0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

И небо становится ближе… Святой праведный Симеон Верхотурский

И небо становится ближе… Святой праведный Симеон Верхотурский

25 сентября – память Святого праведного Симеона Верхотурского.

Большинство людей любят путешествовать, бывать в интересных местах, видеть нечто необычное, знакомиться с новыми людьми. Ради свежих впечатлений некоторые преодолевают огромные расстояния, забираются в такие уголки планеты, куда редко ступает нога человека.

Но сколько бы человек не гонялся за впечатлениями, все рано или поздно приедается, радости с каждым разом становится все меньше и меньше и, в конце концов, наступает момент, когда этот удивительный и разнообразный мир кажется скучным, серым и неинтересным.

Однако совсем иначе смотрят на окружающую действительность те, кто, полюбив дорогу, выбрали целью своих поездок места, где можно отдохнуть душой, – святые места. Эти мудрые путешественники никогда не пресыщаются, потому что невозможно пресытиться благодатью.

Я решила последовать их разумному примеру и дать своей душе единственную потребную ей пищу, напоить ее из чистого источника отеческой веры: поехать в место дивное, святое. Помолившись, я отправилась в гости к праведному Симеону Верхотурскому.

Святой праведный Симеон Верхотурский чудотворец — хранитель уральской земли

Симеон Верхотурский (Меркушинский)

Симеон († 1642) был дворянином, но скрывал свое происхождение и вел смиренную жизнь бедняка. Он ходил по деревням и бесплатно шил полушубки и другую верхнюю одежду, преимущественно для бедных. При этом он сознательно что-нибудь не дошивал – или рукава, или воротник, за что терпел поношения от заказчиков. Подвижник много странствовал.

Но чаще всего жил на погосте села Меркушинского недалеко от города Верхотурья (Пермский край). Святой Симеон любил уральскую природу и, радостно созерцая ее величественную красоту, возводил мысленный взор к Создателю мира. В свободное от трудов время любил святой в тиши уединения удить рыбу, ибо это напоминало ему об учениках Христовых, дело которых он продолжал, наставляя в истинной вере местных жителей.

Его беседы были тем благодатным семенем, из которого постепенно возросли обильные плоды духа на Урале и в Сибири, где преподобный особенно почитается.

Праведный Симеон Верхотурский преставился в 1642 году когда ему было лишь 35 лет. Он был погребен на Меркушинском погосте при храме Архистратига Михаила. 12 сентября 1704 года, по благословлению митрополита Тобольского Филофея, было совершено перенесение святых мощей праведного Симеона из храма Архистратига Михаила в Верхотурский монастырь во имя святителя Николая.

Праведный Симеон совершил множество чудес после кончины. Он нередко являлся во сне больным и исцелял их, вразумлял впавших в порок пьянства. Особенность в явлениях святого та, что с исцелением телесных немощей он преподавал и наставления для души.

Осо­бен­но за­ме­ча­тель­но од­но чу­до пра­вед­но­го Си­мео­на, ко­то­рый быст­ро на­ка­зы­ва­ет лю­дей, неду­гу­ю­щих неве­ри­ем, но быст­ро и по­мо­га­ет им, ес­ли они рас­ка­я­лись и от все­го серд­ца об­ра­ти­лись с мо­лит­вой к хо­да­тай­ству его. Од­на жен­щи­на, Ксе­ния Фе­о­до­ро­ва, – это бы­ло в на­ча­ле XIX сто­ле­тия в Вер­хо­ту­рье, – взо­шла в Ни­ко­ла­ев­ский храм, где по­чи­ва­ли мо­щи пра­вед­ни­ка, но сде­ла­ла сие не по ис­крен­не­му рас­по­ло­же­нию серд­ца, а ско­рее из лю­бо­пыт­ства. В то вре­мя в хра­ме бы­ла од­на знат­ная жен­щи­на, по прось­бе ко­то­рой бы­ли со­вер­шен­но от­кры­ты свя­тые мо­щи пра­вед­но­го Си­мео­на. Враг ро­да че­ло­ве­че­ско­го все­гда ста­ра­ет­ся уло­вить в свои ко­вар­ные се­ти сла­бых и ко­леб­лю­щих­ся; сей древ­ний за­вист­ник лю­дей вло­жил Ксе­нии в серд­це со­мне­ние. При ви­де об­на­жен­ных мо­щей она не толь­ко не воз­да­ла до­стой­но­го по­кло­не­ния им, но да­же возг­ну­ша­лась ими и небреж­но уда­ли­лась из хра­ма. Не успе­ла она прой­ти и од­ной вер­сты от го­ро­да (она хо­те­ла воз­вра­тить­ся на ме­сто сво­е­го жи­тель­ства), как вдруг под­нял­ся страш­ный вихрь.

Праведный Симеон Верхотурский († 1642)

Ве­тер под­нял гро­мад­ный столб пы­ли и мел­ко­го пес­ка, и вся эта пыль об­ру­ши­лась на Ксе­нию и со­вер­шен­но за­со­ри­ла ей гла­за. От пес­ка она не мог­ла ви­деть све­та, ста­ла про­ти­рать гла­за – но все бы­ло тщет­но. Она бы­ло за­кри­ча­ла спут­ни­цам, но те за сви­стом вет­ра не слы­ша­ли ее. То­гда она по­ня­ла, что Гос­подь по­ка­рал ее за со­мне­ние. Она ста­ла при­зы­вать имя пра­вед­но­го Си­мео­на, и он тот­час же по­мог ей: к ней по­до­шла од­на спут­ни­ца. Ксе­ния по­про­си­ла ее, чтобы она про­во­ди­ла ее к мо­щам угод­ни­ка Бо­жия Си­мео­на. До­ро­гой она все вре­мя мо­ли­лась и про­си­ла, чтобы Гос­подь про­стил ей пре­гре­ше­ние.

При­дя в храм с твер­дой на­деж­дой на об­лег­че­ние, Ксе­ния не об­ма­ну­лась в сво­ем ожи­да­нии. Лишь толь­ко при­ло­жи­лась она к свя­тым мо­щам, тот­час про­зре­ла. Пра­вед­ный Си­ме­он из­ба­вил ее от неду­га и вме­сте с тем от ее ги­бель­но­го со­мне­ния. Так мно­го зна­чит «мо­лит­ва пра­вед­на­го пос­пе­ше­ству­е­ма» (Иак.5:16).

По­сле быв­ше­го еще раз в 1825 г. осви­де­тель­ство­ва­ния мо­щей пра­вед­но­го Си­мео­на по­сле­до­ва­ли еще но­вые чу­де­са, из ко­то­рых при­ме­ча­тель­но од­но, про­ис­шед­шее в 1828 г. Осе­нью се­го го­да в ок­тяб­ре од­но­му из ра­бо­тав­ших на Кы­нов­ском за­во­де Ага­пию Ра­че­ву нуж­но бы­ло схо­дить в дом, на­хо­див­ший­ся за за­вод­ским пру­дом. В это вре­мя по слу­чаю силь­ных до­ждей бы­ли от­кры­ты на пло­тине шлю­зы, а для пе­ше­хо­дов бы­ло пе­ре­ки­ну­то несколь­ко до­сок. Ра­чев бла­го­по­луч­но пе­ре­пра­вил­ся. Но в до­ме он про­си­дел до ве­че­ра, так что ему при­шлось воз­вра­щать­ся в су­мер­ки. Дой­дя до пло­ти­ны, он на­чал вы­би­рать ме­сто для пе­ре­хо­да. Вве­ден­ный в за­блуж­де­ние силь­ным шу­мом и оглу­ши­тель­ным гу­лом па­дав­шей вниз во­ды он уда­лил­ся от то­го ме­ста, где был пе­ре­ход, и, ду­мая ско­рее прой­ти пло­ти­ну, уско­рил шаг и вдруг упал в од­но из са­мых опас­ных мест пе­ред пло­ти­ной, где бы­ло бо­лее трех са­женей глу­би­ны.

Из­вест­но, что при от­кры­тых шлю­зах во­да со страш­ной си­лой на­пи­ра­ет на про­хо­ды. Око­ло од­но­го та­ко­го про­хо­да и упал в во­ду Ра­чев. Опас­ность бы­ла ве­ли­ка; ка­за­лось, ни­что уже бо­лее не мог­ло спа­сти упав­ше­го. Неудер­жи­мым на­по­ром во­ды его уно­си­ло в про­ход – ему пред­сто­я­ла вер­ная ги­бель. На­хо­дясь в та­ком от­ча­ян­ном по­ло­же­нии, Ага­пий стал при­зы­вать на по­мощь свт. Ни­ко­лая и пра­вед­но­го Си­мео­на, и мо­лит­ва его бы­ла услы­ша­на. Вне­зап­но, сам не зная ка­ким об­ра­зом, он по­чув­ство­вал, что в ру­ках у него очу­ти­лась од­на из ба­лок, ко­то­рые под­дер­жи­ва­ли мост. Обод­рен­ный, он гром­ко стал звать на по­мощь, но ни­кто не яв­­лял­ся.

Дол­го он кри­чал, на­ко­нец стал из­не­мо­гать си­ла­ми. Бал­ка, за ко­то­рую он дер­жал­ся, бы­ла тол­ста, к то­му же она осклиз­ла. От хо­лод­ной во­ды ру­ки его ста­ли ко­че­неть. Еще несколь­ко ми­нут – и он дол­жен был вы­пу­стить бал­ку и по­гру­зить­ся в во­ду. То­гда он опять стал внут­ренне мо­лить­ся и дал обе­ща­ние схо­дить в Вер­хо­ту­рье на по­кло­не­ние свя­тым мо­щам пра­вед­но­го Си­мео­на. Угод­ник Бо­жий, за­ступ­ник на­хо­дя­щих­ся в бе­дах и скор­бях, по­мощ­ник всех при­зы­ва­ю­щих его, немед­лен­но ока­зал Ага­пию свою чуд­ную по­мощь. Вдруг при­бе­жал на­род, и вы­та­щи­ли уто­па­ю­ще­го. Ве­ли­ко бы­ло удив­ле­ние всех, ко­гда Ага­пий рас­ска­зал, как он спас­ся от вер­ной смер­ти по­кро­ви­тель­ством пра­вед­но­го Си­мео­на.

Праведный Симеон Верхотурский

Спу­стя шесть лет, имен­но в 1834 го­ду, сей слав­ный угод­ник Бо­жий див­ным об­ра­зом ис­це­лил от тяж­кой бо­лез­ни сы­на то­го же Ага­пия – Мат­фея Ра­че­ва. Явив­шись бо­ля­ще­му во вре­мя за­бы­тья, пра­вед­ный Си­ме­он на­пом­нил Мат­фею, что у него есть неис­пол­нен­ное еще обе­ща­ние – схо­дить на по­кло­не­ние в Вер­хо­тур­ский мо­на­стырь, по­сле че­го бо­ля­щий вско­ре по­пра­вил­ся и ис­пол­нил свое обе­ща­ние.

Симеон Верхотурский (Меркушинский) стяжал свою святость в миру молитвами, отшельничеством, странничеством, трудами и помощью людям.

Ныне по молитвам святого Симеона Верхотурского Господь являет благодатную помощь, утешение, укрепление, вразумление, врачевание душ и телес, а также и избавление от лукавых и нечистых духов. Бедствующие путники по молитвам святого получают избавление от всяких невзгод и даже смерти.

Всем при­зы­ва­ю­щим его с ве­рою по­да­ет­ся за­ступ­ле­ние, от ог­ня спа­се­ние, бо­ля­щим – ис­це­ле­ние, глу­хим – слух, немым – раз­ре­ше­ние уст, пле­нен­ным – осво­бож­де­ние. Особенно часто обращаются с молитвами к Верхотурскому чудотворцу при глазных болезнях и всевозможных параличах (это было одно из первых чудес от его мощей). И до­ныне про­дол­жа­ют исте­кать раз­лич­ные чу­де­са от мо­щей се­го слав­но­го угод­ни­ка Бо­жия по бла­го­да­ти Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста, Ему­ же сла­ва, хва­ла и бла­го­да­ре­ние во ве­ки. Аминь.

Читать еще:  Приметы с зеркалом. Позитивные и негативные приметы про зеркало Расческа возле входа что значит

Тропарь на перенесение мощей праведного Симеона Верхотурского

Днесь радуется славная страна Сибирь,/ обрет святыя мощи твоя внутрь себе./ Архиереи, священницы и весь сонм людский/ духовне веселящеся, вопием ти: о, Богомудре Симеоне!/ Избави нас, иже к тебе прибегающих, от всех бед,/ просяще податися всем по коегождо прошению,/ и избавитися стране сей и граду от огненнаго запаления и поганскаго нашествия и междоусобныя брани и от всякаго зла./ Темже и мы вси чтем ныне честных и многоцелебных мощей твоих пренесение новый целебниче, и вопием :/ слава Дающему тобою всем исцеление!

Тропарь праведному Симеону Верхотурскому

Мирска́го мяте́жа бе́гая,/ все жела́ние обрати́л еси́ к Бо́гу,/ да в виде́ния восхо́д обря́щеши горе́,/ отню́дуже не уклони́вся в лука́вствия се́рдца,/ но очи́стив ду́шу и те́ло,/ прия́л еси́ благода́ть точи́ти цельбы́ ве́рным и неве́рным,/ притека́ющим к тебе́, пра́ведный Симео́не. Те́мже по да́нному ти да́ру,/ испроси́ у Христа́ Бо́га исцеле́ние нам,/ боля́щим душе́вными страстьми́,// и моли́ спасти́ ду́ши на́ша.

Кондак на перенесение мощей праведного Симеона Верхотурского

Наста днесь всечестная память новаго целебника праведнаго Симеона,/ созывает же людие в пречестный храм святаго Божия архиереа Николаа,/ идеже радостно сошедшеся благочестивых множества,/ весело празднуют пренесение честных и многоцелебных мощей твоих праздник./ Ты бо явился еси граду нашему, и всей Сибири врачевство безмездное,/ подавая исцеление с верою приходящим к тебе, Симеоне всеблаженне!/ Но яко имеяй дерзновение ко Владыце Христу,/ Того моли спасти град и люди, молящияся тебе,/ паче же ходатай буди ко Господу во дни нашествия печали рабом твоим,/ да зовем ти: радуйся, Сибирстей стране похвале и утверждение граду нашему.

Кондак праведному Симеону Верхотурскому, глас 2-й

Мира суетнаго отверглся еси, да блага вечныя жизни наследши, возлюбив незлобие и чистоту души и тела. Снискал еси, еже возлюбил, свидетельствуют бо о сем гроб и нетление мощей твоих, и благодать чудотворения наипаче. Точиши бо цельбы всем притекающим к тебе и непросвещенным, Симеоне блаженне, чудотворче предивный.

Молитва праведному Симеону Верхотурскому

О, святый и праведный Симеоне, чистою душею твоею в небесных обителех в лице святых водворяяйся, на земли же телом твоим нетленно почиваяй по данной ти благодати от Господа молитися о нас. Милостивно призри на нас многогрешных, аще и недостойне, обаче с верою и упованием ко святым и цельбоносным мощем твоим притекающих, и испроси нам от Бога прощение согрешений наших, в няже впадаем множицею во вся дни жития нашего.

И якоже прежде овым убо от очныя зельныя болезни ни мало зрети могущим исцеление очес, овым же близ смерти бывшим от лютых недугов врачевание, и иным иная многая преславная благодеяния даровал еси: сице избави и нас от недугов душевных и телесных и от всякия скорби и печали, и вся благая к настоящему житию нашему и к вечному спасению благопотребная нам от Господа испроси, да тако твоим предстательством и молитвами стяжавше вся нам полезная, аще и недостойнии, благодарне восхваляюще тя, прославим Бога, дивнаго во святых Своих, Отца и Сына и Святаго Духа, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Память святому праведному Симеону Верхотурскому празднуется также 18/31 декабря, в день прославления (1694 г.).

Смотрите также:

Посвящение храма

Моя работа — первая попытка обращения к церковному краеведению, духовным истокам наших предков, поможет понять место и роль Русской православной церкви в истории нашего района, его культуре, формировании традиций сибиряков. Материалы моей работы можно использовать в воспитании молодого поколения на непреходящих общечеловеческих ценностях, этических нормах и морали, бесценный вклад в которые внесла Русская православная церковь.

Святой Праведный Симеон Верхотурский является ангелом — хранителем, небесным покровителем Уральской и Сибирской земли уже более трехсот лет. Никто не знает, откуда пришел он на дикую в его время Уральскую землю. Никто не знает, где и когда изучил ремесло скорняка и портного, научился шить щегольские по крестьянским понятиям полушубки с вышивками. Некоторые обороты речи и белизна кожи выдавали в нем не крестьянское происхождение, а от любопытных он и не скрывал, что происходит из дворян. Но от знатности и чести ушел он в глухой край, лишь не задолго до того присоединенный к Русскому государству. Никто не знает, какой порыв заставил его оторваться от родного очага.

Это был по людским меркам странный человек. Он так и не завел собственного дома. Летом его кормила природа, изобилующая грибами и ягодами. Часами он сидел над рекой и удил рыбу, но ловил столько, сколько нужно было для пропитания на один день. Суровыми уральскими зимами ходил он по деревням, нанимаясь шить полушубки. По тогдашнему обычаю, портной жил в избе заказчика, пока не закончит работу. Так и он жил среди временных своих хозяев, ел с ними за одним столом и мастерил для них теплую одежду. Но дела он своего никогда не доделывал: то рукав не вошьет, то воротник не пришьет, то петли не обошьет. До зари, когда еще все спали, покидал он хозяйский дом. Увидев недоконченную работу, хозяева принимались в сердцах ругать непутевого портняжку. Только потом, спохватывались: работа сделана большая, доделка нужна пустяковая, а денег — то мастер не взял ни копейки. Выходит, работал лишь за пустые крестьянские щи и кусок хлеба. Ни платы , ни благодарности не хотел он за свою работу . Он свел знакомство с местными племенами- вогуличами ( современный народ манси ), бывшими еще полуязычниками — полухристианами . Да и русские крестьяне, переселенные сюда из центральных губерний России часто оказывались невежественными в вопросах веры. Симеон любил с ними говорить о духовном. Его слова были просты, но трогали сердце и западали в душу. Так тихо сеял он среди земляков семена христианского благочестия. Однако не приученный с детства с скудости, он подорвал здоровье грубой пищей и подвигами поста. От болезней желудка он скончался еще молодым, около1642 года в возрасте тридцати пяти лет. Приветливее всех к страннику были крестьяне села Меркушино. Среди них и окончилась его земная жизнь. Его похоронили на церковном погосте, и со временем забыли.

Спустя 50 лет после его кончины меркушинцы были потрясены неслыханным событием: на кладбище, на поверхности одной из старых могил, показался гроб с нетленными мощами. Вскоре прибывший на место события Сибирский митрополит Игнатий увидел мощи и воскликнул:» Это точно новый святой, так как сподобился нетлению!» Митрополит начал усердно расспрашивать сельчан, кем же был этот человек. Меркушинские старожилы с трудом но припомнили забытого миром человека. Дряхлый старик вспомнил о праведном человеке, прожившем в их селе, и водившем с ним знакомство. Этот старец рассказал то немногое, что мы сейчас знаем о Симеоне.

25 сентября 1704 года состоялось великое торжество-перенос нетленных мощей Симеона Верхотурского в Николаевский мужской монастырь города Верхотурье. Ежегодно, вот уже 300 лет это событие празднуется на Урале.

216 лет покоились мощи Святого Праведного Симеона Верхотурского, чудотворца уральского в храмах Николаевского монастыря, принося всемирную славу обители и всему граду Верхотурью. Со всех концов необъятной России шли поломники и богомольцы к мощам Праведника.

В 1913 году на территории монастыря специально для Симеона был построен и освящен чудо-храм — семиглавый Крестовоздвиженский собор, вмещавший до 10 тысяч прихожан. Больше его на всей территории России был только Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. На его освящение Императрица Александра Федоровна подарила монастырю расшитое золотом и серебром украшение для раки с мощами Симеона Верхотурского. Известно, что царь Николай II глубоко почитал Святого и ежегодно присылал в Верхотурье свои поздравления в день памяти Праведника. Посещала Верхотурье и Великая княгиня Елизавета Федоровна, ныне канонизированная в лике преподобномучениц.

Хранящаяся в монастыре летопись дивных чудес, происходящих от мощей Праведного Симеона многообразна. С его помощью сходит слепота с человеческих глаз, начинают ходить хромые приходят в разум душевнобольные, обретают трезвость пьяницы. На иконах Праведный Симеон Верхотурский всегда изображается молодым, добрым, держащим в руке свиток с надписью « Молю вас, братья, имейте страх Божий и чистоту душевную и телесную». Это единственный из многочисленных святых изображается на иконах с удочкой в руках, сидящим на камне у реки под елкой. Одет в крестьянскую одежду, на ногах лапти.

Симеон верхотурский храм где находится. Святой праведный Симеон Верхотурский чудотворец — хранитель уральской земли

На Северном Урале на границе с Сибирью есть святое место Верхотурье. Сказачная природа, могучие кедры, чистые реки, храмы чудные, монастыри.

Читать еще:  Значение имени ильгизар. Происхождение имени Ильгиз

«Родник» Жанна Бичевская на стихи иеромонаха Романа

Небесным покровителем земли Уральской считается святой праведный Симеон Верхотурский (Меркушинский) 1607-1642 гг. Появился он в Верхотурье, тогдашней столице Урала в конце Смутного времени откуда то из Московии. Этот человек отличался высокородством, образованностью, рассудительностью, добротолюбием, что породило легенду, дескать этот странник царского происхождения. Может быть он независимо от своей воли мог быть претендентом на престол и тем самым мешать восхождению династии Романовых?

Был ведь у Ивана Грозного старший брат незаконнорожденный Георгий — «царевич-невидимка», за которым Иван гонялся всю жизнь и в конце концов умертвил. А у Георгия могли быть свои наследники. Это конечно версия, за распространение подобных сведений в те времена грозила смертная казнь, поэтому русские письменные источники об этом умалчивают, остались лишь некоторые записки иностранцев, посещавших Россию. Тогда у Симеона были причины скрывать свое настоящее имя и опасаться за свою жизнь. В Смутное время шла борьба за власть и какой-нибудь боярский клан, недовольный избранием малолетнего Михаила Романова, мог использовать без вины виноватого Симеона в своей политической игре.

Святой Симеон при жизни не имел никакой славы. Жил в селе Меркушино это в 50 км. от Верхотурья. Святой праведный Симеон покровитель всего Урала. Многочисленные случаи исцеления укрепляют его в этом статусе. Все эти случаи записываются. Маленькое село прославилось на весь мир. По преданию, при жизни Симеон сидел на камне около реки Тура, удил рыбу, шил шубы. Был отзывчив и бескорыстен. Вот и все подробности его жизни. Таинственное появление в уральской глухомани, загадочное молчание, вполне спокойная, неброская, праведная жизнь и ранняя скоропостижная смерть в возрасте 35-40 лет.

Меркушино место обретения мощей Святого Симеона в Меркушино

Симеон был похоронен в 1642 году на сельском погосте в Меркушино. Верхотурье был зажиточным торговым городом. Через него проходила единственная тогда дорога в Сибирь — Бабиновская. Царским указом купцам и другим людям надлежало пользоваться только этим путем дабы собирать налоги в казну. В Верхотурье стояла таможня, а воеводы разумеется безбожно наживались как и принято на Руси. Кроме того в городе был построен казенный водочный завод который снабжал всю Сибирь зельем. Надодишко спивался. Воевода Борятинский даже бил челом царю с просьбой закрыть кабаки, но получил не только отказ, но и повеление радеть об увеличении кабацкого сбора, дабы казне было больше прибыли. Погружавшийся в бездну наживы, пьянства, разврата город явно нуждался в переформатировании.

И вот в 1692 году, ровно через 50 лет после смерти Симеона начались чудеса. Могила неожиданно приоткрылась и гроб сам собой вышел на поверхность. В гробу лежали нетленные мощи. Это расценили как признак святости умершего, но кто это такой и имя даже и вспомнить поначалу не могли. На месте захоронения появился источник. Местные жители видимо сначала крайне удивились такому явлению. Но быстро сообразили, что это неспроста. Воду попробовали и заметили, что она целительная. Приехал Владыка из Екатеринбурга. Он долгое время страдал язвами на ногах. Дело было зимой, вода замерзла. Взяли лед, он помазал себе ноги и исцелился.

Меркушино. Свято-Симеоновская церковь и галерея к собору Архангела Михаила.

Мощи перенесли в Верхотурье в Николаевский монастырь. Сейчас на месте обретения возведена небольшая Свято-Симеоновская церковь, которая соединена с храмом Архангела Михаила теплой светлой галереей.

А у приходящих к мощам стали происходить случаи исцеления в основном кожных заболеваний. На месте обретения мощей в селе Меркушино появился вдруг святой источник. Местные жители, беря эту воду а также землю, тоже исцелялись. А мощи стали объектом паломничества и поклонения. Известно, что в начале ХХ века число паломников достигало 60 тысяч в год.

Верхотурье. Крестовоздвиженский собор где сейчас покоятся мощи Святого Симеона

Интересно, что сюда пришел однажды из соседней Тобольской губернии другой странник Григорий Новых. Здесь будто бы и произошло его преображение. Он вдруг ощутил невероятный прилив сил и стал с этой минуты Григорием Распутиным.

Меркушино. Михаило-Архангельский Собор.

При отступлении армии Колчака в 1919 году семь монахов во главе с игуменом Аверкием попытались было увести мощи, но, видя, что белогвардейцам дела до них нет, вскорости вернулись обратно. В советские времена большевики изъяли все церковные ценности, расстреляли священника Константина 22-х лет, объявив его зачинщиком протеста. Причем, когда его вели на расстрел, он сам себя отпел, сам себе вырыл могилу. Уже в наше время при строительстве храма Михаила Архангела наткнулись на гроб Константина. Теперь его мощи покоятся в храме Архангела Михаила.

Фото. Меркушино. Внутри собора Архангела Михаила находятся мощи священника Константина

А мощи Святого Симеона потаскали по антирелигиозным музеям сначала в Нижнем Тагиле, потом в знаменитом Ипатьевском доме в Екатеринбурге. После расформирования музея, мощи оказались в запасниках вплоть до 1989 года, когда их вернули церкви. В 1992 году основную часть вернули обратно в Верхотурье.

Фото. Храм во имя всех святых, в земле Сибирской просиявших, расположен близ камня, где, по преданию святой праведный Симеон Верхотурский любил удить рыбу, и куда он уединялся для молитвы и богомыслия. Построен силами офицеров и солдат Уральского округа внутренних войск. Находится недалеко от Меркушино.

Сейчас в Меркушино базируется Ново-Тихвинский женский монастырь. Напротив собора Архангела Михаила есть гостиница, которую содержат монахини (1200 руб. за ночь с человека в 2014 г.) и еще дом паломника (как там не знаю).

Село Меркушино находится, как это выяснилось теперь, в некой загадочной аномальной зоне с необычной энергетикой. Это треугольник со сторонами 500 метров. Одна из вершин этого треугольника как раз погост, где был похоронен Симеон. На другой вершине стоит сосна невероятным образом закрученная в многовитковую спираль. Такой феномен очень редко встречается в природе. И третья вершина обозначена странным болотцем, приближаясь к которому люди испытывают необъяснимую тревогу и желание поскорее уйти отсюда. Говоря современным языком, мы имеем дело с биогенной, психогенной и даже ноогенной зоной.

В 1918 году было произведено первое вскрытие мощей Праведного Симеона

В 1917 году власть перешла к большевикам, поэтому в 1918 году комиссия Сабурова произвела первое вскрытие мощей Праведного Симеона. Архимандрит Ксенофонт примирился с этим решением. Вскрытие ограничилось только снятием с мощей покровов. В 1918 году Верхотурье пошло под контроль армии Александра Колчака.

Через год началось отступление Белой армии из Верхотурья, поэтому архимандрит принял решение об эвакуации Верхотурского Николаевского монастыря и всего населения города. Ценности храма были спрятаны в монастыре и в скиту архимандрита. С собой монахи забрали только раку из-под мощей.

Сам архимандрит далеко уехать не смог, поэтому путь с ракой продолжали монахи. Вскоре на путь им встретилась женская обитель, где они и остановились. В 1920 году они вместе с ракой вернулись обратно.

25 сентября 1920 года состоялось вскрытие мощей Симеона. В 1924 году мощи стала обследовать специальная комиссия областного отдела здравоохранения. Они постановили, что обряд приложения к мощам считается негигиеничным, поэтому опечатали гроб. В 1929 году мощи передали в Тагильский музей.

В 1935 году мощи Симеона отдали в Уральский антирелигиозный музей.

В 1947 году епископ Свердловский и Челябинский писал о возвращении мощей на их родину в храм.

В 1989 году мощи вернули Русской православной церкви, и тогда же состоялось обретение мощей святого Симеона. Основная часть была перенесена в Верхотурский монастырь Крестовоздвиженского собора.

Явление мощей

Его смиренная, одинокая жизнь была неприметной и потому известно мало подробностей о его подвижнической жизни. И память о нем исчезла бы совсем, если бы не сам Господь чудом не напомнил людям о праведнике, достойном глубокого уважения.

Но к тому времени уже все забыли имя похороненного в этом гробу праведника. Набожные люди возносили благодарение Богу за явленное чудо нетления мощей и начали распространять молву о гробе, вышедшем из могилы.

Симеон Верхотурский
В окладе
1839 г. (оклад — 1847 г., Пермь, мастер «И. Р.»
Дерево. Левкас, масло. Серебро, чеканка, золочение.
На бортике оклада клейма: герб Перми,
«84» (проба серебра), «И. Р.» (мастер-изготовитель),
«И. Т./1847» (пробирный мастер Иван Титов?).
22.6 × 18 × 2.6 см
Музей «Невьянская икона», Екатеринбург, Россия

Между тем начали происходить исцеления. Воевода Антоний Савелов проезжал через Верхотурье к новому месту службы. Он взял с собой любимого прислужника Григория, который к тому времени уже целый год был разбит параличом. Там они услышали о чудесных мощах, явившихся недавно в селе Меркушино. Расслабленный попросил, чтобы его отвезли туда, помолился, потом взял землю, обтерся ей и сразу почуял, как в его члены возвращается сила. Выздоровевший больной прославил Господа и отправился обратно, прихватив с собой немного земли с чудесной могилы.

Читать еще:  В каком городе находится икона святая троица. Икона пресвятой троицы

Вскоре Григорий встретился со своим другом, служившим другому воеводе, Ильей Головачевым, страдавшим сильной болезнью глаз. Тот находился в тяжелом унынии, боясь совершенно потерять зрение. Тогда Григорий рассказал другу о своем чудесном выздоровлении и предложил помолиться неизвестному подвижнику.

Илья с верой в силу праведника взял у Григория немного земли, положил ее под повязку к глазам и в следующую ночь проснулся от того, что из них текла кровь. Утром он обнаружил, что стал здоровыми и в великой радости поехал в Меркушино, чтобы поклониться чудесным мощам.

Между тем у воеводы Нарышкина тоже болела глазами дочь. Услышав о исцелении своего слуги он отправился с ней к могиле и заказал панихиду. После молитвы дочь приложила к глазам землю с гроба и сразу получила исцеление.

Скоро о явившихся мощах и чудесах узнали в Тобольске. Объезжая Сибирскую епархию по поручению архиерея, приехал в Верхотурье помощник митрополита. Это происходило в 1693 году. Помощнику рассказали о необычных чудесах и свозили на тот погост, где нашли гроб, вышедший из земли. Вернувшись домой, священник обо всем доложил своему владыке.

В следующем году произошли новые чудеса от мощей. Вначале исцелился житель Верхотурья Иоанна Григорьев от расслабления, затем выздоровела его дочь от болезни, покрывшей язвами все лицо. После произошло еще одно чудо. Всадник объезжал коня и упал, раздробив при этом ногу так, что не мог подняться. Больного привезли к могиле праведника. Там он попросил отслужить вначале молебен покровителю Храма рядом с которым находилась могила, а затем панихиду святому, имя которого все еще не было известно. После этого опухоль на ноге спала, боль прошла и человек стал здоров, как будто никогда не болел.

Симеон Верхотурский в житииШкола или худ. центр:
Верхотурский уезд
Середина — вторая половина XIX в.
Дерево, шпонки торцовые.
Паволока, левкас, темпера, имитационное золочение.
17.5 × 14.7 × 2.3 см
Частное собрание, Екатеринбург, Россия
Реставрация: 1997 — Бызов О. И.

Открытие

18 декабря 1694 года в Верхотурье нужно было освятить храм. Для этой цели туда направился митрополит Тобольский Игнатий. С ним были несколько священников и монахов. Они задержались в другом селе, в семи верстах от Меркушино. Владыка, зная об этой истории, не захотел сам осмотреть мощи, а послал туда Исаака, Далматовского игумена, и других представителей духовенства. Они прибыли на место и сняли крышку гроба, чтобы составить акт об освидетельствовании нетленных мощей. Они увидели сохранившееся тело праведника. Истлела только некоторая его часть.

На другой день прибыл в село митрополит. Он посетил храм Архистратига Михаила и выслушал доклад игумена Исаака о вскрытии мощей. Владыка пришел в недоумение, услышав рассказ священников. В тот же день у него начал болеть левый глаз. Вначале митрополит подумал, что это произошло от простуды, но потом ему пришла мысль, что эта болезнь послана за то, что не он сам проводил освидетельствование.

Тогда преосвященный после Литургии вместе с духовенством отправился к могиле и, открыв гроб, увидел все сам и сказал такие слова:

Даже сам гроб был целым, хотя прошло со дня захоронения больше пятидесяти лет. После панихиды он снова был частично присыпан землей. А над тем местом к тому времени уже стоял небольшой сруб — часовня. Так произошло первое освидетельствование святых мощей праведника. Но все еще не было известно его имя.

Преосвященный обратился к народу и спросил, не знает ли кто-нибудь похороненного здесь человека. Из толпы вышел старец по имени Афанасий и рассказал о жизни праведника, о его происхождении, но имени назвать он не смог. Тогда архиерей наказал всем, чтобы молились Богу, и сказал, что он сам тоже будет молиться, и Господь поможет узнать имя своего раба.

Отъехав немного, митрополит Игнатий размышлял о том, что если Господь явил мощи праведника, то откроет и его имя. Задремав с этими мыслями, владыка дважды услышал голос: «Симеон имя его!» А потом и в третий раз то же. Исполнившись радости, митрополит проснулся и понял, что это было откровение свыше. Такое же откровение было явлено иеродиакону Василиду. Во сне он так же услышал голос, что имя усопшего — Симеон.

Закончив дела в Верхотурье 27 декабря 1694 года, митрополит снова заехал в Меркушино. Священник Михайло-Архангельской церкви рассказал, что за день до прибытия владыки, ему приснился сон. Будто ему приказали служить литию у гроба, а он стоит и не знает, каким именем называть умершего. И, вдруг, ему слышится голос: «Поминай его Симеоном».

На другой день митрополит Игнатий еще раз осмотрел останки, поклонился им и торжественно объявил всем, что это праведный Симеон.. Вскоре записали историю явления святыни, сочинили акафист и стали собирать рассказы о чудесах от святых мощей, который с того времени стало еще больше.
Мощи переносят в Верхотурье.

В 1704 году народ решил, что святой Симеон достоин более высокой чести, чем находиться на Меркушинском кладбище. Для осуществления задуманного, вначале нужно было испросить благословение архиерея. К тому времени Тобольскую кафедру был назначен митрополит Филофей. Он дал согласие на перенос мощей в Верхотурье. Тогда священные останки благоговейно переложили в новую раку, и 12 сентября задуманное благочестивое дело благополучно завершилось. С тех пор праведного Симеона стали называть Верхотурским.

В 1798 году для мощей была изготовлена медная рака, в 1848 – серебряная, с позолотой стоимостью 14573 рубля.

В 1914 году по случаю открытия Крестовоздвиженского собора и перенесения туда главной святыни края, стараниями Государя Николая была изготовлена и привезена новая сень для мощей, которую поставили над серебряной ракой. На ней было выгравировано много украшений, икон и вся она была покрыта золотом. Два века великий праведник спокойно почивал в Верхотурье в своих мощах, пока не приблизились тяжелые испытания.

Николай Чудотворец и Симеон Верхотурский
Последняя четверть XIX в.
Дерево, пазы от врезных сквозных утраченных шпонок. Грунтовка, масло.
35.8 × 30.3 × 2.1 см
Свердловский областной краеведческий музей, Екатеринбург, Россия
Инв. И-423
Реставрация: 1997 — Гордиенко Т. А

Изъятие

С приходом к власти большевиков нарушилась спокойная жизнь святой обители. В 1920 году безбожники решили испортить верующим великий праздник. Была образована комиссия из представителей власти, которая должна была 25 сентября вынуть мощи из ковчега с целью надругаться над святыней. Это знали священнослужители и старались как можно дольше затянуть богослужение.

Храм и соборная площадь были переполнены богомольцами. После литургии начали медленно читать акафист. Люди начали рыдать, чувствуя недоброе. Уже два часа комиссия ждала окончания службы и, наконец, не выдержала.

Председатель комиссии приказал прервать службу, но получил отказ. Тогда красноармейцы с силой протиснулись через богомольцев, растолкали монахов, окружавших раку с мощами. Затем военные с большим трудом вынесли мощи на паперть.

Архимандрит Ксенофонт, сняв пелену с мощей, отказался дальше производить вскрытие. Тогда безбожники сами начали осквернять святыню, доставая руками части тела праведника и складывая их на стол. Толпа народа стояла в оцепенении от невиданного кощунства. Когда гробницу опустошили, ее перевернули, вытряхнув оттуда пух, на котором почивали мощи праведника.

Плачущие богомольцы старались схватить пушинки, чтобы спрятать их за пазухой. Комиссия, закончив кощунство, разрешила монахам сложить останки обратно в гробницу. На другой день был арестован архимандрит Ксенофонт и многие другие монахи.

В 1926 году Крестовоздвиженский собор был закрыт, мощи забрали в краеведческий музей г. Нижний Тагил. Когда набожные люди начал идти в музей как в паломничество, власти перевезли мощи в Свердловск в 1935 г., где они были помещены в качестве экспоната в музей атеизма в доме Ипатьева, а в 1946 году останки забрали из музея и они считались утерянными.

Возвращение святыни

В год празднования Тысячелетия Крещения Руси некоторые святыни были возвращены православным. Мощи Верхотурского молитвенника были обнаружены в кладовых полуразрушенного собора Александра Невского. Даже после смерти смиренному рабу Христову опять пришлось терпеть лишения и скорби, как когда-то в земной жизни. В течение 63 лет останки праведника находились в поругании от безбожников.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector