0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Школьники: Тревожные симптомы и вера в успех

Проявление школьной тревожности в поведении и деятельности учащихся

Проявление школьной тревожности может осуществляться разными способами. Для начала рассмотрим тревожность на физиологическом уровне. A. М. Прихожан говорила о таких проявлениях состояния тревожности как: учащение дыхания, повышение артериального давления, учащение сердцебиения, возрастание общего уровня возбудимости, увеличение минутного объёма циркуляции крови, снижение порогов чувствительности. [33, с. 178-180]

В свою очередь З. Фрейд в своей книге «Истерия и страх» описал клиническую картину состояния тревожности: общая возбудимость, тревожное ожидание, нарушение деятельности сердца, учащение сердцебиения, нарушение дыхания, человек обильно потеет, наблюдаются приступы дрожи и озноба, приступы обжорства, слабость всего организма. [46, с. 208]

А.М. Прихожан также выделила некоторые внешние особенности и особенности поведения школьников с повышенным уровнем тревожности:

— тревожные школьники обладают высоким уровнем обучаемости, по сравнению с другими детьми. Как правило, учитель принимает такого ученика за неспособного к обучению.

— такие ученики не в состоянии выделить для себя главную задачу в учебной деятельности и сконцентрироваться на ней, так как пытаются в одно и то же время контролировать все составляющие элементы заданий.

— в случае, когда у тревожного школьника не получается выполнить какое-либо задание, он бросает все дальнейшие попытки его выполнения. При этом своё «поражение» ученик объясняет не тем, что не умеет решать определённые задачи, а тем, что у него отсутствуют способности к этому.

— поведение тревожных школьников в классе может показаться странным.

На какие-то вопросы учителя они могут отвечать правильно, на какие-то молчать или давать ответ наугад. Речь ребёнка часто бывает сбивчивой, еле слышной, он краснеет, жестикулирует. Эти особенности поведения не зависят от того, насколько хорошо ученик подготовил урок.

— когда школьнику указывают на ошибки или делают замечания, странности его поведения усиливаются. Он перестаёт ориентироваться в ситуации, не может понять, как можно и нужно себя вести. [33, с. 192 — 194]

В.Д. Шадриков в своей книге «Введение в психологию: эмоции и чувства» рассматривает современные представления об эмоциях и чувствах, даёт их определения как ключевые категории психологической науки, раскрывает нейропсихологические и биологические механизмы эмоций. Характеризует процессы развития эмоций и чувств от простых к сложным, анализирует факторы развития эмоций и чувств, излагает основные теории эмоций. Также он рассматривает влияние эмоций на учебную деятельность. В учебной деятельности эмоции тесно переплетаются с успехом. Главная задача учителя в данном случае заключается в том, чтобы обеспечить успех в достижении целей учебной деятельности. Ситуация успеха формирует положительную мотивацию к учению, изменяет статус школьника среди сверстников, помогает самоутвердиться. В связи с чем возникает целый комплекс положительных эмоций, которые в свою очередь выступают мотивом учения и перестраивают систему личностных отношений с учениками и учителями. Постоянно повторяющиеся ситуации неудачи приведут к рождению отрицательных эмоций, пессимистического настроения, печали, которые могут стать источниками психосоматических заболеваний и снизить иммунитет в целом.

В.Д. Шадриков в своей работе также говорит о проявлениях эмоций и чувств

– симптоматике. Условно он их подразделяет на две группы: соматические и психологические. Выразительные движения — мимика, пантомимика — способны передать отражать эмоциональные состояния и переживания. Наряду с мимикой большое значение в выражении эмоций имеет общий тонус скелетной мускулатуры. Также мощным индикатором эмоционального состояния является речь человека. Речь человека живая, то есть насыщена переживаниями, поэтому именно живая речь несёт больше информации, чем составляющие её слова. Как известно, эмоции проявляются в речи в виде темпа, интонации, тембра, ритма, в повышении и понижении голоса, в паузах. От волнений или переживаний голос начинает дрожать, меняются гармонические характеристики, речь становится прерывистой. Эмоции находят своё выражение во всех органических системах организма, при этом каждая система выступает как часть целого, всего организма, то есть можно сказать, что организм реагирует системно на воздействие факторов, которые порождают эмоции. [51, с. 54-56]

Такие исследователи как И.В. Имедадзе, В.В. Зеньковский выделяют общие возрастные специфические формы в поведении тревожных детей:

1) Нежелание ходить в школу. Находясь в школе, ребёнок испытывает постоянный дискомфорта, вследствие чего мотивация для посещения школы резко падает. Школьник начнёт придумывать любые предлоги, для того чтобы не посещать школу.

2) Ухудшение соматического состояния школьника. Тревожность оказывает влияние на состояние здоровья ребёнка. Такие дети чаще болеют, иногда у них возникают «без причины» головные боли или боли в животе. Такие нарушения характерны для учащихся любого возраста и чаще встречаются в преддверии контрольной работы или экзамена.

3) Отказ от выполнения субъективно невыполнимых заданий. Этот признак поведения связан с конфликтностью самооценки. В каждой школе есть класс, который негласно учителя называют «самый слабый». Учащиеся таких классов неохотно выполняют домашнее задание или совсем его не делают, пассивно работают на уроках. Если ученику дать задание и оно покажется ему сложным и невыполнимым, он оставит его и даже не попытается решить его.

4) Излишняя старательность при выполнении заданий. Представляет собой противоположную форму проявления тревожности. Такие тревожные дети являются перфекционистами.

5) Рассеянность или снижение концентрации внимания на уроках. Невозможность сконцентрироваться на главной задаче и отсутствие стремления охватить своим вниманием все элементы деятельности характерны для тревожных людей. Присутствуя только «физически» на уроках, учащиеся тем самым стараются уйти от факторов школьной среды, вызывающей беспокойство. Школьники стараются исключить из поля зрения элементы, которые тревожат их или находятся в мире собственных мыслей и идей. Улучшение внимания у таких детей — верный признак снижения уровня тревожности.

6) Раздражительность и агрессивные проявления. Тревожные дети зачастую «маскируют» эмоциональный дискомфорт. Они проявляют излишнюю обидчивость в отношении в окружающим, огрызаются в ответ на замечания, иногда дело доходит до открытой формы агрессивного поведения — драки.

7) Потеря контроля над физиологическими функциями в стрессогенных ситуациях. К этой форме поведения нужно подойти со всей серьезностью. В начальной школе часто можно встретить учащихся с недостаточной формой самоконтроля физиологических функций. Также могут наблюдаться вегетативные реакции. Ребёнок может покраснеть, побледнеть, почувствовать дрожь во всём теле. В моменты серьёзного беспокойства испытывает тошноту или головокружение. [18, с. 49-53]

Приведём еще несколько форм тревожного поведения, которые характерны для первоклассников. Переход их детского сада в школу является особым, волнительным событием для ребёнка. Здесь ему объясняют правила поведения, которые он должен обязательно соблюдать. В связи с этим возникает боязнь того, что будет, если вдруг он не выполнит то, что положено. Свои переживания школьник может выражать как вербально — постоянно торопиться, что-то спрашивать, бояться засыпать, так и невербально — двигаться быстро и суетливо, говорить с нетерпеливой интонацией, раздражаться. [36, с. 229-233]

Читать еще:  Лучшие фотографии пернатых конкурса Audubon Photography Awards 2018

Тревога за свои школьные принадлежности. Иногда позиция родителей относительно вещей очень принципиальна и жестока. Поэтому в случае если важные атрибуты ученика — портфель, пенал, учебники и тетрадки утратятся, это вызовет глубокие эмоциональные переживания.

Ночные школьные страхи. Школа основное занятие в жизни ребёнка, она занимает особое место. Впечатления, переживания, которые он от неё получает, могут не оставлять его и во снах.

Младшие школьники, испытывающие ситуативную тревожность, стараются максимально минимизировать свое участие в потенциально тревожащих ситуациях. Если учащийся реагирует непосредственно на проверки знаний, то он может отказаться от участия в них или сделает это как можно незаметнее, отвечать тихо и почти неслышно или отказаться отвечать вовсе, сопровождая это слезами или вспышками агрессии. [17, с. 70]

Со второго года обучения ребёнок сталкивается с традиционной системой оценивания. На почве этого возникает форма школьной тревожности «страх плохой оценки».

Школьная оценка первоначально вызывает почти «магический» эффект, и ценность хорошей оценки на протяжении не только всей начальной школы, но и на следующих этапах школьного обучения для многих детей очень высока. По сути, оценка является «внешним» мотиватором учебной деятельности, и, благодаря этому, со временем теряет свой стимулирующий эффект, становясь самоцелью. [26, с. 61]

То же мы можем наблюдать и в «дооценочный» период. Например, учитель вместо отметок ставит цветные печати с «рожицами». Весёлая означает отличную или хорошую оценку, грустная — плохую. Ребёнок может понять конечный результат своей деятельности и в будущем также будет стремиться получить одобрение. [30, с. 87]

Школьная тревожность — это особая форма тревожности, которая проявляется во взаимодействии школьника со всеми элементами образовательной среды и закрепляется в их взаимодействии. Формирование тревожности включает в себя такие предпосылки как: ситуационная (непосредственное взаимодействие с элементами образовательной среды), так и индивидуальная (темперамент, самооценка и т.д.).

Тревожность нельзя определённо рассматривать как негативное состояние, так как она неразрывна связана с учебным процессом. Дезорганизующее влияние на учебную деятельность оказывают только частые и или интенсивные тревожные состояния, которые свидетельствуют о нарушении процесса школьной адаптации.

Школьная тревожность может быть вызвана большим количеством причин и проявляться в разных формах, поэтому её нельзя назвать однородной. Хотя присутствуют общие «возрастно-универсальные» причины.

Тревожность младшего школьника является очевидным признаком затруднений в процессе школьной адаптации. Начиная с подросткового возраста, она может формироваться и закрепляться в рамках личностной тревожности как психического свойства учащегося.

Высокий уровень тревожности является препятствием для успешной учебной деятельности школьника, и при этом не важно, осознаёт её сам школьник или нет.

Исходя из такого понимания феномена школьной тревожности, необходимо найти возможные пути диагностики, а также помощи школьникам, столкнувшимся с этой проблемой.

Школьная тревожность: причины возникновения и способы преодоления

Содержание статьи

  • Школьная тревожность: причины возникновения и способы преодоления
  • Как помочь ребенку справиться со школьной тревожностью?
  • Как преодолеть тревожность

Школьная тревожность довольно распространенное явление. Это состояние, при котором школьник не может сосредоточиться на выполнении определенных заданий, работе на уроке или на дополнительных занятиях. Ученики увеличивают требования к себе, занижают самооценку, видят во всех событиях только худшее.

Причины школьной тревожности

  1. Плохие отношения школьника с одноклассниками.
  2. Взаимоотношения ученика с учителем.
  3. Заниженная самооценка.
  4. Самокритичность школьника.
  5. Невозможность сосредоточиться на проверочной работе, и боязнь отвечать у доски.

Состояние тревожности, которое сопровождает подростка в процессе его обучения, может спровоцировать другие психологические проблемы. Психологи установили, что ситуации постоянного стресса и давления со стороны родителей, школы, одноклассников, могут вызвать различные заболевания. Для школьника большой проблемой может стать депрессия, которая вызовет и другие психические расстройства.

Развитию тревожности способствуют завышенные требования к ребенку. В этом случае школьник не может выполнить все необходимые учебные требования. Ребенок теряется, переживает, не может сосредоточиться на заданиях.

Причинами тревожности школьника могут стать непоследовательные требования учителя, противоречия в отношениях между учителями и родителями. Если учитель проявляет авторитаризм в своих требования к школьникам, то перестает учитывать индивидуальные особенности детей. В таком случае тревожность школьников еще больше усиливается.

Симптомы школьной тревожности

Школьная тревожность не проявляется внезапно. Ей свойственно постепенное формирование, а в результате идет снижение учебной активности ребенка. Тревожное состояние школьников можно определить по некоторым признакам:

  1. Дети, довольно долго находившиеся дома по болезни, не хотят идти в школу. Много тем, которые пропускают школьники, вызывают у них затруднения. Неспособность самостоятельно выучить материал приводит к тому, что дети боятся отвечать на уроке или задавать вопросы.
  2. Тревожное состояние ребенка не дает ему возможности обратить внимание на новые книги или фильмы. Он по несколько раз пересматривает кино или перечитывает книгу, боясь упустить и не запомнить какие-либо мелочи.
  3. Дети, находящиеся в постоянном состоянии тревоги и ожидании чего-либо худшего, стараются отдалить момент написания контрольной работы. В это время они наводят порядок на своем рабочем месте, раскладывают учебники в алфавитном порядке, убирают ручки и другие школьные принадлежности.
  4. Школьники начинают быстро уставать, отвлекаются и не могут перестроиться на новые методы работы.

Способы преодоления школьной тревожности

Детскую тревожность необходимо преодолеть. В противном случае, ребенок будет постоянно находиться в состоянии стресса, депрессии, что незамедлительно скажется на его здоровье. В первую очередь необходимо выявить все индивидуальные особенности ребенка, чтобы правильно выстроить процесс обучения. Нельзя сравнивать одного школьника с другими детьми. Следует составить для него индивидуальный маршрут развития. Учитель должен создавать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика, постараться выявить его способности, положительные черты характера. Это поможет ребенку почувствовать себя значимым в классе и на уроке.

Не следует высказывать в адрес ребенка обидные слова, унижающие его достоинство, снижающие самооценку. Дети очень чувствительны к словам и действиям со стороны старшего поколения, поэтому необходимо следить за своими поступками. Они не должны добавлять ребенку волнения и беспокойства.

Урок должен быть построен таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя свободно и раскованно. Необходимо дать ему возможность проявиться себя, высказывать свое мнение. Учитель должен поддерживать начинания ребенка, давать ему возможность проявлять инициативу.

Школьная тревожность опасна для детей, поэтому учитель, школьный психолог должны быть внимательны к словам и действиям детей, помочь им избавиться от чувства страха и тревоги.

Школьная тревожность: причины появления и как избавиться

Доброго времени суток, уважаемые читатели. Сегодня мы поговорим о том, что собой представляет школьная тревожность. Вы узнаете, каковы характерные признаки данного состояния. Выясните, по каким причинам оно возникает. Поговорим о способах борьбы с тревожностью.

Общие сведения

Школьной тревожностью называют комплекс понятий, который включает в себя эмоциональное неблагополучие ученика в школе. Тут имеет место взаимодействие с объектами в школьной среде: здание школы, человеческий фактор (ученик – учитель), программа обучения.

Читать еще:  Христос и эпидемия. Бросил ли Бог человечество в беде?

Актуальность данной проблемы в следующем:

  • тревожность в школе является проявлением школьной дезадаптации;
  • она негативно воздействует на все сферы жизнедеятельности ребенка, в том числе на общение со сверстниками и состояние здоровья и психики, как в школе, так и за ее пределами.

Возможные причины

Тревожность у детей, которая появляется при хождении в школу, может развиваться под воздействием определенных факторов. К ним относят:

  • неподходящее физическое пространство, в котором вынужден находиться ребенок, например, когда стены в школы окрашены в цвет, который вызывает раздражение;
  • сильные перегрузки по учебе;
  • неоправданные ожидания родителей, оказание давления на ребенка, когда он не достигает нужных высот;
  • плохие взаимоотношения с педагогом, непринятие ребенка в школьном коллективе, в частности, сверстниками;
  • невозможность ученика осваивать школьную программу;
  • необходимость перехода в новый класс, знакомство с новым коллективом.
  1. Учебные перегрузки достаточно часто влияют на развитие тревожности. Научно доказано, что у детей, которые прозанимались в школе полтора месяца, значительно снижается работоспособность. Вследствие чего и развивается волнение и тревожность. Ребенок также перегружается на протяжении обычной школьной недели, когда имеет место повышенная нагрузка. Считается, что продолжительность урока также влияет на развитие тревожности. Установлено, что первые 30 минут занятия ученик собран, заинтересован, работоспособность на нормальном уровне. В последние 15 минут он уже не может сидеть спокойно.
  2. Проблемы с освоением программы. Иногда детям трудно освоить материал, который предлагает современная школьная программа. Далеко не каждому ученику под силу выполнить все, что от него требуется в школе. Ситуация может осложняться слишком сложной программой, например, когда ребенка переводят в гимназию или в класс с углубленным изучением определенных предметов. Случаи, когда уровень развития ребенка не соответствует программе. При наличии педагогической некомпетентности у учеников младших классов может иметь место синдром хронической неуспешности.
  3. Очень часто завышенные требования родителей к успеваемости ребенка вызывают тревожность у отпрыска. Мама с папой хотят видеть в своем сыне или дочери отличника. В ситуации, когда ребенок не может справиться с их ожиданиями, у него появляется тревожность, он переживает, волнуется, понимает, что огорчит своих родителей. У школьника может иметь место внутриличностный конфликт. И хорошо, если ученик способен соответствовать ожиданиям своих родителей, даже если раньше у него что-то не получалось, вытягивает себя, улучшая свои показатели. Но беда в том, что у учителя может сложиться стереотип, что этот ребенок двоечник и он никогда не станет ставить ему отличных оценок, как бы тот не старался.
  4. Сложные отношения с педагогом также нередко могут влиять на возникновение тревожности. Педагог может оскорблять своих учеников и даже применять физические наказания. Также может использоваться рассуждающий методический стиль ведения занятия, когда учитель одинаково требовательно относится ко всем детям и тем, кто преуспевает в учебе, и к тем, кто является более слабым. Такой педагог нетерпим даже к самым незначительным нарушениям дисциплины, допускаемые ребенком ошибки приводят к оцениванию его личности. В классе у такого учителя дети боятся подходить к доске, отвечать на уроке, бояться совершить ошибку. Также могут иметь место ситуации, когда педагог выделяет одного ученика среди всего класса, отмечает его успешность, указывает на отставание других учеников. Также может иметь место обратная ситуация, когда внимание концентрируется на одном ученике, но при этом его не хвалят, а наоборот оскорбляют и принижают на глазах всего класса.
  5. Нередко тревожность развивается перед контрольными, экзаменами. Когда на ребенка возложена большая ответственность, он должен показать, как усвоил материал, что осталось у него в голове. Такой ученик будет сильно волноваться, переживать, справится ли он со своей задачей, получит ли нормальную, достойную оценку. Ситуация может усугубляться, если школьника наказывают дома за плохие результаты на уроках, в частности, на контрольных.
  6. Переход в новую школу может, как придать сил, стать мотиватором для учебы, так и развить тревожность, а иногда и сильный стресс. Когда ребенок попадает в новый коллектив, где вокруг много незнакомых детей, которые между собой уже перезнакомились, он начинает волноваться по поводу того, как его примут. В ситуации, когда дети не воспринимают нового ученика, а если имеет место буллинг в школе, тревожность будет развиваться ускоренными темпами, а желание посещать школу пропадет.

Характерные признаки

  1. Учитель начинает жаловаться на то, что ребенок невнимательно ведет себя на уроках.
  2. У сына или дочери пропадает желание посещать школу.
  3. У ребенка возникают проблемы с выполнением домашних заданий, он постоянно отвлекается.
  4. Малыш слишком старается, находясь дома, чтобы результат был на «отлично». Переписывает задания по несколько раз. Выполняя домашку, его посещает сильное беспокойство.
  5. Ребенок стал излишне застенчивым.
  6. Малыш плохо засыпает, его тревожат ночные кошмары.
  7. У ребенка усиливается потоотделение, появляются проблемы с пищеварением, часто наблюдаются холодные руки, возможно исчезновение аппетита, головные боли без причины.
  8. У ученика возникают определенные страхи, родители начинают замечать, что он часто находится в расстроенном состоянии, стал беспокойным, нередко плачет.
  9. Появилась неуверенность в себе, ребенку сложно браться за новое дело.
  10. У ученика замечена раздражительность и агрессия без причины.

Диагностика

Опытный педагог при знакомстве с классом сразу выявит детей, имеющих эмоциональное неблагополучие. Но окончательные выводы должны быть сделаны после определенных наблюдений за конкретным ребенком. Причем наблюдать за ним необходимо, как во время уроков, так и на перемене, в разное время, в разные дни недели.

Для того, чтобы правильно диагностировать наличие тревожности, нужно обратить внимание на присутствие таких признаков:

  • сложности с концентрацией внимания;
  • беспокойство;
  • мышечное напряжение, проявляемое на лице и шее;
  • раздражительность.

Тревожность в школьных стенах можно определить при помощи опросника Лаврентьева и Титаренко. При помощи шкалы, которая была разработана Кондашем, удается узнать про школьную тревожность у подростков с 8 по 11 классы. Данный метод также позволяет определить основные причины ситуации.

Способы борьбы

Для коррекции тревожности школьника используются такие способы.

  • Ролевые игры. Суть этого метода в том, чтобы дети поняли, что учитель является обычным человеком, а не страшным взрослым.
  • Педагог общается с учеником, указывая на то, что при прикладывании определенных усилий, ребенок способен добиться больших успехов.
  • Ситуация успеха. Ребенку дают задание, которое ему под силу. Он с легкостью с ним справляется, при этом о его результате становится известно всем близким и одноклассникам, что позволяет повысить уверенность в своих силах.
  • Участие родителей:
  • важно ежедневно хвалить своего отпрыска, рассказывать другим членам семьи о его достижениях;
  • недопустимо, чтобы кто-то близкий оскорблял ребенка, указывая на его несостоятельность, унижал его достоинство;
  • нельзя требовать от ученика, чтобы он непременно извинился за проступки, лучше просить его объяснить суть своих действий;
  • недопустимо угрожать ребенку, что он будет наказан таким способом, который Вы не сможете привести в исполнение;
  • родители должны почаще обнимать своего малыша — необходимо понимать, что ласковые прикосновения позволят повысить уверенность в себе, ребенок начнет доверять окружающим и миру;
  • не прибегайте к соревнованиям, в которых берут во внимание скорость выполнения;
  • не сравнивайте своего малыша с другими детьми, указывая на их превосходство;
  • будьте честным со своим сыном или дочерью, не обманывайте;
  • станьте примером уверенности, ориентиром в жизни для своего чада;
  • принимайте ребенка таким, каким он есть, любить его вместе со всеми недостатками и проблемами;
  • необходимо понимать, что со временем тревожность перерастет в панические атаки, ребенок сделает вывод, что необходимо прогуливать уроки — в этом он будет видеть единственное спасение от своих неудач;
  • сравнивайте исключительно достижения малыша за сегодня с его былыми успехами, никогда не равняйтесь на других детей;
  • не нужно ставить слишком высокие требования к своему сыну или дочери;
  • не допускайте частых замечаний, не наказывайте ребенка за каждый проступок.
Читать еще:  Сеять семена слова Божия: проблемы прихода десять лет назад

Когда не получается справиться самостоятельно, необходимо обратиться за помощью к психологу. Для начала можно пойти к школьному специалисту.

  1. Психолог расскажет, как нужно создавать ситуации успеха, как контролировать нагрузки эмоционального характера, как правильно создать дневной распорядок.
  2. Будет проведена глубокая психодиагностика.
  3. Работа с учеником, которая направлена на актуализацию тревоги, символическое уничтожение, выработка новых поведенческих реакций в тревожных ситуациях.
  4. Если есть необходимость, ребенка определяют в группу, занимающаяся развитием коммуникативных навыков.

Теперь Вы знаете, какой может быть тревожность школьника. Родители должны понимать, что подобное состояние ребенка не позволит ему нормально учиться, сосуществовать в школьном коллективе. Выявив у своего малыша, характерные проявления, не пускайте ситуацию на самотек, сразу приступайте к активным действиям.

Российские школьники – самые тревожные в мире

Развивать у детей невосприимчивость к стрессогенным факторам советуют родителям психологи

Психологи считают, что наши дети стали более подвержены стрессам. Фото Depositphotos/PhotoXPress.ru

Аналитическая компания Harris Insights & Analytics в сотрудничестве с LEGO Education провела глобальное исследование «Уверенность в процессе обучения» в нескольких странах мира. 79% российских школьников в ходе исследования заявили о существовании стресса, вызванного обучением в школе. Второе место занимает Китай – 64%, на третьем месте – Германия с 61%. Исследование подтвердило также, что чувство тревоги и неуверенности мешает детям и подросткам в учебе.

В ходе опросов учителя, школьники и родители заявили, что ключевой причиной стресса является школьная оценка, а также сравнение учеников между собой. Так, на вопрос «Когда меня сравнивают с другими учениками, я чувствую беспокойство» больше всего положительно ответили 66% учеников из США, 55% учеников из России и 39% учеников из Германии. Тесты и экзамены также вызывают повышенную обеспокоенность и волнение у школьников. Процент таких результатов опроса высок во всех странах: 57% в России, 58% – в Японии, 64% – в США, 66% – в Германии, 73% – в Китае.

Чтобы понять, надо ли беспокоиться по поводу этих цифр, требуется, конечно, куда более подробное исследование с более точными цифрами. Психологи напоминают, что есть такой термин «тревожные дети». Это неуверенные в себе дети с неустойчивой самооценкой. Они боятся ответственности и крайне редко проявляют инициативу. Их примерное поведение в школе – своего рода ширма, за которой кроются нерешительность, несамостоятельность, склонность к излишнему самокопанию, инфантильность и внушаемость. Неуверенный в себе, склонный к сомнениям и колебаниям, робкий, тревожный ребенок нерешителен, несамостоятелен, инфантилен, повышенно внушаем. Такой ребенок опасается других, ждет нападения, насмешки, обиды. Иногда у него реакция психологической защиты в виде агрессии, направленной на других. В последнее время количество таких тревожных детей растет по всему миру.

«Значимым фактором при рассмотрении вопроса о возникновении тревожности у детей является успешность ребенка в школе, – говорит кандидат психологических наук Ирина Агличева. – У школьников с нормальным уровнем личностной тревожности удовлетворенность успеваемостью зависит преимущественно от полученной отметки. Тревожные же дети чаще не удовлетворены своей успеваемостью вне зависимости от оценок».

Кстати, а стоит ли уделять столько внимания исключительно влиянию отметок? Согласно многочисленным исследованиям, проведенным на эту тему, не менее сильным фактором, вызывающим сильный стресс учеников, является нетактичное поведение учителей по отношению к ним. Это также одна из основных причин детской тревожности. А отношение одноклассников? Та же самая картина. Косвенным образом это подтверждают и недавние исследования Общероссийского народного фронта. Они провели масштабные опросы и, согласно им, 52% россяин признали, что комфортная атмосфера в школе важнее, чем успеваемость.

Но вернемся к школьной оценке. Если дело только в ней. Так, может, ее отменить? И не только в младшей школе. Буквально на днях в иностранных СМИ проскочили сообщения, что в Финляндии решили отказаться не только от отметок, а вообще от классно-урочной системы. Там в школах произвольно комбинируют предметы и усиленно пропагандируют расслабленную концентрацию внимания. Никакого принуждения (зачем нервировать детей), только мероприятия, направленные на повышение стимуляции к знаниям, – таков девиз финских школ. Напомним, что в Финляндии одна из самых эффективных образовательных моделей в мире. Она много лет занимала лидирующие позиции в главном мировом мониторинге PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся). Эксперты считают, что главная особенность финской образовательной системы – это ее расслабленность (relax). Странно, что для достижения ощутимых успехов в образовании Финляндия «отпустила вожжи» и занялась поисками стимула для учащихся. Правда, это все еще сочетается с тем, что там работают с «середнячками», доводя слабых до их уровня. Упор делается на подтягивание отстающих, а не на сильных учеников.

«Стресс не всегда бывает только деструктивным, – говорит школьный психолог Николай Сорокин. – Бывает и конструктивным. Например, как образуется деструктивный стресс у школьника. Поссорился с родителями ребенок, пришел в школу, работает на уроке. И все ему кругом «враждебны»: ему начинает казаться, что учитель к нему придирается, одноклассники насмехаются и так далее. Результатом всего этого становятся новые конфликты. Конструктивный стресс – это когда школьник сталкивается с трудностями и, пытаясь их преодолеть, испытывает либо горечь неудачи, либо радость победы. Основоположник учения о стрессе, ученый Ганс Селье вообще считал, что когда проблем нет, человек подавлен, испытывает утрату интереса и ощущает апатию. И отмечал, что различным людям для счастья нужно различное количество стресса. Моя приятельница косметолог рассказала мне недавно, как к ней на прием пришла мама с дочкой-десятиклассницей. Просила девочке вколоть ботокс. У подростка между бровями легла жесткая складка. Некрасиво. Косметолог посоветовала маме не мучить ребенка, а для исправления дефекта наклеивать на ночь пластырь. Зачем, удивилась мама. Да потому что даже в состоянии полного расслабления спящий человек испытывает некоторый стресс. Девочка, видимо, много ночью «воюет».

Так что есть смысл подумать над тем, как помочь формированию у школьников невосприимчивости к стрессогенным факторам и способности развивать эмоциональную устойчивость. Кстати, очень важное качество на сегодняшний день. Ведь стрессов с каждым днем все больше и больше.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector