0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Спасо-Преображенский Собор в Новоспасском монастыре (Москва)

Содержание

Спасо-Преображенский Собор в Новоспасском монастыре (Москва)

Православный Спасо-Преображенский Собор в Новоспасском монастыре (Москва) – главный храм мужской обители в столице России. Адрес: Крестьянская площадь, 10, строение 12 (ближайшие станции метро – Пролетарская, Крестьянская застава).

Другие названия

Собор Преображения Господня в Новоспасском монастыре; Преображенский собор; Спасопреображенский собор; Спаса Преображения собор; Спасский собор.

Даты постройки

Архитекторы

  • 1645-1647 гг.: Копыл Г.
  • 1689 г.: Никитин Г. (Кинешемцев Г.Н.) — интерьеры, внутренний/внешний декор (росписи).
  • 1900 г.: Дикарёв И.М., Соловьев С.У. — интерьеры, внутренний/внешний декор (иконостас).
  • 2010-е гг.: Кузнецов А.С. — интерьеры, внутренний/внешний декор (росписи).

Существует и другая версия об авторе первоначального проекта Собора. Сегодняшние исследования Спасо-Преображенского собора позволяют предположить, что создателем первого каменного монастырского храма был кто-то из итальянских мастеров, приглашенных Иваном III для перестройки Московского Кремля.

Историческое исповедание

Конфессиональная принадлежность

Русская Православная Церковь, Московский Патриархат.

Появление и освящение Собора

Соборный храм Новоспасского монастыря построили в 1497 году из камня на месте сгоревшей деревянной церкви. В 1645 году Михаил Романов решил возвести новый. Построили его на месте сильно обветшавшего в годы польской интервенции храма. Произошло это при архимандрите Никоне, будущем Патриархе. Старый Собор частично разобрали и возвели новые стены. Грандиозный, увенчанный могучим пятиглавием новый Спасо-Преображенский Собор в 1649 году торжественно освятили.

В то время Собор являлся вторым по величине православным храмом Москвы после Успенского собора в Кремле. В его облике с наибольшей силой воплотились те архитектурные формы, к которым стремился Патриарх Никон. Именно такой стиль семь лет спустя он объявил «образцовыми» для всей России. До наших дней дошли сохранившиеся внутри Собора замечательные фрески XVII века.

Собор в наше время

Нынешний храм — четырехстолпный с пятью главами и тремя апсидами – по внешнему облику напоминает Успенский собор Московского Кремля. Окна на южной и северной сторонах строители храма расположили в два яруса. На восточной (алтарной) стороне окна разместили в нижнем ярусе, а с западной стороны – в верхнем. Все окна украсили колонками кокошников. В XVIII веке нижние окна расширили. С западной и южной сторон Собор окружили крытой галереей со сводами и окнами.

Интерьер Собора

В интерьере храма, на правом столбе его северной части, иконописцы изобразили царя Михаила Фёдоровича и его сына – царя Алексея Михайловича. При этом Алексей Михайлович в левой руке держит рисунок – проект Преображенского собора. У этого столба некогда находилось царское место.

Интересная особенность Собора

Интересной особенностью Спасо-Преображенского Собора стали изображения древнегреческих философов и мудрецов. Среди них — Гомер, Орфей, Платон и другие. Эти фрески выполнил живописец Зубов. Они расположены в основании столбов соборной паперти, в самом низу. Указанные персонажи, казалось бы, не имеют никакого отношения к христианству. Однако ответ на вопрос, почему же их изображения появились на стенах православного храма прост. Тем самым художники хотели подчеркнуть, что никогда мудрость даже самых великих языческих мудрецов не поднималась выше самых нижних ступеней христианского храма.

Другие изображения внутри Собора

На входах в галереи размещены сюжеты из Апокалипсиса. Также сохранилось изображение родословного древа русских царей. На нем княгиня Ольга со своим внуком – князем Владимиром, поливают из сосуда корень этого дерева. Примечательно, что этот корень заканчивающееся изображением царя Ивана IV (Грозного) и его сыновей.
Следует отметить, что большую часть росписей утратили. И только отдельные фрески, хранящиеся ныне в коллекции Третьяковской галереи и Историческом музее, свидетельствуют о художественных достоинствах стенописи главного храма Новоспасского монастыря.

Усыпальница рода Романовых

Издревле Спасо-Преображенский Собор в Новоспасском монастыре служил усыпальницей рода Романовых. В усыпальнице находятся около семидесяти захоронений бояр Романовых, включая родоначальника династии Романовых — Романа Юрьевича Захарьина. Именно в честь его небесного покровителя в усыпальнице устроили храм святого преподобного Романа Сладкопевца. Здесь же находится музей, где установлены застеклённые витрины с артефактами из захоронений бояр Романовых. Хранящиеся в музее фотографии отражают отдельные эпизоды истории Новоспасского монастыря.

Захоронения династии Романовых

Все Государи Всероссийские, начиная с Михаила Феодоровича, непременно совершали «царские выходы» в Новоспасскую обитель, чтобы поклониться отеческим гробам. Здесь покоятся: наряду с родоначальником Романовых — Романом Юрьевичем Захарьиным, его сыновья. Рядом — захоронена мать первого царя рода Романовых Великая государыня инокиня Марфа (Ксения Иоанновна Шестова-Романова). Тут погребены пострадавшие при Годунове братья Патриарха Филарета и их отец Никита Романович Юрьев (в схиме Нифонт). В усыпальнице находится прах царевны Ирины, дочери Михаила Феодоровича, других ярких представителей рода. Последними из рода Романовых нашли здесь упокоение инокиня Досифея (княжна Тараканова, умерла в 1810 г.) и Великий князь Сергей Александрович (умер в 1905 г.). Напомним, что Великий князь Сергей Александрович — генерал-губернатор Москвы, командующий Московским военным округом, сын Императора-освободителя Александра II и дядя императора Николая II. В 1995 году останки Сергея Александровича торжественно, с отданием воинских почестей, перенесли из Кремля в Новоспасский монастырь.

Закрытие Собора

В советское время, в 1918 году, по распоряжению большевицкой власти Спасо-Преображенский Собор в Новоспасском монастыре закрыли. Церковные службы в нём прекратили. К осени в обители уже действовал концентрационный лагерь. Сначала здесь разместили женскую тюрьму, затем — исправительно-трудовой лагерь для уголовников и политических заключенных.
После закрытия монастыря в 1918 году усыпальницу Собора разорили и разграбили. Надгробия захоронений варварски уничтожили. Часть гробниц утратили навсегда. Лишь некоторые останки перенесли в подземную палату южной пристройки Архангельского собора. Часть надгробий перевезли в Донской Монастырь.
В 1935 году монастырские помещения передали в ведение НКВД. Благодаря тому, что в главном храме монастыря долгое время размещалось книгохранилище, значительная часть внутреннего убранства Собора, к счастью, сохранилась.

Восстановление усыпальницы

Усыпальницу восстановили лишь в конце 1990-х годов. В ней воссоздали храм в честь преподобного Романа Сладкопевца, который торжественно освятили в марте 2002 года.

Возрождение Обители и Собора

Подлинная жизнь вернулась в монастырские стены обители лишь в начале 1991 года. Произошло это после фактического возвращения Новоспасского монастыря Русской Православной Церкви. С того момента началась кропотливая работа по восстановлению Монастыря и храмов обители. Продолжают их проводить по настоящее время.

Перезахоронение останков Великого князя Романова С.А.

В 1997 году в Усыпальнице бояр Романовых перезахоронили останки Великого князя Сергея Александровича Романова. На следующий год в монастыре установили ему крест-памятник. Он является точной копией креста на месте гибели от террористов Великого князя. Первоначальный крест ранее был выполнен по проекту знаменитого русского живописца В.М.Васнецова.

Дальнейшее восстановление обители

Проводятся другие работы по восстановлению обители и его храмов. За малый срок заброшенный и осквернённый Монастырь превратился в один из самых многочисленных и крепких приходов столицы России. Полностью восстановили и главный храм Обители — Спасо-Преображенский Собор. Ныне он, как и вся Обитель, живёт полноценной монастырской жизнью.

Статус Собора

Спасо-Преображенский Собор не просто — неотъемлемая часть архитектурного ансамбля – старинный Новоспасский мужской монастырь (Москва). Это главный храм мужской обители. И наряду с некоторыми другими храмами монастыря Собор имеет статус памятника истории и культуры и охраняется государством.

Спасо-Преображенский Собор в Новоспасском монастыре:

Другие сохранившиеся объекты культурно-исторического наследия

Ныне, кроме упомянутого Спасо-Преображенского Собора, сохранились и расположены на территории обители такие культурно-исторические объекты, как:

  • Покровская Церковь (1673-1675),
  • Знаменская Церковь (1791-1795),
  • Церковь Николая Чудотворца (1652),
  • Церковь Сергия Радонежского (1787),
  • Колокольня Новоспасского монастыря (1787),
  • Романовская Церковь в Новоспасском монастыре (1901-1902),
  • Памятник 400-летию Дома Романовых (2013),
  • Часовня Дома Романовых в Новоспасском Монастыре (1913),
  • Крест-Памятник Великому Князю Романову Сергею Александровичу (1998),
  • некоторые другие.

Таганский. Новоспасский монастырь. Собор Спаса Преображения.

Юлия
12 декабря 2005

Карта и ближайшие объекты

  • Яндекс-карты
  • Google maps
  • OpenStreetMap
  • Wikimapia
  • 2Gis Карты
  • Bing maps
  • дороги
  • спутник
  • гибрид
Читать еще:  Как сделать наше образование лучшим в мире

Статьи

Спасо-Преображенский собор построен и благоукрашен иждивением первых государей рода Романовых: Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича на месте древнего храма, сооруженного в 1491-1497 гг. над могилами бояр Романовых, предков царственного дома и разобранного «до подошвы» при Михаиле Феодоровиче.

Новый собор, ставший по своей величине первым после Успенского собора Кремля, своими сводами покрыл могилы бояр Романовых — предков царственного Дома. Среди погребенных в усыпальнице в подклете собора: родоначальник Романовых — боярин Роман Юрьевич Захарьин (†1543), отец Патриарха Филарета Никита Романович Юрьев (в схиме Нифонт, †1586), мать царя Михаила Федоровича — Ксения Иоанновна Романова (Вел. государыня инокиня Марфа, †1631) и его дочь царевна Ирина Михайловна (†1679), другие представители рода Романовых и других знатных родов. В усыпальнице погребены видные иерархи Церкви, среди них — епископы Порфирий (Успенский, †1885) и Петр (Екатериновский, †1889). Последними представителями рода Романовых, нашедшими место упокоения в стенах обители, стали инокиня Досифея (княжна Тараканова, ум. 1810) и великий князь Сергей Александрович (ум. 1905) — генерал-губернатор Москвы, командующий Московским военным округом, сын Императора-освободителя Александра II и дядя святого страстотерпца императора Николая II.

Романа Сладкопевца, преподобного, в Новоспасском монастыре церковь (Крестьянская площадь, дом № 10).

На берегу Москвы-реки стоит Новоспасский монастырь, перенесенный сюда в 1490 г. из Московского Кремля. В XVI–XIX вв. на его некрополе погребали представителей княжеских и боярских родов Захарьиных, Сицких, Оболенских, Трубецких, Шереметевых, Колычевых, Нарышкиных и других. Известно, что в монастыре в 1497 г. был похоронен Василий Юрьевич Захарьин-Кошкин и его родственники, представители знатного боярского рода Захарьиных-Юрьевых. В XVI веке в подклете Спасо-Преображенского собора были похоронены отец первой жены царя Ивана IV Грозного Анастасии – Роман Юрьевич Захарьин († 1543 год) и его сын боярин Никита Романович Юрьев († 1586 год). После восшествия Романовых на престол Новоспасский монастырь стал одним из самых почитаемых московских монастырей, так как в нем были надгробия их предков.

Вскоре после коронации император Александр II издает ряд указов, в которых говорится о памятных местах, связанных с историей рода Романовых. Проводится реставрация Ипатьевского монастыря в Костроме, восстановление палат бояр Романовых в Москве в Зарядье и приведение в порядок подклета Спасо-Преображенского собора Новоспасского монастыря с могилами предков Романовых. Тогда были восстановлены все сохранившиеся к 1857 г. захоронения. В XVIII веке их было около семидесяти, а после разграбления монастыря наполеоновскими солдатами осталось всего двадцать восемь. В 1857 г. над каждой могилой были сделаны белокаменный саркофаг и вертикальная плита с надписью и изображением святого покровителя похороненного под плитой. На каждую могилу был изготовлен покров. В основной части подклета находились могилы Романа Юрьевича Захарьина и его сына Никиты Романовича Юрьева, Ксении Ивановны, жены Федора Никитича, в иночестве Марфы. Здесь же были надгробия других родственников семьи Романовых, живших в XVI и XVII веках, включая одну из дочерей царя Михаила Федоровича. Рядом располагались могилы родственных семейств Сицких, Оболенских, Трубецких и других.

В 1901 г. начались работы по созданию церкви-усыпальницы во имя преподобного Романа Сладкопевца по проекту архитектора С.У. Соловьева. Были заложены почти все оконные проемы и пролеты галереи с южной стороны храма. Алтарь церкви расположили под алтарем Спасо-Преображенского собора. Был сделан медный одноярусный иконостас. Форма иконостаса повторяла нижний ярус иконостаса Успенского сбора в Кремле, но в уменьшенном варианте. Иконы писались художником Гурьяновым. Образ Спаса повторял икону XIV века Спас Ярое око. Парный к ней был Феодоровский образ Божией Матери – копия с иконы, которой инокиня Марфа благословляла своего сына на царство. Освятили церковь 28 декабря 1902 г. в присутствии московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича и его супруги Елизаветы Федоровны. Главный вход в церковь-усыпальницу был сделан с восточного фасада собора, к южной апсиде пристроили небольшое крыльцо с главкой. Крыльцо было украшено прекрасной мозаикой Спаса Нерукотворного Образа.

После Октябрьской революции 1917 г. первое, что уничтожалось – места, связанные с именем царей династии Романовых. Частично были уничтожены и захоронения церкви-усыпальницы Новоспасского монастыря. Чудом сохранилось крыльцо с мозаикой. В 1995 г. в усыпальницу Романовых из Кремля были перенесены останки великого князя Сергея Александровича, убитого в 1905 г. террористом И.П. Каляевым. Он первоначально был похоронен в Алексеевской церкви Чудова монастыря, которую снесли в 1929 г. В 1986 г. при рытье траншеи могила великого князя была случайно обнаружена, а в 1995 г. останки Сергея Александровича торжественно перезахоронили в фамильной усыпальнице Новоспасского монастыря. В монастыре установили памятный крест, подобный тому, который был установлен на месте гибели великого князя в Кремле. Этот памятник, выполненный по рисунку В.М. Васнецова, был уничтожен в 1918 г. при личном участии В.И. Ленина. В 1996–1998 гг. в подклете Спасо-Преображенского собора под руководством доктора исторических наук А.К. Станюковича проводилось археологическое и антропологическое исследование успыпальницы. В результате были исследованы 45 захоронений, сделаны важнейшие исторические наблюдения. После завершения работ усыпальница была восстановлена. Храм преподобного Романа Сладкопевца освятили в апреле 2002 г.

Михаил Вострышев «Москва православная. Все храмы и часовни». http://rutlib.com/book/21735/p/17

Церковь Спаса Преображения в Новоспасском монастыре

Весною 1488 г. в Кремле погорел Спасский на Бору монастырь, находившийся среди дворцовых строений. Это дало повод великому князю Иоанну III вывести монастырь из Кремля. Новое место выбрано близ Крутиц в так называвшемся Васильцевом стане, где монастырь стал называться Новоспасский или Спас на Новом.

Каменная церковь была сооружена в 1491-96 гг., при ней были погребаемы члены боярского рода Романовых. Первый же царь из этого рода Михаил Федорович особенно позаботился о Новоспасском монастыре. В 1642 г. была сооружена каменная ограда с ее башнями, а в 1645 г., вместо старого храма, заложен был нынешний великолепный собор. Окончен он был уже при царе Алексее, освящен 19 сентября 1647 г.

Тогда же был поставлен в соборе принесенный из Вятки чудотворный образ Спаса Нерукотворенного. По поводу этого перенесения образа прежние Флоровские ворота в Кремле переименованы были в Спасские, при проходе через них велено снимать шапку, а в Новоспасский монастырь установлен крестный ход на 19 сентября. Собор расписан в 1689-90 гг.

Замечательно родословное дерево русских государей, от св. Владимира до св. Димитрия царевича, изображенное на сводах южной паперти. В 1902 г. в подклете, где находятся гробницы бояр Романовых, устроена церковь Романа Сладкопевца.

Александровский М.И. «Указатель древних церквей в местности Ивановского сорока». Москва, «Русская Печатня», Б. Садовая, дом 14, 1917 г.

Основан в 1491 г. при великом князе Иоанне III. В 1497 г. освящен всероссийским митрополитом Симоном. В XVII в. при Михаиле Феодоровиче первоначальный собор был разобран «до подошвы», и на этом же месте в 1645 г. был заложен новый, больших размеров с тем, чтобы усыпальница царских предков оказалась под сводами храма. 19 сентября 1647 г. Преображенский храм торжественно освящен патриархом Иоасафом в присутствие царя, при настоятеле архимандрите Никоне, по мысли и плану которого было устроено и все украшение собора.

План собора представляет вид корабля — наиболее распространенный тип храмов древней Руси. Восточная сторона его состоит из трех округлостей или абсид, сохраняя древнейшее деление алтаря на три части. Главный вход на паперть собора идет не прямо с уровня земли, как, например, в Московском Успенском соборе, а возвышается на 17 ступеней, вследствие того, что внизу находится усыпальница. Свод здания опирается на четыре четырехгранных столба, из которых два находятся за иконостасом и два в средней части храма.

Величественный пятиярусный иконостас — типичный для древнерусских храмов; он имеет близкое сходство с иконостасами Московского Успенского собора и Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры. Все иконы, находящиеся в нем, древнего происхождения, но самый иконостас происхождение сравнительно недавнего. Старинный же иконостас XVII столетия, вследствие неблагоприятных обстоятельств, не сохранился до нашего времени. В нижнем ярусе находятся местные иконы, во втором — Апостолы и посередине Христос Спаситель в образе Вечного Архиерея, затем — 12 великих праздников, еще выше — Пророки, и в середине — Богоматерь, в верхнем — Праотцы, и в середине их — Бог-Отец. На правом столпе обращает внимание по своей оригинальности изображение в виде иконы царей Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича — устроителей Новоспасского монастыря. В руках они держат изображение собора. Оба царя представлены в полном царском облачении. Примечательно, что их головы окружены нимбами, которые в данном случае являются си величия. Вблизи этой иконы находилось царское место. Здесь за богослужением молились русские государи Михаил Феодорович, Алексей Михайлович, Иоанн Алексеевич, Петр Алексеевич.

Читать еще:  Секреты счастья и лайфхаки многодетной матушки

Все своды храма, стены и купола украшены настенной живописью (фресками) — священными изображениями событий преимущественно из земной жизни Христа Спасителя, а также великих праздников и святых Православной Церкви. Храм был расписан в 1680-е г.г. Внутренние двери, ведущие в собор, железные, также XVII в. На них изображены в малом виде Апостолы и другие святые, украшения в виде растительного орнамента. Пол храма, выполненный из чугунных плит, устроен при настоятеле архимандрите Иоанне Черепанове. При входе на паперть храма с восточной стороны изображены 10 древнегреческих философов. Все они имеют в своих руках свитки с выписанными какими-либо изречениями. На правой стороне изображены: Орфей, Гомер, Солон, Платон и Птолемей, на левой: Ермей, Анахарсис, Аристотель, Плутарх и Иродион. Причину появления этих изображений дает, в частности, святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский, бывший настоятелем Новоспасского монастыря в сане архимандрита и епископа Ревельского. Он говорит: «Отцы наши хотели выразить, что никогда языческая мудрость не восходила выше низших ступеней христианского храма».

Особый интерес по своей исключительности представляет изображение родословного дерева русских великих князей и царей рода Рюриковичей, находящееся на своде вблизи входа в собор. Все государи изображены во весь рост с нимбами вокруг головы. Первыми представлены святые равноапостольные великий князь Владимир и великая княгиня Ольга с кувшинами в руках, поливающими корень этого родословного древа. Все князья династии изображены по порядку престолонаследия. Завершают чреду царь Феодор Михайлович и святой царевич Дмитрий — последние потомки Рюрикова дома. По стенам идут изображения Семи Вселенских Соборов, а на западной стороне находится изображение Страшного Суда. Также обращают внимание изображения таинственных видений из 6-й и 9-й глав книги Апокалипсис.

После 1917 г. монастырь закрывают и он превращается в концентрационный лагерь. Храмы используют для нужд НКВД. В 1930-ые г.г. в Преображенском соборном храме разместился архив НКВД.

Спустя 500 лет после закладки каменного Спасо-Преображенского собора в монастыре вновь ожила молитва. 23 марта 1991 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия в главном храме монастыря была отслужена первая Божественная Литургия, а 4 октября 1992 г. Его Святейшество в сослужении архипастырей и духовенства совершил освящение Спасо-Преображенского собора Великим архиерейским чином.

В 1993 г. из фондов ГИМ была возвращена фреска XVII в. с изображением устроителей собора — царей Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича. Вместе с ней в обитель словно вернулись ее царственные покровители.

Постепенно собор стал преображаться. Проведены работы по реставрации иконостаса. Ведутся сложнейшие работы по восстановлению уникальных росписей XVII в., в мае 2007 г. завершились работы по главному четверику собора. Богослужение в Спасо-Преображенском соборе совершается ежедневно в летнее время.

Спасо-преображенский собор в Петербурге: история, факты и легенды

«Когда меня крестили , это было в конце 1952 года, мне мама рассказывала, как это было. Крестили меня втайне от отца , он был членом КПСС. Не знаю, насколько эта тайна была действительно серьезной, но так, во всяком случае, мне говорили, когда я уже подрос», — рассказывал Путин, а его слова нам передевал «Интерфакс». По словам нашего президента крестили его в Преображенском соборе Ленинграда .

«Батюшка, который тогда там служил, предложил назвать ее сына, то есть меня, Михаилом. Он говорит: сегодня день Михаила, день ангела, и я, говорит, Михаил. Мама извинилась, говорит: батюшка, извините, мы уже назвали в честь отца. Он говорит: ну ладно. Такой добрый, спокойный батюшка», — рассказывал сам Путин. Если продолжить чтение этого интервью дальше, то окажется, что в этом храме крестил Путина отец действующего Патриарха, Кирилла. Вот такие вот переплетения судьбы случились на территории не самой выдающейся церкви Петербурга.

Повторюсь, не самой выдающейся и примечательной церкви Петербурга. Этот храм и правда уступает своим внешним видом таким статным красавцам как Смольный Собор, Исаакиевский, Спас-на-Крови, Троицкий. Сюда толпами не едут туристы из Китая, его не радуют тысячами ярких вспышек, но и строилась эта святыня совсем по другой причине.

2.

В тридцатые годы XVIII века здесь не было никакого храма и в помине, вокруг были лишь одни казармы преображенского полка , к которым и прибежала за божьим благословением дочь Петра I. Обратилась она к всевышнему неспроста, ибо ратовала на несправедливость великую и нынешнюю правительницу Анну Леопольдовну, которая незаконно похитила у нее власть.

3.

Затевавшийся военный переворот уже не был ни для кого секретом, а у будущей императрицы хватало сторонников. Но она все-равно посчитала, что божья помощь не будет лишней в столь сокровенном вопросе. Все-таки это не за хлебушком в соседнюю пекарню сходить, а в Зимний Дворец за троном. Поэтому здесь же она и обратилась за поддержкой к служивым преображенского полка . Не ручаюсь за достоверность сказанных речей, но думаю сказала она им, что преображать Россию должно быть их заслугой.

4.

фото с сайта https://piteronline.tv/

Все прошло по утвержденном плану, и власть вернулась в законные руки, более подробно вы можете прочесть в учебнике истории, там же и будет сказано, что в знак особой благодарности Елизавета Петровна приказывает заложить на судьбоносном месте храм во имя Преображения Господня за выполненную просьбу и оказанную божью милость.

5.

фото с сайта https://pastvu.com/

Почти сотню лет прослужил он по назначению, но в 1825 году собор охватывает пожар, а служители еле-еле успевают вынести все самое ценное. Каким был храм в оригинале, никто уже и не скажет, потому что за эти самые сто лет не сохранилось ни одной картины, рисунка или гравюры. Поэтому пока еще не было поздно, то Александр I решил святыню памятную восстановить, но в несколько иной вариации. Заодно приказывает зодчему рядом разбить небольшой сквер и огородить его от случайных прохожих.

6.

Новый архитектор Стасов, которому и поручили столь ответственную работу, отстроил не только замечательный храм, но и здорово сэкономил царский бюджет за счет возведении ограды. Нет, он ее не забыл, просто за основу нового забора он взял трофейные пушки, захваченные в плен в сражениях при Измаиле, Варне, Тульче и Силистрии в 1828-1829 годах.

7.

Все 102 пушки, заложенные в основание такой ограды, развернуты дулом к земле, в знак того, что никогда больше в своей истории не будут участвовать в боевых действиях, ну а двуглавый орел занял над ними верх.

8.

Кстати, знающие турецкий язык с легкостью смогут разглядеть гербы Османской империи и вычеканенные имена: «Гнев аллаха», «Священный полумесяц», «Гром извергающий», «Дарю лишь смерть».

9.

В народе говорят, что когда император Александр I прознал про столь смелое деяние своего зодчего, то распорядился подарить ему бриллиантовый перстень и 1325 рублей, сэкономленных при возведении ограды, уж больно ему эта идея понравилась.

10.

Отдельной и выделяющейся частью собора стали размещенные на одной из башен куранты, которые привезли в Петербург из Англии в 1854 году. Кто именно привез, и почему решили разместить здесь, никто уже не помнит, но они стали особой, неотъемлемой деталью храма и теперь сопровождают все старинные гравюры.

11.

Храм практически все время был действующим собором всей гвардии, и поэтому там хранились захваченные знамена, преображенские мундиры и даже сабля Александра II, которая была при нем 1 марта 1881 года во время смертельного ранения при покушении.

12.

фото с сайта https://pastvu.com/

Поговаривают, что после великой октябрьской революции хранившиеся внутри храма драгоценности успели спрятать и бушевавшие матросы не смогли разграбить национальное достояние и пустить его на нужды свершенной революции.

13.

А чуть позже настоятель собора протоиерей Михаил Тихомиров, так и вовсе смог все это имущество тайно погрузить на борт и выслать в Копенгаген на имя императрицы Марии Федоровны. За руку его конечно не поймали, но про случившееся узнали, поэтому признали врагом народа и расстреляли по сугубо теоретическому обвинению.

14.

картина Острая Елена https://artnow.ru/ru/gallery/0/13759.html

Ну и я не могу промолчать про еще один интересный факт, ведь Спасо-Преображенский собор исполнил эпизодическую роль в фильме про профессора Преображенского, который нам известен как «Собачье сердце». Хоть действие всего романа и происходит в Москве, но кино снимали именно в Петербурге, выдавая Северную столицу за настоящую первопрестольную.

15.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Спасо-Преображенский всей гвардии собор

Архитекторы:Стасов В. П.
Год постройки:1827-1829
Стиль:Классицизм

Собор Преображения Господня всей гвардии

1743 — арх. Земцов Михаил Григорьевич — проект, закладка

1745-1754 — арх. Трезини Пьетро Антонио — изменение проекта Барокко

1827-1829 — арх. Стасов Василий Петрович — перестроен Ампир

1830 — арх. Стасов Василий Петрович — ограда

1850 — арх. Львов Владислав Павлович — переделки

1886 — арх. Слупский Иван Блажеевич — часовня

Ночью 25 января 1741 Цесаревна Елизавета Петровна приехала со своими приближенными и единомышленниками в лейб-гвардии Преображенский полк, квартировавший близ Литейного двора, и в съезжей избе обратилась к гвардейцам с краткой речью, прося о поддержке ее прав на престол. Отсюда вместе с офицерами и гренадерами она направилась в Зимний дворец, где произвела бескровный государственный переворот и взошла на российский трон.

Через две недели, посетив гвардейский полк уже Императрицей, Елизавета в память об этом событии повелела выстроить на месте съезжей избы каменный трехпридельный храм. 9 июня 1743 сама Императрица заложила здание по проекту М. Г. Земцова. До окончания строительства полк молился в своей походной церкви, которая с 1722 до 1739 г. помещалась в «особой светлице», на Мойке, «где был Хвостов мост». В ней находился ценный иконостас, позже переданный в церковь Чесменского дворца .

После смерти Земцова строительными работами руководил П. А. Трезини, в 1745 изменивший проект, «чтобы главы делать против глав соборной церкви Успенья» в Москве. Через три года после этого началась внутренняя отделка, и 5 августа 1754 архиепископ Сильвестр в присутствии Императрицы освятил барочный по стилю собор одного из самых знаменитых полков императорской России.

Чертежи Пьетро
Антонио Трезини,
1743 — 1744
* см. ниже

Алтарная часть —
план и разрез с
видом на иконостас
Добавил — S.P. .

Неизвестный художник.
Вторая пол. 19 в.

Фото тов-ва «Образование»
(добавил Ладада)

1970-е гг.
Из книги «Памятники
архитектуры Ленинграда»
(добавил Ладада)

Грабарь «История русского искусства»
(добавил
Андрей Агафонов )

У Спасо-Преображенской
церкви на пасху, апрель 1943.
Фотохроника ЛенТАСС.
(добавил Stan)

1990-е гг.
Фото В.Антощенков а из
фотоальбома
«Крыши Петербурга»
(добавил Ладада)

* Старый Спасо-Преображенский собор, сгоревший в 1825 г. — чертежи Пьетро Антонио Трезини, 1743 — 1744 (Архитектурная графика России.

Первая половина XVIII века. Собрание Эрмитажа. Научный каталог. Л., «Искусство» ЛО, 1981, с. 139-141, №№246-248. ( S.P. )

Внутри храм был украшен ионическими пилястрами и лепкой. Московские мастера Кобылинские вырезали по эскизу зодчего Б. Растрелли золоченый пятиярусный иконостас и великолепную алтарную сень. Образа под смотрением И. Я. Вишнякова написал известный художник М. Л. Колокольников. В 1796 храм объявлен собором всей русской гвардии.

После пожара 8 августа 1825, при котором утварь и большая часть икон были спасены солдатами, В. П. Стасов, используя старые стены, восстановил собор, но придал ему строгий ампирный облик. Накануне престольного праздника, 5 августа 1829, ровно через 75 лет после первоначального, состоялось новое освящение собора митрополитом Серафимом. К этому дню Николай I, который в престольный праздник всегда лично посещал собор, подарил ковчег и потир из яшмы, а также украшенные драгоценными камнями ризы.

По рисунку Стасова был сделан четырехъярусный белый с золотом иконостас — образа для него написали видные академики Г. И. Угрюмов, А. И. Иванов, В. К. Шебуев, А. К. Виги, Ф. П. Брюлло, А. Е. Егоров. Стены и своды по эскизу Шебуева расписали Ф. П. Брюлло, Ф. И. Брандуков и С. А. Безсонов.

В 1830 вокруг собора по проекту Стасова была начата ограда из трофейных турецких пушек, а перед воротами поставлены 12 орудий и два единорога. В Преображенье 1832 эту ограду освятил митрополит Серафим. В 1854 на башне собора установлены куранты, привезенные из Англии.
В 1850 переделками в соборе занимался В. П. Львов, который отделал пилоны искусственным мрамором. При ремонте в 1875 акад. Д. Н. Мартынов и Ф. М. Седов украсили паруса и стены новой фигуративно-орнаментальной росписью. В 1886 И. Б. Слупский выстроил в ограде часовню с витражами С. В. Постемского и образами кисти Антропова в иконостасе, сработанном в мастерской Игумнова. Осенью 1916 с восточной стороны планировалось начать по плану С. О. Овсянникова (хотя конкурс выиграли С. Б. и В. И. Савицкие) постройку отдельной усыпальницы для павших в Первую мировую войну офицеров, но осуществить проект помешала революция.

В 1831 вел. кн. Михаил Павлович подарил храму икону Божией Матери Иерусалимской с мощами св. Георгия Победоносца и частицей Креста Господня; в 1872 вел. кн. Николай Николаевич-старший — камень с горы Фавор, который позже вложили в икону «Преображение». Кроме того, в соборе хранился напрестольный крест-мощевик 1660 года и несколько вещей начала XVIII в. — серебряные кресты и чеканный потир. После смерти Александра I в собор была передана его икона Смоленской Божией Матери. В 1845 мастерская известного ювелира Ф. А. Верховцева изготовила великолепный оклад из серебра для напрестольного Евангелия, в 1859 — серебряную одежду для престола, весившую 10 пудов, а в 1865 — бронзовую гробницу для плащаницы.

Собор с красивой и уникальной оградой

Сегодня продолжаю тему соборов в Санкт-Петербурге. Погуляем по Преображенской площади и посмотрим на великолепный собор. Меня он прежде всего поразил своей уникальной оградой, но обо всем по порядку.

Спасо-преображенский собор находится на том месте, где когда-то квартировал Преображенский полк, который основал в конце XVII века Петр I. В ноябре 1741 года в съезжей полковой избе (на её месте позже был заложен собор) дочь Петра I Елизавета обратилась к преображенцам, чтобы они поддержали ее права на престол. Отсюда будущая императрица вместе с офицерами отправилась в Зимний дворец совершать дворцовый переворот. В 1743 году в знак благодарности к солдатам и офицерам этого полка императрица приказала архитектору М. Земцову возвести храм. Строительство собора длилось 11 лет. Так как Земцов умер, то дальше руководил работами по строительству архитектор П. Трезини.

В августе 1825 года собор сильно пострадал от пожара так, что от него остались одни стены. Восстановление храма началось уже при Николае I. Он поручил его перестраивать архитектору В.П. Стасову. Стасов был очень трудолюбивый, беспрекословно выполнял приказы. За это Николай I его ценил и уважал.

Из уцелевших стен и внутренней планировки от сгоревшего собора архитектор построил новый, придав ему ампирный облик. Также по рисунку Стасова был создан деревянный резной иконостас. Храм был увенчан пятью главами на высоких барабанах. В 1829 году состоялось торжественное освящение собора. В этом же году закончилась русско-турецкая война (1828-1829 гг). В связи с этим в Санкт-Петербург доставили множество трофеев.

В этом числе были турецкие трофейные пушки. Из них в 1833 г. Стасов сделал уникальную и красивую ограду для собора, представляющую собой 102 бронзовых орудийных стволов. Пушки были сгруппированы по три штуки и поставлены дулами вниз, как бы показывая, что они больше не будут стрелять и принимать участие в войне. Между пушками провисают тяжелые цепи. Главные ворота украшены двумя медалями за русско-турецкую войну, а орудийные стволы позолоченными двуглавыми орлами. В центре над воротами стоит крест.

Преображенский собор стал памятником победы в русско-турецкой войне, а также музеем полковой славы. До революции здесь хранились полковые реликвии преображенцев, трофеи-знамена, ключи от крепостей. В особых шкафах-витринах были выставлены мундиры императоров Александра I, Николая I, Александра II, Александра III. Во время блокады Ленинграда в подвале собора было организовано убежище, вмещающее до 500 человек, с местами для сна и постоянно горячей водой. Последнее было очень важным фактором для обессиливших и умирающих от голода людей. Также там оказывали помощь раненым. В советское время его не закрыли, как многие другие. Ценная утварь была изъята и передана в музеи Петербурга (сначала в Артиллерийский музей, затем в 1950 в Эрмитаж). В наши дни в Преображенском соборе находится одна из самых почитаемых икон Петербурга-образ Спаса Нерукотворного, который очень любил Петр I.

* В статье использована информация из книг: «Три века Санкт-Петербурга», Ю. Овсянников; «Санкт-Петербург и окрестности, изд.»АЯКС-ПРЕСС»; «Петербург пешком по городу», А. Друзь

Буду очень рада, если Вы поставите статье «нравится» и поделитесь в социальных сетях! Подписывайтесь на мой канал! Впереди еще много интересного.

Вам будут интересны статьи:

Важная информация

Сегодня Храм Преображения Господня известен своим хором. Если прийти в собор во время богослужения, можно послушать солистов Академической капеллы.

Обратите внимание, что храм является действующим. Правила запрещают фотографировать в нем. Также нужно позаботиться о подобающей одежде, которая должна быть в меру закрытой и скромной. Женщинам нужен головной убор.

Познакомиться с другими достопримечательностями Петербурга можно на одной из обзорных экскурсий по городу.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector