0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сретение — лицом к лицу с Богом. Три истории о встрече

Сретение — праздник встречи человека с Богом

Фото: Пелагия Замятина, «Вечерняя Москва»

Когда святой Симеон усомнился, может ли земная Дева родить предвечного Бога, ему было явлено откровение, что он не умрет, пока не встретит пришедшего в мир Спасителя.

Праведник долго ждал исполнения этого обетования. Он утомлен был жизнью, а встреча все не наступала. Однажды, давно уже став старым и немощным, Симеон по внушению Духа Святого пришел в храм. Там он увидел Деву и на Ее руках — Богомладенца. Приняв Христа в свои объятия, старец вздохнул с облегчением: от его прежних сомнений не осталось и следа, ведь он воистину встретил Господа.

Всем понятна сущность праздников Пасхи и Рождества Христова. А что мы празднуем в день Сретения? Принесение Младенца Христа в храм, как это было положено по иудейскому обычаю? Но празднуется не «принесение в храм», иначе бы праздник так и назывался, а нечто иное. Да и Введение во храм Пресвятой Богородицы мы празднуем, потому что Дева Мария не только пришла в храм и вошла во Святая Святых, но и осталась в нем и получила там воспитание, что в итоге сделало Ее способной послужить тайне боговоплощения и дать земную жизнь Богочеловеку Христу.

Сретение — праздник встречи человека со своим Спасителем. От лица всего ветхозаветного человечества праведный Симеон произносит: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром…». Эти слова звучат в храмах за каждым вечерним богослужением. Чем так значимы они для нас?

В них заключена радость ветхозаветного человечества, страдавшего от последствий грехопадения Адама. До сошествия Христа в ад там удерживались все умершие, даже люди святой жизни. Да, в аду было «лоно Авраамово» (Лк. 16, 22), где обитали все праведники, но все равно это было место, лишенное Бога. Ведь человеческая природа, которая по свободному выбору прародителей отделилась от Творца, вновь соединилась с Ним только во Христе. Вне Его ни один человек, несмотря на все свои усилия, не может соединиться с Богом и наследовать Небесное Царство.

И вот вместе с праведным Симеоном человечество видит реальность своего спасения в воплотившемся предвечном Боге, покоящемся на руках Девы Марии. Теперь любой человек может обрести единство с Господом, если сам того захочет.

Как понять, произошла ли у нас личная встреча с Христом? Теоретически это трудно объяснить, потому что это опытное знание. Игумен Никон (Воробьев) говорил об этом образно: «Кто видел солнце, тот никогда не перепутает его с фонарем». При ярком солнечном свете отчетливо видны даже мельчайшие царапины и пыль на вещах, так в присутствии Бога душа отчетливо переживает свою греховность, она видит всю неправду в себе — ложь, ненависть, зависть, гордыню. Так что верным признаком встречи с Господом надо полагать видение своих грехов, которые неисчислимы, как морской песок. Так говорили священномученик Петр Дамаскин и многие святые подвижники, которые искренним покаянием и строгой аскезой многие годы очищали свое сердце от грехов.

Когда христианин видит свое духовное несовершенство и сознает, что, несмотря на всю свою греховность, он не отвергнут Спасителем, то есть по совету преподобного Силуана Афонского «держит свой ум во аде» и не отчаивается, то обретает во Христе источник радости. Преподобный Серафим Саровский приветствовал всех словами: «Радость моя», — потому что видел разных людей, которые приходят к Богу, и Бог каждому посылает наиболее подходящий способ наследовать вечное спасение, будь то в миру или монастыре.

А современный человек нередко воспринимает Бога, Его всемогущество сугубо прагматически и от встречи с Ним ожидает исполнения пожеланий или решения своих проблем. Это заблуждение. Даже если наши желания, как нам кажется, самые добрые и бескорыстные, их немедленное исполнение не всегда полезно. Сказочная золотая рыбка не захотела быть у человека «на посылках», хотя была обязана ему своей жизнью. А Бог нам ничем не обязан, в отличие от нас. Но люди упорно хотят видеть в Его Лице этакого «волшебника на голубом вертолете» и передают это восприятие детям, лишая их стремления к истинному Богу — Источнику жизни вечной.

Как-то посещая один из приходов епархии, я увидел на стенде детские «письма Богу». Вот выдержка из одного письма третьеклассника Ларика: «Я пишу Тебе, Господи, а ответа все нет. Ленив Ты, однако!» Это, конечно, наивные детские слова, но в них сквозит искаженное понимание отношений Бога и человека, которое мальчик перенял у взрослых. Хотелось бы ему сказать: «Дорогой Ларик, ты очень правильно делаешь, что обращаешься к Богу. Это самое главное дело. Но пойми, Бога нельзя упрекать, словно Он — твой приятель. Даже сверстник вряд ли захочет с тобой дружить, если будешь предъявлять ему претензии. Праведный Симеон 300 лет ждал встречи с Господом и не обижался на Него, но готовил себя к такому важному событию. Возможно, чтобы ответить тебе, Бог и от тебя чего-то ожидает: иного отношения, например чистой веры».

А вот выдержка из другого письма: «Господи, Ты придумал деньги, а у нас дома их нет!» Здесь вновь видим укор в адрес Бога. Что можно ответить этому ребенку? Во-первых, деньги придумал не Господь, а люди. Бог же любит одинаково и бедных, и богатых. Он хочет, чтобы все люди учились быть милосердными и помогали тем, кто нуждается. Если человек видит чужую беду и остается безучастным, то в этом нет воли Божией. Потому-то мир и радость не всегда царят там, где есть много денег. Во-вторых, в жизни тебя окружает столько благ, которые нельзя купить: ласковое утреннее солнышко, например, или бескорыстная дружба, или родительская забота… Кто всю жизнь проводит в сожалении о том, чего у него нет, тот никогда не узнает, что такое счастье. Если хочешь его обрести, то ищи тех, кому нужна твоя помощь, и помогай с любовью, а не ради похвалы, благодарности или другой награды. Твори добро ради Бога, потому что Он хочет, чтобы мы дарили окружающим добро и заботу. Так ты соберешь богатство души, которое у тебя никто и никогда не отнимет, не то что деньги.

«Я так устал от жизни. Учусь, учусь, учусь. Как дурак», — сетует еще один малолетний автор «писем к Богу» третьеклассник Сеня. Отрадно, что Господу он открывает самую главную проблему — отсутствие смысла в своей жизни. Ребенок не видит того ценного, ради чего стоит тратить свои силы, к чему стремиться. Что же сказать на это? Обещать, что когда-нибудь будет легко, никто не может. У каждого человека на земле есть трудности, проблемы и труды, соответствующие его возрасту. Но они не бессмысленны, через них можно стать ближе к Богу, найти то счастье, ради которого каждый пришел в этот мир. Например, ученичество — это действительно нелегкий, утомительный труд. Но только так можно приобрести знания и умения, чтобы потом быть полезным многим людям. К тому же усердная учеба открывает массу интересного, а в будущем позволяет найти в жизни занятие по душе, которое будет в радость, а не только в тягость.

Читать еще:  Почему без прививки от кори ребенка не допустят к экзамену

Богу ничего не стоит сотворить чудо. Но смысл жизни не в том, чтобы мы получали желаемое, а в том, чтобы из состояния ненормального и неестественного — жизни во власти страстей и греховных привычек — мы пришли в должное состояние, для которого создан человек, — к единству с Богом.

Когда подобно святому Симеону Богоприимцу человек встретится с Христом, он испытает безмерность Его любви ко всем людям, и никаких вопросов или претензий к Богу у человека не останется. Но помимо помощи Божией нужны вера и усилия самого человека, чтобы самое главное событие в его жизни — встреча с Богом — состоялось.

Сретение — лицом к лицу с Богом. Три истории о встрече

15 февраля Православная Церковь празднует Сретение Господне, праздник встречи, праздник обещания, весть о долгом пути домой, пути, которой отныне стал прямым и светлым.

Праведный Симеон понесет эту Весть в долину тени смертной, понесет как светильник, который осветит тропу, бывшую до сего момента дорогой только в одну сторону, святая Анна возвестит ее людям на улицах Иерусалима, а Дева, принесшая Дитя в храм, сложит ее в своем сердце, как страшные и острые терния, как знание, которое ей придется нести в течение долгих лет, которое обязательно свершится и исполнится, потому что не может не свершиться, ибо в нем, в этом знании, вся ее боль, но в нем же и вся надежда и спасение человечества.

Так в одном дне, в одном Празднике соединяются пути земные и небесные, пути Сына и Матери. Этот Праздник одновременно и Господский, и Богородичный, мы слышим и видим через слова и пение службы о младенце на старческих руках, его великий вздох «Ныне отпущаеши…», но мы служим в синих, небесного цвета облачениях, в память Пресвятой Богородицы, слыша пророческие слова об оружии, которое проходит сердце Ее, о том, что от сего момента начинается Путь на Голгофу, но не только Его путь, но и Ее. Там в этой молоденькой Девушке на мгновение отразился Лик Той, в Чью сторону через долгие годы «так никто взглянуть и не посмел», Чье молчание, Чьи страдания, Чья молитва у Креста станут покровом всех людей, Чье ходатайство и заступничество станут утешением и спасением отчаявшимся и погибшим. Но это еще впереди. И есть только знание. И как с этим знанием жить никто не знает, кроме Нее. И это теперь, это сейчас. Сретение возвещает нам о приближение времени Великого Поста. Оно еще не наступило, но самое время и нам приготовить свои сердца.

Коля и “хвост пистолетом”

В прошедшую осень и в начале этой зимы смерть унесла несколько моих знакомых. Три молодых человека. На небольшое и короткое время Господь свел меня в этой временной жизни с этими людьми. Они разные, они даже молоды были по-разному. Коле было 27, Андрею 34, Денису 43. Все трое ушли из этого мира после тяжелых заболеваний. И каждому из них в итоге своей жизни пришлось пронести знание о том, что их болезни неизлечимы, а смерть – это не история про когда-нибудь там, что случится однажды.

С Николаем мы были знакомы скорее заочно. Однажды, уже будучи серьезно больным, он приехал в храм, где впервые исповедовался и причастился. А потом уже долгое время я читал его страницу в социальной сети, его размышления и истории о нем и его борьбе с болезнью его знакомых. Прошлым летом мы созвонились и договорились, что я приеду. Коля жил с мамой в небольшом частном доме. Мы долго разговаривали. Разговаривали обо всем. И, конечно же, о жизни и о планах.

В этот самый момент, улыбчивый и веселый Коля уже жил со знанием, что ему осталось в этом мире 3-4 месяца максимум. Ему было тяжело, он лежал, но его сознание было ясным, он говорил, говорил очень мудро и легко, о чем-то вспоминал и шутил. А потом я причастил и пособоровал его. И вдруг, прощаясь, Коля совершенно спокойно встал и, как ни в чем ни бывало, спокойно прошелся со мной до калитки. Мы пожали друг другу руки и договорились, что он позвонит мне, когда захочет, чтобы я приехал. Это была наша последняя встреча.

Моя подруга и одноклассница Люда, волонтер, списываясь с Колей, сказала: “Мы скоро приедем к тебе с отцом Андреем”. Так и получилось, мы приехали вместе. Прощаться. А любимое Колино выражение было: «Держу хвост пистолетом». Так он говорил, отвечая на все расспросы про его здоровье. На девятый день мы приехали к нему на могилу. Декабрь, мороз. А в небе, далеко за кладбищем, там, в стороне города….. радуга. Я не знаю как это получилось, да, конечно же, это оптический эффект, игра лучей в морозном воздухе…Но видел ее не только я.

И я благодарил. На прощание, тогда, летом, я подарил Коле крест, с которым ездил на требы. Он был дорог мне.. А потом Колина мама сказала, что он был рядом с ним до самых последних секунд его земной жизни.

Андрей завершил дела

Андрей был нашим прихожанином. Он часто стоял на службах, часто причащался и всегда очень серьезно исповедовался. Вдумчиво, размышляя, анализируя. Меня это удивляло. Обычно такое замечаешь за людьми в возрасте, которые прожили жизнь, поводят итоги. Он почти всегда был в камуфляжной одежде, ездил на крохотном мотороллере.

В ночь, когда весь город искал погибшую девятилетнюю девочку, мы встретились на поисковой задаче и несколько часов прочесывали темные дворы и окрестности. Я не знал тогда, что Андрей тяжело болен. А он и сам об этом никогда и никому не говорил. Возможно, только самым близким.

В начале ноября, на исповеди Андрей попросил номер моего телефона и сказал, что меня давно ищут и не могут найти его соседи, мои знакомые. Взял номер, отдал его Денису, который искал меня, а потом, на следующий день скоропостижно скончался. Словно сделал то, что должен был. Словно завершил дела.

Денис был панком-переводчиком

Денис, которому Андрей дал номер моего телефона, позвонил мне и рассказал, что Андрей умер. Сказать, что я был потрясен – ничего не сказать. Денис и Рита – мои хорошие знакомые. В тот день, когда Андрей отдал номер моего телефона, я узнал, что Денис тяжело болен. Как потом оказалось, болен тяжело и на последней стадии. И от того дня, наверное, начался его путь из смерти в жизнь.

Денис был очень интересным человеком. Большой ростом и сильный физически, в татуировках, в прошлом – настоящий панк, он замечательно знал английский язык, работал в Нигерии, Канаде, Франции, перенес малярию, ходил на службы и очень серьезно читал святых отцов. Он не так часто бывал в храме, поэтому иногда мы терялись, хотя, наверное, просто не было повода позвонить. А когда он появился, то у меня в очередной раз сменился телефон. Поэтому его сосед Андрей поехал в храм и специально для него взял номер. Чтобы Дэн (так звали Дениса в молодости в тусовках) смог дозвониться. А потом были короткие два месяца, когда скоротечная болезнь почти скрутила этого флегматичного панка-переводчика. И тогда я уже ездил к ним по первому зову, причащал, говорил, молчал. А потом была больница и тогда стало ясно, что интоксикация настолько сильна, что он не выдержит.

Читать еще:  Бог дает силы, когда мы боремся – 10 цитат протоиерея Павла Адельгейма

На память преподобного Серафима Саровского я последний раз причащал Дениса, он лежал на больничной кровати и после исповеди вдруг сказал: — Батюшка, дай Бог Вам здоровья…Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного…

Еще через два дня в день Ангела, я соборовал Дениса, а утром 19 января Рита прислала сообщение о том, что Денис скончался.

Лицом к лицу

Сретение. Встреча. Эти истории о том, как люди встретили Бога. Я верю в то, что уже встретили. Вот так, по настоящему, лицом к Лицу. Я верю. Да, конечно же, встретились они с Ним гораздо раньше, еще здесь. Но вот именно теперь я верю, что они вошли в радость Его. И потому мне тепло.

И мне грустно, страшно, как может быть страшно простому человеку от того пророчества, которое было дано Деве. Мое сердце не вмещает его. Мне страшно представить. Но мне светло, как возможно было светло и тому, кто принял в руки свое Спасение, Младенца… я боюсь смерти, но я знаю, что этот путь надо пройти. Но теперь в моих силах сделать этот путь немного светлее. Хотя бы немного.

И да, зима встречается с Весной.

Зима моих страхов, грехов, суеты и усталости. С весной надежды.

Надежды на Встречу.

Священник Андрей Мизюк
Православие и Мир

Православная Жизнь

Main menu

«Христос стоял у стола напротив меня» — реальные истории о встрече людей с Богом

«Видели очи мои спасение Твоё», — сказал праведный Симеон, когда на его руках оказался маленький Богочеловек (Лк 2:30). С этого мгновения Симеон и стал «Богоприимцем», доказав на себе, что главная надежда христианской веры — возможность личной встречи с Богом — не напрасна.

К празднику Сретения Господня «Фома» собрал 4 истории о таких удивительных и непростых, но вопреки всему состоявшихся встречах человека и Бога. Люди, о которых пойдет речь, были разных мировоззрений и дальнейшие их пути были различны — не все они стали православными, однако это «сретение» навсегда изменило их жизнь.

Клайв Льюис: «принудь войти»

«Нелегко молодому атеисту уберечь свою веру. Опасности подстерегают его на каждом шагу», — с остроумной изящностью заметил как-то знаменитый британский писатель, поэт и публицист Клайв Льюис (1898–1963). До обращения в христианство, ему, агностику (то есть тому, кто подвергает сомнению чью-либо претензию на объективную истину), долгое время казалось, что он с успехом избегает «встречи» с Богом. Льюис не подозревал, что на самом деле уже давно «настигнут радостью», как он сам и признавался позднее в одноименной книге.

Его окончательное «сретение» случилось в Оксфорде. Кто-то вошел к нему без стука, без спроса и предупреждений. «Молодой атеист» был застигнут врасплох.

«И вот ночь за ночью я сижу у себя, в колледже Магдалины. Стоит мне хоть на миг отвлечься от работы, как я чувствую, что постепенно, неотвратимо приближается Тот, встречи с Кем я так хотел избежать. И все же то, чего я так страшился, наконец свершилось. В Троицын семестр 1929 года я сдался и признал, что Господь есть Бог, опустился на колени и произнес молитву. В ту ночь, верно, я был самым мрачным и угрюмым из всех неофитов Англии. Тогда я еще не понимал того, что теперь столь явно сияет передо мной, — не видел, как смиренен Господь, Который приемлет новообращенного даже на таких условиях. Блудный сын хотя бы сам вернулся домой, но как воздать мне той Любви, которая отворяет двери даже тому, кого пришлось тащить силой, — я ведь брыкался и отбивался и оглядывался — куда бы мне удрать. Слова «принудь войти» (Compelle intrare – фраза блаженного Августина, которая встречается в некоторых его письмах и трактатах; впоследствии ее неоднократно использовали в качестве оправдания репрессивных мер по отношению к еретикам для их принудительного возращения в лоно Церкви. — Прим. ред.) столько раз извращали дурные люди, что нам противно их слышать; но если понять их верно, за ними откроются глубины милости Божьей. Суровость Его добрее, чем наша мягкость, и, принуждая нас, Он дарует нам свободу».

В дальнейшем Клайв Льюис оставался протестантом-англиканином. Он создал удивительный сказочный мир Нарнии и написал целый ряд прекрасных книг по христианской апологетике, которые до сих востребованы и любимы многими православными христианами.

Иеромонах Серафим Роуз: «ты дома, поиски окончены»

Серафим Роуз (1914–1982), знаменитый христианский мыслитель, иеромонах и подвижник, до своего обращения к православию категорически отрицал возможность встречи с Богом. Утонченный и начитанный интеллектуал, знаток восточных религий и западной философии к вере из отчаяния своего нигилизма прорвался будто бы случайно — просто попав на православное богослужение. В тот день он не понимал ни о чем поют, ни о чем читают в храме, но ощущение того, что здесь его дом, оказалось настолько сильным, что все сомнения страдающего мыслителя отпали. «Сретение» состоялось.

«Долгие годы своих занятий я удовлетворялся тем, что был выше традиций, оставаясь каким-то образом верным им… Я пошел в православную церковь, чтобы посмотреть на еще одну “традицию”. Однако когда я вошел туда — это была русская церковь в Сан-Франциско, — со мной случилось нечто, чего я никогда не испытывал раньше ни в буддистском, ни в каком другом восточном храме, что-то в моем сердце сказало: ты дома, поиски окончены. Я не знал, что это значило, служба была мне абсолютно незнакома и шла на иностранном языке. Я стал посещать православные богослужения, постепенно изучая язык и традиции… Когда я раскрылся для Православия и православных, я начал осознавать, что истина — не просто абстрактная идея, искомая и познаваемая умом, но нечто личностное, даже больше, некая Личность, Которую ищет и любит сердце. Так я встретил Христа».

Митрополит Сурожский Антоний: как попытаться «покончить» с христианством и встретить Бога

Митрополит Сурожский Антоний (1914–2003) — один из самых известных христианских проповедников XX века. Его книгами и сегодня зачитываются тысячи людей по всему миру. Встрече Андрея (так звали его до монашеского пострига) с Богом предшествовало полное недоверие ко всякому носителю и проповеднику так называемой объективной истины: любой окончательный ответ казался ему тогда пошлым и однобоким.

Однажды, еще будучи подростком, будущий митрополит оказался на лекции знаменитого богослова — протоиерея Сергия Булгакова. «Сладостные» речи философа о Христе, Евангелии и праведной жизни настолько возмутили юношу, что он, вернувшись домой, решил раз и навсегда покончить со всей этой религиозной чепухой. Он открыл самое короткое Евангелие от Марка, чтобы после прочтения (установка а-ля «Пастернака не читал, но осуждаю», была для него недопустимой, невежественной: «противника» как-никак надо знать в лицо!) отправить христианство на кладбище средневековых пережитков. Андрей не подозревал, что его встреча с Богом уже началась.

«И вот я сел читать; и тут вы, может быть, поверите мне на слово, потому что этого не докажешь. Со мной случилось то, что бывает иногда на улице, знаете, когда идешь — и вдруг повернешься, потому что чувствуешь, что кто-то на тебя смотрит сзади. Я сидел, читал, и между началом первой и началом третьей глав Евангелия от Марка, которое я читал медленно, потому что язык был непривычный, вдруг почувствовал, что по ту сторону стола, тут, стоит Христос… И это было настолько рази­тельное чувство, что мне пришлось остановиться, перестать читать и посмотреть. Я долго смотрел; я ничего не видел, не слышал, чувствами ничего не ощущал. Но даже когда я смотрел прямо перед собой на то место, где никого не было, у меня было то же самое яркое сознание, что тут стоит Христос, несомненно. Помню, что я тогда откинулся и поду­мал: если Христос живой стоит тут — значит, это воскресший Христос. Значит, я знаю достоверно и лично, в пределах моего личного, собственного опыта, что Христос воскрес, и значит, все, что о Нем говорят, — правда. Это того же рода логика, как у ранних христиан, которые обнаруживали Христа и приобретали веру не через рассказ о том, что было от начала, а через встречу с Христом живым, из чего следовало, что распятый Христос был тем, что говорится о Нем, и что весь предшествующий рассказ тоже имеет смысл».

Читать еще:  К ревущей дочке подполз мальчик-инвалид и сказал: не плачь

Игумен Никон (Воробьев): «Сретение» в летнюю ночь

В 1931 году Николай Воробьев (1894–1963) принял монашеский постриг и получил новое имя — Никон, став исповедником в тяжелую эпоху советских гонений, духовником для многих верующих людей и глубоким христианским писателем. Но перед этим ему пришлось преодолеть тяжелый путь поисков и разочарований.

Летом 1915 года Николая настиг глубочайший кризис. Утратив в юности доверие к православию, он бросился на поиски нового смысла жизни. Однако многолетнее ночное изучение философских и научных работ его духовную жажду не утолили, а только еще больше усилили. Однажды доведенный до предела душевными муками, Николай выбежал за город в поле. Его сознание агонизировало отчаянными вспышками, сквозь которые, наконец, прорвался один-единственный осмысленный крик: «Господи, если Ты есть, то откройся мне! Я ищу Тебя не для каких-нибудь земных, корыстных целей. Мне одно только надо: есть Ты или нет Тебя?»

И желанный, столь необходимый теперь ответ пришел.

«Невозможно передать, — вспоминал Николай впоследствии — то действие благодати, которое убеждает в существовании Бога с силой и очевидностью, не оставляющей ни малейшего сомнения у человека. Господь открывается так, как, скажем, после мрачной тучи вдруг просияет солнышко: ты уже не сомневаешься, солнце это или фонарь кто-нибудь зажег. Так Господь открылся мне, что я припал к земле со словами: «Господи, слава Тебе, благодарю Тебя! Даруй мне всю жизнь служить Тебе! Пусть все скорби, все страдания, какие есть на земле, сойдут на меня, даруй мне все пережить, только не отпасть от Тебя, не лишиться Тебя!».

Как долго продолжалась эта таинственная встреча Николая с Богом, неизвестно. Но, когда он наконец встал на ноги, было уже далеко за полночь. Все спали.

Каково же было его удивление, когда вдруг до него стал ясно доноситься торжественный колокольный звон! Допустить, что кто-то решил устроить праздничный перезвон в столь позднее время, было едва ли возможно. Но тогда – откуда он взялся.

«Слово «Сретение» в переводе со славянского означает «встреча», – говорит ректор Свято-Филаретовского православно-христианского института, священник Георгий Кочетков. – Этот праздник отсылает нас к евангельскому рассказу о том, как младенец Иисус на сороковой день после своего рождения был принесен родителями в Иерусалимский храм, как того требовал ветхозаветный закон. Принесен для того, чтобы в воспоминание об освобождении народа божьего из египетского рабства быть выкупленным подобно всем первенцам израильским. Чтобы милость Бога была на нем и на доме его». На иконе «Сретение Господне» Святой Иосиф несет белых голубков. Это и есть жертва Богу.

На ступенях храма святому семейству встретился праведный старец Симеон. Удивительна история его жизни, которая известна из апокрифических источников. Симеон был одним из семидесяти двух ученых-переводчиков, которым царь Птолемей дал задание перевести священное писание на греческий язык. Переводя книгу пророка Исайи, Симеон усомнился в словах пророка «Се Дева во чреве приимет и родит Сына». Он решил, что надо исправить «дева» на «жена». Но ему явился ангел, который предрек, что Симеон не умрет, пока не убедится в истинности писания и не увидит своими глазами Спасителя мира, которого родит Дева. По преданию, в ожидании этого события святой Симеон прожил целых триста лет.

И вот, по внушению свыше, благочестивый старец пришел в храм в то время, когда Пресвятая Богородица и праведный Иосиф принесли туда младенца Иисуса. Он тут же узнал будущего Спасителя, взял на руки младенца (поэтому он и называется Симеон Богоприимец). Вторым участником встречи была праведная пророчица Анна. Она всю жизнь, как и другие праведники того времени, ждала исполнения пророчества о пришествии Мессии. Именно Симеон и Анна – свидетели перехода от эпохи Ветхого завета к эпохе Нового завета.

«Евангелие замечательно открывает нам именно дух встречи. Так случилось, что в этот день встретились Ветхий и Новый Заветы, и соединились друг с другом, и как бы оттолкнулись друг от друга. Младенец был исполнением Закона и пророчеств о пришествии Бога к своему народу, к людям, которые его ждут», – поясняет отец Георгий.

«Конечно, мы не можем настаивать на буквальности передачи этого события, ведь Евангельская притча – не репортаж, задача евангелиста – прежде всего донести духовный смысл происходящего», – продолжает священник.

Почему же этот праздник так торжественно отмечается? Все дело в том, что духовный смысл праздника состоит во встрече человека с Богом. Той встрече, которая, как правило, бывает в жизни всех верующих людей.

Старец Симеон сказал о Младенце слова, приоткрывающие для нас духовный смысл праздника Сретения: «Вот, лежит Сей на падение и на восстание многих». «В этих пророческих словах открываются два пути жизни каждого: принять Христа или его отвергнуть. И нет третьего пути», – сказала корреспонденту «МИР 24» культуролог, педагог Центра «Рождество» Анастасия Абрамова.

«Каждый человек сам выбирает, идти навстречу Богу или топтаться на месте, или вовсе повернуться к нему спиной. Так относятся ко Христу вплоть до наших дней: одни – с верой и любовью, а другие – с неверием и ненавистью».

Часто в житейских разговорах и даже в статьях о Сретении можно встретить расхожее представление, будто это день, когда зима встречается с весною. «Происходит самая настоящая подмена христианского, духовного смысла праздника сезонно-календарными мотивами. Этого надо избегать», – говорит Анастасия Абрамова.

Самая главная мысль праздника состоит в том, что у каждого человека происходит его собственная встреча с Богом. Такая встреча всегда изменяет, преображает человека. «Каждый человек хочет жить не просто по законам и предписаниям, пусть и спущенным прямо от Бога. Он хочет жить творчески, так, чтобы радовалась его совесть, чтобы сила веры, свободы и любви, открытость к людям была и в его сердце и передавалась другим, чтобы и из него, как говорит сам Христос, потекли «реки воды живой», – говорит Георгий Кочетков. Вот такое преображение и происходит с человеком, когда он всей душой открывается навстречу Богу. И начинает прислушиваться к его воле, понимать, чего Господь хочет от него. Если же у человека еще не произошла его встреча с Богом, то каждый в силах приблизить ее, пойти навстречу с верой и надеждой.

Так же и по отношению к ближним, к тем, кто нас окружает. «Мы редко живем в радостном напряжении встречи и общения, подменяя их контактами: профессиональными, личными. А часто – и корыстными интересами, оправдывая это скудостью своих средств, своей жизни, – говорит Георгий Кочетков. – Мы забываем, что эта скудость – в нас. Это наше сердце узко, заскорузло, это нам трудно вместить наших ближних. Это мы больше думаем о себе и своём, а потом удивляемся, почему мы малоинтересны другим. Это мы хотим, чтобы нас благодарили, чтобы нас ценили, чтобы с нами общались, забывая, что общение есть подвиг и что человек, находящийся в постоянном общении в своем здешнем, земном бытии, – настоящий подвижник».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector