0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Путевые заметки с Шёлкового пути

Путевые заметки с Шёлкового пути. Аль-Хакима ат-Тирмизи

Извиняюсь за допущенную мною описку по курсу валют, т.к. писал после длительной дороги и торопился, спешил, пока был доступ к интернету. Да и не привык таскать деньги в полиэтиленовом мешке. Курс одного рубля не 930 сумов, как писал ранее, а 93 сума. Средняя зарплата 50-70 тыс сумов. Госбанками и частными банками никто не пользуется, т.к. официально установленный курс доллара и российского рубля к суму очень низкие. За 1 российский рубль банки дают 44 сума, я обменивал на чёрном рынке по 93 сума.

Небольшое отступление.

To I Антип: «Поскольку узбекские семьи многочисленные и все с малолетства приучены к труду, никто там не бедствует. А Ташкент так вообще очень современный и благоустроенный город, который к тому-же стремительно развивается».
Я исколесил Узбекситан, ночевал, сидел за дастарханом с местными жителями. Много беседовал с людьми, был в кишлаках, ночевал, снимал жизнь и быт простых граждан. Быть в Ташкенте, Самарканде, Бухаре, восхваляя уровень жизни населения этих городов и соизмерить с жизнью простых граждан в кишлаках и в райцентрах, поселках городского типа — невозможно, как и жизнь в Москве с жизнью далее 101-го километра от МКАД.
Народ не голодает. Домики из глины с земляным полом, лепешка и чай под чинаром, дешевая зелень с простоквашей — это и есть их богатство? Не мне судить: каждый народ выбирает сам, как ему жить, кого воспевать и кого хвалить. Здесь люди живут, но чувствуют себя в достатке только те, у кого 1-2 члена семьи работают в России и ежемесячно присылают долю своего заработка для поддержания семьи и родных.
Не зря органы госбезопастности и таможенники особое внимание уделяют при выезде из страны отснятым фотоматериалам, удаляя файлы, показывающие жизнь и быт, работу местных жителей, оставляя лишь кадры «цветущего Узбекистана» с розариями и фонтанами.

29 апреля 2016 в 17:03 задают вопрос:
«. в солнечную Туркмению тоже решили не заезжать судя по изменённому маршруту?»
В Туркмению изначально не планировал заезжать, т.к. правила въезда требуют большого терпения и усердия в ожидании визы. Обязательное условие — приглашение от принимающей стороны. Подробно о проблемах получения визы указал при обсуждении предыдущего материала «Бухарский звездочёт». Именно по этой причине въезд на территорию Туркмении не планировался .
Афганистан выпал из маршрута по аналогичной причине. Изначально визу должен был получить в Посольстве Исламской Республики Афганистан в Ташкенте, где по прибытию с меня потребовали предъявить Справку-ходатайство из посольства РФ о том, что они не возражают против моего пребывания в Афганистане, тем самым берут на себя обязательство за безопасность передвижения на автотранспорте по этой Республике. Зная, что такую справку мне не дадут, я не стал дальше тратить время.
Кроме того, водители большегрузных автомашин предупредили, что при выезде из Афганистана, таможенники этой страны, не имея спецоборудования для досмотра, и при косом взгляде, кинжалом распаривают сиденья и обшивку салона автомобиля, под предлогом поиска наркотиков. Мне такие страсти не нужны.

Дополнение к ранее размещенному материалу

Непредвиденные препятствия ожидают автопутешественника при въезде в Узбекистан через автомагистраль М-39, по кратчайшей дороге в Ташкент. Приехав на международный КПП Черняевка (Жибек Жолы) выяснилось, что здесь пропускают только пешеходов и узбекский автотранспорт. Пришлось развернуться и сделать дополнительный крюк 172 км через КПП Яллама.

Курсом — в Термез

Через Термез проходили караваны по Шёлковому пути в Афганистан. Находится город у берега великой реки Амударьи. Здесь к сожалению не сохранился Караван-Сарай, остались лишь руины и развалины, напоминающие о пройденных веках. Кроме этого, Термез знаменит тем, что здесь родился и был погребен Аль-Хаким ат-Термизий, в честь которого возведен Мемориальный комплекс, который расположен на огромной территории, огражденной кирпичной стеной.

Абу Абдуллах Мухаммад ибн Али ибн аль-Хусейн ат-Тирмизи или аль-Хаким ат-Тирмизи — крупнейший представитель восточноиранского суфизма, автор около восьмидесяти произведений. За глубину его знаний и широту кругозора, получил почетное прозвище аль-Хаким (мудрый).

С восьми лет он усердно занимался религиозными науками, а в возрасте двадцати восьми лет отправился пешком в Мекку. Вернувшись из хаджа ат-Тирмизи стал изучать суфизм у известных в то время суфийских шейхов. Кроме того, в судьбе ат-Тирмизи большую роль сыграла его жена, разделявшая его взгляды. Некоторые идеи ат-Тирмизи были переняты другими известными суфийскими мыслителями.
В своих проповедях и сочинениях ат-Тирмизи рассуждал о смысле мусульманских обрядов, о «любви к Богу», о категориях мистиков, о «печати святых», существующей наряду с «печатью пророков». Фактически уравняв «в правах» святых с пророками, ат-Тирмизи вызвал недовольство у правоведов и власти. В результате он был вынужден, спасаясь от гонений, переехать в Балх, а затем и в Нишапур, где приобрел многочисленных сторонников. Вскоре в связи с изменившейся политической ситуацией ат-Тирмизи вернулся в Термез, где он и умер.

Ат-Тирмизи был похоронен недалеко от цитадели средневекового Термеза. Позднее над его могилой был построен мавзолей из обожженного кирпича.
Новый небольшой мавзолей был построен в 1389-1390гг. (согласно надписи на портале). Он располагается на восточной стороне и прилегает к древней гробнице. В конце XIV века, когда край вошел в состав империи Амира Темура, у фасада мавзолея возвели новую усыпальницу, а над могилой святого соорудили величественное надгробие.

В начале XV в., во время правления Халила Султана, внука Амира Темура (1405-1409) возле мавзолея была построена ханака – приют для странников, дервишей.

Что из себя представляет Комплекс аль-Хакима ат-Тирмизи, показываю в фотографиях.

Дорога в Термез

Въездные ворота в город

Путь к Мемориальному комплексу

Входная арка в Комплекс

Основной вход на территорию Мемориального комплекса

Передний фасад Комплекса

Читатели Улпрессы задавали вопрос о ценах на посещение музеев. Ответ на фотографии

Удивляет чистота, порядок и озеленение территории

Общий вид Музея

Мавзолей аль Хакима ат Термизий (869 г. н.э.), он был похоронен, там же где и работал.

(1405-1409) возле мавзолея была построена ханака – приют для странников, дервишей

Могилы в составе Мемориального комплекса 12-19 века

Развалины старого Караван-Сарая остались на нейтральной пограничной полосе. Дальше — граница с Афганистаном, разделяющая две соседние страны рекой Амударья.

Дальнейший путь — в Гиссарскую крепость (Таджикистан), где частично сохранился Караван-Сарай.

Учитывая, что я не участник авторалли и на старте не зафиксировано время, принял решение отклониться от маршрута и в дальнейшем показать читателям силу природных явлений, как сель. Узнав, что в Согдийской области Аштском районе несколько лет тому назад селевые потоки несли 80-100 тонные камни как спичечные коробки, круша на своем пути всё живое, мосты и сооружения, дома и людей, решил дойти до этого места и пофотографировать.

Что касается интернета. По всему Таджикистану решением Правительства заблокированы все социальные сети:

По автомобилю Toyota RAV4. Средний расход топлива на 100 км после прохождения Анзобского перевала и горной местности Аштского района:

Моё местонахождение сегодня:

Жизнь в Таджикистане, быт, цены и занятость населения, отношение местного населения и высокого уровня чиновников к приезжим из России гостям, прохождение таможенного контроля — в следующем материале.

ПРОЙДЕННЫЙ МАРШРУТ

Фототур «Весна Евразии — Новый шелковый путь». Дорога к возрождению контактов между народами

Часть 1. Анонс. Фототур «Весна Евразии — Новый шелковый путь». Дорога к возрождению контактов между народами

Часть 2. Simbiblis торит новый шелковый путь Евразии: Байконур, Казахстан, Туркестан…

Часть 3. Simbiblis: Ташкент — город хлебный

Часть 4. Simbiblis: Фототур «Весна Евразии — Новый шелковый путь». Самарканд, Бухара

Читать еще:  Природа в узком и широком смысле обществознание. Сходства и различия природы и общества

Часть 5. Simbiblis: Как строят новые дороги в Узбекистане

Часть 6. Simbiblis: По маршруту караванов

Часть 7. Simbiblis: Путевые заметки с Шёлкового пути. Аль-Хакима ат-Тирмизи

Часть 8. Simbiblis: Шелковый путь. Караван-сарай Хиштин. Гиссарская крепость

Часть 9. Simbiblis: Таджикистан. По маршруту караванов и Анзобский перевал. Худжанд

Часть 10. Simbiblis: Кыргызстан. Ош — точка пересечения караванов на Великом Шелковом пути

Часть 11. Simbiblis: Кыргызстан. Фотозарисовки с Шелкового пути

Часть 12. Simbiblis: Кыргызстан. К Шелковому пути через перевал Талдык

Часть 13. Simbiblis: По Шелковому Пути к китайской границе «Иркештам»

Часть 14. Simbiblis: К подножию пика Ленина. Встреча в Сары-Моголе

Часть 15. Simbiblis: Кыргызстан. Фотоответы на интересующие читателей вопросы

Часть 16. Simbiblis: Неприступный Караван-Сарай Таш-Рабат и «Китайские ворота»

Часть 17. Simbiblis: Ферганский и Чуйский пути караванов ведут в Барскоон. Иссык-Куль

Часть 18. Simbiblis: Главные во­рота для выхода на Запад караванов — Тараз, Сайрам, Туркестан

Часть 19. Simbiblis: Самарканд — «жемчужина» Великого шелкового пути

Часть 20. Simbiblis: Бухара — древний город Великого шёлкового пути

Часть 21. Simbiblis:Завершающий этап фототура. Хива — ключевой пункт на Великом шелковом пути.

Simbiblis: Путевые заметки с Шёлкового пути. Аль-Хакима ат-Тирмизи

Этот хадис передал ат-Тирмизи, и он же назвал хадис достоверным.

Передают также, что Ка‘б ибн Мурра, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если мусульманка освободит из рабства другую мусульманку, то сумеет избавиться от адского пламени».

Этот хадис передал Абу Давуд.

Передают, что Абу Зарр, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что однажды он спросил Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Какое из деяний является самым лучшим?» Он ответил: «Вера в Аллаха и сражение на Его пути». Затем он спросил: «А какие из рабов более всего заслуживают освобождения?» Он ответил: «Те, которые стоят дороже и дороги своим родным».

Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

Передают, что Ибн ‘Умар, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если человек дарует свободу рабу, которым он владеет наряду с другими партнерами, и при этом имеет возможность выкупить этого раба, то он должен оценить его по справедливости и раздать своим партнерам полагающуюся им долю. В этом случае раб сможет получить свободу. Если же у него не будет такой возможности, то свобода раба будет лишь частичной».

Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

Передают также, что Абу Хурейра, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если человек дарует свободу рабу, которым он владеет наряду с другими партнерами, то его полное освобождение зависит от его материального благосостояния. И если у него не окажется достаточно средств, то его необходимо оценить, после чего он должен отработать оставшуюся часть своей стоимости. При этом хозяева не должны обременять его непосильным трудом».

Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим, однако некоторые богословы утверждали, что окончание хадиса, в котором говорится об отработке оставшейся стоимости, является интерполяцией.

Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им Всевышний Аллах, также рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Сын сможет отблагодарить сполна своего родителя только в том случае, если он попадет в рабство, а сын выкупит его и дарует ему свободу».

Этот хадис передал Муслим.

Передают, что Самура ибн Джундуб, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если раб является близким родственником своего хозяина, то он свободен».

Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа, однако многие богословы назвали хадис прерванным.

Передают, что ‘Имран ибн Хусайн, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что один из сподвижников перед смертью подарил свободу шести рабам. При этом у него не было другого имущества. Тогда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, велел этим рабам собраться вместе, разделил их на три группы и бросил между ними жребий. Двоих из них он освободил, а остальные остались рабами. А самого мужчину он строго укорил за содеянное.

Этот хадис передал Муслим.

Передают, что Сафина, да будет доволен ею Всевышний Аллах, рассказывала: «Я была рабыней Умм Саламы, да будет доволен ею Всевышний Аллах, и однажды она сказала мне: “Я дарую тебе свободу при условии, что ты до конца своей жизни будешь прислуживать Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха”».

Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ан-Насаи и аль-Хаким.

Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею Всевышний Аллах, рассказывала, что однажды к ней пришла Барира и сказала: «Я договорилась со своими господами, что они отпустят меня на свободу за девять окий. Теперь я должна каждый год выплачивать им по одной окии. Помоги же мне!» Она сказала: «Если твои господа согласятся, чтобы право на твое наследство перешло от них ко мне, то я выплачу им эту сумму». Барира отправилась к своим господам и поговорила с ними, но они отказались принять такое условие. Когда она вернулась к ‘Аиши, да будет доволен ею Всевышний Аллах, около нее сидел Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Она сказала: «Я предложила им принять это условие, но они требуют, чтобы права на мое наследство оставались за ними». Пророк, мир ему и благословение Аллаха, услышал об этом, и тогда ‘Аиша, да будет доволен ею Всевышний Аллах, рассказала ему о случившемся. Он сказал: «Выкупи ее и закрепи за собой право на ее наследство, ибо право на наследство закрепляется за тем, кто освобождает раба». ‘Аиша, да будет доволен ею Всевышний Аллах, выполнила волю Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, после чего он обратился к людям с проповедью, возвеличил и восславил Аллаха, а затем сказал: «Итак… Почему некоторые люди ставят условия, которых нет в писании великого и могучего Аллаха? Любое условие, которого нет в писании Аллаха, является ложным и недействительным! Даже если таких условий будет сто, предписание Аллаха все равно будет более правильным, а условие Аллаха – более важным. Посему знайте, что права на наследство закрепляются за тем, кто освобождает раба».

Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим, причем в версии последнего говорится: «Перекупи ее, а затем освободи и закрепи за собой право на ее наследство».

Передают, что ‘Абдуллах ибн ‘Умар, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Право на наследство подобно кровному родству: его нельзя продать или подарить».

Этот хадис передал аш-Шафи‘и, а Ибн Хиббан и аль-Хаким назвали его достоверным. Суть хадиса также передали аль-Бухари и Муслим.

Вопросы, касающиеся рабов, хозяева которых

Передают, что Джабир, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что один из ансаров объявил своему молодому рабу, что после его смерти тот получит свободу. Когда весть об этом дошла до Пророка, мир ему и благословение Аллаха, он сказал: «Кто купит у меня этого раба?» Тогда Ну‘ейм ибн ‘Абдуллах приобрел его за восемьсот дирхемов.

Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим, причем в версии аль-Бухари сообщается, что впоследствии этот мужчина стал бедняком. А в версии ан-Насаи говорится: «У него был долг, и тогда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, продал его раба за восемьсот дирхемов, отдал ему эти деньги и сказал: “Верни свой долг”».

Передают, что ‘Амр ибн Шу‘ейб рассказывал со слов своего отца и деда, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Раб, который договорился со своими хозяевами о сумме выкупа, остается рабом, даже если ему осталось выплатить всего один дирхем».

Читать еще:  Обереги в древней руси

Этот хадис передал Абу Давуд с хорошей цепочкой рассказчиков. Суть хадиса также передали Ахмад, ат-Тирмизи и ан-Насаи, а аль-Хаким назвал хадис достоверным.

Передают, что Умм Салама, да будет доволен ею Всевышний Аллах, рассказывала, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если у женщины есть раб, которому позволили выкупить свободу и который в состоянии сделать это, то ей следует прикрываться в его присутствии».

Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа, причем ат-Тирмизи назвал хадис достоверным.

Передают, что Ибн ‘Аббас, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Выкуп за убитого раба, которому позволили выкупить свободу, выплачивается в размере выкупа за свободного человека, пропорционального выплаченной им части выкупа за собственную свободу, и в размере выкупа за невольника, пропорционального невыплаченной им части».

Имам Тирмизи (209–279/824–892)

Имя и происхождение

Мухаммад ибн Иса ибн Саура ибн ад-Даххак ас-Сулами аль-Буги ат-Тирмизи. Прозвище (кунья) – Абу Иса (то есть отец Исы).

Ат-Тирмизи родился в 824 году (209 г. х.) в Узбекистане, в деревне Буг или в городе Термез. Его зовут аль-Буги, так как его происхождение относят к этой деревне: он либо родился, либо жил и умер в ней. Термез был связующим звеном между Самаркандом и Бухарой, с одной стороны, и Балхом, старинным центром просвещения, с другой. Поэтому происхождение многих учёных связывают с этим регионом.

Поиски и путешествия

Имам Тирмизи собирал хадисы за пределами своей родины целых два десятилетия. В двадцать лет Тирмизи обучался у шейха Исхака ибн Рахувайхи Марвази и у многих других учёных. А когда ему исполнилось двадцать пять лет (по другой версии, двадцать шесть) он поехал в Ирак, в город Басру, и стал брать уроки у выдающихся учёных тех краев, после чего отправился в Хиджаз.

Путешествия Тирмизи затянулись вплоть до 250 г. х. По приезде домой учёный много беседовал с имамом аль-Бухари, с которым пересматривал полученные хадисы. Только после этого он начал писать книгу «Аль-Джами‘ ас-сахих».

Наставники и ученики ат-Тирмизи

Тирмизи встречался со многими выдающимися богословами своего времени.

Третье столетие хиджры известно как «золотой» век для науки хадисоведения. Имамы, авторы шести знаменитых сводов хадисов, известных как «Кутуб ас-ситта», жили и творили именно в этом веке:

1. Мухаммад ибн Исмаил Абу Абдуллах аль-Бухари (194–256 г. х.);

2. Муслим ибн Хадждадж аль-Кушайри Абуль-Хусейн (204–261 г. х.)

3. Абу Иса Мухаммад ат-Тирмизи (209–279 г. х.)

4. Абу Дауд Сулейман ибн аль-Аш‘ас ас-Сиджистани (202–275 г. х.)

5. Ахмад ибн Шу‘айб Абу Абдель-Рахман ан-Насаи (215–303 г. х.)

6. Ибн Маджа Мухаммад ибн Язид ибн Маджа Абу Абдуллах (209–273 г. х.)

Имам Тирмизи встречался с такими выдающимися учёными, как:

Абдаллах ибн Муавия аль-Джумахи (умер в 243 г. х. в столетнем возрасте). Знаток хадисов. Жил в иракской Басре;

Али ибн Худжр аль-Марвази (умер в 244 г. х.), хафиз. Являлся учителем многих выдающихся учёных, в том числе имамов Бухари, Муслима, ан-Насаи;

Сувайд ибн Наср ибн Сувайд аль-Марвази (умер в 240 г. х., был ему 91 год). Учёный по хадисам. Ученик выдающихся табиинов (современников асхабов) Абдуллы ибн Мубарака и Суфьяна ибн Уяйны;

Мухаммад ибн Абдуль-Малик ибн Абу Аш-Шавариб (умер в 244 г. х.), известный передатчик хадисов из Басры;

Исмаил ибн Муса аль-Фазари ас-Судди (умер в 245 г. х.), мухаддис из иракской Куфы.

Тирмизи был учеником и великого имама аль-Бухари и передавал хадисы как от него, так и от шейхов имама аль-Бухари.

Мнения учёных о личности Тирмизи и о его трудах

Великий учитель имам Бухари, почитая своего ученика, сказал о нём с присущей ему скромностью: «Я тобой удовлетворён больше, чем ты мной». Эта заслуженная оценка, данная имаму Тирмизи, приводится в книге «Аль-Миркат», том 1, стр. 22.

Хафиз Абуль-Фадль Мухаммад ибн Тахир аль-Макдиси, передал от Хасана ибн Ахмада Абу Мухаммада ас-Самарканди и от Бишра Абдуллаха ибн Мухаммада ибн Амра такие слова: «Мухаммад Ибн Иса ибн Саура ат- Тирмизи является одним из имамов, за которым можно следовать в области хадисоведения. Книги «Аль-Джами‘» («Сунан ат-Тирмизи»), «Ат-Таварих» и «Аль-Халь» написал высокообразованный и квалифицированный учёный. Он являл собой пример абсолютной памяти».

Сам‘ани так характеризовал Тирмизи: «Он один из самых основательных и превосходных учёных. У него есть очень ценные труды по фикху. Он видел первых шейхов. Брал хадисы у выдающихся мухаддисов». Ибн Аль-Имад аль-Ханбали в книге «Шузурат аз-захаб» говорит: «Среди современников он был самым превосходным по памяти, а по мастерству был недосягаем».

Аль-Хаким Абу Ахмад передаёт слова своего наставника: «В то время, когда умер Мухаммад ибн Исмаил аль-Бухари, я жил в Хорасане. После него в качестве опоры не осталось никого в сфере науки, в деле подвижничества, кроме Абу Исы (Тирмизи). Тирмизи пролил много слёз, впоследствии лишился зрения и так прожил долгие годы».

Мнения о книге «Сунан»

Ибн Аль-Асир говорит в книге «Тарих» («История»): «Он являлся имамом и хафизом. Написал бесценные труды. Самым совершенным сборником из них считается «Аль-джами‘-уль-кабир» («Большой сборник», то есть «Сунан Тирмизи»).

В книге «Кашф-уз-Зуннун» о сборнике «Сунан Тирмизи» говорится: «Этот сборник — третья книга из числа шести известнейших книг — «Кутуби ситта»». Его называют «Аль-Джами‘ас-сахих» («Достоверный сборник»), а также «Сунан». Но первое название более распространено.

Хафиз Абуль-Фадль аль-Макдиси сказал: «Для меня лично эта книга полезнее книг Бухари и Муслима, потому что из них могут почерпнуть знания только высокообразованные учёные, а книгой Тирмизи может пользоваться каждый».

Сам же Тирмизи о своём «Сунане» сказал так: «Закончив эту книгу, я предложил её вниманию учёных Хиджаза, Хорасана, Ирака. Они приняли её и дали своё одобрение. У того, кто хранит эту книгу, в доме как будто бы говорит сам Пророк »

Особенности книги «Сунан Тирмизи»

Книга Тирмизи отличается от других известных сборников «Кутуб ас-ситта» тремя важными особенностями, которые хотелось бы выделить:

1. Тирмизи после приведения текста хадиса перечисляет по именам всех передатчиков;

Передаваемые хадисы могут подходить по смыслу друг к другу, а могут быть и прямо противоположными. Независимо от этого, Тирмизи упоминает имена передатчиков, если они имеют к этому разделу близкое или даже отдалённое отношение.

Такой принцип Тирмизи поднимает его книгу на несопоставимо высокий по сравнению с другими книгами уровень. Эта особенность или, вернее, характерная черта трудов Тирмизи является для более поздних времён редчайшим сокровищем, философским камнем, превращающим медь и железо в чистое золото.

Именно этот подход сделал популярными его книги. Эта особенность стала тем более важной, что учёные – знатоки хадисов – становились редкостью. Труд по сбору и классификации хадисов с их текстами и тщательно проверенными цепочками передачи требовал целой жизни.

Когда Мубаракфури толковал книгу Тирмизи, он намеревался проделать подобную работу, но, не достигнув результатов, которые хотя бы приблизительно соответствовали уровню трудов Тирмизи, ограничился тем, что только следовал в своей работе выдающимся учёным.

2. Тирмизи многократно упоминает мнения учёных по разбираемым им проблемам права, опираясь на убедительные доказательства, разъясняет противоположные по смыслу хадисы;

Насколько такой метод важен, результативен и эффективен для достижения поставленной цели, само по себе предельно ясно. Ведь цель хадисоведения – это точное доказательство, то есть определение хадисов, за которыми можно следовать и которыми можно руководствоваться в религиозной практике.

Читать еще:  Можно гадать на крещение 19 января. Крещенские гадания — магия праздничных дней от наших пращуров

3. Тирмизи обращает пристальное внимание на степень достоверности хадиса, на мотивировку отнесения хадиса к какой-либо категории;

Он рассматривает каждый хадис с точки зрения его правильности и слабости. Даёт информацию о передатчиках, указывает на допущенные при передаче того или иного хадиса ошибки (‘иллят).

Такая особенность изложения материала у Тирмизи является признаком практического применения правил хадисоведения, в частности, науки о недостатках хадисов. Мы можем утверждать, что эта книга является чрезвычайно полезной для учёных-богословов и их последователей.

Последние годы жизни

Ат-Тирмизи отличался глубокими знаниями, превосходной памятью и редкостной набожностью. При упоминании Аллаха он часто плакал, из-за чего в последние годы своей жизни ослеп. Тем не менее, Тирмизи не прекратил свои поездки в поисках хадисов и закончил свой сборник хадисов «Сунан», будучи незрячим.

В одной из поездок Тирмизи, будучи уже незрячим, идя по дороге со своими сопровождающими, вдруг остановился. Когда у него спросили, что произошло, он ответил, что именно там, где он остановился, должно было находиться дерево, корни которого мешали путникам. Но его сопровождающие ответили, что вокруг нет такого дерева, и тогда Тирмизи, взволновавшись, сказал:

«Расспросите у местных жителей об этом дереве, и если будет установлено, что никакого дерева не существовало, то я прекращу рассказывать хадисы из-за моей ослабшей памяти».

Однако жители этой деревни подтвердили, что когда-то там росло дерево, но его убрали из-за того, что оно мешало проходящим там путникам.

Но всё же Тирмизи прекратил на этом свою деятельность из страха перед Аллахом, из-за возможной ошибки в передаче какой-либо информации касательно Ислама.

13 раджаба 279 г. (по хиджре) достопочтимый исламский богослов и известный учёный-хадисовед Абу Иса Мухаммад ибн Иса ат-Тирмизи покинул этот бренный мир.

Махач Гитиновасов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Деятели Узбекистана

На сайте «Деятели Узбекистана» представлена информация об известных людях, внёсших вклад в развитие Узбекистана. Сайт является просветительским, научно-популярным и познавательным.

Абдаллах аль-Хаким ат-Термези

День рождения: 824 год

Дата смерти: 892 год

Место рождения: Термез

Направления: Богословы и просветители

  • Биография
  • Видеогалерея
  • Фотогалерея
  • Аудио
  • Работы

Биография

Мухаммад Бен Али Абу Абдаллах аль-Хаким ат-Тирмизи (824-892) — знаменитый суфийский мыслитель, выдающийся мусульманский хадисовед и правовед. Современники, отдавая должное широте его кругозора и глубине его познаний, называли его «Аль-Хаким аль-Тирмизи» — «мудрец из Термеза».

Родился в городе Термезе. Получил традиционное образование, занимаясь с 8 лет религиозными науками. В 28 лет совершил паломничество в Мекку, по дороге совершенствуя свои знания в общении с теологами и суфийскими наставниками. Вернувшись на родину продолжил изучение суфизма. Среди его учителей были известные хоросанские шейхи: Абу Тураб ан-Нахшаби, Йахйа аль-Джаллаа, Ахмад Бен Хадравайхи и др.

Аскетический образ жизни ат-Тирмизи вызывал уважение местного населения, и вскоре около него возникла группа учеников. Однако его деятельность не нравилась местным властям и факихам, и опасаясь преследований, Ат-Тирмизи был вынужден покинуть родину. Уехал сначала в Балх, а затем в Нишапур.

Его главный вклад в развитие суфизма — работа «Хатм ал-авлийа» (Печать святых), где он разработал доктрину о святых. Согласно этой теории, святые управляют миром: Ат-Термези приравнивал их к посланникам Бога и пророкам.

Среди святых есть высшие святые — «кутб» (колонна) или «гаус» (помощник). Затем в его иерархии следуют группы в 3, 7, 40, 300 и 400 святых, каждый из которых имел собственную миссию в деле духовного обучения и развития орденов. Степень святости зависит от духовного опыта и уровня знаний, приобретенного святым.

В этой книге он впервые в мусульманском мире писал о Логосе, используя для его обозначения слово зикр. Ат-Тирмизи утверждал, что святость (вилайа) ограничена во времени, поскольку она, подобно пророческому дару (нубувва), отмечена печатью, которая должна проявиться при конце света.

Кроме этого трактата, он написал около 80 работ, в которых рассматривается значение мистического опыта практикующих суфиев. Его учение «о душе» (ее состояниях, «движениях»), о методах самосовершенствования и обуздания низменных инстинктов, о роли страдания как средства очищения свидетельствовали о глубоком знании психологии человека. В дальнейшем эти труды в восточноиранском суфизме были признаны классическими. Эти работы отражали потребность в систематизации мистической мысли.

Ат-Тирмизи также был автором первой истории суфизма и сборника биографий суфиев. Однако эти работы известны только в цитатах его последователей.

Ат-Тирмизи считал, что высшим доступным человеку знанием является мистический «гносис» (ма»рифа», или «хикма»), который он отождествлял с «божественным светом», заключенным в сердцах людей. Он различал обычное знание («илм), сводящееся к пониманию положений шариата, и «гносис», благодаря которому постигается тайный смысл самóй «божественной сущности». Традиционное знание можно обрести в процессе обучения, в то время как ма»рифа — это дар Божий, которым отмечает избранных. Сфера и время применения «илм ограничены, а ма»рифа не имеет пределов. По мнению ат-Тирмизи, «гносис» дарован лишь тем людям, чьи помыслы устремлены к Богу и которые обладают душой, очистившейся от мирских привязанностей. Такими людьми являются суфии, обладающие «аль-аулийа»», т.е. «святые», отличающиеся от прочих верующих.

После ат-Тирмизи утвердилось представление об иерархии мистиков, признанных совершенными. В трактате «Печать святых» он подробно рассматривает возможность достижения состояния просветления и святости, предлагая два пути — неукоснительного соблюдения требований шари»а и тарика, или же через Божественную благодать.

Ат-Тирмизи был первым среди суфийских мыслителей, кто подробно обосновал место святых подвижников, фактически уровняв их в правах с «посланниками» (русул) и пророками (анбийа»).

Ат-Тирмизи был образованным человеком, имевшим представление о буддийских, христианских и манихейских учениях, влияние которых можно обнаружить в его трудах. Современники, отдавая должное широте его кругозора и глубине его познаний, называли его «Аль-Хаким аль-Тирмизи» — «мудрец из Термеза».

Исследователь суфизма О.Ф.Акимушкин называет ат-Тирмизи предшественником средневекового арабского мыслителя и поэта Ибн Араби, который нередко включал в свои сочинения большие фрагменты из трудов ат-Тирмизи.

Конец жизни ат-Тирмизи провел на родине, куда он вернулся после вынужденной эмиграции. Окруженный своими учениками, среди которых были Абу Али аль-Джузджани и Абу Бакр аль-Варрак, он до конца своих дней оставался приверженцем мистического суфизма.

Более подробную информацию, вы можете получить в подробной статье на узбекском языке, пройдя по ссылке

Биография

Ат-Тирмизи родился в г. Термезе. С восьми лет он усердно занимался религиозными науками, а в возрасте двадцати восьми лет отправился в Мекку. Вернувшись из хаджа ат-Тирмизи стал изучать суфизм у известных в то время суфийских шейхов Абу Тураба ан-Нахшаби, Яхью аль-Джалла, Ахмада ибн Хадравайхи и др. Кроме того, в судьбе ат-Тирмизи большую роль сыграла его жена, разделявшая его взгляды. Среди учеников ат-Тирмизи стоит отметить Абу Али аль-Джузджани и Абу Бакра аль-Варрака, внёсших значительный вклад в продолжении его учения. Некоторые идеи ат-Тирмизи были переняты другим известным суфийским мыслителем Ибн Араби

В своих проповедях и сочинениях, таких как «Илаль аш-Шариа» и «Хатм аль-Авлия», ат-Тирмизи рассуждал о смысле мусульманских обрядов, о «любви к Богу», о категориях мистиков, о «печати святых», существующей наряду с «печатью пророков». Фактически уравняв «в правах» святых (авлия) с пророками, ат-Тирмизи вызвал недовольство у правоведов (факихов) и власти. В результате ат-Тирмизи был вынужден, спасаясь от гонений, переехать в Балх, а затем и в Нишапур, где он приобрел многочисленных сторонников. Вскоре в связи с изменившейся политической ситуации ат-Тирмизи смог вернуться в Термез, где он и умер.

Путешественник предложит пройтись на север от города, в место с симпатичным водопадиком. Там вы встретите нескольких хиличурлов. Взглянув на ваше сражение с «демонами» у водопада, Рамзи сделает заметки и предложит уйти, ведь подозрительный Хэйхати всё еще следит за ним.

Здесь вы можете решить головоломку с кубами, выстрелив один раз в центральный и два раза в крайний, — появится богатый сундук.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector