0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пять легенд Софийского новгородского собора

Пять легенд Софийского новгородского собора

13 сентября 2013 18:42

14 сентября 1052 года был освящен Софийский собор в Новгороде. Строительство храма началось в 1045 году, когда князь Владимир по велению своего отца Ярослава Мудрого заложил церковь на берегу Волхова. София стала центром, символом и святыней города. За многовековую историю собора вокруг него сложилось множество легенд. Вот некоторые из них

1. Святой Князь Новгородский Владимир, по приказу которого был построен храм, после освящения собора прожил лишь 20 дней. Он умер 4 сентября в возрасте 32-х лет, и Софийская церковь стала молодому князю усыпальницей.

2. На кресте главного купола собора Святой Софии находится фигурка голубя — символа Святого Духа. По легенде, когда в 1570 году Иван Грозный со своими опричниками жестоко расправился с непокорными жителями вольного Новгорода, на крест Софии присел отдохнуть голубь. Взглянув сверху на страшное побоище, голубь окаменел от ужаса. Позже одному из монахов во сне явилась Богородица и сказала, что этот голубь послан в утешение городу — и пока он не слетит с креста, город будет им храним.

3. В Софийском соборе находится святыня Великого Новгорода – икона «Знамение Пресвятой Богородицы». На иконе — образ Богородицы с молитвенно воздетыми руками и с изображением младенца Христа на груди. Легенда гласит, что зимой 1169 года произошла знаменитая битва суздальцев с новгородцами. Огромное войско осадило вольный город. Силы были неравны. Новгородцам оставалось лишь молиться и надеяться на чудо. Настоятель Иоанн три дня молился в храме Святой Софии. На третью ночь он услышал голос, повелевший снять с иконостаса икону Божией матери и установить ее на стену города. Когда Иоанн отправился за иконой, сами собой зазвонили колокола на соборе. Когда иконы поставили на крепостную стену, несколько вражеских стрел вонзились в святой лик. И тогда случилось великое чудо — икона сама повернулась лицом к городу, и с нее полились слезы. В это время на врагов нашло затмение – они перестали отличать своих от чужих и нападали друг на друга. В страхе суздальцы покинули новгородские земли. В XX веке во время реставрации икона была тщательно исследована. Легенда подтвердилась: в доске были обнаружены следы от наконечников стрел.

4. Новгородские летописи рассказывают еще одну легенду. В 1045 году собор Святой Софии начали расписывать греческие мастера. Они должны были изобразить на своде храма Спаса Вседержителя с простертой правой рукой. Иконописцы приступили к делу, изображая Христа по православным канонам: «написаша образ Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со благословляющею рукою». Но наутро все увидели не благословляющую, а сжатую в кулак руку. Трижды переписывали образ мастера, изображая Иисуса с благословляющей правой рукой, и трижды наутро рука оказывалась сжатою. И когда на четвертый день иконописцы опять решили переписать руку, услышали они повелевающий с небес голос: «Писари, о, писари! Не пишите мя с благословляющею рукой, напишите мя со сжатою рукою, аз бо в сей руце моей Великий Новгород держу; а когда рука моя распространится, тогда будет граду сему скончание. »

5. С одним из колоколов Софийского собора связано предание. Иван Грозный ехал в храм слушать обедню, и когда царский конь вступил на Волховский мост, звонарь сильнее обычного ударил в колокол, приветствуя царя. Звон был таким оглушительным, что конь испугался и чуть не скинул царя в реку. Разгневанный Иван Грозный велел отрубить колоколу уши, оставив его на одной матице (средней петле). Но даже после этой экзекуции «мятежный» колокол еще долго висел на звоннице и получил прозвище «безухого».

Софийский собор в Новгороде

Софийский собор является главным православным храмом Великого Новгорода почти тысячу лет. Он расположен на левом берегу реки Волхов на территории Новгородского кремля, в самой древней его части – там, где находился Владычный двор. Собор Святой Софии производит сильное впечатление: величественное, монументальное сооружение из белого камня увенчано пятью куполами в форме шлемов древнерусских воинов, четыре из которых окрашены в свинцовый цвет, а пятый, центральный, сверкает золотыми бликами на солнце. Оказавшись в старинном городе, обязательно найдите время, чтобы посетить эту достопримечательность, ведь не зря на Руси говорили: «Где София, там и Новгород».

Сэкономь на путешествии!

Видео: Софийский собор и звонница

История Софийского собора

Софийский собор в Новгороде, выдающийся памятник древнерусского зодчества и самый старый из дошедших до нас православных храмов на территории России, был возведен новгородским князем Владимиром Ярославовичем по велению его отца киевского князя Ярослава Мудрого. На строительство храма ушло пять лет: работы велись с 1045 по 1050 год. Его освятил епископ Лука (Лука Жидята), русский священник, которого князь Ярослав Мудрый, несмотря на возражения константинопольского духовенства, избрал преемником новгородского епископа грека Иоакима.

Лука, ставший первым епископом русского происхождения, почитается Русской православной церковью в лике святых. Он известен также тем, что является автором первого собственно русского произведения духовной литературы «Поучение к братии», представляющего значительный историко-культурный интерес.

На протяжении столетий Софийский собор был духовным центром Новгородской республики – русского средневекового государства, существовавшего с 1136 по 1478 гг.

В 1478 году Новгородская республика вошла в состав Московского государства. При правящем в то время Московском князе Иване III Софийский собор утвердился как один из главных храмов объединенной державы. С тех пор все русские цари считали своим долгом поклониться святыням храма, оставить здесь память о себе и своих деяниях.

Сохранившиеся иконы, драгоценная утварь, шитые покровы, плащаницы, рукописные и старопечатные книги доносят до наших дней имена знаменитых жертвователей – царей и бояр, священнослужителей и светских меценатов. Пожертвованиями и вкладами в Софийский собор сопровождались и все великие баталии русского воинства. Но драгоценные реликвии на протяжении веков нередко и уничтожались. Ущерб аутентичности храма был нанесен в период петровских времен, когда древнее художественное наследие энергично вытеснялось светской культурой, и в XIX веке во время синодальных обновлений.

Более всего Софийский собор пострадал в ХХ столетии. В 1922 году, во время проводимой советской властью кампании по изъятию культовых ценностей, церковное имущество по большей части было реквизировано, а в 1929 г. власти и вовсе закрыли храм для богослужений. В его помещении разместился антирелигиозный музей, где были представлены сокровища, которые таила ризница собора – это должно было обличать церковь, демонстрируя ее «неправедные» богатства.

Читать еще:  Когда евдокия в году. День святой Евдокии: Как принято отмечать и почему этот праздник важен в народе

Следует сказать, что Софийский собор был не только культовым сооружением. В его огромных подземельях хранилась городская казна и многочисленные сокровища не только религиозного происхождения. Собственно, решение создать музей, принятое благодаря усилиям Общества любителей древности, члены которого входили в состав комиссии по изъятию ценностей, позволило сохранить и оставить в соборе исторические реликвии.

В годы Великой Отечественной войны храм разграбили оккупанты, сооружение было повреждено обстрелами и бомбежками. После войны здание было восстановлено и включено в состав Новгородского музея-заповедника.

В 1991 году Софийский собор был передан Российской православной церкви. Патриарх Всея Руси Алексий II освятил храм 16 августа того же года. Сегодня он имеет статус кафедрального собора Новгородской митрополии.

Архитектура

Первый камень в фундамент новгородского Софийского собора был заложен 21 мая (3 июня) 1045 года, в День Святых равноапостольных Константина и Елены. Согласно преданиям, в этот день сгорела («вознеслась») деревянная «о тринадцати главах» церковь Софии – первый храм Премудрости Божией на славянских землях. Другие источники утверждают, что церковь сгорела в год завершения постройки нового храма, но точных подтверждений обеим версиям нет.

К этому времени в Киеве уже возвышался Софийский собор, возведенный в византийском стиле. Может показаться, что храм в Новгороде во многом повторяет киевский образец. Это отчасти верно: ведь в первой половине XI века традиции возведения сооружений из камня еще не сложились. Вероятно, князь Владимир Ярославич пригласил мастеров-каменотесов из Киева или даже из самого Константинополя.

Строительные материалы и техника смешанной кладки из камня и плинфы практически аналогичны киевским сооружениям. Кладка скреплена цемянкой – розовым известковым раствором, замешанном с толченым кирпичом.

Оба храма пятинефные, с галереями и лестничными башнями, обширными хорами. Однако традиционная крестово-купольная система в новгородском Софийском соборе была дополнена приделами, основой которых послужили три уже существовавшие небольшие часовни. Зодчие объединили их в единый храмовый комплекс, связав дополнительными галереями.

Эти архитектурные объемы стали отличительной чертой облика Софии Новгородской. Они определили высоту сводов храмового ядра, способ перекрытия кровли. Необходимость увязки уровней всех построек, объединяемых в одно здание, обусловила надстройку стен, возведение опорных арок (акбутанов). Вынужденное увеличение высоты хоров, подкупольных пространств и других объемов собора были неканоничными для византийской и киевской церковной архитектуры. Эти вытянутые в высоту пропорции в дальнейшем стали отличительной чертой собственно новгородского храмового зодчества.

Внутренние стены Софийского собора заполнены голосниками – специально изготовленными сосудами из керамики. Их расположение тщательно продумано. Отверстия большинства голосников направлены во внешнее пространство, но некоторые сосуды обращены горловинами вовнутрь. Благодаря такому чередованию в большом объеме храма обеспечена прекрасная акустика, при этом исключается эхо. Голосники имеют еще одно предназначение: сферическая форма придает сосудам особую прочность, а поскольку они пустотелые, вес купола значительно уменьшается. Соответственно, снижается нагрузка массивной конструкции на опорный барабан, несущие арки и кирпичные своды.

Храм имеет пять куполов, шестой венчает лестничную башню, которая находится в западной галерее к югу от входа. Они выполнены в форме, напоминающей древнерусские шлемы. С креста среднего купола, впервые позолоченного еще в XV в., вот уже почти тысячелетие на город взирает свинцовый голубь. По преданию, присев отдохнуть на возвышающийся крест, птица увидела мучения новгородцев, на которые их обрек Иван Грозный, прислав сюда своих опричников. Голубь окаменел от ужаса. Согласно легенде, Новгород будет существовать до тех пор, пока его крылатый символ не улетит.

Звонница Софийского собора была возведена в XVII веке. На нее можно подняться и обозреть с высоты живописные окрестности. Здесь периодически проходят выставки колоколов.

Росписи Софийского собора

Вероятно, Софийский собор в Новгороде начали расписывать сразу после завершения строительства. Но от оригинальной росписи остались лишь фрагменты фресок центрального купола, где изображены фигуры пророков и архангелов. Образ Христа Пантократора, который располагался в центре росписи, был уничтожен в результате прямого попадания в храм снаряда во время Великой Отечественной войны.

Помимо этого, в Мартирьевской паперти под более поздними росписями реставраторам удалось обнаружить древнее настенное изображение равноапостольных Константина и Елены. Существует мнение, что эта фреска должна была стать основой для мозаики, так как выполнена начерно изрядно разбавленными красками.

Представленная ныне роспись Софийского собора в основном относится к концу XIX века.

Реликвии

Храм знаменит своими иконостасами. Главный из них украшают иконы XV-XVI веков, среди них – София, Премудрость Божия (XV в.). Она выделяется мистическим символизмом: на изображении преобладают алые тона – Премудрость в новгородском исполнении имеет красный цвет, означая жертву Христа.

На Рождественском иконостасе находится Тихвинская икона Богородицы (XVI в.). Она освящала заключение Столбовского мира, положившего конец русско-шведской войне 1614-1617 годов. Она оправлена в ризу, изготовленную по заказу царевны Софьи. На этом же иконостасе – образ «Спас на престоле» XIV в., а также образы XVI-XIX веков.

Первостепенная святыня Софийского собора – икона Божией Матери «Знамение», особо почитаемая в православном мире. Богоматерь изображена на ней с раскинутыми в стороны руками, раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте, обозначающем заступническую молитву. Этот иконописный тип изображения Божьей Матери называется Оранта. Согласно легенде, икона спасла жителей Новгорода от осады суздальского князя Андрея Боголюбского в 1170 г.

Западный фасад Софийского собора украшают Магдебургские врата, которые также именуют Корсунскими, Плоцкими, Сигтунскими. Они выполнены из бронзы, в романском стиле и покрыты многочисленными горельефами и скульптурами, изображающими евангельские сцены. Врата на протяжении многих столетий служили парадным входом в храм. Сегодня они открыты лишь по праздникам, в часы службы, которую проводит архиепископ Новгородский и Старорусский.

Согласно одной из версий, которая наиболее пришлась по душе жителям Новгорода, ворота были изготовлены в 1153 году в Магдебурге, и являют собой трофей новгородцев, ходивших в военный поход на шведскую столицу Сигтуну в 1187 г. О красоте ворот, искусно созданных западноевропейскими мастерами, слагали легенды. По одному из преданий, в XVII веке, когда Новгород оккупировали войска шведского короля, монарх велел доставить на родину утраченную пять столетий назад реликвию. К счастью, шведам не удалось снять массивные врата с главного новгородского храма.

Главный крест Софийского собора также стал легендой. 5 июля 1942 года советские войска обстреляли немецкую комендатуру, располагавшуюся на территории Новгородского кремля. Пять из 80 выпущенных снарядов нанесли храму значительный ущерб. От взрывов значительно пострадал купол. Его золотую обшивку немцы пустили на сувениры, которые в виде тарелок, табакерок и прочих солдатских поделок отправляли на родину. Повисший же на цепях крест вместе с голубем-хранителям достался союзникам немцев – испанцам: в городе базировался персонал инженерного корпуса их «Голубой дивизии». Храмовая реликвия была вывезена в Испанию в качестве трофея, и до начала нынешнего столетия находилась в Мадриде. Ее временным приютом стала часовня музея Военно-инженерной академии.

С начала 2000-х годов между Россией и Испанией шли переговоры по поводу возвращения креста на родину. По итогам беседы российского президента с королем Испании испанцы согласились вернуть реликвию. В Мадриде осталась ее точная копия.

16 ноября 2004 года в стенах Храма Христа Спасителя, кафедральном соборе Русской православной церкви, глава министерства обороны Испанского государства торжественно передал крест Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II. Сегодня он находится во внутреннем помещении Софии Новгородской, а на его месте возвышается копия, изготовленная в 2006 г. и установленная через год. На вершине креста снова сидит легендарный голубь, охраняющий город.

Читать еще:  Какие церковные праздники в октябре. Пост в день Усекновения главы Иоанна Крестителя

Посетителям

Софийский собор в Великом Новгороде открыт ежедневно с 8:00-20:00. Вход свободный. Собор является действующим, поэтому необходимо соблюдать правила посещения православного храма. Фотографировать внутри запрещено. Чтобы осмотреть внутреннее убранство, фрески, почитать жизнеописания святых и приложиться к мощам, рекомендуем выделить 40-60 минут. Можно посетить богослужение, подать записочки о здравии и упокоении, поставить свечи.

Уточнить интересующую информацию и заказать гида можно по телефону собора: +7 (816) 277-35-56.

Как добраться

Адрес Софийского собора: территория Новгородского кремля, 11.

Добраться до храма можно на общественном транспорте: автобусы № 17,17А, 26, 7, 7А идут до Сенной площади. Войдя в Новгородский кремль со стороны Кремлевского парка, нужно пройти прямо около 50 м. Софийский собор будет с левой стороны, напротив памятника 1000-летия России. Его сияющие купола заметны издалека.

Главный портал украшен Магдебургскими бронзовыми вратами, которые предположительно сделали немцы в XII веке. Несмотря на латинские надписи, на протяжении многих веков врата ошибочно считали византийскими.

В тёмных клеймах Магдебургских врат запечатлены сцены из Ветхого и Нового Заветов, аллегорические фигуры и портреты обычных людей: например, как можно понять по подписям, немцев Риквина и Вайсмута и русского мастера Авраама. Предположительно, Авраам дополнил врата своим портретом, когда собирал их заново. Надписи на вратах продублированы на латинице и кириллице.

Врата очень интересные в художественном плане: например, очень пластично выполнен фантастический сюжет сотворения Евы из ребра. Психологически решена нежная сцена встречи Девы Марии со своей родственницей Елизаветой.

Внизу справа — неожиданно (для православной церкви) изображён кентавр, аллегория двойственности души человека.

Софийский собор в новгороде. София Новгородская – легенды древнего храма Новгородский собор святой софии роспись


Выполненный в византийском ключе собор, тем не менее, обладал собственным неповторимым обликом. Суровая сдержанность в деталях, благородство выверенных пропорций, монолитность тесно поставленных куполов – все это создавало впечатление мощной энергетики, заключенной в образе храма.

В целом, стиль собора органично сочетался с северной природой. Немудрено, что именно он стал предтечей каменного зодчества Северо-западной Руси, именно этот архитектурный стиль еще много столетий царил в этих краях.

С Софийским собором, древнейшим архитектурным и историческим памятником России, связано несколько интересных легенд. Вот они:


Крест основного купола Софии Новгородской украшает голубь. Согласно преданию, появилась фигурка птицы там неслучайно. В 1570 году царь Иван Грозный безжалостно подавил бунт жителей Новгорода. В самом разгаре ужасной расправы на крест храма сел голубь и окаменел от страха. Примерно в это же время один из местных монахов увидел сон, в котором Богородица просветила его насчет голубя. По ее словам, птица была послана Новгороду в знак защиты. « Пока голубь будет на кресте Святой Софии, быть и городу в безопасности.»

Примечательно, что крест вывезли во время Великой Отечественной войны в Испанию. В войне на стороне Третьего Рейха принимали участие также добровольцы из Испании — так называемая «Голубая дивизия». (Дивизия обрела своё название по синим рубашкам — форме ультраправой партии — Испанская Фаланга). Во время одного из советских артобстрелов несколько снарядов попали в центральный купол Святой Софии, и крест сильно наклонился вниз. Религиозные испанцы решили святыню увезти, потому что им казалось, что в большевистской России святыни оскверняют. Долгие годы он стоял в Инженерной академии. Под ним была надпись, что этот крест находится на хранении в Испании и вернётся в Россию, когда исчезнет безбожный большевистский режим.

Вернулся он в родной город относительно недавно, в 2004 году, будучи обмененным на точную копию.

2. Чудеса иконы


Вторая легенда связана со святыней города «Знамение Пресвятой Богородицы», хранящейся в Софийском соборе. На иконе изображена Дева Мария, с поднятыми к небесам руками и с младенцем Иисусом на груди.

Во время столкновения 1169 года новогородцев с суздальцами, преимущество было на стороне последних. Горожане могли лишь уповать на чудо. И оно произошло!

Настоятель Софийского собора Иоанн несколько дней молился, взывая к Господу о помощи. Наконец настоятель услышал голос, который повелел ему перенести икону Богородицы из храма на крепостную стену Новгорода. Иоанн немедленно пошел за ней и тут, управляемые невидимой рукою, зазвонили соборные колокола. Икона была установлена на стену, и сразу стрелы противника воткнулись в изображение Девы Марии. После чего икона сама обратилась лицевой стороной к Новгороду и с нее потекли слезы… Одновременно, на суздальцев нашел морок, они стали избивать своих же товарищей. В ужасе и смятении враг бежал. Неизвестно, насколько верна легенда, но и сейчас на иконе видны следы от стрел.

3. Правая рука Иисуса

Согласно летописям, в 1045 году греческие иконописцы начали расписывать свод Софийского собора. Необходимо было создать изображение Иисуса Христа с благословляющею рукою, согласно православному канону. Мастера начали свою работу, но утром изображенная ими правая рука Иисуса оказалась сжатой в кулак. Три раза заново переписывали иконописцы Христа, и все три раза утром рука Спасителя была сжатой. На четвертый раз попыток мастера услышали с небес:
«Писари, о, писари! Не пишите мя с благословляющею рукой, напишите мя со сжатою рукою, аз бо в сей руце моей Великий Новгород держу; а когда рука моя распространится, тогда будет граду сему скончание»
Гораздо позже, в 1941 году изображение Иисуса Христа под главным куполом храма было уничтожено немецким снарядом. Рука Спаса Вседержителя, образно говоря, оказалась разжатой, и город превратился в руины…

Безухий колокол Святой Софии

Радуга над собором


И вот еще одно чудо, которое по рассказам, было связано с Софийским собором. В 1991 году совет области утвердил решение о передаче храма Новгородской епархии РПЦ в постоянное пользование. Это произошло 14 августа.
Через день прошло торжественное освящение Софии Новгородской, совершенное Патриархом Алексием II. Во время церемонии было ясно и безоблачно. Вдруг в небе прямо над центральным куполом собора вспыхнула радуга. А в самой Святой Софии свершилось очередное чудо – замироточили иконы…

Древние фрески Софии Новгородской.



Э. Гордиенко . Свята София Новгородская.
http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/6502.php

«Вначале в соборе почти не было живописных изображений. Возможно, это объясняется отсутствием квалифицированных мастеров, но не исключено, что в этот становительный период в соответствии с существовавшей тенденцией отрицания изобразительных символов в них не было необходимости.

В середине XI века лишь немногие живописные изображения располагались в первом ярусе, напоминая о присутствовавших в храме святых, поясняя содержание проходившей в соборе службы. Возможно, к середине — второй половине XI столетия — времени освящения и постепенного освоения храма, относится роспись на пилоне южной паперти, изображающая императоров Константина и Елену В день их празднования был заложен собор и, следовательно, роспись могла иметь календарное значение. Но представленные на ней святые почитались основателями христианской церкви на земле, и значит, пребывание их в соборе осознавалось еще как покровительство храму и преображенному городу, как признание исключительной роли его создателей, утвердивших « богоизбранное место» на скрещении важнейших жизненных путей.

Читать еще:  Агнесса значение. Агнесса: значение и происхождение имени, характер и судьба

Отсутствие точных сведений побуждает исследователей высказывать разные мнения о времени совершения росписи. С момента открытия датировка ее «продвигалась» от середины XI к XII веку, сейчас есть попытки находить в ней черты XIII столетия. Между тем технология росписи, нанесенной на сухой грунт, по существу тонкую обмазку, сглаживающую неровную поверхность каменной кладки, позволяет склоняться к более ранней датировке. Кроме еще немногих фрагментов подобной живописи, обнаруженных в соборе, техника письма «по сухому » ( al secco ) никогда в Новгороде в чистом виде не применялась. Как будто только в недавно возведенном и, может быть, еще не просохшем здании была необходимость использования быстрого письма.

Но и в стилистическом облике произведения очевидны признаки искусства середины — второй половины XI века. Главным средством выразительности здесь выступает линия. Яркая, широкая и упругая, она очерчивает контуры лика, одежд, пренебрегая пластикой рельефа, исключая глубину построения. Легкий цветовой покров раскрашивает рисунок блеклыми розовыми, серыми и голубыми красками и кажется необязательным его дополнением. Несмотря на то что прямых аналогий этой живописи найти трудно, она занимает свое место среди многих памятников на островах Средиземноморья, в пещерных храмах Малой Азии, деревянных церквах Скандинавии, вместе с ними представляя провинциальную ветвь византийского искусства XI века.»

«В 1108/1109 году по велению и на деньги епископа Никиты был расписан купол Софийского собора. В скуфье купола помещалось изображение Христа Пантократора. С ним связана легенда о деснице. Писавшие фреску мастера пытались изобразить ее благословляющей и старательно переделывали рисунок, пока не услышали божественный голос, приказавший оставить руку такой, как есть. «Азъ бо в сей руце моей, — вещал он, — сей Великий Новград держу, а когда сия рука моя распространится (разожмется — Э.Г.), тогда будет граду сему скончание»17. Предсказание в какой-то степени сбылось. Во время войны снаряд разбил купол, погибло изображение Спаса, «разжалась» его десница, и вместе с этим город был разрушен, сохранились лишь считанные коробки зданий.

От купольной росписи фрагментарно уцелели изображения поддерживавших славу Христа архангелов и в простенках между окнами фигуры пророков (кроме царя Давида). Несмотря на утраты, эта живопись в полной мере свидетельствует о расцвете изобразительного искусства в Новгороде в XII столетии. Возрождение духовной жизни во многом зависело тогда от общественной ситуации в городе. Миролюбивая политика князя Мстислава, старшего сына Владимира Мономаха, позволила найти общий язык с коренным населением, внести в жизнь горожан необходимые и полезные изменения. Создавшаяся благоприятная обстановка способствовала возрождению храмового строительства, приглашению живописцев, накоплению необходимых для ювелирных мастерских золота и серебра.

К лучшим творениям своего времени принадлежит купольная роспись Софийского собора и это, прежде всего, — изображение пророка Соломона. Если подняться на хоры, то прямо перед глазами зрителя предстанет его фигура: слегка удлиненный силуэт, узкие стопы ног, обутые в порфировые с жемчужными украшениями сапожки, тонкие руки и царственное, освещенное легким румянцем, юное лицо с темными миндалевидными глазами. Соломон в короне с жемчужными подвесками, украшенном каймами хитоне и мягко спадающем с плеч пурпурном гиматии. На груди его нашит орнаментированный лоскут материи, тавлий — полагающийся в византийском церемониале знак принадлежности императорскому дому. В этом небольшом кусочке живописи, кажется, заключено все достоинство росписи. Золотые ассисты воспроизводят здесь блеск драгоценных камней, ими усыпан тавлий, и чтобы достичь иллюзорности изображаемого сияния, художник прячет сверкающие камни в складках гиматия, добиваясь достоверности, которой так дорожили античные мастера. Оттуда, из эстетических глубин эллинизма, исходят корни этого искусства, нашедшего благоприятную почву при грекофильском дворе новгородского князя.

В те годы, вероятно, собор был полностью расписан. Найденные фрагменты подобной живописи в алтаре Рождественского придела, зафиксированные В.В.Сусловым остатки древней росписи в главном алтаре и других местах храма подтверждают это предположение.»

«В 1144 году епископ Нифонт велел расписать притворы. С этим сообщением принято связывать остатки фресок в южной ( Мартирьевской или уже упоминавшейся Золотой) паперти. Кроме великолепного Деисусного чина над гробницей архиепископа Мартирия (отсюда еще одно название галереи), в галерее частично уцелели сцены из жития Георгия. «

Софийская звонница

Софийская звонница стоит у восточной стены Новгородского кремля, напротив алтарной части Софийского собора. Древние колокола были значительно меньше теперешних (около 15-30 килограмм) и не нуждались в отдельном сооружении для подвески. В Софийском соборе они висели в проёме над южным входом в храм.

В 1342 году для Софии отлили новый колокол, который был намного больше остальных. Для его подвески понадобилось отдельное сооружение, которое построили возле кремлевской стены. Фундамент сохранившегося здания звонницы был заложен в 1455 году после того, как старое вместе с частью стены обрушилось в реку. Его неоднократно перестраивали под новые колокола, которые становились все больше. Собор был одним из немногих храмов города, где работал постоянный штат звонарей. Так возникли династии звонарей и своя традиция звона. Сейчас из 18-ти исторических колоколов Софийского набора 12 находятся в Новгороде.

Великий русский композитор Сергей Васильевич Рахманинов, выросший на Новгородской земле, увековечил в своей музыке русский колокольный звон. В Первой сюите для двух фортепиано (часть III, «Слёзы») он передал, хотя и значительно переработав, мелодию средних колоколов старого Софийского звона, и это не единственное его произведение, вдохновлённое колоколами.

Поиски звучания исторического Софийского звона продолжаются. С 1991 года Софийская звонница используется по своему первоначальному назначению, сейчас в её штате трудятся три звонаря. В 2013 году большие колокола звонницы были подняты с постаментов, на которых они простояли почти шестьдесят лет после Великой Отечественной войны. На площадке под звонницей с помощью специальных сооружений подвешены и продолжают звучать три больших колокола – Праздничный, Воскресный и Вседневный благовестник.

Интересный факт: самый большой колокол Софийской звонницы — Праздничный, в 1659 отлил простой псковский кузнец Ермолай Васильев, который никогда не занимался этим ранее. Так получилось, что при литье Ермолай допустил много ошибок: плохо расплавленный металл низкого качества, грубая формовка, разная толщина стенок колокола и так далее. Но колокол звучит до сих пор, а вот его предшественников, отлитых именитыми мастерами, больше нет: один из них разбился, а второй повисел не больше пяти лет и был перелит Ермолаем Васильевым.

Во время антиколокольной кампании конца 1920-х – 1930-х годов оказалось, что Воскресный колокол Софийской звонницы (1839) перелит из безухого колокола, подаренного Иваном Грозным Софийскому собору в 1572 году, то есть является преемником уникального древнего колокола. Это и сохранило ему жизнь.

В декоре Вседневного благовестника Софийской звонницы (1677) навсегда остались следы тонкой работы по металлу его создателей, московских колокольников Василия, Якова и Фёдора Леонтьевых. На орнаменте, изображающем небесные силы, хорошо видны отпечатки пальцев мастеров.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector