0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Нравственное развитие, ценности и мировоззрение в юности

Нравственное развитие, ценности и мировоззрение в юности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 07:45, курсовая работа

Описание работы

Юность — это этап формирования нравственного сознания, выработки ценностных ориентаций, устойчивого мировоззрения как системы взглядов на жизнь, идеалов, и гражданских качеств личности. Это финальный этап первичной социализации, развития человека как личности и начало включения его в систему общественно-трудовых отношений. В юношеском возрасте окончательно преодолевается зависимость от взрослых и утверждается самостоятельность личности. Юность отличается ярко выраженными социальными потребностями.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1 Юность как стадия развития . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1 Психологические особенности юношеского возраста . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2 Личностное развитие в юности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
1.3 Нравственное развитие в юности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
2 Ценности и мировоззрение в юности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
2.1 Формирование мировоззрения в юности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
2.2 Ценности и ценностные ориентации в юности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Глоссарий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Список используемых источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Введение

Работа содержит 1 файл

Особенности профессиональной ориентации в юношеском возрасте

Профессиональное самоопределение личности — сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры.

Профессиональное самоопределение тесным образом связано с понятием «профессиональная ориентация» (это многоаспектная, целостная система научно — практической деятельности общественных институтов, ответственных за подготовку подрастающего поколения к выбору профессии и решающих комплекс социально — экономических, психолого — педагогических и медико — физиологических задач по формированию у школьников профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах высокой квалификации)

Результатом процесса профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте является выбор будущей профессии. В процессе формирования профессионального самоопределения современной молодежи можно выделить следующие этапы: фантазийный этап (соответствует дошкольному возрасту); этап предварительного выбора профессии (7-10 лет); этап пробного выбора профессии (11-14 лет); этап реального выбора профессии (15-17 лет); этап профессионального обучения и этап профессионализации. На каждом из этапов профессиональное самоопределение характеризуется различной степенью сформированности.

В выпускном классе дети сосредотачиваются на профессиональном самоопределении. То, насколько престижной окажется выбранная профессия или ВУЗ, в который старшеклассник собирается поступать, зависит от его уровня притязаний. Профессиональное самоопределение становится центральным новообразованием ранней юности. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие себя в нем.

Процесс профессионального самоопределения включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентации, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала.

Осуществление себя в профессии включает формирование образа профессии, особенно на этапе выбора сферы профессиональной деятельности.

У молодых людей, обеспокоенных своим профессиональным будущим, стремящихся учиться в профессиональном учебном заведении или получить профессию в процессе работы, наблюдается опережающее развитие в оценке своих личностных качеств по сравнению с оценкой своих профессиональных качеств.

Еще один момент, связанный с профессиональным самоопределением,- изменение учебной мотивации. Старшеклассники, ведущую деятельность которых обычно называют учебно-профессиональную, начинают рассматривать учебу как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности. Их интересуют, главным образом, те предметы, которые им будут нужны в дальнейшем. Если они решили продолжить образование, их снова начинает волновать успеваемость. Отсюда и недостаточное внимание к «ненужным» учебным дисциплинам, часто гуманитарным, и отказ от того подчеркнуто пренебрежительного отношения к отметкам, которое было принято среди подростков.

Читать еще:  Постное письмо № 23. «Лествица». Наедине с опасной книгой

Для обоснованности профессионального выбора необходимо, чтобы требования со стороны профессии соответствовали возможностям человека. В противном случае в самосознании человека накапливается отрицательный жизненный опыт, формируются своеобразные способы решения встающих перед ним задач — уход от проблем, их игнорирование и т. д.

Учащиеся лучше представляют себя как личность вообще, то есть в совокупности моральных, физических, интеллектуальных качеств, своих интересов и склонностей, но в меньшей степени имеют представления о своем профессиональном «Я».

Таким образом, профессиональное самоопределение тесно связано с профориентацией и рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развития и самореализации духовных и физических возможностей, формирования им адекватных профессиональный намерений и планов, реалистического образа себя как профессионала.

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Динамика ценностных ориентаций в юношеском возрасте»

Актуальность исследования. В современном обществе идет период становления новых жизненных ценностей, которые пока еще не полностью утвердились в общественном сознании и поведении людей. В связи с этим особое значение приобретают вопросы формирования ценностных ориентаций в юношеском возрасте. Являясь основой нравственного сознания, они оказывают влияние на жизненный выбор юношества, проявляются в особенностях целеполагания и способах целедостижения, в конкретных поступках и делах (Л.И. Божович, Б.С. Братусь, С.Н. Иконникова, И.С. Кон, Н.А. Коваль, С.Б. Каверин, В.В. Комаров, А.А. Комлев, В.Т. Лисовский, И.А. Савенкова, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн и др.) при этом существенно отметить, что любые изменения в социуме оказываются безуспешными, если они не подкрепляются адекватными изменениями в ценностно-смысловых образованиях личности молодых людей, не подкрепляются адекватными изменениями в их ценностных ориентациях.

Анализ научной литературы показал, что проблема развития ценностных ориентаций в юношеском возрасте, их психологическая сущность, динамика в условиях современного социокультурного контекста пока еще недостаточно изучена.

Состояние и степень разработанности проблемы исследования. Проблема ценностей имеет в научной мысли богатую историю. Она привлекала к себе внимание, начиная с античности (Сократ, Платон, Аристотель, Аполлодор, Диоген Лаэртский и др.). Позднее к ней обращались Т. Гоббс, Спиноза, И. Бентам, И. Кант, Р. Г. Лотце, М. Шелер, Н. А. Бердяев, В. С. Соловьев и др. Изучение научных трудов о человеке показывает, что проблема ценностей и ценностных ориентаций во всей их многогранности всегда активно исследовалась в российской науке (B.C. Соловьев, Н. Бердяев,

И.А. Ильин, А.Ф. Лосев, Л.Н. Толстой, В.Г. Федотова, Т.В. Холостова, Б. С. Братусь, Н.Ф. Фаустова и др.).

Среди отечественных исследований выделяются работы, в которых изучена зависимость ценностных ориентации от индивидуальных особенностей личности (Б.Ф. Ломов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Д.Н. Узнадзе, В.Н. Мясищев), от активно -деятельностного окружения ею окружающего мира (К.А. Абульханова -Славская, Л.П. Буева, Д.Н. Узнадзе, В.Н. Мясищев и др.), от духовного творчества ( Н.А. Коваль, С. Б. Каверин, В. А. Токарева и др.), от целеполагания и способов целедостижения (Б.С. Братусь, Л.Н. Собчик и др.). В гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл) исследован процесс выбора человеческих ценностей, особенности их осмысления.

В работах Д.А. Леонтьева, И.С. Кона, А.А. Мелик-Пашаева и других ценностные ориентации рассматриваются как необходимые и важные ориентиры для формирования личности в юношеском возрасте, обретения ею опыта духовного созидания. Психолого — педагогический аспект проблемы ценностных ориентаций юношества, нашедший отражение в исследованиях педагога-новатора Ш.А. Амонашвили, психологов А.А. Деркача, И.В. Дубровиной, Д.И. Фельдштейна и др., в работах специалистов вузовской педагогики Н.В. Кузьминой, А.А. Вербицкого, В.А. Токаревой и других, рассматривается в широком контексте работ этого направления. Так, важным оказалось то, что в этих исследованиях указывается на необходимость целенаправленного формирования ценностных ориентаций в юношеском возрасте в условиях гуманистических преобразований социальной среды, создания условий для развития культурных и нравственных ценностей в молодежной среде.

Читать еще:  Чего я на самом деле боюсь в мире терактов

В современной научной литературе (Н.И. Непомнящая, Г.Л. Будинайте, Т.В. Корнилова, Г.Е. Залесский, Е.И. Головаха, Б.С. Братусь и др.) личностные ценности рассматриваются на пересечении мотивационнопотребностной сферы личности и мировоззренческих структур сознания. Многие исследователи подчеркивают важность установок, личностных особенностей, мотивации, направленности личности, интеллекта в процессе развития ценностных ориентаций (В.Г. Калашникова, Н.И. Кузьмина, В.И. Слободчиков, О.Н. Смищенко, Б.А. Сосновский, Э.Н. Фаустова, В.Г. Узунова, В.А. Якунин и др.).

В проанализированной нами психологической литературе ценностные ориентации юношеского возраста как психологический феномен изучены не достаточно полно; психологические условия, оптимизирующие данный процесс не достаточно структурированы; приемы эффективного формирования ценностных ориентаций в юношеском возрасте остаются слабо разработанными и пока не готовы к внедрению. Тем самым возникает противоречие между острой необходимостью исследовать динамику ценностных ориентаций личности в юношеском возрасте и фактическим уровнем разработанности данной проблемы в психологической науке. Данное противоречие создает проблему, сущность которой в том, что процесс перехода ценностных ориентаций их социального окружения во внутриличностный план в юношеском возрасте не полностью исследованы с психологических позиций. Этим обусловлена актуальность исследования.

Объектом исследования являются ценностные ориентации в юношеском возрасте.

Предметом исследования — психологическая модель ценностных ориентаций в юношеском возрасте.

Цель исследования — выявить динамические изменения ценностных ориентаций в юношеском возрасте и определить условия оптимизации этого процесса.

Реализация поставленной цели требовала решения следующих задач исследования:

• Проанализировать теоретические подходы к исследованию ценностных ориентаций в научной литературе;

• изучить особенности формирования и проявления ценностных ориентаций в юношеском возрасте;

• раскрыть динамику формирования ценностных ориентаций в юношеском возрасте;

• разработать эффективные приемы по оптимизации ценностных ориентаций.

Гипотеза исследования заключается в предположениях о том, что ценностные ориентации как выбор ориентиров для целеобразования и способов целедостижения в юношеском возрасте образуют свою динамическую субкультуру, формирующуюся в условиях внутриличностного (потребности, интересы, направленность личности и др.) и социального (семья, учебно-трудовой коллектив, молодежная субкультура и др.) контекста.

Выбор комплекса методов исследования определялся целью и задачами диссертации. Применялся теоретико-методологический анализ литературных источников по проблеме исследования; психологическое тестирование, включая методики: «Самоактуализационный тест» Л.Я. Гозмана; «Уровень субъективного контроля»; модифицированная методика «Ценностные ориентации» М. Рокича; метод опроса, наблюдения, математико-статистические методы обработки результатов эксперимента. Теоретико-методологической основой данного исследования явились: теоретические положения деятельностного подхода к изучению личности (C.JI. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский и др.); ценностно-смыслового подхода к исследованию личности (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, Б., Братусь, С., Братченко, Д.А. Леонтьев и др.); психолого-акмеологического подхода к рассмотрению ценностей (Б.Г. Ананьев, Н.В. Кузьмина, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин и др.); теории активного отражения личностью окружающего мира (К.А. Абульханова — Славская, А.А. Бодалев и др.); «Я» — концепция личности (А.А. Деркач, И.С. Кон, В.В. Столин и др.); достижения системной методологии (Е.А. Климов, Н.Г. Алексеев, И.С,

Ладенко, Г.П. Щедровицкий и др.); педагогической психологии (В.В. Давыдов, И.В. Дубровина. Н.И. Непомнящая, А.Г. Здравомыслов, В.В. Рубцов и др.); психология личности (А.Г. Асмолов, В.Е. Василюк и др.); психология развития (Б.Г. Ананьев, Л.И. Степнова, И.Н. Семенов и др.); теории ценностей (Т.П. Выжлецов, О.Г. Дробницкий, Л.А. Микишина, В.Г. Тугаринов и др.).

Научная новизна исследования. В диссертации раскрыта психологическая специфика развития ценностных ориентаций в юношеском возрасте через динамическую субкультуру, формирующуюся в условиях внутриличносгного и социального контекста. Определены различные уровни овладения ценностями, которые могут быть перспективными (потенциальными), знаемыми, но не применяемыми на практике, активно реализуемыми. Обнаружены акмео логические условия оптимизации процесса формирования ценностных ориентаций в юношеском возрасте включающие: повышение информированности и системе ценностей, определение путей их достижения, побуждение к апробированию путей реализации ценностей активными действиями и к созданию новых ценностей.

Читать еще:  Протоиерей Александр Борисов: Я просил солдат не поднимать оружия

Теоретическая значимость исследования. Доказано, что ценностные ориентации в юношеском возрасте — это выбор ориентиров для целеобразования и способов целедостижения. Конкретизировано содержание используемых терминов «ценность», «ценностные ориентации», «юношеская субкультура». Обнаружена зависимость успешного формирования ценностных ориентаций юношества в учебной среде от содержания специально разработанного программного материала. В диссертации разработана психолого-акмеологическая концепция повышения эффективности формирования ценностных ориентаций в юношеском возрасте, включающая теоретико-методологический анализ ценностей, содержание, структуру, функции ценностей; их психологическую сущность, а также психолого — акмеологические условия, оптимизирующие динамическое развитие ценностных ориентаций в условиях учебной (академической) среде.

Практическая значимость исследования. Разработана психотехника эффективного формирования ценностных ориентаций в юношеском возрасте. Материалы и результаты диссертационного исследования могут быть использованы в воспитательной работе с учащейся молодежью в школах и ВУЗах. Материалы диссертации дают возможность изучать не только психологический процесс формирования ценностей, но и управлять им. С этой целью разработана программа спецпрактикума. Материалы диссертации составили содержание спецкурса «Ценности в структуре духовности личности», а также были использованы в курсе «Психологии личности».

Достоверность и надежность полученных результатов исследования обусловлены опорой на достижения современной психологии и акмеологии; применением валидных и надежных методов, адекватных предмету, задачам и гипотезе исследования; эмпирической проверкой основных положений; репрезентативностью выборки испытуемых; тщательным и корректным проведением качественного анализа и статистической обработки исходных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и выводы исследования обсуждены на Международной научной конференции «Акмеология: личностное и профессиональное развитие» (Москва 2004); на Всероссийской конференции «Психологическое здоровье и безопасность личности» (г. Тамбов, 2002); на научных конференциях преподавателей и аспирантов ТГУ им Г. Р. Державина «державинские чтения» (г. Тамбов, 2003, 2004); на заседаниях кафедры социальной психологии ТГУ им Г. Р. Державина. Положения, выводы и результаты диссертационного исследования апробировались в течение трех в лингво-математическом лицее, средней школе № 17 г. Тамбова, Орловской средней школе Тамбовского района, в Тамбовском государственном университете имени Г. Р. Державина.

Положения, выносимые на защиту:

1. Ценностные ориентации — это те состояния, явления и процессы и в окружающей жизни, которые становятся ориентирами для личности, направляют формирование ее целей, а также способов их достижения;

2. Ценностные ориентации в юношеском возрасте образуют свою динамическую субкультуру, которая формируется в условиях внутриличностного (потребности, интересы, направленность и др.) и социального (семья, учебно-трудовой коллектив, молодежная субкультура и др.) контекста.

3. Юношеская субкультура — это ценности, стереотипы и правила, разделяемые в молодежной среде, отличающие ее от других возрастных групп и различающие «своего» и «чужого».

4. Формирование ценностных ориентаций в юношеском возрасте возможно, в учебной (академической) среде, если при этом повышать информированность у молодых людей о системе ценностей, указывать пути их достижения, побуждать к апробированию путей реализации ценностей активными действиями и созданию новых ценностей.

Организация исследования. Базу проведения исследования составили учащиеся лингво — математического лицея, учащиеся средней школы № 17 г. Тамбова, Орловской средней школы Тамбовского района, студенты психологического факультета, факультета физической культуры и спорта Тамбовского государственного университета им Г. Р. Державина. В исследовании приняло участие 248 человек, из них 136 человек учащиеся, 112 человек — студенты в возрасте от 15 до 23 лет. Исследование проводилось в 2001-2004 годах.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. Результаты статистической обработки исходных данных отражены в схемах, графиках, таблицах.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector