0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Системность как принцип философии. Понятие материи в философии

Системность как принцип философии. Понятие материи в философии

Аналогично пространству, времени, движению системность является всеобщим, неотъемлемым свойством материи, её атрибутом. Будучи отличительной чертой материальной действительности, системность определяет важность в мире организованности над хаотичными изменениями. Последние не изолированы резко от оформленных образований, но включены в них и подчиняются в конечном счете действию гравитационных, электромагнитных и других материальных сил, действию общих и частных законов. Неоформленность изменений в одном каком-либо отношении оказывается упорядоченностью в другом. Организованность характерна материи в любых ее пространственно-временных масштабах.

В последнее десятилетие в связи с изменением представлений астрофизики о галактиках и их отношениях с окружением стал активно обсуждаться вопрос о крупномасштабной структуре Вселенной. Было выдвинуто предположение, что «единственное и наиболее важное» утверждение, которое касается крупномасштабной структуры Вселенной, заключается в том, что в наибольших масштабах вообще нет какой-либо структуры. С другой же стороны, в меньших масштабах имеется большое разнообразие структур. Это скопления и сверхскопления галактик. Такая идея имеет некоторые противоречия. Быть может, требуется уточнить понятия, и прежде всего понятие структуры. Если иметь в виду только некоторые структуры макромира или микромира, то, возможно, мегамир и «бесструктурен». Структурность — это внутренняя раздробленность материального бытия. И как бы не был широк диапазон мировидения науки, он постоянно связан с обнаружением все новых и новых структурных образований. Если раньше взгляд на Вселенную замыкался галактикой, а потом расширился до системы галактик, то сейчас изучается Метагалактика, считающаяся особой системой со специфическими законами, внешними и внутренними взаимодействиями. Представление о структурности шагнуло до масштабов, достигающих до 20 миллиардов световых лет. Речь идет не о спекулятивно сконструированной структурности (как, например, в случае с гипотезой «бесструктурной Вселенной»), а о системности Вселенной, которая установлена средствами современной астрофизики. Самые общие соображения указывают на необоснованность этой гипотезы: если большее лишено структурности, то нельзя принимать структурность меньшего. Следствием должно быть согласие и об отсутствии структуры части той же Вселенной, чего пытается избежать данная гипотеза [2, с.272]. Возможна также различная степень структурированности каких-то масштабов и сфер Вселенной и принятие за «бесструктурность» слабо выраженной структурности относительно высокоразвитых структурных образований. Философские соображения и частнонаучные данные говорят в пользу положения о том, что в целом неорганическая природа является самоорганизующей системой, состоящей из взаимосвязанных и развивающихся систем различного уровня организации, не имеющая начала и конца.

Структурно и в масштабах микромира материя бесконечна. Сегодня все больше подтверждений получает квартовая модель структуры адронов, что ведёт к преодолению представления о бесструктурности элементарных частиц (протонов, нейтронов, гиперонов и др.). Это вовсе не значит, что структурную бесконечность материи необходимо понимать как бесконечную делимость вещества. Современная физика подошла к такому рубежу, когда вопрос возможно трактовать по-новому. Например, Академик М.А. Марков отмечает трудность, которая связана с дальнейшей экстраполяцией понятия «состоит из. » на микромир. Если частицу малой массы, пишет он, поместить в пространство с очень малым объемом, то, по соотношению неточностей Гейзенберга, ее кинетическая энергия будет увеличиваться с уменьшением этой области таким образом, что с неограниченным уменьшением этого пространства кинетическая энергия частицы, а значит и ее полная масса будут стремиться к бесконечности. Таким образом, оказывается, невозможным построить бесконечно «мелкую» структуру данного объекта данной массы, пытаясь строить его механически из частиц меньших масс, которые занимают все меньшие объемы в структуре данного объема. Возникла идея строить частицы из более фундаментальных частиц, обладающих большими массами. Уменьшение массы результирующей системы возникает за счет сильного взаимодействия тяжелых частиц, составляющих систему. Материя во всех своих масштабах обладает формообразующей активностью. Бесструктурной материи нет.

Но что представляет собой система? Из всего многообразия выделим основное определение, которое считается наиболее корректным и наиболее простым, что немаловажно в целях дальнейшего изучения указанного понятия. Таковым может быть определение, данное одним из основоположников общей теории систем Л. Берталанфи: система — это комплекс взаимодействующих элементов [2, с.273].

В понимании того, что же такое система, главную роль играет значение слова «элемент». Без этого само определение может считаться банальным, не заключающем в себе значительной эвристической ценности. Критериальное свойство элемента сводится к его необходимому и непосредственному участию в создании системы: без него, т. е. без какого-либо одного элемента, система не может существовать. Элемент есть далее неразложимый компонент системы при данном способе ее рассмотрений. Если, например, взять человеческий организм, то отдельные клетки, молекулы или атомы не будут выступать его элементами; ими окажутся пищеварительная система, кровеносная и нервная системы и т.д. (по отношению к системе «организм» точнее будет назвать их подсистемами). Что же касается отдельных внутриклеточных образований, то они могут считаться подсистемами клеток, но никак не организма; по отношению к системе «организм» они являются компонентом его содержания, но не элементом и не подсистемой.

Понятие «подсистема» было выработано для анализа саморазвивающихся, сложноорганизованных, систем, когда между системой и элементами существуют более сложные, чем элементы «промежуточные» комплексы, но менее сложные, чем сама система. Они соединяют в себе различные части, элементы системы, которые в своей совокупности способны к выполнению единой программы системы. Являясь элементом системы, подсистема в свою очередь оказывается системой по отношению к элементам, ее составляющим. Точно так же обстоит дело с отношениями между понятиями «система» и «элемент»: они переходят друг в друга. Иначе говоря, система и элемент относительны. С этой точки зрения вся материя представляется как бесконечная система систем. «Системами» могут быть системы отношений, детерминаций и т.п. Наравне с представлением об элементах в представление, о всякой системе входит и представление о ее структуре. Структура — это совокупность устойчивых отношений и связей между элементами. Сюда можно отнести общую организацию элементов, их пространственное расположение, связи между этапами развития и т.п. [1, с.68].

По своей значимости для системы связи элементов неодинаковы: одни малосущественны, остальные существенны, закономерны. Структура — это прежде всего закономерные связи элементов. Среди закономерных наиболее значимыми считаются интегрирующие связи (или интегрирующие структуры), обусловлавливающие интегрированность сторон объекта. В системе производственных отношений, например, существуют связи трех родов: относящиеся к формам собственности, к распределению и к обмену деятельностью.

Все они закономерны и существенны, несмотря на то, что интегрирующую роль в этих отношениях играют отношения собственности (иначе формы собственности). Интегрирующая структура представляет собой ведущую основу системы.

Возникает вопрос — чем можно определить качество системы — структурами или элементами? По мнению некоторых философов, качество системы детерминируется, прежде всего структурой, отношениями, связями внутри системы. Представители школы структурно-функционального анализа, во главе с Т. Парсонсом, положили в основу концепции общества «социальные действия» и заострили внимание на функциональных связях, их описании, выявлении структурных феноменов. При этом вне поля зрения остались причинные зависимости и субстратные элементы. В области лингвистики также возможно встретить направление, абсолютизирующее роль структуры в генезисе качества систем.

Для целей исследования бывает, возможно, и нужно на какое-то время абстрагироваться от материальных элементов, сосредоточиться на анализе структур. Однако одно дело — временное отвлечение от материального субстрата, а совсем другое — абсолютизация этой односторонности, построение на таком отвлечении целостного мировоззрения.

С помощью научно-философского подхода можно выявить зависимость систем от структур. Пример тому служит явление изомерии в химии. В пользу выдвинутого положения говорит и относительная независимость структур от природы их субстратных носителей (так, электронные импульсы, нейтроны и математические символы способны являться носителями одной и той же структуры). На использовании свойства одинаковости структур, или изоморфизма, основывается один из главных методов современной науки — метод кибернетического моделирования.

Но как бы актуальна ни была роль структуры в обуславливании природы системы, первое значение принадлежит все-таки элементам. Под этим следует подразумевать невозможность порождения той или иной совокупностью элементов, которые вступают во взаимодействие. Элементы описывают сам характер связи внутри системы. То есть, природа и количество элементов обусловливают способ их взаимосвязи. Одни элементы детерминируют одну структуру, другие — другую. Элементы — материальный носитель отношений и связей, они и составляют структуру системы [2, с.276]. Таким образом, качество системы определяется, во-первых, элементами (их свойствами, природой, количеством) и, во-вторых, структурой, т. е. их взаимодействием, связью. Нет и не может быть «чистых» структур в материальных системах, как не может быть и «чистых» элементов. С этой точки зрения структурализм как мировоззрение есть одностороннее, и поэтому ошибочное видение мира.

Философское определение материи. Философское и естественнонаучное представление о материи.

Из многообразия форм бытия в центре внимания философов всегда находились две: материальная и идеальная. Безусловно, для философии самый интересный предмет исследования – человек. Философы показывают специфику человеческого бытия через противопоставление сознания, духа материи. Понятие «материя», видимо, родилось из стремления выявить изначальное единство всего существующего на свете, свести все многообразие вещей и явлений к некоей общей, исходной основе.

Из истории философии мы помним, что на роль такой первоосновы мира у античных греков последовательно претендовали вода (Фалес), воздух (Анаксимен), безграничное первовещество «апейрон» (Анаксимандр), вечный живой огонь (Гераклит), все 4 стихии (Эмпедокл), мельчайшие неделимые атомы (Демокрит), «эйдосы» у Платона так можно перечислять бесконечно. Демокрит был удачнее всех.

И так, что такое материя?

Материя – это фундаментальная категория, которая фиксирует материальное единство мира.

Категория «материя» обозначает объективную реальность. Это все то, что существует вне сознания человека и независимо от него. В определении материи, решается основной вопрос философии о соотношении материи и сознания. Материалисты считают, что она первична по отношению к сознанию, а идеалисты считают в точности наоборот.

Читать еще:  Обереги в древней руси

Философское понимание материи.

Материя (от лат. materia — вещество) — философская категория для обозначения физической субстанции вообще, в противоположность сознанию или духу. В материалистической философии категория «материя» обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала по отношению к сознанию. Материя отражается нашими ощущениями, существуя независимо от них (объективно).

Атрибутами материи, всеобщими формами её бытия являются движение, пространство и время, которые не существуют вне материи. Точно так же не может быть и материальных объектов, которые не обладали бы пространственно-временными свойствами.

Как и материя, пространство и время объективны, независимы от сознания.

— Пространство — есть форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, сосуществование и взаимодействие материальных тел во всех системах.

— Время — форма бытия материи, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний всех материальных систем.

Время и пространство обладают общими свойствами. К ним относятся:

– объективность и независимость от сознания человека;

– их абсолютность как атрибутов материи;

– неразрывная связь друг с другом и движением;

– единство прерывного и непрерывного в их структуре;

– зависимость от процессов развития и структурных изменений в материальных системах;

– количественная и качественная бесконечность

Универсальными свойствами материи являются:

— Несотворимость и неуничтожимость материи — означает, что объективный мир самодостаточен, т. е. для его существования не нужно каких-то дополнительных сил. Никто материю не создавал и никто материю не может уничтожить.

— Вечность существования во времени и бесконечность в пространстве — означает, что материя была всегда и будет всегда, что у материи нет начала и нет конца.

— Материи всегда присущи движение и изменение, саморазвитие, превращение одних состояний в другие. Под движением я понимаю не только механическое перемещение в пространстве, но и физические и химические превращения, биологические процессы и т. д. Переход материи из одной формы существования в другую (вещество-поле) – это тоже движение.

— Детерминированность (причинность) — зависимость явлений и предметов от структурных связей в материальных системах и внешних воздействий, от порождающих их причин и условий. Ничего в материальном мире не происходит просто так, случайно. Все подчинено определенным законам и последующее развивается из предыдущего.

— Неповторимость материи означает, что в объективном мире нет двух одинаковых объектов. Любой материальный объект индивидуален, будь то атом или вселенная. Другими словами, в материальном мире невозможно существование одного объекта в разных точках мироздания.

Материя в философии

Материя: сущность, формы и подходы к осмыслению

Из всех форм бытия наиболее распространенной является материальное бытие. Стремясь постичь природу объективной реальности, которую в философии принято обозначать с помощью категории «материя», люди уже в древности стали задумываться над тем, из чего состоит окружающий мир, есть ли какой-то «первокирпичик», «первооснова» в строении материального мира. Поиск основы объективной реальности в философии называют проблемой субстанции. Были в древности разные гипотезы:

  • вода — основа всех вещей (греческий философ Фалес);
  • огонь — основа всего сущего (Гераклит);
  • в основе мира лежит не какое-то конкретное вещество, а бесконечная неопределенная субстанция «апейрон» (греческий философ Анаксимандр);
  • в основе мира лежит неделимая субстанция — атомы (Демокрит, Эпикур);
  • первооснова мира — это Бог, Божественная мысль, Слово, Логос (Платон, религиозные философы).

Если в XVII веке под материей понимали вещество, то уже в XIX веке наука показала, что в мире имеются такие материальные объекты, которые не есть вещество, например электромагнитные поля, что возможен взаимопереход между веществом и энергией, светом.

В начале XX в. было сформулировано: под материей понимается категория (т. е. философская абстракция) для обозначения всего того, что лежит вне нашего сознания (объективная реальность), о каких-либо конкретных формах ее проявления говорить бессмысленно, так как этих форм, вероятно, бесконечное множество.

Под материей понимается субстанция, «общее в вещах». Но общее в природе существует через конкретные вещи и явления. Поэтому под материей понимают и единичное, которое непосредственно воздействует на органы чувств, вызывая ощущения. Материя как объективная реальность способна воздействовать на наши ощущения, что создает основу для того, чтобы наше сознание могло воспринимать окружающий мир, то есть познавать эту объективную реальность. Материя — это нечто, что по своим качествам противоположно тому, что принято называть «сознанием», или субъективной реальностью.

Единство общего и единичного в каждом конкретном объекте предполагает третье значение термина «материя», когда под ней понимается совокупность всех материальных образований в природе, существующих независимо от познания их человеком.

Материя — объективная реальность, данная человеку в его ощущениях: множество всех существующих в мире объектов и систем: субстанция (субстрат) всех вещей и явлений в мире.

Субстрат (лат. substratum — основа, подстилка) — общая материальная основа явлений; совокупность относительно простых материальных образований, создающих систему или процесс.

Философские концепции материи

С течением времени понимание материи учеными изменялось, но научным знанием почти всегда в той или иной степени решался вопрос о том, что есть бытие; и поскольку материальный аспект бытия для многих представляется очевидным, то вопрос о сущности бытия трансформируется в ряд вопросов о материи. Что составляет основу материи? Что такое материя но своей сути? Обладает ли материя субстанциональностью?

Субстанция (лат. substantia — сущность, лежащее в основе) — объективная реальность, рассматриваемая со стороны ее внутреннего единства; материя в единстве форм ее движения; предельное основание. Возможны одна (монизм), две (дуализм), много (плюрализм) субстанций.

По поводу онтологического статуса материи, ее субстанциональности принято в самом общем плане выделять четыре основных подхода.

Рис. Основные подходы к трактовке материи

В философии существует несколько подходов к понятию (категории) «материя»:

  • материалистический подход, согласно которому материя есть основа бытия, а все иные бытийные формы — дух, человек, общество — порождение материи; по утверждению материалистов, материя первична и представляет собой наличное бытие;
  • объективно-идеалистический подход — материя объективно существует как порождение (объективизация) независимо от всего сущего первичного идеального (абсолютного) духа;
  • субъективно-идеалистический подходматерии как самостоятельной реальности не существует вообще, она лишь продукт (феномен — кажущееся явление, «галлюцинация») субъективного (существующего только в виде сознания человека) духа;
  • позитивистский — понятие «материя» ложно, поскольку его нельзя доказать и полностью изучить при помощи опытного научного исследования.

Впоследствии представление о материи менялось. На представления о материи влияли многие факторы: исторический период, страна, опыт конкретного мыслителя, авторитет философских и научных школ. В традициях отечественных материалистов в XX в. наиболее распространенной оказалась формулировка. данная В.И. Лениным в работе «Материализм и эмпириокритицизм». Материя трактуется как философская категория, обозначающая объективную реальность, которая дана человеку в его ощущениях, которая «через ощущения» в идеальных образах и логических формах отображается в сознании, существуя независимо от него.

На сегодняшний день понимание материи принципиально не изменилось. Философская категория «материя», как правило, означает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальностью) по отношению к сознанию (субъективной реальности). Кроме того, материя отождествляется с Универсумом (категория философии, обозначающая «мир как целое» или «все сущее»).

Свойства и атрибуты

Материя обладает тремя атрибутами — пространством, временем и движением. Вне субстанции они существовать не могут. Бытие материальных предметов, у которых нет свойств относительно пространства и времени, невозможно.

У движения несколько оснований — носитель, взаимодействие и закон. Универсальных правил постоянного развития и существования материи три:

  • борьба и единство противоположностей;
  • отрицание отрицания;
  • количественные изменения в качественные.

Первый закон раскрывает первоисточник, касающийся развития. Его основой считается борьба противоположных явлений и качеств. При этом между ними всегда есть связь и взаимодействие, хотя присутствует и взаимоотрицание. Такие отношения были названы противоречиями.

Качество и количество всегда взаимосвязаны. Они являются частями одного целого. Качество — это определенность явления, с помощью которой его выделяют среди других таких же. Количество может выразить общие черты, это совокупность величин множества, которые используются для характеристики предмета.

Закон отрицания отрицания означает, что при переменах качественного состояния явление должно преодолеть старое качество и принять его вторично, но уже в новом виде.

Универсальные свойства материи в философии:

  • неуничтожимость и несотворимость;
  • бесконечность в пространстве;
  • вечное существование;
  • причинность;
  • познаваемость;
  • объективность;
  • структурность;
  • субстанциональность.

После краха материализма в материю вошли не только вещества, но и поля. Сама по себе субстанция не может существовать. Она только проявляется через дискретную структуру. Материя в философии постоянно движется и изменяется, превращает одно состояние в другое.

На все предметы и явления влияют структурные связи, а также причины и условия, которые порождают воздействия извне. Есть еще одно свойство — отражение. Оно может проявляться во всех процессах, а его развитие привело к появлению абстрактного мышления.

Формы движения

Аристотель считал движение изменением. Он определил четыре вида этого термина: качественный, количественный, перемещение, возникновение с уничтожением. Позже Ф. Бэкон добавил еще 15 типов, но их не используют в современной философии.

Изучением форм движения занимался Фридрих Энгельс. Много лет он потратил на проведение экспериментов. В ходе своих опытов он выявил, что каждая из них соответствует определенному виду материи. В философии существует несколько форм движения:

  • физическая;
  • механическая;
  • химическая;
  • биологическая;
  • социальная.

Физическая форма характеризует изменение положения материи в пространстве. Под ее влиянием происходит смена скорости, объема, массы, энергии, температуры и других характеристик, присущих материальным объектам. Механическая форма является передвижением тел в пространстве.

Химический вид — это обозначение взаимодействия молекул веществ органического и неорганического происхождения. Биологическое движение характеризует саму жизнь и изменения, которые происходят в организмах людей, животных и растений. Социальная форма означает развитие общества.

Читать еще:  Беженка из Сирии спасла двадцать человек и поехала на Олимпиаду

Каждому телу присущи разные типы движения. Современная наука делит их на три группы в зависимости от расположения явления или предмета:

  • неорганическая природа;
  • органический мир;
  • общество.

В первую группу входят перемещение в пространстве, движение полей и частиц, химические реакции, превращения молекул и атомов. Также сюда относятся изменения в структуре тел — звуковые колебания, тепловые процессы, агрегатные состояния. Входят в эту группу и перемены в космических системах, то есть движения планет, галактик и звезд.

В живой природе изменений гораздо больше. Они касаются обмена веществ, взаимодействия биологических систем с биосферой, саморегуляции и воспроизводства в биоценозах. К этой группе относятся процессы внутри организмов, которые позволяют им сохранить свои особенности и поддерживать стабильное состояние при смене окружающих условий.

Отношения между разными видами, их расселение, численность и эволюция также характеризуются третьей группой. Движения постоянно происходят и в обществе, так как люди не остаются без деятельности. Из-за этого действительность преображается, на это и направлена работа человека.

В течение истории возникали и более высокие формы движения. Появляются они на основе преобразованных низших. Они взаимосвязаны и едины, но в то же время влияют друг на друга. Но сводить высшие и низшие формы нельзя, так как они отличаются.

Пространство и время

Остальные категории материи — это время и пространство. Первое характеризует последовательность развития процессов, их длительность и отдаленность друг от друга. Пространство определяет порядок расположения предметов, их протяженность. У времени есть свои свойства:

  • размерность;
  • однородность;
  • необратимость.

Время всегда однородно. Если говорить кратко, то любой момент можно задать числом, когда есть точка отсчета. Однородность означает, что при одинаковых условиях в разные периоды времени события могут протекать одинаковым образом. К примеру, впервые действие выталкивающей силы на предмет, который погрузили в воду, открыл древнегреческий ученый Архимед еще 2,5 тысячи лет назад. Но и сегодня можно наблюдать этот эффект при одинаковых начальных условиях.

Необратимость времени означает, что оно не двигается вспять. На практике такое явление наблюдать не получится, но в четырехмерном пространстве Минковского, который добился всеобщего признания, существует случай с отрицательной категорией — обратным течением. В этой плоскости три координаты отведены пространству, а четвертая — времени.

Третья категория материи также обладает своими свойствами. Пространство характеризуется тремя показателями:

  • протяженностью;
  • размерностью;
  • однородностью.

Основное свойство — протяженность. Ею обладают все материальные объекты. У них есть пространственная структура и объем. В природе нет предметов без этих показателей — безобъемных, бесструктурных и непротяженных. Также невозможно существование беспространственных объектов.

Пространство трехмерно, хотя есть теория о четырехмерном. Но чтобы определить информацию о положении объекта, достаточно трех расстояний — высоты, длины и ширины. Их численное значение называется координатами точки.

Однородность также присуща пространству. Она характеризует особенности обстоятельств, в которых может находиться объект. Если он участвует в одном и том же событии, но в разных точках пространства, то протекает процесс одинаково. При этом должны быть идентичными изначальные условия события.

Системность и структурность материи

Существует взаимосвязь между естественно-научным и философским пониманием материи.

В свое время Ф. Энгельс писал, что с каждым крупным открытием в области естественных наук материализм должен неизбежно менять свою форму. Естественно-научные представления конкретизируют философское понятие материи, которое, в свою очередь, выступает методологической основой для понимания объективной реальности.

В современной науке разработан системный подход, согласно которому любой объект материального мира, будь то атом, планета, организм или галактика, может быть рассмотрен как сложное образование, включающее составные части, организованные в целостность. Для обозначения целостности объектов в науке было выработано понятие системы.

Система представляет собой совокупность элементов и связей между ними.

Понятие «элемент» означает минимальный, далее неделимый компонент в рамках системы. Элемент является таковым лишь по отношению к данной системе, в других же отношениях он сам может представлять собой сложную систему.

Понятия «система» и «целое», как и понятия «элемент» и «часть», хотя и близки по содержанию, но полностью не совпадают. В понятии «целое» акцент делается на специфичности, на единстве системного образования, а в понятии «система» — на единстве в многообразии. Целое соотносимо с частью, а система — с элементами и структурой.

Совокупность связей между элементами образует структуру системы. Устойчивые связи элементов определяют упорядоченность системы.

Существуют два типа связей между элементами системы: по горизонтали и по вертикали.

Связи по горизонтали — это связи координации между однопорядковыми элементами. Они носят коррелирующий характер: ни одна часть системы не может измениться без того, чтобы не изменились другие части.

Связи по вертикали — это связи субординации, г.е. соподчинения элементов. Они выражают сложное внутреннее устройство системы, где одни части по своей значимости могут уступать другим и подчиняться им. Вертикальная структура включает уровни организации системы, а также их иерархию.

Исходным пунктом всякого системного исследования является представление о целостности изучаемой системы. Целостность системы означает, что все ее составные части, соединяясь вместе, образуют уникальное целое, обладающее новыми интегративными свойствами.

Свойства системы — не просто сумма свойств ее элементов, а нечто новое, присущее только системе в целом. Если, например, в качестве системы рассматривать молекулу воды Н20, то сам по себе водород, два атома которого образуют данную систему, горит, а кислород (в нее входит один атом) поддерживает горение. Система же, образовавшаяся из этих элементов, вызвала к жизни совсем иное интегративное свойство: вода гасит огонь. Наличие свойств, присущих системе в целом, но не ее частям, определяется взаимодействием элементов.

Итак, согласно современным научным взглядам на природу все природные объекты представляют собой упорядоченные, структурированные, иерархически организованные открытые системы. Открытость системы означает, что как природные, так и социальные объекты существуют во внешней среде, обмениваясь с ней веществом, энергией и информацией. Любой материальный объект от атома и клетки до галактики, от отдельного человека до человечества в целом, входит в систему более высокого уровня и может существовать только во взаимодействии с окружающей средой.

Сами системы имеют сложную структуру и включают в себя подсистемы, которые, в свою очередь, являются системами для входящих в них элементов, и т.д.

В науке выделяют три больших класса материальных систем: живую природу, неживую природу и социум (общество). Упорядоченность материи имеет свои уровни, каждый из которых характеризуется особой системой закономерностей и своим носителем.

В неживой природе в качестве структурных уровней организации материи выделяют физический вакуум, элементарные частицы, атомы, молекулы, поля, макроскопические тела, планеты и планетные системы, звезды и звездные системы — галактики, системы галактик — Метагалактику.

В живой природе к структурным уровням организации материи относят системы доклеточного уровня — нуклеиновые кислоты и белки; клетки как особый уровень биологической организации, представленные в форме одноклеточных организмов и элементарных единиц живого вещества; многоклеточные организмы растительного и животного мира; надорганиз- менные структуры, включающие виды, популяции и биоценозы и, наконец, биосферу как всю массу живого вещества.

В обществе в качестве уровней организации материи выделяют: отдельного индивида как члена общества, семью, малые и большие социальные группы, этносы, нации, расы, отдельные общества, государства, союзы государств, человеческое общество в целом.

И хотя на этих уровнях систем живой и неживой природы и общества действуют свои специфические закономерности, все эти миры теснейшим образом взаимосвязаны. Взаимосвязь между ними обусловлена взаимодействием. Одна из самых глубоких и последовательных традиций философии относительно всеобщей связи мира, которая последовательно развивалась Анаксагором («все во всем»), Плотином (учение о первоедином), Лейбницем («каждая монада есть отражение Универсума»), В. С. Соловьевым (учение о всеединстве), всесторонне доказывается всем ходом научного познания мира.

ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА МАТЕРИИ

Попытки решить вопрос об общей основе всего сущего исторически привели к возникновению понятия «субстанция» (лат. substantia — сущность). Под ней понимали некую общую первичную основу всех вещей, которая является их последней сущностью. Если разные предметы и явления могут возникать и исчезать, то субстанция несотворима и неуничтожима, она только изменяет форму своего бытия, переходит из одного состояния в другое. Она — причина самой себя и основа всех изменений, наиболее фундаментальный и устойчивый пласт реальности.

Философы старались решить и вопрос о количестве субстанций. Возникли учения, которые получили названия «дуализм» и «монизм». Дуализм (от лат. dualis — двойственный) — принцип философского объяснения сущности мира, который исходит из наличия в нем двух первооснов (субстанций) — духа и материи, идеального и материального. Учения, которые объясняют мир через одну субстанцию, называются монистическими. В системе монизма возможно построение идеалистической или материалистической картины мира, в зависимости от того, что считается первоосновой — дух или материя.

Что же такое материя? Этимология слова «материя» происходит от лат. materia вещество. Тем не менее содержание понятия «материя» в истории философии неоднократно изменялось, развивалось в соответствии с развитием естествознания и самой философии. Выделяют следующие этапы формирования представления о материи (схема 5.3):

Схема 5.3. Эволюция понятия материи

Первый этап охватывает эпоху античной философии. В основе античных взглядов лежит представление о материи как начальном материале, из которого состоят тела и предметы. Так, отмечая, что вода необходима растениям, животным и людям, древнегреческий философ Фалес провозгласил основой всех вещей воду. Гераклит видел основу в огне, порождающем Солнце, звезды и другие тела. Позднее Демокрит выдвинул идею о том, что все вещи состоят из простейших неделимых частиц — атомов. Итак, с точки зрения античных философов, материя — это то, из чего состоят все вещи. Обычно это были лишь догадки древних мудрецов и их материализм имел наивный характер, поскольку теоретические выводы были результатом созерцательного отношения к действительности, следствием отсутствия экспериментального изучения природы.

Читать еще:  Во сне теряешь кольцо. Что сулит сон, в котором довелось потерять кольцо? Потерять обручальное кольцо во сне

Второй этап развития представлений о материи характерен для философии Нового времени (XVI—XVII вв.). Понятие «материя» в то время отождествлялось с физическим понятием «вещество» — как сумма определенных неизменных свойств. Например, английские материалисты Ф. Бэкон, Т. Гоббс к их числу относили протяженность, непроницаемость, вес, форму и т.п. Иногда понятие «материя» вообще отождествлялось с одним, неким «первичным» свойством, например, с протяженностью или массой (Р. Декарт, И. Ньютон). Такое определение не противоречило научной картине мира до конца XIX в. Сама форма материализма на этой основе получила название метафизического, или механистического, поскольку она не только базировалась на теоретических данных физики, но и выступала мировоззренческой и методологической основой научных поисков.

Метафизическое мировоззрение поколебали великие открытия, совершенные на рубеже XIX—XX вв. Открытие радиоактивности опровергло учение о непроницаемости атома; открытие электрона сняло тезис о его неделимости; открытием рентгеновского излучения была доказана возможность превращения вещества в поле. Была установлена изменчивость массы тел в зависимости от скорости. Все это настолько расходилось с обычными представлениями о свойствах физических тел, что некоторые естествоиспытатели растерялись. Они стали объяснять, например, радиоактивный распад атомов как «исчезновение» материи, превращение материи в энергию. В действительности же материя не исчезала, устаревали представления о ней. Перед лицом новых научных открытий обнаружилась ошибочность попыток приписать материи в целом качества, которые присущи отдельным ее видам.

Третий этап развития представлений о материи характерен для философии XX в. Здесь в понимании материи на первое место был поставлен не естественнонаучный, а философский аспект. Это взгляд на материю как сущность — субстанцию, лежащую в основе внутреннего единства всего разнообразия явлений и предметов. Материю стали рассматривать как объективную реальность.

Современное понятие «материя» имеет конкретное содержание и охватывает более узкий класс объектов по сравнению с категорией «бытие». Ее общепринятым определением является следующее. Материя — философская категория для обозначения объективной реальности, которая дается человеку в его ощущениях и которую он может

и пытается познать, но при этом материя существует независимо от самого человека. Из этого следует, что:

  • 1) материи в чистом виде, в форме некой «праматерии», не существует. Она охватывает бесчисленное множество различных объектов и систем природы, имеющих неисчерпаемое разнообразие свойств;
  • 2) в категории «материя» великое множество образований объективной реальности сведено к одному общему свойству — существовать независимо от человеческих ощущений и отражаться в человеческом сознании;
  • 3) философское толкование материи охватывает не только объекты, ранее познанные наукой, но и те, которые могут быть открыты в будущем. И хотя потенциальные объекты, возможно, будут иметь принципиально новые свойства, они все же останутся материальными, поскольку будут существовать реально, вне человеческих ощущений;
  • 4) все материальные процессы и явления познаются человеком или отражаются в его сознании на основе чувственного восприятия. При этом речь идет не только о вещах и явлениях, которые могут быть восприняты непосредственно ощущениями, но и о тех, для восприятия которых используются сложные современные приборы, усиливающие возможности человеческих органов восприятия.

Материя как объективная реальность имеет великое множество свойств, присущих ее разнообразным видам и состояниям. К таким свойствам относятся: активность, движение (самодвижение), пространственно-временная форма существования, объективность, проницаемость, бесконечность, отражение, неисчерпаемость, познаваемость, структурность (расчлененность на качественно разные уровни организации), абсолютность (неуничтожаемость). О движении (активности) материи и ее пространственно-временной форме существования речь пойдет в третьем параграфе этого раздела. Другие свойства будут рассматрены в следующих темах. Сейчас же обратим внимание на такой существенный признак материи, как структурность (схема 5.4).

Структурность в организации материи состоит в том, что она всегда и везде определенным образом организована в материальные системы, т.е. в такие целостные образования, связь между элементами которых является более или менее устойчивой и продолжительной, чем связь между любыми элементами окружающей среды. Выделяют следующие основные типы материальных систем и соответствующие им структурные уровневые организации материи: неживая материя, живая материя и общество. Каждый из этих уровней характеризуется, в свою очередь, собственным рядом уровней организации.

Схема 5.4. Структура материи

Система неживой материи может быть представлена на следующих уровнях:

  • а) микромир (микроэлементарный уровень), для которого характерно взаимодействие полей и элементарных частиц. Это мир чрезвычайно малых объектов (от 10“ 14 до 10 -8 см). Время существования этих частиц измеряется миллиардными долями секунды, а скорость движения приближается к скорости света;
  • б) макромир. Это мир объектов от 10 -8 см до 10 24 см. Таким диапазоном охватываются атомы, молекулы, макротела, планеты и звезды, планетарные системы, межзвездное пространство, галактика. «Вверх» от макромира, бесконечно далеко, за пределы доступности человеку, простирается мегамир. Основные объекты изучения этой области природы — метагалактики.

Система живой материи известна пока что лишь на Земле. Ее возникновение, как считает большинство исследователей-материалис- тов, — результат естественного и закономерного саморазвития материи. К уровню живой материи относятся все живые существа, имеющие способность к самоорганизации, развитию, сложным формам отражения, саморегуляции и размножению. В живой материи можно выделить доклеточный уровень (кислоты ДНК, РНК и белки), клеточные и многоклеточные организмы — растения, животные. Особые уровни образуют сверхорганизмовые структуры, популяции, связанные между собой потомством. Взаимодействие биологических видов, популяций и окружающей среды создает биогеоценоз, а взаимодействие биогеоценозов образует глобальную систему жизни — биосферу. В системе биосферы происходит взаимодействие литосферы, гидросферы и атмосферы, через последнюю осуществляется обмен между Землей и космосом. Соблюдение равновесия между всеми этими составляющими — условие сохранения жизни на нашей планете.

На определенном этапе развития биосферы возник отдельный вид материальной системы — социально-организованная материя, или общество. Это высшая форма развития жизни, совокупность мыслящих и осознанно преобразующих действительность индивидуумов и объединений разного уровня. В свою очередь, общество включает много типов взаимопересекающихся систем: человек, социальные образования (семья, различные группы, объединения, партии, нации, государства), материальная культура, созданная человеком, которая включает орудия труда и технику.

Рассматривая структурность материи, следует также отметить, что ее состояние можно характеризовать с точки зрения прерывности и непрерывности. Материя прерывна, поскольку существует в виде множества отдельных структурных систем. Вместе с тем она непрерывна, ибо пространство между материальными структурными системами не является абсолютной пустотой, а содержит материальные поля: гравитационное, электромагнитное, ядерное и др. В связи с этим различают два вида материи: вещество и поле. Эти качественно различные виды материи отличаются один от другого прежде всего массой покоя. Частички вещества имеют массу покоя, а электромагнитное и гравитационное поля ее не имеют. Вещество и поле различаются и по закономерностям движения.

Изучение разных свойств и особенностей материи, ее форм и видов позволяет говорить о том, что в мире, кроме материи, которая постоянно изменяется, больше нет ничего. А если это так, то можно сделать вывод о материальном единстве мира.

Вопрос о единстве мира всегда привлекал к себе внимание ученых. Если же учесть, что рядом с материальными процессами существуют еще и духовные, то этот вопрос получает особую остроту. Так в чем же тогда заключается их единство?

Ответ на этот вопрос дают современные материалистическая философия и естествознание. Они утверждают, что единство мира заключается в его материальности. Такой вывод основан на знаниях о всеобщих, универсальных свойствах материи и законах ее движения. В пользу материального единства мира говорят такие важные данные естествознания, как:

  • а) закон сохранения и преобразования энергии;
  • б) периодический закон Менделеева;
  • в) эволюционное учение Дарвина;
  • г) учение о клеточном строении живых организмов;
  • д) современные научные достижения в области физики (квантовой механики, релятивистской физики и др.), биологии (законы генетики, явления фотосинтеза, данные о физиологии человека и т.п.), космической науки и др. Материальное единство мира раскрывается и благодаря целостному подходу к изучению организма человека, а также взаимосвязи природы и общества, их развития в целом.

Таковы современные взгляды на проблему материи, ее конкретные типы и виды, материальное единство мира. Но для научного миропонимания большое значение имеет также правильное решение вопроса о таких атрибутивных свойствах материи, как движение, пространство и время.

Формы движения материи

Формы движения материи — основные типы движения и взаимодействия материальных объектов, выражающие их целостные изменения. Каждому телу присуще не одна, а ряд форм материального движения. В современной науке выделяются три основные группы, которые в свою очередь имеют множество своих специфических форм движения: [8]

  1. в неорганической природе,
    • пространственное перемещение;
    • движение элементарных частиц и полей — электромагнитные, гравитационные, сильные и слабые взаимодействия, процессы превращения элементарных частиц и др.;
    • движение и превращение атомов и молекул, включающее в себя химические реакции;
    • изменения в структуре макроскопических тел — тепловые процессы, изменение агрегатных состояний, звуковые колебания и другое;
    • геологические процессы;
    • изменение космических систем различных размеров: планет, звезд, галактик и их скоплений.;
  2. в живой природе,
    • обмен веществ,
    • саморегуляция, управление и воспроизводство в биоценозах и других экологических системах;
    • взаимодействие всей биосферы с природными системами Земли;
    • внутриорганизменные биологические процессы, направленные на обеспечение сохранения организмов, поддержание стабильности внутренней среды в меняющихся условиях существования;
    • надорганизменные процессы выражают отношения между представителями различных видов в экосистемах и определяют их численность, зону распространения (ареал) и эволюцию;
  3. в обществе,
    • многообразные проявления сознательной деятельности людей;
    • все высшие формы отражения и целенаправленного преобразования действительности.

Более высокие формы движения материи исторически возникают на основе относительно низших и включают их в себя в преобразованном виде. Между ними существует единство и взаимное влияние. Но высшие формы движения качественно отличны от низших и несводимы к ним. Раскрытие материальных взаимоотношений имеет огромное значение для понимания единства мира, исторического развития материи, для познания сущности сложных явлений и практического управления ими.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector