1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Страшный суд или самый лучший день в нашей жизни?

Содержание

Что означают слова «Я нарушил пост»? pravmir.ru

Христос воскресает не после поста. Он воскрес раз и навсегда. Как и родился Христос – раз и навсегда. Пасху можно праздновать, как в этом году, первого мая. А можно праздновать хоть каждый день. Чем, собственно, и занимался преподобный Серафим Саровский. Каждый день для него начинался словами:

Протоиерей Константин Камышанов

– Христос Воскресе, радость моя!

Для того, чтобы христианам было радостнее, император Константин постановил праздновать Христово Воскресение один раз в неделю.

Но нам так тяжело. Для нас, к сожалению, неделя начинается не с Воскресения, а с понедельника, который, как известно, день тяжелый. Пасха каждый день, или хотя бы раз в неделю, нам утомительна, и мы готовы радоваться вместе с Богом всего раз в году.

Эта радость заключается в ощущении близости Бога. Увидеть близко Бога может только чистое сердце. Вот для этого и существует пост.

Что такое пост? Что означают слова наших прихожан: «Я нарушил пост»?

Это всегда означает одно – человек съел что-то недозволенное.

Если бы наш Бог был Гастроном, то было бы справедливо экономить, на радость Гастроному, колбасу, молоко, рыбу, шоколад и печения на сливочном масле. Но наш Бог – не гастроном.

Если бы наш Бог был Ленин, то было бы хорошо ему на радость вообще ничего не есть, а продукты и церковную утварь сдавать в помощь нашим республикам и народам Африки, борющимся с американским империализмом. Но наш Бог – не Ленин, и Христу голодомор не нужен.

Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе – сказал апостол Павел.

Итак, пост – это наша праведность, мир и радость во Святом Духе.

Если плод поста – радость, то почему нам Великий пост кажется тяжелым, долгим, трудным? Почему мы в пост напрягаемся из последних сил? Почему нам пост кажется не радостью, а жертвой?

Потому, что мы совершенно не понимаем то, что сказал апостол, и то, для чего воскрес Христос.

Он воскрес не для того, чтобы брать с нас налог свечками, колбасой, молоком, нашими слезами и нашими униженными поклонами, или булочками из белой муки.

Он Бог. Ему ничего этого не надо. Ему вообще ничего не надо, кроме того, что для Бога является ценностью – любви.

Это не мы в пост делаем Ему одолжение и издеваемся над собой, избегая тучной пищи, супружеских обязанностей, или дней рождения и весенних шашлыков.

А это Он нам делает одолжение и сжаливается над нами.

Нас терзают, мучают, угнетают и обессиливают грехи. Грех – это болезнь души. Есть болезни смертные. А есть грехи смертные. И если не лечить, например, туберкулез, очень быстро умрешь. То же самое с душой. Если не лечить жадность, хамство, зло, зависть, мстительность, блуд, хищение, то душа непременно умрет.

По нашей земле ходит полно людей с умершей душой. И ничего. Только вот их видно по тому, что они всё время страдают – даже на море, даже во сне, даже на свой день рождения.

И вот Святая Церковь, жалея нас, пытается вылечить нашу душу, вытащить из нашей головы паразитов – грехи. Пост – это время нашего санаторного лечения. В пост мы приходим в себя. Очищается сердце. В него входит Бог. Уходит страх и страдание. И мы, словно умыв глаза, видим, что этот мир совсем не плох и он очень похож на Рай, потому что Бог близко.

Этот мир залит светом и радостью.

Но мы так сумели прожить, что превратили собственную жизнь в ад, в сплошное страдание, уныние и тоску. Сын пьет. Дети не слушают. Старики «выносят мозги» своим бубнежом. Их уже дома никто не слушает. С ними просто невыносимо, так они приходят в церковь. Тут их еще не слушали, но хорошо узнают по словам:

– Женщина, отойдите с этого места. Это мое место в храме.

О какой любви, о каком Христе, о какой Пасхе можно говорить с таким человеком? Какой ему пост? Ему бы не в церкви, а в тюрьме стоять и слушать гимн Советского Союза.

Мы так сумели прожить, что Богом данная нам Церковь-семья превратилась в клубок целующихся змей, в банку с пауками.

Ради Бога, не с колбасы. Конечно, пища влияет на тонкий дух и на молитву. Любой может заметить, что если переесть после литургии, то уходит радость причастия. Душа делается сонной, ленивой, усталой, и дух молитвы покидает ее.

То же с Пасхой. Душа поет как птица – до первого обжорства с шашлыком, вином и осуждением. Сорок дней душа стяжала дух, а к 14 часам пасхального дня всё ушло в песок и понеслось? Того осудил, про деньги вспомнил, дела запланировал, дома поругался. Порядок. Ждем Петрова поста.

Пища в неумеренном количестве может отяготить молитвенную душу и духовного человека. Но что отягощать, когда нет ни молитвы, ни духа? Человек искренне говорит сам себе: «Вот, духовные люди принесут Богу на Пасху в подарок плоды праведности. А я – человек простой, пожертвую ему хотя бы молока с булочкой из белого теста».

Ты сошел с ума! Если ты человек простой, начни не с питания, а с мира.

Тебя не слушают дети? А может быть, ты так живешь, что тебя в самом деле лучше не слушать?

По-мирски-то хорошо, а по Богу ли жить в одно лицо, подгребая всё, что дал Бог, под себя? В этом нет ни любви, ни правды. Вот они и не слушают. И правильно делают.

Фото: Алексей Мякишев

Более того, Господь дал, например, отцу богатые дары – ум, силу, здоровье, а отец всё обернул себе в капитал. Бог посмотрел на такого жадину и решил, что не стоит сил тратить на его сыновей. Пусть уж лучше растут простецами. Вреда меньше. А родители бьются: наши дети ничем не хотят заниматься! Не хотят быть такими же, как мы, расчетливыми, жадными и самолюбивыми. И никак не договорятся.

Читать еще:  Называем себя верующими, а радоваться не умеем!

Первый плод поста – МИР! В первую очередь в семье. Мир с детьми. Мир с выжившими из ума стариками. Мир на работе. Мир везде.

Это не значит, что надо замолчать и унижаться перед всеми. Напротив. Мир, Христа ради, приносит на сердце вместо дыма войны со всеми – благоухание. Попробуйте это блаженство мира от Бога. Не унижаться, а врачевать вражду в своем сердце и в сердце ближних.

И, конечно, мир с Богом. Никакого греха. Позволим душе отдохнуть от зла, неправды и боли.

Второй плод – радость. Пост – это время, когда мы можем кого-то порадовать своей заботой, деньгами, молчанием, любезностью, молитвой и помощью. За жертву помощи и радости Бог отблагодарит нас благодатью.

Нет ничего в мире дороже для сердца этой благодати. В ней сладость сердца. В ней покой. В ней полное забвение горя и боли.

Третий плод – видение Бога. Нужно постом тренироваться видеть Бога рядом. Все наши грехи – от потери этого зрения. Забыл, что Бог рядом и что Он всё видит, взял в ослеплении и напакостил. Принес горе себе и ближнему. Принес себе и ближнему страдание. А зачем?

Нет, это совсем не нужно – принимать лишнее горе и зло.

Этих плодов – мир, радость и видение Бога – немного, и они просты, зато вес их в глазах Бога велик.

Пост дает нам возможность пожить другой жизнью, узнать сладость мирной праведной жизни, найти блаженство не в борьбе и капитале, а в любви к ближним и Богу.

Прекрасное время – пост. Это время свободы от страданий, от тьмы, от власти зла. Это время мира и прохлады сердца, которую мы себе можем позволить. Пост – это предложение от Бога позволить себе быть счастливым и светлым. А почему нет?

Богу нас жалко, и Он учит нас посту и жизни рядом с Собой в сиянии божественного блаженства. А не тому, что мы приносим Ему какую-то там жертву. Наоборот, это Бог постом усиливается быть ближе к нам. Он помогает нам отделить от души коросту греха. Он помогает душе быть мужественной в том, что требует усилий в ее очищении, подвиге миролюбия и счастливой жертвенности. Он учит, что нам сказать для мира. Он учит, что нам сделать ради радости и любви. От нас требуется только воля и больше ничего.

Апостол Павел пишет:

«Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе.

Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию».

И эти слова имеют продолжение в Евангелии:

«Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.

А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?

Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.

Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам».

Страшный Суд

Стра́шный Суд – последний, всеобщий Суд Божий над миром, который состоится при втором Пришествии Господа Иисуса Христа (при этом все мертвые люди воскреснут, а живущие изменятся ( 1Кор.15:51-52 ), и каждому будет определена вечная участь по его делам ( Мф.25:31-46 , 2Кор.5:10 ), словам ( Мф.12:36 ) и помышлениям.

Святые Отцы говорили о том, что существует некая «память сердца», запечатлевающая все, всю нашу жизнь – и внутреннюю, и внешнюю. И вот на Страшном Суде как бы раскроется эта книга, написанная в глубинах нашей души, и только тогда мы увидим какие мы есть в самом деле, а не какими нас рисовала наша воспаленная гордыня. Тогда мы увидим, сколько раз благодать Божия призывала нас ко спасению, наказывала, миловала нас, и как упорно мы сопротивлялись благодати и стремились только к греху и страстям. Даже наши добрые дела мы увидим изъеденными, как червями, лицемерием, гордыней и тайным расчетом.

В то же время суд – это не только то, что будет после смерти. Суд совершается нами каждую секунду нашей земной жизни. Страшный суд – это не судебный процесс, а лишь окончательная констатация факта. Каждый из нас в течении жизни духовно определяется по отношению к Богу.

Почему Страшный Суд называется Страшным?

Возвещая о Втором Пришествии Мессии и последующем за этим событием всеобщим Судом пророки и апостолы называли этот «День» Днём Господним, великим и страшным ( Иоил.2:31 ).

Этот День называется также и Днём гнева Божия ( Рим.2:5 ). Стало быть, название «Страшный» закрепилось за будущим Судом не потому, что Господь предстанет перед очевидцами в каком-то нарочито грозном виде. Он предстанет перед взором собравшихся в блеске Своей славы и величия, как Могущественный и Справедливый Судья. Это, конечно, вызовет у окружающих страх, у кого-то — благоговейный, а у кого-то — сильнейшую оторопь: «страшно впасть в руки Бога живаго!» ( Евр.10:31 ).

Ужас и беспокойный трепет будут сопровождать грешников и от знания того, что на этом Суде будут вскрыты, обнародованы, взвешены все их грехи (причём не только совершённые поступки, но и оставшиеся не реализованными: тайные греховные желания, мысли и помыслы), и за каждый придётся дать ответ перед неподкупным и нелицеприятным Судьей.

Кроме того Страшный Суд будет происходить публично, перед лицом всего мира: перед сонмом ангельских воинств, перед миллиардами людей, в том числе самыми близкими, родными. На этом последнем Суде грешник уже не сможет обмануть ни свою личную совесть, ни окружающих, ни, разумеется, Всевидящего Судью удобными для него оговорками и оправданиями. Светом Божественной Правды, Светом Истины высветится всякий нераскаянный беззаконник, высветится каждое его преступление, действие или бездействие.

Наказание, которое последует в отношении грешников после Страшного Суда, будет длиться не какой-то ограниченный период, а протянется в вечность, так что сколько бы грешник ни мучился, впереди его будет ждать всё та же нескончаемая вечность. Осознание этого факта также будет сопряжено с сильным страхом (см. подробнее: Вечны ли адские муки?).

В некоторый город пришел корабль с невольниками, а в городе том жила одна святая дева, весьма внимавшая себе. Она, услышав, что пришел оный корабль, очень обрадовалась, ибо желала купить себе маленькую девочку, и думала: возьму и воспитаю её, как хочу, чтобы она вовсе не знала пороков мира сего. Она послала за хозяином корабля того и, призвав его к себе, узнала, что у него есть две маленькие девочки, именно такие, каких она желала, и тотчас с радостию отдала она цену за одну из них и взяла её к себе. Когда же хозяин корабля удалился из того места, где пребывала оная святая, и едва отошёл немного, встретила его одна блудница, совершенно развратная, и, увидев с ним другую девочку, захотела взять её; условившись с ним, отдала цену, взяла девочку и ушла с ней. Видите ли тайну Божию?

Читать еще:  Диета для мозга и совместное чтение. О подготовке детей к школе за лето

Видите ли суд Божий? Кто может объяснить это? Итак, святая дева взяла ту малютку, воспитала её в страхе Божием, наставляя её на всякое благое дело, обучая её иноческому житию и, кратко сказать, во всяком благоухании святых заповедей Божиих. Блудница же, взявши ту несчастную, сделала её орудием диавола. Ибо чему могла оная зараза научить её, как не погублению души своей? Итак, что мы можем сказать о страшной сей судьбе? Обе были малы, обе проданы, не зная сами, куда идут, и одна оказалась в руках Божиих, а другая впала в руки диавола. Можно ли сказать, что Бог равно взыщет как с одной, так и с другой? Как это возможно! Если обе впадут в блуд или в иной грех, можно ли сказать, что обе они подвергнутся одному суду, хотя и обе впали в одно и то же согрешение? Возможно ли это? Одна знала о суде, о царстве Божием, день и ночь поучалась в словах Божиих; другая же, несчастная, никогда не видала и не слышала ничего доброго, но всегда, напротив, всё скверное, всё диавольское: как же возможно, чтобы обе были судимы одним судом?

Итак, никакой человек не может знать судеб Божиих, но Он един ведает всё и может судить согрешение каждого, как Ему единому известно.
прп. Авва Дорофей

Мы все умрём, предстанем перед судом Божиим и узнаем о себе правду — кто-то из нас войдёт в бесконечную любовь, радость, мир и свободу Рая; для кого-то дверь, в которую он отказывался войти всю жизнь, закроется навсегда. Не потому, что Бог его не любит, а потому, что всё, что любовь может сделать по отношению к тем, кто закоснел во зле, — это положить злу предел, который самими злыми будет переживаться как мука вечная.
Сергей Худиев

Близится пик года: астролог Володина предупредила о последствиях сразу трех июньских затмений

2020 год, еще даже не переваливший через экватор, не без оснований претендует на звание худшего в столетии. И у звездочетов этому есть свое объяснение: слишком уж много событий и объектов сошлось на небосклоне за эти 12 месяцев. Тут и рекордное количество затмений, и редкие соединения планет, и новые кометы, которые с давних времен называют «предвестниками апокалипсиса». К счастью, вся эта небесная вакханалия не замерла на месте, а значит, как говорили мудрецы: «Все проходит, и это пройдет».

По словам популярного астролога и телеведущей Василисы Володиной , весь 2020-й мир будет разбираться с Covid-19, а со следующего года — с его экономическими последствиями. А ближайшим поворотным месяцем станет июнь.

— Июнь — это знаковый месяц для всего 2020 года. Такой же знаковый, как январь, когда началась эта пандемия, — рассказала астролог в эфире проекта «Рамблер/посиделки». — Это еще одна знаковая точка года, на которую приходятся сразу три затмения: 5 июня, 21 июня и 5 июля. Плюс тогда же будут действовать еще два важных момента, связанных с развитием эпидемии — это соединение Юпитера с Плутоном и движение комет. Одним словом, можно предположить, что эпидемия усилится во второй половине июня. По-человечески мне страшно, и, как человек, я не хочу в это верить. Но, как астролог, вижу, что проблема коронавируса не будет преодолена до конца ноября. Это относится ко всей планете.

Затмение 26 декабря 2019 года, которое, по мнению Василисы Володиной, и дало старт эпидемии, «сильно прошлось по Китаю «, таким образом, подействовав именно на эту территорию. Затмение 21 июня сильно заденет Мексику и страны Латинской Америки , однако и по России оно также пройдет.

— У нас просто очень большая территория, и затмение солнечное, например, будет очень сильно проявлено в районе Новосибирска , — уверена Володина. — Поэтому все события на нас также найдут отражения. Для простого человека это будет означать, что до начала июля будет высока вероятность заразиться. К сожалению, будут колебаться валюты — и не в нашу пользу.

По словам Василисы Володиной, в астрологии «подобное лечится подобным». Планета Сатурн в деле — это означает, что решить проблему пандемии можно лишь с помощью ограничений и изоляции. Сатурн отвечает за ответственность, серьезный подход, дисциплину — именно это и должно нас всех спасти.

— Конец июня – переломная точка, я ожидаю важных экономических событий, которые дадут старт чему-то новому, — предрекла Володина. — Плюс, перчинку и хаос происходящему добавит появление на небосклоне комет. Кометы для астролога – это всегда вестники апокалипсиса. А открытие новых небесных тел для нас несет какой-то символический смысл. Так вот, в конце декабря 2019 ученые обнаружили комету, которую можно связать, как мы сейчас понимаем, с эпидемией. Кометы, кстати, в отличие от планет, всегда очень хаотичны, мы не можем предсказать их поведение. И вот эта комета ведет себя, как вирус: в марте она в 4000 раз усилила свое свечение — тогда же был резкий подъем коронавируса. А в апреле она развалилась на несколько частей – я думаю, это символ того, что эпидемия расползлась по всему мире и везде проявляет себя по-разному.

Аудио: Астролог Василиса Володина: В последний раз такое количество затмений было в 1917 году. Поэтому я призываю не тратить свои запасы, а делать их

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Задолго до коронавируса: Василиса Володина предсказала курс на спасение человечества в 2020 году

« КП » проверила, сбылся ли прогноз популярного астролога (подробности).

Астролог Василиса Володина назвала даты пика кризиса и выхода из него

Астролог прокомментировала нынешнюю ситуацию в эфире радио «Комсомольская правда» (подробности).

Читайте также

Фэн-шуй на июнь 2020: благоприятные и неблагоприятные даты

Публикуем фэн-шуй прогноз на май 2020 года

Лунный календарь на июнь 2020: фазы Луны, благоприятные дни

Публикуем лунный календарь на июнь 2020

Близится пик года: астролог Володина предупредила о последствиях сразу трех июньских затмений

Когда, по прогнозу Василисы Володиной, россиянам ждать ослабления пандемии и возвращения к привычной жизни

Гороскоп на май 2020 от Татьяны Лукашевич — единственного астролога, предсказавшего коронавирус

Астролог поделилась своими ожиданиями от наступившего месяца

Фэн-шуй на май 2020 года: благоприятные и неблагоприятные даты

Публикуем фэн-шуй прогноз на май 2020 года

Лунный календарь на май 2020: фазы Луны, благоприятные дни

Публикуем лунный календарь на май 2020

Карантин и знаки зодиака: Весы осваивают новые рецепты, а Стрельцы планируют путешествия

Как разные знаки зодиака переживают карантин

Гороскоп по карантину: как сидят на самоизоляции разные знаки зодиака

Необычный гороскоп составила барнаульский астролог Вера Топчеева

Задолго до коронавируса: Василиса Володина предсказала курс на спасение человечества в 2020 году

«КП» проверила, сбылся ли прогноз популярного астролога

Астролог Тамара Глоба: «После 10 мая начнем возвращаться к прежней жизни»

Звездный эксперт делает прогноз по ситуации с коронавирусом

Фэн-шуй на апрель 2020: благоприятные и неблагоприятные даты

Публикуем прогноз фэн-шуй на апрель 2020

Возрастная категория сайта 18+

Чем страшен Страшный Суд?

В мировой религиозной традиции идея Страшного Суда распространена довольно широко. Христианство, которое говорит об ответе за свои поступки перед лицом Божьим в конце времен, на первый взгляд, исключением не является. И в сознании большинства верующих, и в представлении обывателей, и в искусстве утвердилась примерно такая картина: после кончины мира Всевышний воскресит все человечество, и каждый из нас получит воздаяние за те дела, которые были совершены нами в дни земной жизни.

Такова общеизвестная модель. Но если внимательно вчитаться в евангельский текст и глубже вникнуть в смысл наследия святых отцов, то станет понятно, что эта привычная и, в общем-то, верная схема на самом деле не такая уж и простая, как кажется. Более того, традиционная христианская эсхатология – учение о последних днях вселенной – в своем видении Страшного Суда является уникальной и сильно отличается от аналогичных представлений, которые существуют в рамках других религий.

Читать еще:  Режим «Covid». Как дома престарелых и ПНИ превращаются в госпитали

Суть понимания Страшного Суда, каким его видели святые отцы Церкви, состоит в том, что конечная участь каждого из людей определяется не только Богом, но и человеком, а в основе этого процесса лежит не столько принцип «заработал – получай», сколько Божественная Любовь. Именно она делает Страшный Суд по-настоящему страшным…

В русском тексте Нового Завета эсхатологические отрывки изобилуют такими словами, как «суд», «судилище», «осуждение», «воздаяние» и им подобными. Поэтому в сознании того, кто читает Священное Писание, иногда возникает невольная аналогия с правоведческой литературой – очень уж похожи по своему контексту картины суда Божьего на привычные земные судебные разбирательства. Но стоит только открыть оригинальные греческие и еврейские тексты – и привычные русскоязычные фразы наполняются абсолютно новым непривычным содержанием.

Одним из главных понятий юриспруденции является справедливость – принцип, позволяющий держать в некоем балансе социальные силы, при необходимости наказывая плохих и поощряя хороших. Для обозначения этого термина в греческом языке используется слово «dikaiosyne». Оно же применяется и создателями Библии для указания на справедливость Божественную. В конечном итоге это привело к тому, что западное христианское мышление, до конца не избавившееся от языческого мировоззрения, поставило знак равенства между двумя справедливостями. Но еврейский текст не дает достаточного основания делать такие выводы.

Дело в том, что греческое «dikaiosyne» в ветхозаветных текстах употребляется для передачи еще более архаичного слова из языка древних израильтян – «tzedakah». Современный иврит под этим термином понимает обязательный для всех верующих иудеев вид благотворительности, который направлен, опять-таки, на достижение социальной справедливости – если ты богат, то должен разными способами помогать малоимущим.

Однако в более глубокую старину, еще до пришествия Христа, «tzedakah» служило синонимом таких понятий как «спасительная божественная благодать», «милость», «сострадание», «праведность», «любовь». И святые отцы, зная это, говорят о Божьей справедливости иначе, чем это делают, скажем, юристы или адвокаты.

В восточном богословии грех рассматривается как искажение изначального Божьего замысла о человеке и мире. Поэтому справедливость (если употреблять именно этот термин) мыслится здесь не в юридических, а, скорее, в медицинских категориях – как восстановление гармонии, которая была во вселенной до грехопадения дьявола и человека.

Окончательно такой возврат к первозданному состоянию мира произойдет в конце времен, когда Бог обновит все Свое творение. Весь космос станет тогда действительно настоящим, поскольку произойдет его бесповоротное возвращение к своему Создателю.

Церковная традиция говорит о неизменяемости Божьей. В том числе – и о такой неизменяемости, которая предполагает, что наш Творец всегда и одинаково любит всех вне зависимости от багажа злых дел, который каждый из нас накопил за годы жизни. Но что же человек?

С ним все сложнее – он и пал своевольно, и грех творит своевольно, и обратно к своему Господу прийти может исключительно по своей доброй воле. С грехом можно бороться и всю жизнь постепенно идти к свету, возвращая душе первозданное благодатное состояние. А можно – полностью отдаться греху, поработив себя ему и в итоге сделаться неспособным к принятию той любви, которая изольется на человека в Вечности.

На земле, в условиях падшего мира, мы можем часто не замечать ни участия Бога в нашей жизни, ни Его любви к нам. Когда же нынешнее бытие перестанет существовать, Божье присутствие станет настолько ощутимой реальностью, что даже те, кто не знал Его, или не хотел знать, войдут в нее и будут ее непосредственными участниками – хотят они того или нет. В этом факте и кроется весь трагизм Страшного Суда – душа каждого человека просветится светом Божества, и этот свет выявит все самые потаенные дела, чувства, мысли, эмоции и желания, которые скопились в сердце человека. Ведь оно и есть та самая книга, которая, согласно евангельскому сюжету, будет зачитана на Страшном Суде.

Обычно «последний суд над человечеством» в массовой культуре воспринимается как оглашение Богом вердикта: «Ты – направо, ты – налево. Решение обжалованию не подлежит». И бедные-несчастные люди, у которых за душой не оказалось добрых дел, уже не смогут обратиться с апелляцией. Однако, приведенные ниже слова преподобного Симеона Нового Богослова говорят совсем о другом:

«В будущей жизни христианин не будет испытываем на предмет того, отрекся ли он от всего мира ради любви Христовой, или раздал ли он свое имущество бедным, воздерживался ли он и соблюдал ли пост накануне праздников, или молился ли он, сокрушался ли и оплакивал ли свои грехи, или делал ли он что-либо еще доброе в своей жизни, но он будет тщательно испытан, имеет ли он со Христом сходство такое, как сын со своим отцом» (прп. Симеон Новый Богослов. Слово 2. §3).

Фото Светланы Андреевой. Проект Так сказать

Конечно же, фраза святого Симеона не говорит о том, что добрые дела не нужны. Наоборот, они крайне важны, потому что только доброделание в сочетании с тяжелым трудом покаяния (то есть перестройки самого себя) позволяет человеку накопить положительный опыт уподобления Христу. Совершаемые же без духовной работы над собой, добрые дела не принесут никакой пользы. Равно как не может спасти человека и одно лишь покаянное оплакивание своих грехов, не сопряженное с делами милосердия, постом и молитвой.

На последнем суде люди предстанут перед Христом. Кто-то выберет Его, кто-то от Него отречется. И в этой неописуемой по своему трагизму ситуации, в этот итоговый момент всей нашей истории, Бог лишь окончательно закрепит свободный выбор каждого из Своих детей.

Страшный Суд страшен тем, что на нем мы сами зачитываем себе приговор, а Господь лишь смиренно говорит: «Аминь! Да будет по делам и воле твоей!»

В художественной литературе наиболее драматично трагедия решающей встречи с Господом описана в последних главах книги К. С. Льюиса «Последняя битва», завершающей собою «Хроники Нарнии»:

«Когда они подходили к Аслану (образ Христа в романе – прим. Авт.), с каждым из них что-то случалось. Все глядели ему прямо в лицо; я не думаю, что у них был выбор – глядеть или нет. И когда они так смотрели, выражение их лиц ужасным образом менялось – появлялись страх и ненависть. На лицах говорящих зверей страх и ненависть удерживались долю секунды, и было видно, как они внезапно переставали быть говорящими и становились обычными животными. Все эти создания сворачивали направо (от него налево) и оказывались в его огромной черной тени, которая (как вы помните) лежала влево от дверного проема. Дети их никогда больше не видели, и я не знаю, что с ними стало. Но другие смотрели в лицо Аслана с любовью, хотя кое-кто и был испуган. Эти проходили в Дверь справа от Аслана…» (Льюис К. С. Хроники Нарнии. Последняя битва. Гл. 14).

Апокалипсис является не только трагическим, но также и радостным вечным продолжением того изначального божественного замысла, который был прерван вмешательством сатаны и падением человека. Будет ли в этой Вечности место людям и демонам? Церковь говорит – да! Но поскольку отпадение вселенной от Бога стало следствием свободного выбора свободных существ, то и конечное будущее этих самых существ полностью зависит от их свободы. Той свободы, против которой не может пойти даже Сам Бог.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector