1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Станислав Говорухин: от Высоцкого до легенды

Содержание

Станислав Говорухин: от Высоцкого до легенды

Розыгрыши бывают разные. Бывают дружеские, добрые и смешные. Бывают глупые, злые и дурацкие. А бывают утончённо-творческие.

Эталонный случай умного и интеллигентного розыгрыша произошёл во время съёмок фильма «Вертикаль»: режиссёр Станислав Говорухин очень тонко подшутил над актёром Владимиром Высоцким. И вот как это было.

Специально для фильма о рисковых советских скалолазах Высоцкий написал несколько «альпинистских» песен. Пять из них вошли в фильм, а вот шестую – знаменитую «Скалолазку», к большому сожалению, в ленту не включили, равно как и киносцены, в которых её предполагалось использовать.

В фильме «Вертикаль» есть один сильный фрагмент: после того как раздаётся грохот лавины, похожий на артиллерийскую канонаду, начинает звучать военная песня Высоцкого под названием «Баллада об альпийских стрелках» . Вот именно с этой душевной авторской песней Владимира Семёновича и связан тонкий розыгрыш Станислава Говорухина.

Однажды постановщик картины Говорухин несколько дней отсутствовал на съёмочной площадке, а когда вернулся, то первым делом зашёл в гостиничный номер к Высоцкому и никого там не обнаружил. Зато он увидел на кровати свеже-исписанные бумажные листочки со стихами. Заглянул в них, и был сильно впечатлён словами только что написанной песни:

Мерцал закат, как блеск клинка,

Свою добычу смерть считала.

Бой будет завтра, а пока,

Взвод зарывался в облака

И уходил по перевалу…

Станислав Говорухин обладал феноменальной памятью, и, перечитав строки песни пару раз, выучил все её слова наизусть. Потом он спустился в холл гостиницы и увидел Высоцкого, который сидел в буфете с гитарой, в окружении нескольких актёров и местных поклонников. Не успев даже поздороваться, Высоцкий похвастался, что написал великолепную песню для фильма и готов её исполнить.

– Ну, давай, – согласился Говорухин, который тут же задумал розыгрыш.

Владимир Высоцкий ударил по струнам и запел: «Мерцал закат, как блеск клинка…»… Но не успел он пропеть ещё и первый куплет, как Говорухин прервал его: – Да ты что, Володя! Ты шутишь… Это же известная песня, её все альпинисты знают…

– Да не может такого быть! – не поверил Высоцкий.

И тут Говорухин выдал: – Как не может быть? Там дальше ещё припев такой будет:

Вперёд и вверх, а там,

Ведь это наши горы,

Они помогут нам…

Ошарашенный Высоцкий растерянно сказал: – Точно… Ничего не понимаю… Слушай, может быть, я в детстве где-нибудь слышал эту песню, и она у меня в подсознании осталась… Эх, какая жалость.

– Да-да-да! – подхватил Говорухин. – Такое довольно часто бывает…

Но, увидев ужасно расстроенного Высоцкого, взял и во всём признался. Что и какими словами ответил своему другу Владимир Семёнович – об этом история умалчивает. Но мы можем об этом догадаться.

История создания фильма «Место встречи изменить нельзя».

Фильм «Место встречи изменить нельзя» снят по детективному роману писателей Аркадия и Георгия Вайнеров «Эра милосердия», в основе которого были несколько реальных фактов. Существовала на самом деле и банда «Чёрная кошка», правда, она не была столь грозной, и обвинённый в убийстве жены врач Миркин, которого в сценарии вывели под фамилией Груздев. За экранизацию романа взялась Одесская киностудия, а первым о своём желании снять фильм, и заодно сняться в главной роли, заявил Алексей Баталов. Правда, на студии он так и не появился, и режиссёром стал Станислав Говорухин.

Владимир Высоцкий, которому Говорухин рассказал о новом фильме, сразу поехал к братьям Вайнерам и прямо с порога заявил: «Я пришёл застолбить Жеглова! Никто вам не сыграет его так, как я!». Въедливые писатели поинтересовались, чем плохи, например, мужественный Николай Губенко или молодой обаятельный Сергей Шакуров? Высоцкий признал, что они прекрасные актёры, и могут сыграть даже лучше, но «вам лучше не надо, вам надо так, как только я сыграю!». Писателям оставалось только согласиться и сесть за сценарий.

Пробы на Жеглова были формальностью и проводились только ради руководства — Говорухин никого, кроме Высоцкого, снимать не собирался. На пробы приглашали актёров, которые, несмотря на все заслуги, не могли тягаться с Высоцким — Юрий Кузьменков, Леонид Яновский, Юрий Шлыков… По поводу Жеглова у худсовета сомнений не оказалось, а вот пробы «на Шарапова» шли долго и благодаря им в фильме появилось много хороших актёров. Для начала Высоцкий предложил кандидатуру своего друга и коллегу Ивана Бортника. Шарапова в нём не увидели, но зато утвердили на яркую роль бандита Промокашки.

Братья Вайнеры хотели, чтобы Шарапова сыграл Евгений Герасимов, а режиссёр видел в этой роли знаменитого «Кузнечика» Сергея Иванова. Оба актёра отказались из-за занятости в других проектах. Пробовались Сергей Никоненко, Александр Курепов, Юрий Шлыков, а также Евгений Леонов-Гладышев — сыграл эпизодическую роль убитого Васи Векшина, Станислав Садальский — сыграл карманника Кирпича, и Александр Абдулов — он тоже получил роль, но такую маленькую, что даже не все зрители узнали его в образе водителя фургона. Шарапова в результате сыграл Владимир Конкин, несмотря на то, что он очень не нравился сценаристам. Отношения с коллегами у актёра не сложились, и впечатление от совместной работы у всех осталось неоднозначное.

Владимир Высоцкий принимал активное участие в кастинге. Он порекомендовал взять на роль Фокса Александра Белявского — режиссёр уже утвердил Бориса Химичева, но в начале работы увидел, что актёр не вписывается в образ героя 40-х годов, и не знал, что делать. Белявский тогда намеревался отдохнуть на свежекупленной даче, но как только получил телеграмму с предложением роли и узнал, кто снимается в фильме — сразу вылетел в Одессу. Высоцкий же позвал на съёмки Виктора Павлова, который сыграл Левченко, и Всеволода Абдулова — исполнителя роли «муровца» Соловьёва. А вот Марину Влади ему отстоять не удалось — он очень хотел, чтобы она сыграла Варю Синичкину, но худсовет посчитал, что она не похожа на советскую гражданку.

Участие Всеволода Абдулова было драматичным. За год до съёмок актёр попал в тяжёлую аварию и двадцать дней провёл в коме, а потом врачи переводили его из больницы в больницу и не давали прогнозов… Большой проблемой стали провалы в памяти, которые грозили поставить крест на дальнейшей карьере. После очередной операции к нему в больницу приехали Высоцкий и Говорухин — оставили Абдулову сценарий и список ролей, которые он может выбрать. Они знали, что он не сможет запомнить текст ни одной из них, но не могли оставить друга в беде. Потом актёр рассказывал, что съёмки были страшными — он не помнил имена, забывал, где находится, но у него появилась надежда на то, что он сможет работать. Он действительно продолжил сниматься, но последствия аварии сказывались всю жизнь…

Читать еще:  Руководитель тотального диктанта: грамотность стала модной

Александру Белявскому его роль очень нравилась, хотя потом ему долгое время предлагали только отрицательных персонажей. Однажды на встрече со зрителями к нему подошёл молодой человек и сказал, что актёр повлиял на его выбор профессии — после просмотра фильма «Их знают только в лицо» он стал водолазом. «Какое счастье, — рассказывал потом Белявский, — что он не видел „Место встречи изменить нельзя“, а то мог бы стать бандитом!». А Лариса Удовиченко настолько органична была в роли Маньки-Облигации, что потом пачками получала письма из тюрем с обещаниями жениться на ней после отсидки.

На роль Горбатого создатели фильма хотели взять Ролана Быкова, но актёра это предложение ошарашило. «Ты пойми, — говорил он Аркадию Вайнеру, — я только что разошёлся c женой, я страдаю, а ты предлагаешь мне выйти на экран в образе карлика, да еще горбатого! Побойся бога!». На пробы его всё-таки уговорили, но как только Быков прилетел в Одессу — у актёра случился инфаркт, и вместо съёмочной площадки он попал в больницу… Когда роль предложили Армену Джигарханяну, оказалось, что он не читал роман и вообще не в курсе всей истории. В Москву срочно полетел человек со сценарием, и уже на следующий день актёр дал согласие на съёмки. Ролан Быков позже пробовался на роль Ручечника, но его сыграл Евгений Евстигнеев.

Сначала планировалось, что в каждой серии Владимир Высоцкий будет петь свои песни. В списке стояли «За тех, кто в МУРе», «Песня о конце войны», «Баллада о детстве» и несколько других. Но Говорухин отказался от этой идеи, иначе разрушится созданный образ и будет уже не капитан Жеглов, а Владимир Высоцкий в роли капитана Жеглова. Актёр очень обижался, ссорился с режиссёром и пытался отстоять хоть одну песню. Безрезультатно! И когда Говорухин попросил его спеть песню Вертинского — Высоцкий отказался, мол, если своё не даёте, то и чужого не услышите.

Игравший Промокашку Иван Бортник украшал своего персонажа как мог. Когда снимали финальный выход бандитов из подвала, все мрачно бросали оружие и отходили в сторону, а Бортник неожиданно для всех вышел с истеричной песней про «скамью подсудимых», плюнул Жеглову в лицо и бросился с руганью на охрану… Все оторопели, особенно охрана, которая состояла из настоящих милиционеров. Они бросились на Бортника, заподозрив в нём случайно попавшую на съёмки подозрительную личность, и выкрутили руки так, что он закричал от боли. А собравшиеся за ограждением зрители начали аплодировать! Потом сцену сократили, потому что худсовет всё равно не пропустил бы эпизод с плевком в лицо «муровцу». Консультировавший съёмки замминистра МВД вообще опасался, что «завтра в каждом дворе будет стоять по Промокашке»…

Этот же консультант просил, чтобы Жеглов хоть раз появился на экране в милицейской форме, но уговорить Высоцкого никак не удавалось. Для него форма ассоциировалась с милицией сталинских времён, с которой он не хотел иметь ничего общего. Говорухин же надеялся, что выполнение просьбы консультанта поможет оставить сцену с подбрасыванием кошелька, и пытался придумать какой-нибудь ход. В результате сторговались на сцене со стоящим в милицейском кителе Жегловым, который произносит, что никогда его не носил и носить не будет…

В одной из сцен предстоял бильярдный поединок между Жегловым и модником Копчёным. Ни Высоцкий, ни Куравлёв в бильярд играть не умели, поэтому пришлось звать профессионала. Им стал мастер спорта СССР Владимир Иванов, один из лучших бильярдистов Одессы. Актёры только красиво зависали с киями над столом, а загонял их шары в лузу уже мастер. Подмена понадобилась и в сцене с играющим на пианино Шараповым. Конкин обещал за неделю выучить «Мурку», но у режиссёра не было столько времени. В фильме звучит не только «Мурка», но и Шопен — это играет женщина, музыкальный редактор картины. Чтобы подмена не так бросалась в глаза, её нарядили в пальто Шарапова, чтобы большую часть кадра занимали рукава.

Фильм должен был начинаться с фронтовой жизни Шарапова, со сцены, когда Левченко выносил его с поля боя после ранения. Её даже сняли, но в фильм она не вошла. Говорухин понял, что если показать их вместе с самого начала, то исчезнет вся интрига последней серии… Вообще материала было снято на семь серий, но в Гостелерадио на такой объём не рассчитывали, и пришлось буквально по минутам вырезать два часа экранного времени. Вырезанный материал режиссёр сдал в архив Одесской киностудии, где он «успешно» потерялся.

Фильм был показан в 1979 году на День милиции и собрал огромную аудиторию. Во время показа пустели улицы, снижались преступность и расход воды — все усаживались смотреть «Место встречи изменить нельзя»… Несмотря на такую популярность, фильм не получил ни одной награды, и только спустя восемь лет Владимир Высоцкий был посмертно удостоен Государственной премии.

В начале 2000-х годов ходили слухи о съёмках продолжения. У братьев Вайнеров был готов сценарий, и они предварительно заручились согласием Станислава Говорухина на съёмки. Это должен был быть российско-американский фильм, события которого закручивались вокруг расследования убийства Жеглова. Но в 2005 году не стало Аркадия Вайнера, в 2009 году — Георгия Вайнера, и проект так и остался в планах.

Станислав Говорухин: Высоцкий мог бы снять «Место встречи изменить нельзя» за четыре дня

Станислав Говорухин , который недавно отпраздновал 80-летие, стал автором книги «Вертикаль. Место встречи изменить нельзя». В ней — воспоминания о себе и дорогих ему людях, истории со съемок. Книгу не успели издать к самому юбилею, она появится на книжных прилавках на днях. С разрешения издательства «ЭКСМО» мы публикуем фрагменты из нее .

Чуть не посадили за фальшивые расписки

1964 год, лето, каникулы, безденежье. Встречаю Сему Шульмана , начинающего режиссера-документалиста.

— Еду на Памир — снимать сюжет для «Альманаха кинопутешествий». Поехали со мной, будешь директором группы. Ты на Памире был?

Я бывал и на Памире, и на Тянь-Шане. В альпинистской своей юности покорил несколько вершин, совершил пару трудных горных походов. Предложению Шульмана обрадовался. Во-первых, деньги, а во-вторых — мой любимый Памир.

Оформили меня старшим администратором, выдали деньги на картину — 10 тысяч рублей, велели истратить все, ни в коем случае не экономить. Об этом особенно строго предупредили: если, мол, уложитесь в меньшую сумму, скажем, в шесть тысяч, следующей группе урежут смету.

Прилетели мы в Душанбе , столицу Таджикистана , бывший город Сталинабад . Арендовали машину вместе с водителем Сережей, страстным охотником и рыболовом. И выехали на Памирский тракт. Ах, что это была за экспедиция! На ночь останавливались на берегу речки, раскидывали палатку. Днем мы снимали кино.

Истратить 10 тысяч рублей оказалось невозможным делом. А на что их можно было потратить? Ну, авиабилеты туда и обратно на четверых — 360 рублей. Ну, гостиница в Душанбе — рублей 65. Ну, командировочные по 2 р. 60 коп. на брата, за две недели — еще 150. Мы и половины не потратили.

Вернулись в Москву . Стал я у ребят в общежитии паспорта собирать, составлять липовые счета-расписки. Еще наскреб рублей триста. Понес я этот липовый отчет в бухгалтерию. Главный бухгалтер стрельнул в меня злым глазом, но отчет принял.

Как меня тогда за эти фальшивые расписки не посадили, ума не приложу. Тогда киноадминистраторов и за три рубля сажали.

О фильме «Вертикаль»

Нас осенила идея построить весь фильм на песнях, сделать эдакую поэму о горах. Стали думать, кого пригласить. Визбора? Окуджаву ? И остановились на Владимире Высоцком . Он никогда не был в горах и не имел никакого представления об альпинизме. А мы очень рассчитывали на его песни. Начали готовить его: «показывали» песни старых альпинистов, водили в горы, заставили совершить восхождение.

Читать еще:  Выйти из тюрьмы своего «я» и остаться одиноким

В это время на пике Вольная Испания случилось несчастье. Погиб альпинист, товарищи безуспешно пытались снять его со стены. Происходило нечто значительное и драматическое. Можно же было подождать неделю, пока утихнет непогода, в конце концов, тот, ради кого рисковали жизнью эти люди, все равно был уже мертв. Но нет, альпинисты упрямо штурмовали вершину. Володя жадно вслушивался в разговоры, пытался понять, ради чего все это. Так родилась самая знаменитая из альпинистских его песен — «Если друг оказался вдруг. ».

В общем, он быстро проникся, и песни полились у него, как из рога изобилия! Альпинисты считали его своим. Верили, что он опытный восходитель. А он увидел горы впервые.

…Январь 1967 года. Идет озвучание фильма «Вертикаль». Сдали мы его 31 декабря 1966-го (как и положено по плану), но на самом деле фильм не готов; здесь, в Ленинграде , идет озвучание и досъемки — втайне от Госкино .

Без четверти двенадцать ночи мы с Высоцким вышли из « Ленфильма » к стоянке такси — она напротив. Мороз . Мимо проносятся десятки машин с зелеными огоньками. Или не останавливаются или. «В парк!» — кричит шофер. Ног, обутых в полуботиночки, уже не чувствуем. Часа через полтора нас подобрал какой-то грузовик.

В гостинице «Выборгская», конечно, ни чая, ни рюмки, ни горячей воды. Проклиная город, натянул на ноги шерстяные носки, закутал их в свитер, залез под одеяло.

Утром стук в дверь. Володя. С гитарой. Сел на краешек кровати, тронул струны: «Слушай».

Как везде такси.

Но не остановите,

Сколько ни проси.

Иногда и так рождались его песни.

Учил Садальского шепелявить

Я снимал в те времена безыдейщину (на Их взгляд): «Робинзона Крузо», «Тома Сойера », «Детей капитана Гранта». Сейчас — когда свобода слова, когда говори что хочешь, — я и сейчас снял бы эти фильмы точно так же. Была однажды возможность согрешить, пойти против своей совести. Когда я работал над фильмом «Место встречи изменить нельзя». Это ведь не столько детектив, сколько социальный фильм. Соврать или умолчать можно было. Но мы сумели удержаться. «Место встречи. » хоть и со скрипом, но появилось на голубых экранах. Поэтому фильм и живет так долго — три десятилетия.

…Есть в «Месте встречи. » эпизод с вором-карманником Кирпичом. Кирпич разговаривает на каком-то немыслимом языке — шепелявит, не выговаривает тридцать две буквы из алфавита, лицо при этом у него бесконечно глупое.

Снимаем мы этот эпизод и чувствуем — не смешно. Что делать? Тут я вспомнил серию Володиных ранних рассказов от лица несколько придурковатого шепелявящего типа.

Я попросил Володю рассказать историю Стасику Садальскому — исполнителю роли Кирпича. Стасик шепелявить не смог. Оказывается, это не так просто.

Помните, он говорит Жеглову — Высоцкому:

— Не знаю, как у вас в уголовке, у нас за такие дела язык сразу отрежут.

На что Жеглов ему говорит:

— Я уж вижу: тебе вот подрезали, шепелявишь-то.

— А чего ты дразнишься. Вообще ничего не буду рассказывать.

Эту сцену Садальский говорил нормальным языком, а уж на озвучании он сумел идеально повторить интонацию Высоцкого. И получился самый смешной эпизод в картине.

…Высоцкий и раньше жил очень быстро. Быстро работал, быстро ел, на сумасшедшей скорости водил машину, не выносил поезда — летал самолетом. В последнее время его жизненный темп достиг предела. Четыре-пять часов — сон, остальное — работа.

Вот так он жил ежедневно, из года в год. Такой нагрузки не мог выдержать ни один нормальный человек. Где-то в это время в его сознании возникло ощущение близости конца. Вылилось хватающее за сердце: «Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее!» И мне в разговоре: «Знаешь, я все чаще стал задумываться — как мало осталось!»

Так хотел сниматься в «Месте встречи. », можно сказать, был зачинателем идеи — сделать фильм по роману Вайнеров , так волновался — утвердят, не утвердят на роль Жеглова, и вдруг.

10 мая 1978 года — первый день съемок. И день рождения Влади. Мы в Одессе , на даче нашего друга. И вот — неожиданность. Марина уводит меня в другую комнату, запирает дверь, со слезами просит: «Отпусти Володю, снимай другого артиста». И Володя: «Пойми, мне так мало осталось, я не могу тратить год жизни на эту роль!»

Как много потеряли бы зрители, если бы я сдался в тот вечер.

«У меня обалденный роман с Мариной Влади»

…Марина вошла в его жизнь в 1967 году. В тот приезд, в 67-м году, корреспондент «Юманите» Макс Леон сказал ей: «В Москве сегодня один театр — на Таганке, и в нем — Высоцкий». В этот вечер Марина смотрела « Пугачева ». После спектакля Володя пел ей.

Недавно я спросил ее:

— Скажи, что он тебе говорил в первый вечер?

— Ты что, не знаешь своего друга? Он же такой наглец был. Сразу сказал: будешь моей женой! Я только посмеялась тогда.

Осенью 68-го мы с Володей у Стругацких . Вышли на балкон.

— У меня обалденный роман.

— С Мариной Влади.

Это была красивая, длившаяся много лет духовная связь двух бесконечно талантливых людей. Марина пыталась замедлить его бешеный темп — вдвоем трудно так быстро нестись по жизни. Отчасти ей это удалось. За два дня до смерти он написал в открытке, которую не успел послать: «Я жив 12 лет тобой. »

…Он давно подумывал о режиссуре. Хотелось на экране выразить свой взгляд на жизнь. Возможность подвернулась сама собой. Мне нужно было срочно уехать на фестиваль, и я с радостным облегчением уступил ему режиссерский жезл (на фильме «Место встречи изменить нельзя». — Ред.).

Когда я вернулся, группа встретила меня словами: «Он нас измучил!»

Привыкших к долгому раскачиванию работников группы поначалу ошарашивала его неслыханная требовательность. Обычно ведь как? «Почему не снимаем?» — «Тс-с-с, дайте настроиться. Режиссеру надо подумать». У Высоцкого камера начинала крутиться через несколько минут после того, как он входил в павильон. Объект, рассчитанный на неделю съемок, был готов за четыре дня. Он бы в мое отсутствие снял всю картину, если бы ему позволили.

ЛИХИЕ 90-e

«Не прощу себе победу Ельцина»

«Никогда не прощу себе. В 90-м году вышел мой фильм «Так жить нельзя». Шуму он наделал много. Очереди на фильм стояли по всей стране…

В Верховном Совете как раз в это время выбирали председателя. Ельцин не проходил. Состоялось уже два голосования.

Сергею Станкевичу , зампредседателя Моссовета , пришла в голову идея: вечером, перед решающим утренним голосованием он подогнал к зданию Верховного Совета десятки автобусов, и все делегаты, человек восемьсот, приехали на « Мосфильм ». Там, в самом большом зале, им показали «Так жить нельзя».

Еще не погас экран, как человек двести самых упертых коммунистов демонстративно вышли из зала. Оставшиеся депутаты устроили овацию.

Наутро состоялось третье голосование. Ельцин победил. Всего четырьмя голосами.

Это была уже прямая дорога в Президенты России .

Лет через пять сижу я с одним губернатором в его сауне. Выпили по рюмке чая, разоткровенничались. Я жалуюсь, что вот, мол, отчасти по моей вине этот пьяница и разрушитель стал Президентом России. Никогда не прощу себе.

Мой собеседник хлопнул меня по плечу:

— Не журись, хлопец! На мне еще большая вина висит. Я два голоса подделал!»

Самые известные фильмы Говорухина:

«Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» (1972)

«Место встречи изменить нельзя» (1979)

«Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна» (1981)

«Десять негритят» (1987)

«В поисках капитана Гранта» (1985)

«Ворошиловский стрелок» (1999)

«Благословите женщину» (2003)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Станислав Говорухин: После ухода Володи Высоцкого я все эти годы мысленно с ним советуюсь

В день 80-летия замечательного режиссера «Комсомолка» составила его «правила жизни» из интервью нашей газете разных лет

Читать еще:  «Видеть любовь» — выставка памяти Александра Соколова

— Массовый зритель год от года он становится глупее и менее образованным. И кино под него подстраивается, поэтому с каждым годом становится все хуже. В кино пришли люди, у которых с душой не в порядке, малообразованные, не читающие книг. Сегодняшнее кино я ненавижу. И свои фильмы делаю в пику . (подробности)

Читайте также

Президент холдинга «Эксмо-АСТ» купил контрольный пакет акций сети книжный магазинов «Читай-город»

Перед лицом кризиса крупнейшее издательство страны берет под контроль розницу

Чтение на майские: О настоящей фамилии Гитлера и том, как сделать веер из баклажанов

Новые книги всех жанров и направлений, которые помогут вам скоротать майские праздники в своей квартире

Как именно Гитлеру наступил капут: что читать на карантине

Самые интересные новинки последних месяцев, которые помогут скрасить период самоизоляции

Как не попасть в лапы коронавирусных мошенников?

— Сижу дома, не работаю и часто вижу разные объявления в интернете: удаленный заработок, компенсационные выплаты пострадавшим от коронавируса. Стоит ли верить? Анна, 45 лет, Екатеринбург.

ТОП-10 книг, которые решают проблемы

Мы составили подборку книг, которые помогут решить проблемы из разных сфер жизни: от создания собственного имиджа до воспитания детей

Как бесплатно перевести деньги друг другу?

— Слышал, что появилась какая-то специальная система по бесплатным переводам между банками. Что это такое и как она работает? Алексей, 43 года, Нижний Новгород

Книжные новинки, которые помогут не скучать в своей квартире на самоизоляции

Увлекательное бестселлеры не дадут унывать в эпоху коронавируса

Читай и не кашляй!

Новинки, которые помогут не скучать в своей квартире во время пандемии

Книга «Царевны. Соня и Радужный водопад» — призер «Золотого медвежонка»!

В этом году за награды боролись более 300 номинантов [видео]

Пять книг Эдуарда Лимонова, которые стоит прочесть

«КП» рассказывает, что почитать у классика русского литературного постмодернизма

Самиздат снова в тренде — твой путь к успеху

С 1921 года 3 марта отмечается Всемирный день писателя, и приобщиться к нему теперь может каждый

Стань книжным блогером «Комсомолки»!

«Комсомолка» объявила конкурс среди юных книголюбов

Боремся с мифами о беременности: можно ли пить вино, летать на самолете и колоть ботокс?

В свет вышла книга «Адвокат для беременных», где педиатр Татьяна Буцкая объясняет самые главные моменты, связанные с вынашиванием малыша

ЛитРес запускает новый сезон премии «Электронная буква» 2020

Лучших авторов и чтецов выберут Светлана Сурганова и «Кураж-Бамбей»

4 лучших ресурса для организации путешествий: советы для тех, кто устал от российской зимы

За окном уже середина февраля, и хоть до календарной весны осталось совсем немного, настоящей весенней погоды нам ждать ещё долго

Как напиться с Франсуазой Саган и выжить после чернобыльской «зоны»

Новинки в жанре нон-фикшн

Изучаем Россию из окна поезда и учимся печь хлеб

Новинки для девчонок и мальчишек

Что читают наши дети

Топ-10 самых популярных детских книг от фэнтези до детективов

Центробанк утвердил новую форму ипотечного договора

Теперь основные условия жилищных кредитов не станут для заемщиков сюрпризом

Возрастная категория сайта 18+

Как Владимир Высоцкий «Место встречи изменить нельзя» снимал

Все мы знаем, что режиссёром «Место встречи изменить нельзя» является Станислав Говорухин. Но есть в этом фильме несколько сцен, которые были сняты другим человеком, а именно — Владимиром Высоцким. Владимир Семёнович выступил в этом фильме не только как исполнитель роли Глеба Жеглова, а ещё и сорежиссёром

А дело было так. Где-то через месяц после начала съёмок, Говорухину пришлось уехать — киноначальство отправило его на какой-то кинофестиваль. Чтобы не останавливать съёмочный процесс, Говорухин решил оставить вместо себя Владимира Высоцкого, предварительно обсудив с ним детали, концепции снимаемых эпизодов, мизансцены и так далее. Ему оставили 400 метров плёнки, с расчётом, что этого ему хватит на неделю отсутствия основного режиссёра фильма. Вот только Высоцкий снял всё ему порученное за четыре дня. «Он бы в мое отсутствие снял всю картину, если бы ему позволили», — позже шутил Говорухин.

Но это было позже, а тогда, вернувшегося с фестиваля Говорухина, съёмочная группа встретила словами «Он нас измучил». Они были привычны к говорухинской манере съёмок — всё неспешно, можно сказать даже медлительно. У Высоцкого всё было не так. У него камера начинала крутиться через несколько минут после того, как он входил в павильон. Владимир Семёнович требовал, чтобы к началу съёмочной смены все службы киногруппы, от осветителей до костюмеров, были полностью готовы к работе. Все задачи были поставлены чётко, репетиции он проводил быстро и снимал, как правило, с одного-двух дублей.

Какие же сцены были сняты Высоцким? Я точно знаю про три — о них рассказывали сами участники съёмок.

Сцены с Груздевым. Вот как вспоминал об этом Сергей Юрский: «В большей части моих сцен режиссёром выступил Володя. Очень хорошо с ним работалось. Он находился в прекрасной форме. Люди Высоцкому очень доверяли — и актёры, и техники. Он был весел, собран, корректен. С ним можно было спорить, договариваться, предлагать. Это была качественная работа профессионала. В нем ничего не было для меня от того, что сейчас всячески нажимается как бы: гуляка праздный, эдакий Моцарт, который все время сочиняет песни, чуть отвлекаясь от них, небрежно делает какую-то работу, и она все равно гениальна. Вот этого ничего я никогда не заставал в общении с Володей. Я заставал человека трезвого, умеющего планировать и осуществлять планы, умеющего действительно быть руководителем без того, чтобы собою подменять всех остальных, контактного руководителя и контактного партнера, с которым дело иметь мне лично было необыкновенно приятно»

Ещё одна снятая Высоцким сцена — эпизод, где Фокс попадает к Шарапову на допрос. «Я паниковал жутко — все никак не мог нащупать рисунок роли, раскусить характер Фокса, — вспоминал Александр Борисович. — И тогда Володя без пижонства и назидательности сказал мне очень точную фразу: ты играй не бандита, а человека, который очень себя уважает. Мне вдруг стало так легко!»

Третья сцена — с участием погибшего оперативника Васи Векшина. Евгений Леонов-Гладышев, сыгравший Векшина, рассказывал, что Высоцкий предложил облачить его героя в белое офицерское кашне, которое в послевоенные годы носила молодёжь, не попавшая на фронт. Правда эти кадры в фильм не вошли

Правда, надо отметить, что вернувшийся с кинофестиваля Говорухин оказался не сильно доволен отснятым материалом. Исполнительница роли Желтовской Юнона Карева вспоминала, что «ему не нравилось всё — как я хожу, как я говорю, как и во что меня одели»

Сам же Говорухин вспоминал, что в некоторых снятых Высоцким кадрах чувствовалась театральная режиссура. Тем не менее, большинство из отснятых эпизодов в фильме он использовал, «так как у группы не было времени что-то переснимать, да и не было особой необходимости».

Но режиссура нескольких сцен не единственный вклад Высоцкого в ленту. Именно он познакомил Вайнеров с Говорухиным а после активно включился в работу над фильмом. Начиная с процесса работы над сценарием. Он приезжал в Переделкино и активно помогал Вайнерам и Говорухину, предлагал идеи, моменты. В частности, именно он придумал историю с фотографией Вари, приклеенной на дверь среди других фотографий, когда в сцене в подвале надо было дать Шарапову какой-то знак — указать дверь, ведущую к спасению. Ему, как вы все знаете, принадлежит идея шепелявости Кирпича, сыгранного Станиславом Садальским.

Благодаря именно Высоцкому в фильме появились Всеволод Абдулов, Иван Бортник, Виктор Павлов, Александр Белявский

Использованы фотографии из архива Одесской киностудии и материалы из книг
Лазарева Г. «Глеб Жеглов. Володя Шарапов. Место встречи изменить нельзя». — Одесса: Феникс, 2012
«Владимир Высоцкий» / Сост. Лазарева Г., Миненко В.. — Одесса: Астропринт, 2006
Бакин В. «Владимир Высоцкий без мифов и легенд». — М.: Эксмо, 2010
Киеня В. «Киносудьба Владимира Высоцкого: фильмы, роли, песни». — Гомель: Полеспечать, 1992
Цыбульский М. «Владимир Высоцкий и его «кино». — Нижний Новгород: Деком, 2016

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector