2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Страстная cедмица: традиции, богослужения, проповеди

Страстная седмица

Великая Пятница. Распятие, VIII в, Синай О страстях Спасителя и Страстной седмице

Дни Страстной седмицы

Богослужение

Богослужебные особенности Страстной

Иконография

Страстной седмицей, или Страстной неделей называется последняя неделя перед Пасхой, посвященная воспоминаниям о последних днях земной жизни Спасителя, о Его страданиях, распятии, крестной смерти, погребении. Эта неделя особо чтится Церковью. «Все дни, – говорится в Синаксаре, – превосходит Святая и Великая Четыредесятница, но больше Святой Четыредесятницы Святая и Великая седмица (Страстная), и больше самой Великой седмицы сия Великая и Святая Суббота. Называется эта седмица Великою не потому, что ее дни или часы больше (других), но потому, что в эту седмицу совершились великие и преестественные чудеса и чрезвычайные дела нашего Спасителя…»

Великая Пятница. Распятие. Фреска церкви св.Николая в Прилепе, Македония. XII-XIII в.

По свидетельству святителя Иоанна Златоуста первые христиане, горя желанием неотступно быть с Господом в последние дни Его жизни, в Страстную седмицу усиливали моления и усугубляли обыкновенные подвиги поста. Они, подражая Господу, претерпевшему единственно по любви к падшему человечеству беспримерные страдания, старались быть добрыми и снисходительными к немощам братий своих и больше творить дела милосердия, считая неприличным произносить осуждение во дни нашего оправдания кровию Непорочного Агнца, прекращали в эти дни всякие тяжбы, суды, споры, наказания и даже освобождали на это время от цепей узников в темницах, виновных не в уголовных преступлениях.

Каждый день Страстной недели – великий и святой, и в каждый из них во всех церквях совершаются особые службы. Богослужения Страстной седмицы особо величественны, украшены мудро расположенными пророческими, апостольскими и евангельскими чтениями, возвышеннейшими, вдохновенными песнопениями и целым рядом глубоко знаменательных, благоговейных обрядов. Все, что в Ветхом Завете было только предызображено или сказано о последних днях и часах земной жизни Богочеловека, – все это Святая Церковь сводит в один величественный образ, который постепенно и раскрывается пред нами в Богослужениях Страстной седмицы. Вспоминая в Богослужении события последних дней земной жизни Спасителя, Святая Церковь внимательным оком любви и благоговением следит за каждым шагом, вслушивается в каждое слово грядущего на вольную страсть Христа Спасителя, постепенно ведет нас по стопам Господа на протяжении всего Его крестного пути, от Вифании до Лобного места, от царственного входа Его в Иерусалим и до последнего момента Его искупительных страданий на кресте, и далее – до светлого торжества Христова Воскресения. Все содержание служб направлено к тому, чтобы чтением и песнопениями приблизить нас ко Христу, сделать нас способными духовно созерцать таинство искупления, к воспоминанию которого мы готовимся.

Первые три дня этой седмицы посвящены усиленному приготовлению к страстям Христовым. В соответствии с тем, что Иисус Христос пред страданиями все дни проводил в храме, уча народ, Святая Церковь отличает эти дни особенно продолжительным Богослужением. Стараясь собрать и сосредоточить внимание и мысли верующих вообще на всей Евангельской истории воплощения Богочеловека и Его служения роду человеческому, Святая Церковь в первые три дня Страстной седмицы прочитывает на часах все Четвероевангелие. Беседы Иисуса Христа после входа в Иерусалим, обращенные то к ученикам, то к книжникам и фарисеям, развиваются и раскрываются во всех песнопениях первых трех дней Страстной седмицы. Так как в первые три дня Страстной седмицы совершились различные многознаменательные события, которые имеют самое близкое отношение к страстям Христовым, то и эти события благоговейно воспоминаются Святой Церковью в те самые дни, в которые они совершились. Таким образом, Святая Церковь в эти дни неотступно ведет нас за Божественным Учителем, с Его учениками, то в храм, то к народу, то к мытарям, то к фарисеям и всюду просвещает нас теми именно словами, которые предлагал Сам Он слушателям Своим в эти дни.

Подготовляя верующих к крестным страданиям Спасителя, Святая Церковь Богослужению первых трех дней Страстной седмицы придает характер печали и сокрушения о нашей греховности. Вечером среды оканчивается великопостное Богослужение, в церковных песнопениях замолкают звуки плача и сетований грешной души человеческой и наступают дни иного плача, пронизывающего все Богослужение, – плача от созерцания ужасающих мучений и крестных страданий Самого Сына Божия. В то же время и другие чувства – неописуемой радости за свое спасение, беспредельной благодарности Божественному Искупителю – переполняют душу верующего христианина. Оплакивая безвинно страждущего, поруганного и распятого, проливая горькие слезы под крестом своего Спасителя, мы испытываем и невыразимую радость от сознания, что распятый на кресте Спаситель совоскресит с Собою и нас, погибающих.

Присутствуя в Страстную седмицу на церковных службах, представляющих все события последних дней Спасителя как бы совершающимися пред нами, мы проходим мысленно всю величественно трогательную и безмерно назидательную историю страданий Христовых, мыслью и сердцем своим «сшествуем Ему и сораспинаемся Ему». Святая Церковь призывает нас в эту неделю оставить все суетное и мирское и последовать за нашим Спасителем. Отцы Церкви так составили и расположили богослужения Страстной недели, что в них отражаются все страдания Христовы. Храм в эти дни попеременно представляет собой то Сионскую горницу и Гефсиманию, то Голгофу. Богослужения Страстной седмицы Святая Церковь обставила особым внешним величием, возвышенными, вдохновенными песнопениями и целым рядом глубоко знаменательных обрядов, которые совершаются только в эту седмицу. Поэтому, кто постоянно пребывает в эти дни на богослужении в храме, тот видимо идет за Господом, грядущим на страдания.

Понедельник, вторник и среда Страстной седмицы посвящены воспоминанию последних бесед Спасителя с учениками и народом. В каждый из этих трех дней Евангелие читается на всех службах, полагается прочитать все четыре Евангелия. Но кто может, тот непременно должен сам читать эти места из Евангелия дома и для себя, и для других. Указание, что надо читать, можно найти в церковном календаре. При слушании в церкви, из-за большого количества читаемого, многое может ускользать от внимания, а домашнее чтение позволяет следовать за Господом всеми мыслями и чувствами. При внимательном чтении Евангелий страдания Христовы, оживая, наполняют душу неизъяснимым умилением… Поэтому, читая Евангелие, невольно переносишься в уме на место событий, принимаешь участие в происходящем, идешь за Спасителем и страждешь с Ним. Необходимо также благоговейное размышление о Его страданиях. Без этого размышления мало плодов принесет и присутсвие в храме, и слышание, и чтение Евангелия. Но что значит – размышлять о страданиях Христа, и как размышлять? Прежде всего представьте в своем уме страдания Спасителя как можно живее, по крайней мере, в главных чертах, например: как Он был предан, судим и осужден; как Он нес крест и был вознесен на крест; как вопиял к Отцу в Гефсимании и на Голгофе и предал Ему дух Свой: как был снят с креста и погребен… Потом спросите самого себя, за что и для чего претерпел столько страданий Тот, Кто не имел никакого греха, и Который, как Сын Божий, мог всегда пребывать в славе и блаженстве. И еще спросите себя: что требуется от меня для того, чтобы смерть Спасителя не оставалась для меня бесплодной; что я должен делать, чтобы действительно участвовать в спасении, приобретенном на Голгофе для всего мира? Церковь учит, что для этого требуется усвоение умом и сердцем всего учения Христова, исполнение заповедей Господних, покаяние и подражание Христу в благой жизни. После этого совесть сама уже даст ответ, делаете ли вы это… Такое размышление (а кто не способен на него?) удивительно скоро приближает грешника к его Спасителю, тесно и навсегда союзом любви связует с крестом Его, сильно и живо вводит в участие того, что происходит на Голгофе.

Путь Страстной седмицы – путь поста, исповеди и причащения, иначе говоря – говения, для достойного причащения святых Таин в эти великие дни. И как же не говеть в эти дни, когда отъемлется жених душ (Мф. 9, 15), когда Он Сам алчет у бесплодной смоковницы, жаждет на кресте? Где еще слагать тяжести грехов посредством исповеди, как не у подножия креста? В какое время лучше причащаться из Чаши жизни как не в наступающие дни, когда она подается нам, можно сказать, из рук Самого Господа? Поистине, кто, имея возможность приступать в эти дни к Святой Трапезе, уклоняется от нее, тот уклоняется от Господа, бежит от своего Спасителя. Путь Страстной седмицы – оказывать, во имя Его, помощь бедным, больным и страждущим. Путь этот может казаться отдаленным и непрямым, но на самом деле он чрезвычайно близок, удобен и прям. Спаситель наш столь любвеобилен, что все, делаемое нами во имя Его для бедных, больных, бездомных и страждущих Он усвояет лично Себе Самому. На Страшном Суде Своем Он потребует у нас особенно дел милосердия к ближним и на них утвердит наше оправдание или осуждение. Помня это, никогда не пренебрегайте драгоценной возможностью облегчать страдания Господа в Его меньшей братии, а особенно воспользуйтесь ей в дни Страстной седмицы – одев, например, нуждающегося, вы поступите как Иосиф, давший плащаницу. Вот главное и доступное каждому, с чем православный христианин в Страстную седмицу может следовать за грядущим на страдания Господом.

Читать еще:  Молитвы Серафиму Саровскому: о чем просят святого?

Проповедь Страстная седмица: Поклоняемся страстям твоим…

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Ка­ж­дый день Стра­ст­ной сед­ми­цы, по­след­ней не­де­ли жиз­ни Иису­са Хри­ста, от­ме­чен ка­ким-то осо­бен­но важ­ным со­бы­ти­ем. Бо­лее все­го чувствуешь это сам, ко­гда об­ра­ща­ешь­ся к еван­гель­ско­му рас­ска­зу о страдани­ях Хри­сто­вых и мыс­лен­но со­зер­ца­ешь мес­та, где про­ис­хо­ди­ли эти со­бы­тия.

В пер­вые три дня этой не­де­ли ули­цы древ­не­го Ие­ру­са­ли­ма сно­ва услы­ша­ли бес­смерт­ные сло­ва Гос­под­не­го уче­ния. Хри­стос в ка­нун Сво­их стра­да­ний сно­ва учил и изо­бли­чал, об­ра­ща­ясь к на­ро­ду, к иу­дей­ским старшинам и вла­сти.

В По­не­дель­ник, ука­зы­вая на рим­ский ди­на­рий, Он учил то­му, что нуж­но от­да­вать ке­са­рю ке­са­ре­во, а Бо­жие — все же от­да­вать Бо­гу. В этот же день Свя­тая Цер­ковь на­по­ми­на­ет нам о бес­плод­ной смо­ков­ни­це как сим­во­ле бес­плод­ной ду­ши че­ло­ве­ка, ко­то­рый не при­но­сит ис­тин­но­го пло­да по­кая­ния, а толь­ко ли­це­мер­но вы­пол­ня­ет внеш­ние пред­пи­са­ния за­ко­на.

Во Втор­ник Спа­си­тель, об­ра­ща­ясь к пред­во­ди­те­лям иу­дей­ско­го наро­да — фа­ри­се­ям и книж­ни­кам — сно­ва гроз­но осу­ж­да­ет ли­це­ме­рие. Слово Гос­по­да бы­ло пре­ис­пол­не­но та­кой си­лы и гне­ва, что вы­зва­ло потрясение в иу­дей­ском об­ще­ст­ве. Хри­стос срав­нил фа­ри­се­ев с окрашенными гро­ба­ми, «ко­то­рые сна­ру­жи ка­жут­ся кра­си­вы­ми, а внут­ри полны кос­тей мерт­вых и вся­кой не­чис­то­ты» (Мф. 23, 27). В этот же день Хри­стос, от­хо­дя на Ве­ли­кий Жерт­вен­ный Под­виг, об­ра­ща­ет­ся к ка­ж­до­му из нас: «Бодр­ст­вуй­те, по­то­му что не знае­те ни дня, ни ча­са, в ко­то­рый при­идет Сын Че­ло­ве­че­ский» (Мф. 25, 13).

Ве­ли­кая Сре­да пе­ре­но­сит нас в Ви­фа­нию, в дом Си­мо­на прокаженно­го, где про­ис­хо­дят два со­бы­тия, ко­то­рые об­раз­но по­ка­зы­ва­ют нам два пу­ти че­ло­ве­че­ской жиз­ни.

К Гос­по­ду по­до­шла жен­щи­на с ала­ва­ст­ро­вым со­су­дом дра­го­цен­но­го ми­ра и, раз­бив со­суд, вы­ли­ла ми­ро Ему на го­ло­ву. В от­вет на изум­ле­ние и воз­му­ще­ние уче­ни­ков, Спа­си­тель от­ве­тил, что, вы­лив ми­ро это, «она доб­рое де­ло сде­ла­ла» (Мк. 14, 6), по­то­му что та­ким об­ра­зом за­го­дя при­го­то­ви­ла Его к по­гре­бе­нию. «Ис­тин­но го­во­рю вам: где ни бу­дет про­по­ве­да­но Еван­ге­лие сие в це­лом ми­ре, ска­за­но бу­дет, в па­мять ее, и о том, что она сде­ла­ла» (Мк. 14, 9).

В тот же ве­чер про­изош­ло еще од­но со­бы­тие, в ко­то­ром про­явил­ся са­мый мерз­кий из при­су­щих че­ло­ве­ку не­дос­тат­ков. Уче­ник пре­да­ет сво­его Учи­те­ля. «Один из две­на­дца­ти, на­зы­вае­мый Иу­да Ис­ка­ри­от, по­шел к первосвя­щен­ни­кам и ска­зал: что вы да­ди­те мне, и я вам пре­дам Его? Они пред­ло­жи­ли ему три­дцать среб­рен­ни­ков» (Мф. 26, 14–15).

Оче­вид­но, что ме­ж­ду жерт­вой Ма­рии и пре­да­тель­ст­вом Иу­ды сущест­ву­ет связь, и она от­нюдь не слу­чай­на. Ми­ро­но­си­ца Ма­рия и Иу­да Иска­ри­от яв­ля­ют­ся во­пло­ще­ния­ми двух диа­мет­раль­но про­ти­во­по­лож­ных взгля­дов на мир и че­ло­ве­ка, и при­ми­рить раз­де­ляю­щие их про­ти­во­ре­чия невоз­мож­но.

В Ве­ли­кий Чет­верг Свя­тая Цер­ковь со­би­ра­ет всех нас, пра­во­слав­ных хри­сти­ан, в Си­он­ской гор­ни­це Ие­ру­са­ли­ма за од­ной об­щей Тай­ной Ве­че­рей Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста с Его уче­ни­ка­ми. На ней бы­ло ус­та­нов­ле­но Та­ин­ст­во Ев­ха­ри­стии — при­час­тия Те­ла и Кро­ви Хри­сто­вых.

«И ко­гда они ели, Иисус взял хлеб и, бла­го­сло­вив, пре­ло­мил и, разда­вая уче­ни­кам, ска­зал: при­ми­те, яди­те: сие есть Те­ло Мое. И, взяв ча­шу и бла­го­да­рив, по­дал им и ска­зал: пей­те из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Ново­го За­ве­та, за мно­гих из­ли­вае­мая во ос­тав­ле­ние гре­хов» (Мф. 26, 26–28).

Это та­ин­ст­во и по се­го­дняш­ний день со­вер­ша­ет­ся за ка­ж­дой Божествен­ной ли­тур­ги­ей в на­ших хра­мах, пре­вра­щая нас в со­тра­пез­ни­ков Хри­сто­вых апо­сто­лов.

За ве­чер­ним бо­го­слу­же­ни­ем в этот день со­вер­ша­ет­ся чинопоследование две­на­дца­ти Еван­ге­лий. По дав­ней пра­во­слав­ной тра­ди­ции, во вре­мя их чте­ния ве­рую­щие сто­ят в церк­ви с за­жжен­ны­ми све­ча­ми, которые по­том при­но­сят до­мой, ос­вя­ща­ют свое жи­лье и за­жи­га­ют от них лам­па­ды. В Еван­ге­ли­ях, ко­то­рые чи­та­ют в этот ве­чер, по­ве­ст­ву­ет­ся о страдани­ях и кре­ст­ной смер­ти Спа­си­те­ля.

В Геф­си­ман­ском са­ду в этот свя­той ве­чер мы ста­но­вим­ся свидетелями мо­лит­вы Хри­ста до кро­ва­во­го по­та, ко­то­рый ка­п­ля­ми па­дал на зем­лю. Вот мы ви­дим как при­бли­жа­ет­ся ка­ра­ул, и быв­ший уче­ник лицемерным «Ра­дуй­ся» и ко­вар­ным по­це­лу­ем пре­да­те­ля от­да­ет на смерть Учи­те­ля.

А даль­ше ого­вор, не­пра­вед­ный суд, из­де­ва­тель­ст­во, по­бои, насмешки, оп­ле­вы­ва­ния…

И Ве­ли­кая Пят­ни­ца — са­мый скорб­ный день в цер­ков­ном го­ду. Это день, ко­гда вспо­ми­на­ют­ся Свя­тые спа­си­тель­ные Стра­сти Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста, ко­гда со­вер­ши­лись рас­пя­тие и кре­ст­ная смерть Спа­си­те­ля.

Кре­ст­ная смерть Хри­ста про­изош­ла по Еван­ге­лию в де­вять ча­сов, что со­от­вет­ст­ву­ет при­бли­зи­тель­но треть­ему ча­су дня по ны­неш­не­му времени. По­это­му по­сле по­луд­ня в хра­мах со­вер­ша­ет­ся вы­нос из ал­та­ря на се­ре­ди­ну хра­ма пла­ща­ни­цы — ши­то­го или ико­но­пис­но­го изо­бра­же­ния снятого с Кре­ста те­ла Спа­си­те­ля.

Рас­пят Спа­си­тель. Бо­же­ст­вен­ная Лю­бовь от­да­на на по­ру­га­ние, Божест­вен­ное Ми­ло­сер­дие при­гво­ж­де­но к Дре­ву, Бо­же­ст­вен­ная Кро­тость исте­ка­ет Кро­вью. Ка­кая жи­вая ду­ша не за­тре­пе­щет, с ужа­сом гля­дя на это? В тот страш­ный день за­тем­ня­лось солн­це, дро­жа­ла зем­ля, рас­па­да­лись кам­ни, и мерт­ве­цы, не вы­дер­жи­вая про­ис­хо­дя­ще­го, ос­тав­ля­ли свои мо­ги­лы. Страш­но и пред­ста­вить се­бе по­доб­ное, но еще страш­нее осоз­нать, что ка­ж­дый из нас ви­но­ват в стра­да­ни­ях и смер­ти Сы­на Бо­жиего. Рас­пя­тый стра­дал за злодеяния и гре­хи всех по­ко­ле­ний лю­дей, ко­то­рые бы­ли и бу­дут до кон­ца ми­ра. Иисус Хри­стос рас­пят за нас, увяз­ших в гре­хах…

В те бес­ко­неч­ные мгно­ве­ния пре­чис­тое те­ло Бо­го­че­ло­ве­ка раз­ди­ра­ли все ис­тя­за­ния, при­ду­ман­ные че­ло­ве­че­ской зло­бой… Гос­подь пе­ре­жил душевные скор­би всех тех, что жи­ли, и тех, что жи­вут сей­час, вы­пла­кал слезы всех от­цов и ма­те­рей, во­брал в Свое серд­це ги­бель всех че­ло­ве­че­ских сы­но­вей и до­че­рей. Тер­пя Кре­ст­ные му­ки, Гос­подь про­ли­вал свою кровь и от­да­вал Свою жизнь за гре­хи все­го че­ло­ве­че­ст­ва, но пре­ж­де все­го — во искуп­ле­ние пер­во­род­но­го гре­ха, со­вер­шен­но­го на за­ре ис­то­рии.

«Свер­ши­лось», — бы­ли Его по­след­ние сло­ва на Кре­сте. И ис­пус­тил дух.

Страстная седмица

Великий пост длится в течение сорока дней. Это – время покаяния, исправления жизни. По окончании поста следуют два праздника: Лазарева суббота и Вербное воскресенье. В эти дни бывает послабление поста, можно вкушать рыбную икру (на Лазареву субботу) и рыбу (в Вербное воскресенье). Эти два праздника не относятся к Великому посту.

По прошествии этих двух праздников наступает седмица особой строгости в воспоминание Страшных Страданий Христа. Эта торжественная и скорбная седмица посвящена страданиям Христа. Она не входит в число дней Великого поста и стоит особо. Все дни этой седмицы называются «Великими» (Великий Понедельник, Великий Вторник и т.д.).

Святой Пасхе предшествует Страстная, или Великая седмица. Так называются 6 дней перед Пасхой, в которые Церковь вспоминает последние дни жизни Иисуса Христа на земле. Страстной эту неделю называют потому, что мир переживает Страсти Христовы — Его предательство, суд над Ним, обвинение в богохульстве, истязания, издевательства и позорную смерть.

К событиям Страстной седмицы православные готовятся все предыдущие дни поста, чтобы укрепиться духом перед последними испытаниями. Пощение и состоит в том, чтобы должным образом подготовить душу к Крестному подвигу Христа. Переживание Страстей Христовых открывает душу навстречу Господу, приводит к покаянному чувству. Плач о грехах соединяется с внутренним озарением, что Господь страдает и умирает и за меня, грешного, но совсем скоро грядет Его Воскресение. Это чувство дарит уверенность в том, что каждый христианин может обрести спасение в Господе.

Смысл Страстной седмицы

Христос принял по Своей воле страшные муки, которые неподвластны даже человеческому воображению. И претерпел эти страдания, венчала которые Крестная смерть, ради грешных людей. Он принял на Себя грехи наши, грехи людей всего мира. Поэтому страдания эти настолько сильными и невообразимыми. Предреченные события многими ветхозаветными пророками сбылись в один день.

Этот самый важный в жизни человечества день называется Великая (или Страстная) пятница. В этот день совершилось великое событие – искупление рода человеческого от древней клятвы. Многие помнят события Ветхого Завета, когда Адам и Ева – первые люди – нарушили запрет Бога Отца от сотворения мира. Они съели запретный плод с дерева познания добра и зла. Поэтому Бог вынужден был изгнать их из рая и лишить их вечной жизни.

Но Милостивый Бог не мог взирать спокойно на нарушение Его Божественного замысла о вечном блаженстве людей. Он послал на землю Сына Своего Единородного, Которого любил больше всего, для того, чтобы Он искупил людей от этой клятвы и снова смог унаследовать жизнь вечную.

Люди, благодарные за такую невиданную и незаслуженную милость Божию, вспоминают события Великой Пятницы и посвящают этому событию самый строгий пост. Многие не принимают пищи вообще в этот день. В то же время верующие усиливают и душевный пост. Они скорбят и плачут, вспоминая Страдания Христовы и Страшную Крестную смерть, и спешат в храмы на службы.

Читать еще:  Самый молодой наместник о самом древнем монастыре

Богослужения Страстной седмицы

На Страстную седмицу бывают самые красивые и торжественные церковные службы в году. Они неторопливы, полны скорби и величия. В Великий понедельник, Великий вторник и Великую среду служатся утром Литургии Преждеосвященных Даров. На этих службах поются: «Се Жених» и «Чертог Твой».

Страдая вместе с Христом, Церковь ведет верных Его Крестным путем. Все богослужебные тексты вспоминают каждое событие, каждое слово Господа, сказанное на этом скорбном пути. Особое внимание на богослужениях уделяется Евангельским словам.

В первые три дня Страстной недели совершаются одинаковые богослужения, более долгие и торжественные, чем в предыдущие постные дни. Богослужения в эти дни состоят из великого повечерия, утрени и литургии Преждеосвященных даров. В эти дни на службах прочитывается весь Псалтирь, кроме 118 псалма, который относится к Великой субботе. Песнословия Псалтири исполнены плачем о падшей, греховной природе человека и ожиданием Спасителя мира.

Богослужения в первые дни Страстной недели сопровождаются Евангельскими благовествованиями об Иисусе Христе — Его жизни, учении, вольных страданиях, начиная от рождения, заканчивая Крестной смертью и погребением. Евангельские чтения в этот период напоминают верующим о том, что Иисус Христос — совершеннейший человек и Бог, по доброй воле пришел в мир и умер ради нашего спасения.

На вечерне в первые четыре дня читаются паремии из книги Исхода и книги Иова. События из книги Исхода рассказывают о тяжелой жизни евреев в египетском рабстве и избавлении от него, и являются образом духовного рабства греху и искуплением христиан из этого рабства через смерть Господа. Страдания невинного Иова это прообраз невинных страданий Иисуса Христа ради нашего спасения.

Страстная седмица: день за днем

Каждый день Страстной недели называется Страстным, или Великим, и посвящен особому воспоминанию.

Великий Понедельник

В этот день Церковь вспоминает невинного Иосифа, который прообразует собой Христа. Как Иосифа продали в рабство братья, так был продан и Господь. Как Иосифа сажают в заключение в Египте, так Иисус нисходит в темницу гроба. Как промысел Божий освобождает Иосифа из узницы, так воскресает Иисус Христос. Иосиф питал всех приходящих к нему хлебом во время голода, а Иисус Христос стал для всех притекающих к Нему Хлебом жизни. Воспоминание целомудренного Иосифа в Великий понедельник побуждает христиан провести Страстную седмицу как можно чище.

Евангельское чтение в этот день напоминает о иссохшей смоковнице, которая прообразует фарисеев и законников, не дающих духовного плода. Господь призывает своих учеников молиться, так как человек без веры и молитвы мертв.

В Великий понедельник служится литургия Преждеосвященных даров. На литургии Евангелие провозглашает слово Господне о признаках разрушения Иерусалима и о конце мира.

Великий Вторник

Во второй день страстной седмицы Церковь приводит в назидание верующим притчу о десяти девах. Елей в притче символизирует дела милосердия. Девы юродивые, у которых не достало елея, это суть благочестивые люди, которым не хватило дел милосердия. Через Евангельское благовестие о десяти девах Церковь призывает верных всегда бодрствовать, молиться и совершать милостыню и другие дела благочестия, чтобы пришествие Господа не застало нас врасплох.

На утрени читается Евангелие о том, как фарисеи и саддукеи, прикидываясь благочестивыми ревнителями о Боге, задавали Господу вопросы, стараясь подловить Его, чтобы предать на суд. Премудрый Господь, видя их помыслы, обличил лукавство и притворство книжников, обратившись к народу с проповедью о беззакониях священноначалия.

На Литургии Церковь благовествует о втором пришествии Христа и кончине века, продолжая тему, начатую в Великий понедельник.

Великая Среда

Ночь на среду Господь провел в Вифании, в доме Симона прокаженного, где Ему и ученикам была приготовлена вечеря. Женщина-блудница принесла миро, и возлила на голову Христа. Толкователи Евангелия объясняют ее поступок надеждой на очищение от духовной нечистоты, подобно тому как очистил Христос от телесной нечистоты Симона. Когда ученики стали упрекать женщину в напрасной трате мира, Спаситель запретил им, сказав, что она из любви ко мне сделала это.

Так и Церковь в среду Страстной седмицы учит верующих, что добрые дела это не только милостыня, но и посильное выражение любви к Богу. Сейчас принято оправдывать свое нерадение к Церкви тем, что Богу деньги не нужны. Однако приношение невидимому Богу, который незримо присутствует в храме, есть проявление любви к Нему. В благодарность о содеянном, Господь прославил эту женщину во всем мире, где было проповедано Евангелие.

В это же время иудейские законники ищут причины убить Иисуса. Один из учеников, злочестивый Иуда Искариотский, предложил предать Господа, оценив Неоценимого в 30 сребренников. Святая Церковь предупреждает нас об опасности сребролюбия, способного ввергнуть душу в ад.

В среду на Преждеосвященной литургии в последний раз читается молитва святого Ефрема Сирина с великими поклонами. После этого отменяются земные поклоны. Также оставляется Псалтирь до окончания Светлой седмицы.

Великий (чистый) Четверг

В Великий четверг Церковь вспоминает Тайную вечерю Господа Иисуса Христа, на которой было установлено таинство Евхаристии, или Причастия, и совершено омовение ног апостолов.

В день опресноков по ветхозаветному закону настала пора заклать пасхального агнца, а для Иисуса Христа настало время отходить к Отцу Небесному. Господь с учениками пошел в Иерусалим, чтобы заменить ветхозаветную Пасху новой — своими Кровью и Телом. Перед вечерей Иисус Христос препоясался и омыл ноги ученикам, показывая тем самым, что Царство Небесное не от мира сего, и отличает его не слава и власть, а любовь, смирение и чистота духа.

В Великий Четверг служится Литургия св. Василия Великого. А вечером служится утреня Великой пятницы с чтением двенадцати отрывков из евангелия, описывающих страдания Христа. Служба эта так и называется «12 евангелий». Это – очень красивая и трогательная служба, во время которой народ стоит в храме с зажженными свечами, а на каждое начало чтения евангелия бывает колокольный звон.

На вечере Спаситель открыл ученикам, что будет предан, и указал, что предателем станет тот, кому Он передаст хлеб. Затем Иисус передал кусок хлеба Иуде, обмакнув его в солиле. С куском хлеба вошел в Иуду сатана, и Господь сказал: “Что делаешь, делай скорее”. После этих слов Иуда ушел с тем, чтобы вернуться с книжниками и законниками.

После этого Господь разрешил спор учеников, кто из них больше, предрек апостолам общее искушение, а Петру — троекратное отречение от Него.

После вечери Спаситель с учениками пошли в Гефсиманский сад, и Христос поднялся на гору Елеонскую. В евангельских чтениях описаны душевные муки Иисуса и моление о чаше. Гефсиманская молитва Иисуса Христа учит христиан не отчаиваться, ведь молитва поможет преодолеть все скорби и искушения, а также утешит и ободрит. Кроме того, Господь внушает апостолам и нам: бдите и молитесь!

Страстная Пятница

В Великую Пятницу литургии не положено, служатся Царские часы. Вечером служится вечерня с выносом Плащаницы. Позже бывает утреня, во время которой совершается Погребение Христа – крестный ход с Плащаницей.

В пятницу Страстной седмицы Церковь вспоминает страшные и спасительные страдания Иисуса Христа и Его смерть. В Великую пятницу каждое священное событие ознаменовано богослужениями:

  • утреня — взятие Господа в Гефсиманском саду и осуждение на смерть;
  • первый час — ведение Иисуса Христа на суд к Пилату;
  • третий час — осуждение на крестную смерть;
  • шестой час — крестные страдания Господа;
  • девятый час — смерть Иисуса Христа;
  • вечерня — снятие святого тела с Креста.

В этот день на утрени (на практике это богослужение происходит в четверг вечером) читаются 12 страстных Евангелий, повествующих о крестном пути, смерти и погребении Богочеловека.

Во второй половине дня в церквах выносят плащаницу, образуя этим снятие Пречистого Тела с креста Иосифом из Аримафеи.

Великая Суббота

В Великую Субботу служится литургия, на которой священнослужители переоблачаются в белые одежды, и читается воскресное Евангелие. Вспоминается сошествие Христа во ад и изведение грешников оттуда. В тот же день бывает освящение предметов Пасхальной трапезы (куличей, крашеных яиц и творожных пасх).

Утреня символизирует положение Господа во гроб, Его погребение. Посреди храма читают непорочны — стихиры, которым предшествуют стихи из 118 псалма. По окончанию канона под колокольный погребальный звон верующие совершают крестное шествие вокруг храма со святою плащаницей. Евангельское чтение повествует о запечатствовании гроба и выставлении стражи из римских воинов.

На вечерней, соединенной с Литургией Василия Великого, в церквах читают 15 паремий — пророчества об унижении и оскорблении Господа и последовавшим за ними славным Воскресением.

Уже сама смерть Иисуса Христа — это предпразднство Пасхи, преддверие Его Светлого Воскресения. Как у тела дорогого покойника бдят родственники, так и христиане проводят ночь перед Пасхой в благоговейной страже у гроба Господа Иисуса Христа. При равноапостольном царе Константине бдение перед Пасхой проводили с особенной пышностью. Известно, что по повелению царя город был настолько ярко освещен, что затмевал своим блеском солнце!

Читать еще:  Научные степени помимо ВАКа – повысится ли качество диссертаций?

Таким торжеством и всенощным бдением Церковь предупреждает верующих о необходимости всегда бодрствовать, чтобы не впасть в искушение и избежать нападений духовных врагов.

К торжеству пасхальной ночи готовит христиан чтение Апостольских Деяний, после чего храмы ярко освещаются и начинается торжественный благовест.

При пении канона плащаница переносится на престол, как истинный Хлеб и Питие, которым стал для нас Воскресший Господь.

Заканчивается Страстная седмица Светлым Христовым воскресением – Пасхой. Вечером служится полунощница, на которой Плащаница заносится в алтарь, а ближе к полуночи совершается пасхальный крестный ход. В полночь перед дверьми храма раздается пасхальный возглас священника и начинается Пасхальное Богослужение.

Заключение

В период Страстной седмицы православные люди стараются послужить Богу особым постом, во время которого плоть отвергается и возвышается дух человека. Каждый по мере сил показывает Богу свою любовь к Нему и верность, сочувствует страшным страданиям Христа, проливает праведные слезы от любви. Это – время тишины и бесстрастия, победы духа над плотью. И, как итог седмицы, следует радость о воскресшем Господе Иисусе Христе, безмерная и торжествующая над смертью.

10 фактов от митрополита Илариона о Страстной Седмице

Страстная Седмица: традиции, обычаи, запреты

Страстная неделя, или Страстная Седмица, – последняя неделя Великого Поста — предшествует празднику Пасхи, которую в этом году мы будем праздновать 19 апреля. Страстная неделя продлится с 13 до 18 апреля. При подготовке к Светлому Христову Воскресенью эта неделя считается самой строгой и самой важной для верующих. Это время духовного и телесного очищения, осмысления своих поступков. Все дни Страстной недели принято называть Великими, особенно в эти дни нужно соблюдать установленные веками правила. На протяжении всей недели следует придерживаться максимально строгого поста, посещать службы, причащаться после Литургии. Весте себя нужно скромно, не веселиться, не употреблять спиртные напитки и не сквернословить.

В эти дни верующие вспоминают о последних днях земной жизни Иисуса Христа, его страданиях, распятии на кресте, смерти и последующем воскрешении. Православная церковь особо чтит эти дни, а верующие должны провести их в молитвах, духовных размышлениях. Нельзя ссориться, обижать друг друга, совершать дурные поступки, а поскольку посещать храмы из-за карантина не разрешено, то можно слушать богослужения в церквях онлайн или по ТВ.

Издавна в Страстную неделю перед Пасхой люди, подражая Христу, старались делать добрые дела, быть снисходительными, милосердными и добрыми. Не разрешалось никого осуждать, следовало прекращать всякие тяжбы, споры, суды. В былые времена в такие почетные дни на время освобождали даже узников, которые были осуждены не по уголовным делам.

Пост на Страстной неделе — самый строгий. Ограничения в пище призваны помочь верующим в преддверии Пасхи сосредоточиться не на физическом, а на духовном. Они не служат самоцелью. Меру своего поста следует обязательно согласовать со священником, а при необходимости и с врачом. Есть категории людей, которым церковь разрешает не поститься, это люди с хроническими заболеваниями, пожилые люди и дети до семи лет.

Касательно правил питания, они зависят от конкретного дня Страстной седмицы. Так, самый строгий в году пост начинается в Великий понедельник. В этот день разрешается есть только хлеб, фрукты, овощи и также мед и орехи. Во вторник и среду можно есть сырую пищу без масла. В четверг — небольшое послабление, можно горячую пищу растительного происхождения с растительным маслом. В Страстную пятницу верующие от пищи воздерживаются до времени выноса плащаницы на богослужении. В субботу можно есть горячую пищу без масла.

Каждый день на Страстной неделе называется Великим. В храмах проходят особые службы. Они считаются самыми величественными и торжественными во всем церковном году. В эти семь дней не празднуют дни святых, не поминают умерших, не проводят венчания и крещения. Все обряды в Страстную седмицу посвящены подготовке к Светлому Христову Воскресенью.

Великий понедельник

В этот день в молитвах вспоминается иссушенная Христом бесплодная смоковница. Именно в понедельник следует задуматься о своей душе, проанализировать свои поступки, обратится к Господу за прощением. Верующие в этот день после Литургии причащаются, а на протяжении всего дня стараются пересмотреть свое поведение, подумать, как можно измениться в лучшую сторону.

Великий вторник

В этот день все проповеди и молитвы касаются Страшного суда, воспевается воскрешение мертвых. Вспоминается, как обличил Христос книжников, скрывавшихся за божественной личиной. Верующие в храме молятся о прощении грехов не только своих близких, но и врагов, просят Господа вразумить неразумных.

Великая среда

В храме в этот день читаются особые молитвы, отпускаются великие поклоны. По Библии, Иуда Искариот в этот день решил предать Христа за 30 сребреников. Также вспоминают грешницу, которая омыла своими слезами ноги Иисуса и помазала их миром. В этот день Марии Магдалене были отпущены ее грехи. В храме последний раз на Страстной неделе читается молитва с поклонами. Считается, что Господь искупил грехи людей, и после Великой среды поклоны во время литургии отменяются до Троицы. В этот день верующие стараются исповедоваться.

Чистый четверг

В четверг произошло предательство Христа. По традиции этот день начинается с омовения, которое помогает смыть все грехи. В храмах во время службы и проповедей вспоминается четыре самых значимых события, случившихся в этот день.

Согласно приметам, которые бытуют в народа веками, если хочешь быть здоров, в Великий четверг обязательно искупайся. Если хотите, чтобы в доме целый год были деньги, нужно пересчитать их три раза. Каждый член семьи должен взять по горстке соли, ссыпать ее в один пакет, освятить в храме и хранить весь год. Сделав уборку в четверг, можно не только очистить дом, но и защитить его от злых духов. Следует помнить, что верующие после этого шесть дней не убирают в доме. Ночь на пятницу не спят, а усердно молятся. Тогда все грехи будут отпущены, а в доме будет мир и благодать.

Начиная с Великого четверга и до самой Пасхи из дому ничего не отдают. Хозяйки в этот день готовят писанки, крашенки и блюдо из творога, называемое пасхой. Появление творожной пасхи на праздничном столе не случайно. Издревле молоко и молочные продукты наряду с хлебом (куличом) почиталось как сакральная, священная пища. Наши предки наделяли молоко целебными свойствами и связывали с такими понятиями, как сила и плодородие.

Страстная Пятница

Самый страшный день во всей Седмице. Иисус был осужден на казнь и принял мучительную смерть ради спасения всего человечества. Во время служения верующие прикладываются к Плащанице. Придя домой после вечерней службы можно взять тряпку и обмахнуть ею все углы. Хранить ее следует весь год, так как она будет обладать лечебными свойствами. Утверждается, что тряпка помогает избавиться от зубной боли и боли в пояснице, а если ею вытирать ноги после купания, то все болезни отступят.

В этот день категорически нельзя стирать. Согласно приметам, нужно время от времени выглядывать в окно. Если увидите мужчину, то ближайшие три месяца не будет никаких хворей и проблем. Если увидите семью, то или создадите в этот год свою семья, а если она уже существует, то будет в ней мир и благодать. Если увидите старуху, стоит позаботиться о здоровье, возможно, это знак.

Великая Суббота

В преддверие Пасхи все вокруг наполнено таинственным ожиданием, которое переходит в невероятную радость ближе к полуночи. В этот день, который еще называют День Покоя, пекут куличи, готовятся к празднованию.

Согласно приметам, если выпекая кулич, молиться о чем-то, а потом, освятив его в Храме, скушать, то прошение обязательно будет услышано Господом. Если в этот день слышны стуки и скрипы – это нечистая бесится от бессилия, а значит, нужно после святок освятить жилье.

Воскресение Господне

Наступление долгожданного праздника Пасхи. Христос Воскресе! Празднуйте и радуйтесь! Утром в Пасху умываются водой, оставленной с Чистого четверга. В нее хорошо положить какую-нибудь серебряную вещицу, ложку или монетку. Умывшись святой водой, вы привлечете к себе красоту и богатство. Все без исключения начинают пасхальное воскресенье словами: «Христос воскресе — Воистину воскресе». Нужно всем своим родственникам, всем своим домашним объяснить, что делать это необходимо. Не нужно стесняться, а уж тем более смеяться над этим древним обычаем, иначе Господь отвернется от вашей семьи. Приметы говорят о том, что если день дождливый, но вдруг на несколько минут появится солнышко, то это Божья благодать, значит все будет хорошо. Если в этот день родится ребенок – он обязательно станет известным и будет отличаться крепким здоровьем. Если на Пасху человек умрет, то ему будут отпущены все грехи и он обязательно попадет сразу в рай.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector