0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Социология культуры. Общество как социокультурная система

Содержание

2. Общество как социокультурная система

Вся история социологической мысли есть история научных подходов и методов построения теории общества.

Общество – это определившийся в процессе исторического развития человечества, относительно устойчивый, универсальный способ организации социальных связей и отношений, обеспечивающий удовлетворение всех основных потребностей людей, самодостаточный, саморегулирующийся и самовоспроизводящийся. Общество возникает по мере упорядочения социальных связей, появления особых институтов, норм, поддерживающих и развивающих эти связи.

  1. территория – географическое пространство, очерченное границами, на котором складываются и развиваются социальные связи и отношения между индивидами;
  2. наличие собственного названия и самоидентификация;
  3. пополнение преимущественно за счёт детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями;
  4. устойчивость и способность воспроизводить внутренние связи и взаи-модействия;
  5. автономность и высокий уровень саморегуляции. Жизнь общества ре-гулируется и управляется теми социальными институтами и организациями, на основании тех норм и принципов, которые создаются внутри самого общества;
  6. наличие устойчивых социальных образований, связей, отношений и их функциональная целесообразность;
  7. интегрирующая сила. Общество осуществляет социализацию новых поколений людей, включая их в сложившуюся систему ценностей, норм, пра-вил.

Детерминизм – учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности всех явлений в природе и обществе.

Социально-исторический детерминизм – один из основных принципов социологии, выражающий всеобщую взаимосвязь и взаимообусловленность социальных явлений. В различных социологических концепциях, в вопросе о том, какой же функциональный компонент общества определяет облик общества в целом, предпочтение отдавалось либо экономической составляющей (экономический детерминизм К.Маркса), либо системе ценностей и норм, соблюдение которых обеспечивает устойчивость и неповторимость общества (культурный детерминизм П.Сорокина), либо образу мыслей, прогрессу разума человека (детерминизм О.Конта).

Общество как социокультурная система.

Социокультурная система — это социальная, представляющая собой совокупность социальных отношений и связей между людьми и культурная, включающая в себя вещи, фундаментальные общественные ценности, идеи, символы, знания, верования и помогающая регулировать поведение людей.

Включение человека в обще6ство осуществляется через различные социальные общности, которые каждая конкретная личность персонифицируется, через социальные институты, социальные организации и комплексы принятых в обществе норм и ценностей, т. е. через культуру.

Термин «социокультурная» призван подчеркнуть единство и взаимопересечение этих двух сфер общества, и определенный примат «социального», выражающего сущность исторически определенного взаимодействия людей (общностей, объединений, групп, институтов).

Общество — это не простая сумма индивидов, их связей и действий, взаимодействий, отношений и институтов, а целостная социокультурная система, социальный организм, который функционирует и развивается по своим собственным законам.

Общество — это универсальный способ организации социальных связей, взаимодействия и отношений людей.

Эти связи, взаимодействия и отношения людей, образуются на какой-то общей основе. В качестве такой основы в различных школах социологии рассматриваются «интересы», «потребности», «мотивы», «установки», «ценности» и т. д.

При всем различии в подходах интерпретации общества со стороны классиков социологии общим для них является рассмотрение общества как целостной системы элементов, находящихся в состоянии тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу называется системным.

Основные понятия системного подхода:

Система — это определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Внутреннюю природу всякой целостной системы, материальную основу ее организации определяют состав, набор ее элементов.

Социальная система — это целостное образование, основным элементом которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения. Они носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение.

Социальная связь — это набор фактов, обуславливающих совместную деятельность людей в конкретных общностях в конкретное время для достижения тех или иных целей.

Итак, общество — это целостная система с качествами, в которых нет ни одного из включенных в него элементов в отдельности.

При социокультурном анализе общественной жизни обычно обращают внимание два важнейших результата этого взаимодействия.

Первое — групповой характер общественной жизни и второе — поведение людей в группах, которое регулируется и направляется определенной системой ценностей, идей, норм и правил поведения. Оба аспекта социальной жизнедеятельности людей теснейшим образом взаимосвязаны, ибо социальное взаимодействие людей регулярно воспроизводит как структуру социальных групп, так и систему ее ценностно-нормативных регуляторов.

Отмеченные две стороны общественной жизни в социологии принято обозначать, как говорилось выше, двумя популярными терминами — общество (социальная система) и культура (система культуры). Они отражают предельно широкие понятия — две наиболее существенные стороны общественной жизни, в реальности тесно взаимосвязанные, но специально разделяемые в научном социологическом познании.

Выделение этих двух ключевых понятий имеет огромное познавательное значение для социологического познания и во многом предопределяет специфику социологического видения общественных явлений.

В социологии расчленение понятий «общество» (в узком смысле слова) и «культура» имеет большое практическое и познавательное значение, ибо позволяет лучше уяснить сущность общественной жизни, ее отличие от природы в целом и коллективных форм поведения в животном мире.

Во-первых, обращается внимание на то, что «социум» и «культура» являются двумя взаимосвязанными подсистемами единой общественной жизни.

Во-вторых, особенность социальной системы заключается в том, что это понятие отражает форму социальных отношений между людьми, которая представлена различными социальными группами и отношениями внутри и между группами. Под культурой понимаются содержательные аспекты человеческой жизнедеятельности, определяемые ценностями, значениями, идеалами, нормами и др.

Термин «социальная система» обозначает отношения между индивидами и коллективами, тогда как культура определяет их ценностно-смысловое значение. Именно культура как система ценностей, норм и образцов поведения формирует ту социальную среду, взаимодействуя с которой индивиды и социальные группы определяют свое поведение.

ОБЩЕСТВО КАК СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СИСТЕМА. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ КУЛЬТУРЫ

Понятие общества как социокультурной системы появилось у нас в последние годы. Исходный тезис: соц взаимодействие рассматривается как фундамент общественной жизни.

Элементы социальной системы: люди и их деятельность, которую осуществляют не изолированно, а в процессе взаимодействия с др, объединенными в соц общности в условиях соц среды. Индивид не может не подчиняться законам социальной среды, в которую включен, принимает ее нормы и ценности, социализируется. Включение чел в общество — через различные соц общности: соц группы, соц институты, соц организации и системы принятых в обществе норм и ценностей — через культуру.

Обществосоциокультурная система, в которой вычленяются 2 основные подсистемы — социальная (совокупность соц отношений и связей между людьми), и культурная (включающая фундаментальные общественные ценности, идеи, символы, знания, верования и помогающая регулировать поведение людей). Эти 2 подсистемы связаны. Культура —сложное динамич образование, имеющее социальную природу и выражающее социальные отношения, направленные на создание, усвоение, сохранение и распростр предметов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных соц ситуациях. Социологи обычно фиксируют внимание на культуре как ценностно-нормативной системе, направляющей и регулирующей поведение людей.

Вся повседневная жизнь (и деятельность) протекает в опред институализированных рамках и в соответствии с некоторыми нормативами. И те, и др существуют в виде устойчивых, разделяемых людьми представлений, обычаев, нравов, этикета. Представленияслабо расчлененные образования, сочетающие элементы образа, знания, отношения, оценки. Социокультурные образыпродукты опыта людей, вырабатывающиеся в процессе совместной деятельности, относящиеся к способам организации типичн социокультурн ситуаций или решений жизненных проблем. Социально они более обязательны, чем представления, множественны, и каждый имеет возможность выбрать для себя подходящий к своей жизненной проблеме или груп ситуации.

Читать еще:  Ни один ребенок в Москве и области не будет умирать от боли

Ценности складываются в ходе установления межличностных или групповых предпочтений по отношению к опред предметам и социокультурным образцам. Культурные ценности еще более социально обязательны. Они фиксируют индивидуал или групповые предпочтения, эталонные образцы, в соответствии с которыми люди оценивают значим собствен опыта, деятельности и поведения других.

Социокультурные нормы — относительно устойчивые образования, фиксирующие в каждой сфере культуры или значимой ситуации взаимодействия границы допустимого. Они носят обязательный характер. Их нарушение вызывает соц, правовые санкции.

+по соц культуре. Тенбрук: культура должна быть репрезентативной — тогда будет отражать культуру именно всего общество. Тайлоркультура — как совокупность ее элементов — ценностей, норм — этот подход не дает понять ее в целом. Клакхон и Креберкультура — как внутренние действия и их внешние проявления. Психологический подход к культуре, структурный.

8. ДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ: КУЛЬТУРНАЯ ДИФФУЗИЯ, АККУЛЬТУРАЦИЯ, КУЛЬТУРНЫЙ ЛАГ Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. — 3-е изд.- М.: Академич проект, 2001

ДК — описывает изменения или модификацию черт культуры во времени и пространстве. К Д.К. относятся средства, механизмы и процессы, которые описывают трансформацию культуры, ее изменение. Культура зарождается, распространяется, разрушается, сохраняется, с ней происходит множество метаморфоз.

Сорокин 1889-1968 «Социальная и культурная динамика» (труд об истории культуры с древнейш времен и о переходе от 1й культурной системы к др или от одного культурного стиля к другому).

Широкое использование понятия Д.К. приходится на 2ю половину XX, когда в область научного исслед вторгаются проблемы развития, изменения и распростр культурных институтов, культурных конфликтов и инноваций, деградации, застоя и кризиса культуры. Специалисты говорят об интеграционной или дезинтеграцион, восходящей или нисходящей К.Д., об эволюцион или революцион характере ее изм.

Динамические процессы в культуре различают по месту и длительности:крупномасштабными изменениями в культуре — интервалы времени в 100-1000 лет (цивилизац сдвиги), микромасштабными — от25-30 лет (время активной жизни в культуре 1го поколения) до 100 лет), быстропроходящими — от 1 месяца до нескольких лет (сезонные изменения моды, жаргон молодежной культуры) — не способны закрепиться в глубоких пластах культурной жизни.

В качестве основы Д.К. выступают культурные открытия и изобретения. Открытиеполучение новых знаний о мире — открытие новых островов и континентов. Изобретениеновая комбинация известных культурных элементов или комплексов — новый способ изготовления вещей. Изобретения и открытия распростр на др культуры 3я осн способами: посредством

культурных заимствований (целенаправленное подражание), понятие культурных заимствований указывает, что и как именно перенимается: материальные предметы, научные идеи, обычаи и традиции, ценности и нормы жизни. 1 народ заимствует у др не все подряд, а то, что: а) является близким его культуре — что смогут понять, оценить и использ; б) принесет явную или скрытую выгоду, поднимет престиж народа, позволит продвинуться вверх по ступенькам прогресса, даст преимущество перед др народами; в) отвечает внутренним потребн данного этноса — уд фундаментальные потребности, которые не могут уд культурные артефакты и комплексы, имеющиеся в распоряжении. Культурному заимствованию предшествует явление, называемое культурным отбором, или селективностью культуры

культурной диффузии (стихийное распространение) — взаимное проникновение культурных черт и комплексов из 1го общ в др при их соприкосновении. Культурное соприкосновение называется культурным контактом, может не оставить следа в обеих культурах, а может закончиться равным и сильным влиянием друг на друга либо не менее сильным, но односторонним влиянием. Проникновение американской культуры на Европейский континент во второй половине XX оказалось столь мощным, что породило феномен вестернизации. И американская культура, давшая миру огромное число открытий и изобретений, раньше формировалась благодаря целенаправлен заимствованиям, стихийным проникновениям. Каналами диффузии служат миграция, туризм, деятельность миссионеров, торговля, война, науч конференции, торговые выставки и ярмарки, обмен студентами и специалистами. Культурная диффузия может происходить не только между странами и народами, но и между группами и классами. Стратификационная диффузия выражается в 2стороннем процессе: 1 средний и низший классы перенимают у высшего элементы высокой моды, престижного потребления, литературный язык и др.; 2 высший — у нижестоящих страт формы более раскрепощен поведения, упрощенной манеры одеваться

независимых открытий (открытие 1х и тех же культурных черт или образцов в разных культурах как следствие действия 1х и тех же потребностей или объективных условий)

История свидетельствует, что ни одно общ не стоит на месте: прогрессирует, либо регрессирует. Если сумма позитивных последствий крупномасштаб изменений в обществе превышает сумму негативных, говорят о прогрессе. В противном случае — регресс

Глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения чел обществ от состояния дикости к вершинам цивилизации — соц прогресс — глобальный процесс, характеризующий движение общества на всем протяжении истории. Регресс— локальный процесс, охватывающий отдельные общества в короткие промежутки времени. Различают постепенный и скачкообразный виды соц прогресса. 1й называется реформистским, 2й — революционным. Реформачастичное усовершенствование в какой-либо сфере, ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ существующего соц строя. Революциякомплексное изменение всех или большинства сторон обществен жизни, затрагивающее основы строя, носит скачкообразный характер и представляет собой переход общества из 1го качествен состояния в др.

Культурная трансмиссия — процесс, благодаря которому культура передается от предшествующих поколений к последующим через обучение, делает возможным преемственность культуры, непрерывность во времени

Культурная аккумуляция — процесс, конечным завершением которого выступает образование культурного наследия. Общество, поддерживая свою культуру, создало систему культурн учреждений, призванных аккумулировать культурное наследие, сохранять и передавать его след поколениям — музеи, библиотеки

Под культурной интеграциейвзаимосвязь частей или элементов культуры, когда объединяются в некую целостность. Интеграция или единство культуры создается благодаря близости или сходству осн элементов культуры и различию неосновных

Культурная дифференциацияживые носители культуры принадлежат к разным соц группам, занимают неодинаковое общественное положение — имеют неравные соц статусы, создают разные виды культуры. В таком случае отражает социальную, либо половозрастную дифференциацию. Как правило, каждая соц или демографич группа формирует свою субкультуру

Культурная экспансия (от лат распространение) — расширение сферы влияния доминирующей (национальной) культуры за первоначальные пределы или гос границы. Человечество во 2й половине XX явилось свидетелем культурной экспансии США, происходила во многих странах. После 2 мировой коснулась стран Зап Европы, 60-е — Японии, 70-е — стран Латинской Америки, 90-е — России

Вестернизация — часть более общего процесса — модернизации (всемирное распростр ценностей и достижений именно этой формации: рационализм, расчетливость, урбанизация, индустриализация). Модернизация — революционный переход от доиндустриального к индустриальному, или капиталистическому обществу, путем комплексных реформ, растянутых во времени, подразумевает кардинальное изменение соц институтов и образа жизни, охватывающее все сферы общества

Распространение одинаковых культурных образцов по всему миру, открытость границ для культурного влияния и расширяющееся культурное общение — глобализация —описывает ускорение интеграции наций в мировую систему в связи с развитием современ транспортных средств и экономич связей, благодаря воздействию на людей СМИ, способ расширению культурных контактов между народами и миграции

Культурогенез— 1 из видов соц и истор. динамики культуры, заключающийся в порождении новых культурных форм и их интеграции в существующие культурн системы, в формировании новых культурных систем и конфигураций

Читать еще:  «Да воскреснет Бог» – почему мы молимся Кресту Господню

Культурный лагодни части культуры изменяются быстрее, др медленнее (понятие ввел У. Огборн). Ценностный мир человека не успевает приспосабливаться к быстрым изменениям в материальной сфере. Иногда между культурной и соц динамикой происходит разрыв во времени. В обществе уже появились технологические изобретения, а культурной и социальной адаптации к ним населения не произошло

Культурное запаздывание — нематериальная (духовная) культура не успевает приспособиться к опережающему развитию материальной, например, научно-технического прогресса

Энциклопедия социологии: Аккультурацияпроцесс изменения материальной культуры, обычаев и верований, происходящий при непосредственном контакте и взаимовлиянии различных социальных и культурных систем. Термин используется для обозначения как этого процесса, так и его результатов. Линтон (амер. антрополог): 2 типа условий, при которых может происходить: 1 свободное заимствование контактирующими культурами элементов др др, протекающее при отсутствии военно-политич господства 1 группы над другой 2 направляемое культурное изменение, при котором доминирующая в военном или политич отношении группа проводит политику насильственной культурной ассимиляции подчиненной группы

Ассимиляциячлены 1й этнической группы утрачивают свою первоначальную культуру и усваивают культуру др, с которой они находятся в непосред контакте.

Общество как социокультурная система

Культура и общество — категории, наиболее широко используемые в социологии. Их можно отделить друг от друга только аналитически, так как в реальной жизни между ними существует тесная связь. Понятие «культура» имеет отношение к образу жизни членов данного общества — их привычкам и обычаям, способу мышления, а также к материальным благам, которые они производят. Понятие «общество» подразумевает систему взаимоотношений, связывающую индивидов, принадлежащих к общей культуре. Ни одна культура не существует вне общества, но также ни одно общество не может существовать без культуры. Именно культура как способ человеческой деятельности, базирующийся па системе внебиологически выработанных механизмов, создала общество, поскольку через механизмы культуры стимулируется, программируется, координируется и реализуется активность людей в обществе.

Таким образом вполне логично рассматривать общество нс только как социально-экономическую (статично-структурный аспект рассмотрения) либо социально-историческую (динамический аспект, или перспектива действия) систему Третий угол зрения, под которым необходимо анализировать общество, — культурологический: в его рамках общество рассматривается как социокультурная система, состоящая из принятых в нем ценностей, норм и благ.

Понятие культуры можно также определить как набор разнообразных способов жизни людей, присущих им в разные исторические эпохи, в разных обществах и (или) социальных группах и других общностях. В данном случае под способом жизни понимается не только повседневная жизнь, быт людей, по и тип функционирования их социальных организаций, групп и институтов. Так, многие современные народы по-разному трактуют демократию, поскольку данный институт развивается в рамках разных культур. Еще больше различий в понимании демократии можно выявить, если взять для сравнения, например, демократию в Древней Греции и любом современном западном государстве. Только понимание исторического контекста дает социологу возможность анализировать культуру или отдельный се феномен. Разнообразие способов жизни проявляется и внутри одного и того же общества, между его разными социальными группами. Например, образ жизни среднего класса отличен от жизни тех, кто находится за чертой бедности, причем такие различия имеют надличностный характер и историческую продолжительность, передаются от поколения к поколению.

Что же должна изучать социология, рассматривая общество как социально-культурный феномен? На этот вопрос трудно ответить однозначно, поскольку речь идет о способах жизни разных групп, составляющих общество, их ценностях, взглядах, принципах организации труда и быта, всей жизни. Члены любой группы имеют некие общие, сближающие их представления о том, что является для них благом, к чему они стремятся, чего хотят достичь. Ценности — это идеалы и образцы, ориентирующие деятельность социальной общности па определенном историческом этапе ее жизни. Члены каждой социальной группы обычно действуют, следуя принятым в их группе или обществе социальным нормам, т.е. определенным требованиям, выработанным прежними поколениями и предписанным в качестве обязательных, «социально принудительных», внешних по отношению к ним, хотя, как правило, нс закрепленных в законе (например, мода, этикет). Иначе говоря, поскольку все люди живут в рамках определенной культуры, они следуют тому или иному образцу жизнедеятельности, даже не задумываясь, почему они это делают: как правило, способ жизнедеятельности и даже образ мысли усваиваются бессознательно, являются общепринятыми в социальной группе (общности), а их нарушение может повлечь за собой применение к нарушителям санкций (т.с. наказания за отход от принятых правил жизнедеятельности).

Во-первых, люди рассматриваются здесь не как отдельные индивиды, а как члены определенной общности. Это значит, что культура характеризует именно те элементы их способа жизни, которые типичны для них как жителей одного города, страны, представителей определенной группы населения. Часто культура рассматривается как национальная (например, белорусская), но можно говорить и о культуре жителей определенной местности (Полесье), социальной группы (рабочие), возрастной общности (молодежь) и т.п. В этом смысле культура позволяет осуществить идентификацию группы, а через нее — и ее членов. В историческом прошлом, несомненно, культуры разных племен могли сильно различаться, причем как во внешних атрибутах, так и в содержании (язык, обычаи, предрассудки). Можно говорить о культуре и в наднациональном смысле, выделяя, например, европейскую, североамериканскую или азиатскую культуру.

Во-вторых, в приведенном выше определении речь идет о том, что люди делают, т.е. о социальной деятельности или способах действий. Этот аспект называется нормативной культурой. По мнению многих ученых, именно нормативное понимание культуры, т.с. выделение базовых культурных правил всякого общества, является главным. Нормы и ценности действительно позволяют многое узнать об обществе. Так, по строгости норм социального контроля можно судить об уровне толерантности данного общества, его стабильности и гуманности. Сплоченность общества зависит от того, насколько массово разделяются в нем ценности (имеется ли так называемый «ценностный консенсус»). Вес действия в рамках той или иной культуры оцениваются с точки зрения принятых норм и ценностей. Так, действия, которые служат сохранению стабильности и сплоченности общества, объявляются позитивными, поскольку укладываются в некие нормативные границы или повторяют образцы действия. Напротив, действия, не соответствующие принятым нормам, считаются девиантными, ибо они подрывают идею консенсуса, разрушают существующие в обществе запреты. Например, если в обществе существует запрет бить детей, то нарушение этого запрета будет считаться девиацией. Нарушение норм вызывает, как правило, либо моральные, либо юридические санкции (в зависимости от того, какие запреты — моральные или юридические — были нарушены).

В-четвертых, выделяется аспект материальной культуры, в который включается все то, что произведено, сделано человеком. О материальной культуре говорят, что это «вторая природа человека», т.е. та часть окружающей среды, которая создана деятельностью человека, иначе говоря — окультурена человеком. Именно тогда, когда человек выделился из природной среды, сумел активно на нее воздействовать и окультуривать ее, начало складываться и общество.

Современная цивилизация называется техногенной и представляет собой последний период в развитии так называемой западной цивилизации. Техногенная цивилизация оформилась в Европе в XV-XVII вв. и характеризовалась динамизмом, установкой на индивидуализм, утверждением достоинства человеческой личности. Ее главные ценности — научная рациональность, идеалы свободы и равенства, а позднее — прогресс науки и техники, породивший в XX в. научно-техническую революцию и обусловивший возможность быстрого обновления искусственной предметной среды, созданной человеком. К концу XX в. техногенная цивилизация стала доминировать в глобализирующемся мире, а ее культурные ценности (научная рациональность, приоритет разума, научно-техническая революция, инновационность) были признаны универсальными. Кроме западного типа цивилизации выделяют еще восточный тип — более древний, связанный с воспроизводством уже сложившихся форм жизни, малым разнообразием форм человеческой жизнедеятельности, созерцательным отношением к жизни. Этот тип цивилизации был характерен для так называемых традиционных, или аграрных, обществ.

Читать еще:  Онколог Михаил Ласков: Рак проявляется очень и очень по-разному

Та культура в обществе, которую разделяет его большинство или которую поддерживает либо навязывает обществу господствующая социальная группа (властвующая элита, правящий класс), называется доминирующей (господствующей). Она может подавлять другие культуры (особенно если сама стала господствующей посредством насилия и принуждения) либо оставлять им пространство для развития на правах меньшинства. Если культура, поддерживаемая таким меньшинством, находится в оппозиции к господствующей культуре, исповедует совершенно другие ценности и подчиняется другим нормам, то она называется контркультурой. Если же культура меньшинства просто обладает рядом уникальных, оригинальных черт, отличных от доминирующей культуры, но не находится в оппозиции к господствующим базисным ценностям, она становится субкультурой, т.е. своеобразной вариацией вокруг господствующего культурного стержня.

В качестве примера можно привести возрастные молодежные субкультуры, связанные с увлечением определенными музыкальными течениями, спортом, интернетом, веяниями моды (рок- культура, культура панков, спортивных фанатов, блогер-культура и т.п.). Конфликт между поколениями в культурной сфере может выражаться, скажем, в том, что молодежь любит Гарри Поттера, а поколение родителей — Шерлока Холмса или героев Стругацких. Такие конфликты не разрушительны для общества, хотя и могут разъединять поколения «отцов» и «детей», вызывать нонконформизм, сопротивление в отношении культуры другой группы.

Общество как социокультурная система

При социологическом анализе социального взаимодействия как основы общественной жизни обычно обращают внимание на два важнейших аспекта:

1) групповой характер общественной жизни;

2)поведение людей в группах, которое регулируется, направляется и упорядочивается определенной системой ценностей, норм, идей и правил.

Эти два аспекта социальной жизнедеятельности людей теснейшим образом взаимосвязаны, ибо социальное взаимодействие людей регулярно воспроизводит как структуру социальных групп, так и систему ее ценностно-нормативных регуляторов.

Отмеченные два аспекта общественной жизни в социологии принято обозначать двумя популярными понятиями — общество (социальная система) и культура (система культуры).

Отметим наиболее общие моменты, которые отличают общество (социальную систему) от культуры. В свое время, в конце 60-х годов, этот вопрос подробно обсуждался в работах отечественных социологов. Но затем складывающаяся плодотворная тенденция обсуждения методологических вопросов взаимоотношений культуры и общества в работах Э.С. Маркаряна, Э.В. Соколова, О.И. Генисаретского была официально запрещена партийными органами, усмотревшими в этой тенденции «тлетворное влияние буржуазной социологии».

В работах указанных авторов, базирующихся на позитивных разработках западных социологов, различие между культурой и обществом, сводилось к тому, что:

1)социум и культура являются двумя взаимосвязанными подсистемами общественной жизни;

2)особенность социальной системы выражает форму социальных отношений между людьми, которая представлена различными социальными группами и отношениями внутри и между группами.

Под культурой предлагалось понимать содержательные аспекты человеческой деятельности, определяемые ценностями, идеалами, нормами и т. д.

Сходное толкование взаимоотношений понятий «общество» и «культура» имеется и в трудах ведущих западных социологов, которые, начиная с М. Вебера, подчеркивают важную роль ценностных стандартов в понимании общественного развития. Достаточно упомянуть ту роль, которую отводил Э. Дюркгейм «коллективным представлениям», или вспомнить, как М. Вебер объяснял развитие капитализма в Европе влиянием религиозно-этнических норм протестантизма. В современной западной социологии, начиная с 30-х годов, в трудах Т. Парсонса и его школы, а также в работах культур-антропологов А.Л. Кребера, К. Клакхона, Р. Линтона, Дж. Г. Мида и других было дано более строгое теоретическое и эмпирическое обоснование разделения понятий «обществ» и «культура», при этом подчеркивалась решающая роль культуры в плане как методологическом, познавательном, так и содержательном — в качестве решающего фактора эволюции и изменения общества.

Особенность социологического подхода к пониманию культуры заключается в том, что культура рассматривается как механизм регуляции поведения человека, социальных групп, функционирования и развития общества в целом.

При самом общем социологическом подходе к пониманию культуры обычно отмечаются три ее характеристики:

культура представляет собой общеразделяемую систему ценностей, символов и значений;

культура — это то, что постигает человек в процессе своей жизнедеятельности;

3)культура — это все то, что транслируется от поколения к поколению. Таким образом, можно дать следующее определение: культура представляет собой систему социально приобретенных и транслируемых от поколения к поколению значимых символов, идей, ценностей, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность.

Говоря о многообразии культурных форм и ценностей в современном мире, принимающих иногда форму конфликта, следует различать два уровня в системе культурных ценностей:

фундаментальный уровень общеразделяемых ценностей, принимаемых обществом в целом;

уровень локальных ценностей (в западной социологии обозначаемый термином «beliefs», переводимым обычно как верования или идеологии), служащий основой деятельности различных социальных групп и общностей, образующих субкультуры данного общества.

Читайте также

3. ФИЛОСОФИЯ РАДИКАЛИЗМА, ЕЕ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ

3. ФИЛОСОФИЯ РАДИКАЛИЗМА, ЕЕ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ Русское Просвещение не только вызвало к жизни оригинальную концепцию славянофилов о самобытности российского народа и его соборности, но и инициировало философию русского радикализма. Завещанное «слово»

1. Общество как система

1. Общество как система Системный подход к анализу обществаСовременные представления о человеческом обществе во многом основаны на системном подходе к его анализу. Под системой обычно понимают совокупность образующих ее элементов, находящихся в устойчивых связях и

Глава 4. ДНИФ-система нации

Глава 4. ДНИФ-система нации Сущность человека составляет любовь, справедливость и душевность (сорок пятое

Глава IX Общество как система личной зависимости людей

Глава IX Общество как система личной зависимости людей Проблема возникновения древних цивилизаций. – Усложнение общества и аграрная культура. – Земледелие, оседлость и устойчивость социальной организации. – Общество, власть и формирование государства. – Усложнение

Глава X Общество как система вещных зависимостей между людьми

Глава X Общество как система вещных зависимостей между людьми Расширение социального пространства; торговля и производство. – Богатство начинает работать – Технологические схемы отделяются от схем социальных. – Предметный слой социальности. – Личность и

III. Система потребностей и потребления как система производительных сил

III. Система потребностей и потребления как система производительных сил Мы видим, что «теория потребностей» не имеет смысла — в ней может содержаться лишь теория идеологического понятия потребности. Отсюда же следует, что размышление о «генезисе потребностей» столь же

3.3. Общество как система

3.3. Общество как система Не только культура, но и все человеческое общество состоит из элементов. Первый элемент — природная среда, которой люди пользуются для своего существования, это плодородные почвы, реки, деревья, полезные ископаемые и т. д. Вторым элементом,

ГЛАВА 5. СИСТЕМА АРХАНГЕЛА ХАРИТОНА

ГЛАВА 5. СИСТЕМА АРХАНГЕЛА ХАРИТОНА – И в самом деле, вскоре после этого слуха, под руководством опять-таки Великого Архангела Адоссия были проведены открытые для всех практические эксперименты с этим новым и позже очень знаменитым изобретением.Эта новая система была

1. Общество как едино-цельная система определенного множества народа

1. Общество как едино-цельная система определенного множества народа Общество и сообщество. Общество являет собой некое единое целое, состоящее из людей, связанных различной степенью общности, что позволяет назвать их совместностью, а это возможно лишь на достаточно

Глава 5. Система двойных стандартов

Глава 5. Система двойных стандартов Неразрывное единство греха и праведности Всем людям свойственно грешить. Различие между людьми бывает в степени угрызения совести после греха. Витторио Альфьери Известный немецкий философ Гегель в свое время вывел несколько всеобщих

Глава 4 Пранаяма и дыхательная система

Глава 4 Пранаяма и дыхательная система Пока в теле присутствует дыхание, в нем есть жизнь. Когда дыхание покидает тело, его покидает и жизнь. Следовательно, упорядочивайте дыхание. Хатха Йога Прадипика, гл. 2, Шлока 3 1. При нормальном вдохе легкие обычного человека вмещают

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector