0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

«Солидный господь для солидных господ», или 6 массовых псевдосвятынь

«Солидный господь для солидных господ», или 6 массовых псевдосвятынь

Солидный Господь для солидных господ

На рынке паломнических услуг появилась новая услуга – vip-тур на греческий Афон. «Фонтанка» изучила особенности элитного приобщения к святым местам.

Интерес и внимание высших лиц государства к монашеской республике Афон спровоцировали спрос на паломничество среди вип-персон. А если есть спрос – то есть и предложение. В пакет элитного тура входит перелет бизнес-классом, индивидуальный гид, перелет на вертолете, персональный катер и индивидуальное же сопровождение к «духоносным старцам». Стоимость тура – 3,5 тысячи евро с человека.

«Все чаще средства массовой информации сообщают о посещении Афона главами многих европейских государств, известными политическими и общественными деятелями, крупными бизнесменами, властителями дум – писателями и деятелями культуры. В сентябре 2005 года Афон посетил Президент России В.В.Путин, а затем Д.А.Медведев», – приветствует посетителей сайт московского паломнического центра «Благословленный Афон». Он действует с 2012 года и базируется на столичной улице Ильинка – неподалеку от администрации президента.

Услугами центра, согласно его собственной презентации, пользуются крупные чиновники и бизнесмены – «из числа тех, кто не поклонился мамоне, но ищет спасения и взыскует советов богомудрых афонских старцев». «На Святой Горе не редкость встретить в храме известного в России человека, молящегося вместе с монахами и паломниками», – сообщается на сайте «Благословленного Афона». Для расчета стоимости вип-поездки рядовые сотрудники отправляют сразу к директору и собственнику центра – Сергею Максимову.

«На сентябрь и первую половину октября все уже расписано, можно поехать в конце октября. Стоимость поездки нужно рассчитывать индивидуально», – сразу же предупредил он. Условия, озвученные корреспондентом «Фонтанки», были следующими: тур на неделю для трех руководителей петербургского агентства «Ажур». На следующий день пришла и примерная смета: за пребывание на Афоне с 21 по 29 октября по индивидуальной программе придется отдать 10,5 тысяч евро. Или почти 800 тысяч рублей.

Добираться до Афона вип-гостям придется с пересадкой. Сначала – бизнес-классом «Аэрофлота» до Салоник. Далее на «Мерседесе», арендованном паломническим центром, везут либо до Салоник, либо сразу до городка Уранополис, откуда на Афон отправляются катера. Сергей Максимов сразу предупредил: самолет прилетает в Салоники поздним вечером, поэтому попасть на Афон в тот же день проблематично. «Это не очень законно, но мы сможем обеспечить, полиция выдаст нам специальные разрешения. Но за это, сами понимаете, нужно будет платить», – пояснили в паломническом центре. Напомним, что, в соответствии с местными законами, для посещения Афона нужно получить своего рода пропуск – «диамонитирион». При этом женщинам ступать на территорию монашеской республики строго запрещено.

Организаторы советуют провести первую ночь в Греции в Салониках, так как в Уранаполисе «нет достойных отелей». Зато там есть «афонская атмосфера» и «таверны с морской кухней». На следующий день, с утра, скоростной персональный катер доставит вип-паломников до Дафни – поселения на южном побережье Афона, где расположен основной порт. Есть также вариант по перелету на вертолете: он приземлится сразу в столице святого полуострова – Карье. Однако тогда смета поездки существенно вырастет: перелет туда и обратно обойдется еще в 7-10 тысяч евро.

На самом Афоне элитных паломников поселят в гостевые кельи одного из монастырей. Дальше есть два варианта: либо ночевать в одном и том же монастыре, а днем путешествовать по полуострову, либо менять места ночевки. Сами организаторы советуют остановиться на первом варианте. По полуострову в основном придется перемещаться на джипе. Однако, если того потребует программа или же будет желание, то в труднодоступные места можно ходить пешком – «для посещения старцев и духоносных монахов». Впрочем, на Святой Горе есть не только духовная пища: в монастырях делают вино, которое предлагают попробовать гостям.

Все время путешествия гостей сопровождает гид, владеющий и русским, и греческим языками. Он же, естественно, будет помогать вести самые деликатные беседы со старцами. «Благодаря тесным и дружеским связям с насельниками многих монастырей, прочными отношениями с партнерами принимающей стороны, отлаженной и проверенной схеме организации поездки мы предоставим деловому человеку надежные и удобные варианты пребывания на Святой Горе», – говорится на сайте паломнического центра.

«Благословленный Афон» – не единственная организация, которая оказывает такие специфические услуги. Вип-тур можно заказать у московской компании «Святая Гора», которая также регулярно отправляет паломников в Грецию. Ее офис в Черниговском переулке Москвы найти проще простого: входную дверь украшает византийское стукало: точно такие же висят на дверях афонских монастырей. Набор для индивидуального паломничества тот же: индивидуальный гид, вертолет, внедорожник Toyota Hilux. Трехдневная поездка обойдется в 1500 евро. Как полагают в самой «Святой Горе», в первую очередь такие туры заинтересуют тех, «кто несет общественное служение в государственном аппарате или занят банковским делом и располагает ограниченным временем». Если же вдруг разыграется шторм и судоходство будет запрещено, то с Афона вывезут через перешеек на джипе. Правда, для этого потребуется специальное разрешение прота – руководителя монашеской республики.

По данным СПАРКа, выручка «Благословленного Афона» в 2014 года составила 1 млн рублей, «Святой Горы» – 972 тысячи. Впрочем, деньги в благом деле, как известно, не главное.

Напомним, что после прихода губернатора Георгия Полтавченко в Смольный посещение Афона стало популярным среди городских чиновников. Новый глава города на тот момент возглавлял попечительский совет «Русского Афонского общества», а руководителем общества был будущий вице-губернатор Игорь Дивинский. Вскоре у многих членов городского правительства, по примеру градоначальника, на руках появились четки, которые можно приобрести в монастырях Святой Горы. Постоянно ездил на Афон вице-губернатор Владимир Лавленцев, а сейчас там часто можно увидеть его преемника – вице-губернатора Игоря Албина. Смольный даже вошел в число учредителей фонда восстановления Свято-Пантелимонова монастыря, который исторически входит в структуру Русской православной церкви. В 2013 году городские коммунальные предприятия даже перечислили на его счета 17 млн рублей, за что после публикации «Фонтанки» были наказаны прокуратурой.

СОЛИДНЫЙ ГОСПОДЬ ДЛЯ СОЛИДНЫХ ГОСПОД

Новость о том, что 142 с лишним миллиона рублей выделит правительство России на реконструкцию гостиницы для знатных богомольцев, согласно официальному сообщению, «в рамках проведения работ по сохранению объекта культурного наследия на объекте Соборный комплекс Трех Святителей Спасо-Елеазаровского монастыря», стала еще одной частичкой, окончательно сложившей информационный пазл об особом, «виайпишном», государственном статусе монастыря, в котором пять столетий назад старец Филофей вывел свою знаменитую имперскую формулу: «Москва — третий Рим» .

Читать еще:  «Ответа пока нет». С какими проблемами столкнулись люди на самоизоляции

Выделенная на стройку сумма, сопоставимая с теми деньгами, на которые несколько лет назад власть расщедрилась в рамках всероссийского PR-проекта «Дороги «Единой России», отслюнив и на ремонт псковских дорог, косвенно подтверждает «народные новости» о добровольной ссылке супруги нынешнего российского премьер-министра Людмилы Путиной в псковскую глушь. Известно, что, кроме супруги Владимира Путина, православную обитель любят посещать для «очистки душ» вице-спикер Госдумы Любовь Слиска и жена вице-премьера Жукова, так что обеспечение надлежащего комфорта «VIP-богомольцам» — не прихоть госчиновников, а особо важная державная задача.

В эту благостную картинку как нельзя кстати поместились и другие эпизоды: дурно пахнущий ладаном сюжет с передачей из музея в монастырь самой древней псковской святыни — иконы Спаса Вседержителя, плюс мудрое кадровое решение президента полтора года назад — назначение на «псковское княжение» Андрея Турчака, который, видимо, и был призван гарантировать, чтобы в местах знатного богомолья все складывалось тип-топ.

Ну, а тот факт, что немалые деньги (причем не впервые) кинуты с «барского плеча» сугубо негосударственной структуре, никого давно удивлять не должен. РПЦ сегодня — это нечто вроде идеологического отдела ЦК КПСС, и скупиться на передовой отряд правящей партии в борьбе со всем и всяческим инакомыслием, похоже, никто в «верхах» не собирается.

Все последние годы обыватель с изумлением наблюдает, как православное христианство из живой религии все больше превращается в ритуальную контору по отпущению грехов власть предержащим. Если католическая церковь в средние века выписывала грешникам индульгенции по прейскуранту, то на Руси 21-го века, по старой традиции, все решают связи и блат. Мало иметь благословение на предоставление «церковных услуг» от Патриарха и правящего епископа. Чтобы чувствовать себя «в шоколаде», современным представителям религиозного бизнеса необходимо заручиться поддержкой знатных богомольцев, которые при случае не только пару сотен миллионов казенных рублей подкинут, но и древнюю икону из экспозиции местного музея-заповедника вынут. При этом на интересы народа плевать с высокой колокольни.

Пусть по самым оптимистическим подсчетам, воцерковленных людей в России 3%, главное, чтобы особо важные персоны входили в этот спасительный процент, дающий право вершить судьбы прихожан и осваивать халявные деньги. Освоение бюджетов осуществляется в неразрывной «спайке» госчиновников и приближенных духовников в клобуках и сутанах. Взамен православные иерархи готовы отслужить власти по полной, призывая с телеэкранов народ к терпению, громя нонконформистские выставки художников и преследуя инакомыслящих, в том числе и внутри самой церкви.

За примерами далеко ходить не надо. Псковичи отлично помнят позорный для области сюжет с выгнанным из Пскова знаменитым иконописцем Зиноном. Или наслышаны о долгоиграющей истории известного псковского священника — отца Павла Адельгейма, встреча с которым прошла накануне в актовом зале областной библиотеки.

По нынешним временам удивительно, что встреча с пастырем-диссидентом вообще состоялась, потому что все мы, псковичи, уже были свидетелями того, как отменялась на местной сцене рок-опера «Иисус Христос — суперзвезда» или предавали анафеме журналиста Олега Дементьева.

Так вот, на этой, теперь можно смело сказать, исторической встрече со своими читателями (опальный батюшка презентовал книжку «Своими глазами»), а их пришло немало, и все желающие с трудом вместились в зал, отец Павел вновь не побоялся высказать свою позицию об идеологическом «окормлении» масс:

— У советских руководителей не было задачи Церковь уничтожить. Церковь власти уже была нужна. Нужна, потому что она выполняла определенные политические задачи. Особенно во внешнем мире, — вернул отец Адельгейм аудиторию к церковным реалиям семидесятых годов прошлого столетия, очевидцем и участником которых он сам был. — Нужна была совершенно определенная Церковь. Не Церковь как Тело Христово, а Церковь как организация, которая приобретала бы все большее и большее идеологическое значение. И в наше время она, Церковь, это идеологическое значение приобрела в еще большей степени. Потому что коммунистическая идеология из нашей жизни совсем почти ушла. И что-то нужно было предложить на смену. И вот на смену предлагается не православие, а православная идеология. А это нечто совсем другое. Одно дело православие, с его вероучением, догматами, культом и нравственными принципами, и другое дело — идеология, то есть как бы высосанный из этой цельности сок, который совсем не соответствует православию.

— Идеология — это вещь страшная, как для государства, так и особенно — для Церкви, — подчеркнул отец Павел. — Поэтому, то, что у нас сейчас в Церкви происходит, полностью соответствует тому, что происходило в советские годы. В советские годы борьба шла не против Христа как Бога, а против Христа как человека. Вот эта воплощенность Христа в нашей жизни у нас, к сожалению, уходит. В последнем приходском уставе не существует таких слов как «прихожане», «миряне», которые определяли бы каноническое положение народа в Церкви. Там существует только одно понятие — граждане РФ. Сами сопоставьте эти понятия: христианин-прихожанин и гражданин РФ. Гражданин РФ — вполне законное понятие, когда мы говорим о нашем пребывании в государстве. Но какой канонический смысл это понятие имеет в Церкви? Ясно, что никакого. Сейчас все вернулось на круги своя. Только вместо уполномоченных по делам религий, которые были раньше, безраздельную, неограниченную и никем не контролируемую власть получили епископы, и все, что они делают, необходимо принимать и благословлять.

В авторском предисловии к книге «Своими глазами» Павел Адельгейм сформулировал эту позицию еще жестче:

«Возрождение церкви ограничилось строительством храмов и монастырей. В хрущевскую эпоху за строительство храма карали, теперь это стало прибыльным занятием.

В конце 90-х сложились новые условия, и задачи епископа поменялись. Возрождение духовной жизни в церкви заменил интерес к церковному бизнесу и формальной власти. Храмы превратились в коммерческие предприятия. Благотворительность опирается на частную инициативу и иностранный капитал. Воскресные школы не состоялись.

Архиереи встроились во властную вертикаль государственной номенклатуры, потеряли интерес к своей пастве: клиру и народу. Утратив обратную связь с паствой, они живут независимой и далекой от клира и мирян жизнью. В церкви потерялся интерес к внутреннему миру человека. В епархиальной практике господствует насилие, равнодушие, корысть, правовой и моральный цинизм. Клир поставлен в крепостную зависимость от епископа и абсолютно беззащитен.

Читать еще:  «Получается, что лингвисты всегда виноваты»

Издержки превратились в нормы и вынуждают священника приспосабливаться к новым условиям. От него требуются качества, которых добивалась советская власть: беспринципность, безынициативность, прислужничество, лицемерие и ложь.

Ветхозаветные архиереи осудили Иисуса Христа и выдали гражданским властям Рима для распятия. Новые архиереи распинают живую жизнь и духовную свободу человека. Человек, поставленный Богом в центр Домостроительства спасения, унижен, забыт и обесценен в РПЦ.

Возрождение сменила эпоха клерикализации общества. Церковная иерархия стремится занять ключевые посты во всех общественных институтах. Не преодолев дух рабства и корысти внутри церкви, иерархи понесут этот дух в гражданский социум, разрушая нравственные основы гражданского общества. Оживают те самые издержки общественной жизни, за которые осуждали советскую власть. Они принесут много горя простому человеку. Теперь они освящены духовным авторитетом церкви».

Понятно, что подобная публицистика, к тому же звучащая не со стороны, а изнутри нашей Церкви, мало радует самих клерикалов, о чем свидетельствует нынешнее положение отца Адельгейма в Псковской епархии. По признанию священника, правящий на Псковщине митрополит Евсевий вот уже много лет никак не общается со своим «подчиненным», что вполне объяснимо с человеческой точки зрения, но абсолютно противоречит как духу христианства, так и церковным канонам.

И это далеко не единственный пример. Люди, далекие от епархиальной жизни, возможно, и не догадываются, но митрополит взял и запретил обряд крещения маленьких детей (!?) в псковских монастырях, то есть своей властью наложил запрет на один из основополагающих, фундаментальных христианских обрядов, без которого и самого христианства не было бы как религии. Абсурд? Полнейший. Поражает мотивировка этого распоряжения: якобы монахи увидят младенцев, и им тоже захочется иметь детей, что приведет к грехопадению.

Не слишком крепка, получается, вера у псковских монахов, если ради сохранения этой веры приходится запрещать само таинство крещения.

Зато благословлять и славословить власть предержащих никому из священников не запрещено, а церковная жизнь до сих пор определяется старой русской пословицей: «Каков поп, таков и приход». Не в смысле паствы, а в смысле бизнес-талантов. У нашей Церкви так: если священник умеет привлечь «инвесторов», не важно кого, пусть даже бандитов, кающихся и замаливающих грехи, значит он – молодец, и имеет шанс на повышение. Если же приход беден, то поп сам виноват. При этом, как расходуются привлеченные деньги благотворителей, никто не проверяет. Ни налоговая инспекция, ни прокуратура. Ведь формально у нас РПЦ отделена от государства. Значит и «око государево» в ее строну не глядит.

Такое цинично-двойственное положение Церкви, когда можно налогов не платить и ни перед кем не отчитываться, ведет к многочисленным злоупотреблениям, будь-то банальное отмывание «грязных денег» или покупка священником нового джипа на копейки и мятые рубли, которые были собраны прихожанами в кубышку «на восстановление храма». Проверять, насколько честен тот или иной служитель культа, все равно никто не будет, если только Богу не надоест наблюдать сей беспредел, и он самолично не устроит здесь и сейчас Страшный Суд. Но, кажется, наше священство никакого Страшного Суда, в отличие от православных прихожан, совсем не боится.

Еще в конце 90-х, когда появление бывших КПСС-шных бонз, включая Президента Ельцина, в церквях со свечками в руках воспринималось народом как потешный маскарад, рассчитанный на наивного обывателя, писатель Виктор Пелевин чутко уловил тренд надвигающейся эпохи в романе «Generation П».

Персонаж романа, копирайтор Вавилен Татарский, находясь в измененном состоянии сознания, сочиняет сюжет рекламного ролика:

«Кое-как встав с коленей, Татарский добрел до стола, взял ручку и прыгающим паучьим почерком записал: Плакат (сюжет клипа): длинный белый лимузин на фоне Храма Христа Спасителя. Его задняя дверца открыта, и из нее бьет свет. Из света высовывается сандалия, почти касающаяся асфальта, и рука, лежащая на ручке двери. Лика не видим. Только свет, машина, рука и нога. Слоган:

СОЛИДНЫЙ ГОСПОДЬ ДЛЯ СОЛИДНЫХ ГОСПОД

ГОСПОДЬ ДЛЯ СОЛИДНЫХ ГОСПОД

Бросив ручку, Татарский поднял заплаканные глаза в потолок: «Господи, Тебе нравится?»

Суть пелевинской сатиры в том, что господа у нас теперь гораздо важнее и выше не только чаяний так называемого «народа», но и самого Господа Бога: «помазанники» на поверку оказываются настолько далеки от заповедей Христовых, что хоть и самом деле — всех святых выноси!

Солидный Господь для солидных господ: православие премиум-класса

Верующим разъяснили, зачем церкви богатство

Глава синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин разъяснил гражданам, зачем служителям Божьим нужны дорогие вещи и богатый антураж. Один из аргументов в пользу «так называемой роскоши» поневоле заставил вспомнить о пиаровском слогане, который придумал один из героев Виктора Пелевина: «Солидный Господь для солидных господ» (впрочем, возможно всему виной рекламная кампания экранизации саги о «криэйторах»).

«Когда люди жертвуют что-то на храм, — сказал о. Всеволод на встрече со слушателями молодежного лектория, – жертвуют на то, чтобы духовенство выглядело достойно в том числе и перед лицом всех сильных мира сего (которые меряют отношение к человеку деньгами), это естественное стремление человека показать, что самое главное — не рациональное расходование средств на те или иные преходящие нужды, которые никогда не будут полностью восполнены, а посвящение своих денежных средств, своих трудов на то, что принадлежит Богу, на те символы, которые напоминают нам, что главное — это не политика, не экономика, не обывательские нужды человека, не его материальные интересы, а присутствие Бога, его тайны и духовная вертикаль в окружающем нас мире».

Но дело не только в желании достойно выглядеть в глазах тех, кто меряет деньгами отношение к человеку. Вообще «люди хотят, чтобы и храмы Божии, и облачения духовенства, и элементы, связанные с общественным престижем духовенства, были бы максимально видимыми и отражали бы то место церкви в жизни общества, которое любой верующий человек считает центральным».

Надо сказать, что отвечал о. Всеволод на заданный ему конкретный вопрос – о том, что «Святейший патриарх якобы носит очень дорогие часы, якобы у него дорогой автопарк, резиденция». По всей видимости, о часах слушатели лектория вспомнили неслучайно – в свое время с подачи украинского издания «Корреспондент.net» по Интернету пошел гулять слух о том, что предстоятель РПЦ носит часы Breguet, которые могут стоить до 36 тысяч евро . «Когда делаются определенные подарки, это естественно, — парировал о. Всеволод. — Люди хотят, чтобы их иерархи выглядели не хуже, чем представители светской власти, чтобы храмы выглядели не хуже, чем резиденции светских властителей».

Читать еще:  Революция в эволюции – что значат «нобелевские» открытия в химии

В целом, аргументы главы синодального отдела сводились к тому, что именно общество делает церковь богатой и влиятельной. Те же, кто говорит о роскоши в церкви, суть ее недоброжелатели – для них «и присутствие в центре Москвы храма Христа Спасителя, и присутствие в центре Кремля позолоченных куполов соборов – это что-то противоестественное». «На самом деле, продолжая мысль о том, что духовенство не должно иметь дорогих вещей (не принадлежащих духовенству, а переданных верующими), можно прийти к тому, что можно раззолотить купола, сломать богатые храмы и поставить вместо них стекло-бетонные коробки, — продолжал о. Всеволод. — Это логика та же самая, которую в свое время исповедовал Иуда: он говорил, что не нужно тратить драгоценное миро на помазание Тела Господа Иисуса Христа, а продать и раздать нищим».

Ответ на вопрос о том, должна ли церковь быть нищенствующей или же «солидной», далеко не так однозначен, как это кажется на первый взгляд. К слову, РПЦ — далеко не богатая организация, в сравнении, например с церковью римско-католической. Институт религиозных дел (структура римской курии, играющая роль банка Ватикана) к началу 90-х годов инвестировал в различные компании до $10 млрд. Каков доход ватиканского банка к настоящему моменту, доподлинно неизвестно, зато известно, что его единственным собственником де-юре является Папа Римский, викарий Христа, преемник князя апостолов.

Споры о том, как духовным лицам надлежит относиться к собственности, потрясали и католическую церковь, и православную. У латинян появились нищенствующие ордена — например, орден францисканцев. Впрочем, по иронии судьбы, последователи бессребреника Франциска Ассизского довольно скоро обзавелись землями, монастырями и прочим имуществом – но, дабы не нарушить завет основателя ордена об отказе от земных благ, братия придумала институт доверительного управления, по формуле «распоряжаюсь, но не владею» . И уже в XVI в. бедные братья были готовы выплатить туркам 6 тысяч золотых, чтобы приобрести в собственность Голгофу, находившуюся во владении греческих монахов .

В русской же церкви в XV веке едва не случился раскол из-за споров между нестяжателями (ратовавшим за отказ от имущества) и иосифлянами – последователями Иосифа Волоцкого, считавшего, что, напротив, церковь должна иметь крепкую материальную базу. Заметим, что и Иосиф, и вождь враждебной ему «партии» Нил Сорский впоследствии были причислены к лику святых.

Нынешние иерархи церкви, судя по словам о. Всеволода Чаплина, скорее числят в своих предшественниках иосифлян. В аргументах пятисотлетней давности, которые приводятся и сейчас, есть свой резон. Если духовенство хочет быть влиятельной и социально активной силой, заставляющей светскую власть прислушиваться к своим доводам, то церковь не может не быть «солидной». В конце концов, благотворитель не может быть нищим.

«Солидный Господь для солидных господ»

Для премьера Владимира Путина эта неделя оказалась непростой. В воскресенье он услышал глас народа на боях без правил в «Олимпийском». В среду стал свидетелем «невставания» части народных избранников в Думе. Многие СМИ в России и на Западе назвали эти события началом конца эпохи Путина. Политический обозреватель «Коммерсантъ FM» Станислав Кучер считает, что для премьера еще не все потеряно.

Во второй раз осмелюсь дать команде премьера бесплатный пиар-совет. Чтобы достойно завершить трудовую неделю и заставить общественность забыть про «свист» и «невставание», Владимиру Путину имеет смысл на выходных заглянуть в Храм Христа Спасителя и прикоснуться к поясу Пресвятой Богородицы. У журналистов это называется «эффектно закольцевать тему». Для этого нужно, чтобы Владимир Владимирович честно занял очередь в районе станции метро «Воробьевы горы» и отстоял в ней на морозе часок-другой. За это время он мог бы пообщаться с паломниками, узнать у них истинный рейтинг «Единой России», а также объяснить несведущим, что без этой партии не было бы у паломников ни автобусов, ни биотуалетов, ни карет скорой помощи. Ибо все эти блага организованы с подачи правительства Москвы, которое возглавляет честный единоросс Сергей Собянин. Собственно, премьер может пойти дальше и предположить, что без патронажа партии власти пояс Богородицы мог вообще не добраться до первопрестольной. После того, как Путин вчера дал понять, что без «ЕдРа» страна бы не пережила кризис, подобная новость будет воспринята как нечто само собой разумеющееся.

С места стояния Владимира Путина в очереди будет организована прямая трансляция на канале «Вести 24», не говоря уже сюжетах на федеральных каналах. Симпатичную параллель можно провести: президент в теплом зале в «ладушки» с молодежью играет, а премьер, переминаясь с ноги на ногу в ботинках на тонкой подошве, с пожилыми паломниками о жизни толкует. В какой-то момент можно делать прямые включения из других участков многокилометрового людского потока. Вот стоит спасатель Шойгу, вот, метров через 200, полярник Чилингаров, вот джазмен Бутман, чуть дальше — гимнастка Хоркина, чуть ближе – боксер Валуев. После такого репортажа народ сразу поймет, за кого надо голосовать.

Конечно, потратить двое суток в очереди, как все, Путин не может. А потому в какой-то момент, узнав по нашей радиостанции о том, кто мерзнет в паре километров выше по Москва-реке, свое место – прямо у входа в храм – премьеру должна уступить какая-нибудь милая женщина-сибирячка (ее тоже снимут крупным планом, а через пару месяцев мы увидим ее в первых рядах благословенного зала на Охотном Ряду).

Лучшим же финалом спецоперации под кодовым именем «Пояс Богородицы» станет массовое задержание госчиновников, которые на машинах с номерами «АМР» подъезжают к храму и проходят без очереди. Сей факт, напомню, подтвердил ключарь храма протоиерей Михаил Рязанцев. Он предположил, что это, цитата, «какие-то государственные служащие, обремененные заботами во благо народа».

Живо представляю себе последние кадры репортажа. Выходящий из храма премьер-министр с просветленным, но озабоченным лицом останавливает одного такого «обремененного» и с всепрощающей улыбкой цитирует Пелевина: «Солидный Господь для солидных господ, значит! Ну-ну… А вот с такими членами мы будем разговаривать на языке пролетариата…»

Как вам такой сценарий на выходные?

Своим мнением вы можете поделиться на странице «Коммерсантъ FM» в Facebook. А также принять участие в опросе: «Верите ли вы в пояс Бородицы?».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector