0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сообщение воздвижение креста святого на русском. История праздника воздвижение креста господня

Сообщение воздвижение креста святого на русском. История праздника воздвижение креста господня

Итак. 326 год нашей эры. В Риме уже которое поколение правят императоры-христиане, христианская культура становится доминирующей в Европе, и буквально в прошлом году закончился Первый Вселенский Собор (Никейский), на котором были сформированы основные догматы и положения христианства – «Символ веры». Но каждому «символу» нужно какое-то материальное подтверждение, так что императрица Елена – мать будущего великого императора Константина I, снаряжает экспедицию в Палестину. Как раз по местам, упомянутым в Библии.

Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы провести логичную параллель. И задуматься, что древесина, пусть и довольно прочная, 300 лет в земле без повреждений пролежать не может. Точнее, может, но при соблюдении ряда специфических условий, которые императоры и священники тех времён вряд ли знали. Но факт остаётся фактом – кресты были обнаружены. По крайней мере, когда в средние века комиссия иезуитов изучала подлинность исторически-религиозных событий, в делах, предшествующих основанию праздника Воздвижения Креста Господня, никто даже и не сомневался.

Проблема была в малом – понять, какой именно крест «тот самый!». Выяснили это экспериментально – прикосновение к одному из крестов исцелило какую-то даму. Так что в подлинности креста сомнений не было. И что с ним сделали? Разобрали на «запчасти» – щепки и гвозди, и в таком виде перевезли в Константинополь, где разместили в огромном и величественном храме Воскресения Христова. Впрочем, ненадолго.

Дальнейшая история Креста Господня

В самом начале VII века Константинополь осадила армия персидского царя Хосрова II. Зороастрийца, поэтому не испытывающего к авраамическим реликвиям решительно никакого пиетета. Но понимающего их значение для всего населения христианской Европы. И решившего, что лучший способ дополнительно унизить византийцев и примкнувших к ним – лишить их парочки священных реликвий.

14 лет остатки Креста Господня хранились где-то в Персии. И только успешная военная компания императора Ираклия I позволила вернуть его обратно в Константинополь. Это событие, кстати, тоже выпало на 27 сентября, поэтому вместе с Воздвижением Креста Господня празднуют ещё и «обретение» или «возвращение» его.

Мы также полагаем, что вам было бы интересно узнать более подробно о мельком упомянутом выше храме Гроба Господня. Это крайне интересное с культурной, исторической, религиозной и даже мистической точек зрения место.

Смысл праздника.

В некоторых местах трудолюбивые жители Израиля уже самостоятельно успели основать церкви – всё же Библию читали не только императоры и первосвященники, но некоторые крайне важные с исторической и религиозной точки зрения места были незаслуженно забытыми. В общей сложности Елена, которую после смерти назвали «равноапостольной», отыскала и обновила что-то около 8- подобных мест. И особое место среди них заняла небольшая пещера на склонах Голгофы. Пещера Гроба Господня. Возле нее, по счастливой «случайности», было обнаружено 3 креста.

Воздвижение считается одним из самых важных православных праздников и ежегодно отмечается 27 сентября. Его история достигает IV века, когда в Палестине был обнаружен Крест Господний. Он входит в число двунадесятых праздников. В народе этот день еще называют Третьими Осенинами, имеющими свои традиции и приметы.

Главным символом этого дня является крест, на котором был распят Иисус Христос. Однажды императрица Елена отправилась на поиски места захоронения Спасителя, но перед ней оказалось три креста. Изначально никто не мог указать точно, на котором из них был распят Божий Сын, но подсказка пришла сама по себе. Одна из женщин, помогавших раскапывать место захоронения, внезапно исцелилась от тяжелой болезни после того, как прикоснулась к одному из крестов. Легенда также рассказывает о том, что однажды крест воскресил мертвого человека.

Каждое из этих событий теперь тщательно запечатлено в истории христианства, поэтому примерно в 335 году церковь решила отмечать это событие праздником Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Императрица Елена, которой удалось обнаружить крест, основала храм в честь Креста Господня, и позже была причислена к лику святых.

В современном мире хранится много фрагментов священного Креста. Конечно, большинство из них ненастоящие. В Иерусалиме находится самый крупный фрагмент. Ранее несколько частей хранилось в России, но сейчас их не сохранилось.

Как праздновать.

В день праздника принято устраивать званые обеды для всей семьи и родственников, на которых обязательно присутствуют пироги с капустой. Традиция пошла с древних времен, когда наши предки собирали новый урожай.

Стоит окропить дом святой водой, чтобы очистить его от любого зла и отвадить людей с дурными помыслами.

Наши предки верили, что в этот день можно загадать желание, которое обязательно сбудется. Загадывают его на пролетающую мимо стаю перелетных птиц.

В прежние времена в день Воздвижения рисовали мелом кресты на входных дверях и с обратной стороны, чтобы обезопасить себя и животных от нечистого духа и болезней. На сараях, где жил домашний скот, делали то же самое. К тому же использовали обереги, защищающие от зла.

Можно выполнять необходимые домашние дела: стирку, готовку, уборку, мытье посуды и купание. Церковь не запрещает таких мероприятий, если они действительно необходимы. Например, в доме есть больные родственники, требующие ухода, или маленькие дети.

В день праздника принято приносить из церкви три свечи, обходить углы дома, соединив свечи вместе, и читать защитную молитву.

На Воздвижение святая вода обладает сильными свойствами исцеления. Ею можно умыться и напоить тяжелобольных людей, чтобы те пошли на православных Воздвижение считается днем борьбы добра со злом, света с тьмой. В этой борьбе в итоге побеждает Божий крест.

Независимо от дня недели, церковь призывает в этот день придерживаться строгого поста. Совсем неслучайно Воздвижение еще в народе называют капустницей. Именно этот продукт чаще всего готовят на праздник. Хозяйки умудряются в постный день приготовить массу вкусных блюд, содержащих капусту, таких как: борщ, щи, пироги, вареники, пирожки, всевозможные салаты и т. п.

В некоторых регионах Воздвижение называют Ставров день. Такое название происходит от древнегреческого слова «ставрос», что означает крест.

В этот день нельзя начинать новых дел, которые могут оказаться проигрышными или их невозможно будет завершить по разным причинам.

Запрещено употреблять в пищу продукты животного происхождения.

По заветам предков, в этот день в лес не было хода — звери готовились к зимней спячке, и их нельзя было тревожить.

Нельзя браниться, потакать негативным эмоциям и вступать в конфликты.

Отказаться стоит от рукоделия и работы с землей.

Читать еще:  Как сказать «нельзя» и избежать истерики? + другие вопросы

Еременко А.Г.
кандидат культурологии, доцент,
заведующий отделом истории, этнографии и природы КГИАМЗ им. Е.Д. Фелицына

История праздника

Воздвижение Креста Господня связано с легендой об обретении Креста, на котором был казнен Иисус. По иудейским правилам, орудие казни оставляли в гробнице. Однако, согласно преданию, апостолы положили крест своего Учителя рядом с двумя крестами, на которых распяли разбойников, неподалеку от места погребения Христа. Для поиска главной святыни христианства римский император Константин Великий (272–337) организовал археологическую экспедицию. Раскопки возглавила его мать, царица Елена. Дата обретения Честного Креста точно не известна, чаще ее относят к 326 году.

Обретенную реликвию разделили на две части. Одну оставили в Иерусалиме, другую отправили в Константинополь. История иерусалимского фрагмента обрывается в 1187 году, когда крестоносцы взяли его с собой на битву с армией Саладина. Судьба константинопольской части тоже остается под вопросом. По одной из версий, ее во время разграбления византийской столицы в 1204 году выкрали венецианцы и затем перепродали. По другой — святыня хранилась в Константинополе до прихода турок в 1453 году. По третьей версии — Крест постоянно дробился, поэтому его частицы можно встретить в самых разных уголках Европы.

В России считается, что частицы Креста Господня хранятся в том числе в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Иванове. А в 2006 году частицу Креста даже отправили на околоземную орбиту.

Описание событий Воздвижения Креста Господня, которое произошло в IV веке, мы находим у некоторых христианских историков, например, Евсевия и Феодорита.

В 326 году император Константин Великий решил во что бы то ни стало найти утраченную святыню — Крест Господень. Вместе со своей матерью, царицей Еленой, он отправился в поход на Святую Землю.

Раскопки было решено проводить рядом с Голгофой, так как у иудеев был обычай закапывать орудия казни рядом с местом ее совершения. И, действительно, в земле нашли три креста, гвозди и доску, что была прибита надо головой распятого Спасителя. Как говорит Предание, к одному из крестов прикоснулся болящий человек и исцелился. Так император Константин и царица Елена узнали, какой из крестов — тот самый. Они поклонились святыне, а затем патриарх Иерусалимский Макарий стал показывать ее народу. Для этого он встал на возвышение и поднимал («воздвигал») Крест. Люди поклонялись Кресту и молились: «Господи, помилуй!».

В VII веке с воспоминанием обретения Креста Господня было соединено другое воспоминание — о возвращении Древа Животворящего Креста Господня из Персидского плена.

В 614 году Персидский царь завоевал Иерусалим и разграбил его. Среди прочих сокровищ он забрал в Персию Древо Животворящего Креста Господня. Святыня пребывала у иноземцев четырнадцать лет. Лишь в 628 году император Ираклий одержал победу над персами, заключил с ними мир и вернул Крест в Иерусалим.

Как складывалась дальнейшая судьба святыни, историки точно не знают. Кто-то говорит, что Крест находился в Иерусалиме до 1245 года. Кто-то, что его разделили на части и разнесли по всему миру.

Сейчас часть Креста Господня покоится в ковчеге в алтаре греческого храма Воскресения в Иерусалиме.

Иконы Крестовоздвижения

Икона Воздвижения Креста – иллюстрация великого исторического события, в честь которого установлен и праздник Крестовоздвижения. После земной жизни Христа и Его Крестной смерти само орудие Его казни – но и оружие человеческого избавления от грехов, Святой Господень Крест был утерян.

Этот образ был очень распространен в русских церквях в XV веке.

На иконе изображено множество людей на фоне храма. В центре – Патриарх в черно-белых одеждах с Крестом, который он держит над головой поднятым. По правую руку от него стоят святые равноапостольные Константин и Елена. Остальные люди – это молящиеся Богу православные христиане.

Церковное предание гласит, что икона праздника Воздвижения Животворящего Креста была написана византийскими иконописцами еще в IV веке, когда произошло одно из величайших чудес в истории: император Византии Константин узнал о христианстве и, в отличие от своих царственных предшественников, не стал воздвигать гонения на учеников Христа, а в сердце своем обратился к Господу Иисусу. И перед одной из страшных битв после сокровенной молитвы император увидел сияющий Крест на небе над полем битвы и услышал Божий глас: «Сим победиши!» – то есть «победишь с помощью этого знамения». Так Крест стал военным знаменем целой Империи, и под знаком Креста долгие века процветала Византия. Константин же был назван Великим и после смерти канонизирован как святой равноапостольный царь – за свои дела и за свою веру.

Святая Церковь в этот день напоминает верующим не только об обретении Креста святой царицей Еленой в Иерусалиме, но и о возвращении Животворящего Креста из плена в VII веке императором Ираклием: святыня была захвачена персами, а потом возвращена христианами.

В этот день вспоминаемся также Крестная смерть Господа и в знак почитания страданий Христа верующие люди держат строгий пост (без пищи животного происхождения: мяса, молока, яиц, рыбы). Если вы хотите почтить этот святой день, но никогда не постились, стоит воздержаться хотя бы от мяса и вкусных лакомств, сладостей, деликатесов.

За богослужением в этот день выносится на середину храма большой Крест, к котором прикладываются верующие.

Иерей Максим Горожанкин рассказывает о празднике Воздвижения Креста Господня. О его истории, значении, о том, как надлежит этот день проводить православным христианам. О правилах поста в этот день и о том, как важно для верующего носить нательный крестик.

Только спустя 300 лет промыслом божиим были вновь обретены верующими и открыты для поклонения две великие христианские святыни- Животворящий крест и Гроб Господень. Это произошло во времена правления равноапостольного императора Константина, великого первого римского императора, прекратившего гонения на христиан.

Ежегодно 27 сентября Православная Церковь отмечает великий двунадесятый праздник —
«Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня». В 2021 году 27 сентября приходится на понедельник.

-Отец Максим, каково значение этого христианского праздника?

-Значение праздника Воздвижения Креста Господня весьма велико в православной традиции. И надо
сказать, что, собственно, Крест Христов всегда являлся одной из главнейших святынь православной церкви. Потому что на кресте на горе Голгофа совершилось спасение рода человеческого. Крест стал как бы тем мостиком, который соединяет теперь нас с Богом. На кресте был распят сам Христос. Сам Бог настолько возлюбил нас, что принял смерть, чтобы мы могли жить вечно. И вот орудием казни Господа нашего Иисуса Христа явился крест. И крест всегда почитался христианами даже еще до обретения.

История потери и возвращения Крестя Господня

Мы в катакомбах римских можем видеть начертания Креста Христова. Римская империя была очень долгое время языческой, и многие императоры по-разному относились к христианству. И так получалось, что самые деятельные императоры римской империи воздвигали самые большие гонения на христиан. И вот один из императоров, Адриан, он делает на месте Голгофы городскую свалку. Крест Христов закапывается и бывает потерян.

Император Адриан — фото из Википедии

И вот когда в четвертом веке император Константин становятся единым державным правителем в империи, его мать Елена изъявляет желание отыскать великую христианскую святыню — Крест Христов. Она направляется в Иерусалим, который из себя представлял уже жалкое зрелище. Город был полностью разрушен дважды после распятия Христа, и он из себя действительно представлял небольшие поселения, а в основном это и были городские свалки.

Читать еще:  Протоиерей Александр Борисов: Я просил солдат не поднимать оружия

Елена находит человека, который помнил по рассказам своих предков где была та свалка, куда бросили три креста- крест Христов и два креста разбойников, распятых со Христом. Они находят то место, раскапывают эту свалку, и действительно находят три креста и дощечку на которой написано: «Иисус Назорей, Царь иудейский». Невозможно было определить- какой из трёх крестов тот самый, на котором был распят Господь наш Иисус Христос. И вот Епископ иерусалимский Макарий предлагает помолиться Богу, чтобы Господь сам указал где его крест.

И вот когда начали совершать молитвы, то мимо проносили умершего человека. Шла похоронная процессия. И Святейший Патриарх архиепископ Макарий с верой в Бога предложил покойного приложить к каждому из крестов, веря что Господь вот таким великим величайшим чудом поможет узнать, где его крест. И действительно, когда приложили к тому кресту который был Крест Христов — мертвец воскрес. И патриарх Макарий торжественно совершил поднятие Креста Христова, для того чтобы его видел весь народ, который собрался. И вот это- первое основание для праздника Воздвижения честного Креста Господня.

Эпизод Обретения Креста изобразил на своей картине Аньоло Гадди (Agnolo Gaddi)

В этот день вспоминается еще одно событие, связанное с Крестом господним. Да, действительно, праздник Воздвижения- он как бы двусоставный. И второе благочестивое воспоминание, которое мы имеем- это то, когда Крест Христов был захвачен персами. Персы ворвались 6 веке в Иерусалим и разграбили его. Самая главная Святыня христианская была пленена вместе с иерусалимским патриархом Захарией. И крест и патриарх были уведены в плен. В начале седьмого века император Ираклий по договоренности с персами освобождает Честной Крест, освобождает патриарха Захарию. Его плен длился 12 лет.

Патриарх Захария приносит Честной Крест, император Ираклий берет его на свои плечи, несет его, и не может войти в храм. Какая-то сила его останавливает. Он недоумевает, а патриарх и говорит: «Господь вошел в Иерусалим на осле в униженном виде. Видимо в этом есть и для тебя какой-то знак.» И действительно, когда император снимает с себя императорские регалии, облачается в простую одежду, он берет крест и вносит его в храм господень. Вот это также празднуется в день Воздвижения Креста Христова. Потому что действительно это величайшее событие, когда такая великая святыня могла быть утеряна навсегда, потому что персы были язычниками. Но Господь сохранил Крест Христов и он был возвращен.

И по сей день мы можем (кто имеет возможность) прикладываться на святой земле, да и в любом православном храме, где есть изображение Христова распятия. Мы благоговейно можем подходить и
прикладываться, потому что верим что Господь каждому кресту даруют великую благодать. Здесь главное- Вера. Приходить, прикладываться и получать освящение.

Богослужение на праздник Воздвижения

-Как церковь отмечает это важное историческое событие?

— Богослужение праздника Воздвижения весьма торжественно. В контексте богослужения исполняются песнопения, стихиры, посвященное Честному Кресту. И вот об этом надо сказать немножко отдельно. Очень у многих, особенно у сектантов,вызывает недоумение: почему мы поклоняемся Кресту и почему молитвенно обращаемся, чтобы он нам помог, неодушевленный предмет? Вот на это всегда стоит ответить, что когда мы поклоняемся кресту, мы поклоняемся тому распятию, на котором Христос. Это очень четко церковь всегда знала и помнила: на распятии всегда Христос. Мы поклоняемся вот такому кресту, на котором распят Господь наш Иисус Христос. Не просто две деревянные перекладины. Всегда, когда мы целуем распятие, когда молимся — мы молимся тому, кто на нем распят. И это естественно возводит нас к самому Господу. Мы Господу молимся, чтобы Господь, который взошёл на Голгофу… чтобы он и наши грехи помог нам исправить… чтобы мы отошли очищенными из Храма Божия в этот праздник.

А богослужение праздника очень торжественно. На утрене выносится Честной Крест и предстоятель,
либо архиерей, либо настоятель храма (особенно это часто совершаются в кафедральных соборах), стоя на кафедре поднимает его. И при пении многократном «господи помилуй» осеняет им народ.
При этом на распятие разливается вода с маслом благовонным, и его украшают цветами, которые впоследствии раздаются верующим в память о таком событии.

О ношении нательного крестика

И мы должны помнить, что Воздвижение Честнаго Креста- это один из 12 главных праздников, на котором
обязательно необходимо быть. Особенно потому что мы себя считаем христианами. Крест- это и наш символ, потому что каждый христианин всегда носит крестик. И вот об этом также нужно сказать. Очень многие
люди преуменьшают назначение ношения нательного крестика, а оно весьма велико. Нательный крестик нельзя с себя снимать, его нужно носить всегда, постоянно. И когда купаемся, и когда спим.

А у нас зачастую вот так бывает: когда купаемся- снимаем, когда спим- снимаем, забывая о том, что он — наша главная защита. И на руси не случайно говорили: «не мы крест носим, а он нас». И это действительно так, это правда. Это самая наша ближайшая защита. И к кресту своему нательному необходимо прикладываться перед сном- целовать его и осенять себя крестным знамением. Необходимо и ложась на постель, готовясь уснуть и когда проснулись- первое наше действие- осенить себя крестным знамением.
Потому что это действительно то, что может нас защитить от каких-то грехов, в первую очередь от грехов. Мы распятием прогоняем бесов, которые искушают нас. И вот праздник Воздвижения, он для нас этим важен. Каждый кто носит крестик, обязан прийти в этот день в храм, чтобы перед Богом засвидетельствовать свою Веру. Поблагодарить Бога — спасителя, создателя нашего, за то что Господь на кресте взял на себя все наши грехи. Нам остается только покаяться и Господь простит. И мы увидим, какая это радость- быть православными.

Отдание праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня

-Чуть позже, 4 октября, отмечают отдание праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня.

-В православной церкви существует целый ряд праздников, которые именуются двунадесятыми. Это самые значимые наши православные праздники, все они имеют дни отдания. То есть мы празднуем не один день, скажем Воздвижение, а несколько. И вот несколько дней мы празднуем после самого праздника, а потом совершается как в случае с праздником Воздвижение, занесение Честного Креста в алтарь. Если другой
праздник — или господский или богородичный- то в алтарь заносится икона, которая во все эти от праздника до отдания пребывает в центре храма. То есть церковь таким образом обозначает свои самые главные праздники, самые главные события священной истории. Чтобы православные могли назидаться в течение какого-то периода не один день. И вот Распятие Христово будет несколько дней лежать центре храма, чтобы каждый мог подойти, приложиться помолиться, подумать о том, какие грехи есть, в чем покаяться.

Читать еще:  Год обезьяны. Люди рожденные в год Обезьяны: гороскоп, характеристика, совместимость Год обезьяны 1932

Пост во время Воздвижения

Необходимо нам помнить, что день Воздвижения Честного Креста- это еще и день постный. В этот день скоромная пища не вкушается. То есть молоко, яйца, сыр, мясо не вкушаются. Об этом надо сказать обязательно, потому что очень многие наши братья и сестры к сожалению не соблюдают православный пост.
и однодневные и многодневные посты остаются в пренебрежении. А это очень важная сторона христианской жизни.

Недавно мы праздновали память преподобного Макария Оптинского, и вот у него в творениях, его письмах есть одно письмо. Когда у него духовная дочь спрашивает: «как мне поступать, если я прихожу в гости к своим родственникам, а там скоромный стол в то время когда день постный?» Он пишет так: «не смущайся просить у своих родственников себе постной пищи, потому что этим ты их побудишь к раскаянию, и может быть кто-то захочет поститься вместе с тобой. А если и ты не будешь поститься, то кого то может быть и соблазнишь». И заканчивает свое письмо такими словами: «разве ты не знаешь что бывает, когда человек оставляет пост?»— такой вопрос нам задает и оставляет его
без ответа.

А мы знаем что бывает: скорби, когда человек не способен на подвиг, на малый подвиг поста, вот тогда его
начинают обуревать скорби. Когда мы богу ничего не жертвуем, а только просим, нарушается духовный баланс в нашей жизни. И необходимо свои традиции четко знать, ценить и соблюдать. В день Воздвижения Честного Креста будем поститься, помня о том, какую великую жертву принёс Господь наш Иисус Христос
ради нашего спасения.

Видео: о празднике Воздвижения с иереем Максимом Горожанкиным

Воздвижение Креста Господня: исторический смысл православного праздника

Александр Рудаков, руководитель Экспертного центра ВРНС

27 сентября Русская церковь отмечает необычный праздник — Воздвижение Честного Креста Господня. В отличие от других великих двунадесятых праздников, посвященных жизни Иисуса Христа и Божией Матери, он связан с эпизодом, почти на три века отстоящим от событий евангельской истории.

Согласно церковному преданию, мать императора Константина, святая Елена, в 326 году организовала археологическую экспедицию, чтобы найти Крест, на котором был распят Христос.

Задолго до этого, при императоре Адриане (II век) римские власти засыпали Голгофу землей и соорудили на ее месте капище Венеры, осквернив святое для христиан место. Елена считала, что Крест должен быть где-то рядом, и приказала начать раскопки, в ходе которых были найдены три креста.

Возле одного из них стали происходить чудесные события, в которых верующие увидели знак свыше, указующий на тот Крест, который они искали. Тогда Святитель Макарий Иерусалимский по просьбе верующих высоко поднял, «воздвиг» обретенный Крест для поклонения.

Впоследствии на этом месте был построен храм Воскресения Христова, включавший в себя Гроб Господень и Голгофу. Храм был освящен 13 (26) сентября 335 года. На следующий день, 14 (27) сентября установлено было праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста.

Для того, чтобы понять значение Воздвижения в контексте христианской философии истории, нужно вспомнить о событиях, которые предшествовали этому торжеству.

К началу четвертого века христиане составляли значительную часть населения Римской империи, в которой царил межрелигиозный мир. Однако император Диоклетиан и его соправитель Галерий, находившийся под влиянием архаичных культов, сочли христиан нелояльной религиозной группой и приняли решение уничтожить Церковь. В результате 24 февраля 303 года был издан первый эдикт против христиан, за ним последовали еще три.

Началу гонений предшествовало событие, напоминающее учиненный гитлеровцами поджог Рейхстага в 1934 году: в феврале 303 года запылал императорский дворец, преступниками же были объявлены христиане.

«Великое гонение» имело все признаки геноцида, отличаясь планомерностью и целенаправленностью, заставляющей вспомнить действия нацистов во время Холокоста.

Император Галерий приказал сжигать живьем всех, кто сохранит верность Христу. Чтобы выявить христиан, власти провели новую перепись населения, приставив стражников к городским воротам и баням.

Организаторы гонений на местах придумывали все новые и новые виды зверских казней, подобно тому, как это делают сегодня боевики группировки ИГИЛ (запрещена в РФ). «Если бы у меня была сотня уст и железный язык, то и тогда я не мог бы сосчитать все роды зол и наказаний, которые устраивались для христиан»,- писал об этих событиях церковный историк Лактанций.

Жестокость властей против открытого и миролюбивого религиозного сообщества возмутила многих. Изначально сочувствовавший христианам Флавий Валерий Константин, сын соправителя Констанция Хлора, уже в 306 году установил контроль над Британией (тогда — римской провинцией), где сразу прекратил гонения и вернул христианам отнятые храмы и священные книги.

Собрав вокруг себя наиболее боеспособные легионы, он предпринял в 312 году наступление на Рим. Походу сопутствовала серия мистических событий в жизни Константина, который перед решающим сражением приказал воинам начертить на щитах христианский символ — лабарум. Войдя в город, он демонстративно отказался приносить жертвы Юпитеру. А Диоклетиан, живший в это время в Италии, после победы Константина покончил с собой.

Вскоре Константин вместе с другим императором — Лицинем принял Миланский эдикт (312 г.), который провозгласил веротерпимость в Римской империи.

Однако затем и Лициний попал под влияние христианофобов, решив, что если Константин открыто поддерживает христианство, то ему нужно опираться на языческие культы. Меры, предпринятые Лицинием, назвали бы сегодня «дискриминацией» — он запрещал христианам созывать соборы, заниматься благотворительностью, наконец, потребовал раздельного посещения храмов мужчинами и женщинами, что фактически означало их закрытие. В 324 году Лициний решил выступить против Константина и проиграл, после чего вся римская держава перешла под власть императора-христианина. После этого, собственно, и начались раскопки в Иерусалиме, в ходе которых и было найдено Честное древо Креста Господня.

Воспоминания о трагических событиях начала четвертого века приобретают особую актуальность и в наши дни, когда по всему миру идут процессы дехристианизации.

Сегодня христианские общины вновь становятся объектом преследований как на Ближнем Востоке, так и на Западе. В этой ситуации история, закончившаяся Воздвижением Креста, становится грозным напоминаем для всех, кто уже в наше время хочет примерить на себя тогу Диоклетиана.

Поставив своей целью уничтожение христианства, власти Римской империи столкнулись с неожиданным ответом на брошенный вызов. В христианском сознании актуализировались «спящие» ветхозаветные архетипы, мобилизующие людей на организацию военно-политического отпора, носителями которых стали Константин и его соратники.

Упразднив жестокие и деспотические порядки, Константин и его последователи заложили фундамент новой цивилизации, создав на основе римской инфраструктуры византийскую государственность.

Основанный Константином Великим «Новый Рим» — Константинополь стал центром нового общества, распространявшего по всему миру новую этику, восходящую к библейским заповедям. Это общество вошло в историю, как намного более гуманное и культурно развитое, чем окружавшие его деспотии «темных и «средних» веков.

Православная церковь, в отличие от остальных христианских конфессий, и по сей день хранит благодарную память о Константине Великом, почитая его как «святого равноапостольного царя».

К христианской жертвенности, которая отличала первохристиан Древнего Рима и святых Византии, Русь добавила дар сопротивляться злу, о котором не раз говорил, в частности, выдающийся русский философ Иван Ильин.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector