоминается преподобный Иоанн Лествичник), на шестой – верба… Так постепенно приближаемся к Пасхе. В прошлом году мы рисовали не сваи, а островки. И кораблики – от островка к островку плыли к Пасхе.

Готовятся к Пасхе дети и в воскресной школе, где я работаю. Там мы поем песни, учим стихи. И, конечно, ждут, когда мы начнём раскрашивать яйца. Это происходит в Великую пятницу вечером. У нас так сложилось: мама поет, а папа служит, поэтому после 12 Евангелий нет сил чем-либо ещё заниматься. В Великий Четверг причащаемся всей семьёй, стараемся объяснять детям всё, что происходит в храме. Надеваем на службу красивую одежду, отличающуюся от повседневной. После службы печем куличи.

В Великую Пятницу обязательно ходим на Вынос Плащаницы. Ведь для детей в этом возрасте (нашему старшему ребёнку шесть с половиной лет) важно какое-то действо. Даже служба Великой Среды, вроде она понятная и маленькая, ими не осознается – в ней нет ярких для их восприятия моментов. В Великую Субботу – освящение куличей.

В этом году мы решили взять детей на Крестный ход, только годовалая дочка останется дома с няней. Кстати, я тоже впервые за шесть лет пойду на ночное богослужение – дети появлялись друг за другом и просто не было никакой возможности. Кстати, это проблема многих моих подруг-жен священнослужителей. На протяжении нескольких лет нет никакой возможности пойти на Пасху. Дети- маленькие, машины нет, храм, где служит муж, — далеко. Бывают некоторые «перерывы в детях», но тогда никто, к сожалению, не предлагает из родственников посидеть с ними и отпустить маму на службу. Раз дети будут с нами, не знаю, как реализовать ещё одну нашу семейную традицию.

Обычно, когда дети ложатся спать, я украшаю дом. И они просыпаются утром – прямо в праздник. Видят украшенный дом, красивую красную скатерть на столе, красные лампадки (весь пост они были синие), цветные шторы. Обычно перед Великим постом я меняю радостные яркие шторы в детской и на кухне на строгие белые. Может, это наивно, но мне это не сложно, а дом весь преображается. Надо продумать, как в этот раз украсить дом, чтобы это стало сюрпризом. Ведь внешние ощущения запоминаются, помогают детям почувствовать значимость Праздника.

Подготовили Оксана Головко, Александр Филиппов

Храм блаженной Матроны Московской города Смоленск

Официальный сайт прихода

СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА. Что рассказать и показать детям

1. Чтобы детям было легче воспринимать рассказ о событиях Страстной Седмицы можно вместе с ними «отправиться» в Иерусалим. Для детей и взрослых можно порекомендовать например виртуальный тур в Храм Гроба Господня с подробными комментариями экскурсовода на русском языке, с возможностью самостоятельно формировать маршрут и рассмотреть даже мельчайшие детали внутреннего убранства храма. Тур доступен по ссылке https://santosepulcro.co.il/tours/santosepulcro/ru/ht.. 2. Если вы и ваши дети более склонны к созерцательности, то можно предложить посмотреть 2 части прекрасного фильма священника Константина Пархоменко «Храм Гроба Господня в Иерусалиме» также с очень подробными пояснениями и комментариями автора. 1 часть https://www.youtube.com/watch?v=Ere0NRulgm0 , 2 часть https://www.youtube.com/watch?v=-nPqrynJIF4
3. Красочный фильм для детей студии «Свет православия» о Страстной неделе расскажет малышам о каждом дне, о притчах из Евангелия, вспоминаемых на этой неделе https://www.youtube.com/watch?v=X74vhEnrSMc&t=3s
4. Духовное чтение, краткие статьи, содержащие строки из Евангелия, которые читаются на Страстной седмице в храмах можно прочесть на страницах православного портала «Семья и Вера» здесь https://semyaivera.ru/category/velikij-post/strastnaya-nedelya/
5. Самая подробная информация о Страстной седмице для самых старших из детей и взрослых на православном сайте «Православие» здесь https://pravoslavie.ru/1693.html
6. И также можно прислушаться и к рекомендациям многодетной матушки Ольги Юревич, супруги протоиерея Андрея Юревича, в которых она делится своим опытом как провести с детьми Страстную седмицу. в статье, которую размещаем ниже:

Страстная седмица с детьми: рекомендации многодетной матушки
Очень важно на Страстной взбодриться после длинного поста

Как говорить с детьми о событиях Страстной седмицы? Своим опытом делится Ольга Юревич, супруга протоиерея Андрея Юревича, мама семерых детей.

Настоящее переживание Страстной недели начиналось у нас с детьми со Среды.

Страстная неделя – это когда дети уже просто на последнем вздохе: они устали от кулинарного поста, устали от воздержания (в пост у нас были и до сих пор исключены или ограничены просмотры фильмов, прослушивание музыки и т.д.), устали от напряжения многочисленных великопостных служб.

И было очень важно на Страстной взбодриться от длинного поста, к которому все уже немного привыкли. Все, что было до этой недели – касалось нас, наших рассуждений о своих грехах, о покаянии…

На Страстной мы с детьми полностью концентрировались на Иисусе Христе, себя уже отбрасывали, тем более все о нашей духовной жизни было уже переговорено много раз.

Главным был взрыв внимания к Нему, к Его последним дням, Его окружению, Его страданиям. То есть, к тем Евангельским событиям, которые наполняют Страстную неделю.

Я старалась, чтобы мы не отвлекались с детьми, а каждый день проживали с Господом.

Вот мы вместе с Ним в Среду, когда в дом приходит грешница и омывает Ему ноги. Мы оказываемся очевидцами Иудиного предательства. Мы вместе с Ним оказываемся в Четверг с апостолами на Тайной вечери, где Он омывает ноги ученикам.

В пятницу мы весь день были в церкви – кто-то ходил утром, кто-то на дневную службу, кто-то вечером. Чаще всего на вторую и на третью ходили все. Малышам своими словами я рассказывала о вспоминаемых событиях, а не просто читала детскую Библию.

Мне кажется, мое личное отношение, мое личное участие было очень важно для детей. Для старших у нас лежала открытая Библия, и они каждый день старались прочитать о тех событиях, о которых Церковь вспоминает завтра. Если возникали вопросы – они обсуждались.

С детьми мы весь пост, в том числе и на Страстной читали Шмелева, как все эти события воспринимались мальчиком – главным героем.

Чтобы детям ярче и очевиднее представить события Священной Истории, я им на Страстную неделю показывала документальный фильм «Страстная и Пасха в Иерусалиме» (1995 год). В нем обязательно читалось Евангелие на события каждого дня Страстной, показывались места, где они происходили, и они уже воспринимались более конкретно, со зримой привязкой к географическим местам.

Великая Среда
История, когда грешница омывала ноги Иисусу Христу, – у меня любимое место в Библии, я не могла говорить о нем без слез. Дети всегда тоже трепетно относились к этому моменту, потому что, это мамино любимое место.

На вопрос «почему», я отвечала: «Каждый раз, стоя на молитве, я все время думаю: мне бы хотя бы немножечко подвинуться к Его ногам, тогда бы я их и слезами стала отирать. Я понимаю эту грешницу и, мне кажется, испытываю те же чувства».

Рассказывая эту историю, я не акцентировала внимание на грешнице, на ее грехе. Ведь главный в рассказе – Иисус Христос. О грехах мы рассуждаем в другие дни. А сейчас перед нами – только Он, к Нему мы подползаем, чтобы омыть ноги. Он близко-близко.

Поэтому, когда дети подросли, я стала им показывать фрагменты из фильма Гибсона «Страсти Христовы».

В Среду был разговор и о предательстве Иуды. Дети спрашивали: «Если все это должно было случиться, в чем же он виноват?» Я отвечала, что у Иуды был шанс не делать этого, не пойти на поводу у своих страстей, у сатаны, когда он уже вошел в него на Тайной вечери, выбрать другой путь. Тогда бы вместо него был другой человек, другой Иуда.

Иуда совершил предательство не потому, что у него не было выбора, не потому, чтобы сбылось предопределенное. Я говорила детям: «Каждый может стать Иудой, если пойдет на поводу своих страстей, изберет путь без Бога».

Еще детей интересовало, а почему сатана вошел в Иуду. В ответ я говорила: «Здесь – тоже воля человека. Свобода выбора. Когда открываешь двери – сатана заходит. Не открываешь – не заходит. То есть не то, что он взял человека в плен насильно. Он не имеет на нас никакого права».

Великий Четверг
Пока мы шли на службу в Великий четверг, а точнее – как апостолы – на Тайную вечерю, я говорила, что сегодня – самая главная литургия, потому что – самая первая. Это не звучало для детей как нечто новое – они же росли на знании Библии.

Хотя рассказать детям о глубинном смысле Тайной вечери – непросто. Понять, что такое Причастие, как мы причащаемся Телом и Кровью Христовыми, – для взрослого то почти не возможно, а для маленького ребенка – тем более. Можно только принять. Поэтому я старалась обходить все догматические объяснения.

Я просто говорила детям: «Когда мы подходим к причастию, в этот момент в нас входит Иисус Христос и живет в нас. Он соединяется с нами, если мы стараемся исполнять Его волю».

А тогда, на Тайной вечери, Он впервые рассказал об этом. С одной стороны Великий четверг – это установление таинства причастия, того, что нас буквально держит в этой жизни, не дает нам погибнуть.

Но это еще и очень страшный день, ведь именно тогда, в этот святой момент, в Иуду вошел сатана.

Великая Пятница
Великая Пятница – самый страшный и самый напряженный день Страстной. Мы все всегда переживали и переживаем его в страхе, в трепете. Мы даже особо и не объясняли, что происходит в этот день, дети как-то понимали, вместе с нами проплакивали происходящее.

Когда дети были совсем маленькие, говорили, что Бог родился в человеческом обличии и здесь – тоже Богочеловеческое: Бог захотел страдать, испытать страшные муки, чтобы спасти нас, чтобы у нас не было такого страдания. Ему было больно, Ему было страшно, Он кричал.

Дети настолько всегда доверяли Богу, что им и в голову не приходил вопрос, что раз Бог – всесильный, не мог ли Он решить этот вопрос как-то иначе. Они чувствовали – Бог знает, как правильно, как же можно Ему – не доверять.

Слышала, что у некоторых детей возникал вопрос о Святой Троице: как это – Сын на Кресте обращается к Отцу, но при этом на кресте – Бог?

Своим детям я всегда рассказывала видение блаженного Августина, когда он, ученый богослов, пытался понять тайну Троицы. И вот, измучившись от тщетных размышлений, пошел гулять на берег моря. И увидел, как маленький мальчик выкопал на берегу лунку и ложечкой таскает в нее водичку из моря.

Читать еще:  Убийство монахов в Оптиной пустыни — как это было

Блаженный Августин спросил: «Ты что делаешь, мальчик?» В ответ услышал: «А я хочу в эту ямку перенести все море». «Мальчик, да ты что, разве можно этой ложечкой в эту ямку перенести все море?!», – засмеялся блаженный Августин. «А разве можно понять тайну Святой Троицы?», –сказал мальчик и исчез.

Детям очень нравится эта история. Они слушают её с широко распахнутыми глазами, представляют себе море, представляют себе ложечку, представляют себе ямку и, в общем-то, тут у них уже иссякает их «любознательность». Они понимают, насколько Бог велик. А если Он велик и нам трудно понять Его пути, то тут только одно – довериться Ему, зная, что Он нас любит.

И дети росли в любви и в доверии к Нему. Потому что, сколько бы мы их не воспитывали в вере, для них должен наступить момент, когда они сами должны принять Бога в сердце и отдать Ему свою жизнь. Вот у нас у всех семерых это произошло, слава Богу. Я очень счастлива этому.

Наверное, так произошло потому, что мы делали акцент не на Боге наказывающем, а на Боге любящем.

Великая Суббота
У меня одна дочка долго, долго молилась: «Господи, прости Адама и Еву, столько лет уж прошло». Пока я ее не успокоила и не сказала: «Слушай, в субботу мы как раз вспоминаем это событие, что Христос спустился в ад. И первых, кого Он вывел оттуда – были Адам и Ева». Дочка сразу успокоилась.

В Пятницу Иисуса Христа положили во Гроб, Его тело все еще там. Но, оказывается, Господь еще и воюет, потому что душою Он явился в ад победителем – побеждать сатану и его царствие.

Но все это происходит не на земле, мы этого не видим. Здесь, у нас ощутимо «да молчит всякая плоть», причем это порой чувствовалось и в природе, в которой все буквально замирало, устанавливался покой и ожидание. Даже дети это чувствовали. Причем покой ощущался, несмотря на нашу суету – именно в субботу мы готовили яства для пасхального стола.

Хотя в Сибири, где мы жили, погода могла быть разной, особенно если Пасха – ранняя. Могли быть в Великую субботу и метели, и вьюги. Тогда дети говорили: «Мама, посмотри, в аду происходит битва и это вырывается на землю».

Занятие с детьми подготовительной группы «Страстная седмица» по духовно-нравственному воспитанию

Ботаенкова Елена
Занятие с детьми подготовительной группы «Страстная седмица» по духовно-нравственному воспитанию

Занятие с детьми подготовительной группы

по духовно-нравственному воспитанию

Тема: «Страстная седмица»

Провела: Ботаенкова Е. А.

продолжать знакомить детей с Великим постом и его особым временем – Страстной седмицей, объяснить её смысл, значение;

развивать знания детей к православной культуре;

воспитывать желание задумываться над своими поступками и отвечать за них.

Предварительная работа: беседы с детьми о Великом посте, о православных праздниках, чтение библии для детей, рассматривание репродукций с картин великих художников, изобразивших библейские сюжеты.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о Великом посте и о последней неделе Великого поста, которая называется – Страстная седмица. — А что обозначает слово Великий пост?

Воспитатель: Постов у православных людей в течение года много, но сейчас идет особенный — Великий пост. А чем отличается пост от другого времени? (Ответы детей)

Да, совершенно верно, верующие воздерживаются от мясной пищи, яиц, молока, но главное, они воздерживаются от всякого зла. Те, кто соблюдают пост, стараются быть добрее друг к другу. В эти дни надо чаще бывать в храме и молиться дома, совершать хорошие, добрые поступки, но ведь их нужно совершать не только в пост, а всегда. Давайте подумаем какие добрые поступки можем сделать мы. А сейчас каждый из вас подойдет к столу, расскажет, о том, что он задумал сделать и наклеит на «дерево добра» свой кружочек-добрый поступок. (Аппликация «Дерево добра»)

Воспитатель: Сам Господь Иисус Христос постился 40 дней, и потому наш пост длится столько же.

Давайте вспомним какие праздники православные люди отмечают во время Великого поста?

(Благовещение Пресвятой Богородицы, Лазарева суббота, Вход Господень в Иерусалим)

Воспитатель: Вспомним об этих праздниках, что они означают.

Воспитатель: Последняя неделя Великого поста называется — CТРАСТНАЯ СЕДМИЦА.

Называется так потому, что в эти дни Господь наш Иисус Христос принял страдания (страдания по-церковнославянски называются «страсти») и смерть, чтобы спасти всех людей от греха и смерти. Эти дни готовят нас к празднику Пасхи.

Вместе с Господом и Его апостолами мы приближаемся к тайне Христова Воскресения.

Великий понедельник (слайд 1)

Однажды жарким летним днем Иисус Христос и Его ученики проходили мимо смоковницы. Господь подошел к дереву и, ничего не найдя на нем, кроме одних листьев,сказал: «Да не будет же впредь от тебя плода вовек». И смоковница тотчас засохла. Увидев это,ученики удивились и спросили: «Как могла так быстро засохнуть смоковница?»А Иисус ответил им: «Если будете иметь веру и не будете сомневаться, все, чего попросите в молитве с верою, получите!»

Эта история учит нас тому, что в своей жизни мы должны делать много добрых дел, подобно тому, как дерево приносит плоды.

Великий вторник (слайд 2)

Иисус и Его ученики пришли в Иерусалимский храм. Там Господь увидел богатых людей, клавших свои дары в ящик для пожертвований. А одна бедная вдова положила туда две лепты. Лепты — это самые маленькие деньги в те времена.Но Христос сказал: «Истинно эта бедная вдова больше всех положила, ибо все те от избытка положили в дар Богу, а она положила все пропитание свое, какое имела» .Из истории о бедной женщине мы учимся не быть жадными, делиться всем, что имеем, — своим имуществом, талантом и умением — с Богом и ближними.

Великая среда (слайд 3)

Очень много добра сделал Иисус Христос людям, и многие любили Его, слушали Его. Но были и злые люди, не принимавшие Его учение. Особенно ненавидели Иисуса фарисеи — ученые люди того времени и все те законники и начальники народа, которые думали,что самое главное в жизни — это соблюдать разные внешние правила: как одеваться, как есть, в какой день что делать. Им не нужен был Царь Небесный. Фарисеи искали Царя земного. Иисус Христос не выполнял их чаяния.

И вот эти начальники и фарисеи сговорились схватить Иисуса Христа и погубить Его. Иисус Христос знал это и готов был пострадать. Он знал, что Его страдания, и даже смерть, даруют людям спасение.

Иуда, один из учеников Христа, пошел к первосвященникам и начальникам и предложил предать им Иисуса за деньги. Они обрадовались и сразу же согласились. Иуда обещал совершить предательство и только лишь искал удобного времени, чтобы сделать это не при народе.

Великий четверг (можно показать православную передачу представленную в приложении или рассказать самой, используя слайд 4)

Наступил день большого праздника — еврейской пасхи, и Иисус Христос со своими учениками собрались на праздничную вечерю, или ужин. Во время вечери Иисус Христос долго говорил со своими учениками обо всем самом важном, чему учил. Господь Иисус Христос знал, что Его скоро убьют и что Он собрался со своими учениками в последний раз. Он называл Своих учеников своими детьми и говорил: «Дети, недолго уже мне быть с вами

.Заповедь новую даю вам: любите друг друга, как я любил вас.»

Он взял хлеб, преломил его и подал им,говоря: «Это есть Тело Мое, которое за вас предается». Также взял чашу,говоря: «Эта чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Он причастил своих учеников, показав этим, что Он остается с ними, войдет в их жизнь, как питье и пища входят в наше тело.

В этот день Господь установил Таинство Причащения, которое и теперь совершается в наших храмах.

Причащаясь в церкви, мы соединяемся с Самим Богом.

Так причастились ученики Господа Иисуса Христа, и с тех пор каждый раз, когда мы причащаемся, мы как бы опять присутствуем на последнем ужине с Ним.

После вечери Иисус пошел со своими учениками в большой сад, который был при городе, и там долго молился.

Великая пятница (слайд 5)

Ночью враги схватили Иисуса, в этот сад пришла толпа солдат. В эту ночь они Его водили от одного начальника к другому,а толпа кричала: «Распни Его! Распни!» — и главный начальник Пилат испугался. Иисуса Христа судили, били Его, а потом распяли на Кресте.

В те времена была страшная казнь для преступников. Их приколачивали гвоздями к большому деревянному кресту. Так казнили и Иисуса Христа,а Он молился: «Отец Мой, прости им, потому что они не знают, что делают».

Около двенадцати часов дня вдруг стало темно, началось землетрясение.Иисус Христос громко воскликнул: «Отец Мой, в руки Твои предаю дух Мой». С этими словами Он умер. Было свершено зло.

клип «Плачь Марии»

Помните, дети, что каждым своим злым поступком мы обижаем Бога и подражаем мучителям Иисуса Христа.

Великая суббота (слайд 6)

Когда Иисус Христос умер на кресте, один из Его тайных учеников, знатный человек, которого звали Иосиф, получил разрешение снять Его тело с креста и похоронить Его.

Ученики Христа, Никодим и Иосиф, сняли тело Его с креста, помазали душистым маслом, покрыли чистым полотном и положили в новую могилу — в скале, недалеко от того места, где был распят Христос. Тут же стояли некоторые женщины из тех, что слушали всегда Его проповеди. Они сговорились приготовить душистые мази и прийти омыть и помазать тело на другой день после праздника. Все думали, что больше никогда не увидят Его.

Вход в пещеру Иосиф и Никодим закрыли большим камнем.

Иудейские же начальники поставили перед пещерой стражу и наложили печати на камни, чтобы ученики Иисуса не взяли тела Его.

Но на третий день в воскресенье Господь наш Иисус Христос воскрес из мертвых и явился Своим ученикам: ведь мы знаем, что никакая сила не победит Всемогущего Бога!

Иисус Христос воскрес! Он умер на кресте, но был сильнее смерти, Он воскрес, вновь стал жить.

Сорок дней Он приходил к своим ученикам, беседовал с ними, учил их. Ученики не сразу узнавали Его. Он был не такой как раньше, но это был Он, Господь Иисус Христос. А через сорок дней Он простился с учениками своими, благословил их и вознесся, поднялся на небо.

Воскресение Христово — самый большой праздник в году и в этот день колокола звонят по особенному радостно, возвещая об этом радостном событии («Пасхальный перезвон» см. приложение).

Мы вспоминаем, как воскрес Господь Иисус Христос. Мы знаем, что Бог сильнее смерти, что для всех нас есть жизнь после смерти, что нам открыт путь на небо к Богу.

Конспект беседы НОД по социально-нравственному воспитанию «Давайте дружить» с детьми подготовительной группы Конспект беседы НОД по социально-нравственному воспитанию «Давайте дружить» с детьми подготовительной группы Цель: Создать в группе условие.

Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию дошкольников старшей группы «Божие создание — птицы» Программное содержание: уточнить и расширить представления о перелётных птицах, об их жизни в весенний период; дать сведения о звуковых.

Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе «Лучший мир дружбы» Конспект НОД по духовно – нравственному воспитанию в подготовительной группе «Лучший мир дружбы» Цель: углубление представлений детей о.

Конспект развлечения по духовно-нравственному воспитанию дошкольников средней группы «Фестиваль народов России» Управление Образования Администрации Ленинского муниципального района Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский.

Занятие по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию для подготовительной группы «Символика нашего края. Кубань» Конспект занятия по духовно — нравственному и патриотическому воспитанию для подготовительной группы: «Символика нашего края».Цель : познакомить.

План-конспект занятия в подготовительной группе по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Моя семья» Пояснительная записка: Цель: обобщать представления у детей о семье, о ценностях семьи. Задачи: 1. Обобщать представления детей о семье:.

Проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Ангел-хранитель» с детьми дошкольного возраста 3–7 лет Проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Ангел-хранитель» с детьми дошкольного возраста 3 – 7 лет. Проект выполняла:.

Занятие по духовно-нравственному воспитанию «Никто не забыт, ничто не забыто» Занятие по духовно-нравственному воспитанию на тему: «Ни кто не забыт, ни что не забыто» Цель: воспитывать духовно-нравственные и патриотические.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector