1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Уникальный древний монастырь с непростой судьбой и его башни

Уникальный древний монастырь с непростой судьбой и его башни

Симонов монастырь производит сильное впечатление. Необычный по своей архитектуре храм, величественные башни и крепостная стена как будто возвращают в прошлое. Удивительно, что здесь совсем немноголюдно, нет толп туристов.

Симонов монастырь начал строиться в XIV веке. Его основателем был преподобный Федор, который являлся племянником величайшего подвижника Русской земли преподобного Сергия Радонежского. Землю для строительства монастыря пожертвовал московский боярин, при иноческом постриге нареченный Симоном. От этого имени и произошло название монастыря. Строительство храма было закончено в 1405 году, после чего здесь находилась самая главная реликвия Симонова монастыря – Тихвинская икона Божией Матери. Именно этой иконой Сергей Радонежский благословил Дмитрия Донского перед Куликовской битвой.

Симонов монастырь один из самых значимых монастырей в истории Москвы. Он являлся не только духовной колыбелью православия, но и выполнял защитную функцию на южных границах Москвы. Его стены много раз выдерживали натиск врагов, идущих на Москву. Это был самый укрепленный из всех монастырей. К сожалению, в период Смутного Времени монастырь претерпел варварское разорение и опустошение.

Когда в столице была вспышка эпидемии чумы (в 1771 году) монастырь упразднили и сделали из него изолятор для больных по повелению Екатерины II. Религиозный статус Симонову монастырю вернули лишь в 1795 году.

В 1812 году Симонов монастырь был разграблен войсками Наполеона. К счастью, монахи сумели спрятать и сохранить в целостности многие ценности.

После октябрьского переворота закрома монастыря были разграблены. В 1920 году Симонов монастырь был упразднен и уже в 1923 году здесь открылся музей. Правительственной комиссией в 1930 году было принято решение снести монастырь и оставить лишь несколько построек в качестве памятников. В 1932-1937 гг. на месте большей части монастыря построен Дворец культуры автомобильного завода им. И.А. Лихачева.

В 1990-е годы Симонов монастырь вернули православной церкви. В 1991 году здесь была создана первая и в то время единственная община глухонемых и слабослышащих православных христиан. Община получила Храм Тихвинской иконы Божией Матери, нуждающийся в восстановлении. С 2000 года в общину влились слепоглухие прихожане.

До наших дней сохранилась лишь часть построек Симонова монастыря. Это часть южной крепостной стены, три башни, Храм Тихвинской иконы Божией Матери с трапезной, келарский корпус, хозяйственная постройка под названием «сушило», Казначейские кельи.

Одна из сохранившихся башен, Солевая башня, была построена в 1640 году. Имеет круглую форму. Кузнечная башня (пятигранная) была возведена в 1640-е гг. Это самая маленькая башня Симонова монастыря, она находится между Дуло и Солевой. Башня «Дуло», самая мощная из уцелевших башен, имеет шестнадцать граней.

Хозяйственная постройка «сушило» предназначалось для хранения продовольственных запасов и сушки солода и зерна.

Симонов монастырь располагается по адресу: ул. Восточная, 4. К нему можно дойти пешком за 5-7 минут от станции метро «Автозаводская»,

Если вам понравилась эта статья, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал. Впереди вас ждет много интересного!

Храмы моего города. Симонов монастырь.

Адрес Симонова монастыря: г.Москва, Восточная ул., д.4.
Добраться до Симонова монастыря просто. Метро Автозаводская (последний вагон из центра). Потом идете по улице Мастеркова, после пересечения с улицей Ленинская Слобода идете также прямо уже по улице Восточной. И впереди слева видите Солевую башню Симонова монастыря.
Основан монастырь в 1370 году южнее Москвы на землях боярина Степана Васильевича Ховрина. Став монахом, Степан Васильевич получил имя Симон, отсюда и название монастыря.
Монастырь был одним из самых почитаемых в России. Но в 1920-м его упразднил. А в 1930-м часть построек и вовсе взорвали. А на их месте возвели ДК ЗИЛ. А в другой части устроили какие-то производства.
История монастыря – богатейшая. Да все просто: набираете в любом поисковике «Симонов монастырь» – и открываются сотни ссылок с обилием исторических фактов. Там на десять передач хватит.
Я о другом хочу сказать. Вот, казалось бы – ну, что здесь смотреть? Из построек сохранились немногие. Один храм — церковь Тихвинской иконы Божией Матери. Из стен — целиком лишь южная, фрагмент западной да малая часть восточной. Три башни.
Реставрация? Ну, так… идет ни шатко, ни валко… МОГУТ ОБИДЕТЬСЯ НАСЧЕТ НИ ШАТКО.
И все-таки.
Ни один монастырь не вызывал у меня таких эмоций, как Симонов. Попробую объяснить.
Знаете, ведь монахи не были кроткими агнцами, и наряду с церковными книгами и четками столь же умело держали в руках и меч, когда речь шла о свободе страны. И монастыри далеко не всегда были тихими обителями, но чаще – мощнейшими крепостями.
И вот в Симоновом монастыре… В нем это есть… Дух народа, дух непокорной и непокоренной Руси… Он, этот дух в каждом кирпичике, он струится из каждой трещины в стенах монастырских башен…
И не зря именно в Симоновом монастыре похоронены иноки Ослябя и Пересвет… Да-да, те самые, герои Куликовской битвы…
Уточним, однако, что их захоронение находится недалеко от нынешнего… в Старом Симоновом, это на улице Восточной, 6, на территории завода «Динамо», в Церкви Рождества Пресвятой Богородицы, и к ней можно свободно пройти…
Так вот… стоишь посреди, казалось бы, разрушенных построек…
И понимаешь, что по большому-то счету, не это главное… важное, но не главное…
Дух… вот пока он есть…
Ведь стоит Симонов монастырь…
И осаждали его, и разрушали, и грабили, и взрывали…
А – стоит! Стоит Симонов монастырь!
Строки-то пушкинские помните? «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет…»:
Стоит Симонов монастырь!
Как символ Руси.
И будет стоять.
Отныне и навеки.

Интересные факты

  • Недалеко от церкви Рождества Богородицы в 14 веке Сергий Радонежский вырыл прудик. Он назывался Святым вплоть до конца 18 века, пока в эти места не забрел поэт Николай Карамзин. Увидев пруд, он придумал историю про бедную Лизу, которая влюбилась в дворянина Эраста, а тот бросил ее ради богатой невесты. Недолго думая, Лиза кинулась в пруд, возле которого они когда-то гуляли вместе.
    Повесть оказалась популярной, и москвичи стали называть пруд Лизиным. Барышни потянулись сюда поплакать о собственной неразделенной любви, а то и задуматься: не повторить ли путь Лизы? Кто-то, говорят, видя такое паломничество, оставил на одном из дубов ерническую надпись: «Здесь бросилася в пруд Эрастова невеста. Топитесь, девушки, в прудах довольно места!».
    Сейчас этот пруд не увидеть: после революции 1917 года водоем засыпали, посчитав слишком грязным, а над ним воздвигли один из корпусов завода «Динамо».
Читать еще:  «Зачем ты живёшь?». Лекция профессора Осипова

Сейчас на месте пруда стоит один из корпусов завода «Динамо».
Фото: Наталия АНДРЕАССЕН

  • Перед Куликовской битвой Дмитрий Донской отправился за благословением к Сергию Радонежскому в Троицкий монастырь (нынешняя Свято-Троицкая Сергиева Лавра). Сергий предрек князю победу и дал ему в помощь двух иноков, которые до прихода в монастырь, в мирской жизни, были воинами, — Пересвета и Ослябю. Помните историю, как перед началом боя сразились главные богатыри двух войск — нашего и монгольского, Пересвет и Челубей, пронзившие друг друга копьями насмерть?
    После победы нашего войска Дмитрий Донской велел захоронить погибших и на Куликовом поле, и в Москве. А иноков Пересвета и Ослябю — при своем любимом храме в Старом Симонове. Ведь церковь Рождества Богородицы была посвящена празднику, в который пришла победа на Куликовом поле (по новому стилю — 21 сентября).
  • Многие задаются вопросом: почему погибших привезли с поля под Тулой в Москву — ведь не ближний свет? Есть версия, что таким образом Донской хотел создать место поклонения для будущих московских князей, чтоб вдохновлялись подвигом воинов-монахов и не страшились в будущем идти на врага. Рядом с Пересветом и Ослябей похоронили порядка 40 ближайших князю Дмитрию бояр, которые участвовали с ним в Куликовской битве.
  • В церковь Рождества Богородицы в Старом Симонове Дмитрий Донской отвез икону, которой Сергий благословил его и Пересвета с Ослябей на бой. Трехстворчатый складень из ризницы Симонова монастыря сейчас хранится в Третьяковке. В описании так и сказано: этим складенем Радонежский благословил воинов-иноков на битву.

Башни Симонова монастыря

В прошлом мощный форпост имел протяженные крепостные стены и 5 башен. Из них уцелели только 3 башни (Дуло, Кузнечная, Солевая) и часть стен.

Считается, что Кузнечная и Солевая башни были построены по проекту зодчего Антипа Константинова в XVII веке. Кузнечная башня пятиугольная, имеет каменный шатер, покрытый красной черепицей. Солевая башня — девятнадцатигранник, имеющий арочные ниши с нижними и средними боями.

Дуло производит впечатление самой крепкой и могучей из башен. Ее авторство приписывают зодчему Федору Коню. По одной из версий, ее название происходит от имени или прозвища татарского предводителя, убитого стрелой, которую пустили с башни. Она имеет 16 граней, ее ребра украшают лопатки, они делают вид башни стройным.

Симонов монастырь / прогулки по Москве /

«За Таганкой город кончался. Между Крутицкими казармами и Симоновым монастырем лежали обширные капустные поля. Здесь находились также пороховые погреба. Сам монастырь красиво возвышался. на берегу Москвы-реки. От него теперь осталась только половина прежней постройки, хотя архитектурой этого монастыря Москва могла бы гордиться не в меньшей степени, чем гордятся своими замками французы и немцы.»
Историк М.Н. Тихомиров

Улица Восточная, 4. официальный адрес в справочниках старейшего монастыря Москвы — Симоновского. Он расположен недалеко от станции метро «Автозаводская».

Симонов мужской монастырь основан был в 1379 году племянником и учеником преподобного Сергия Радонежского – игуменом Феодором. Построение его благословили митрополит Московский и всея Руси Алексий и преподобный Сергий Радонежский. Новый монастырь расположился в нескольких километрах от Кремля на высоком берегу Москвы-реки на земле, подаренной обители боярином Степаном Васильевичем Ховрой (Ховриным), который впоследствии в этом монастыре постригся в монахи под именем инока Симонона. Рядом – проходила оживлённая Коломенская дорога. С запада – участок ограничивался крутым левым берегом над изгибом Москвы-реки. Местность была наикрасивейшая.

Четверть века постройки монастыря были деревянными. Владимир Григорьевич Ховрин строит в Симоновом монастыре храм Успения Богородицы. Этот храм, один из самых больших тогда в Москве, до сих пор высится на массивном белокаменном подклете и весьма изукрашен по-итальянски ( в его перестройке в конце XV века принимал участие ученик самого Аристотеля Фиораванти). Возведение его было завершено в 1405 году. Видя это величественное сооружение, современники говорили: «Такой ляпоты ещё не бывало в Москве». Известно, что в XIX веке в храме хранилась икона Господа Вседержителя, принадлежавшая Сергию Радонежскому. По преданию, этой иконой Сергий благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву. После перестройки в конце XV века Успенский собор стал пятиглавым.

Успенский собор Симонова монастыря 1379-1404 гг.

(реконструкция П.Н.Максимова по результатам натурных исследований 1930 г )

Кроме же монастырского Успенского собора, Владимир Григорьевич и «ограду кирпичну около монастыря сделал». Это была первая в московской архитектуре каменная монастырская ограда, возведенная из нового тогда в Москве материала — кирпича. Его производство только что наладил все тот же Аристотель Фиораванти недалеко от Симонова, в селе Калитникове. В XVI веке неизвестные зодчие возвели вокруг Симонова монастыря новые крепостные стены с мощными башнями (некоторые историки предполагают авторство знаменитого русского зодчего Федора Коня, строителя стен Белого города Москвы, Смоленского Кремля и стен Боровско-Пафнутьева монастыря). Каждая из крепостных башен имела своё название – Дуло, Кузнечная, Солевая, Сторожевая и Тайнинская, выходившая к воде.

Читать еще:  В Пасху княгиня накрывала на стол, а дружинники не пускали детей в храм

Башня «Дуло». 1640-е гг.

Вид с колокольни на Москва-реку. На переднем плане башня «Дуло» и «Сушило». Фотография начала XX в.

С момента своего создания Симонов монастырь находился на самых опасных южных рубежах Москвы. Поэтому стены его делали не просто монастырскими, но крепостными. В 1571 году с башни монастыря смотрел на горящую Москву хан Давлет-Гирей. Столица выгорела тогда за три часа, а в огне погибли около двухсот тысяч москвичей. В 1591 году во время нашествия татарского хана Казы-Гирея обитель вместе с Новоспасским и Даниловым монастырями успешно противостояла крымскому войску. В 1606 году в монастырь царем Василием Шуйским были направлены стрельцы, которые вместе с монахами отражали войска Ивана Болотникова. Наконец, в 1611 году, во время сильнейшего пожара в Москве, возникшего по вине поляков, многие жители столицы укрылись за монастырскими стенами.

Царские врата из Симонова монастыря.
Деталь. Дерево. Москва. Конец XVII в

На протяжении всей истории монастырь был самым посещаемым в Москве, сюда приезжали молиться члены царской семьи. Каждый считал своим долгом принять участие в строительстве и украшении обители, когда-то одной из самых богатых в России. Славилась на всю Москву и монастырская колокольня. Так, в Никоновской летописи помещена специальная статья «О колоколах», в которой говорится о сильном и чудном колокольном звоне, доносившемся, по мнению одних, от соборных колоколов Кремля, а по мнению других, от колоколов Симонова монастыря. Существует также знаменитая легенда, что накануне штурма Казани молодому Ивану Грозному ясно послышался звон симоновских колоколов, предвещающий победу.

Поэтому и к самой симоновской колокольне москвичи испытывали почтение. И когда к XIX веку она пришла в ветхость, то известный архитектор Константин Тон (создатель русско-византийского стиля в московской архитектуре) возвел в 1839 году над северными воротами монастыря новую. Крест ее стал самой высокой точкой Москвы (99,6 метра). На втором ярусе колокольни располагались церкви Иоанна, патриарха Царьградского, и святого Александра Невского, на третьем — звонница с колоколами (самый большой из них весил 16 тонн), на четвертом — часы, на пятом — выход на главу колокольни. Построили это величественное сооружение на средства московского купца Ивана Игнатьева.

Симонов монастырь в XVII веке. Реконструкция Р.А.Кацнельсон

Было время, когда Симоново слыло любимым местом загородных прогулок москвичей. Неподалеку от него располагался дивный пруд, по свидетельству летописей выкопанный братией при участии самого Сергия Радонежского. Он так и назывался – Сергиев пруд. В советское время его засыпали, и на этом месте сегодня находится административное здание завода «Динамо». О пруде еще немного чуть ниже.

Начавшаяся в 1771 году эпидемия чумы привела к закрытию обители и превращению её в «чумный карантин». В 1788 году по указу Екатерины II в монастыре организовали госпиталь – шла русско-турецкая война.

Трапезная Симонова монастыря. 1685 год
Фото из Истории русского искусства И.Грабаря

Большую роль в восстановлении Симонова монастыря в своё время сыграл обер-прокурор Москвы А. И. Мусин-Пушкин. По его прошению императрица отменила свой указ и восстановила монастырь в правах. Семейство Мусиных-Пушкиных захоронено в фамильном склепе некрополя храма Тихвинской иконы Божией Матери монастыря.

Первым, в соборе Успения Божией Матери, захоронили вкладчика и строителя этой церкви Григория Степановича Ховру. В дальнейшем собор стал усыпальницей митрополитов Варлаама, сына московского князя Дмитрия Иоанновича (Донского) – князя Константина Псковского, князей Мстиславских, Сулешевых, Тёмкиных, бояр Головиных и Бутырлиных.

До сих пор в земле, под местным Детским парком, покоятся: первый кавалер ордена святого Андрея Первозванного, соратник Петра I, Федор Головин; глава семибоярщины, трижды отказывавшийся от русского трона Федор Михайлович Мстиславский; князья Урусовы, Бутурлины, Татищевы, Нарышкины, Мещерские, Муравьевы, Бахрушины.

До 1924 года здесь стояли надгробия на могилах русского писателя С.Т. Аксакова и рано умершего друга А.С. Пушкина поэта Д.В. Веневитинова (на его надгробной плите чернела эпитафия: «Как знал он жизнь, как мало жил»).

Надгробие над могилами Веневитиновых

Вторично обитель закрыли уже в 1923 году. Последнего её игумена Антонина (в миру Александра Петровича Чубарова) сослали на Соловки, где он и скончался в 1925 году. Ныне игумен Антоний причислен к лику новомученников российских…

А. М. Васнецов. Облака и золотые купола. Вид Симонова монастыря в Москве. 1920

От некогда мощной крепости сохранились лишь немногие строения:
— Крепостные стены (три прясла);
— Солевая башня (угловая, юго-восточная);
— Кузнечная башня (пятигранная, на южной стене);
— «Дуло» (угловая, юго-западная башня);
— «Водяные» ворота (1/2 XVII в.);
— «Келарский корпус» (или «Старая» трапезная, 1485 г., XVII в., XVIII в.);
— «Новая» трапезная (1677-1683 гг., зодчие П. Потапов, О. Старцев);
— «Сушило» (солодежня, XVI в., 2/2 XVII в.);
— Казначейские кельи (1/3 XVII в.).
— Сохранился один закрытый храм с 5-ю престолами, пять же других храмов с 6-ю престолами были разрушены.

Современные фотографии состояния монастыря

Ну, а теперь немного лирики. Этот монастырь знаменит еще и романтическими историями.

Обессмертил Симонов монастырь Николай Михайлович Карамзин:

«. всего приятнее для меня то место, на котором возвышаются мрачные, готические башни Симонова монастыря. Стоя на сей горе, видишь на правой стороне почти всю Москву, сию ужасную громаду домов и церквей, которая представляется глазам в образе величественного амфитеатра: великолепная картина, особливо когда светит на нее солнце, когда вечерние лучи его пылают на бесчисленных златых куполах, на бесчисленных крестах, к небу возносящихся! Внизу расстилаются тучные, густозеленые цветущие луга, а за ними, по желтым пескам, течет светлая река, волнуемая легкими веслами рыбачьих лодок или шумящая под рулем грузных стругов, которые плывут от плодоноснейших стран Российской империи и наделяют алчную Москву хлебом.

На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада; там молодые пастухи, сидя под тению дерев, поют простые, унылые песни и сокращают тем летние дни, столь для них единообразные. Подалее, в густой зелени древних вязов, блистает златоглавый Данилов монастырь; еще далее, почти на краю горизонта, синеются Воробьевы горы. На левой же стороне видны обширные, хлебом покрытые поля, лесочки, три или четыре деревеньки и вдали село Коломенское с высоким дворцом своим».

В своей повести «Бедная Лиза» Карамзин весьма достоверно описал окрестности Тюфелевой рощи. Лизу с ее престарелой мамой он поселил возле стен расположенного неподалеку Симонова монастыря. Водоем у монастырских стен в южном предместье Москвы стал вдруг самым знаменитым прудом, местом массового паломничества читателей в течение долгих лет. Назывался пруд Святым, или Сергиевым, потому что, по монастырскому преданию, его выкопал сам Сергий Радонежский, основатель и первый игумен Троицкого монастыря по Ярославской дороге, ставшего знаменитой Троице-Сергиевой лаврой.

Симоновские монахи разводили в пруду какую-то особенную — размерами и вкусом — рыбу и угощали ею царя Алексея Михайловича, когда тот, проездом в Коломенское, останавливался для отдыха в покоях здешнего настоятеля. Вышла в свет повесть о несчастной девушке, простой крестьянке, которая жизнь свою кончила совсем не по-христиански — богопротивным самоубийством, и москвичи — при всей их богомольности — сразу же переименовали Святой пруд в Лизин пруд, и о прежнем названии вскоре помнили лишь старые насельники Симонов монастыря.

Многочисленные деревья, окружавшие его, были исписаны и изрезаны надписями сострадания к несчастной красавице. Например, такими:

В струях сих бедная скончала Лиза дни,
Коль ты чувствителен, прохожий, воздохни!

Впрочем, по свидетельству современников время от времени здесь появлялись и более ироничные послания:

Погибла здесь в пруду Эрастова невеста,
Топитесь, девушки, и вам тут много места.

В двадцатых годах прошлого века пруд сильно обмелел, зарос, стал похож на болотце. В начале тридцатых годов при строительстве стадиона для рабочих завода “Динамо” пруд был засыпан и на этом месте высажены деревья. Сейчас над бывшим Лизиным прудом высится административный корпус завода “Динамо”. Еще в начале 20 века на картах значился пруд ее имени, и даже железнодорожная станция «Лизино».

Симонов (Успенский) монастырь

Эта обитель возникла на землях, которые пожертвовал Церкви боярин Степан Ховрин. Его монашеское имя — инок Симон — дало название монастырю. Но большую известность обители принесли погребенные там герои Куликовской битвы.

Симонов монастырь основал в 1370 году ученик и племянник Сергия Радонежского — Федор. Сам преподобный останавливался в обители при посещении Москвы. По легенде, он даже выкопал рядом пруд.

В 1379 году обитель перенесли на новое место. В Старом Симонове осталась только церковь Рождества Богородицы, где в XVIII веке обнаружили захоронения героев Куликовской битвы — Александра Пересвета и Андрея Осляби. При этом храм долго находился на территории завода, и один из компрессоров стоял прямо на могиле иноков-воинов. Сейчас церковь действует.

Старые башни и стены Симонова монастыря построили в XVI веке. Считается, что их возводил Федор Конь, строитель Смоленского кремля. Обитель много раз служила «щитом» Москвы: ее разрушали, но она возрождалась. А в 1771 году: Екатерина II упразднила Симонов монастырь и превратила его в чумной изолятор. Лишь в 1795 по ходатайству графа Алексея Мусина-Пушкина обитель восстановили.

В 1832 году на средства купца Ивана Игнатьева в Симоновом монастыре решили построить новую колокольню. Н.Е. Тюрин разработал проект в классическом стиле, но тогда набирал популярность псевдорусский, поэтому возвели пятиярусную колокольню (с часами на четверном ярусе) высотой 90 метров по проекту К.А. Тона. Строительство завершили в 1839 году.

В 1920 монастырь закрыли. В 1923 на территории открылся музей. Он работал до 1930 года.

Тогда правительственная комиссия признала, что часть древних построек Симонова монастыря можно сохранить как памятники, но собор и стены нужно снести. Взрыв прогремел ночью 21 января 1929 года. Тогда уничтожили пять из шести церквей, в том числе Успенский собор 1405 года постройки, колокольню, надвратные церкви, Сторожевую и Тайницкую башни с прилегавшими к ним постройками. На рабочих субботниках разобрали все, кроме южной стены монастыря.

Известно, что на территории обители был большой некрополь. После его уничтожения на Новодевичьем кладбище перезахоронили останки поэта Д.В. Веневитинова и писателей Аксаковых. Разоренные могилы превратили в мусорные ямы, а на костях усопших устроили гальванический цех. На месте развалин Симонова монастыря в 1932-1937 годах появился Дворец культуры ЗИЛа.

Обитель начали восстанавливать в 1990-х. Сохранились часть стен монастыря и три башни XVII века. Особенно выделяется угловая башня «Дуло» с высоким шатром и двухъярусной дозорной башней. Она много раз становилась образцом при крепостном строительстве. А необычное название появилось после того, как с башни подстрелили татарского предводителя по имени Дуло. Две другие уцелевшие башни — пятигранную «Кузнечную» и круглую «Солевую» — построили в 1640-е годы. Сохранились также храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери, трапезная и служебные постройки. Сейчас здесь проходят единственные в мире службы для глухонемых.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector