0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Школьник не учится, больной не лечится, крещеный не ходит в церковь

Содержание

Как крестить ребенка в период коронавируса: отвечает отец Иоанн Тераудс

У многих верующих возник вопрос: а как крестить детей во время коронавируса? Какие меры безопасности соблюдает церковь? Об этом « КП » рассказал настоятель храма иконы Божией Матери «Знамение» отец Иоанна Тераудс .

— Крещение является очень важным и, более того, необходимым Таинством, которое вводит в Церковь. Согласно молитвам Таинства, Крещение усыновляет человека Богу и потенциально делает его наследником Царствия Божия и вечной жизни, — рассказал «КП» отец Иоанн. — В России укоренилась практика крестить детей раннем возрасте, однако это не является требованием Церковного учения. Древняя Церковь требовала от свои новых членов (взрослых людей) прохождения длительного периода оглашения и полноценной интеграции в церковную общину. Многие святые Православной Церкви принимали Крещение в достаточно зрелом возрасте из-за местных традиций или желания более осознанного подхода к своей религиозной жизни.

Но можно ли отложить крещение в разгар болезней?

— Выбор однозначно будет за родителями. Нужно знать, что Церковь принимает меры по максимальному снижению риска подвергнуть здоровье малыша, родителей и гостей опасности, — отметил батюшка. — Так решением Священного Синода Русской Православной Церкви в период эпидемии благословляется совершать только индивидуальное Крещение с обязательной дезинфекцией купели и сменой освященной воды. Для совершения Таинства Миропомазания также священноначалие благословляет использовать одноразовые приборы, например ватные палочки. Вы можете прийти на Таинство, надев на себя медицинскую маску и никто Вас за это не осудит.

Ничего страшного не произойдет, если мы отложим совершение этого Таинства на несколько недель, чтобы все могли беспрепятственно принять участие в торжестве; никто не откажет совершить Крещение по просьбе родителей и это непростое время; откладывать Таинство в случае смертельной опасности не стоит ни при каких обстоятельствах.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Прихожан не пустят в храмы на Пасху. Как встречать праздник дома

Священник ответил на семь главных вопросов о том, что делать верующим в ситуации коронавируса (подробности)

Читайте также

Карантин срывает крышу: Пригожин обещает избить Шнура, Михалков разносит Познера, а Уткин зовет Соловьева на баттл

Как развивались главные скандалы последних недель

«Не плачь, девочка»: сибирячка, которую выбросили младенцем в мусоропровод, сделала тест ДНК

Она была уверена, что наконец-то нашла свою семью. Но правда оказалась неожиданной и породила еще больше загадок в этой истории

«От него разом забеременели две девушки. Одна из них — моя мама»: сибиряк ищет отца, которого видел лишь однажды

Мужчина верит, что папа жив, и хочет сам спросить, почему тот выбрал другую семью

Дети нашли награду в сугробе: Орден Красной Звезды спустя четверть века вернулся к семье героя

Каким образом награда ветерана Великой Отечественной войны оказалась в снегу на другом конце Самары – до сих пор неизвестно

Лучшие каркасные бассейны 2020

Узнали про лучшие каркасные бассейны в 2020 году, с помощью которых можно будет хорошо отдохнуть на даче

Писатель-фантаст Сергей Лукьяненко: Мы уйдем в цифровое Средневековье. На каждого заведут электронную папку с компроматом

Автор «Ночного Дозора» поразмышлял, как изменится мир после пандемии

Не простила отцу, что сдал ее в секту: За что дочь Успенского назвала отца домашним тираном

В открытом письме Татьяна раскрыла нелицеприятные подробности семейных отношений «папы Чебурашки»

Доктор Мясников – Собчак: «За оскорбления можно убить. У меня друг отсидел за двойное убийство»

Известный врач рассказал о дружбе с Соловьевым и скандале с Навальным

Лучшие аэраторы 2020

Выбираем лучшие аэраторы 2020 года: популярные модели и советы от эксперта в материале «Комсомольской правды»

«Затягивать нельзя!» В Совфеде требуют принять закон о такси

По мнению сенатора, это облегчит жизнь извозчиков

В городе Саянске, отказавшемся вводить карантин, коронавирусом не заболел никто! В чем секрет?

Месяц назад мэра, решившего не закрывать парикмахерские и детсады, сочли рисковым «ковидодиссидентом». Обозреватель «КП» Владимир Ворсобин приехал в этот город — посмотреть, не случилась ли тут эпидемия [фото]

В Сочи переименовали реку Хероту

Неблагозвучное название заменили исторически верным

Сохранить стратегическую перспективу

Исторически Россия являлась и до сих пор является одним из мировых научно-технологических центров. Образование, фундаментальная наука и промышленная система составляют совокупность производительных сил

Окончен школьный роман: учительница из Астрахани, соблазнившая ученика, потеряла работу и смысл жизни

Учительнице биологии Екатерине Савиновой дали условный срок за роман с 15-летним Самвелом и запретили заниматься любимым делом

Открытие магазинов в Москве после самоизоляции с 1 июня 2020: какие заработают

Мэр города рассказал, какие магазины откроют в столице

В Москве разрешат прогулки: пока по графику

С 1 июня в столице заработают непродовольственные магазины, химчистки, мастерские

День мотоциклиста 2020: история и традиции всемирного праздника

Ежегодно он отмечается в июне

Как поссорились Иван Иванович и Иван Никифорович

Наш колумнист — о последних скандалах между звездами

На конкурс Института развития интернета поступило более 400 проектов

Заявки по двум волнам конкурса в 10 раз превышают объем субсидий на 2020 год

Юнармии – 4 года

Всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение в самоизоляции празднует очередной день рождения

В десяти городах Юга России пройдут Парады Победы

В них примут участие свыше 43 тысяч военнослужащих

Читать еще:  Крещенская вода не гарантирует отпущения грехов и спасения от болезней

В Москве с исторической достоверностью воссозданы Холмские ворота Бресткой крепости

Ко Дню пограничника в Музее Победы подготовили уникальную экспозицию, которая рассказывает о первых днях Великой Отечественной войны

“Он устроил советскую секту!»: Скандального «духовника Поклонской» запретили в служении

Схиигумена Сергия отлучили от церкви

«Дочь в курсе, что ее мать шлюха?»: женоненавистник ведет травлю россиянок, которые снимались в фильмах для взрослых

На Владислава Позднякова завели уголовное деле о возбуждении ненависти к женщинам во время Чемпионата мира по футболу в 2018 году

Пицца легкого поведения: в Якутии служба доставки наняла оставшихся из-за коронавируса без работы стриптизерш

Красотки развозят заказы на шпильках и в одном нижнем белье [видео]

«Когда ей предложили выйти на улицу, у нее затряслись руки»: Куда исчезла девочка, которую родители 5 лет не забирали из больницы

Новая «мама» 6-летней Полины рассказывает, что малышка впервые в жизни учится общаться с другими детьми

Возрастная категория сайта 18+

Некрещеному в церковь можно?

Божий храм открыт для всех. Господь возражать не станет. Мы первый раз все некрещёными заходим, не правда ли? Есть молитвы за некрещённых. Автор может помолится за своих детей и мужа. Священники в большинстве своем положительно относятся к тому, что некрещенный человек пришел в Храм. По их мнению, он пришел к Богу. А это хорошо.Если вы впервые решили зайти в храм, и у вас возникли вопросы. То может быть вы сейчас и встали на дорогу, которая ведет к храму.

—Можно ли молиться и ставить свечи за здравие или за упокой некрещеных людей?

Протоиерей АНДРЕЙ ЕФАНОВ
Доброго дня! Конечно же, никто не может запретить такую молитву. Да и зачем ее запрещать? Если Ваше сердце болит о человеке, то почему бы и не молиться?
Свеча — символ жертвы, и не стоит этому придавать большее значение, чем есть на самом деле. Поставить сечу и не молиться — то же самое, что ввернуть в двигатель свечи зажигания, завести мотор и никуда не поехать. Нет смысла.

В храме не подают записки на Литургию о некрещеных живых и не молятся о некрещеных умерших.. Но причина проста — нельзя заставлять христианскую общину брать на себя подобный молитвенный труд. А частная молитва о таковых не запрещена. Храни Вас Господь!

—Добрый день, батюшка. Я очень хочу, чтобы мой муж покрестился. Можно ли с ним прийти в церковь, просто посмотреть, может, задумается?

Иеромонах МАКАРИЙ (МАРКИШ)
Разумеется, можно — и нужно, если он не против. А вместе с тем нужно предложить ему хорошие книги, журналы, беседы и лекции для тех, кто ищет пути к Господу. Вы их найдете на этом сайте http://pravkniga.ru/ . И читать, и слушать их вместе.

—Креститсья не собираюсь. К православной религии отношусь с уважением, как к религии моих предков и моего народа, но сама от нее далека.
А тут недавно зашла в церковь (в юбке, платке, не крестилась). Постояла, подумала о вечном и вышла. Не исключаю, что и в дальнейшем придется зайти.
А просто зайти в церковь я могу? И нужно ли мне креститсья при входе?
+++В церкви Вы можете креститься и не только при входе, если у Вас есть такая потребность. На службах тоже можете присутствовать, только на Божественной литургии на Литургии Оглашенных, на Литургии Верных Вам присутствовать нельзя, и во время Божественной Литургии священник скажет»Оглашенные изыдите» и всем некрещёным нужно выйти из храма, ну это некие правила богослужения, но их следует уважать, а остальных службах можно присутствовать от начала до конца. Свечи ставить, вот об этом не знаю, думаю, ничего страшного не будет, если с добрыми намерениями.

+++Недавно была в Псково-Печерском монастыре. И при мне там люди спрашивали, можно ли некрещеному ставить свечки, молиться — однозначно сказали, что можно. И нужно. Потому что Бог любит всех и рад каждому, пришедшему к нему. Может, потом этот человек станет верующим, может, нет, но он все равно не лишен общения с Богом, если идет в Храм без нечистых помыслов!

+++Все просьбы слышны, так как Господь нас создал по своему образу и подобию. И не он от нас отвернулся и не слышит, а мы в своих грехах его не видим и не слышим. Просто в храме не заказывают требы на некрещеных, но дома молиться нужно, так как наша молитва , возможно, это их единственное СПАСЕНИЕ.

+++Можно ли ходить в храм некрещеным людям? Вот как ответил на этот вопрос священнослужитель: — «Некрещеные люди могут посещать храм, слушать евангелие и его толкование. Иначе, как они узнают о Боге? Но после этого в определенный момент литургии они должны выйти из храма. Если же хотят полноты церковной жизни, то пусть крестятся. Хождение в храм помогает нам стать другими, стать новым человеком. А без церкви — это невозможно. Все разговоры о добре и истине без Бога – это пустая болтовня»…

+++Бог есть Любовь, Он как солнце — светит всем и добрым и злым, и верующим и не верующим и каждый для Него драгоценен, каждому Он желает спасения.

Считается ли человек христианином, если не знает молитв,не ходит в церковь?

Есть каноническое правило, согласно которому каждый крещеный человек, пропустивший три подряд воскресных литургии, становится чуждым церкви, то есть, сам себя отлучает от церкви, от общения с Христом в таинствах. Христианин в первую очередь должен слушать Христа, который сказал, что не будете иметь в себе жизни, если не будете причащаться. Христианин любит и понимает Евангелие, не отвергает божественные установления, таинства, данные Богом для людей.

Быть верующим и не молиться тоже невозможно, для верующего — потребность души — разговаривать с Богом.

Крещение — это вхождение в церковь для духовной жизни, для жизни с Богом. Креститься и отвергать церковь — это абсурд, тогда лучше не креститься.

Христианин — понятие, которое на все конфессии общее, но имеет свои нюансы. В большинстве вероисповеданий христианин без систематических посещений церкви просто не может быть истинным верующим. В православии Храмы, службы — обязательная часть, причащение — вообще особенная часть, человеку прощаются грехи, и т. д. Крещение в разных конфессиях тоже разное. В православии, например, при рождении. У адвентистов седьмого дня, пятидесятников, баптистов или протестантов — во взрослом сознательном возрасте, когда человек обещает Богу добрую совесть и жизнь максимально праведную для Него. Но главное, что христианин — это тот, кто Христа исповедует своим Спасителем. Вопрос достаточно глубокий. Я долгое время посещала баптистские церкви, была в протестантских, у пятидесятников. Для них христианство — это праведная жизнь. То есть не обязательно как штык быть на всех служениях, учить молитвы наизусть и петь их во сне, но полностью исключаются пороки, как курение, зависимости всякие, алкоголь (не имеется в виду нормальное употребление вина), ругательства матом. Многие ужесточают правила, мол телевизор смотреть нельзя. Я склоняюсь к тому, что это — религиозность. Христианство не означает святость и отшельнический образ жизни. Это жизненный путь — выбрать жить праведно, быть действительно христианином.

Крещение в детстве, я считаю, безрезультатно. Младенец ну ничего не смыслит в этом. Когда человек взрослеет и крестится — то да, думаю, если он действительно старается вести себя праведно (даже не посещая постоянно церковь), его можно звать христианином.

Дети не хотят ходить в храм: что делать?

Элиса Бьелетич — директор православной воскресной школы при храме Преображения Господня в г. Остин, США (Греческая православная архиепископия Америки) и мать пятерых дочерей. Эту статью она опубликовала в своем блоге «Воспитывая святых» на известном англоязычном портале для православных христиан «Древняя вера». С разрешения автора мы публикуем текст Элисы в «Фоме».

Когда мы говорим о детях в Церкви, то обычно имеем в виду младенцев и детей ясельного возраста — самых маленьких, которым трудно спокойно сидеть или лежать. Это большое испытание для родителей и всего прихода. Но что происходит с нашими малышами, когда они становятся старше? Мы редко обсуждаем, что делать, когда ваш десятилетний сын заявляет: «Я не понимаю, зачем нужна Церковь», или одиннадцатилетняя дочь больше не хочет ходить в храм. Они говорят, что лучше помолятся дома. «Ведь Бог слышит нас в любом месте, правда?» Что на это ответить?

Друзья часто задают мне такой вопрос, думая, что меня-то эта проблема наверняка не касается — мол, раз я пишу о вопросах веры, значит, мои дети уж точно любят ходить в церковь! Но правда в том, что каждый родитель — будь то священник, психолог, учитель, да кто угодно — проходит через это вместе со своими детьми. И это нормально.

Читать еще:  У вашего ребенка синдром Дауна! — О солнечной Кире

Даже те дети, которые искренне любят Христа и церковь, иногда спрашивают: «А может, сегодня не пойдем на службу?» Но ведь то же самое происходит и со взрослыми — бывает, мы устали или нам просто лень, и мы спрашиваем себя: почему нам каждое воскресенье нужно быть в храме?

Хороший вопрос. Давайте рассмотрим его с разных сторон. Я поделюсь практическими советами, которые помогут сделать регулярную церковную жизнь наших детей чуточку легче, а потом подумаем, что отвечать на те глубокие вопросы о Церкви, которые они порой задают. Почему мы ходим в церковь? Что дает нам присутствие в храме и чего мы не получим, оставшись дома? В чем наше родительское предназначение и как научить ребёнка любить Бога и искать Его присутствия в своей жизни?

Несколько практических советов

Есть несколько «приемов», которые сделают споры с детьми не такими частыми и помогут переубедить ребенка, который больше не хочет ходить в храм:

Найдите ребенку занятие в церкви. Если ваш ребенок помогает в алтаре, поет в хоре или учится звонить в колокола, вероятность того, что он будет регулярно ходить в храм, стремительно возрастает. И если чадо спросит, зачем сегодня идти в церковь, вы сможете сказать: батюшка будет ждать тебя в алтаре. Или: мы так хотим слышать твой голос в хоре. Когда ваши дети чувствуют себя активными прихожанами, они знают, что их присутствие на службе важно, что их там будет не хватать.

Найдите друзей. Когда у ребенка есть на приходе друзья, поход в церковь для него еще и повод с ними повидаться. Водите его на приходские молодежные мероприятия. Позвоните каким-нибудь прихожанам с детьми, пригласите их на ужин. Зовите детей-прихожан на дни рождения. Если в вашем храме не слишком активная молодежная группа, займитесь ее развитием. Чем больше ваши дети будут чувствовать, что церковь — это место, где собираются любящие друг друга люди, тем легче вам будет уговаривать их пойти в храм.

Разберитесь в особенностях богослужения. Купите ребенку книгу с объяснением литургии. Постарайтесь, чтобы книга была адаптирована к возрасту вашего ребенка. Литургия становится для нас более значимой, когда мы ее понимаем.

Будьте последовательны. Если, проснувшись утром в воскресенье, вы каждый раз решаете, идти в церковь или нет, вам, скорее всего, будет намного труднее уговорить ребенка пойти туда, чем тем родителям, которые ходят в храм регулярно. Дети хорошо понимают, когда можно настоять на своем. И если вы сами ходите в храм «каждое воскресенье», кроме тех, когда вы сильно устали, накануне поздно легли или планируете поиграть в футбол, ваши дети знают: если придумать вескую причину (или хорошенько поканючить), вы не будете настаивать. А вот если они в курсе, что только ураган, землетрясение или серьезная болезнь могут вынудить вас остаться дома, они не станут с вами спорить. Вернее, спорить-то они всё равно будут, но уже не так часто, и вы легко уговорите их пойти с вами в храм.

Но что, если дети всё же отстаивают свою Богом данную свободу не посещать богослужения? Что я говорю в таких случаях? «То, как ты построишь свои отношения с Богом и Церковью, когда повзрослеешь, зависит только от тебя. Но пока ты живешь с нами, мы все вместе будем ходить в храм». Это очень разумный, проверенный временем ответ. Я много раз объясняла своим детям, что, раз уж Господь возложил на меня ответственность за их воспитание, я сделаю всё от меня зависящее, чтобы эту задачу выполнить. Их отношения с Богом — это их дело, но за то, какие отношения с Богом у всей нашей семьи, я буду отвечать на Страшном суде. Поэтому я должна по мере сил наставлять их до тех пор, пока они не покинут мой дом и, даст Бог, не создадут собственные семьи.

Когда дети спрашивают: «Зачем ходить в храм?»

Очень часто дети повторяют те же слова, что и взрослые, которые перестали жить церковной жизнью: Бог не нуждается в том, чтобы я ходил в церковь. Я могу молиться Богу где угодно — лёжа на диване, во время прогулки. Я не обязан молиться в храме.

Оставим в стороне тот очевидный факт, что, когда мы в очередной раз, вместо того чтобы пойти в храм, остаемся дома, мы чаще всего не молимся, а часами смотрим телевизор, спим или болтаем с друзьями. Но даже если у вас получается молиться, лёжа на диване, всё равно лучше прийти на литургию и помолиться вместе со всем приходом.

И хотя молиться действительно можно где угодно и Бог всегда нас слышит, в совместной молитве есть что-то особенное. В церкви мы не пассивные зрители, которые пришли посмотреть, как молится священник; мы активно участвуем в литургии. Слово это обычно переводится с греческого как «общее дело», но однажды мне сказали, что более точный перевод — «приношение людей всему миру». Впрочем, неважно, «дело» это или «приношение», важно, что люди собираются вместе, чтобы совершить нечто значимое для всего мира.

Его невозможно совершить в одиночку. Священник не может прийти в храм и отслужить литургию, если там никого, кроме него, нет. Евхаристия — это когда люди собираются вместе: друг с другом, с ангелами и святыми — и с Богом. И причастие нельзя принять в одиночестве, для этого нужно, чтобы во имя любви собрались хотя бы двое.

Когда дьякон провозглашает: «О мире всего мира… Господу помолимся», он пока еще не молится, он только призывает к этому нас. Но если вы не придёте и не помолитесь, молитва не состоится. Чтобы она произошла, ее в храме должны произносить люди, как можно больше людей, потому что молитва эта важна и приносит плоды.

Когда люди собираются вместе, поют молитвы, отвечают на возгласы священнослужителей, они присоединяются к хору ангелов, которые славословят Господа. Ведь ангелы тоже совершают литургию, и мы становимся ее частью. Но только если находимся в храме. Домашняя молитва совсем другая — ее хор ангелов не сопровождает. А вот каждая Божественная литургия — возможность войти в эту удивительную общность.

Именно когда мы участвуем в литургии, мы являемся Церковью.

Мы приходим в храм, чтобы стать свидетелями чуда — оно обещано нам каждый раз, когда мы собираемся вместе. Во время Евхаристии Христос на самом деле оказывается внутри чаши; Он приходит к нам и призывает нас принять Его, чтобы мы могли жить во Христе, а Он — в нас. Но это происходит, только если кроме священника в храме есть еще кто-то. Христос может войти в нас через Святое Причастие, только если мы сами придём к Нему — если мы останемся дома, нам будет недоступно то преображение, которое дарит причащение Тела и Крови Христовой. А ведь Святое Причастие действительно может нас изменить.

Читать еще:  Все учение — жизнь. Преподобный Сергий Радонежский

Кстати, это не мы сами придумали — собираться вместе на литургию. Христос установил Причастие на Тайной Вечере; зная, кто мы и как устроены, Он показал: чтобы принять Его, мы должны собраться вместе и стать единым целым.

Я иногда рассказываю, как в начале моей церковной жизни мне казалось, что я уже достаточно знаю о святых, Священном Писании и смысле вероучения, но обязательно появлялся кто-то, кто приносил новый «кусочек» знания, о котором я никогда не слышала.

Меня ужасно расстраивало, что я никак не могла узнать всё. А наш батюшка посмеялся и сказал, что Бог специально так устроил: Он дает каждому из нас свою частичку пазла, чтобы мы сложили его все вместе. Он устраивает всё для нашего единения, специально призывает нас быть вместе. И мы должны соединиться в любви друг с другом, чтобы соединиться с Богом.

Общность — это очень важно. Недаром говорят: «один христианин — не христианин», потому что только через единение через Причастие мы возрастаем в любви и становимся похожими на Христа. Но это не значит, что надо общаться только со своими друзьями, найти группу единомышленников и всё время проводить с ними. Христос призывает нас любить врагов, преломить хлеб с теми, кто на нас не похож, кто ставит нас в неловкое положение. И тот факт, что другие люди могут нас раздражать, что ходить в храм значит вставать с теплой постели и выходить из своей зоны комфорта — только подтверждает, как важно посещать церковь.

Нас призывают выйти из обычной зацикленности на самих себе. Есть только один способ служить Христу — это служить другим людям. Мы не можем омыть Его ноги или накормить Его, но если мы сделаем это для самой меньшей овцы Его стада — мы сделаем это для Него. Если мы хотим найти Христа, мы должны искать Его в других людях, найти Его в них и служить Ему через них.

Мы спасаемся вместе, нравится вам это или нет.

Как ни странно, вера — это не что-то сугубо личное, индивидуальное. Да, у меня своя вера, у тебя — своя; возможно, у каждого из нас свои отношения с Богом. Но в конечном итоге мы призваны любить друг друга и вместе славить Его. И слова молитвы, которую завещал нам Христос — «Отче наш», а не «Отче мой». Более того, Христос говорит нам: где двое или трое соберутся во Имя Его, там будет и Он.

Так что есть большая разница между молитвой дома и в храме. Мы не можем молиться и славословить, как в церкви, когда сидим на диване или гуляем — какой бы потрясающий вид нам ни открывался и какое бы вдохновение мы ни ощущали. Молитесь дома, гуляйте по красивым местам, но не забывайте ходить в храм — это очень важно. Одно не заменит другое.

Собираться вместе необходимо и по другим, более «земным» причинам: нам нужны любовь и поддержка, мы не можем без них, мы нужны друг другу.

Есть одна история, ее рассказывают по-разному, и я не знаю, как она звучала в оригинале, но история эта замечательная.

Участник группы психологической поддержки (или просто прихожанин храма — это могло быть любое сообщество, члены которого полагаются друг на друга) вдруг перестал ходить на собрания своей группы. Через пару недель наставник решил его навестить. Был холодный вечер, его ученик был дома один — сидел у камина.

Пытаясь угадать, зачем пришел наставник, он пригласил его пройти в комнату, усадил в кресло рядом с камином и стал ждать. Тот уселся поудобнее, но так ничего и не сказал — молча смотрел, как горят поленья, потом взял в руки кочергу, вытащил из пламени горящий уголёк, положил рядом с очагом и снова вернулся на свое место, не сказав ни слова. Ученик заворожено наблюдал за происходящим. Уголёк горел уже не так сильно, и вдруг, ярко вспыхнув, совсем погас.

Так они и просидели молча. А перед тем, как уйти, наставник поднял холодный, мертвый уголёк и бросил его обратно в огонь. И он тут же снова разгорелся вместе с другими угольками.

Провожая наставника, ученик сказал: «Спасибо, что пришли, и особенно — за вашу пламенную проповедь. Увидимся завтра на собрании».

Мы нужны друг другу, чтобы поддерживать друг в друге огонь — как во время крестного хода на Пасху: батюшка выносит нам из алтаря Свет Христова Воскресения, и мы передаем его друг другу из рук в руки. Этот огонь мы получаем в общине и выходим с ним на улицу. Иногда там спокойно и тепло, иногда — ветрено и холодно. Порой ветры жизни задувают наше пламя, и, если рядом никого нет, некому снова его зажечь. Как трудно бывает не дать погасить в себе искру веры и надежды!

У наших увещеваний всегда есть границы

Но если мы хотим вырастить детей, которые любят Бога и литургию, аргументы и доводы — не самое сильное наше оружие.

Мы можем часами говорить, почему нужно ходить в церковь, но очень важно помнить: никакими доводами человека в рай не приведешь. Глубокое понимание того, что такое литургия, прекрасно, но это сфера интеллекта. А настоящая вера рождается в сердце. Преподобный Максим Исповедник говорил: «Как воспоминание об огне не согревает тела, так вера без любви не производит в душе света ведения».

Мысль об огне не согреет мое тело, это правда. Знание о вере не преобразит наши души, если только оно не наполнено истинной любовью к Богу. И нашим детям мы хотим не просто передать знания о литургии, а привить любовь к литургии и ко Христу. Наша единственная цель — чтобы они всем сердцем возлюбили Бога. Но этого невозможно добиться с помощью увещеваний.

Святые советуют нам меньше говорить и больше молиться; мы должны просить Господа, чтобы Он зажег в их сердцах пламя любви, чтобы они каждый по-своему жаждали присутствия Божия и искали Его на протяжении всей жизни.

Кроме того, исследования показывают, что у родителей, которые любят Христа, полноценно участвуют в жизни Церкви и приносят добрые плоды, дети стараются подражать их примеру. А если у них перед глазами родители, которых не особенно занимает литургия и они ходят в церковь только потому что так положено, дети это запоминают и потом говорят, что люди в Церкви «поверхностные» и «неискренние». Самое сложное — это вырастить святых, ведь для того, чтобы их воспитать, нужно самому стать святым.

Думаю, с этого и надо начать: давайте опустимся на колени и попросим Бога зажечь огонь любви в наших сердцах и в сердцах наших детей. Давайте попросим научить нас любить Его и стать к Нему ближе, чтобы мы все вместе стремились на литургию и могли ощутить преображающую силу Святого Причастия.

А потом — наберемся терпения и дадим Ему время. Запомните, наша главная цель — не побороть сопротивление наших детей к следующему воскресенью. Наша цель — сделать так, чтобы они стремились ко Христу на протяжении всей жизни и в вечности.

Надеюсь, мы обязательно к этому придем.

Перевела с английского Дарья Прохорова

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector