0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Выступление «Технология литературного образования Сергея Павловича Лавлинского

Выступление «Технология литературного образования Сергея Павловича Лавлинского. Диалогическая модель освоения произведения».

Выступление «Технология литературного образования Сергея Павловича Лавлинского. Диалогическая модель освоения произведения».

В основе этого подхода лежит учебный диалог. Эстетический анализ — основа учебного диалога читателей.

Учебным диалогом известный педагог называет такую форму обучения, при которой проблемные задачи ставятся в виде нерешенных парадоксов.

Вопросы формулируются учениками.

Учащиеся же выдвигают свои варианты решения проблемы.

Ученики в ходе обучения погружаются в диалог голосов одноклассников -собеседников и во внутренний диалог с самими собой.

Иными словами, на каждом уроке литературы словесник помогает школьникам прояснить их собственное понимание каждого произведения, оказавшегося в коллективном кругозоре читателей -собеседников, не навязывая при этом «единственно правильных трактовок», рекомендованных литературоведами и методистами. При этом учитель литературы активизирует учебную деятельность учеников в направлениях, определяемых самим художественным произведением. Коммуникативной основой урока литературы является учебный диалог читателей о произведении.

Стадии учебной деятельности:

• «выведение на поверхность» и осмысление в ситуации учебного диалога субъективности представлений о художественном мире произведения (этап предпонимания);

• аналитическое рассмотрение «материальной данности» произведения (этап анализа текста);

• корректировка показателей предыдущих стадий деятельности и выход, фиксируемый в устных и письменных интерпретациях школьников, на понимание художественного смысла произведения (этап интерпретации).

Этап предпонимания На первом этапе особый интерес для педагога представляют начальные читательские впечатления и мнения школьников о внутреннем мире произведения. На поверхности урока прорастают еще не оформившиеся «кажимости» самостоятельных толкований прочитанного. Поэтому начальный этап изучения произведения мы определили в русле герменевтической традиции как этап предпонимания. На основе многообразных и зачастую неожиданных для учителя наблюдений школьников прорывается «хоровая» стихия детских вопросов удивлений предпониманий. В них педагог должен увидеть зачатки будущих «гипотез смысла», на них должен опереться при анализе

Этап предпонимания Напомним: с герменевтической точки зрения истинное понимание возможно только тогда и там, когда и где имеется непонимание. Именно поэтому школьникам был задан вопрос: «Что в рассказе вам показалось странным, непонятным и загадочным?» В дальнейшем объектом читательской интерпретации наряду с полным текстом рассказа стали начальные проекции читательских «гипотез смысла» на произведение.

Этап анализа текста Читатель ребенок превращается на этом этапе в исследователя, решающего непростые, но увлекательные задачи, разрабатывая и конкретизируя в процессе диалога собственные «гипотезы смысла», выдвинутые на этапе предпонимания. Вместе с педагогом, владеющим определенными инструментами анализа, но не навязывающим своего авторитарного понимания прочитанного, школьники намечают горизонт поиска ответов на поставленные вопросы. В ходе анализа текста этот горизонт то приближается, то отдаляется в зависимости от типа выделенных задач и предшествующего опыта читателя исследователя. Анализ, как один из основных методов познания, в читательской деятельности всегда предполагает «переход от стихийно целостного, непосредственного восприятия литературного произведения к мыслительному вычленению отдельных его уровней и частей, к «изолированному рассмотрению и фиксированию их свойств в знании». Структура художественного текста в данном случае выступает в качестве «умерщвленного» объекта исследования: в тексте можно выделять элементы, сопоставлять их друг с другом, сравнивать с элементами других текстов и т.п. Являясь «точным» и сознательным способом освоения произведения, анализ помогает читателю найти ответы на вопросы: «Как устроен текст?», «Из каких «элементов» он состоит?», «С какой целью текст построен так, а не иначе?» и т.п. Решение подобных задач в той или иной степени всегда связано с «расшифровкой» загадок читательского понимания, которое в ходе диалога читателей, встреч и столкновения их голосов и исследовательских позиций становится более глубоким и обоснованным. Это может быть анализ образа.

Этап решения проблемы, . Прояснение взаимосвязи части от целого, случайного неслучайного, сравнивание своей интерпретации с авторской мыслью.

Это самостоятельная работа. Внутренняя рефлексия.

Методика и стратегия «вопрошания»

Начинающих педагогов (да и не только начинающих!) часто мучает проблема: им кажется, что они догадываются о чем нужно спрашивать своих учеников, чтобы учебный диалог действительно состоялся, однако не всегда знают, как это сделать лучше и эффективнее. А как научить школьников самостоятельно формулировать вопросы, многим учителям литературы вообще непонятно. Между тем, как мы пытались показать, без развития культуры «вопрошания» диалог читателей вряд ли может состояться. К сожалению, «методика общего места» никогда не уделяла должного внимания этой серьезной проблеме. Поэтому неудивительно, что до настоящего времени не существовало литературно- образоватедьных техник, помогающих словеснику самостоятельно освоить навыки и способы постановки вопросов, которые акцентировали бы внимание на учебно-эстетических проблемах и задачах.

Наметим траекторию создания подобного рода методики.

Итак, при проектировании «вопросника» — сценарной партитуры учебного диалога — необходимо:

1. На основе выделения «точек предпонимания» — загадочных, непонятных, показавшихся странными «единиц» художественного текста сформулировать как можно более точно интригующие читателей ключевые вопросы-«зацепки».

2. Соотнести первоначальные вопросы с определенными аспектами литературного произведения (внутренним предметно-событийным миром и собственно текстом — материальным носителем художественного смысла). Продумать последовательность (логику) вопросов и спрогнозировать вероятностные (но ни в коей мере не исчерпывающие) гипотезы смысла — возможные ответы читателей на уроке.

3. Обратить внимание на детали, «рифмы» образов и событий, систему ценностно-смысловых оппозиций, графические маркировки (курсив, кавычки), заголовок произведения и т. п. Сформулировать вопросы, которые помогут читателям:

• лучше разобраться в организации художественного пространства и времени, построении сюжета и целенаправленной последовательности его развертывания, особенностях системы персонажей;

. обнаружить своеобразие речевой (субъектной) структуры произведения, специфику «внешней» композиции (логики и связи отдельных фрагментов текста друг с другом) и «внутренней» (художественно организованной последовательности точек зрения наблюдающих события или повествующих о них лиц — повествователя, рассказчика, героя, второстепенных персонажей);

• увидеть основные формы повествования (монологи, диалоги, письма, цитаты, сны, рассказ в рассказе и т. п.), систему повторяющихся образов, событий и ситуаций (т. е. мотивов) и природу их художественного функционирования в произведении;

• определить границы авторского миропонимания.

4. Наметить вопросы, если возникнет такая необходимость, работа над которыми позволит проинтерпретировать произведение в системе связей: мифологических и фольклорных, проблемно-тематических, жанрово-родовых, историко-литературных, биографических и т.п.

5. На основе составленного «вопросника» придумать тему урока и определить его место в учебно-диалогическом процессе.

Гуманитарные семинары Сергея Лавлинского для учителей литературы

Сергей Петрович Лавлинский — востребованный российский литературовед-педагог, инициатор гуманитарных проектов, направленных на развитие культуры читательского восприятия, коммуникативной, исследовательской и проектной деятельности молодежных — школьных и студенческих – и «взрослых» аудиторий (Школа понимания, Школа словесника, Школа читателя и др.). Сфера научных интересов: теория литературы, новейшая драматургия, визуальные аспекты художественного произведения, технология литературного образования. Работает на кафедре теоретической и исторической поэтики РГГУ, является координатором гуманитарных научных проектов в московских гимназиях № 45 и № 000.

Автор многочисленных научных и методических работ, среди которых книга «Технология литературного образования. Коммуникативно-деятельностный подход» (М.: Прогресс-Традиция; ИНФРА-М, 2003).

Как записаться на курсы?

Позвоните консультанту ИСО по телефону: 8(4012) 66-90-51

Читать еще:  Протоиерей Александр Ильяшенко: Когда приходит разделение

Отправьте заявку по факсу: 8(4012) 66-90-45

Отправьте электронное письмо на адрес: *****@***ru

Российский государственный гуманитарный университет

Институт филологии и истории

Кафедра теоретической и исторической поэтики

НОУ «Институт современного образования» г. Калининграда

для учителей литературы

28 – 30 сентября 2015 г.

теоретическое и практическое освоение

способов драматургического мышления и речи

Гуманитарные семинары Сергея Лавлинского (Школа читателя, Школа словесника) – это:

    интерактивные занятия, нацеленные на развитие у участников продуктивного мышления и расширение их кругозора в гуманитарных областях; совершенствование навыков понимания культурных текстов (литературных, живописных, фотографических, театральных, кинематографических, научных, публицистических и т. п.); пространство диалогического общения, сотрудничества и сотворчества; самые разнообразные творческие форматы коммуникации (дискуссионный клуб, мини-лекции, исследовательские семинары, читки, мини-спектакли, творческие проекты, акт-классы и арт-студии, круглые столы, киноклуб и т. п.); освоение секретов понимания («обнимания смыслом») того, что казалось «невозможным для понимания»; приключение в мирах традиционных и современных культурных текстов.

Осенний семинар 2015 г. посвящен ДРАМЕ. Его цель: помочь участникам разобраться в драматургическом искусстве, столь востребованном сегодня не только в литературных, театральных и кинематографических сферах, но и в самых разнообразных областях гуманитарной социально-практической деятельности (менеджменте, рекламе, телевидении, журналистике, практической психологии и социологии и т. п.).

На занятиях будут обсуждаться вопросы: что такое драма; когда и почему к ней обращаются писатели и режиссеры, читатели и зрители, социальные работники самых разных сфер; как нужно читать драматические произведения (и как читать не нужно!); как научиться оценивать драматургические решения режиссера в современном театре и кинематографе; как самому научиться создавать драматургические тексты и многие-многие другие.

Участники попробуют себя в различных видах интеллектуальной и творческой деятельности, связанных с драматическим искусством, и приобретут навыки квалифицированного читателя и зрителя, а, возможно, и драматурга.

Стоимость участия 1 чел. – 4500 р.

14.30 – 18.00. Лекция-семинар «Язык» драматического произведения» (1 акт). Многоуровневость позиции читателя драмы. Стратегия и методика чтения и анализа классической драматургии. Читка – анализ — театральная интерпретация. Читательский и литературно-образовательный практикум. Работа в группах. Презентации результатов групповых исследований. Коллективная рефлексия.

14.30. – 18.00. Лекция-семинар «Язык» драматического произведения» (2 акт). Современная драматургия о современном человеке и границах его идентичности. Стратегия и методика чтения и анализа неклассической драмы. Читка – анализ — театральная интерпретация. Читательский и литературно-образовательный практикум. Работа в группах. Презентации результатов групповых исследований. Коллективная рефлексия.

14.30. – 18.00. Лекция-семинар «Социальные проекты в театре». Как организовать социокультурный проект в школьной театральной студии. Отечественный и зарубежный опыт социокультуного проектирования: диалог театра, педагогики и психологии. Непосредственность и заданность проектных рамок. Групповая работа и презентация ее результатов. Коллективная рефлексия по итогам работы Школы драмы.

Научно-образовательный проект «ДрамоМания» придумал литературовед, культуролог и педагог Сергей Лавлинский, выпускник, а затем преподаватель Кемеровского универа. На рубеже веков он уехал в Москву, работает на кафедре теоретической и исторической поэтики Института филологии и истории РГГУ, но о малой родине, где остались друзья и ученики, не забыл. «Новая драма» — одно из главных увлечений Лавлинского как читателя, зрителя и исследователя.

Вход на мероприятия фестиваля бесплатный. Приходить могут все желающие, а не только те, чьи профессиональные или научные интересы так или иначе связаны с «новой драмой». Здесь нет чёткой грани между «академической частью» и неформальным общением в кулуарах.

«Драмоманьяки» двух стран

Первый фестиваль, состоявшийся в августе 2009-го, можно назвать установочным: Лавлинский рассказывал об особенностях «новой драмы» и о главных представителях этого движения. На вторую «ДрамоМанию» он привёз в Кемерово современных драматургов — Марию Крапивину, Юрия Клавдиева, Вячеслава Дурненкова (два последних известны широкой публике как сценаристы скандального сериала «Школа»). К третьей встрече фестиваль приобрел международный статус: в гостях у кемеровских «драмоманов» и «драмоманьяков» (так в шутку называют себя в социальной сети завсегдатаи фестивальных мероприятий) товарищи из Польши.

Современная польская драма в репертуаре российских театров представлена слабо. Если говорить о Кузбассе, то на память приходит только одно название: в Прокопьевском драмтеатре идёт пьеса Дороты Масловской «Двое бедных румын, говорящих по-польски». Влияние российской «новой драмы» на театральный процесс в Польше гораздо заметнее: в театрах ставились пьесы Николая Коляды, Василия Сигарева, Евгения Гришковца, Ивана Вырыпаева.

По стилистике и проблематике новейшая русская драма и современная польская драматургия достаточно близки. Но из сказанного выше не следует делать вывод, будто польская драматургия и театральная режиссура вторична по отношению к российской. Судя по тому, что рассказал польский театральный критик Павел Штарбовский, выступивший с докладом на фестивале, в целом польский театр подвижнее, восприимчивее к инновациям, чем российский. Документальный и остросоциальный театр, представленный, в частности, спектаклями творческого дуэта драматурга Павла Демирского и режиссера Моники Стшемпки, в Польше широко известен и востребован. (В России, судя по наблюдениям автора этих строк, о существовании, например, того же «Театра.doc» многие зрители, считающие себя эрудированными и образованными, просто не знают.)

На пресс-конференции. Слева на право: П. Штарбовский, К. Сыска, М. Фертач

Белый саван, чёрный юмор

Профессиональное театральное сообщество и будущие актёры и режиссёры (студенты Кемеровского университета культуры и искусств) за единичными исключениями «ДрамоМанию» уже в третий раз дружно проигнорировали. Упрямство совершенно запредельное и необъяснимое, ведь в Кузбассе и отечественные, и уж тем более зарубежные драматурги — гости нечастые.

Зато научно-образовательным проектом Лавлинского с самого начала заинтересовались участники действующего при КемГУ студенческого театра «Встреча». В рамках третьего фестиваля они показали эскизные спектакли «Иллюзии» и «Абсент» (тексты Ивана Вырыпаева и польского драматурга Магдалены Фертач соответственно). При просмотре спектаклей было заметно, что на сцене любители, свободные от тех штампов и установок, которые зачастую мешают играть современную драматургию не только российским, но, как рассказали гости «ДрамоМании», и польским профессиональным актёрам. Актёры театра «Встреча» смогли воспринять даже мистический «Абсент» (историю о девушке, добровольно уходящей из жизни накануне собственной свадьбы) иронично, привнести в спектакль элемент игры, за что получили благодарность автора.

Эскизный спектакль «Абсент» театра «Встреча»

Кинодраматургия была представлена на фестивале фильмом «Made in Poland» режиссёра и сценариста Пшемыслава Войцешека. Фильм про обитателей спальных районов польского городка: панк-бунтарь, пытающийся растормошить сонных обывателей «бессмысленно и беспощадно» крушит дорогие автомобили. В числе прочих он разбивает машину гангстеров, которые обещают разобраться с «беспредельщиком» по-своему, если тот не возместит ущерб. Таких денег у главного героя, разумеется, нет. Парня спасают от расправы чудаковатый ксендз и спившийся учитель литературы. Картина получилась очень честной и жёсткой, вместе с тем польский драматург и режиссёр рассказывает эту «чёрную» историю с иронией — его фильм о доброте и любви.

Известный московский литературовед и критик Ильмира Болотян показала кемеровчанам фильм «Зима уходи». Это уже не «новая драма», а новая кинодокументалистика. Один из кемеровских зрителей назвал этот фильм «анархической сатирой».

Участники семинара на экскурсии в кемеровском музее «Томская Писаница»

Двоечники — лучшие драматурги

На открытии фестиваля уже упомянутый польский критик Павел Штарбовский заявил, что театр ради театра ему не интересен. С ним согласился российский драматург Вячеслав Дурненков. Российский театр, по словам Дурненкова, должен стать социально ответственным в связи с уникальными коммуникативными возможностями этого вида искусства:

— Театр — это последнее средство коммуникации. Всё остальное (имеются в виду кинофильм, книга – А. Н) можно унести на флэшке. Театр на флэшке унести нельзя. Поэтому для социальных проектов театр — идеальная форма.

Читать еще:  Поколение ЯЯЯ – кто такие и как с ними жить?

Вячеслав Дурненков признался, что сочинение пьес его сейчас занимает меньше, чем десять лет назад.

В работе с детьми Вячеслав ориентируется в первую очередь на опыт шотландских драматургов, которые поняли: если подростки не идут в театр, нужно, чтобы театр пришёл к ним — и действительно пришли в школы и стали учить детей сочинять пьесы. В Шотландии это начинание переросло в общенациональную образовательную программу. Параллельно с «уроками драматургии» идут мастер-классы по сценографии и актёрскому мастерству. С подростками занимаются профессионалы, такие как, например, Шон Коннери.

Дурненков и его коллеги в России разработали собственные методики и программы, системы упражнений, забавные игры, благодаря которым пьесы учатся писать даже дети, «делающие четыре ошибки в собственном имени». Как оказалось, лучшие драматурги получаются из двоечников. Впрочем, работа ведётся не только с неблагополучными подростками.

Слева на право: П. Штарбовский, М. Фертач, участница семинара и В. Дурненков

Цель драматурга — помочь ребёнку облечь его собственное высказывание в форму пьесы. На всех стадиях— от сочинения пьесы до её постановки — профессионалы-взрослые только помогают. Последнее слово остаётся за ребёнком:

— Мы только оформляем, мы даём инструмент, — объясняет Дурненков. — Я знаю, как делать пьесу. Есть режиссёр, который рассказывает, как делать мизансцену, как двигаться, как дышать.

Существует принципиальное отличие социальных проектов, в которых принимает участие Дурненков, от психодрамы. Детей не провоцируют писать о том, что они видели и пережили. (А, например, заключённых не заставляют писать непременно о тюрьме).

На проектах люди творческих профессий работают в тесном сотрудничестве с социальными психологами. Художественный результат — второстепенная задача. Гораздо важнее помочь человеку обрести себя. Тем не менее, эти проекты не являются сугубо психологическими. Такая работа — серьёзная проверка режиссёров и драматургов на профессионализм. Она имеет отношение, пусть и косвенное, к области эстетики. По словам Дурненкова, после общения с учениками даже спектакли «Театра.doc» кажутся ему слишком постановочными.

Финальный концерт фестиваля «Драмомания-2012». Фото Евгения Курскова

Проведение фестиваля стало возможным благодаря поддержке КемГУ, РГГУ и Польского культурного центра (г. Москва). Завершилась «ДрамоМания» концертом кемеровских и томских музыкантов, посвящённым творчеству выдающегося польского композитора и музыканта Чеслава Немена.

Семинар-практикум для педагогов «Современные технологии как инструмент управления качеством образования»

Цель: осмысление необходимости и возможности применения современных технологий как показателя педагогической компетентности современного педагога.

– систематизировать теоретические знания о социально-педагогических понятиях в образовании «компетентностный подход», «компетентность»: смыслы и содержание понятий;
– проанализировать и определить влияние применения современных технологий в контексте компетентностного подхода на качество образования детей;
– обменяться имеющимся опытом работы по проектированию способов перехода на компетентностный подход в образовательной практике учреждений дополнительного образования

– компьютер, медиа-проектор, медиа-экран, музыкальный центр;
– презентация “Современные технологии как инструмент управления качеством образования” (Приложение 1);
– карточки для игры “Последствия” (Приложение 2);
– памятки “Условия формирования ключевых компетенций” (Приложение 3);
– визитки, мячик, ручки, чистые листы бумаги, фломастеры.

План проведения семинара

    1.Приветствие. Цели и задачи семинара. Сообщение плана работы семинара.

2. Упражнение “Представление”

  • Вступительная часть
  • Теоретическая часть
  • Практическая часть

    1. Деловая игра
    2. Игра “Проблема на ладошке”
    3. Игра “Последствия”

  • Рефлексия
  • Итог семинара
  • 1. Приветствие. Цели и задачи семинара. Сообщение плана работы семинара.

    2. Упражнение “Представление”

    Каждый участник оформляет в произвольной форме карточку-визитку, где указывает своё имя. Имя должно быть написано разборчиво и достаточно крупно. Визитка крепится так, чтобы её могли прочитать.

    Даётся 3-4 минуты для того, чтобы все участники сделали свом визитки и подготовились к взаимному представлению, для чего они объединяются в пары, и каждый рассказывает о себе своему партнёру.

    Задача – подготовиться к представлению своего партнёра всей группе. Основная задача представления – подчеркнуть индивидуальность своего партнёра, рассказать о нём так, чтобы все остальные участники сразу его запомнили. Затем участники садятся в большой круг и по очереди представляют своего партнёра, начиная презентацию со слов: “Для … самое главное…”.

    II. Вступительная часть

    1. Эпиграф семинара.

    Кто не хочет применять новые средства,
    должен ждать новых бед

    Френсис Бэкон – один из величайших эрудитов XVII века, современник Галилея и предшественник Ньютона, автор трактата “Опыт и наставления нравственные и политические”

    Учитель и ученик растут вместе:
    обучение – наполовину учение.

    Программа модернизации содержания образования затрагивает все стороны образовательного процесса. Её задача состоит в достижении нового качества – качества, которое отвечает требованиям, предъявляемым к личности в современных быстро меняющихся социально–экономических условиях.

    Традиционно вся отечественная система образования ориентировалась на знания как цель обучения (ЗУНы). Преобразования российского общества в целом и образования в частности обусловили изменение требований к обучающимся. “Выпускник знающий” перестал соответствовать запросам социума. Возник спрос на “Выпускника умеющего, творческого”, имеющего ценностные ориентации. Решению этой проблемы призван помочь компетентностный подход к обучению.

    Рассмотрим понятия “компетенция” и “компетентность”, которые почти синонимичны.

    “Компетенция” – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), которая позволяет ставить и достигать цели.

    “Компетентность” – интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности к деятельности, основанной на знаниях и опыте.

    Обучающийся считается компетентным по результатам деятельности, если он способен применять усвоенное на практике, то есть перенести компетентность на определенные ситуации реальной жизни.

    Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному педагогу, чтобы развивать у обучающихся ключевые компетенции? Какими профессионально-педагогическими компетенциями необходимо владеть самому педагогу для того, чтобы обеспечивать собственное профессиональное продвижение и развитие? При каких условиях компетенции перейдут на уровень профессиональной компетентности? Попробуем разобраться в этом вопросе.

    IV. Практическая часть

    1. Деловая игра

    Участники делятся на три группы “обучающиеся”, “педагоги”, “эксперты”

    Первый вопрос для обсуждения: когда обучающемуся не интересно учиться? Когда педагогу не интересно учить?

    В течение 5 минут методом мозгового штурма участники составляют перечень причин и предоставляют группе “экспертов”, которые готовят информационную справку для аудитории.

    Из ответов эксперты выделяют 2-3 наиболее актуальные для данной аудитории проблемы и озвучивают их.

    Предположим, что выделены следующие проблемы:

    1. Недостаточный уровень владение педагогом современными образовательными технологиями препятствуют формированию ключевых предметных компетенций.
    2. Развитие у обучающихся способности самостоятельно решать проблемы в различных областях деятельности невозможно без практико-ориентированной направленности обучения.
    3. Противоречие между фронтальными формами организации обучения и “пассивными” методами обучения с одной стороны и необходимость обеспечения деятельностного характера обучения с другой стороны.

    Второй вопрос для обсуждения: станет ли педагогу интересно учить, а обучающемуся интересно учиться, если использовать в образовательном процессе современные образовательные технологии и методики?

    В течение 5 минут участники подбирают как минимум по 3 довода, которые, по мнению членов группы, доказывают эффективность технологии, способной повысить интерес к процессу обучения.

    Из ответов эксперты выделяют 2-3 наиболее эффективные, по мнению данной аудитории, технологии и озвучивают их.

    Предположим, что выделены следующие технологии:

    – личностно-ориентированные технологии предусматривают приоритет субъект-субъектного обучения, диагностику личностного роста, ситуационное проектирование, игровое моделирование, включение учебных задач в контекст жизненных проблем, предусматривающих развитие личности в реальном, социокультурном и образовательном пространстве;

    Читать еще:  Евреи в наше время управляют капиталом. Еврейские спонсоры истребителя евреев

    – здоровьесберегающие технологии, отличительной особенностью которых является приоритет здоровья, т.е. грамотная забота о здоровье – обязательное условие образовательного процесса;

    – информационные технологии позволяют индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, стимулировать познавательную активность и самостоятельность обучающихся;

    – игровые технологии позволяют управлять эмоциональным напряжением в процессе обучения, способствуют овладению умениями, необходимыми для познавательной, трудовой, художественной, спортивной деятельности, для общения. В процессе игры дети незаметно осваивают то, что трудным было ранее;

    – проблемно-развивающие технологии обучения способствуют развитию творческих способностей обучающихся; формированию критического мышления и положительных эмоций.

    проектные технологии, суть которых состоит в том, что обучающийся в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты, проживает конкретные ситуации. В основе проектных технологий лежит метод проектов, который направлен на развитие познавательных навыков обучающихся, критического мышления, формирование умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве.

    Компетентностный подход предъявляет свои требования к педагогам: поиску новых форм, методов, технологий обучения. Педагогу необходимо ориентироваться в широком спектре современных технологий, идей, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Система технологических знаний является важнейшим компонентом и показателем педагогического мастерства современного педагога.

    В среде педагогов прочно утвердилось мнение, что педагогическое мастерство сугубо индивидуально, поэтому его нельзя передать из рук в руки. Однако, исходя из соотношения технологии и мастерства, ясно, что педагогическая технология, которой можно овладеть, как и любая другая, не только опосредуется, но и определяется личностными параметрами педагога. Одна и та же технология может осуществляться разными педагогами, где и будут проявляться их профессионализм и педагогическое мастерство.

    2. Практикум

    Педагоги Центра применяют в практике своей деятельности современные технологии, активные методы обучения, новые формы проведения занятий и мероприятий.

    Наиболее успешным мы считаем применение игровых технологий Н.Е.Щурковой. Мы имеем определённый опыт и результат в данном направлении.

    Игра “Проблема на ладошке”

    Каждому участнику предлагается посмотреть на проблему как бы со стороны, как если бы он держал её на ладошке.

    Ведущий держит на ладошке красивый теннисный мячик и обращается к участникам семинара: “Я смотрю на этот мяч. Он круглый и небольшой, как наша Земля в мироздании. Земля – это тот дом, в котором разворачивается моя жизнь. Что бы я сделал с моей жизнью, если бы полностью был властен над ней?” (музыкальное сопровождение: музыка вселенной)

    Участники поочерёдно держат на ладошке предмет, символизирующий проблему, и высказывают своё личностное отношение к ней.

    Комментарий конце игры: успех игры возможен при соблюдении двух условий.

    Во-первых, – наличие предмета, символизирующего проблему. Это может быть свеча, цветок, орех, шишка… – практически любой предмет, но главное, отвечающий требованиям эстетического вкуса. Профессионализм педагога заключается не в подборе предмета, а в умении предъявлять его детям. Предъявлять предмет не вещно, объективно, а в его социокультурном значении. Свеча – огонь, свет, человеческая мысль, разум. Цветок – не растение, вырабатывающее кислород, а Красота мира.

    Во-вторых, здесь не может быть “правильных” и “неправильных” ответов. Главное – движение мысли. Наши проблемы не могут существовать только внутри нас, если существование понимать как жизнь в мире людей.

    – Человеку, в отличие от животных, свойственно предвосхищать события, предвидеть будущее путём логических операций, анализа событий, поступков, слов, действий. На умение предвидеть последствия влияет наш опыт.

      Участник сообщает о совершенном действии

    (действия написаны на карточках: “Я принёс и вручил цветы хорошему человеку”, “Я грубо надсмеялась над коллегой”, “Я люблю приврать, приукрасить, сболтнуть, прихвастнуть”, “Я начала курить”, “Нашла чей-то кошелёк и присвоила себе деньги”, “Я много читаю”, “Начала по утрам делать зарядку”, “Я сказала некрасивой, что она некрасивая”, “Забываю, зачем прихожу на работу”, “всегда довожу любое дело до конца”).

    Перед участником возникают поочерёдно Последствия происшедшего, произнося: “Я

    твоё последствие первое, я говорю тебе…”.

    Последствие-1 сообщает, что последует “сейчас” после совершенного участником; Последствие-2 предупреждает, что ожидает субъекта “через неделю”;

    Последствие-3 рисует картину “через месяц”;

    Последствие-4 предвидит неотвратимое “в зрелые годы”;

    Последствие-5 сообщает об итоге, к которому придёт участник в конце жизни.

  • Выслушав предсказания будущего, участник принимает решение: либо он отказывается совершать в дальнейшем проделанное, либо он утверждается в значимости для своей жизни того, что он совершает.
  • Так как содержание того, что делает участник, написано на карточке, которую он выбирает из корзины, то при отказе от действия на будущее играющий рвёт карточку, а при утверждении своего поступка оставляет карточку у себя в знак “присвоенного” поступка.

    Вопрос участникам семинара в конце игры: что думалось во время игры?

    V. Рефлексия

    1. Вспомним, что говорил король одной планеты в сказке Антуана де Сент-Экзюпери “Маленький принц”: “Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя”. Что могут означать для нас эти слова? (Ответы педагогов).

    По существу в этих словах заключено одно из важнейших правил успешного учения: ставьте перед собой и перед теми, кого вы учите, реальные цели. Следует подчеркнуть, что любые педагогические инновации должны использоваться грамотно, и педагог должен всегда руководствоваться принципом: “Главное – не навредить!”

    2. Вопрос к участникам семинара:

    – Что является условием формирования или развития компетенций.

    Итак, ключевые компетентности формируются, если (Приложение 3):

    • обучение носит деятельностный характер;
    • идет ориентация образовательного процесса на развитие самостоятельности и ответственности обучающегося за результаты своей деятельности (для этого необходимо увеличить долю самостоятельности работ творческого, поискового, исследовательского и экспериментального характера);
    • создаются условия для приобретения опыта и достижения цели;
    • применяются такие технологии преподавания, в основе которых лежат самостоятельность и ответственность педагога за результаты своих обучающихся (проектная методика, реферативный подход, рефлексия, исследовательский, проблемный методы, дифференцированное обучение, развивающее обучение);
    • происходит усиление практической направленности образования (через деловые, имитационные игры, творческие встречи, дискуссии, круглые столы);
    • педагог умело управляет обучением и деятельностью обучающихся. Еще Дистервег говорил, что “Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить”, а для этого он должен сам обладать педагогической компетентностью).

    VI. Итог семинара

    1. Мы стремимся найти формы, которые помогут коллективу успешно освоить стратегию компетентностного обучения. И предлагаемая линия действий может нам в этом помочь: попробуй сам – предложи обучающимся – поделись с коллегами – найди единомышленников – объедините усилия. Ведь только вместе можно добиться наилучшего успеха.

    2. Игра “Аплодисменты по кругу”

    Цель: снять напряжение и усталость, поблагодарить всех участников за работу.

    Все участники сидят в кругу. Ведущий начинает хлопать в ладоши и смотрит на кого-то из участников. Они начинают хлопать вдвоем. Участник, на которого посмотрел ведущий, смотрит на другого участника, включая его в игру. Таким образом, начинают хлопать все участники.

    1. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей / под редакцией В.С. Кукунина. – М.: ИКЦ “МарТ”: – Ростов н/Д, 2006.
    2. Щуркова Н.Е.. Классное руководство: игровые методики. – М.: Педагогическое общество России, 2002, – 224 с.
    3. Хуторской А.В. Статья “Технология проектирования ключевых компетенций и предметных компетенций”. // Интернет– журнал «Эйдос».
    4. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. – М.: АПК и ПРО, 2003. – 101 с.

    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:
    Adblock
    detector