0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Путешествие сквозь время: самые главные русские обряды

Путешествие сквозь время: самые главные русские обряды

Обряды на Руси проводили по любому поводу. Все ритуалы можно разделить на три категории:

  1. Календарные. Эти обряды посвящены просьбам о хорошем урожае и жертвоприношениям богам плодородия. Любая работа на поле сопровождалась благодарностью и просьбами о богатом урожае.
  2. Святочные. Эти обряды посвящены зимним праздникам. Ряженые пели колядки, а девушки гадали на жениха.
  3. Свадебные. Эти обряды посвящены сватовству и подготовке к свадьбе. Молодые парни просили руки избранницы у родителей, а сваты обсуждали приданое и дату свадьбы. Девушки подготавливали постельное белье, ткали, вышивали и вязали. Подруги невесты пели грустные песни. На второй день после свадьбы новобрачные должны были посетить родственников невесты и отведать блинов.

Самые важные ритуалы

Главные для славян ритуалы заключались в призыве о помощи высших сил. Некоторые из них сохранились в традициях до наших дней. Каждому из них славяне придавали глубокий смысл и они занимали большое участие в жизни предков:

  • постриг;
  • тризна;
  • Купала;
  • колядование;
  • новоселье;
  • радение.

Постриг

Постриг знаменовал взросление и переход мальчика под опеку отца от материнского ухода. Возраст, в котором проводили этот обряд, зависел от региона. По летописям постриг у русских был в трёхлетнем возрасте, у поляков – в 7 лет, а в Сербии стригли детей, не достигших года.

Сам ритуал заключался в стрижке волос, которые потом преподносились данью богам. Его проводили утром в присутствии волхва, матери, отца, воеводы и гостей. Сам посвящаемый должен был быть одет в белую рубаху. Обязательными атрибутами были:

  • ножницы, которые держал воевода;
  • подарок от отца;
  • гривна – знак старейшины;
  • табурет для посвящаемого;
  • огонь, в котором сжигается первая состриженная прядь волос.

Тризна

Тризна – это погребальный воинский ритуал. Он включал в себя оплакивание, жертвоприношения, песни, танцы, веселье в честь покойного. Эти действия проводились после сжигания тела воина, и участие принимала вся деревня.

Сама Тризна включала в себя:

  1. омовение усопшего тела;
  2. одевание в парадную одежду;
  3. ритуальное бдение;
  4. сожжение покойного.

Во время Тризны прославлялись величие и милосердие славянских богов. А основной смысл ритуала, согласно описаниям, был в просьбе о защите у древних языческих богов от злых духов и темных сил в момент эмоциональной уязвимости людей, потерявших близкого.

Иван Купала

Праздник Купала – день летнего солнцестояния. Праздник, сохранивший традиции до наших дней: сбор трав, прыжки через костер, поиск цветков папоротника. Сам день выбран славянами не случайно. Солнцестояние – самый длинный день в году, торжество света над тьмой. Название праздника пошло от бога Купайло (Купала).

Все обряды в этот день связаны с огнём и водой. Праздник начинался с хоровода из трёх кругов людей. Где:

  • внешний круг – люди старшего, преклонного возраста;
  • средний – молодые;
  • маленький круг возле костра – дети.

учитель русского языка

Краткая аннотация.

В данной работе изучены русские народные обычаи, обряды и обрядовая поэзия. Проведено социологическое исследование среди 60 учащихся средних классов, а также их родителей, знают ли они что-либо об обрядах и обрядовой поэзии. Особый интерес вызвали несколько семейных традиций (родины, день летнего солнцестояния, поход на рынок (в старину) и т.д.), о которых не было известно учащимся. Предполагается дальнейшее исследование проблемы.

Аннотация

Цель данной работы: изучить русские народные обычаи, обряды и обрядовую поэзию, выяснить, насколько учащиеся и их родители знают семейные традиции и праздники. Так как они были « достоинством и умом народа, становили и укрепляли его нравственный облик, были его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняли глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, связанную с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов». Этого так не хватает в нашей современной жизни.

Методы и приемы, которые использовались в работе (социологический опрос – устный и письменный, изучение научной и научно-популярной литературы, запись народных песен, причитаний, плачей, величаний и т.д.) позволили открыть для самих авторов работы и их одноклассников много нового и интересного из жизни русского народа.

На основе данных, полученных в результате исследования, можно сделать вывод, что из 60 опрошенных человек (в том числе учеников и их родителей) знают об обрядах – 100%, об обрядовой поэзии, к сожалению, всего 25%.

Наибольшей популярностью среди учеников 6-8 классов пользуются такие обряды, как Масленица, свадьба, крестины, праздник Пасхи (знают эти обряды 98% всех опрошенных). Взрослым людям, помимо перечисленных обрядов, известны также сватовство, смерть, погребение (из всех опрошенных эти обряды знают 80%).

Меньше знают и взрослые, и дети о таких обрядах, как проводы в армию, новоселье, родины, погребение по языческому обряду (30%). А про обряд, который проводится в день летнего солнцестояния, знают 9% опрошенных, да и то только взрослые.

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ОБЫЧАИ, ОБРЯДЫ И ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ.

«Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, — говорившиеся нараспев, под звон струн, — о славных подвигах богатырей, защитников земли народа – героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки.

Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов», — писал Алексей Николаевич Толстой. Почему же сейчас мало красивых обычаев? Почему только в деревнях они остались? Может потому, что мы не знаем о них? Ответить на эти вопросы и стало целью нашей работы.

Для начала нужно вспомнить некоторые из обычаев, праздников и обрядовую поэзию, с ними связанную.

Обряд – это особым образом высказанная просьба, направленная в иной мир. Насчитывается множество самых разных русских обрядов. Некоторые из них языческие, о некоторые христианские. Все они сопровождались песнями.

Обрядовые песни делятся на календарные (связанные с календарем), поблюдные (сопровождали святочные гадания) и свадебные. Но жизнь человека начиналась с рождения, поэтому первые обряды – это родины и крестины.

Родины и крестины.

Семейные события всегда сопровождались пирами и увеселениями. Рождение младенца ознаменовывалось домашним торжеством. Зажиточные люди учреждали родинные столы, а крестьяне приготовляли особое пивцо и брали для этого разрешение от начальства. Родители от гостей получали подарки, обычно деньгами.

Имя ребенку давали чаще всего случайно, по названию святого, память которого была в этот день.

Русские люди спешили крестить младенца. Обычно они делали это на восьмой день после рождения малыша, иногда на сороковой, так как эти числа напоминали о младенческой жизни Иисуса Христа Духовное рождение считалось значительнее телесного. Поэтому день рождения оставался незаметным, а день ангела или именины всю жизнь праздновался каждым, кому позволяло здоровье.

Брак сопровождался самыми затейливыми обрядами, и никогда семейная жизнь не была такой веселой, интересной и запоминающейся, как в эти торжественные минуты жизни.

Русские женились вообще очень рано. Бывало, что жених был в возрасте от 12 до 13 лет. Редко случалось, чтоб русский долго оставался неженатым, если только не болезнь была тому причиной. При ранней женитьбе жених и невеста не знали друг друга до брака. И это было совершенно естественно, ведь будучи детьми, они находились под полной властью родителей и были скрыты от людей.

Читать еще:  Постные рецепты к Новому году. И рождественский гусь

Жених даже не смел сказать, что желает жениться; родитель распоряжался его судьбой. Только когда жених вступал в брак во второй раз и уже не имел родителей, то выбор делался им самим.

А бывало даже такое, что если невеста урод, то вместо неё родители приводили меньшую и выдавали смотрительнице за невесту, а если не было другой дочери, то выдавали служанку. Жених не имел права видеть невесту до свадьбы и довольствовался тем, что рассказывала ему о невесте смотрительница. Он узнавал обман не перед венчанием, а после. В таком случае обманутый жених мог пожаловаться властям. Тогда проводили розыск: опрашивали соседей, знакомых. Но чаще всего дело сводилось к тому, что жених был вынужден жить со своей суженой.

После смотра происходил сговор – первая часть брачного праздника или вступление к торжеству. Сговорный день назначался родителями невесты. Родители жениха, сам жених и его близкие родственники приезжали к ним. Родители невесты принимали гостей почестями, выходили к ним навстречу, кланялись друг другу до земли, сажали гостей на почетных местах в переднем углу, а сами садились возле них. Сговор имел юридическую силу. Отказаться после него от брака значило оскорбить семью.

Иногда между сговором и венчанием проходило несколько месяцев. Приданое всегда было важным условием русской свадьбы. Состояло оно в постели, платьях, домашней утвари и украшениях, в рабах, деньгах и недвижимых имениях, если девица была дворянского происхождения. А от жениха ничего не требовалось. Обычно приданое доставлялось в дом новобрачных после свадьбы; но недоверчивые родители жениха нередко требовали, чтоб оно было доставлено до свадьбы, держась пословицы: «Денежки на стол, девушку за стол».

Все писалось в рядные записи. Если какая-либо из сторон супругов отказывалась пребывать в браке, должна была выплатить неустойку или попятку. В то время неустойки денежные были велики, смотря по состоянию.

Венчание происходило большей частью вечером. Утром в день торжества сваха невесты отправлялась в дом жениха приготовлять брачное ложе. Сваха обходила кругом хоромину, где устраивалось брачное торжество с рябиною в руках, на которой нарезывались символические знаки. Её шествие совершалось церемонно. За свахою человек пятьдесят, а иногда даже до ста прислужников несли на головах разные принадлежности брачного ложа и брачной комнаты. Необходимо было, чтоб на потолке в комнате не было земли, чтоб, таким образом, брачная спальня не имела никакого подобия с могилой. Вокруг постели устраивались тафтяные занавесы. Над постелью ставились образа и крест, те самые, которые предшествовали при вносе постели. Образа были задернуты убрусами или застенками, смотря по их величине. Возле самой постели ставили открытые бочки с пшеницей, рожью, ячменем. Это означало обилие, которое желали новобрачным в их новом домоводстве. Между тем у жениха и у невесты пекли свадебные хлебы или караваи и готовили стол.

После того, как в доме невесты все было готово и сама невеста одета, ей на голову возлагали венец – символ девичества и вели с торжественным шествием в залу, где было устроено место для неё с женихом. А жених, убравшись в венчальный наряд , ожидал, как ему дадут знать, что пора ехать за невестою. С гостями его непременно находился священник, который должен был их венчать.

Две свахи вели невесту в венце, под покрывалом. За невестой следовали сидячие боярыни, составлявшие её свадебный чин; две из них держали по блюду. На одном лежала кика – головной убор замужней женщины. На другом лежали убрусы, предназначенные для раздачи гостям. Блюдо с осыпалом и убрусами ставилось на столе перед главным местом, где лежала перепеча с сыром.

Когда все усаживались, отец и мать невесты, посылали дружку к жениху. Приходя, он извещал, что время ему идти по невесту.

Священник первый вставал с места провозглашал: «Достойна есть!». Вставали родители, брали по образу и становились рядом. Жених кланялся им в ноги, целовал образ и получал родительское благословение. В торжественном шествии впереди шли каравайщики с караваями, свечники и фонарники со своими принадлежностями, потом священник с крестом, потом бояре, а за ними жених, которого вел под руки тысяцкий, а за ним поезжане, то есть все, составлявшие чин жениха. Они садились на лошадей верхами или в сани. Когда такое шествие доходило до двора невесты, родители невесты выходили к ним навстречу. Они входили в приготовленный покой, где уже сидела невеста. Жених молился, знаменуясь крестом, и кланялся образам на все четыре стороны, потом вместе с дружком подходил к своему месту. Жених садился возле невесты на одну подушку с ней.

После венчания в церкви, все гости отправлялись в дом мужа. Вероятно, на свадьбах частных людей, если венчание было после обедни, новобрачные разъезжались по своим домам, а уже к вечеру жену привозили в дом мужа, и там происходило брачное торжество.

Тогда в старину между женихом и невестой проходил обряд разувания, очень древний обряд, дошедший к русским от времен язычества. Он состоял в том, что жена, в знак покорности, должна была снять с мужа сапоги. В одном из сапог была монета. Если ей удавалось снять сначала тот сапог, в котором была монета, это значило, что ей будет счастье; в противном случае значило, что ей придется угождать мужу и разувать. При этом муж, в знак своей власти, ударял будущую спутницу своей жизни по спине плетью, полученной от тестя.

Свадебный ритуал был строго регламентирован, это был целый спектакль с множеством действующих лиц, у каждого из которых была своя четко определенная роль. Выбирались дружки, свахи, сопровождающие невесту и жениха, — так называемые чины, каравайщики, свечники, которые шли впереди свадебных поездов невесты и жениха с караваями и свечами. Специальный человек должен был следить, чтоб никто не прошел между женихом на коне и возком невесты – это было дурной приметой. Немаловажной была роль знахарей на свадьбах: они должны были отвести от новобрачных злых духов, защитить их от сглаза.

В составе свадебного обряда самое важное место занимают песни: они принадлежат обряду и вне обряда не исполняются. Их функция— обрядовая, они придают гласности начало, ход и завершение свадьбы как бытового юридического акта. Своё назначение эти песни сочетают с поэтизацией традиционного ритуала. Отличительной особенностью свадебных песен является эпический, повествовательный стиль.

Величания – жанр песенного восхваления преимущественно жениха и невесты. Изначально функция величания в свадьбе соединялась с заклинательной магией: благополучие, счастье невесты и жениха, их родных представлялись реальными, уже наступившими.

Причитания – лирические произведения, непосредственно передающие чувства и мысли невесты, её родственников и подруг, других участников свадьбы. Изначально функция причитания была всецело предопределена обрядом. Невеста представляла свой уход из семьи как действие, совершающееся против её воли, чтобы избежать нежелательной мести покровителей очага. Позднее причитания лишь отчасти следовали древнему ритуалу и по большей части стали прямым выражением чувств людей, которых кровно касалась драма разлуки с семьей. Наиболее существенная стилевая особенность причитания – передача смятенных чувств человека.

Свадебные песни, величания и причитания.

Читать еще:  Прот. Алексий Уминский: Тестировать школьников на курение?

Текст научной работы на тему «Сущность обрядовой культуры древней руси»

Сущность обрядовой культуры древней руси

Клопыжникова Анастасия Александровна — аспирантка Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина

Аннотация. В статье исследуется сущность и существо обрядовой культуры Древней Руси как основы формирования образа жизни, жизненного уклада, формирования национального характера и национальной культуры.

Ключевые слова: обряд, ритуал, церемония, традиционный церемониал, обрядовая культура.

В культуре Древней Руси было множество разнообразных обрядов и ритуалов. Культура народа неразрывно связана с его бытом, повседневной жизнью, как и быт народа, определяемый уровнем развития хозяйства страны, тесно связан с культурными процессами. Вся жизнь людей (образ жизни) была обрядово оформлена, ритуализированна.

Согласно общепринятому определению, обряд, ритуал, церемония, церемониал, совокупность условных, традиционных действий, лишённых непосредственной практической целесообразности, но служащих символом определённых социальных отношений, формой их наглядного выражения и закрепления. Самые простые типы поведения складываются, прежде всего, на основе целостных, привычных образцов. Образец укладывается в какую-то часть деятельности, ее отрезок, не подверженный четкому делению, изменению или рефлексии. Термин «обряд» может отождествляться с терминами «традиция», «обычай», «ритуал», «нравы». Но понятие «обряды» не следует сшивать с более широким понятием «обычай». Обычай — это издавна укоренившийся в быту и ставший традиционным порядок совершения каких-либо общественных действий, традиционные правила поведения в определенных ситуациях.. Для доклассового общества характерна недифференцированность бытовых, производственных и религиозных обрядов. С возникновением классового государства и церкви формируются специфическая церковная обрядность, ритуалы и церемонии, связанные с общественной и государственно-политической жизнью (например, придворные церемонии), и продолжают существовать традиционные бытовые обряды, особенно долго сохраняющиеся в крестьянской среде. К их числу относятся производственные обряды, связанные с земледелием, например с жатвой (зажинки, дожинки), животноводством (обряды, приуроченные к весеннему выгону скота), рыбной ловлей, охотой, строительством новых жилищ, рытьём колодцев и т.п., и семейные (обряды, связанные с рождением и смертью, инициации, свадьба и т.д.). В связи с годичной повторяемостью хозяйственной деятельности и её календарной приуроченностью обряды первой группы, в отличие от семейных, принято называть календарными. Обрядные действия могли быть магическими (включая вербальную, т. е. словесную, магию), символически-демонстративными или игровыми. Для поздних обрядов характерно развитие символических и игровых элементов и выпадение или трансформация магических, генетически связанных с примитивной аграрной, скотоводческой и промысловой техникой и с устойчивостью общинных, родовых и семейных (особенно патриархальных) отношений. Обряды, исполнявшиеся индивидуально (и часто тайно), сопровождались у многих народов прозаическими или стихотворными заговорами и присловьями; обряды, исполнявшиеся коллективно (род, племя, община, семья, артель и т.п.), — песнями. Особую группу обрядов образуют так называемые гадания (или магические обряды), предназначенные для угадывания (предсказания) дальнейшего течения жизни гадающих. Магические обряды направлялись на достижение какого-либо конкретного результата, чаще всего люди просто стремились отогнать или отпугнуть враждебные силы. Иногда просили о личном благополучии, излечение от болезни или о благоприятных условиях для будущего урожая. Уже в период капитализма происходят значительные изменения в обрядовой традиции. Этот процесс углубляется в период социалистического переустройства общества. Традиционные обряды, особенно магические, забываются или переходят в разряд символических или игровых. В СССР и др. социалистических странах формируется новая, социалистическая обрядность. Определяя «обряд» С.А.Токарев писал, что обряд — это такая разновидность обычая, «цель и смысл которой — выражение (по большой части символическое) какой-либо идеи, действия, либо замена непосредственного воздействия на предмет воображаемым (символическим) воздействием». В

силу своего символического, знакового характера обрядовые действия лишены непосредственной целесообразности и сами по себе практического значения не имеют.

Обряд состоит из следующих компонентов:

• во-первых это символическое действие или ритуальное поведение участников обряда,

• из элементов материальной культуры в виде ритуальной пищи, одежды, атрибутики и речевого поведения участников обряда в словесном и музыкальном выражении.

Суть обряда в том, что вещественное, здешнее, сегодняшнее — на какое-то ограниченное время и в какой-то мере -приобщается к невещественному, нездешнему, вечному и освящается им. Такое приобщение с трудом постигается рассудком, но и само по себе оно парадоксально и сродни чуду.

В старинном обряде много чувства, много зримого, ощутимого, основательного, звучного. Но есть в нем мысль и слово. Обряд есть доброе дело, проникнутое словом. В идеале все это слитно, не живет одно без другого, и нет тут главного и не главного.

Исторически сложилось, что слово (лишь слегка вещественное) отделялось от сугубо вещественного, от действия, становилось самостоятельным. Вместе с развитием умственности, просветительства, литературы оно захватывает культурное и культовое пространство. На него возлагали обрядовые смыслы, а прямое вещественное действие все более рассматривалось как «прочее», второстепенное, грубое, простонародное, внешнее. В сравнении с проверенными на опыте и выверенными наукой технологиями обряд все более проигрывал и оправдывался лишь уважением к старой традиции, то есть становился не более чем нравственной нормой.

В обряде сочетаются постоянство и действие. Первое, как таковое, само по себе, непостижимо породняет нас с иномирным, но непосредственно мы наблюдаем прежде всего действие. Слово в обряде не просто сказывается, не просто произносится — оно, вкупе со всем остальным, совершает и действует. Это — первозданная способность слова. Даже повседневное слово отчасти еще сохраняет эту способность, а сакральное слово — тем более. Таким образом, слово не сопровождает натуральное обрядовое действие, а встроено в него.

Не только сам обряд, но и каждый компонент обряда как семантическая единица выполняет определенную функцию. Несколько обрядов, выполняющие одну функцию в ходе развертывания обрядового текста, образуют обрядовый цикл или комплекс. В свою очередь, несколько обрядовых циклов образуют ритуал, который характеризует определенное социальное событие или действие. Обрядовые ритуалы, характеризующие все стороны жизнедеятельности этноса составляют его ритуальную систему. Ее структура схематически выглядит следующим образом: обрядовое действие — обряд — цикл — ритуал — система.

В научной литературе синонимом понятия «обряд» часто выступает понятие «ритуал».

Ритуал (от лат. гіиа^ — обрядовый, от гіїш — религиозный обряд, торжественная церемония), вид обряда, исторически сложившаяся форма сложного символического поведения, кодифицированная система действий (в том числе речевых), служащих для выражения определённых социальных и культурных взаимоотношений (признания каких-либо ценностей или авторитетов, поддержания социально-нормативной системы и т. п.). В древнейших религиях ритуал служил главным выражением культовых отношений. В дальнейшем с развитием мифологической, а затем и религиозно-философской систем формируются мифологическая интерпретации ритуала и ритуальные средства «драматизации» мифа. Хотя такие религии, как христианство, особенно в его протестантских формах, провозглашают примат «духовной» стороны (вероучения и чувства) перед ритуалом, практически сохранение религиозных отношений в массах обеспечивается в значительной мере действием традиционных систем ритуала, которые составляют наиболее консервативный элемент религии и истолкование которых изменяется в процессе секуляризации общественной жизни. Это делает необходимым рассматривать различные типы ритуала в их связи с исторически складывавшимися нормативно-ценностными системами общества. Ритуал играет важную роль в истории общества как традиционно выработанный метод социального воспитания индивидов, приобщения их к коллективным нормам жизни. Развитие

правовых норм, системы нравственных представлений, элементов рационального поведения личности и научного сознания вытесняет ритуал на периферию общественной жизни, главным образом в область церемониальных форм официального поведения и бытовых отношений (гражданскую обрядность, этикет, дипломатический протокол и т. п.).

В любом ритуале существует инвариантный блок обрядов, которые составляют так называемый обрядовый минимум, без которого ритуал не может существовать как символический, ритуальный текст. Обряды не только объективно варьируют (формально и функционально) внутри одного цикла, но и перескакивают из одного цикла ритуала в другой. То же самое относится к обрядовым действиям внутри обряда.

Читать еще:  Как определить есть ли дома подклад. Подклад – порча на предметы: Что делать, если вам пытаются навредить

А, церемония, в свою очередь, означает (от лат. саептоша — благоговение; культовый обряд), установленный порядок совершения какого-нибудь обряда, торжества. В переносном значении — о каком-нибудь действии, длительном или совершаемом методически; условность в поведении.

Свое существование человек видел в продолжении того миропорядка, который установил великий и могущественный создатель. Он это делал осознанно, пытаясь умилостивить и приобщиться к могущественной силе, чтобы иметь возможность властвовать над миром как она. Имитируя различные силы природы, поведение животных, человек пытался достичь единства с той неведомой силой, которая представлялась ему в виде животных, а проявления ее могущества и власти в стихиях.

Всю свою жизнь человек пытался подстроить под те циклы природы, которые видел. Но при этом в сознании человека проявлялось одно качество, с которым на протяжении тысячелетий человек нещадно боролся. Свобода — это базовое качество в душе человека, которое отделило его от окружающего, сказало ему, что он иной, нежели все другие существа на земле. Чтобы стереть это различие, человек полностью подчинил свой образ жизни природным циклам, создал различные обряды, которые имитировали природные циклы и вообще любые проявления природы, чтобы слиться с ней, убрать это различие, которое отделяло его от окружающего.

Понимание того, что человек может строить свою жизнь по иному, чем все окружающее, побудило его создать множество обрядов подтверждающих единство с природой. Человек как будто понимал, что живет не так, как другие живые организмы, которым не требовалось этого подтверждения, — они просто жили. Человек же имитировал все природные процессы в своей жизни, а это значит, что он не только таким образом отгораживал себя некоторой неестественностью, имитацией, но и создавал творил свой собственный мир.

Именно в первых обрядах человек закладывал законы своего существования, создавал мир, смыслы в котором были подобны силам, приобщившись к которым можно управлять миром. Стремление достичь единства постепенно преобразовалось в сознании человека в поиски счастья и одновременно в желание управлять миром, быть подобным творцу всего. А пути достижения его заключались в приобщении к силам и смыслам окружающего мира. Искусственное создание ситуации, имитация — это первый творческий процесс человека.

Идеи о счастье и образы его были связаны в сознании человека со смыслами существования окружающего, которые человек пытался превратить в законы для себя и неукоснительно им следовать, лишая себя свободы. Появление образов, укрепляющих в сознании человека эти смыслы и это единство, ознаменовало собой первый творческий процесс и начало культуры и цивилизации. Символы, заключающие в себе основы смыслов существования и единства человека и окружающей среды, стали удерживать его в рамках установившихся законов, чтобы сознание этих смыслов крепко держало человека в обществе и содействовало приобщению к могуществу сил, правящих миром.

Общественные формации, как продолжение природных иерархий, лишили человека свободы, подчиняя его непреложным законам вселенной и общественным законам, которые продолжали законы мира.

Античные представления о творчестве, великих загадках и смыслах мира, символов, заключающих их, понятия рока и свободы, и связанной с этим трагедией человека и общества — все это берет начало именно в мифе и мифологическом мировоззрении. Культура человека стала

складываться из обрядов, имитирующих стихийные явления, служащих приобщению к жизни космоса и к его силе. У разных народов она складывалась в прямой зависимости от климатических условий, так как именно стихии диктовали человеку образ его жизни.

Обрядовая культура является неотъемлемым элементом всей древнерусской культуры и жизни. В России, каждый народный праздник сопровождается обрядами. Праздники — это обряды, которые были основаны на посвящении в тайны природы. Они совершались при помощи символов, которые носили на себе некоторые функции природных стихий, и возбуждали чувства в человеке при помощи словесных формул, танцевальных ритмов и т.д.

Объединение людей в рамках своей культуры, передача, сохранение с его помощью этнического поведения, воспитание национальных и культурных особенностей данного человеческого коллектива — эти свойства позволили обрядам прожить века и стать важнейшим элементом народной жизни. Через них открывается духовная жизнь нации в ее историческом бытии. Особенно это касается обрядовых действий, массовых, всенародных, часто повторяющихся, сопровождающих основные этапы жизни человека (рождение, свадьба (венчание) и похороны).

Обрядовое (магическое) действие является способом мышления наших предков, способом древнего воздействия на природу и человека. Однако обряды еще и могущественное средство национального воспитания и сплочения народа в одно духовное целое (обряд един и общеобязателен и, следовательно, объединяет всех живущих членов народа друг с другом). Обряд совершали так же, как его совершали деды и прадеды, следовательно, он объединял народ не только географически, но и исторически, образуя духовную связь, уходящую в глубь времен, составлял единый и нерушимый уклад жизни. Именно обряды составляют основу русской народной культуры.

Святочные традиции

Русские обряды невозможно представить без святочных традиций, которые не теряют своей актуальности до сих пор. Их принято праздновать, начиная после Рождества Христова (7 января), заканчивая датой Крещения (19 января).

К святочным обрядам и традициям относятся:

  • Коляда. Одна из самых популярных традиций в древности у русских молодых людей. В этот период молодежь ходила по домам в красивых ярких костюмах и пела народные песни. За это хозяева домов угощали их лакомствами и подключались к пению и веселью.
  • Святочные гадания. Еще одно значимое событие для молодежи древней Руси, в особенности для молодых незамужних девушек. Женщины собирались в группы и проводили магические ритуалы. Основной целью гаданий считалось узнать имя будущего мужа, то есть суженного.

Гадания занимали и занимают особую нишу среди всех видов обрядов, и считаются значимыми по сей день. Гадали на отражение или кофейную гущу, а получившийся рисунок просили разгадать более зрелых женщин.

Новоселье

1) В Древней Руси важную роль при строительстве домов играли суеверия. Кто бы мог подумать, но в выборе места под новую избу заключительное решение принимала корова. Современный человек в новый дом первой запускает кошку, но у наших предков, наверное, был своеобразный взгляд на сей обычай. Они первой выпускали именно это рогатое парнокопытное. «Где корова ляжет, там и будем строить!» — вот девиз людей того времени, ведь тогда верили, что место отдыха животного станет удачным выбором для постройки.

2) Издревле считалось, что помочь отпугнуть от дома злых духов и различную нечисть может обряд «очерчивание». Поэтому, когда люди заселялись в новый дом, полностью обнажённая хозяйка выжидала, пока все соседи уснут и пробегала три раза вокруг своего участка, при этом приговаривая заветные слова. Она как бы очерчивала свою территорию, после чего перекидывалась кубарем через ворота.

Несмотря на то, что технологии продвинулись так далеко, большинство из нас повторяют те же ритуалы, что и древнерусские люди. Мы всё так же стараемся не свистеть в доме и не пожимать руки через порог. Эти действия кажутся нам привычными. Может, если бы остальные обряды не забылись с течением времени, то и они нам не казались бы странными и забавными?

Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк ( 👍 — палец вверх), делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите наш проект, подписывайтесь на наш канал и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector