0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Страстная Пятница и псалмы невинного страдальца

Какие молитвы нужно читать в Страстную пятницу дома

Какие молитвы читать в Страстную пятницу, в этот особый день на Страстной неделе перед Пасхой?

В Страстную пятницу Христос был предан суду и распят на кресте. Спаситель скончался в 3 часа по полудню, а в субботу все оплакивали умершего. Страстная пятница – это без преувеличения великий, драматичный день, который и сегодня требует от нас особого настроя и уважения.

Конечно, в такие минуты верующие стремятся принять участие в богослужении, а еще – как следует подготовиться к Светлой Пасхе.

И поэтому нужно знать, какие молитвы читать в Страстную пятницу, как молиться и что читать дома. Подробные ответы на эти вопросы, а также комментарии священнослужителя приведены ниже.

Богослужение Страстную в пятницу

Богослужение в Великую пятницу на Страстной седмице имеет несколько отличий от традиционных церковных служб.

В Великую пятницу на Страстной седмице не совершается Литургия. Ведь именно в этот день распяли Христа, который сам стал жертвой во спасение всех грешников. К тому же основная служба уделяет внимание только страданиям и смерти Господа, который пролежал в гробнице два полных дня, а воскрес на третий (на Пасху).

Главная икона службы – плащаница. Она представляет собой ткань, на которой вышито изображение тела умершего Христа.

Вся служба является благоговейным бдением перед гробом Христа, который и олицетворяет плащаница. По сути, это выражение скорби по умершему – своеобразная панихида в память о Спасителе, павшем жертвой несправедливого земного суда.

Ход службы в церкви следующий:

  1. Бдение начинается в обеденные часы; сначала поются погребальные тропари, затем псалом 118. В этом чтении заключен свой священный смысл: почтение Господа, сопричастность с его страданиями, а также прославление Святой Троицы.
  2. Затем происходит освящение храма, после чего провозглашается новость о женщинах, которые пришли к гробу.
  3. После этого, примерно в 15 часов по местному времени, осуществляется чин выноса плащаницы. Ведь именно в это время великой пятницы Христос умер, произнеся последние слова: «Отче, в руки твои предаю мой дух».
  4. Священнослужители берут плащаницу, подходя к ней с каждой стороны по три человека, после чего икона в торжественном крестном ходе обносится вокруг храма. За священниками следуют верующие. Они поют песнопение «Святый Боже».
  5. Плащаница вносится в храм, устанавливается посередине храма на небольшом возвышении, украшенном цветами. Таким образом, икона напоминает гроб, в котором лежит умерший Спаситель. Так она пробудет вплоть до вечера следующего дня.
  6. Теперь каждый верующий может подойти и поклониться иконе, а также поцеловать пронзенные места – руки и ноги. Так совершается чин погребения плащаницы в пятницу перед Пасхой (текст богослужения единый, читается на старославянском языке).
  7. На следующий день, в субботу вечером плащаницу уносят на алтарь, где она пробудет до самой Пасхи, т.е. до следующего дня.

Что читать в Великую пятницу дома — тексты из Евангелия

Строгих правил о том, что надо читать дома на Страстную пятницу (молитвы или библейские тексты) не существует. Верующие регулярно читают Священное Писание и имеют полное право выбрать то место или произнести ту молитву, которая наиболее отражает их душевное состояние.

Однако вполне понятно, что в Страстную пятницу можно читать именно те молитвы и места Библии, которые посвящены последним дням жизни Христа. Вот 12 Евангелий, которые можно прочесть дома – особенно в тех случаях, если по каким-то причинам не удалось попасть в храм (именно эти места Библии читают в церкви).

Конечно, читать их все и сразу необязательно – можно просто выбрать наиболее значимые места, которые посвящены рассказу о последних днях жизни Христа.

Они есть в каждом Евангелии:

  • от Матфея, глава 27;
  • от Марка, глава 15;
  • от Луки, глава 23;
  • и от Иоанна, глава 19.

Страстная Пятница

Пятый день Страстной седмицы называется Великая Пятница. Это – самый главный для христиан день, когда Христос Сын Божий пострадал для искупления рода человеческого. В 2020-м году он приходится на 16 апреля.

Смысл Страстной Пятницы

Верующие вспоминают сегодня события двух тысячелетней давности. Это – кульминация и смысл всего христианства, для этого дня Спаситель пришел на землю, воплотился от Девы Марии. Христос в этот день претерпел страшные страдания, поругания, оплевания, избиения.

Тот, кто видел фильм Мэла Гибсона «Страсти Христовы», ужасался кровавым картинам мучений Христа. Некоторым зрителям даже становилось плохо физически. Но самом деле, зрелище было еще страшнее. Спаситель был полностью обнажен, на Него смотрели все, даже женщины. Распятие было самой страшной казнью для особо опасных преступников. Находившиеся на кресте испытывали удушье, для того чтобы вдохнуть воздуха, они постоянно двигались, подтягиваясь на руках. Это доставляло им страшную боль, от чего они теряли сознание.

Кроме того, обильные кровопотери вызывали обезвоживание, падение артериального давления, учащение пульса. Страдальцев мучила сильная жажда, но вместо воды им давали оцет – горький уксус, делалось это для того, чтобы они, выпив его, пришли в исступление, потеряли сознание, так легче переносить эти муки.

Читать еще:  Протоиерей Андрей Ефанов: Успехи и неудачи современной миссии

Затем у распятых начинались конвульсии. Смотреть на это зрелище могли совсем немногие. Но Матерь Божия, мироносицы и апостол Иоанн Богослов, как мы знаем из Евангелия, стояли там до конца. Трудно представить, что перенесла Пресвятая Богородица, смотря на ужасные муки Самого Дорогого Ей Человека на земле. Она осознавала, что ничем не может помочь Ему. Но и в самый страшный предсмертный момент Христос не забыл позаботиться о Ней. Теряя сознание, Он предал Ее заботе любимого ученика.

Умер Христос на кресте, по предположению современных медиков, от разрыва сердца.

Во время распятия Христа сбылись многие пророчества, в том числе: псалом 21 Давида («разделиша ризы моя себе» и др.). Перед кончиной на кресте Христос громко возопил: «Боже, Боже Мой, почто оставил Меня!», это и есть начальные строки этого псалма.

При размышлении об этих страшных муках Христа возникает вопрос: зачем же такие страдания, ведь Он мог просто принять смерть, чтобы искупить нас от прародительского греха. Зачем же бичевать Его, плевать, издеваться и бить Его?! На этот вопрос есть ответ: «Он понес грехи наши и мучим был за беззакония наша», как сказал пророк Исайя. Христос должен был понести на Себе грехи людей всего мира. Это нелегкое искупление выглядело именно таким образом. Он – и есть Агнец Непорочный, принесенный за грехи всех людей.

Распят был Христос на Голгофе, именно там было похоронено тело первого человека Адама. Кровь Христа, капающая с креста, просачивалась сквозь землю и омывала кости первого согрешившего человека. Именно поэтому евреи были приведены в эту землю, чтобы от них произошел Христос и искупил первородный грех таким образом.

В этот важный для всех христиан день все верующие хранят самый строгий пост. Сильные телом не едят вообще ничего сегодня. Усиливается и душевный пост, откладываются всякие земные суетные дела, помышления, тем более развлечения. Всякая плоть молчит и скорбит вместе с Распятым Христом.

Особенности Богослужения

Утреня Великой Пятницы служится накануне вечером. На ней читаются двенадцать отрывков из Евангелия, повествующие о страданиях Христа. Это – одна из самых красивых служб церковных. Во время нее поются умилительные тропари, стихиры, седальны, антифоны. Песнопение – светилен «Разбойника благоразумного» трогает своей глубиной, красотой. Часто исполняется на концертах отдельно.

Утром в Великую Пятницу читаются Царские часы, Литургии не положено в этот скорбный день. На каждом часе читается апостол и Евангелие. После полудня, время когда Христос скончался на кресте, начинается вечерня. После «Ныне отпущаеши» поются тропари «Благообразный Иосиф», во время которого Плащаница выносится священнослужителями из алтаря и с каждением полагается на середину храма.

Затем бывает целование Плащаницы, которая символизирует ту самую плащаницу, которой Иосиф с Никодимом обвили тело Христа перед положением во гроб.

После этого читается канон «Плач Богоматери», а потом начинается утреня с крестным ходом, символизирующим погребение Христа.

Православная Жизнь

Main menu

Вы здесь

Службы конца Страстной седмицы: интересные факты

Что особенного в службах Великого Четверга, Пятницы и Субботы.

Начинаются последние дни Страстной седмицы. Если первые дни этой святой недели были посвящены последним дням общественного служения Спасителя, то в эти дни уже непосредственнно воспеваются страдания, смерть и погребение Иисуса Христа. Богослужения этих дней не похожи ни на какие другие службы и представляют вершину нашего церковного года.

В Великий Четверг Церковь вспоминает Тайную вечерю и установление Таинства Причащения, поэтому все богослужение этого дня пронизано темой Евхаристии. В большинстве храмов богослужения Великого Четверга начинаются в среду вечером – служится утреня Великого Четверга. На этой службе поется удивительно красивый канон «Сеченое сечется море Чермное» (на русском – «Ударом рассекается Красное море»). В этом каноне приводятся различные ветхозаветные образы Евхаристии, а также в красивой художественной форме повествуется о событиях Тайной вечери.

Патриарх Кирилл совершает Чин умовения ног в Великий Четверг

Утром в Четверг совершается Литургия, на которой по традиции и Уставу должны все причащаться Святых Таин, ведь эта Литургия служится в честь установления Первой Литургии. По Церковному Уставу она должна совершаться вечером, как и Тайная вечеря, но сейчас это трудноисполнимо. Все это богослужение нас переносит в горницу, где Христос совершал Ветхозаветную Пасху со своими учениками, и основное песнопение этого дня – «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими» (на русском «Вечери Твоей таинственной сегодня прими меня участником, Сын Божий») – напоминает нам, что при совершении каждой Литургии мы не приносим новую Жертву, а становимся невидимыми участниками Той первой Евхаристии, совершенной Спасителем со своими учениками.
В крупных храмах епископами в этот день на этом богослужении совершается еще один чин, который также нас переносит в Сионскую горницу – Чин омовения ног. Епископ умывает ноги двенадцати священникам в память того, как Спаситель омыл ноги своих учеников.

Чтение 12-ти Евангелий

Богослужения Великой Пятницы непосредственно посвящены рассказу о Страстях Христовых. Первая служба этого дня тоже служится по традиции в четверг вечером. Согласно нашему Уставу, она называется «Последование Страстей Господа нашего Иисуса Христа», но повсеместно – службой 12 Евангелий, по числу отрывков из Евангелия, которые читаются на этой службе. Чтобы понять, откуда взялись эти евангельские отрывки, нужно посмотреть на историю этого богослужения. Эта служба восходит к службе в Иерусалиме в середине первого тысячелетия. Богослужения Великой Пятницы тогда в Иерусалиме совершались не в одном храме, а по всему городу. В ночь с Великого Четверга на Пятницу люди собирались сначала в Гефсиманском саду. Там читалось Евангелие о взятии Спасителя под стражу, затем священство и верующие с пением различных гимнов, посвященных страданию Спасителя, шли к месту, где Иисуса Христа допрашивали, там тоже читалось Евангелие, затем также с гимнами шли к дворцу Пилата и т. д. Именно это богослужение послужило основой для нашей службы 12 Евангелий. Евангелия соответствуют остановкам этой иерусалимской процессии, а исполняемые между ними песнопения – тем гимнам, которые пелись во время движения этого крестного хода.

Читать еще:  О коронавирусе и христианстве размышления игумена Нектария

Утром в Великую Пятницу совершаются царские часы. Свое название они получили из-за того, что в Константинополе обычно император приходил на богослужение во время Литургии и на часах не присутствовал. Но в Великую Пятницу на часах читается Евангелие о Страстях Христовых, поэтому в этот день он приходил к часам. Всего в нашем православном богослужении совершается четыре службы часов – первый, третий, шестой и девятый. Это число совпадает с числом Евангелистов, поэтому на каждом часе помимо псалмов, ветхозаветных пророчеств о Страданиях Христа читается рассказ о Страстях одного евангелиста.

Чин изнесения Плащаницы

Вечером в Великую Пятницу, а кое-где сразу после царских часов, совершается вечерня Великой Пятницы. На ней снова читается Евангелие о Страстях Христовых, но уже составленное по частям от каждого евангелиста, чтобы получилось большое и цельное повествование. Таким образом, в Страстную Пятницу мы слышим рассказ о страданиях Господа в трех вариантах: сначала небольшими отрывками в службе 12 Евангелий, затем целиком каждого евангелиста, а в конце – составное повествование. Все это помогает в полной мере понять и прочувствовать Таинство нашего Спасения.

В конце вечерни Великой Пятницы в центр храма износится Плащаница – плат большого размера с вышитым или живописным изображением лежащего во гробе Иисуса Христа, далее перед этим образом поется один из самых пронзительных канонов в нашем богослужении – Канон на плач Богородицы. Он представляет собой плач и сетования Богородицы во время страданий и погребения Спасителя.

Крестный ход с Плащаницей

Великая Суббота – самый уникальный день в году. Вроде это еще Страстная седмица, но через все богослужение уже проходит тема грядущей Пасхи. Вечером в пятницу, а в некоторых храмах глубоко ночью, совершается удивительная служба – Погребение Спасителя. Над Плащаницей священники и хор поют 118-й псалом (который обычно читают над усопшим), но к каждому стиху этого псалма прибавляется еще и маленькое песнопение. Эти песнопения называются похвалами: они то переносят нас ко Гробу Спасителя, то воспевают Его сошествие во ад, то и вовсе говорят о будущем Воскресении. Далее поется воскресное песнопение «Ангельский собор», в котором говорится о мироносицах, пришедших ко гробу. Пасха все больше и больше захватывает богослужение. В конце этой службы совершается крестный ход с Плащаницей. У этого крестного хода двоякое объяснение: он символизирует и погребение Христа, и сошествие Его во ад.

Утром в Великую Субботу совершается Литургия. Она предваряется долгим чтением 15 отрывков из Ветхого Завета, в которых содержатся пророчества о Воскресении Иисуса Христа. Такое большое количество чтений связано с тем, что в древности в Константинополе в этот момент в баптистерии крестили оглашенных. Крещение должно было закончиться со чтением отрывков, чтобы под пение гимна «Елицы во Христа крестистеся» новокрещеные вошли бы в храм. Массового крещения в этот день уже давно нет, но ветхозаветные чтения, гимн «Елицы», а также чтение из Послания апостола Павла к римлянам о крещении осталось. Завершается это богослужение благословением хлеба и вина. В древности люди, подкрепившись, не уходили домой, а оставались в храме слушать назидательное чтение и готовиться встретить Пасху.

Таким образом, все службы Страстной седмицы исполнены глубокого смысла, который помогает нам пережить страдания Господа, а самое главное – подготовиться к Празднику Праздников – Светлому Воскресению Христову, Пасхе Божией спасительной.

Страстная Пятница и псалмы невинного страдальца

Февраль 17th 2010 —

Вечером этого же дня совершается Утреня Великой пятницы, или служба 12-ти Евангелий, как обычно называют это богослужение. Все это богослужение посвящено благоговейному воспоминанию спасительных страданий и крестной смерти Богочеловека. Каждый час этого дня есть новый подвиг Спасителя, и отголосок этих подвигов слышится в каждом слове богослужения. В нем Церковь раскрывает пред верующими полную картину страданий Господних, начиная от кровавого пота в Гефсиманском саду и до Голгофского распятия. Перенося нас мысленно через минувшие века, Церковь как бы подводит нас к самому подножию креста Христова и делает нас трепетными зрителями всех мучений Спасителя. Верующие внимают Евангельским повествованиям с зажженными свечами в руках, и после каждого чтения устами певчих благодарят Господа словами: «Слава долготерпению Твоему, Господи!» После каждого чтения Евангелия соответственно ударяют в колокол.

1) Иоанн 13:31-18:1 (Прощальная беседа Спасителя с учениками и Его молитва на Тайной вечери).

2) Иоанн 18:1-28 (Взятие под стражу Спасителя в Гефсиманском саду и страдания Его у первосвященника Анны).

Читать еще:  Опять у меня проблемы – когда, Господи, Ты от них спасешь?

3) Матфей 26:57-75 (Страдания Спасителя у первосвященника Каиафы и отречение Петра).

4) Иоанн 18:28-40, 19:1-16 (Страдания Господа на суде у Пилата).

5) Матфей 27:3-32 (Отчаяние Иуды, новые страдания Господа у Пилата и осуждение на распятие).

6) Марк 15:16-32 (Путь Господа на Голгофу и Его крестные страдания).

7) Матфей 27:34-54 (О крестных страданиях Господа; чудесные знамения, сопровождавшие Его смерть).

8) Лука 23:23-49 (Молитва Спасителя за врагов и раскаяние благоразумного разбойника).

9) Иоанн 19:25-37 (Слова Спасителя со креста к Богородице и апостолу Иоанну, смерть и прободение ребра).

10) Марк 15:43-47 (Снятие тела Господа со креста).

11) 19:38-42 (Никодим и Иосиф погребают Христа).

12) Матфей 27:62-66 (Приставление стражи к гробу Спасителя).

В промежутках между Евангелиями поются антифоны, которые выражают негодование по поводу предательства Иуды, беззакония иудейских начальников и духовной слепоты толпы. «Какая причина сделала тебя, Иуда, предателем Спасителя? — говорится здесь. — От лика ли апостольского Он тебя отлучил? Или дара исцелений тебя лишил? Или совершая Вечерю с остальными, тебя к трапезе не допустил? Или других ноги умыл, а твои презрел? О, скольких благ ты, неблагодарный, удостоился.» И далее как бы от лица Господа хор обращается к древним иудеям: «Люди Мои, что сделал Я вам или чем обидел вас? Слепцам вашим открыл зрение, прокаженных очистил, человека на одре восставил. Люди мои, что Я сотворил вам и что вы Мне воздали: за манну — желчь, за воду [в пустыне] — уксус, вместо любви ко Мне ко кресту пригвоздили Меня; не буду терпеть вас более, призову Мои народы, и они Меня прославят со Отцом и Духом, и Я дарую им жизнь вечную.»

После шестого Евангелия и чтения «блаженных» с тропарями следует канон трипеснец, передающий в сжатой форме последние часы пребывания Спасителя с апостолами, отречение Петра и муки Господа и поется трижды светилен. Приводим здесь ирмосы этого канона.

Песнь первая:

К Тебе Утреннюю, милосердия ради Себе истощившему непреложно, и до страстей преклоншемуся, Слове Божий, мир подаждь ми падшему, Человеколюбче.

Песнь восьмая:

Столп злобы Богопротивныя Божественнии отроцы обличаша; на Христе же шатающееся беззаконных соборище советует тщетная, убити поучается живот Держащаго длинию. Его же вся тварь благословит, славящи во веки.

Песнь девятая:

Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова Рождшую, Сущую Богородицу Тя величаем.

После канона хор поет трогательный эсзапостиларий, в котором вспоминается покаяние разбойника.

Разбойника благоразумнаго во едином часе раеви сподобил еси, Господи, и мене древом крестным просвети и спаси мя.

На Всякое дыхание стихира:

Кийждо уд пречистыя Его плоти безчестие нас ради претерпе; глава — терние, лице — оплевание, челюсти — заушения, уста — в отце растворенную желчь с уксусом, ушеса — хуления злочестивая, плещи — биения, и рука — трость, всего телесе протяжение на кресте, членов — гвоздия и ребра — копие.

Пред концом службы (отпустом) хор поет тропарь: Искупил ны еси от клятвы законныя (Ты избавил нас от проклятий [ветхозаветного] закона) честною Твоею кровию на крестепригвоздився и копием прободся; безсмертие источил еси человеком, Спасе наш, слава Тебе.

Существует древний обычай после последнего Евангелия не гасить свою свечу, но принести ее домой горящую и ее пламенем сделать маленькие крестики вверху каждой двери дома (чтобы сохранить дом от всякого зла, Исх. 12:22). Этой же свечей зажигают лампаду перед иконами.

Великая пятница

В Великую пятницу, в самый день смерти Спасителя, в знак особой скорби Литургия не совершается. Вместо нее служатся Царские часы, которые полностью посвящаются событиям этого дня.

Около трех часов после обеда совершается Вечерня с выносом плащаницы (изображение Спасителя, снятого с креста). В начале вечерни после 103-го псалма поются стихиры на «Господи воззвах:»

Вся тварь изменяшеся страхом, зрящи Тя на кресте висима, Христе: солнце омрачашеся, и земли основание сотрясахуся. Вся сострадаху Создавшему вся. Волею нас ради потерпевый, Господи, слава Тебе.

Во время входа с кадилом хор поет:

Страшное, и преславное таинство днесь действуемо зрится: Неосязаемый удерживается; вяжется Разрешаяй Адама от клятвы; Испытуяй сердца и утробы неправедно испытуется; в темнице затворяется, Иже бездну затворивый; Пилату предстоит, Ему же трепетом предстоит небесныя силы; заушается рукою создания Создатель; на древо осуждается Судяй живым и мертвым; во гробе заключается Разоритель ада.

После входа читаются три паремии. Первая из них повествует о явлении пророку Моисею славы Божией (Исх. 33:11-23). Моисей, молившийся за согрешивший еврейский народ, служил прообразом всемирного Голгофского Ходатая, Иисуса Христа. Вторая паремия повествует, как Бог благословил Иова за его терпеливое перенесение страданий (Иов 42:12-16). Иов служил прообразом невинного Божественного Страдальца Иисуса Христа, возвратившего людям благословение Отца Небесного. В третьей паремии приводится пророчество Исаии об искупительных страданиях Спасителя (Ис. 53:1-12).

Чтение Апостола говорит о Божественной Премудрости, открывшейся в Кресте Господнем (1 Кор. 1:18-2:2). Евангельское чтение, составленное из нескольких Евангелий, повествует в последовательном порядке о событиях в связи с распятием и смертью Господа Иисуса Христа. После ектений хор поет _стихиры на стиховне. Во время последней стихиры, приведенной ниже, священник трижды кадит плащаницу, лежащую на престоле.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector