0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сергей Королев. Реактивное движение к мечте

Лагода

  • Мария и Гавриил
  • Знаки и символы
  • О фестивале
  • Программа фестиваля
  • СМИ, сотрудничество
  • Социальные ролики
  • Фотогалерея ДоброТы
  • Статьи ДоброТы
  • Отзывы о фестивале

Сергей Королев. Шаг за шагом – навстречу мечте

Сергей Павлович Королёв (30 декабря 1906 (12 января 1907), Житомир — 14 января 1966, Москва) — советский учёный, конструктор и организатор производства ракетно-космической техники и ракетного оружия СССР, основоположник практической космонавтики. Крупнейший специалист XX века в области космического ракетостроения и кораблестроения.

Каждый человек в детстве или юношестве мечтал… Мечтал о чем-то хорошем, созидательном, хотел сделать нечто невероятное. Но далеко не каждый помнит свои детские, иногда наивные мечты, тем более не каждый имеет смелость идти навстречу своей мечте. А как вам мечта строить межпланетные корабли, которые будут бороздить космическое пространство и доставлять людей на другие планеты? Смело, не так ли? А ведь это была мечта Сергея Королева. Он шел к ней, несмотря на жизненные трудности, несмотря на взлеты и падения. Даже, несмотря на то, что он не успел до конца воплотить свою мечту, он сумел сделать невероятно много для развития науки и техники, сумел поднять престиж СССР на мировой арене. Каким характером надо обладать, каким надо быть Человеком, чтобы суметь сплотить вокруг себя огромнейшую команду людей, организовать работу, суметь поднять в космос многотонный космический корабль?

Впервые в истории человечества.

Когда под руководством Сергея Королева 4 октября 1957 года, Советский Союз вывел на околоземную орбиту первый искусственный спутник земли, вся мировая общественность была поражена достижениями советской науки. Запуск искусственного спутника имел ошеломляющий успех и создал Советскому Союзу высокий международный авторитет. Выдающийся немецкий ученый и инженер в области космонавтики и ракетостроения Герман Юлиус Оберт говорит об этом событии так: «Решить столь успешно такую сложнейшую задачу, как запуск первого спутника, могла только страна, обладающая огромным научно-техническим потенциалом. Надо было располагать также немалым числом специалистов. И их Советский Союз имел. Я восхищен талантом советских ученых».

В сентябре 1959 года второй советский «Лунник» доставил на поверхность Луны в район Моря Ясности вымпел с Гербом Советского Союза. Запуск производился под руководством Главного конструктора Сергея Павловича Королева, который после радостного события сказал своему коллективу следующие слова: «Я не сомневался в вас, не сомневался в успехе. Все сделано великолепно. А ведь вы знаете, что, опоздай мы со стартом всего на 10 секунд, и точка встречи ракеты с Луной сместится на 200 километров. А ошибка в скорости разгона только на один метр в секунду привела бы к смещению места встречи на 250 километров». И снова мировые ученные вынуждены были признать гений советских ученных, а по сути, гений Сергея Королева. «Русских можно сравнить, — писал в те дни Гейнп Каминский, директор Бохумской обсерватории в ФРГ, — со снайпером, попадающим из малокалиберной винтовки на расстоянии десяти километров в глаз мухи. »

Впервые под руководством Сергея Королева в космос полетели собаки «Белка» и «Стрелка». А 12 апреля 1961 года впервые в мире был осуществлен полет человека в космос. Юрий Гагарин стал мировой знаменитостью. Полетев в Космос старшим лейтенантом, Гагарин приземлился уже майором. Полет Юрия Гагарина длился 109 минут. При этом Сергей Павлович Королев постоянно оставался в тени. До конца жизни имя Королева было строго засекречено.

В августе 1961 года Главный конструктор сделал очередной шаг вперед. Под его руководством полет космонавта Германа Титова на корабле «Восток-2» продлился уже сутки. 1963 год первая женщина космонавт — Валентина Терешкова.

1965 год космонавт Алексей Леонов осуществил первый в мире выход в открытый космос.

Советский Союз, во многом благодаря гению Сергея Павловича Королева, его блестящей инженерной интуиции, в 60-е годы 20 века стал мировым лидером в ракетной отрасли. Но, к сожалению, Главный конструктор не смог осуществить свою заветную мечту – построить межпланетный корабль, который бы смог отправить людей на другие планеты.

Строить межпланетные корабли.

Будучи молодым инженером, Сергей Королев, познакомившись с трудами Константина Циолковского, увлекся идеями межпланетного кораблестроения. После знакомства с Генрихом Цандером, С.Королев на общественных началах стал работать в ГИРДЕ (группе по изучению реактивного движения). ГИРДовцев называли еще не иначе как группа людей, работающих за дарма (та же аббревиатура).

Именно в ГИРДЕ впервые проявились организаторские способности молодого конструктора. Во вновь созданном учреждении установился подлинно производственный порядок, атмосфера, в которой каждый считал себя полезным общему делу, ответственным за конкретный участок работы. Трудились здесь только энтузиасты. Возраст сотрудников за небольшим исключением не превышал двадцати пяти лет. Это немаловажное обстоятельство и обеспечило дружную инициативную работу. С. П. Королев проявлял свой недюжинный талант организатора. Он продумал, как найти необходимое оборудование, сформировать творческие и производственные бригады, расставить людей так, чтобы каждому было интересно, и это содействовало бы успеху. Появился единый план ГИРДа, в котором оказались тесно взаимосвязаны все его службы. Заведенное делопроизводство – папки с входящими и исходящими документами, приказы и распоряжения под расписку, вход по пропускам – все утверждало соответствующий строгий порядок, внушало каждому работающему тут, что он работник важного для страны научно-исследовательского и опытно-конструкторского учреждения.

Этот немаловажный опыт очень пригодился Сергею Королеву, когда в 1933 году, в том числе и по его инициативе, был организован Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ). Сергей Королев стал заместителем начальника института по научной части, а также ему в возрасте 26 лет было присвоено должностное звание дивизионного инженера (по нашему времени генерал-лейтенант технических войск). И в ГИРДе и в РНИИ поэтапно и последовательно шел к своей мечте — построить корабль, который смог отправить людей на Марс. Через 5 лет в 1938 году во время репрессий Н. Ежова Сергей Королев был арестован по обвинению во вредительстве в области военной техники. Причиной ареста стал донос «доброжелателей». В военное время арестованный Королев работал под руководством Туполева в тылу — строил самолеты и ракеты, а в июле 1944 года конструктора освободили.

Когда в 1946 году Сергея Королева назначили Главным конструктором баллистических ракет дальнего действия и начальником отдела № 3 НИИ-88 по их разработке, начался новый этап в его жизни. Фактически пришлось все начинать с нуля — с создания самого конструкторского бюро, подбора людей. Но это только начало. Предстояло увлечь людей новыми идеями, показать, что ракетостроение требует совсем другого отношения, чем любая другая, пусть даже очень сложная техника, которой он занимался раньше.

Он хорошо понимал, как важно для работы КБ наиболее рационально использовать возможности каждого сотрудника, конструктора, инженера, ученого, рабочего, слить воедино все таланты, создать коллективный разум, которому было бы по плечу решить столь ответственные и важные для страны задачи.

Во вновь созданном КБ, под руководством Королева были построены ракеты ставшие основой ядерного щита страны. Впервые в мире была построена межконтинентальная ракета дальнего действия Р-7. Отдавая много сил и времени на выполнение оборонных задач страны, главный конструктор всё же не отклонялся от своей мечты, а наоборот приближался к ней. Ведь именно ракета вывела в космос первый искусственный спутник, ведь именно на ракете был осуществлен первый в мире полет человека в космос, именно ракета должна была стать прототипом межпланетного корабля.

Гений Сергея Королева.

«Не останавливаясь, вперед!» — именно такой девиз сопровождал Сергея Королева по жизни. Он постоянно развивался и работал над собой, постоянно расширял границы своих знаний. Главный конструктор сам оставался «вечным студентом» – он учился на философском факультете вечернего университета марксизма ленинизма, посещал в столичных институтах по выбору различные лекции видных ученых. Помимо всего прочего, Сергей Павлович обладал восхитительной памятью, мог легко прочитать на память отрывки из «Войны и мир», стихи Лермонтова, Шевченко, Твардовского.

Прочные знания, упорный повседневный труд и высокая дисциплина — вот то, что Королёв положил в основу успешной работы своего КБ. Главный конструктор никогда не рассчитывал на легкий триумф.

Вот, что о Королеве говорил советский физик-механик Раушенбах: «Во-первых, настоящий полководец обладает несгибаемой волей к победе. Этого Королеву не занимать. Он умеет воодушевлять войска, вселять в них уверенность, что враг будет разбит, чего бы это ни стоило. Наконец, вещь самая удивительная и, по-моему, даже необъяснимая. Полководец всегда находится в режиме недостатка информации: он не имеет всех сведений не только о противнике, но иногда даже о своих войсках. И если этот человек настоящий полководец, он всегда примет принципиально правильное решение. Сергей Павлович владеет этим талантом – мощной и точной интуицией. »

Профессор, космонавт СССР Константин Феоктистов говорил, что самая характерная черта Королева — громадная энергия, которой он умеет заражать окружающих. Он, человек очень решительный, часто довольно суровый. Королев — это сплав холодного рационализма и мечтательности.

В шаге от цели всей своей жизни.

Продолжая развивать программу пилотируемых околоземных полётов, Сергей Павлович начинает реализовывать свои идеи о разработке пилотируемой ДОС (долговременная орбитальная станция). Её прообразом явился принципиально новый, более совершенный, чем предыдущие, космический корабль «Союз». В состав этого корабля входил бытовой отсек, где космонавты могли долгое время находиться без скафандров и проводить научные исследования. В ходе полёта предусматривались также автоматическая стыковка на орбите двух кораблей «Союз» и переход космонавтов из одного корабля в другой через открытый космос в скафандрах. К сожалению, Сергей Павлович не дожил до воплощения своих идей в космических кораблях «Союз».

16 января 1966 года Сергею Королеву была проведена операция по удалению полипа. После того, как в ходе операции не удалось остановить кровотечение, было принято решение о вскрытии брюшной полости. Когда стали подбираться к месту кровотечения, обнаружили опухоль величиной с кулак. Это была саркома — злокачественная опухоль. Министр здравоохранения СССР Петровский, проводивший операцию, принял решение удалить саркому. К сожалению, сердце Сергея Королева не выдержало многочасовой операции.

Читать еще:  Мама 18 детей: сколько котлет может съесть ребенок

Как много может сделать один человек

Много из запланированного еще не успел сделать Сергей Павлович Королев. Но посмотрите, сколько было сделано, какой прорыв осуществила страна, благодаря светлой голове гениального конструктора. Посмотрите, как много хорошего смог сделать всего один Человек, вдохновив и сплотив вокруг себя огромное количество людей на позитивной основе. Вот, что делает настоящая мечта. Мечтайте, созидайте, творите … И ссамое главное, найдите в себе смелость идти вперед, навстречу своей мечте, не останавливаясь.

Сергей Королев – человек из стратосферы

Как был пройден путь от авиеток до ракетопланов и крылатых ракет

Академик, президент АН СССР Мстислав Келдыш и Сергей Королев на свадьбе космонавтов Валентины Терешковой и Андриана Николаева, Москва, 3 ноября 1963 года. Фото Александра Устинова. Архив Российской академии наук

Сергей Павлович Королев родился в Житомире в 1906 году. Отец – преподаватель гимназии, мама – домохозяйка. В общем, из мещан. Родители вскоре развелись. Детство провел в Нежине, в доме деда, отца матери. Надо сказать, он был любимцем большой семьи. Именно в Нежине летом 1913 года Сережа увидел показательные полеты известного российского авиатора Уточкина. Мария Николаевна в ноябре 1916 года вышла замуж за инженера из Киева Григория Михайловича Баланина. В начале 1917 года вместе с сыном Сережей новая семья переезжает в Одессу.

И вот здесь, в Одессе, еще совсем подростком, Сергей Королев заболел планеризмом. В 1924 году он поступает в Киевский политехнический институт на только что открывшееся там авиационное отделение. Проектирует и строит планеры. В 1926 году переводится в Московское высшее техническое училище (МВТУ им. Баумана) сразу на третий курс. Слушает курсы «Динамика полета», «Аэродинамический расчет самолета», «Конструкция самолета»…

Лекции читают такие авторитеты, как первый в России дипломированный инженер по самолетостроению Владимир Петрович Ветчинкин и уже тогда ведущий отечественный конструктор самолетов Андрей Николаевич Туполев. В 1929 году именно Туполев станет руководителем дипломной работы Сергея Королева – создания авиетки.

Много позже академик Андрей Туполев вспоминал: «Королев был из числа самых «легких» дипломников: я сразу увидел, чего он хочет, достаточно было лишь слегка помогать ему, чуть-чуть подправлять. Я быстро убедился, что этот человек умеет смотреть в корень. Уже тогда у меня сложилось прекрасное впечатление о нем как о личности и как о талантливом конструкторе. Я сказал бы, что он был человеком, беспредельно преданным своему делу, своим замыслам».

Между тем замыслы Сергея Павловича очень скоро окончательно отошли от планеров, авиеток и самолетов и сконцентрировались, теперь уже на всю жизнь, на проблеме реактивного движения в космическом пространстве. Вот и популярная книжка Королева «Ракетный полет в стратосфере» (М., 1934) была написана в очень интересное для всей будущей отечественной космонавтики время.

Дело в том, что в 1931 году по инициативе инженера Фридриха Артуровича Цандера (1887–1933) создается Группа изучения реактивного движения, легендарная ГИРД. Королев, работавший в то время в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ), наряду с Цандером сразу становится «мотором» ГИРД. Приказом Центрального совета Осоавиахима от 14 июня 1932 года «Начальником ГИРДа (в общественном порядке) назначается С.П. Королев с 1 мая с.г. …».

Работы ведутся настолько интенсивно и успешно, что привлекают внимание заместителя председателя Революционного совета, начальника вооружений Рабоче-крестьянской Красной армии Михаила Николаевича Тухачевского. Он начинает продвигать идею создания единого ракетного центра на базе ГИРД – Реактивного института. 31 октября 1933 года Совет труда и обороны принял решение о создании Реактивного НИИ. Заместителем начальника назначается Сергей Павлович Королев…

А пока, в конце июля 1932 года, Сергей Павлович пишет письмо в Ленинград замечательному популяризатору науки Якову Перельману:

«Многоуважаемый Яков Исидорович!

Простите, что так долго молчал, но дела меня так одолели, что нет ни минуты свободной. нам надо не зевать, а всю громадную инициативу мест так принять и направить, чтобы создать определенное положительное общественное мнение вокруг проблемы реактивного дела, стратосферных полетов, а в будущем и межпланетных путешествий. Нужна, и конечно, в первую голову, и литература. А ее нет, исключая двух-трех книжек, да и то не всюду имеющихся.

Мы думаем, что вполне своевременно будет издавать целую серию (10–15 шт.) небольших популярных книжечек по Р.Д. , причем в каждой книге осветить какой-либо один вопрос, например: «Что такое Р.Дв.», «Топливо для РД», «Применение Р.Дв.» и т.д., популярных и в то же время технических книг, в дальнейшем могущих быть замененными серией более специальной литературы. »

31 марта 1934 года в Ленинграде открылась Всесоюзная конференция по изучению стратосферы. Оргкомитет конференции возглавлял физик, академик Сергей Иванович Вавилов. Открывая конференцию, Вавилов отметил: «Конференции нужно вынести решение о наиболее рациональных конструкциях стратостатов, о перспективах стратопланирования и ракетных полетах…» Фактически книга Королева «Ракетный полет в стратосфере» – это расширенный и доработанный вариант его доклада на конференции.

Эта небольшая по объему книжечка сыграла очень важную роль в становлении самой идеологии космических, в том числе межпланетных, полетов. Например, Королев приводит четкую систематизацию основных схем ракетных двигателей в зависимости от применяемого топлива. В итоге он приходит к однозначному выводу: «Современный самолет с его кажущимися нам громадными скоростями так же непригоден для установки ракетных моторов.

Отсюда можно сделать два вывода.

Первый – это необходимость и целесообразность применения ракет, сразу развивающих достаточные скорости и испытывающих поэтому весьма значительные ускорения. Это задача сегодняшнего дня.

Второй – полет человека в таких аппаратах в настоящее время еще невозможен. Повторяем еще раз, что в данном случае имеется в виду не подъем, а полет по некоторому заданному маршруту с работающим мотором».

Увы, Королеву не дали продолжить заниматься ни задачами сегодняшнего дня, ни дня завтрашнего… В СССР разворачивается кампания борьбы с врагами народа и шпионами. Одно из самых громких дел – «заговор военных». Фигурантов дела о «заговоре военных» расстреляют через 40 минут после окончания суда в ночь на 12 июня 1937 года. А за сутки до гибели маршал Тухачевский составил «План поражения» (так его назвали следователи) и адресовал его лично Сталину. В этом документе он дал подробный и, как показали последующие события, очень точный прогноз развития военно-политической ситуации в Европе в ближайшие годы и направления возможного удара Германии против СССР в будущей войне.

Ничего удивительного, что через год после ареста и расстрела Тухачевского 27 июня 1938 года арестовывают и Королева и других сотрудников Реактивного института. Королеву предъявлено обвинение во вредительстве. Он шел по первой – расстрельной – категории. 27 сентября 1938 года ему вынесен приговор: 10 лет исправительно-трудовых лагерей, пять лет поражения в правах. После Бутырской тюрьмы в Москве – Колыма, работа на золотом прииске…

А в это время, в 1939 году, успешно проходят испытания крылатой ракеты по проекту Королева; дальность полета рекордная по тому времени – 50 км. В этот же период разработаны два ракетоплана с жидкостными реактивными двигателями – тоже конструкции Королева.

В 1940 году Сергею Королеву сокращают срок до восьми лет и отправляют в московскую спецтюрьму – ЦКБ-29, так называемую шарашку. Там он встречается с отбывающим срок руководителем своего дипломного проекта Андреем Туполевым и под его руководством работает над созданием бомбардировщиков Пе-2 и Ту-2. Но мечта о ракетном полете не оставляет его и здесь. Он инициативно начинает заниматься проектом ракетного перехватчика. В итоге в 1942 году Королева переводят в другое КБ тюремного типа – ОКБ-16 при Казанском авиазаводе № 16.

В 1943–1944 годах заключенный С.П. Королев пишет несколько служебных записок руководству страны с конструктивными предложениями. В начале 1943 года – назначен главным конструктором Группы реактивных установок. Королев подчеркивает катастрофическую нехватку людей. Ворошиловы и Буденные не могли бы выиграть войну у Германии – одной из наиболее технически развитых в то время стран.

В июле 1944 года по личному указанию И.В. Сталина С.П. Королев досрочно освобожден из заключения со снятием судимости, но без реабилитации.

Впервые его имя в качестве руководителя советской космической программы появляется в постановлении Совета министров СССР «О плане научно-исследовательских работ по ракетам дальнего действия на 1953–1955 гг.» от 13 февраля 1953 года. Реабилитирован Королев будет только в 1955 году…

А книгу свою Сергей Павлович Королев в 1934 году заканчивал так: «Мы уверены, что в самом недалеком будущем ракетное летание широко разовьется и займет подобающее место в системе социалистической техники. Ярким примером тому может служить авиация, достигшая в СССР такого широкого размаха и успехов. Ракетное летание несомненно может претендовать в своей области применения вряд ли на меньшее, что со временем должно стать привычным и заслуженным».

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Сергей Королёв – человек, осуществивший мечту

Возможно ли осуществить свою мечту о полётах к звёздам, будучи лишённым возможности жить как обычные люди? Когда твоё имя сначала предано забвению, поскольку кто-то посчитал тебя врагом народа и упрятал за колючую проволоку, а потом, когда пришло прозрение, ты стал необходим стране, на долгие годы засекречено, словно и не было такого человека вообще, а была лишь должность — генеральный конструктор?

Несмотря на всё это он всё же осуществил свою мечту, отправив к звёздам созданные им ракеты. Не полетел сам, но с трепетом следил за тем, как один за другим улетают в космос его воспитанники.

Человек удивительной судьбы. Он мог разбиться на планере, но не разбился. Его вполне могли расстрелять как «врага народа», но приговорили к тюремному сроку. Он мог погибнуть уже в лагерях, но выжил. Мог утонуть на корабле в Тихом океане, но опоздал на судно, которое через 5 дней потерпело крушение. Этот великий ученый выжил для того, чтобы, в буквальном смысле, пройти «через тернии к звездам» и первым вывести человечество в космос. Наверное, не было на планете другого такого человека, который бы так сильно и преданно любил небо.

Читать еще:  Врач-психиатр Василий Каледа: Важно понимать — депрессия лечится

Сергей Павлович Королёв родился 12 января 1907 года в городе Житомире Волынской губернии, в семье учителя русской словесности Павла Яковлевича Королёва и дочери нежинского купца Марии Николаевны Москаленко. Через год семья переехала в Киев, потом был Нежин и, наконец, Одесса, где Сергей обучался в домашних условиях.

Когда в 1921 году в Одессе был образован отряд гидросамолетов, будущий конструктор ракет всерьез увлекся воздухоплаванием. Он свел знакомство с членами данного отряда и совершил свои первые полеты на гидросамолете, решив стать летчиком. И страсть к небу чередовалась у него с работой в школьной производственной мастерской, где будущий конструктор научился работать за токарным станком: он вытачивал детали очень сложной формы и конфигурации. Эта «столярная» школа пригодилась ему в будущем, когда он начал строить свои собственные планеры.

А 1922 году в Одессе была открыта стройпрофшкола, в которой на тот момент преподавали лучшие учителя, в нее и поступил 15-летний Сергей.

В 1923 году на Украине было образовано Общество авиации и воздухоплавания Украины и Крыма (ОАВУК). Сергей Королев сразу же стал членом данного общества и занимался в одном из его планерных кружков. Там же сам читал рабочим лекции по планеризму.

Знания по истории авиации и планеризму Королев приобрел самостоятельно, читая специализированную литературу, в том числе книги на немецком языке. И в возрасте 17 лет он сконструировал свой первый летательный аппарат, который назвал «Безмоторный самолёт К-5».

В 1924 году Королёв поступил в киевский политехнический институт на авиационное отделение. Именно здесь он впервые прочёл работы Константина Циолковского, после чего загорелся идеей создания ракет для полётов в космос. Но это была мечта, в реальности же Сергей Королёв всё свободное время отдавал планеризму, начиная с 4-го курса, он совмещал учебу и работу в КБ. С 1927 по 1930 годы принимал участие во Всесоюзных планерных соревнованиях, которые проходили на территории Крыма под Коктебелем. Здесь Королев летал сам, а также представлял модели своих планеров, в том числе СК-1 «Коктебель» и СК-3 «Красная звезда».

Проучившись два года в Киеве, он перевелся в московское высшее техническое училище, ныне МВТУ, удачно совмещая учёбу и работу на авиационном заводе.

Сильное влияние на жизнь Сергея Королева оказала его встреча с Циолковским, произошедшая в Калуге в 1929 году по дороге из Одессы в Москву. Эта встреча предопределила дальнейший жизненный путь ученого и конструктора. Беседа с Константином Эдуардовичем произвела на молодого специалиста неизгладимое впечатление. «Циолковский потряс меня тогда своей непоколебимой верой в возможность космоплавания, — много лет спустя вспоминал конструктор, — я ушел от него с одной единственной мыслью: строить ракеты и летать на них. Всем смыслом жизни для меня стало одно – пробиться к звездам».

1931 год стал знаковым для Сергея Павловича — после завершения учёбы он был принят на должность старшего инженера в Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ) и участвовал в организации Группы изучения реактивного движения при Осоавиахиме СССР, которую возглавил уже в 1932 году.

1933, 17 августа — запуск первой в мире ракеты с двигателем на гибридном топливе ГИРД-09 конструкции М.К.Тихонравова, а также на жидком топливе «ГИРД-Х» в ноябре того же года. Помимо этого Королёв участвовал в разработке первого в мире автопилота для самолётов и руководил группой, занимавшейся проектированием крылатых ракет.

В 1934 году вышла в свет первая печатная работа Сергея Королева, которая называлась «Ракетный полет в стратосфере». Уже в этой книге конструктор предупреждал о том, что ракета является очень серьезным оружием. Образец книги он послал и Циолковскому, который назвал книгу содержательной, разумной и полезной. Уже тогда Королев мечтал как можно более плотно заняться постройкой ракетоплана.

Всё шло по плану, молодой талантливый инженер уверенно двигался к своей мечте, но задумкам его не суждено было тогда осуществиться. В 1937 году волна репрессий, захлестнувших Советский Союз, докатилась и до РНИИ.

Осенью 1938 года в его квартиру постучали сотрудники НКВД. Королева арестовали по ложному обвинению 27 июня 1938 года. 25 сентября он был включен в список лиц, подлежащих суду Военной коллегии Верховного суда СССР. В списке он проходил по первой категории, что означало: рекомендуемая органами НКВД мера наказания – расстрел. Королёву было предъявлено обвинение в шпионаже и вредительстве, однако Королеву «повезло», его приговорили к 10 годам лишения свободы с отбыванием наказания на Калыме.

2 марта 1940 года он вновь оказался в Москве, был вторично судим, на этот раз его приговорили к 8 годам лагерей, направив в новое место заключения – в московскую специальную тюрьму НКВД ЦКБ — 29, в которой под руководством своего учителя Туполева он принимал участие в разработке бомбардировщиков

Ту–2 и Пе-2, одновременно с этим инициировав работы по созданию управляемой аэроторпеды и нового варианта ракетного истребителя–перехватчика. Данные работы стали причиной его перевода в 1942 году в другое КБ, но также тюремного типа, которое работало в Казани при авиазаводе № 16.

Здесь осуществлялись работы над созданием ракетных двигателей новых типов, которые в дальнейшем планировалось использовать в авиационной промышленности.

Нигде и никогда Сергей Павлович не рассказывал о своей жизни в лагере. После начала войны Королев просился отправить его летчиком на фронт, но Туполев, который к тому моменту уже хорошо узнал и оценил его, не отпустил, заявив: «А кто будет самолеты строить?» Под руководством Андрея Туполева, Королёв проектировал свой первый самолёт. Именно этот знаменитый авиаконструктор сделал всё возможное, чтобы вытащить своего ученика из лагеря.

Сергея Павловича досрочно освободили только в июле 1944 года по личному указанию Сталина, после чего еще один год он продолжал работать в Казани.

Через три года с него сняли судимость, полностью реабилитировали и в конце войны направили в поверженную Германию изучать немецкие ракеты ФАУ, которые из-за недоработок так и не стали оружием возмездия. Сегодня кое-кто пытается кинуть камень в Королёва, мол, все достижения светского ракетостроения — это наследие Гитлера, при этом забывая, что в наши руки попали лишь отдельные детали ракет и некоторая документация, а США стали полноправными обладателями Вернера фон Брауна, человека придумавшего ФАУ. Но они всё равно не успели. Мало того, что на боевое дежурство в Советской Армии, начиная с 50-х годов, были поставлены баллистические ракеты стратегического назначения, так ещё и дорогу в космос открыли советские учёные под руководством Сергея Павловича Королёва. Как гром среди ясного неба, прозвучали сообщения о запуске в 1957 году первого искусственного спутника, затем, в 1960 году, о полёте двух собак: Белки и Стрелки.

И, наконец, первый в мире полёт человека в космос 12 апреля 1961 года. Всё это время Королёв находился под жесточайшим прессом, как со стороны руководства страны, так и по причине собственных амбиций. Говорят, что он был жёстким и властным. А как иначе? При подготовке посадки на Луну первого в мире беспилотного аппарата все ломали голову, какой может быть её поверхность. Споры могли длиться вечно, пока Сергей Павлович безапелляционно не заявил, что он лично принимает решение — поверхность Луны твёрдая. И она, действительно, оказалась твёрдой, но об этом генеральный конструктор не узнал.

14 января 1966 года в возрасте 59 лет Королев скончался. Будучи довольно здоровым человеком, не предрасположенным ни к каким заболеваниям, он, однако, умер от сердечного приступа. Его кончина у многих вызывает вопросы:

— Почему один из следователей НКВД, который вел его дело, впоследствии был расстрелян?

— Почему после сложной операции на сердце больной через два дня начинает ходить, а у Королева остановка сердца произошла после рядовой операции по удалению полипов?

— Не является ли смерть конструктора происками тех, кто был заинтересован в том, чтобы наша страна замедлилась в своем продвижении «к звездам»?

При жизни Королева на космических кораблях, им сконструированных, в космосе успело побывать 10 космонавтов, был осуществлен выход человека в открытый космос (это сделал Алексей Леонов 18 марта 1965 года).

Под непосредственным руководством Сергея Королева в СССР был создан первый космический комплекс, многие геофизические и баллистические ракеты, запущена первая в мире межконтинентальная баллистическая ракета, ракета–носитель «Восток» и ее модификации, искусственный спутник Земли, осуществлены полеты космических кораблей «Восток» и «Восход», разработаны первые космические аппараты серий «Луна», «Венера», «Марс», «Зонд», разработан космический корабль «Союз».

В 1966 году Академия наук Советского Союза учредила золотую медаль «За выдающиеся заслуги в области ракетно–космической техники» имени Сергея Павловича Королева. В Житомире, Москве и на Байконуре ему были установлены памятники. Память конструктора увековечили большим количеством названных в его честь улиц, а также мемориальным домом–музеем. В 1966 году подмосковный город Калининград был переименован в наукоград Королев в честь работавшего здесь выдающегося конструктора ракетной техники. В его честь были названы перевал на Тянь-Шане, крупный лунный кратер и астероид.

Его имя навечно вписано золотыми буквами в мировую историю как человека, проложившего для человечества дорогу в космос и обеспечившего на долгие годы мир на планете.

Сергей Королев. Реактивное движение к мечте

Журнал добавлен в корзину.

ЦИОЛКОВСКИЙ И КОРОЛЕВ: МЕЧТЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

В космос на реактивной тяге – эта гениальная идея К. Э. Циолковского стала реальностью благодаря конструкторскому таланту С. П. Королева. Имя Главного конструктора связано прежде всего с запусками первых искусственных спутников и полетами первых космонавтов. Но мало кто знает, что Королев разрабатывал и программу экспедиции на Марс. Об этом направлении его деятельности рассказывает Владимир Евграфович Бугров, непосредственный разработчик марсианского и лунного проектов Королева, ведущий конструктор по лунному экспедиционнму комплексу и по системе «Энергия»—«Буран», в 1966—1968 годах — участник отряда космонавтов для подготовки к полету на Луну.

Нынешний, 2007 год богат знаменательными космическими датами. Столетие со дня рождения Сергея Павловича Королева и 150-летие со дня рождения Константина Эдуардовича Циолковского отмечаются на пятидесятом году космической эры, о наступлении которой в октябре 1957 года возвестил первый искусственный спутник Земли. Мы можем гордиться тем, что это величайшее достижение человеческой цивилизации — результат труда наших соотечественников. И Циолковский и Королев стремились к общей цели — преодолеть земное тяготение, выйти в околосолнечное пространство, полететь к другим планетам. Циолковский писал: «Вы же знаете, что я отдал всю свою жизнь во имя межпланетных путешествий». Еще в начале ХХ века он не только теоретически обосновал возможность полета в околосолнечном пространстве, но и предопределил облик будущего межпланетного корабля.

Читать еще:  Рояль в кустах, или Еще хотя бы немного повоевать

Осуществлению мечты о полете в космос посвятил свою жизнь С. П. Королев. Уже в 24 года он — талантливый авиаконструктор. На его планере впервые в мире выполнены мертвые петли. Грифом «впервые в стране и в мире» отмечено большинство его последующих изобретений. В 27 лет Королев увлекся идеями Циолковского. Вместе с коллегами-энтузиастами он создал и возглавил Группу изучения реактивного движения (ГИРД). В Москве, у Красных Ворот, в подвале дома номер 19 по Садово-Спасской улице, зарождались отечественное ракетостроение и космонавтика. Полет человека на Марс — вот о чем мечтали сотрудники ГИРДа. Семнадцатого августа 1933 года запущена первая советская ракета на жидком топливе, сконструированная М. К. Тихонравовым, соратником Королева. Этот день можно считать днем рождения отечественного ракетостроения и робким шагом к далекой цели.

Через 27 лет, в 1960 году, началась практическая разработка межпланетного корабля. Но путь Королева к этой цели был тернист. Ему пришлось столкнуться с необоснованными обвинениями и арестом в 1938 году. Шесть лет он провел в лагерях и «шарашках» НКВД.

В 1946 году, через два года после досрочного освобождения, ему, бывшему зэку, доверили решение главной задачи для обороны страны от ядерного нападения: Королева назначили главным конструктором баллистических ракет дальнего действия. Он блестяще справился с задачей. Первая в мире межконтинентальная ракета с ядерным боезарядом, знаменитая «семерка» (Р-7), стала в то же время первой в мире космической ракетой, доставившей на околоземную орбиту и первый искусственный спутник Земли, и корабль с первым космонавтом — Юрием Гагариным. Ее модификации — «Спутник», «Луна», «Восток», «Молния», «Восход», «Союз» — обеспечили запуски более двух тысяч космических кораблей и аппаратов и по сей день исправно доставляют экипажи на околоземную орбиту.

Советские спутники, межпланетные автоматические станции и космические корабли создавались в Особом конструкторском бюро (ОКБ-1) под руководством Королева, а проектировались в отделе № 9 под руководством Тихонравова. Накопив опыт, Королев решил вернуться к идеям Циолковского и сосредоточить усилия на межпланетном полете.

Постановление Правительства от 23 июня 1960 года предписывало создание ракетной космической системы для выведения на орбиту тяжелого межпланетного корабля массой 60—80 тонн. О таком корабле Королев и Тихонравов мечтали еще в ГИРДе. Расчеты показывали, что для пилотируемого полета вокруг Солнца, за пределами земного тяготения, стартовая масса ракеты должна составлять 2800 тонн (на порядок больше, чем у Р-7). С. П. Королев вместе со своим заместителем В. П. Мишиным и М. К. Тихонравовым приступили к созданию марсианской ракеты Н1 и тяжелого межпланетного корабля (ТМК).

По указанию Королева разрабатывался вариант корабля с использованием для разгона на пути к Марсу жидкостных ракетных двигателей (ЖРД) вместо электрореактивных двигателей (ЭРДУ). Оказалось, что энергетически наиболее выгоден вариант с аэродинамическим торможением для выхода на орбиту спутника Марса. Суть его в том, что переход на орбиту спутника Марса осуществляется не за счет импульса тормозного ракетного блока, а путем многократного погружения комплекса в марсианскую атмосферу. Примерно за семь погружений происходит торможение и формируется нужная высота круговой орбиты.

Вариант с аэродинамическим торможением позволял в два-три раза снизить стартовый вес корабля. Эта схема была принята Королевым и Тихонравовым в качестве основной для дальнейшей проработки, а проект приобрел следующий облик: комплекс массой 400—500 тонн собирается из 75-тонных составных частей, выводимых на орбиту трехступенчатой ракетой Н1. Испытания на орбите и подготовку к полету проводят бригады космонавтов из специалистов КБ и заводов-изготовителей. Старт с земной орбиты к Марсу обеспечивает разгонный блок с жидкостными ракетными двигателями (вариант с электрореактивными двигателями тоже рассматривался, но не был принят Королевым). В состав ТМК входят орбитальный модуль, двигательная установка для коррекции траектории, аппарат для возвращения экипажа на Землю. Экипаж из трех человек обеспечивается пищей, водой и воздухом за счет круговорота веществ в замкнутом биолого-техническом комплексе (ЗБТК) на основе оранжереи, использующей солнечное излучение (как и предлагал Циолковский еще в начале ХХ века). Торможение и переход на орбиту спутника Марса происходят в результате многократных прохождений через марсианскую атмосферу. Предполагалось, что доставку двух космонавтов на поверхность Марса и возвращение их на ТМК обеспечит посадочный комплекс, в состав которого войдут тормозные и посадочные устройства, посадочная и взлетная двухступенчатая ракеты и капсула возвращения. Разгон от Марса к Земле осуществляет ракетный блок. Возвращение экипажа на Землю происходит в возвращаемом аппарате массой 2,1 тонны (0,5% от начального веса) со второй космической скоростью.

Королев представил проект ТМК в составе эскизного проекта по ракете Н1 на рассмотрение утвержденной правительством межведомственной экспертной комиссии. Летом 1962 года проект был одобрен комиссией и утвержден ее председателем, президентом АН СССР М. В. Келдышем. По сей день этот проект является единственным официальным отечественным проектом экспедиции на Марс.

К лету 1964 года мы были готовы начать работы по ТМК с привлечением смежных организаций. Но Королеву сделали предложение, от которого он не смог отказаться. Речь шла о лунном проекте. Американцы интенсивно разрабатывали программу высадки на Луну с 1961 года. Хрущев с большим опозданием принял решение: «Луну американцам не отдавать». Постановлением от 3 августа 1964 года Королеву поручалось высадиться на Луну раньше американцев. Он начал мучительные доработки марсианской ракеты Н1 под лунную программу Л3. Стартовая масса ракеты увеличилась на 600 тонн. Работы по ТМК отошли на второй план.

После внезапной смерти С. П. Королева в 1966 году тяжкое бремя руководства всей грандиозной программой ложится на его первого заместителя и преемника Василия Павловича Мишина. Элементы межпланетной экспедиции отрабатываются при запусках кораблей и автоматических станций. В Институте медико-биологических проблем, созданном в 1963 году по инициативе Королева, на макете ТМК до 1975 года проводились длительные испытания систем жизнеобеспечения в условиях, имитирующих межпланетный полет. В отделе Тихонравова разработана система автоматической стыковки на орбите, необходимая для сборки межпланетного комплекса. В 1969 году впервые в мире осуществлена автоматическая стыковка двух беспилотных кораблей. В 1966 году в ОКБ-1 образован отряд гражданских космонавтов; по замыслу Королева им предстояло собирать и испытывать межпланетный корабль на околоземной орбите. Успешно проведены летные испытания на орбите лунного посадочного корабля — прототипа марсианского. Подготовлен к испытаниям штатный лунный орбитальный корабль — предполагаемый межорбитальный буксир. В 1968—1974 годах собраны, испытаны и подготовлены к летным испытаниям пять лунных комплексов Л3.

Ракета Н1, модернизированная под лунную программу, прошла наземную отработку. Введены в строй наземные сооружения ракетного комплекса. С 1969 года начались летные испытания Н1. До 1972 года проведено четыре пуска. Ракета показала хорошие летные характеристики. К 1974 году две ракеты Н1 с новыми отработанными двигателями Н. Д. Кузнецова были подготовлены к летным испытаниям, но их пуск отменили.

Результаты всех этих работ подтверждают, что программа межпланетного полета могла быть выполнена. Президент АН СССР Келдыш в 1969 году предлагал отказаться от высадки на Луну и вернуться к проекту ТМК, с тем чтобы в 1975 году облететь Марс с помощью двух ракет Н1. Его предложения могли вернуть нашу космонавтику на правильный путь, но его не поддержали.

Программу Королева, вопреки национальным и общечеловеческим интересам, закрыли. Реальная возможность высадить человека на Марс в конце 1970-х годов была утрачена. Страна лишилась абсолютного приоритета в космосе. Что получили взамен? Орбитальные космические станции? Но даже их разработчики понимают, что сосредоточивать все усилия на освоении ближнего космоса — путь тупиковый.

Королев отделял космонавтику (пилотируемые полеты) от космической деятельности (решение задач с помощью автоматических аппаратов). Успешно начатые им разработки по автоматическим аппаратам он передал другим конструкторам — Г. Н. Бабакину, М. Ф. Решетневу, Д. И. Козлову.

В космонавтике Королев разделял полеты в околоземном и в околосолнечном пространстве, так как стартовые массы ракет для их осуществления различались на порядок. В околосолнечном пространстве главная цель — полет человека на ближайшие планеты. Для этого необходимо создавать межпланетный корабль, обеспечивающий длительный автономный полет экипажа без регулярного снабжения с Земли. Отрабатывая его по этапам, можно было решить с его помощью промежуточные задачи в околоземном пространстве: создать тяжелую орбитальную станцию, обитаемую базу на орбите спутника Луны, обитаемую базу на Луне. А в околосолнечном пространстве осуществить первый в мире полет человека вокруг Солнца вне сферы притяжения Земли.

Если главная национальная задача отечественной космонавтики в далекой перспективе — экспедиция на Марс, о которой много говорят в последнее время, то было бы правильно определить ближайшей научно-технической и приоритетной задачей отечественной космонавтики выполнение пилотируемого полета вокруг Солнца по гелиоцентрической орбите вне сферы притяжения Земли на корабле — прототипе экспедиционного межпланетного корабля, как это планировал Королев.

Чтобы сделать этот шаг в нужном направлении, у нас хватит и денег, и времени, и еще не совсем утраченного опыта. России пора вернуть утраченный космический и инженерный престиж. Мир меняют не поэты и не художники, мир меняют инженеры. Миллионы молодых людей, «думающих, сделать бы жизнь с кого», должны видеть своего кумира в выдающемся русском инженере Сергее Королеве, тогда они и вернут России былую инженерную славу. Королев через 15 лет после кровопролитной Отечественной войны сделал первый реальный шаг к освоению космоса, запустив в околоземное пространство пилотируемый спутник Земли. Неужели на пятидесятом году космической эры открывшая ее страна сомневается в своих возможностях запустить в околосолнечное пространство пилотируемый спутник Солнца, который станет главным шагом к осуществлению мечты Циолковского, Королева и всего человечества — полету на другую планету?!

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector