1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Шафиитский фикх

Шафиитский фикх

Шафиитский фикх — религиозно-правовые и обрядовые нормы, которые берутся из шафиитского мазхаба, к фикху относятся правила очищения и омовения, совершения намаза, выплаты закята, соблюдения поста, и паломничества в хадж.

Мазхабами называют религиозно-правовые школы, которые основаны на понимании имамом священных текстов Сунны и Корана, и среди которых одной из наиболее популярной и распространенной особенно в России является именно шафиитский мазхаб. Первоначально мазхабов было очень много, но постепенно только четыре из них получили наиболее широкой распространение в мире – ханафитский, маликитский, ханбалитский и шафиитский.

Для всех мазхабов существует единая информационная база – тексты Сунны и Корана, а также они имеют общие черты, такие, как Шахада «Я свидетельствую, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха. И я свидетельствую, что Мухаммад – его раб и посланник» – формула, которую произносят перед тем, как человек становится мусульманином, пятикратная молитва или намаз, а также Рамадан или пост, во время которого мусульманин должен отказаться в дневное время от воды, еды, половых актов, курения. К числу единых черт для всех мазхабов относится выплата закята, который представляет собой налог, который мусульмане выплачивают в пользу неимущих, и хадж, то есть паломничество к Каабе в Мекку, которое мусульманин должен совершить один раз в жизни.

Шафиитский мазхаб. Краткие сведения

17 581 просмотров

Аль-Умм, имам Аш-Шафии

Истоки мазхаба

Свое начало шафиитский мазхаб берет от его основателя – имама Мухаммада ибн Идриса ибн аль-Аббаса ибн Усмана ибн Шафи’а ибн Ас-Саиба ибн ‘Убайда ибн Абду-язида ибн Хашима ибн Абдуль-Мутталиба ибн Абдуманафа. Таким образом имам Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, был представителем племени Курайш, к которому относился посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха.

Имам Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, родился в 150 году по хиджре в секторе Газа. В малолетнем возрасте мать забрала его в Мекку, где он вырос и начал изучать азы исламской науки. В семилетнем возрасте он уже знал наизусть Коран, а достигнув четырнадцатилетнего возраста – получил разрешение на вынесение фетв. Будучи еще юношей, имам Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, приобретал знания и посещал уроки ведущих ученых своего времени. Уже в тринадцатилетнем возрасте он отправился в Медину, чтобы стать учеником одного из светил исламских наук того времени – имама Малика, да будет доволен им Аллах. Он учился у имама шестнадцать лет (с 163 по 179 г.х), до тех пор, пока Малик, да будет доволен им Аллах, не покинул этот мир. После смерти своего учителя он не покинул Медины, пока не обучился у других ученых этого почтенного города и вобрал в себя их знания.

Когда имам Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, постиг всего, что мог, из исламских наук в Медине, Всевышний Аллах предрешил, чтобы он попал в другой научный центр того времени – Ирак. Впервые он прибыл в Багдад в 184 году, куда он был доставлен по приказу Халифа из Йемена по причине несправедливых обвинений. После разрешения некоторых проблем Аш-Шафии стал обучаться у великих ученых этого города. Пожалуй, самым выдающимся из них был имам Мухаммад ибн аль-Хасан аш-Шайбани, да будет доволен им Аллах, который был учеником имама Абу Ханифы, да будет доволен им Аллах. Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, изучил все его произведения и стал расширенно изучать ханафитский мазхаб. После обучения у этого великого ученого имам Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, стал набираться знаний у остальных выдающихся ученых Багдада, которые в основном были блестящими знатоками хадисов посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Среди них были такие хафизы, как: Ваки’ ибн аль-Джаррах, Абдуль-Ваххаб ас-Сакафи, Абу Усама Хаммад аль-Куфи и другие.

После длительного промежутка времени он вновь отправился на свою Родину в Мекку, где провел уже свой первый урок в качестве ученого. В 195 году, в 45-летнем возрасте имам Аш-Шафии, отправляется в Багдад, но на этот раз он уже был состоявшимся имамом, основавшим свой полноценный мазхаб. Проведя там немного времени и внеся в научную жизнь Ирака существенный вклад, имам Аш-Шафии возвращается в Мекку, чтобы в 198 году вновь вернуться в Багдад со своим последним визитом, в течение которого он проведет там всего лишь несколько месяцев, так как будет готовиться к поездке в Египет.

Имам Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, покинул Ирак, распространив в нем свой мазхаб и оставив огромное количество учеников, которых впоследствии будут называть представителями «иракской ветви».

Читать еще:  Чем оскорбленный христианин отличается от оскорбленного гопника?

После прибытия в Египет, где на тот момент были распространены два мазхаба: ханафитский и маликисткий, — имам Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, дал мусульманам новый мазхаб, который они с удовольствием приняли. Однако, стоит заметить, что встретившись с учеными Египта и ознакомившись с новыми хадисами, имам Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, поменял свое мнение относительно некоторых вопросов фикха. Обновленный египетский мазхаб имама Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, в последствии так и назовут – «джадид» (новый), а мазхаб, на котором имам был в Ираке, будет назван – «к’адим» (старый).

Проведя огромный труд в распространении знаний Ислама, образовав новый мазхаб, оставив после себя гигантское научное наследие и огромное количество последователей, имам Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, покинул этот мир. Это произошло в 204 году по хиджре. На момент смерти имама ему было всего 54 года. Да будет доволен им Всевышний Аллах и воздаст ему благом от Ислама и всех мусульман!

Начальное распространение мазхаба

Как уже было сказано, имам Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, оставил после себя множество учеников, среди которых особенно можно выделить двух великих имамов – имама Аль-Бувайты и имама Аль-Музани, да будет доволен Аллах ими обоими. Однако, кроме двух самых сильных учеников у него были и другие, которые после него начали усердно распространять шафиитский мазхаб. Так получилось, что наибольшее распространение мазхаб получил в Ираке и Хорасане. Два этих направления в дальнейшем получили названия: «Иракская ветвь» и «Хорасанская ветвь». Обе эти мини-школы шафиитского мазхаба имели небольшие разногласия между собой, но все они завершились в эпоху имама Ар-Рафии, да помилует его Аллах.

Авторитетные ученые шафиитского мазхаба

Ученые шафиитского мазхаба получили широкую известность по причине своих огромных знаний. Многие из них были известны всем мусульманам, а их труды стали книгами, которые заучивали наизусть представители всех мазхабов. Также следует отметить, что среди шафиитских ученых больше всего муджтахидов-мутляк, муджтахидов мазхаба, ученых усуль аль-фикх и так далее. Выделим некоторых из них, не углубляясь в их биографии:

Аль-Маджму’, имам Ан-Навави

имам Аль-Бувайты(ум. 231),
имам Аль-Музани (ум. 264),
Раби’ ибн Сулейман аль-Муради (ум. 270),

Абуль-Аббас ибн Сурайдж (ум. 306),
Ибн Хузейма (ум. 311),
Абу бакр аль-Исмаили (ум. 371),
Абу Исхак аль-Исфарайини (ум. 418),
Абу Усман ас-Сабуни (ум. 449),
Абуль-Хасан аль-Маварди (ум. 450),
Аль-Байхаки (ум. 458),
Аль-Хатыб аль-Багдади (ум. 463),
Абу Исхак аш-Ширази (ум. 476),
имамуль-харамейн Аль-Джувайни (ум. 478),
Ас-Сам’ани (ум. 489),
Абуль Махасин Ар-Рувьяни (ум. 502),
Абу Хамид аль-Газали (ум. 505),
Аль-Багави (ум. 516),
Абуль-Хусайн Аль-‘Имрани (ум. 558),

Ар-Рафии (623),
Ибн ас-Салях (ум. 643),
Иззу-д-Дин ибн Абду-с-Салям (ум. 660),
Абу Шама аль-Макдиси (ум. 665),
имам Ан-Навави (ум. 676),
Ибн Дакик аль-‘Ид (ум. 702),
Ибн ар-Риф’а (ум. 710),

Шамсу д-Дин аз-Захаби (ум. 748),
Такию-д-дин Ас-Субки (ум. 756),
Джамалю-д-Дин аль-Иснави (ум. 772),
Исмаиль ибн Умар ибн Касир (ум. 774),
Шихабу-д-Дин Аль-Азра’и (ум. 783),
Бадру-д-Дин Аз-Заркаши (ум. 794),
Сираджу-д-Дин Аль-Бульк’ини (ум. 805),

Ахмад ибн Али аль-Макризи (ум. 845),
Ибн Хаджар аль-‘Аскалляни (ум. 852),
Шамсу-д-Дин Ас-Сахави (ум. 902),
Джалалу-Дин Ас-Суюты (ум. 911).

Без сомнений, большинство этих имен известно не только студентам, приобретающим шариатские знания, но и простым мусульманам, читающим исламскую литературу. Все они оставили весомый вклад в развитии исламской уммы в общем и исламского права (фикх) в частности.

Некоторые ученые, перешедшие в шафиитский мазхаб

1. Умар ибн Абдуль-Азиз ибн Имран ибн Микляс аль-Хуза’и (ум. 234). Он был одним из больших ученых маликитского мазхаба, но когда имам Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, переселился в Египет, он встретился с ним, и аль-Хуза’и стал его учеником и перешел в шафиитский мазхаб.

2. Имам Абу Савр Ибрахим ибн Халид аль-Багдади (ум. 240). Вначале был ханафитом, но перешел в шафиитский мазхаб после того, как встретился с имамом Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, в Багдаде.

3. Аль-Хатыб аль-Багдади (ум. 463). Известный ученый, который вначале был представителем ханбалитского мазхаба, но потом перешел в шафиитский.

4. Абуль-Музаффар Мансур ибн Мухаммад ас-Сам’ани (ум. 489). Перешел в шафиитский мазхаб из ханафитского.

5. Сайфуд-Дин аль-Амиди (ум. 631). Перешел в шафиитский мазхаб из ханбалитского.

Авторитетные книги шафиитского мазхаба

Череда книг по шафиитскому мазхабу началась с самого имама Аш-Шафии, написавшего свой главный труд по исламскому праву – книгу «Аль-Умм». Развивая его мазхаб, книги составили и два его главных ученика, но говорить о полноценном завершении мазхаба на их книгах, конечно, нельзя.
Если разбить формирование мазхаба по книгам его ученых, то можно привести следующую цепь произведений, которая в конечном итоге завершила формирование и систематизацию шафиитского мазхаба:

Читать еще:  6 табу для родителей, которые не хотят быть предателями

• «Нихаятуль матляб». Это книга, написанная имамом Аль-Джувайни, да помилует его Аллах, которая вобрала в себя главную мысль четырех базовых книг шафиитского мазхаба на тот момент.

• Далее его ученик имам Аль Газали, да помилует его Аллах, сократил книгу «Нихаятуль матляб» в книгу «Аль-Басыт», потом сократил ее в книгу «Аль-Васыт», а её – сократил в книгу «Аль-Ваджиз», которую впоследствии сократил в книгу «Аль-Хуляса».

• Позднее имам Ар-Рафии, да помилует его Аллах, сократил книгу «Аль-Ваджиз» и назвал свой труд «Аль-Мухаррар».

• Книгу «Аль-Мухаррар» позднее сократил имам Ан-Навави, да помилует его Аллах, составив свое великолепное произведение «Минхаджу т-талибин».

• Далее Закарийа аль-Ансари сократил книгу «Минхадж» и составил свою книгу, назвав ее «Аль-Манхадж», которую в свою очередь сократил Аль-Джаухарий и составил книгу «Ан-Нахдж».

• Также известным сокращением на книгу «Минхаджу т-талибин» является книга «Умдату с-салик» Ибн Накиба.

• Перу имама Ар-Рафии также принадлежат два толкования (шарх) книги «Аль-Ваджиз». Это малый сборник, которому он не дал названия, и большой сборник, который он назвал «Аль-Азиз». Эту книгу имам Ан-Навави сократил и назвал свое произведение «Ар-Рауда», ставшее одним из известнейших книг в шафиитском мазхабе.

• Несмотря на обилие произведений и книг, составленных великими учеными шафиитского мазхаба, основным стержнем мазхаба стали книги Имама Ан-Навави, в частности книги «Минхадж», «Ар-Рауда», «Аль-Маджму’» и толкования книги «Минхадж», которые были составлены позже.

• Основными шархами (разъяснениями) книги «Минхадж» стали произведения Ар-Рамли «Нихаятуль мухтадж», Ибн Хаджара Аль-Хайтами «Тухфатуль мухтадж», Хатыба Аш-Ширбини «Мугниль мухтадж».

• Также важными книгами по фикху шафиитского мазхаба являются: «Аль-Хави», Аль-Маварди; «Кифаяту н-набих шарху т-танбих», Ибн ар-Риф’а; «Бахру ль-мазхаб», Ар-Рувьяни; «Аль-Баян», Аль-Имрани; «Аль-Мухаззаб», Аш-Ширази;

• Среди современных книг по шафиитскому фикху можно выделить «Аль-Фикху ль-манхаджи», Мустафа аль-Хин, Мустафа аль-Буга, Али аш-Шурбаджи и «Аль-Му’тамад», Мухаммад аз-Зухейли.

Некоторые термины имама Ан-Навави в книге «Минхадж»

Равдату т-талибин, имам Ан-Навави

«Аль-азхар» и «аль-машхур». Два этих термина указывают на более достоверное мнение из слов имама Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах. Если разногласие будет сильное, и второе мнение тоже будет иметь вес, то будет упоминаться термин «аль-азхар». Если же разногласие будет слабым, то будет упоминаться термин «аль-машхур».

«Аль-асахх» и «ас-сахих». Эти термины употребляются для указания на более достоверное мнение из слов ученых мазхаба. Если разногласие будет сильным, то употребляется термин «аль-асахх», а если разногласие будет слабым, то термин «ас-сахих».

«Аль-мазхаб». Данный термин указывает на более достоверное мнение из передач учеными мазхаба слов имама Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах.

«Ан-насс». Данный термин обозначает цитату (слова) имама Аш-Шафии.

«Аль-джадид». Указывает на новое мнение имам Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, которое он взял в Египте.

«Аль-к’адим». Это термин, противоположный «аль-джадид», указывающий на старое мнение имама Аш-Шафии, которого он придерживался в Ираке.

«К’иля каза…». Слабое мнение, которому противоположно «ас-сахих» или «аль-асахх».

«К’ульту». Мнение самого имама Ан-Навави в рассматриваемом вопросе.

Распространенность шафиитского мазхаба

На сегодняшний день шафиитский мазхаб распространен во всех странах, где проживают мусульмане, и занимает второе место по численности последователей после ханафитского. Он распространен в таких странах как Сирия, Палестина, Ливан, Иордания, Египет, Малайзия, Индонезия, а также на Кавказе и многих других уголках исламского мира.

Умар Бутаев [islamcivil.ru]

Появились вопросы?

Задайте ваш вопрос и получите ответ в нашей Telegram — группе

Что отличает шафиитский мазхаб

Мазхаб имама аш-Шафии представляет собой своеобразную реакцию на ханафитскую и маликитскую богословско-правовые школы, под влиянием которых он первоначально образовался. В его рамках была проведена попытка снять некоторые противоречия между сформированными ранее мазхабами и упростить их. Так, например, шафииты в выведении богословско-правовых суждений обращаются к словам Пророка Мухаммада (с.г.в.) и практике мединских ансаров, не обращая на это слишком пристального внимания, как маликиты. Кроме того, находит своё отражение в рамках шафиитского мазхаба и маликитское положение о богословских решениях, принятых для общественной пользы (истислах). Не будет ошибочным утверждение, что шафиитский мазхаб занял промежуточное положение между сторонниками использования разума при выведении суждений (асхаб ар-райи) и лагерем буквалистов (асхаб аль-хадис).

Естественно, Священный Коран и Благородная сунна не перестают оставаться главными источниками права в рамках этого мазхаба. Однако к хадисам шафииты обращаются только в том случае, если соответствующие аспекты не отражены в Коране. При этом важно, чтобы хадисы передавались через мединских сподвижников. Единое мнение мусульманских учёных (иджма) также занимает отдельное место в иерархии методов шафиитского мазхаба. Из созданных ранее богословско-правовых школ перекочевали такие источники, как кыяс (суждение по аналогии) и истихсан (исправление кыяса, если его нормы не работают в новых условиях).

Читать еще:  Лев александрович тихомиров. Ex Libris: Лев Тихомиров Лев тихомиров религиозно философские основы истории

Шафиитский мазхаб в настоящее время является одной из наиболее распространённых богословско-правовых школ. Его последователей можно встретить в самых разных уголках планеты: Малайзии, Индонезии, Египте, Восточной Африке, Ливане, Сирии, Пакистане, Индии, Иордании, Турции, Ираке, Йемене, Палестине. Кроме того, представлен этот мазхаб и в России – чеченцы, аварцы и ингуши традиционно придерживаются именно его положений в религиозной практике.

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Различия между мазхабами состоят в выборе источников и приемов при решении различных правовых вопросов, возникающих в жизни. Кияс — суждение по аналогии, иджма — согласованное мнение законоведов, истихсан — предпочтительное решение и истислах — суждение ради пользы. Именно в употреблении этих решений и отличаются мазхабы. Например, истислах — является изобретением маликитского мазхаба. В ханафитском мазхабе иджма применяется с некоторыми ограничениями, в шафиитском — иджма используется довольно широко.

Думаю много бидъата делают нынешние последователи этого масхаба. Пример Чеченцы крутятся, кричат и топают по полу. Что это? Зикр? Такое ни в одном хадисе от посланника Аллаха нет, насколько я знаю.

Эрлан, В зикре упоминается имя Пророка(салоллох1у 1алайх1и васаллям)и имя Всевышнего.И что там вам не нравится и чем ?

ИЭС/Шафиитский мазхаб

ТочностьВыборочно проверено
← Шафии Мухаммад ибн ИдрисШафиитский мазхаб
Исламский энциклопедический словарь (2007)
Шахада →
См. Словник . Источник: Эл. версия

ШАФИИТСКИЙ МАЗХАБ — одна из 4 правовых школ суннитского Ислама. Эпоним — Мухаммад ибн Идрис аш-Шафии.

Убеждения аш-Шафии основывались на явных и ясных смыслах (нассах) Корана и Сунны. В отличие от приверженцев мутазалитского калама, он не допускал вмешательства разума в вопросы основополагающих принципов Ислама. Идеальным государственным устройством, причем не только для мусульман, считал имамат (халифат), отдавая предпочтение представителю племени Курайш в качестве халифа, а идеальным правлением — период Праведных халифов. Считал Али законным халифом и подвергал критике хариджитов, выступивших против него.

Правовой метод аш-Шафии основывался на следующих источниках:

1. Коран и Сунна, рассматривавшиеся при вынесении правовых предписаний как единое Откровение. Ясные и недвусмысленные положения Откровения (нассы) не могут быть подвергнуты иносказанию. Все остальные источники должны быть приведены в соответствие с нассами Корана и Сунны и не противоречить им. Большое значение придается толкованию аятов Корана сподвижниками Пророка. Коран не может отменять (насх) положения Сунны; если между хадисом и ясными аятами Корана возникает противоречие, то преимущество отдается Корану, и хадис надлежит считать слабым. Хадисы-ахад принимаются и используются для вынесения правовых решений.

2. Иджма, прежде всего иджма сподвижников Пророка. Разделена на 2 категории: основанная на прямых, ясных и недвусмысленных доводах Откровения и основанная на некоторых неоднозначных и спорных посылках и не признанная всеми (в т. ч. «деяния мединцев», принимаемые лишь в исключительных случаях).

3. Высказывания сподвижников Пророка, в т. ч. единичные, но не опровергнутые другими сподвижниками. При различии во мнениях предпочтение не отдается ни одному из них.

4. Кыяс, проведенный подготовленным правоведом (муджтахид) путем особого исследования (иджтихад). При этом отвергаются истихсан (предпочтительное мнение при противоречии кыяса другим постулатам религии) и истислах (см.: Масалих Мурсала).

С 199 г. х. Ш. приобрел большую популярность в Египте. Сам аш-Шафии после переезда сюда внес изменения в свои сочинения «ар-Рисаля» и «аль-Мабсут», приспособив их под новые реалии. Т. о., наследие аш-Шафии можно разделить на раннее и позднее, что вызвало споры о применении его при вынесении фетв. Позиции Ш. не ослабли даже с приходом к власти в Египте шиитско-исмаилитской династии Фатимидов. Позже суннитская династия Аййубидов покровительствовала Ш. в борьбе с исмаилитами. Мамлюкский султан Бейбарс старался назначать на должности судей представителей всех суннитских мазхабов, но не оспаривал ведущую роль Ш. После включения Египта в состав `Османской империи официальной государственной доктриной стал ханафитский мазхаб, но Ш. (а также маликитский) сохранил свои позиции в массах народа.

Длительное время Ш. преобладал в Иране и сохранил последователей, несмотря на то что официальной идеологией государства является шиизм-иснааш`аризм. В Ираке и Мавераннахре Ш. спорил по популярности с ханафитским мазхабом. В истории неоднократно бывали столкновения между приверженцами Ш. и ханафитами; сегодня они — взаимопризнанные мазхабы суннитского Ислама.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector