0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Московские церкви святого Иоанна Воина

Московские церкви святого Иоанна Воина

Церковь св. Иоанна Воина. Фото: hram.codis.ru

В старой Москве существовало множество церквей с приделами, освященными во имя чтимого на Руси св. мученика Иоанна Воина, почитавшегося покровителем в битвах за Отечество. И только один- единственный московский храм, что на Большой Якиманке, был построен в честь этого святого.

Святой Иоанн жил в IV веке от Рождества Христова. Он совершил свой подвиг во времена правления императора-язычника Юлиана Отступника, который вновь начал гонения на христиан уже после того, как христианство было признано государственной религии Римской империи наравне с язычеством. Св. Иоанн служил тогда в войске императора и должен был преследовать христиан, но вместо того тайно помогал им — предупреждал об опасности, освобождал схваченных, устраивал побеги. Узнав о том, Юлиан арестовал самого св. Иоанна и заточил его в темницу. Только после смерти императора в 363 году св. Иоанн вышел на свободу и до самой кончины вел благочестивую жизнь, помогая ближним. Умер он в глубокой старости — год его смерти остался неизвестен. Долгое время не знали, и где был похоронен святой, пока он сам не явился одной благочестивой христианке и не указал, где находится его могила. Тогда были обретены его святые мощи и с благоговением положены в церкви св. апостола Иоанна Богослова, где у них получили исцеление множество людей.

На Руси св. Иоанн почитался покровителем военных и помощником ратников в битвах за Отечество. Оттого и первая, деревянная церковь в Москве, освященная во имя святого, была выстроена в замоскворецкой местности, связанной с военным делом — там, где в начале XVII века была старая Стрелецкая слобода. Ведь и сама история Замоскворечья началась с того, как Иван Грозный поселил здесь, на правом берегу Москвы-реки, своих стрельцов. Задолго до образования слободы тут стоял Крымский Двор. В 1612 году на этом месте казаков из ополчения князя Трубецкого уговаривали присоединиться к войску князя Пожарского, потом освободившего Москву.

И сама местность, где была выстроена церковь, в то время называлась «Малыми Лучниками» — здесь жили мастера, изготовлявшие военные луки для русской армии. А «Малыми» это замоскворецкое поселение называлось в отличие от других «лучников» — в районе Лубянской площади, где и сейчас один местный переулок называется Лучниковым. Его старинные жители тоже делали этот вид оружия.

А Иоанновская церковь документально известна с 1625 года. Однако эта деревянная церковь стояла не там, где сейчас, а посреди улицы ближе к площади. К петровскому времени она уже сильно обветшала и порушилась. А однажды во время весеннего половодья сильно разлившаяся Москва-река затопила ее вместе со всей местностью. Весною 1708 года по Большой Якиманке ехал сам Петр I. Увидев полуразрушенный храм, кругом стоявший в воде, к которому подъезжали на лодках, государь громко спросил прохожих, как называется этот храм, и, узнав, что он посвящен св. Иоанну Воину, молвил: «Это наш патрон, скажи священнику, что я желал бы видеть новый каменный храм на возвышении».

В это время шла Северная война — Россия воевала с Швецией. Обычно считается, что новая красивая каменная церковь Иоанна Воина была построена в честь победы в Полтавской битве, состоявшейся летом 1709 года — именно тогда начались работы по воплощению петровского замысла, и возведение в Москве праздничной, нарядной церкви было приурочено к победоносной баталии. Одни полагают, что храм был выстроен на средства прихожан, другие — только на вклады самого Петра I. Царь действительно первым сделал взнос на строительство храма. По преданию, он и сам выбрал новое место для строительства храма — на правой стороне Большой Якиманки, и собственноручно составил ее эскиз-чертеж, хотя иногда считают, что государь только самолично утвердил представленный ему план. В одном историки и искусствоведы согласны полностью и безоговорочно называют архитектором церкви, или мастером, воплощавшим петровский эскиз, знаменитого зодчего Ивана Зарудного — видного мастера московского стиля «петровского барокко». Он подарил Москве и прекрасный собор Заиконоспасского монастыря на Никольской, и Меншикову башню, а в Санкт-Петербурге именно построил иконостас собора Петропавловской крепости.

Строительство велось много лет. На том месте, где стояла прежняя деревянная церковь, возвели часовню, которая украшала Калужскую площадь до 1928 года. Новая блестящая церковь была освящена в 1717 году. В ней хранились уникальные московские святыни: образ св. великомученицы Варвары с частицами ее святых мощей и образ Спаса, по преданию, надвратный с главной Фроловской башни Московского Кремля — прежде он находился над этими кремлевскими воротами, которые в честь него и были вместе с самой башней названы Спасскими. А в 1791 году архитектор Василий Баженов исполнил иконостас для этой церкви, но не его видят сейчас прихожане, а другой, тоже уникальный иконостас, в 1928 году перенесенный в храм из разрушенной Трехсвятительской церкви у Красных ворот. Сама Иоанновская церковь не закрывалась в советские годы, и сохранился ее великолепный старинный интерьер, поражающий воображение каждого, кто переступает порог храма.

После революции была уничтожена другая московская церковь с приделом св. Иоанна Воина, что на Старой Божедомке (улица Дурова). Там с незапамятных времен находился «убогий дом», давший название местности. В таких домах, расположенных обычно на далеких городских окраинах, находились первые московские морги и кладбища, где хоронили безвестных, безродных и неопознанных людей — странников, нищих, умерших во время эпидемий, насильственной смертью или самоубийц. Рядом с убогим домом стоял мужской Крестовоздвиженский монастырь с деревянной соборной церковью, упомянутой в московской летописи еще в 1539 году. В конце XVII века ее выстроили каменной, потом освятили в ней придел св. Иоанна Воина, а после упразднения монастыря в XVIII столетии церковь обновили и обратили в приходскую — но не совсем обыкновенную. В обязанностях ее священника было отпевание покойников убогого дома и совершение положенного поминовения по усопшим и погребенным там: в Семик, то есть в четверг седьмой недели после Пасхи туда приходили с крестным ходом из Высоко-Петровского монастыря, отпевали всех умерших и хоронили новых покойников. Обычно это совершалось дважды в год — второй раз под Покров. Такой порядок существовал до 1763 года, пока не был закрыт последний в Москве убогий дом, находившийся именно на Старой Божедомке.

А в начале XX века один удачливый человек по фамилии Веденеев выиграл 200 тысяч рублей — и сразу же пожертвовал большую сумму на ремонт и благоукрашение храма. На эти средства в 1908 году была красивая, стройная шатровая колокольня, стилизованная под допетровскую старину и значительно расширена сама церковь. Но грянула революция — и от древней московской церкви не осталось и следа. В 1935-1936 г.г. ее разрушили и выстроили на том месте здание гостинцы Центрального Дома Советской Армии.

Придел во имя святого ныне существует и в Предтеченской церкви на Пресне. И в Москве по-прежнему осталась одна-единственная церковь св. Иоанна Воина, где можно вознести Богу молитвы и благодарение за ее спасение.

История и строительство храма

Самое первое упоминание о церкви датировано 1625 годом. В то время в этом районе Москвы проживали стрельцы вместе со своими семьями. Своим покровителем они считали Иоанна Воина, а потому на свои средства построили в честь него храм.

Читать еще:  Чем лечится человеческий дух. Где вылечить душевную боль? Фильмы, исцеляющие души

Но после стрелецкого восстания и его подавления, оставшиеся в живых стрельцы, бежали из этих мест, прихватив с собой жен и детей. Поселение опустело, и вместе с ним опустела и церковь. А в 1708 году в этих краях произошло сильное наводнение, из-за чего храм фактически оказался затоплен.

В 1708 году мимо церкви проезжал Петр I. Он обратил внимание на людей, которые добирались до храма на лодках. Удивившись, царь приказал построить на возвышении новую церковь и выделил на ее строительство 300 рублей (огромную по тем временам сумму). Проект нового храма Петр I поручил разработать любимому архитектору Ивану Зарудному.

Строительство продолжалось 9 лет. В 1717 году церковь освятили и провели в ней первое богослужение. В честь этого знаменательного события царь прислал новому храму несколько подарков. Среди них были золотые сосуды для литургии, тяжелая гиря на массивной цепи и картина с надписью «Аптека, врачующая грехи». Гирю повесили прямо над входом, чтобы она постоянно служила напоминанием о порядках во время службы.

В 1812 году в Москву вошли войска Наполеона. Французы, которые непрерывно занимались мародерством, почему-то решили, что в церкви спрятан клад. Они разграбили храм, выломали в нем все двери и разбили полы, но никаких сокровищ, естественно, не нашли. Уходя из столицы, оккупанты устроили пожар, в котором погибло множество старинных зданий. Однако до церкви огонь, к счастью, не дошел.

После изгнания Наполеона храм начали потихоньку приводить в порядок. В нем заново освятили все престолы, отремонтировали поломанные двери и полы. К 1840 году, благодаря старанию прихожан, удалось полностью восстановить все внутреннее убранство.

В советское время церковь не закрывалась. Однако в 1922 году у нее конфисковали все имущество, включая иконостас и колокола. Настоятель храма, протоиерей Христофор Надеждин, был арестован по надуманному обвинению и вскоре расстрелян.

Позже церковь Иоанна Воина стала хранительницей святынь из закрытых и разрушенных храмов столицы. А также здесь находятся иконы из часовен московского Кремля.

Церковь Иоанна Воина

По легенде, место для строительства церкви Иоанна Воина в память победы под Полтавой выбрал сам Петр I. Император активно участвовал в ее проектировании и спонсировал отстройку храма после очередного наводнения.

Деревянная церковь Иоанна Воина впервые упоминается в 1625 году, но размещалась она тогда возле современного здания ЦДХ.

Места эти часто страдали от наводнений, и церковь просто смыло во время паводка. Поэтому новый храм поставили уже на Якиманке. Его освятили в 1711 году, а к 1717 завершили все декоративные работы. Единственное изменение в архитектуре церкви сделали в 1759 году: появился придел во имя митрополита Дмитрия Ростовского.

Архитектор церкви Иоанна Воина остается не известным, хотя сходство с Меншиковой башней предполагает работу Ивана Зарудного.

В основе храм представляет собой восьмерик на четверике, но зрительно похож на ротонду.

Церковь Иоанна Воина украшена белокаменной резьбой и фигурками ангелов. Купола расписаны красной, черной, желтой и зеленой краской «в шахмат». Когда появилась такая расцветка не известно, но есть легенда, что в 1790-е она понравилась Павлу I и с тех пор украшает храм.

Колокольня немного выбивается из общего облика церкви сухостью декора и нарисованными часами. А двор храма окружает кованая ограда в виде вьющихся ветвей с листьями.

Внутреннее убранство церкви Иоанна Воина создали под руководством Василия Баженова, росписи выполнил художник Гавриил Доможиров. Первоначальный декор сохранился не полностью, хотя реставрации проводили максимально приближенно к оригиналу.

Иконостас, который сейчас стоит в храме Иоанна Воина, создали в 1712 году для церкви Трех святителей у Красных ворот (там крестили Лермонтова и отпевали генерала Скобелева). Но в 1928 храм снесли, а иконостас чудом попал в церковь Иоанна Воина.

Этот храм в советское время действовал, поэтому сюда переносили иконы из близлежащих закрывающихся церквей: икону «святые Иоаким и Анна» передали из церкви на Якиманке, икону «Великомученица Варвара» — из Варваринского храма на Варварке, Казанскую икону Пресвятой Богородицы — из Казанской церкви на Якиманке.

Годы богоборчества

В годы богоборчества Храму по воле Божией выпало стать одним из немногих очагов истинного православия в Москве. В 1922 году за верность Патриарху Тихону и своему долгу был мученически убит настоятель Храма и Благочинный Замоскворечья о. Христофор (Надеждин). В 90-е годы он был прославлен как сщмч. Христофор. Сегодня прихожане Храма молятся ему о даровании твердости в вере.

Молитвами сщмч. Христофора и всех небесных покровителей Храму удалось избежать скверны обновленчества и сохранить верность каноническому священноначалию. Все годы и поныне богослужения совершались и совершаются в соответствии с исторической православной традицией.

Храм не закрывался, но в 1922 г. в нем были конфискованы церковная утварь и другие ценности.

Выпало Храму и иное послушание — стать хранителем многих великих христианских святынь, перенесенных в Храм в 20-30-е годы из закрываемых московских церквей. Это и икона праведных Иоакима и Анны с 80-ю житийными клеймами из храма, давшего имя улице Якиманке, и икона св. Василия Блаженного из храма его имени на Красной площади, и мощи и икона св. великомученицы Варвары из храма ее имени, что на Варварке.

Иконы Всемилостивого Спаса Смоленского и святителя Николая Чудотворца находились раньше над воротами Московского кремля, получившими от них свои наименования.

Ныне существующий прекрасный резной золоченый иконостас был сооружен в 1708 году для церкви Трех святителей у Красных ворот и перенесен оттуда в храм св. мученика Иоанна Воина в 1928 году, когда церковь Трех святителей была снесена.

Одним из последних изменений в Храме Иоанна Воина было в 1984 г., когда из-за расширения улицы церковная ограда, возведённая в 1746-58 годах, была передвинута на новую красную линию.

Желябужский И.А. Записки // Записки русских людей. СПб., 1841. С.111.

Горчаков Н. Церковь св. Иоанна Войнственника в Москве // Московские губернские ведомости. 1841, № 10. С.100.

Иванов О.А. К истории церкви Иоанна Воина // Московский журнал. 1999. № 7

ЦИА Москвы. Ф.2134, оп.1, № 36, л.75

История

Самое первое упоминание о церкви Иоанна Воина относится к 1625 году. Тогда она располагалась на берегу Москвы-реки, ближе к Крымскому мосту, приблизительно там, где начинается территория Центрального Дома Художников (ЦДХ) и пересечение Якиманского и 2-го Бабьегородского переулков и носила название Церковь Иоанна Войнственника «что у Крымского двора на берегу» [1] . Иоанн Воин или как ранее говорили, Войнственник, был покровителем воинов-стрельцов, живших в то время в этом месте с 1550-х годов по повелению Царя Иоанна Грозного. Церковь находилась «под горою» и часто разливы реки подтапливали её. Вообще, вся эта местность сильно затапливалась вплоть до строительства Водоотводного канала в 1786 году.

Стараниями стрельцов началось строительство новой каменной церкви. В 1671 году храм был отстроен, но просуществовал недолго. После стрелецкого восстания, оставшиеся в живых стрельцы, с семьями были выселены из Москвы, храм подвергся запустению, а в 1708 году оказался затопленным во время наводнения.

В 1709 году, со слов очевидца событий, «вода была великая на Москве, под каменной мост, под окошки подходила, и с берегов дворы сносила и с хоромами и с людьми, и многих людей потопила, также и церкви многие и у Иоанна Войнственника за Москвою-рекою церковь Божию потопило» [1] .

Также, существует народная легенда, согласно которой Петр I, проезжая по Якиманке, увидел, что церковь стоит в воде и к ней подъезжают прихожане на лодках. Узнав, что это храм Иоанна Войнственника, царь воскликнул: «Это наш патрон! Скажите священнику, что я бы желал видеть храм каменный и на возвышении у самой Большой улицы, дам вкладу и пришлю план». Через два месяца он сам приехал с планом и, увидев, что начали уже завозить материал для строительства, похвалил священника. А в книге для вписания вкладов якобы написал: «Вклад даю триста рублей. Петр» [2] . Имя батюшки, принявшего во имя Божие вклад Петра Великого, — отец Алексий Федоров (ск. 1731 г.).

Читать еще:  Темные боги: легенды, мифы, имена богов и покровительство. Боги первого поколения Богиня ночи Никс

В 1712 году для церковного кладбища были отведены пустырь и несколько дворов также из стрелецких оброчных земель. Московский губернатор, князь Михаил Григорьевич Ромодановский, уплату оброчных денег с этих земель отменил, а велел хозяевам платить только «мостовые деньги» — на приведение в порядок дорог у их владений. Через некоторое время новый губернатор, боярин Алексей Петрович Салтыков, предписал собирать и оброчные деньги. Так за церковью Иоанна Воинаобразовалась недоимка (с 1714 по 1720 год): 89 рублей 22 алтына 2 деньги оброчных денег и 24 рубля мостовых.

К освящению храма в 1717 году Петр Великий прислал золотые сосуды, картину и пудовую гирю на массивной цепи. Ее подвесили при входе для напоминания людям о соблюдении порядка во время службы. На картине, имевшей более двух аршин в длину и ширину (около 142 см), вверху имелась надпись: «Аптека, врачующая грехи» [3] .

Однако, есть все основания полагать, что строительство Храма планировалось и ранее на новом месте: так для постройки новой церкви земля была куплена еще в 1702 году из стрелецких оброчных земель [4] . Но, видимо, именно желание и финансы Петра Великого подтолкнуло начало строительства Храма Иоанна Воина.

Автором плана и ее зодчим был один из любимых архитекторов Петра I Иван Петрович Зарудный(ск. 1727 г.). Уже 11 (23) июня 1711 года в юго-восточном углу был освящен придел св. мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива (память 15/28 ноября) и в Храме началось богослужение.

Большое освящение Храма 12 июня 1717 года совершил Патриарший Местоблюститель Митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский). С этого дня, который считается начало жизни нового Храма, по глубокому замечанию о.Назария, игумена Валаамского, «неотступно пребывает в храме Божием Ангел-блюститель Престола Господня».

Сохранился документ 1721 года, согласно которому священник Алексей Федоров купил за 5 рублей у вдовы сторожа Мундирной канцелярии Агафьи Потаповны Чертихиной ее строения (вероятно, дом и хозяйственные постройки), расположенные около церкви на Большой Калужской (так называлась в те годы Якиманка). Землю же, на которой все это находилось, она «уступила к церкви Иоанна Войнственника для строения на ней богадельни» [5] . Таким образом, наряду с Петром Великим основателем новой церкви Иоанна Воина следует признать священника Алексея Федорова.

В 1752 году в истории православной России произошло знаменательное событие — были обретены нетленными и позднее канонизированы мощи Святителя Дмитрия Ростовского (память 21 сентября/4 октября и 28 октября/10 ноября). Год представления святого совпадал с годом закладки Храма св. мученика Иоанна Воина. Погребение Святителя, своего почившего друга, совершал тот же Митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский), который освящал Храм. Жизнь новоявленного Святителя и Храма протекала, таким образом, почти одновременно и духовно взаимосвязанно. Переплетение дат и событий сподвигли прихожан просить освятить новый престол во имя этого святого.

Таким образом, в 1760 году Храм св. мученика Иоанна Воина стал трехпрестольным.

Отечественная война 1812 года

В 1812 году при нашествии Наполеона Храм св. мученика Иоанна Воина был осквернен французами.

«Привлеченные золотом, серебром, жемчугами и драгоценными камнями, французы не смогли отворить западные двери церковные, отломали южные, потом отворили северные, запертые, подобно южным, изнутри, и в храм Божий ввели своих коней. Ища сокровищ, они взламывали пол, рубили стены, а сокровища им не давались. Заметили под самым алтарем подвал, но вместо того, чтобы спуститься в него ходом с северной стороны храма или окнами (нижними), они проламывали нижний свод среди алтаря, не подозревая, что южная часть подвала, вблизи которой находились драгоценности, отделена каменною стеною» («Воспоминания очевидца о пребывании французов в Москве в 1812 году». Москва, 1862, с. 82-85).

Господь сохранил Храм и от пожара: бушевавшее на Якиманке пламя остановилось, дойдя до церковной ограды. Храм и вся правая сторона улицы до Калужских ворот (где ныне Калужская площадь) остались вне пожара.

После неприятеля престолы были освящены заново: св. Гурия, Самона и Авива — 20 февраля, св. Димитрия Ростовского — 9 марта, св. Иоанна Воина — 29 июня 1813 года. Несколько же дней, когда Храм был разграблен, так и остались единственными днями за всю 300-летнюю историю Храма, когда в нем не совершались богослужения.

Благодаря щедрым пожертвованиям и драгоценным вкладам, Храм постепенно восстановил свою утварь и внутренне убранство и уже к 1840 году достиг прежнего благолепия.

Годы богоборчества

В годы богоборчества Храму по воле Божией выпало стать одним из немногих очагов истинного православия в Москве. В 1922 году за верность Патриарху Тихону и своему долгу был мученически убит настоятель Храма и Благочинный Замоскворечья о. Христофор (Надеждин). В 90-е годы он был прославлен как сщмч. Христофор. Сегодня прихожане Храма молятся ему о даровании твердости в вере.

Молитвами сщмч. Христофора и всех небесных покровителей Храму удалось избежать скверны обновленчества и сохранить верность каноническому священноначалию. Все годы и поныне богослужения совершались и совершаются в соответствии с исторической православной традицией.

Храм не закрывался, но в 1922 г. в нем были конфискованы церковная утварь и другие ценности.

Выпало Храму и иное послушание — стать хранителем многих великих христианских святынь, перенесенных в Храм в 20-30-е годы из закрываемых московских церквей. Это и икона праведных Иоакима и Анны с 80-ю житийными клеймами из храма, давшего имя улице Якиманке, и икона св. Василия Блаженного из храма его имени на Красной площади, и мощи и икона св. великомученицы Варвары из храма ее имени, что на Варварке.

Иконы Всемилостивого Спаса Смоленского и святителя Николая Чудотворца находились раньше над воротами Московского кремля, получившими от них свои наименования.

Ныне существующий прекрасный резной золоченый иконостас был сооружен в 1708 году для церкви Трех святителей у Красных ворот и перенесен оттуда в храм св. мученика Иоанна Воина в 1928 году, когда церковь Трех святителей была снесена.

Одним из последних изменений в Храме Иоанна Воина было в 1984 г., когда из-за расширения улицы церковная ограда, возведённая в 1746-58 годах, была передвинута на новую красную линию.

[1] Желябужский И.А. Записки // Записки русских людей. СПб., 1841. С.111.

[2] Горчаков Н. Церковь св. Иоанна Войнственника в Москве // Московские губернские ведомости. 1841, № 10. С.100.

[3] Иванов О.А. К истории церкви Иоанна Воина // Московский журнал. 1999. № 7

[4] ЦИА Москвы. Ф.2134, оп.1, № 36, л.75

[5] Москва. Актовые книги XVIII столетия. М., 1895. Т.3. С.114 (№ 523).

  • В XVII веке современная Якиманка была заселена в основном стрельцами и мастеровыми-лучниками (не зря же эта местность так и называлась – Малые Лучники). Именно эти люди ввиду особенностей своей профессии избрали себе в покровители Иоанна Воина, издревле считавшегося на Руси помощником и хранителем представителей военного ремесла.
  • Первая деревянная и очень быстро обветшавшая Иоанновская церковь стояла чересчур близко к Москве-реке, так что во время половодья прихожане вынуждены были подплывать к ней на лодках. Эта картина, попавшаяся на глаза Петру I аккурат после победной битвы под Полтавой, не на шутку возмутила государя: дескать, так-то мы почитаем покровителя воинов, да еще в разгар русско-шведской кампании. По государеву велению и благодаря его же финансовой поддержке началось строительство нового каменного храма на близлежащем возвышении.
  • Праздничный и нарядный, Иоанновский храм гармонично сочетает черты московского и украинского барокко. Его многоцветный декор радует взгляд, утомленный будничной серостью современного мегаполиса: крыша выстлана ярко-зелеными листами, красные стены контрастируют со стройнящими храм белыми колоннами, подчеркивающими сходство его формы с ротондой, черепица у основания куполов выложена желто-зеленым мозаичным орнаментом.
  • Внутреннее убранство храма может достойно посоперничать с его внешним обликом. Все иконы храма облачены в роскошные золотые оклады, центральный купол щедро украшен фресками и белоснежной лепниной. Резной позолоченный иконостас не всегда принадлежал храму Иоанна Воина: первоначально он был создан для Трехсвятской церкви у Красных Ворот. Но этот храм сравняли с землей в неспокойные 1930-е, а иконостас обрел вторую жизнь в Иоанновской церкви.
  • Рядом с пышностью храма его колокольня выглядит несколько сдержанно и даже суховато – но кто сказал, что это плохо, и не является ли гармония сочетанием разного? Зато уж ограда полностью соответствует пышности и великолепию Иоанновской церкви: изящные кованные ветви с листочками переплетаются в прихотливые узоры.
  • Среди святынь храма немало почитаемых реликвий из московских храмов, не переживших период иконоборчества. Многих из этих храмов уже нет в помине, а их святыни живут в стенах Иоанновской церкви. Среди самых почитаемых реликвий – икона Богородицы, названная «Владимирской», икона Иоакима и Анны, икона великомученицы Варвары, икона Иоанна Воина, образ Спаса Смоленского и мощи более 150 святых угодников.
Читать еще:  «Деньги не помогут». Почему в российской медицине нет новых технологий

Иоанновский храм наряден в любое время года.

Этим ярким храмом можно любоваться очень долго.

Нарисованные часы колокольни церкви Иоанна Воина на Якиманке.
Храм Иоанна Воина на Якиманке отлично выглядит в ночное время.

История одной церкви. Храм Иоанна Воина на Якиманке

До революции на московской улице Большая Якиманка стояли четыре церкви, но уцелела только одна – посвященная святому мученику Иоанну Воину. Этот уникальный памятник российской архитектуры первой четверти XVIII века принадлежит к числу лучших образцов петровского барокко. За триста лет своего существования он вместе со всей страной пережил самые страшные и темные периоды, но практически ни разу не закрыл двери для верующих.

Иоанн Воин жил в IV веке и служил военачальником в армии римского императора Флавия Клавдия Юлиана, царствовавшего в 361-363 годах и прозванного в народе Отступником. Юлиана назвали так потому, что он, в отличие от своего дяди, императора Константина Великого, отказался от христианского вероучения и стремился вновь распространить язычество по всей империи. Строить языческие храмы было долго, поэтому Юлиан решил использовать для жертвоприношений христианские базилики, а одним из своих указов запретил христианским учителям вести свою деятельность, пока они не перейдут в язычество.

Летом 362 года Юлиан Отступник отправился в восточные провинции Римской империи, в Сирию, большинство населения которой было христианским. С приездом императора в город Дафну совпал пожар, случившийся в храме Аполлона и Артемиды. В поджоге заподозрили христиан, и рассерженный Юлиан приказал за это закрыть их главную базилику. Она была разграблена и подверглась осквернению, базилики в соседних городах – тоже. Многих христианских священников ждала мученическая смерть.

Иоанн, служивший в армии Юлиана Отступника, был убежденным христианином, хотя и скрывал этот факт. Когда начались гонения на христиан, он притворялся ревностным преследователем христиан, однако при этом втайне помогал им, спасая от смерти и тюрьмы. Кроме того, Иоанн поддерживал больных и немощных, независимо от их вероисповедания. «Одних прежде, чем они были схвачены, он извещал, чтобы они могли убежать, а других уже после того, как они были схвачены, освобождал. Он оказывал милосердие не только гонимым христианам, но и тем, которые просил у него помощи, давая им все то, в чем они нуждались», – описывает житие Иоанна Воина святитель Дмитрий Ростовский.

Однако благородные деяния Иоанна в Сирии продолжались недолго: солдаты из его отряда написали донос на своего командира. Император Юлиан, который уже был в Константинополе, потребовал доставить Воина к себе. По дороге стража жестоко обращалась с Иоанном: его избивали, морили голодом и жаждой. Когда будущего святого привели в столицу, Юлиан как раз отбыл в поход против персов, и Иоанна заключили в темницу до возвращения Отступника. Но Юлиана вскоре убили на войне, ему на смену пришел император-христианин Иовиан (363–364). Иоанн Воин был освобожден вместе с другими христианами. Все свое богатство он отдал бедным, больным и страждущим, которые нашли в святом Иоанне утешителя и помощника. В народе считают, что святость Иоанна Воина заслужена еще и тем, что святой жил праведно и богоугодно, несмотря на всеобщее падение нравов. А ведь когда кругом царят грех и нарушение заповедей, трудно не поддаться соблазну.

В русской православной традиции Иоанн Воин известен как великий помощник в скорбях. На иконах он изображен с непокрытой головой, его лик обрамлен темными волосами и бородой. На святом плащ и чешуйчатые доспехи. Иоанна изображают с тремя непременными атрибутами: крестом (символом веры, пронесенным через все испытания), копьем (символ силы, данной Всевышним для войны с грехом и неверием), и щитом (Господней защитой от любых напастей).

Первое упоминание о московском храме Иоанна Воина относится к 1625 году. Он тогда располагался на берегу Москвы-реки, около современного Крымского моста – тогда на его месте был Крымский брод. Вплоть до строительства Водоотводного канала в 1786 году эта местность сильно затапливалась – в том числе и храм, который стоял на пересечении нынешних Якиманского и 2-й Бабьегородского переулков. Особенно сильное наводнение случилось в 1708 году.

Существует легенда, согласно которой Петр I, проезжая по Якиманке, увидел, что церковь стоит в воде, а прихожане добираются до нее на лодках. Узнав, что это храм Иоанна Войнственника, царь воскликнул: «Это наш патрон! Скажите священнику, что я бы желал видеть храм каменный и на возвышении у самой большой улицы. Дам вкладу и пришлю план». Через два месяца он привез план лично, а в книге, где записывались пожертвования на строительство, якобы начертал: «Вклад даю триста рублей. Петр».

К освящению храма, которое прошло 12 июня 1717 года Петр Великий прислал золотые сосуды, картину с надписью «Аптека, врачующая грехи», и пудовую гирю на массивной цепи. Ее подвесили при входе для напоминания людям о соблюдении порядка во время службы.

Архитектура храма Иоанна Воина на Якиманке объединила элементы московского и украинского барокко и несла отчетливые следы европейского влияния, характерного для русской архитектуры времен ПетраI. Автор проекта остался неизвестным, однако сходство храма Иоанна Воина с Меншиковой башней (она же – церковь Архангела Гавриила) на Чистых прудах позволяет исследователям предположить возможное авторство Ивана Зарудного. О том, как этот архитектор строил свой самый известный шедевр, Пресс-служба Главгосэкспертизы России писала в августе прошлого года.

Иван Петрович Зарудный был разносторонне одаренным человеком, помимо прочего он занимался живописью и резьбой по камню, был цензором иконописных работ. Но известен он в первую очередь как скульптор, декоратор и архитектор. В своем искусстве московского периода Зарудный сочетал художественные впечатления молодости, проведенной в Малороссии, с глубоким и проникновенным пониманием московских художественных традиций.

Здание храма Иоанна Воина представляет собой традиционный восьмерик на четверике, однако здесь представлены два коаксиальных восьмиугольника, каждый венчает половину купола. Южный придел храма посвящен мученикам Гурию, Самону и Авиву, приставной – великомученице Варваре, а северный – святителю Димитрию Ростовскому, чьи мощи были обретены нетленными в 1752 году. Кованая узорная ограда на кирпичном фундаменте была возведена в 1754–1758 годы. В 1779–1791 годах над фресками храма работал Гавриил Доможиров, а иконостас делал Василий Баженов. К сожалению, эти бесценные произведения искусства были утрачены в шестидесятые годы XIX века.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector