5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Владимир Соловьев – потомок Сковороды, великий философ и скиталец

Владимир Соловьев – потомок Сковороды, великий философ и скиталец

165 лет назад, 28 января 1853-го, родился Владимир Сергеевич Соловьев. Кто-то считает его еретиком и ренегатом, кто-то называет ретроградом и мракобесом, а кто-то великим философом и поэтом. Всю жизнь Владимир Соловьев посвятил поиску истины, критиковал политическую и духовную жизнь России.

«Благонамеренный
И грустный анекдот
Какие мерины
Пасут теперь народ», — его эпиграмма 1885 года

Владимир Соловьев повлиял на Бердяева, Блока, философа и богослова Сергея Булгакова, говорившего: «Путь героизма ведет Россию к кровавой трагедии».

Творчество Соловьева всегда было на полулегальном положении. Несмотря на короткую жизнь — всего 47 лет — он оставил богатое творческое наследие, которое по-прежнему вызывает споры. Его духовность удивительным образом совмещалась с веселым нравом, постоянной шутливостью, любовью к своим и чужим анекдотам, проявляясь и в шуточных произведениях. Он не любил и не знал изобразительных искусств, музыки и театра, зато страстно обожал стихи и шахматы.

Украинские корни Владимира Соловьева

По линии матери Поликсены Владимировны, украинской дворянки Романовой, философ Владимир Соловьев был внуком казацкого сотника Василя Сковороды, родного брата философа и мыслителя Григория Сковороды.

Владимир Соловьев гордился своим пращуром, считал, что именно от него унаследовал свою духовность. Как и он, Владимир Сергеевич не завел ни семьи, ни дома. Жил большей частью в имениях друзей или за границей, не изменяя своим бродячим привычкам. А объездил он много стран.

Григорий Сковорода глазами заслуженного художника Украины Генри Ягодкина

Род Соловьевых из крестьянского сословия за 5−6 колен перешел в духовное. Отец Владимира — Сергей Михайлович не продолжил линию отцов, занявшись наукой. Собственным трудом он завоевал место в обществе, но остался чужим и дворянам, и профессуре. Прогрессивный и либеральный, он отличался строгостью нрава и необычайной систематичностью в работе, благодаря чему почти каждый год издавал по тому своей «Истории России с древнейших времен», и за 28 лет он издал их 29. Его учеником был Ключевский.

Отец семейства, Сергей Соловьев, стал не священником, как 6 колен его предков, а ученым

Владимир Соловьев — мысли и гении

Соловьев основал христианскую философию. Не принимал разделения христианства на католичество и православие. Выступал против и «крепостников», и «народопоклонников». А в «Краткой повести об Антихристе» обстоятельно, языком газетного репортажа изложил о завоевании Европы желтой расой.

Его лекции по философии религии имели невероятную популярность. По свидетельству Достоевского, с которым Соловьев был дружен, они посещались «чуть ли не тысячною толпою». Именно Соловьев вдохновил Достоевского на создание образа Алеши Карамазова, когда они ездили в Оптину пустынь. «На Соловьева» приходил и Лев Толстой.

Владимир Соловьев. Портрет 1891 года работы Ильи Репина

Владимир Соловьев: «Главное дело веры относительно Бога есть молитва, относительно ближнего — милостыня, относительно собственной своей природы — воздержание, или пост»

Карьера

Окончив гимназию с золотой медалью, Владимир Соловьев поступил в МГУ. Физмат он сменил на отделение естествознания. И когда на третий курс перешел вольнослушателем на историко-филологический, сожалел, что «зря изрезал огромное количество ни в чем не повинных пиявок».

Защитив диссертацию, Владимир Соловьев стал штатным доцентом философии родной «альма-матер». Параллельно читал лекции на высших женских курсах, и влюбился в красавицу-курсистку Лизу Поливанову.

Утешила молодого философа и поэта командировка в Лондон, где ему надлежало изучать в Британском музее восточную, гностическую и средневековую философию. Там изучал он и Каббалу.

Человеком Владимир Соловьев был религиозным, но увлекся и спиритизмом, к счастью, быстро разобравшись, что англичане либо шарлатаны, либо слепые фанатики.

Владимир Соловьев. Портрет работы украинского художника Николая Ярошенко

Владимир Соловьев и любовь всей его жизни — Степная Мадонна

Серьезные чувства Владимир питал к внебрачной дочери Софьи Бахметьевой от князя Вяземского. Малышку тоже назвали Софьей. Она превратилась в светскую львицу и владелицу литературного салона. Софья Хитрово, окруженная поклонниками, среди которых был и Фет, за монгольские черты получила прозвище Туранская Ева и Степная Мадонна.

Софья Хитрово — степная мадонна Соловьева

Любовь их длилась более 10 лет, и даже когда умер муж, она готовилась стать бабушкой, — и Владимир Соловьев получил отказ. Они остались друзьями, и он часто гостил в ее имении.

Ядовитый «Букет Соловьева»

Считая скипидар панацеей и «очистительным от бесов терпентином», Владимир обрызгивал им постель, одежду, бороду, волосы, пол и стены, а когда собирался в гости, смачивал руки скипидаром пополам с одеколоном, шутя называя смесь «букетом Соловьева». Исследователи считали, что он постепенно травил философа.

Не укрепляли здоровье его невнимание к бытовым условиям жизни, бесконечные строгие посты при изнурительной работе. И летом 1900 года Владимир Сергеевич Соловьев скончался, находясь в гостях у Трубецких. Заглянем же на досуге в творения этого великого мыслителя, повлиявшего на взгляды самых известных философов и писателей.

Философ Соловьев о Святой Руси

«Обыкновенно народ, желая похвалить свою национальность, в самой этой похвале выражает свой национальный идеал, то, что для него лучше всего, чего он более всего желает. Так француз говорит о прекрасной Франции и о французской славе (la belle France, la gloire du nom français); англичанин с любовью говорит: старая Англия (old England); немец поднимается выше и, придавая этический характер своему национальному идеалу, с гордостью говорит: die deutsche Treue [немецкая верность].

Что же в подобных случаях говорит русский народ, чем он хвалит Россию? Называет ли он ее прекрасной или старой, говорит ли о русской славе или о русской честности и верности? Вы знаете, что ничего такого он не говорит, и, желая выразить свои лучшие чувства к родине, говорит только о «святой Руси». Вот идеал: и не либеральный, не политический, не эстетический, даже не формально-эстетический, а идеал нравственно-религиозный». (В.С. Соловьев. «Любовь к народу и русский народный идеал», 1884).

Творчество Владимира Соловьёва (1853-1900) многогранно, однако именно философия выступает краеугольным камнем его мировоззрения. У него есть работы по богословию, истории церкви; ему не был чужд талант литератора; он писал много статей и памфлетов на злобу дня. Сын известного русского историка Сергея Соловьёва, он с раннего возраста был погружен в интеллектуальную атмосферу того времени. И уже к 17-летию обнаружил в себе несомненный философский талант. Соловьёва считают первым систематиком в русской философии. Его можно идентифицировать как славянофила, ибо он довел до логического завершения те идеи, которые были высказаны Киреевским и Хомяковым. Соловьёва уже при жизни называли «Русским Платоном», «Пушкиным русской философии» и другими лестными эпитетами.

Читать еще:  Сергей Готье, трансплантолог: бросивший вызов смерти

Основные философские труды Владимира Соловьёва

«Кризис западной философии (против позитивистов)» 1874; «Философские начала цельного знания» (1877); «Критика отвлечённых начал» (1877-1880); «Чтения о Богочеловечестве» (1977-1881); «Три речи в память Достоевского» (1881-1883); «Религиозные основы жизни» (1884); «Великий спор и христианская политика» (1883); «Россия и Вселенская церковь» (1889); «Смысл любви» (1894); «Оправдание добра» (1895); «Первое начало теоретической философии» (1899); «Три разговора» (1900).

Главное в философии Владимира Соловьёва

Уже в своей магистерской диссертации «Кризис западной философии (против позитивистов)», защищённой в 1874 году, Владимир Соловьёв заявил о своей философской позиции. Главное в ней — идея Всеединства, конкретизирующий высказанную ещё ранними славянофилами мысль о том, что действительность есть «живое целое», которое может быть познано только целостным духом.
По утверждению Соловьёва, философская жизнь Запада, доведя до крайности рациональное познание, сама убедилась в односторонности и недостаточности разума для познания жизни. С другой стороны, те же самые истины, которые на Западе сформулированы рациональной наукой и философией, на Востоке разрабатывало, в форме веры и мистического созерцания, Православие. Поэтому Соловьёв выступил с программой универсального синтеза науки, философии и религии. Этот синтез, по его убеждению, обеспечит «цельное знание» жизни. Предметом «цельного знания» выступает «Истинно-Сущее», «Абсолют». Сущностью Абсолюта является Всеединство.

Учение Владимира Соловьёва о Всеединстве

Понятие Всеединства является центральным в учении Владимира Соловьёва, и это обстоятельство является поводом для того, чтобы его философию называли «философией Всеединства». Отвлечённое знание — эмпиризм, реализм, позитивизм — не может привести к истинному познанию. Истина, по убеждению Соловьёва, это то, что Есть. Но есть Всё. И если истина есть Всё, то любой частный предмет, любой фрагмент, в своей отдельности не может претендовать на истину, ибо он не может существовать отдельно от остальных вещей и явлений. Всё есть истина только в своём единстве или как Единое. Полное определение истины, по Соловьёву, таково: «Это сущее, единое, всё». В отличие от понятия «всеединства», встречающегося в западной философии начиная с античности, у Соловьёва оно не является только онтологическим, то есть не характеризует только бытие, но относится и к познанию и к этике и к социологии.
Всеединство — это свободное объединение в Абсолюте всех элементов бытия. Абсолют хотя и является единым, но в то же время заключает в себе всё. У Соловьёва есть Первый Абсолют (Бог) и Второй Абсолют (Космос). Они соотносительны, но не тождественны: Первый Абсолют представляет законченную сущность, а Космос находится в стадии становления. Первый Абсолют может быть познан непосредственно, то есть в мистическом созерцании, а Второй Абсолют — с помощью философской науки и философии, ибо он есть разнообразие вещей и процессов. Внутренняя диалектика Первого Абсолюта ведёт к возникновению отдельных объектов, но чтобы мир не превратился в разобщённое и рассогласованное бытие, Соловьёв вводит деятельность Мировой души, Софии и Богочеловечества, которые выступают посредниками между множеством реально существующих предметов природы и Первым Абсолютом.
Выступая в качестве онтологического принципа, Всеединство имеет свою специфику в различных видах бытия. В нравственной области Всеединство есть абсолютное благо, в познании — абсолютная истина, в области материального бытия — абсолютная красота. То есть, цельное знание есть единство истины, добра и красоты.

Учение Владимира Соловьёва о Богочеловечестве

Учение о Богочеловечестве, представленное в «Чтениях о Богочеловечестве», было использовано Соловьёвым для истолкования человеческой истории. Человек рассматривается как соединение Бога с материальной природой. Задача человека — в подчинении природного божественному, в стремлении к внутреннему единству с Богом путём отрицания в себе эгоистической воли.
Сам по себе человек ничто, он становится человеком только в единстве с Богом. В Боге для человека открывается Всеединство, абсолютная полнота бытия, которую человек не может обрести в себе. История есть процесс Боговоплощения.

Специфика публичного пространства Российской империи в эпоху Владимира Соловьёва

Если говорить кратко, то публичное пространство Российской империи этого периода было очень ограниченным в своих возможностях, в виду сильной зависимости от властных институтов и институций. И прежде всего это пространство зависело от чиновничьего аппарата, находившегося, естественно, — вне публичности.
[237]

Для понимания ситуации того периода уместно использовать следующую метафору: если все социальное пространство Российской империи можно уподобить большой квартире, то публичное пространство Империи располагалось в передней, в то время как все решения принимались в гостиной. Поэтому люди публичного пространства — это заведомо низко статусные люди, а людям высокого статуса нечего там делать, и они сразу проходят в гостиную, т.е. в административный аппарат, а там уже никакой публичности нет, там — институциональная закрытость. Это закрытость не предполагает открытой дискуссии и наличия разных и одновременно легитимных шкал оценки участников коммуникации. В институциональной закрытости действует критерий легальности, но не легитимности.

Именно потому, что в публичном пространстве империи не принимались решения, практика публичного участия была существенно ограничена в своей эффективности. В виду этого все публичные акторы вытесняются из этого пространства либо в институт чиновников, либо в подполье.

Когда стало очевидно, что император Империи — только высший чиновник? Это стало явным после 28 марта 1881 года, после запрета императора читать публичные лекции Владимиру Соловьёву. Этот жест обозначил Императора (Александра III) как чиновника и позволил выявить различие фигуры Императора и фигуры Президента. Президент сам по себе институция, и эта институция находится в публичном пространстве. Императив навыка риторической культуры обозначает Президента именно как агента публичного пространства. А никакой агент публичного пространства не решится запретить деятельность своему публичному оппоненту. Поэтому жест Александра III — это жест всего лишь высшего чиновника, ограниченного пространством административного аппарата. Проблема Империи была не в отсутствии Конституции, а в том, чтобы Император не ограничивался бы пространством административного аппарата. Административный аппарат, конечно, ограничивается критерием легальности, но высшее должностное лицо должно было признавать и критерий легитимности, т.е. становится публичным лицом и признавать и допускать формы свободного участия во Власти, ибо для агента публичного пространства очевидно, что должна быть форма свободного участия во Власти.

Однако в сфере публичности наиболее логична стратегия эффективности, а не истинности, ибо нельзя в рамках газетной публикации решать вопросы истины. Поэтому любому, руководствующемуся стратегией истинности, с какого то момента становится тесно в рамках публичного пространства, и он должен выйти за его пределы. Что и произошло с Владимиром Соловьёвым — уход из Университета, церковные проекты, поездки за границу — это все шаги за пределы публичности. Эти шаги совершенно логичны и предсказуемы, но здесь мы видим опять парадокс: возвращение Соловьёва в публичность в 1891 году, чтение в Московоском Психологическом обществе реферата на тему «Об упадке средневекового мировоззрения». (Тяга к публичности отнюдь не исключительно [238] особенность персоны Владимира Соловьёва. Публичность не мешает никакому философу, т.к. встраивается в его профессиональные практики. Жан-Поль Сартр — классический случай публичного философа уже в ХХ веке.) Возможно, что, последовавший запрет на публичные выступления, после этой лекции, показал неэффективность выбранной тактики, и к середине 90-х годов Владимир Соловьёв меняет тактику. Он начинает интегрироваться в истеблишмент.

Читать еще:  Последняя проповедь протопресвитера Александра Шмемана

Мемория. Владимир Соловьев

28 (16) января 1853 года родился религиозный философ и поэт Владимир Соловьев.

Личное дело

Владимир Сергеевич Соловьев (1853 – 1900) родился в Москве в семье знаменитого историка С. М. Соловьева, автора многотомной «Истории России с древнейших времен». Воспитанный в православной вере, Владимир Соловьев в возрасте 13 – 18 лет пережил глубокие сомнения в религии, «прошел через различные фазы теоретического и практического отрицания», как он вспоминал. Окончив в 1869 году гимназию, Соловьев поступил в Московский университет. Вероятно, не без влияния юношеского материализма, он избрал физико-математический факультет университета, но, проучившись там два года, перешел на историко-филологический.

Закончил университет в 1873 году и уже на следующий год защитил магистерскую диссертацию «Кризис западной философии». Через месяц после защиты Владимир Соловьев стал доцентом Московского университета и с начала зимнего семестра приступил к чтению лекций. Почти одновременно он начал читать лекции и на Высших женских курсах в Москве. Преподавал историю философии, логику, классическую греческую и новейшую европейскую философию.

В 1875 году Соловьев отправился в заграничную научную командировку в Лондон «для изучения в Британском музее памятников индийской, гностической и средневековой философии». Соловьев занимается в библиотеке музея, но неожиданно бросает работу и отправляется в Египет, в Каир.

Научные изыскания Соловьева прервало мистическое переживание – в читальном зале библиотеки Британского музея ему явился образ Софии Премудрости Божией, образ Мировой Души и Вечной Женственности. При этом Соловьев получил веление отправиться в Египет. Там, в пустыне видение снова посетило его.

В 1877–1881 годах Соловьев читал курсы лекций в Петербургском университете и на Высших женских курсах и опубликовал труды «Философские основы цельного знания» (1877) и «Критика отвлеченных начал» (1877–1880). В 1878 году Соловьев выступил с серией публичных лекций «Чтения о Богочеловечестве», где утверждал, что каждый человек должен стремиться, подражая Христу, развивать заложенное в нем Божественное начало. Но в современном мире, считал философ, религия перестала быть центром, подчиняющим себе все стороны жизни, и человечество утратило истинные духовные ориентиры. Социалистические учения, пытающиеся устроить рай на Земле без Бога, также казались ему неосуществимыми. Выход он видел в религиозном преображении, когда каждый станет подобным Христу, то есть Богочеловеком. Соловьев был убежден: это и есть истинная цель исторического процесса.

28 марта 1881 года Владимир Соловьев произносит речь, в которой обращается к Александру III с просьбой помиловать народников-цареубийц. Считая смертную казнь безнравственной и антинародной, он призвал царя поступить по-христиански и отказаться от приговора. Сохранилось письмо Соловьева Александру III, в котором он говорит «только духовная сила Христовой истины может победить силу зла и разрушения… Настоящее тягостное время дает русскому Царю небывалую прежде возможность заявить силу христианского начала всепрощения…». После этой речи на Соловьева поступают доносы, и, в конце концов, он был вынужден оставить преподавание.

После этого Соловьев занимался исследованиями в области философии и истории религии, публиковал статьи и книги. Издание некоторых его произведений в России запрещала духовная цензура, поэтому их приходилось печатать за границей. Жил философ в эти годы или в домах друзей, или за границей. По словам Анатолия Кони, быт Соловьева был лишен «даже самых скромных удобств и той минимальной обеспеченности, которая необходима для спокойного изложения своих дум и созерцаний. Вечный странник, не знавший подчас, где главу преклонить, не имевший, и в прямом и в переносном смысле «ни кола, ни двора», бедно и скупо одетый, слабый физически, хрупкий, впечатлительный, он не был, употребляя выражение Некрасова «любящей рукой ни охранен, ни обеспечен». Появлявшиеся деньги тратил моментально, раздавал всем, кто просит, а ежели не было денег, мог снять с себя и отдать шубу, сам оставшись зимой в легком платье…».

В последний период жизни внимание Соловьева было сосредоточено на угрозе уничтожения европейской культуры в результате столкновения «двух культурных миров – Европы и Китая». Именно взаимоотношениям Запада с Востоком посвящены стихотворения «Панмонголизм» и «Ex oriente lux».

Умер Владимир Соловьев 31 июля 1900 года в Узком, имении Трубецких близ Москвы.

Чем знаменит

Владимир Соловьев сыграл огромную роль в возникновении русской религиозной философии начала XX века и в появлении символизма в русской поэзии. Не будет преувеличением сказать, что он во многом определил развитие русской культуры. Он оказал сильное влияние на русских философов С. Трубецкого, С. Булгакова, Н. Бердяева, П. Флоренского, С. Франка. Его роль в развитии русской мысли настолько велика, что писатель Георгий Гачев назвал Соловьева «Пушкиным русской философии». Под воздействием Владимира Соловьева формировалось мировоззрение Александра Блока, Андрея Белого, Вячеслава Иванова.

Торжество христианских идеалов, считал Соловьев, возможно лишь на началах любви. О том, как понимал он значение этого чувства в жизни человечества, рассказывает цикл его статей под общим заглавием «Смысл любви». Подразумевается не обыденная влюбленность, а особое, мистическое ощущение связи между людьми. Такое понимание любви ближе всего к евангельскому изречению «Бог есть любовь». Для Соловьева любовь – важнейший принцип отношений между людьми, помогающий человеку преодолеть природный эгоизм и ощутить свое единство со всем человечеством. Вслед за Достоевским Соловьев верил в то, что любовь и красота спасут мир. Красоту он рассматривал не как теоретики «искусства для искусства», для которых она была источником эстетического наслаждения. По Соловьеву, подлинная красота соединяет в себе добро и истину, открывает их в жизни и искусстве, а потому помогает преображению и спасению мира.

Будущее искусства Соловьев видел в соединении с религией, которая поможет искусству стать реальной силой, «просветляющей и перерождающей весь человеческий мир». «Художники и поэты, – писал философ, – опять должны стать жрецами и пророками, но уже в другом, более важном и возвышенном смысле: не только религиозная идея будет владеть ими, но они сами будут владеть ею и сознательно управлять ее земными воплощениями». Людям искусства предстоит «воздействовать на реальную жизнь, направляя и улучшая ее, согласно известным идеальным требованиям».

В последние годы жизни постоянной темой размышлений Владимира Соловьева был приближающийся конец мира. Он изложил свои предчувствия в «Трех разговорах о войне, прогрессе и конце всемирной истории…» (1900). Соловьев считал, что перед концом света человечеству предстоит последнее решительное испытание – приход в мир Антихриста. «Три разговора» написаны в жанре платоновских диалогов. Каждый из участников (политик, генерал, молодой князь и др.) излагает свою точку зрения на текущие события. В конце все вместе читают «Краткую повесть об Антихристе». В ней предсказывается, что перед концом мира наступит эпоха господства обманщиков, которые под видом последователей Христа будут проповедовать враждебные христианству идеи. К этому времени человечество объединится в единое мировой государство, во главе которого и встанет Антихрист. Это будет гениальный злодей, способный соблазнить человечество, посулив ему социальные реформы и материальные блага. Внешне жизнь Антихриста многим покажется праведной: он будет аскетом, щедро помогающим людям, но его действия продиктует не любовь к человечеству и истине, а тщеславие. Подлинную сущность Антихриста поймет лишь небольшая часть христиан, которые будут подвергнуты неслыханным гонениям. Лишь второе пришествие Христа на Землю спасет мир.

Читать еще:  Мужские христианские имена и их значения. Красивые и редкие православные имена для русских мальчиков

О чем надо знать

Как вспоминал Соловьев, явление Софии было даровано ему трижды. О посетивших его видениях он рассказал в поэме «Три свидания». Первый раз это случилось во время церковной службы, когда ему было всего девять лет.

Алтарь открыт. Но где ж священник, дьякон?

И где толпа молящихся людей?

Страстей поток, — бесследно вдруг иссяк он.

Лазурь кругом, лазурь в душе моей.

Пронизана лазурью золотистой,

В руке держа цветок нездешних стран,

Стояла ты с улыбкою лучистой,

Кивнула мне и скрылася в туман.

Второе явление образа Вечной Женственности произошло в Британском музее, третье – в египетской пустыне.

И в пурпуре небесного блистанья

Очами, полными лазурного огня,

Глядела ты, как первое сиянье

Всемирного и творческого дня.

Что есть, что было, что грядет вовеки —

Все обнял тут один недвижный взор.

Синеют подо мной моря и реки,

И дальний лес, и выси снежных гор.

Все видел я, и все одно лишь было —

Один лишь образ женской красоты.

Безмерное в его размер входило, —

Передо мной, во мне — одна лишь ты.

О лучезарная! тобой я не обманут:

Я всю тебя в пустыне увидал.

В моей душе те розы не завянут,

Куда бы ни умчал житейский вал.

Один лишь миг! Видение сокрылось —

И солнца шар всходил на небосклон.

В пустыне тишина. Душа молилась,

И не смолкал в ней благовестный звон.

Прямая речь

В детстве всякий принимает уже готовые верования и верит, конечно на слово… Многие (в былые времена почти все) с этими представлениями остаются и живут хорошими людьми. У других ум с годами растет и перерастает их детские верования. Сначала со страхом, потом с самодовольством одно верование за другим подвергается сомнению, критикуется полудетским рассудком, оказывается нелепым и отвергается… Многие останавливаются на такой свободе ото всякого убеждения и даже очень ею гордятся; впоследствии они обыкновенно становятся практическими людьми или мошенниками. Те же, кто не способен к такой участи, стараются создавать новую систему убеждений на месте разрушенной, заменить верования разумным знанием… Итак… человек относительно религии при правильном развитии проходит три возраста: сначала пора детской или слепой веры, затем вторая пора – развитие рассудка и отрицание слепой веры, наконец, последняя пора веры сознательной, основанной на развитии разума.

Из писем Владимира Соловьева

Французская революция, с которой ясно обозначился существенный характер западной цивилизации как цивилизации внерелигиозной, как попытки построить здание вселенской культуры, организовать человечество на чисто мирских, внешних началах, французская революция, говорю я, провозгласила как основание общественного строя – права человека вместо прежнего божественного права. Эти права человека сводятся к двум главным: свободе и равенству, которые должны примиряться в братстве. Великая революция провозгласила свободу, равенство и братство. Провозгласила, но не осуществила: эти три слова так и остались пустыми словами. Социализм является попыткой осуществить действительно эти три принципа. Революция установила гражданскую свободу. Но при существовании данного общественного неравенства освобождение от одного господствующего класса есть подчинение другому. Власть монархии и феодалов только заменяется властью капитала и буржуазии. Одна свобода еще ничего не дает народному большинству, если нет равенства. Революция провозгласила и это последнее. Но в нашем мире, основанном на борьбе, на неограниченном соревновании личности, равенство прав ничего не значит без равенства сил. Принцип равенства, равноправность оказалась действительною только для тех, кто имел в данный исторический момент силу. Но историческая сила переходит из одних рук в другие, и, как имущественный класс, буржуазия, воспользовался принципом равенства для своей выгоды, потому что в данную историческую минуту за этим классом была сила, так точно класс неимущий, пролетариат, естественно стремится воспользоваться тем же принципом равенства в свою пользу, как только в его руки перейдет сила. Общественный строй должен опираться на какое-нибудь положительное основание. Это основание имеет или характер безусловный, сверхприродный и сверхчеловеческий, или же оно принадлежит к условной сфере данной человеческой природы: общество опирается или на воле Божией, или на воле людской, на воле народной. Против этой дилеммы нельзя возражать тем, что общественный строй может определяться силой государственной власти правительства, ибо сама эта государственная власть, само правительство на чем-нибудь опирается: или на воле Божией, или на воле народной.

Владимир Соловьев «Чтения о Богочеловечестве»

Во взгляде Соловьева, который он случайно остановил на мне в тот день, была бездонная синева: полная отрешенность и готовность совершить последний шаг; то был уже чистый дух: точно не живой человек, а изображение: очерк, символ, чертеж. Одинокий странник шествовал по улице города призраков в час петербургского дня, похожий на все остальные петербургские часы и дни. Он медленно ступал за неизвестным гробом в неизвестную даль, не ведая пространств и времен.

Александр Блок «Рыцарь-монах»

7 фактов о Владимире Соловьеве

  • Среди предков Владимира Соловьева по материнской линии был философ Григорий Сковорода.
  • Магистерскую диссертацию Соловьев защищал не в Московском университете, а в Петербурге. А. Ф. Лосев, автор книги о Соловьеве, объясняет это тем, что Владимиру Соловьеву было неловко защищать диссертацию в университете, где его отец занимал пост ректора.
  • Летом 1878 года Соловьев вместе с Достоевским ездил в Оптину пустынь. Считается, что некоторыми чертами Соловьева Достоевский наделил Ивана и Алешу Карамазовых.
  • Меньшую известность получила деятельность Соловьева в качестве переводчика. Между тем, он переводил на русский язык Платона, Шиллера, Гейне, Петрарку, Данте, Микеланджело, Мицкевича, Лонгфелло и Теннисона. Соловьеву принадлежит первый полный перевод на русский язык «Энеиды» Вергилия.
  • Цитата из стихотворения Соловьева «Панмонголизм» стала эпиграфом к «Скифам» Блока.
  • Соловьев занимает важное место в мистическом труде «Роза Мира» Даниила Андреева.
  • Владимир Соловьев писал и шуточные стихи в манере, напоминающей стихи Козьмы Пруткова. Обнаружив в сборнике «Русские символисты» строчки Брюсова, в которых упоминались «кнут воспоминанья» и «собаки секретного желанья», Соловьев написал знаменитую пародию:
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector