1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Семь закатов в Барятино, или Зачем мирянину ехать в монастырь

Богородице-Рождественская девичья пустынь

Богородице-Рождественская девичья пустынь в селе Барятино — женский монастырь Калужской епархии.

Содержание

Обитель была основана в 1995 году при храме Рождества Пресвятой Богородицы.

Сам храм был построен в 1796 г. на деньги вдовствующей генерал-майорши Анны Васильевны Поздняковой. Архитектура его представляет собой образец ампирного стиля. Храм двухпрестольный, главный придел освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы, второй — в честь святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Римских.

После революции 1917 г. храм оставался действующим до 1938 г., когда по сфабрикованному делу были арестованы и расстреляны его настоятель архимандрит Евфросин (Фомин) и председатель церковного совета Андрей Анохин, а староста Елена Кондратьева приговорена к 10 годам лагерей. С закрытием храма все его имущество было изъято, а имевшийся рядом фруктовый сад вырублен. В период фашистской оккупации немцы в церковном здании содержали скот.

В 1950-е годы храм был открыт. Восстанавливал его священник Андрей Павликов, полковник в отставке, участник Великой Отечественной войны, удостоенный многих наград. Отец Андрей прослужил в храме 17 лет. Он имел особое попечение о монашествующих из закрытых монастырей, поселившихся в ближайших селах. Первоначально богослужения совершались в маленьком приделе в честь св. бессребреников Космы и Дамиана, а потом был восстановлен и главный придел.

28 февраля 1972 г. настоятелем храма был назначен иеромонах Аркадий (Афонин), постриженик Троице-Сергиевой лавры, который служил в нем с перерывом с 1 апреля 1974 г. по 1 сентября 1975 г. до 25 марта 1991 г., когда Священным Синодом был назначен епископом Южно-Сахалинским. По благословению епископа Калужского и Боровского Доната (Щеголева) отец Аркадий начал создавать женскую монашескую общину. Он построил при храме дом, в котором разместились келии сестер. В созданную монашескую общину он пригласил опытных монахинь, принявших постриг еще в старых монастырях. В общине поселились: монахиня Анастасия (Кузьмина), схимонахиня Марфа, постриженица Оптинского иеромонаха Мелетия (Бармина), схимонахиня Тихона, монахиня Дорофея, монахиня Никодима, монахиня Агния, монахиня Ксения, слепая монахиня Иулия, бывшая несколько лет в лагерях и другие. В общину пришли и молодые сестры, 3 из которых приняли монашеский постриг, а 4 — иноческий.

С открытием новых монастырей и из-за преклонного возраста сестер в общине к началу 90-х гг. осталось только 4 насельницы, и 4 апреля 1993 г. по благословению архиепископа Калужского и Боровского Климента для укрепления монашеской общины в Барятино были направлены несколько насельниц Свято-Никольского Черноостровского монастыря. Старшей сестрой была назначена монахиня Феофила (Лепешинская). Община стала развиваться: были построены новые корпуса, увеличилось число насельниц. 26 декабря 1995 г. решением Священного Синода Русской Православной Церкви монашеская община была преобразована в женский монастырь — Богородице-Рождественскую девичью пустынь, и монахиня Феофила была назначена настоятельницей.

В монастыре ежедневно совершается полный круг богослужений, жизнь монастыря и послушания насельниц регулируется внутренним Уставом, утвержденным архиепископом Климентом. В осенне-зимние месяцы проходят занятия для сестер: изучаются догматическое богословие, литургика, Священная история Ветхого Завета, Священная история Нового Завета. Особое внимание уделяется аскетическим творениям. Библиотека монастыря насчитывала около 8 тыс. книг.

Главной святыней монастыря является чудотворная икона Божией Матери Ломовская (Ламская). Имеются также частицы мощей преподобного Серафима Саровского, святителей Митрофана Воронежского и Тихона Задонского, и также частицы мощей Оптинских старцев и Киево-Печерских преподобных.

Семь закатов в Барятино, или Зачем мирянину ехать в монастырь

Адрес: Калужская область, Дзержинский район, с. Барятино

Телефон: (48434) 3-37-45, (910) 513-05-32

Настоятельница: игумения Феофила (Лепешинская)

Клирики: архимандрит Гавриил (Москаленко)

Адрес сайта: www.feofila.ru

Богородицерождественская пустынь находится в 7 километрах от г. Кондрово в с. Барятине. Обитель была основана при храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы в 1995 г.

Сам храм был построен в 1796 г. на деньги вдовствующей генерал-майорши Анны Васильевны Поздняковой. Архитектура его представляет собой образец ампирного стиля. Храм двухпрестольный, главный придел освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы, второй – в честь святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Римских.

После революции 1917 г. храм оставался действующим до 1938 г., когда по сфабрикованному делу были арестованы и расстреляны его настоятель архимандрит Евфросин (Фомин) и председатель церковного совета Андрей Анохин, а староста Елена Кондратьева приговорена к 10 годам лагерей. С закрытием храма все его имущество было изъято, а имевшийся рядом фруктовый сад вырублен. В период фашистской оккупации немцы в церковном здании содержали скот.

В 50-е гг. XX в. храм был открыт. Восстанавливал его священник Андрей Павликов, полковник в отставке, участник Великой Отечественной войны, удостоенный многих наград. Отец Андрей прослужил в храме 17 лет. Он имел особое попечение о монашествующих, поселившихся в ближайших селах из закрытых монастырей. Первоначально богослужения совершались в маленьком приделе в честь бессребреников Космы и Дамиана, а потом был восстановлен и главный придел.

28 февраля 1972 г. настоятелем храма был назначен иеромонах Аркадий (Афонин), постриженик Троице-Сергиевой Лавры, который служил в нем с перерывом с 1 апреля 1974 г. по 1 сентября 1975 г. до 25 марта 1991 г., когда Священным Синодом был назначен епископом Южно-Сахалинским.

По благословению епископа Калужского и Боровского Доната (Щеголева) отец Аркадий начал создавать женскую монашескую общину. Он построил при храме дом, в котором разместились келии сестер. В созданную монашескую общину он пригласил опытных монахинь, принявших постриг еще в старых монастырях. В общине поселились: монахиня Анастасия (Кузьмина), схимонахиня Марфа, постриженица Оптинского иеромонаха Мелетия (Бармина), схимонахиня Тихона, монахиня Дорофея, монахиня Никодима, монахиня Агния, монахиня Ксения, слепая монахиня Иулия, бывшая несколько лет в лагерях и другие. В общину пришли и молодые сестры, 3 из которых приняли монашеский постриг, а 4 – иноческий.

Читать еще:  Дроны и сельское хозяйство – там будет новый бум

С открытием новых монастырей и из-за преклонного возраста сестер в общине к началу 90-х гг. осталось только 4 насельницы, и 4 апреля 1993 г. по благословению архиепископа Климента для укрепления монашеской общины в Барятино были направлены несколько насельниц Свято-Никольского Черноостровского монастыря. Старшей сестрой была назначена монахиня Феофила (Лепешинская). Община стала развиваться: были построены новые корпуса, увеличилось число насельниц. 26 декабря 1995 г. решением Священного Синода Русской Православной Церкви монашеская община была преобразована в женский монастырь – Богородицерождественскую девичью пустынь, и монахиня Феофила была назначена настоятельницей.

В монастыре ежедневно совершается полный круг богослужений, жизнь монастыря и послушания насельниц регулируется внутренним Уставом, утвержденным архиепископом Калужским Климентом. В осенне-зимние месяцы проходят занятия для сестер: изучаются Догматическое богословие, Литургика, Священная история Ветхого Завета, Священная история Нового Завета. Особое внимание уделяется аскетическим творениям. Библиотека монастыря насчитывает около 7000 книг.

В настоящее время происходит расширение монастырского комплекса, построены дом для священника, сестринский корпус с трапезной и подвалами, скотный двор. При обители создано подсобное хозяйство, обеспечивающее монастырь всем необходимым, и посажен фруктовый сад.

Главной святыней монастыря является чудотворная икона Божией Матери Ломовская (Ламская). Имеются также частицы мощей преподобного Серафима Саровского, святителей Митрофана Воронежского и Тихона Задонского, и также частицы мощей Оптинских старцев и Киево-Печерских преподобных.

Каждый год в дни летних и зимних каникул в монастыре проходят семинары-практикумы для детей и подростков. Они обучаются церковному чтению и пению, участвуют в богослужениях, пользуются книгами из монастырской библиотеки, смотрят библейские видеофильмы. Подростки выполняют посильные послушания в храме, швейной мастерской, на огороде.

Сестры ухаживают за престарелыми, нуждающимися прихожанками. Неимущим оказывается посильная помощь продуктами, лекарствами и одеждой.

Богородично-Рождественская Девичья пустынь в селе Барятино Епархиальный женский монастырь

История

Богородице-Рождественская пустынь находится в 7 километрах от г. Кондрово в с. Барятине. Обитель была основана при храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы в 1995 г.

Сам храм был построен в 1796 г. на деньги вдовствующей генерал-майорши Анны Васильевны Поздняковой. Архитектура его представляет собой образец ампирного стиля. Храм двухпрестольный, главный придел освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы, второй – в честь святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Римских.

После революции 1917 г. храм оставался действующим до 1938 г., когда по сфабрикованному делу были арестованы и расстреляны его настоятель архимандрит Евфросин (Фомин) и председатель церковного совета Андрей Анохин, а староста Елена Кондратьева приговорена к 10 годам лагерей. С закрытием храма все его имущество было изъято, а имевшийся рядом фруктовый сад вырублен. В период фашистской оккупации немцы в церковном здании содержали скот.

В 50-е гг. XX в. храм был открыт. Восстанавливал его священник Андрей Павликов, полковник в отставке, участник Великой Отечественной войны, удостоенный многих наград. Отец Андрей прослужил в храме 17 лет. Он имел особое попечение о монашествующих, поселившихся в ближайших селах из закрытых монастырей. Первоначально богослужения совершались в маленьком приделе в честь бессребреников Космы и Дамиана, а потом был восстановлен и главный придел.

28 февраля 1972 г. настоятелем храма был назначен иеромонах Аркадий (Афонин), постриженик Троице-Сергиевой Лавры, который служил в нем с перерывом с 1 апреля 1974 г. по 1 сентября 1975 г. до 25 марта 1991 г., когда Священным Синодом был назначен епископом Южно-Сахалинским.

По благословению епископа Калужского и Боровского Доната (Щеголева) отец Аркадий начал создавать женскую монашескую общину. Он построил при храме дом, в котором разместились келии сестер. В созданную монашескую общину он пригласил опытных монахинь, принявших постриг еще в старых монастырях. В общине поселились: монахиня Анастасия (Кузьмина), схимонахиня Марфа, постриженица Оптинского иеромонаха Мелетия (Бармина), схимонахиня Тихона, монахиня Дорофея, монахиня Никодима, монахиня Агния, монахиня Ксения, слепая монахиня Иулия, бывшая несколько лет в лагерях и другие. В общину пришли и молодые сестры, 3 из которых приняли монашеский постриг, а 4 – иноческий.

С открытием новых монастырей и из-за преклонного возраста сестер в общине к началу 90-х гг. осталось только 4 насельницы, и 4 апреля 1993 г. по благословению архиепископа Климента для укрепления монашеской общины в Барятино были направлены несколько насельниц Свято-Никольского Черноостровского монастыря. Старшей сестрой была назначена монахиня Феофила (Лепешинская). Община стала развиваться: были построены новые корпуса, увеличилось число насельниц. 26 декабря 1995 г. решением Священного Синода Русской Православной Церкви монашеская община была преобразована в женский монастырь – Богородицерождественскую девичью пустынь, и монахиня Феофила была назначена настоятельницей.

В монастыре ежедневно совершается полный круг богослужений, жизнь монастыря и послушания насельниц регулируется внутренним Уставом, утвержденным архиепископом Калужским Климентом. В осенне-зимние месяцы проходят занятия для сестер: изучаются Догматическое богословие, Литургика, Священная история Ветхого Завета, Священная история Нового Завета. Особое внимание уделяется аскетическим творениям. Библиотека монастыря насчитывает около 7000 книг.

Настоятельница

Святые и подвижники благочестия

Праздники и чтимые даты

Святыни и святые источники

Храмы и Богослужения

Об этом сообщает храмозданная доска на северной стене внутри храма: «Вдовствующая Генералъ майорша Анна Васильевна Познякова которой прах сокрыт под симъ камнем получа после покоиного своего мужа на седьмую часть сию деревню окончила и осветила настоящей храм сеи церкви во имя рождества пресвятыя Богородицы а после своей смерти оставила во владении оную деревню любезному ея брату действительному статскому советнику Матвею Васильевичу Олсуфьеву» (орфография и пунктуация оригинала сохранены). О годе освящения храма имеется запись на странице 32 книги графа де Рошефера Николая Ивановича «Опись церковных памятников Калужской губернии», изданной в Санкт-Петербурге в 1882 году:

Читать еще:  Воспитание по Песталоцци: право на ошибки и другие открытия

« …село Борятино, Рождественская, каменная, сооружена в 1796 г. господином Позняковым». Архитектура храма представляет собой образец ампирного стиля.

Главный престол освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы, другой, более поздний, посвящен святым врачам бессребренникам и чудотворцам Косме и Дамиану, в Риме пострадавшим.

В годы безбожной власти приход явил своих подвижников веры и благочестия. В 1930 году был арестован и сослан в северные лагеря иеромонах Илия (Гиравко), в 1938 году расстреляны архимандрит Евфросин (Фомин) и член церковной двадцатки Андрей Анохин, приговорена к 10 годам лагерей староста Елена Кондратьева. С закрытием храма все имущество было изъято, в здании устроено зернохранилище, в недолгий период оккупации немцы содержали в нем скот. В 50-е годы храм снова открылся для верующих. Товарковский житель Андрей Павликов исполнил данный на фронте обет: если вернусь домой живым, буду служить Богу. Вернулся в звании полковника, с боевыми наградами, которые отворили ему двери во многие кабинеты. Полковник-фронтовик принял священный сан и семнадцать лет служил в Барятине. После о. Андрея самый длительный срок служил приехавший из Троице-Сергиевой Лавры ее постриженик иеромонах Аркадий (Афонин), покинувший Барятино после епископской хиротонии в 1991 году. За последующие два года сменилось несколько настоятелей, поэтому приехавшие 3 апреля 1993 сестры застали храм весьма запущенным. Утешало только присутствие чудотворной иконы Божией Матери «Ломовская», которую местные жители называли «Ламская», из-за церковно-славянского начертания с использованием титлов. Нескоро появилась возможность начать работы по возвращению храму былого благолепия, о котором рассказывали престарелые прихожанки, помнившие и богатое убранство, и роспись, и фигурную ограду из красного кирпича, окаймляющую церковь до закрытия в 1937 году. В тяжелейший для российской экономики период сестры переживали те же скорби, что и все малоимущие граждане родной страны. У монастыря не было богатых благодетелей, собрать небольшие средства на наружный ремонт удалось только в 1999 году. Наемная бригада выполнила его не столь качественно, как хотелось, но требовать большего за невысокую цену было тщетно. С 2001 году по благословению губернатора Калужской области Анатолия Дмитриевича Артамонова монастырю помогает калужский завод «Ремпутьмаш». Генеральный директор завода Вячеслав Анатольевич Дубровин принял нужды бедной пустыньки как свои собственные и распорядился выполнить капитальный ремонт внутренних помещений храма, поставить ограду вокруг обители, достроить келейный корпус. С участием работников завода заменены маковка купола и шпиль колокольни. После ремонта по благословению Владыки Климента началась подготовка к росписи купола, стен, потолка придела. Калужские художники Тамара и Всеволод Ситниковы закончили расписывать храм в апреле 2007 года. Главной святыней монастыря и храма является чудотворная икона Божией Матери «Ломовская». Имеются также частицы мощей свв. врачей бессребреников Космы и Дамиана Римских, святых Оптинских и Киево-Печерских старцев, свмч. Георгия Мещовского, свт. Тихона Задонского, прп. Серафима Саровского, частица посоха прп. Пафнутия Боровского. Храм открыт для посещений в часы богослужений, в другое время – по просьбе посетителей. Возле храма имеется

Барятинский женский монастырь

В Калужской области, «в местах несуетных, нешумных», расположился Барятинский женский монастырь. Впервые меня сюда привез местный фермер В. Н. Морозов, предложив посмотреть монастырские теплицы. Недалеко от городка Кондрово мы свернули на указатель «Барятинский монастырь», и через несколько минут машина остановилась около железной ограды, уютной округлостью обрамляющей храм и прилегающий к нему небольшой бревенчатый дом. Я и оглядеться не успела, как навстречу мне быстро, какой-то летящей походкой, уже шла ладно одетая в черное невысокая женщина. И при первом лее ее обращении «Ирина Сергеевна», полном открытого обаяния, вся моя внутренняя скованность и неловкость исчезли. Так в мою жизнь стремительно вошла настоятельница Богородично-Рождественской Девичьей пустыни мать Феофела.

Мне показывают расположенные в нескольких шагах от ограды добротно сделанные теплицы, буквально «набитые» огурцами и зреющими помидорами. На узких полосках земли между теплицами — грядки с фасолью, зелеными культурами, капустой. В глаза бросилась уютно стоящая в уголке участка бочка, увитая огуречными плетями. И еще запомнились необычайно крупные, невиданных расцветок, тыквы и лагенарии. И вот мы уже спускаемся к реке по косогору, где тоже огород, и вдруг как озарение: «Посадить бы здесь сад».

А мы тем временем идем в церковь. Снаружи не очень приглядная (увы, нужен ремонт), внутри она поражает меня великолепием убранства и чего-то не сразу осознанного, пока не слышу слов матушки: «Храм хорошо намолен, здесь службы почти не прерывались». Я узнаю, что храм посвящен Рождеству Пресвятой Богородицы; святыня — икона Божией Матери, обретена еще в XV веке. Плыла она будто бы по реке Угре, притоку Оки, и остановилась у церкви. Была она надломлена, потому и получила в народе прозвание «Ломская». В Барятинскую церковь Лом-ской образ Богородицы передала, сохранив в годы гонений, монахиня Ангелина из разоренного Свято-Ни-кольского монастыря.

Потом в трапезной мы пьем чай. Мать Феофела приглашает меня приехать погостить, дарит замечательные книги по святоотеческому богословию и необычный образ Богородицы — Спорительницы хлебов, покровительствующей всем земледельцам. Этот подарок мне особенно дорог, ведь я садовод и вся моя жизнь связана с землей и с людьми, ее возделывающими.

А осенью я снова была в Барятине, и мы «всем миром» — сестры и пришедшие на помощь из окрестных мест мужчины — сажали сад. И это была неделя счастья!

Читать еще:  Аутизм не может быть от стресса или прививки

Сады всегда были неотъемлемой частью монастырей, а монахи — искусными садоводами. Но если за годы разрушений от монастырских строений остались хоть какие-то руины, то от садов — лишь записи в архивных документах. Исключение — сады Валаамского монастыря, являющие собой подвиг нескольких поколений монахов. Ну а первый монастырский сад в наше время заложен, наверное, все-таки в Баря-тине.

Стоящая во главе Обители настоятельница, как всякая мать, требовательна, строга, может и поругать. Но сестер любит искренно, неустанно заботясь о чистоте их духовного состояния и бытовой обустроенности. Строго следит за неукоснительным соблюдением монастырского уклада жизни. Несет на себе непосильную ношу забот по содержанию монастырских сооружений с нелегкими проблемами ремонта, охраны, снабжения водой, светом, теплом. Сестры между собой доброжелательны, к матушке — сверхуважительны и в полном у нее повиновении.

День каждого члена этой семьи начинается подъемом в 5.30 и через полчаса — службой в храме, которая заканчивается к 9—10 часам. Сразу же после этого звон колокола собирает насельниц монастыря к утренней трапезе. После нее — послушание, выполнение закрепленных за каждой сестрой постоянных трудовых обязанностей и дополнительных распоряжений матушки. В 15 часов обед, час-полтора на отдых, и с 17 часов служба. В 21 час вечерняя трапеза, снова служба, послушание и к 23 часам отход ко сну. Получается восемь-девять часов молитвы, примерно столько же работы; личное время за счет и без того короткого сна. Признаюсь честно, попробовала пожить в таком режиме, но и двух дней не выдержала. И это без послушания! Спрашиваю сестер: как вы это все выдерживаете? А они, кажется, и вопроса моего не понимают: «Это самое счастливое время, и даже не замечаешь, как оно проходит». Вспомнился и невольно услышанный разговор одной из сестер по телефону с кем-то из близких: «Как это нет времени помолиться? Наверное, все телевизор смотрите. Так и проглядите Царство Небесное».

Трапезы проходят в молчании. Одна из сестер в свой черед читает житие святых. Перед каждой трапезой и после нее общая непродолжительная молитва. На столе картошка, каши, молочные продукты, овощи— свежие или из домашних заготовок, иногда рыба. Мясное исключено. В керамических стаканах бумажные салфетки. В конце каждой трапезы — чай из самовара. Все это в сочетании с висящим над столом абажуром создает неповторимый уют уже редко встречающихся застолий больших благочестивых семей.

За столом, помимо постоянных, пока немногочисленных, насельниц монастыря, и гости «из мирских». Это и нередко подолгу живущие в монастыре добровольные помощницы и просто заехавшие сюда люди. Летом много паломников. Тогда ставят дополнительные столы. Маленький эпизод: из соседнего поселка ко мне по делам приехал гость. Он еще только через порог переступал, а инокиня Досифея уже спрашивала: «Чай будете пить? Самовар ставить? »

Легко, я бы сказала, даже радостно исполняют сестры и свое послушание. Инокиня Лаврентия, профессиональный музыкант, регент церковного хора, столь же талантливо (да, именно талантливо!) работает на скотном дворе: убирает за животными, кормит их, поит, доит.

А животных здесь любят. Мать Феофела рассказывала, как они на совхозной ферме выбирали для себя буренку. И, показывая ее, уже стоящую в монастырском коровнике, холеную, полную достоинства, говорила: «Мы поначалу совсем не эту приглядели, но она так тянулась к нам, так всем видом просила: меня, возьмите меня,— что мы не выдержали, взяли». А еще я с улыбкой вспоминаю, как из обители на грузовике увезли «в хорошие руки» ставшую уже лишней подросшую телку, и через два-три часа после этого полувопрос, полупросьба инокини Лаврентии к матушке: «Нельзя ли позвонить, узнать, как доехала Жоржетта, не укачало ли ее? »

Есть в монастыре и куры. Инокиня Досифея рассказывает, что каждый день на рассвете петух — огромный, огненно-рыжий красавец — приводит под окно ее кельи своих кур и настойчиво кукарекает до тех пор, пока она с ним не поговорит: «Петя, Петушок, хороший мой. »

Ну а уж: кого в монастыре предостаточно, так это кошек. И своих, ведущих родословную еще от архиерейской «бабки», хватает, да и местные жители новых все время подбрасывают. «Однажды даже в полиэтиленовом пакете котят нам бросили»,— говорит мать Феофела.

Запомнилось мне и то, как говорила о своих обязанностях инокиня Ксения: «У меня замечательные послушания — взращивать огород, шить и, как самые счастливые минуты моей жизни, зажигать в храме лампады». Я человек мирской, возможно, не очень и поняла бы, в чем здесь счастье, если бы не попросилась пойти с ней в храм зажигать лампады перед утренней службой. По нашим понятиям была еще ночь. После вечерних молений никто до нас в храм не заходил. Инокиня Ксения отомкнула замок и, крестясь, переступила порог. Следом за нею я. Густая темнота обволокла, поглотила нас. Но она была живая, наполненная какой-то теплой и сильной энергией. И это было сильное чувство. Оно не просто запомнилось, оно осталось во мне.

Каждый раз, когда я уезжаю из монастыря, «Ангелов вам», — напутствуют меня на прощание сестры. Инокиня Досефея собирает в дорогу снедь. Матушка дарит очередную порцию книг, садится за руль «Москвича» и везет меня в Малоярославец на московскую электричку. До новых встреч, мои милые сестры. Я преклоняюсь перед вашим подвижничеством, добротой, кротостью. В моей памяти ваши лица — просветленные, излучающие какую-то особую внутреннюю радость, покой, гармонию. Таких лиц в миру не увидишь. До новых встреч, Барятинский монастырь! Здесь поднимается наш сад, здесь горят неугасимые лампады, здесь ежедневно, неустанно молятся за каждого из нас, за Россию.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector