0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Секрет доброжелательного общения. Беседа матушки Домники

Беседа матушки Домники о чтении Евангелия-3

Постоянное внимательное чтение Евангелия исцеляет душу и приводит ее в правильное устроение. Об этом есть два хороших поучения в древних патериках:
«Поведал авва Иоанн: “Пришли мы однажды из Сирии к авве Пимену, желая спросить его о нечувствии сердца. Старец сказал: вода по своему свойству мягка, а камень тверд. Но если над камнем висит желоб, то вода, стекая по нему каплями, мало-помалу пробивает камень. Так и слово Божие мягко, а сердце наше жестко, но если человек часто слышит слово Божие, то сердце его отверзается к принятию страха Божия”».

И второе поучение:
«У старца было два пустых кувшина. Старец сказал брату: “Пойди возьми один из этих сосудов, налей в него воды, вымой, воду вылей и сосуд кверху дном поставь на свое место”. Сделал это брат один раз и, по повелению старца, в другой, и третий раз. Тогда старец сказал ему: “Принеси оба сосуда сюда”. Когда брат принес, старец спросил его: “Который из двух сосудов чище?” Брат отвечал: “Тот, в который я наливал воду и который мыл”. На это старец сказал: “Так и душа, сын мой. Та, которая часто слышит слово Божие, хотя не удерживает в памяти ничего из слышанного, однако более очищается, чем та, которая не слышит слова Божия”»22.

Итак, евангельские слова действуют на нас благотворно, даже если мы не можем сразу постичь их смысл. Из этого, однако, не следует, что мы можем читать Евангелие расслабленно и невнимательно, как бы предоставлять Господу действовать, а самим не делать ни малейшего движения навстречу. Нет, имеется в виду совсем не это. Речь идет о том, что, когда мы читаем Евангелие, мы постигаем его не столько благодаря своему рассудку, сколько благодаря благодати Божией. И читать мы должны с усердием, вниманием, напряжением всех сил души в стремлении к Богу.

В этом смысле чтение Евангелия можно сравнить с молитвой. Точно также как в молитве мы предстоим пред Господом и просим Его помиловать нас, так и читая Евангелие, мы мысленно зрим Христа и ожидаем от Него милости, вразумления, ободрения.

Кстати, отец Андрей (Машков) говорил, что Евангелие нужно читать так же, как молиться. Причем это касается и внешней, и внутренней стороны этого делания. Отец Андрей всегда наставлял своих духовных чад, что Евангелие – это Сам Спаситель, и читать его нужно непременно стоя или, если совсем нет сил, – на коленях. Мы должны, как свеча, стоять пред Господом, – так он говорил.
Но конечно, как в молитве главное – это внимание, усердие, так и при чтении Евангелия мы должны стараться хранить внутреннюю собранность, заключать ум в Божественные слова, отвергая при этом все помыслы.

Святые отцы также сравнивают чтение Евангелия с умным деланием – именно с Иисусовой молитвой. Они говорят, что Божественное имя Иисуса Христа заключает в себе все евангельские истины и что Иисусова молитва есть сокращение всего Евангелия. Если помните, в начале беседы я зачитывала слова преподобного Парфения Киево-Печерского: «Сия книга есть мати всех книг, также она есть молитва над молитвами». То есть Евангелие – это высшая молитва.

Говоря о том, как нужно читать Евангелие, святые отцы предлагают те же советы, которые подходят при упражнении в Иисусовой молитве.

Например, преподобный Ефрем Сирин говорит, что читать нужно с усердием и прилежно, с великим вниманием – так, как если бы мы были обязаны пересказывать то, что прочитали. Интересно, что отец Андрей (Машков) это наставление святого отца проводил в жизнь. Он иногда делал так: подходил к какой-нибудь сестре и просил пересказать Евангелие, которое читалось в этот день за Богослужением. И если она не могла вспомнить, он говорил: «Ты не была на службе. Ты, наверно, на базаре была». Вот и мы должны так же читать и слушать Евангелие, как будто потом нас могут попросить его пересказать.

Святитель Игнатий тоже говорит о внимании, но при этом отмечает такую деталь – внимание должно быть буквально к каждому слову. Так же, как в молитве, в Евангелии каждое слово полно жизни и смысла. Вот что говорит святитель Игнатий:
«В Евангелии не сочти ничего маловажным, малодостойным рассматривания. Каждая йота его испущает луч жизни. Пренебрежение жизни – смерть»24.

Наконец святитель Иоанн Златоуст замечает, что чтение Евангелия ненавистно бесам, и они стараются препятствовать этому деланию. И так же, как в молитве, нам просто не нужно обращать внимания на их приражения:
«Когда будешь читать, смотри, чтобы тебя не отвлек враг, говоря: прежде всего сделай вот это дело, и тогда будешь беззаботно читать. Когда он это подсказывает, то внушает, чтобы этим занятием удержать тебя от чтения и приобретения пользы. Когда диавол увидит человека читающим с напряжением и пользой, он нападает этими средствами и многими иными, ища, чтобы препятствовать этому».

Святые отцы вообще отмечали, что чтение Евангелия и молитва связаны между собой неразрывно. Они называли эти делания сопредельными и говорили, что молитва помогает уразуметь смысл Евангелия, а чтение Евангелия содействует молитве.

Так, святитель Игнатий говорил:
«Молись в сокрушении духа Господу, чтоб Он открыл тебе очи видеть чудеса, сокровенные в законе Его, который – Евангелие».

Та же мысль есть в писаниях преподобного Исаака Сирина:
«К словесам таинств, заключенных в Божественном Писании, не приступай без молитвы и испрошения помощи у Бога, но говори: “Дай мне, Господи, приять ощущение заключающейся в них силы”. Молитву почитай ключом к истинному смыслу сказанного в Божественных Писаниях».
И он же объединяет эти делания в одно:
«Когда станешь на молитву и на правило свое, то вместо размышления о том, что видел и слышал в мире, найдешь в себе размышление о Божественных Писаниях, какие прочел, и сим размышлением приведется в забвение, что памятовалось о мирском, а таким образом приходит ум в чистоту. И сие значит, что чтение помогает душе, когда станет на молитву; и также: душа молитвою просвещается в чтении. И чтение опять доставляет пищу разным видам молитвы, а потому и чтением душа просвещается, чтобы всегда молиться неленостно и несмущенно»27.

Можно еще сказать, что чтение Евангелия и молитва дополняют друг друга, одно делание является продолжением другого. Каким образом? Часто бывает, что, когда мы молимся, то мы хотим не только обращаться к Богу, но и услышать ответ от Него. И Господь отвечает нам, подавая некое благодатное состояние. Однако мы не всегда удовлетворяемся этим, мы хотим услышать ясный ответ, как если бы Сам Спаситель явился нам и сказал какие-то слова. И вот такой ответ мы получаем через Евангелие. Это бывает тогда, когда те или иные евангельские слова вдруг не только становятся понятными нашему уму, но проникают вглубь нашего существа и звучат в самом сердце. Мы не просто логически осознаем, что нужно исполнять какую-либо заповедь, но чувствуем это всем сердцем. Именно тогда мы становимся не только слышателями слова Божия, но и творцами.

Существует и еще одна общая черта в этих двух деланиях – молитве и чтении Евангелия. Через Евангелие, как и через молитву, нам открывается реальность в истинном ее виде. Если мы редко молимся и мало читаем Евангелие, то мы воспринимаем окружающий нас мир и все происходящие в нем события очень искаженно. Мы смотрим на них лишь земным взглядом, а на сердце нашем лежит завеса. Когда мы обращаемся к слову Господню, тогда эта завеса с нашего сердца спадает. И вместо ветхого, плотяного взгляда мы обретаем взгляд новый – начинаем видеть все сердцем.
Любую вещь и любую ситуацию мы воспринимаем с точки зрения вечности. Для примера можно вспомнить одно событие из Евангелия. Во время проповеди Иисуса Христа в Иерусалиме с неба прозвучал глас Божий, возвещавший Спасителю славу. Но люди, собравшиеся вокруг Господа, услышали только гром. На сердце их лежала завеса, которая не позволила им услышать истину. Когда мы читаем Евангелие, для нас раскрывается подлинное содержание жизни, которое без этого чтения остается для нас сокровенным.

Читать еще:  Как православные в Вашингтоне госпелы пели

Но конечно, это происходит не сразу. Чтобы наши ум и сердце переменились под действием Евангелия, нам нужно долго и часто упражняться в его чтении. И в связи с этим мне хотелось бы отметить еще одно важное сходство в молитве и чтении Евангелия – это необходимость постоянства.

Нам иногда очень не хватает этого качества. Бывает так, что мы вдохновляемся наставлениями святых отцов, беремся за какое-то делание, но, не видя в течение долгого времени плодов, – разочаровываемся и оставляем этот подвиг. А между тем от постоянства зависит успех любого духовного делания.

Мне хотелось бы, чтобы мы никогда не ослабевали в усердном, внимательном чтении Евангелия. Оно должно стать для нас некой ненасытной потребностью. Хорошо бы, если бы помимо обязательных двух глав Евангелия в день мы старались иногда прочитывать еще главу или две, использовали бы свободные минуты для того, чтобы прочесть хотя бы несколько фраз.

Кстати, многие подвижники прочитывали по одному Евангелию в день. Нам, немощным, сейчас это представляется подвигом, но для них этот подвиг был, по выражению святителя Игнатия, «сладостным». Например, уже упомянутый преподобный Парфений Киево-Печерский прочитывал каждый день по одному евангелисту и благословлял на это и своих духовных чад.

А многие древние отцы считали своей обязанностью знать Евангелие наизусть. Так, например, преподобный Пахомий Великий и все его ученики заучивали Евангелие. И в наши дни известны примеры такого ревностного отношения к этой книге. Игумения Таисия (Солопова), еще будучи, как тогда говорили, институткой, выучила Евангелие наизусть. Вот что она пишет в своих воспоминаниях:
«Самая любимая моя и самая дорогая книга была святое Евангелие; в его словах я чувствовала не только сладость и утешение души, но и какую-то потребность ежеминутного неразлучного с ним пребывания, а так как это было неудобно и невозможно, то я принялась изучать его наизусть»29.

Конечно, не многие из нас способны повторить подвиг игумении Таисии. Но для каждой из нас вполне доступно и естественно чувствовать тягу к Евангелию, каждодневную потребность в слове Божием. Преподобный Зосима Верховский в «Поучении о послушании» называет слово Божие манной небесной, хлебом ангельским, «имже питаются души, Бога алчущии»30. Можно сказать, что мы должны читать Евангелие так, как голодные едят. Душа наша требует этой небесной пищи, она необходима ей для жизни, для спасения.

Зачитаю одно древнее поучение, в котором ярко выражена эта мысль:
«Один инок, придя к своему духовному отцу, сказал: “Отче! Я брошу читать слово Божие”. “Что так?” – спросил старец. “Да не понимаю написанного”, – отвечал инок. “Чадо, – сказал ему тогда старец, – овцы, когда найдут тучную пажить, с жадностью хватают траву и проглатывают ее не жуя, стараясь только как можно больше захватить, а потом, уже наевшись, пережевывают ее. Так и ты, пока имеешь время и возможность, сколь можно больше, без лености читай Божественные книги, и темное для тебя будет светлым. Ибо благодаря навыку непонятное поймешь, или от отцов и учителей Церкви узнаешь, или, наконец, если некому будет растолковать тебе, просветит тебя Сам Господь”»31.

Итак, я призываю вас к тому, чтобы вы читали Евангелие неленостно, со вниманием и усердием и одновременно с верой в Божие милосердие, с открытым сердцем, простым, не рассуждающим умом.

В заключение же беседы мне хотелось бы напомнить еще об одной важной вещи. С нами иногда бывает, что мы читаем Евангелие вроде бы правильно, выполняем все наставления святых отцов, стараемся, чтобы было и внимание, и благоговение, и вера, – но при этом чтение все же кажется нам скучным, и сердце никак не отзывается на евангельские слова. Что это значит? Что Господь почему-либо отвернулся от нас? Или что Евангелие утратило свою силу?

Ответ на это содержится в словах преподобного Ефрема Сирина: «Если слушать слово Божие тяжело для твоего терпения, то тем паче тяжело для тебя исполнение его на деле. Заключай из этого о себе, что ты нерадив».

Когда Евангелие ничего не говорит нам, это не значит, что Господу нечего нам сказать. Это значит, что мы впали в нерадение, оставили духовный подвиг, – и просто мы сами отказываемся от Божественного откровения и силы Христовой.
По точнейшему выражению святителя Игнатия, читать Евангелие необходимо не только глазами, не только умом, но самой своей жизнью. И только по мере исполнения евангельских заповедей нам открывается таинственный смысл и великая сила Божественных слов.

Секрет доброжелательного общения. Беседа матушки Домники

Сегодня в начале беседы я хочу вместе с вами немного поразмышлять об одном даре, который есть у каждой из нас. Святитель Игнатий и другие святые отцы называют его одним из величайших даров Божиих. Этот дар отличает человека от всех прочих земных созданий, делает его венцом творения и уподобляет его Самому Богу.
И может быть, кто-то уже понял, что я говорю о даре слова.

Он дан нам не случайно. Мы получили его для того чтобы словом своим возвещать о Боге.

И, конечно, возвещать о Нем мы можем не только прямой проповедью, но и вообще любым словом, сказанным в евангельском духе: в духе кротости, смирения, любви.

К сожалению, мы иногда используем этот дар неправильно, и, вместо того чтобы возвещать словом о Боге, возвещаем о страстях, о грехе. Как это происходит?

Вот, например, у нас срочный выезд, а сестра, которая должна ехать вместе с нами, почему-то задерживается. И когда она приходит, мы укоряем ее. Вот мы и возвестили о своих страстях, о своем нетерпении. Или еще пример: мы зашли на чужое послушание попросить какую-то вещь и мимоходом высказали замечание о беспорядке. И вместо того чтобы порадовать ближних, мы уязвили их души.

И сегодня я хотела бы призвать всех нас к тому, чтобы мы своим словом передавали только любовь, возвещали только о Боге. Ведь это же настоящая добродетель – никогда не говорить ближним неприятных слов. И мне хотелось бы, чтобы эта добродетель стала нашей второй природой.

Доброжелательность – просто правило приличия?

Кому-то может показаться, что доброжелательное общение – это только внешняя добродетель, просто правило приличия. Но в действительности она теснейшим образом связана с нашей внутренней жизнью. Насколько мы умеем следить за своей речью, настолько мы и преуспеваем духовно.

И теперь давайте поговорим более подробно о том, почему так важна эта добродетель.

Во-первых, мы должны уметь сдерживаться, не высказывать сразу всё, что у нас на душе. Сдержанность в речи – это признак человека собранного, человека, который постоянно наблюдает над собой и борется со своими страстями.
Как пишет авва Исайя, «воздержание языка доказывает, что человек – истинный подвижник. Необузданный язык служит признаком человека, чуждого добродетели».

Даже среди людей, далеких от Церкви, бытует представление, что порядочный, воспитанный человек – этот тот, кто строго следит за своей речью. Например, известный русский писатель Антон Чехов говорил: «Я привык сдерживать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает».

И, конечно, то, что неприлично для светского человека, тем более не к лицу монаху. Один старец так рассуждает об этом: «Я не могу удержать свой язык – это показывает, в каком непорядке находится мой ум. Не могу отсечь гнев, раздражительность, спорливость. Только скажут мне какое-то слово, тут же что-то выскакивает из меня. Молния не вылетает из тучи с такой скоростью, с какой из моих уст выскакивает ответ. А если выходит из уст, то сколь более – из помысла!»

И так мы можем судить о своем внутреннем состоянии. Если грубые слова вылетают из наших уст быстрее молнии – это тревожный сигнал. Это значит, что мы утратили трезвение, потеряли покаянный настрой, перестали бороться с помыслами. Ведь кто следит за своими помыслами, тот тем более следит и за словами.

Существует и обратная связь. Тот, кто строго следит за своей речью, вскоре научится удерживать и помыслы. Хранение уст – одно из сильных орудий в борьбе со страстями.
Победа над гневом

Привычка следить за своей речью – это одно из оснований нашей духовной жизни. Ведь неслучайно святые отцы называют дерзость матерью всех страстей, губительницей добродетелей. А что такое дерзость? Это и есть невоздержанность в речи, когда человек говорит всё, что хочет.

Читать еще:  Про «зимние» мультфильмы и «дыры» в российской анимации

Вот как пишет об этом старец Емилиан: «Всё, что мы только подумаем и тут же преспокойно выбалтываем, – всё это дерзость. Дерзость – это бесстыдство, это предпочтение своего “я” везде и всегда. Итак, выбирай: или Христа, или себя. Не можешь ты, если у тебя дерзость, быть сыном Божиим.

Благодарность отверзает духовные очи. Беседа игумении Домники

Для начала я хочу рассказать вам одну мудрую притчу. Жил-был человек, который непрестанно считал свои скорби. Он мог перечислять их день и ночь, помнил каждую свою неприятность.

— Вот, – думал этот человек, – когда я предстану пред Господом, Он спросит меня: «Расскажи о страданиях своих, чтобы Я выбрал тебе меру райских радостей, соизмеримую с твоими страданиями».

А потому все горести свои, как большие, так и малые, он записывал в особую тетрадь, чтобы не упустить чего-нибудь, когда он предстанет пред Христом, и чтобы не лишиться радости райской.

И вот умер этот человек и увидел Господа. И сказал ему Господь:

— Расскажи мне о радостях, которые ты испытал в жизни. Я с такой любовью на Тебя всегда взирал, подавал тебе всё нужное, всё благое, всё полезное для спасения. Расскажи теперь мне: как ты радовался? Без этого Я не смогу понять, к какой мере райского блаженства ты готов.

И ничего не смог ответить тот человек, потому что радости свои он не считал, а только беды.

Эта простая притча напоминает нам об одной из главных истин нашей веры: о том, что путь любого христианина – это путь, исполненный великих благодеяний Божиих, исполненный любви Божией. Неприлично христианину считать свои скорби и трудности. Для него более естественно видеть, что вся его жизнь наполнена милостями, ниспосылаемыми от Бога, а значит наполнена и радостью. В любых жизненных обстоятельствах он чувствует, что Господь в изобилии изливает на него Свою любовь. Неслучайно Церковь каждый день напоминает нам об этом в богослужебных песнопениях и молитвах. Например, на вечерне во время пения стихир мы каждый день слышим: «Яко утвердися милость Его на нас».

Утвердилась милость Его на нас, то есть Господь не просто иногда подает нам милость, когда мы особенно просим или когда остро нуждаемся в ней. Нет, Он изливает Свою милость на нас постоянно, каждый день, каждую минуту! И, как поется в другом песнопении, Своей милостью Он предваряет нас, то есть подаёт нам ее прежде, чем мы попросим. Помните слова прокимна, поемого в пятницу на вечерне: «Боже, Заступник мой еси Ты, и милость Твоя предварит мя».

То есть Господь предваряет и мысль нашу, и прошения наши Своей преизобильной милостью. По словам святителя Иоанна Златоуста, Господь «каждый день являет нам бесчисленные благодеяния, желаем мы того или не желаем, знаем о них или не знаем».

И я хочу пожелать, чтобы мы всегда видели благодеяния Божия, каждый день ощущали, как Его милость изливается на нас. Для этого есть один простой способ, для каждой из нас доступный. Этот способ – постоянно благодарить Господа. Лишь только мы поблагодарим, как сразу ощутим милость Божию, Его любовь и близость! Как советует старец Емилиан, «возблагодари Бога – и Он тут же будет рядом с тобой». Это самый простой и действенный способ, потому что ничто так не угодно Господу как благодарение. Он откликается сразу!

Расскажу вам такую историю, которую описал в своем дневнике один духовник. Некий благочестивый человек часто предавался унынию. И кто-то посоветовал ему записывать в особой книжечке все милости, которые посылал ему Господь. И всякий раз, когда уныние охватывало его душу, он открывал эту книжку. Вот что он рассказывал: «Стоило мне тогда лишь заглянуть в мою книжку, вновь окунуться в испытанную мною любовь Божию, чтобы мгновенно рассеялись все тучи: теплой волной радости и упования переполнялось сердце, и хотелось только благодарить и славить Бога без конца».

И для нас также важно научиться постоянно благодарить Господа. Лучше всего это делать с помощью молитвы. Когда мы часто произносим: «Господи, слава Тебе» или «Слава Богу» или иные подобные молитвы, то это постепенно отверзает наши духовные очи. Мы на каждом шагу начинаем замечать проявления милости Божией к нам.

Мы видим ее даже в самых простых вещах, и любая обыденная мелочь приносит нам глубокую духовную радость. Как говорит святитель Иоанн Златоуст: «Хотя бы дар был и мал, но он становится велик потому, что дарован Богом».

Например, мы радуемся, когда просто выходим на улицу и видим наших сестер; утешаемся тем, что всех нас связывает любовь и единодушие. Мы радуемся и тогда, когда приходим на трапезу, где Господь питает нас и телесно, и духовно. Мы видим Божию любовь даже в каких-нибудь инструментах для работы, радуемся тому, что они удобные, помогают нам беречь наше время и силы, нужные нам для молитвы.

Когда мы понуждаем себя постоянно благодарить Господа, то это помогает нам обрести внутреннюю свободу. Мы не боимся неожиданностей и перемен, потому что ощущаем милость Божию в любых жизненных обстоятельствах. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Радующийся в Господе ни в каком случае не может быть лишен этой радости».

То есть, если мы в любой ситуации стараемся возводить ум к Богу и благодарить Его за всё, то нам и будет приносить радость всё: и праздники, и будни; и хорошая трапеза, и строгий пост; и наше уединение в келье, и общие работы; и то, что к нам проявляют внимание, и то, что мы забыты. Даже какие-либо перемены в духовной жизни, искушения и недоразумения не будут смущать нас. При нахождении внутренней брани или при рассеянности, нечувствии, духовной сухости, мы будем понимать, что и в этом есть какой-то смысл, и в этом проявляется милость Божия: может быть, например, Господь попускает нам это для смирения.

Кто-то может сказать: «Но если я совсем не чувствую благодарности? Как я могу постоянно благодарить Бога? Это будет неестественно». Но Господь с любовью приемлет и то, когда мы просто понуждаем себя к благодарению. Один священник давал своим духовным чадам такой совет: когда борет ропот или уныние, нужно усердно произносить молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, слава Тебе». Однажды в его жизни был такой случай. У одного его духовного сына были очень тяжелые жизненные обстоятельства, так что он дошел почти до полного отчаяния. Священник посоветовал ему стараться постоянно хранить и возгревать в своем сердце искреннюю благодарность Богу; благодарить Его за все происходящее, за любые обстоятельства, которые посылаются Промыслом Божиим. Через некоторое время этот человек вновь пришел к духовнику, совершенно потрясенный. Он рассказал ему, что старался исполнять его совет, и сейчас у него в жизни всё изменилось: одна проблема разрешилась, другая тоже, третья еще частично осталась, но теперь он почему-то к ней относится гораздо спокойнее. Благодарение переменило и обстоятельства, и саму душу этого человека.

Так и мы, когда понуждаем себя к благодарению, даже если сердце наше не сочувствует этому, вскоре чувствуем помощь Божию. Благодарение изгоняет ропот, уныние, дает нам духовные силы.

В том, как нужно благодарить Бога, есть еще один секрет. Мы тогда можем в особенности искренно, от сердца благодарить Господа, когда отказываемся от своей воли, своих планов, своих желаний. Например, когда мы общаемся с ближними, то не нужно ожидать от них особого внимания и любви. Старец Емилиан приводит такой пример:

«Когда ты идешь навестить кого-то, не жди, что он очень обрадуется встрече с тобой. Если ты ждешь, что тебя примут с радостью, то, скорее всего, ты разочаруешься. А если ты идешь, не ожидая ничего, тогда, как бы с тобой не обошлись — а тем более, если к тебе проявят немного доброты и любви, — ты вернешься домой, благодаря Бога за великую честь и любовь, тебе оказанные».

В то же время, когда мы стараемся пребывать в благодарении, то это помогает нам отсечь свой эгоизм, отказаться от своей воли.

Читать еще:  Что мы знаем о сердце человека под иконой Царственных страстотерпцев

Благодарение, как и любая иноческая добродетель, требует понуждения и постоянства. Святитель Игнатий в «Аскетических опытах» пишет: «Благодарение составляет часть умного иноческого делания».

Как вообще умное иноческое делание – это труд, так и благодарение – это труд. И мы обязательно научимся благодарить Бога от сердца, если будем над этим трудиться. Господь даст нам дар благодарения, как подает и все другие дары. У старца Порфирия есть такое поучение:

«Сами по себе мы неспособны ни к какому добру. Но Духом Божиим становимся способными к нему. Мы становимся такими потому, что в нас живет Христос. Когда благодать Божия вселится в нас, тогда всё преобразится, всё изменится, станет иным. Гнев, раздражение, возмущение, неблагодарность, скорбь превратятся в любовь, радость, благодарение. Рай!»

То есть даже если мы сами от природы не способны к благодарению, но понуждаем себя к нему и молимся, то Господь может так изменить наше сердце, что мы станем самыми благодарными, самыми счастливыми людьми. Вся наша жизнь будет казаться нам раем! Преподобный Иустин (Попович) пишет, что рядом с Господом всё становится раем. Зачитаю его вдохновенные слова: «В давние времена по земле прошел Господь, Всеблагий и Всемилостивый, и претворил землю в рай. Там, где Он стоял, там и начинался рай. На все существа и на всю тварь из Него истекала бесконечная доброта и любовь, нежность и милость, благость и мудрость. Он ходил по земле и сводил небо на землю».

Где Господь – там и милость, и любовь, и мир, и утешение. И не может быть, чтобы мы, обращаясь к Господу с благодарностью и молитвой, не чувствовали исходящую от Него благость. И чем более мы молимся и благодарим, тем всё большей благодарностью наполняет Господь наше сердце, так что всю свою жизнь мы воспринимаем как милость Божию, не замечая и не помня ничего плохого.

Рассказывают, что отец Иоанн (Крестьянкин), который прожил трудную жизнь, прошел через лагеря, претерпел много несправедливостей, тем не менее, всегда пребывал в благодарении Богу и в радости. Будучи уже в глубокой старости, он часто спрашивал у приходивших к нему молодых людей: «Почему вы не радуетесь, унываете и тяготитесь жизнью? Если бы мне Господь даровал к моим девяноста годам еще столько же, я бы и тогда не устал жить и радоваться и Бога благодарить».

А святогорский старец Порфирий благодарил Господа даже за тяжелые болезни. В конце жизни, страдая от рака, он говорил: «Хотя мне больно, но болезнь моя прекрасна. Я воспринимаю ее как любовь Христову. Прихожу в умиление и благодарю Бога. Это за грехи мои. Я грешен, и Бог пытается очистить меня».

То есть нет таких обстоятельств, в которых мы не могли бы благодарить Бога. Даже в самых трудных испытаниях мы можем ощущать Его милость. Как говорил старец Емилиан, «прилепившаяся ко Господу душа любую скорбь признает, понимает, толкует и принимает как любовь Божию, преодолевает все трудности и еще более радуется».

Прилепляясь душой ко Господу, мы всегда чувствуем, что Господь любит нас и Его любовь проявляется во всем – в каждой вещи, которую мы имеем, в каждом жизненном обстоятельстве, в каждом человеке, который находится рядом с нами, в каждом нашем телесном и духовном даровании.

Человек в своем обычном падшем состоянии не в силах иметь такое видение, чтобы Бог открывался ему во всем, в каждом обстоятельстве его жизни. Такое благодатное виденье возможно приобрети именно чрез благодарность. Благодарность отверзает наши духовные очи. И тогда мы совершаем свой путь в Царство Небесное с простотой и радостью.

Один святогорский монах по имени Антоний незадолго до своей кончины радостно говорил: «Мы совершенно счастливые, потому что мы – для рая».

И мне хотелось, чтоб и мы всегда чувствовали, что мы – для рая, чтобы мы постоянно благодарили за это Бога и так достигли Небесного Царства и вечного единения со Христом.

Этическая беседа о чутком и доброжелательном отношении

Татьяна Александровна Лаптева
Этическая беседа о чутком и доброжелательном отношении

Цель: Учить общению и взаимодействию со сверстниками.

Пр. с. -Учить сравнивать положительные и отрицательные поступки, давать им оценку, понимать мотивы поступков детей и необходимость выполнения норм поведения; дать представление о чуткости и необходимости заботливого, чуткого отношения к своим товарищам.

Правило поведения:«Не жди, когда тебя попросят о помощи, надо самому видеть,кому нужна твоя помощь»

-Ввести в словарь детей новое слово «чуткость». Закрепить пословицы о дружбе; продолжать учить отвечать на вопросы полными предложениями, использовать в речи сложные предложения разных видов; воспитывать культуру речевого общения, отрабатывать дикцию — четко и внятно произносить слова и словосочетания.

-Развивать выносливость, координацию движений. Формировать двигательную активность детей в подвижной игре.

Ход беседы

Сегодня я прочитаю вам два рассказа В. Осеевой «Синие листья» и «Просто старушка». Вы их послушайте внимательно, а потом скажите — кто из детей вам больше понравился — Олег или Катя?*Читаю оба рассказа, потом предлагаю вопросы: 1) кто вам больше понравился из детей — Катя(«Синие листья») или Олег(«Просто старушка», 2) почему не понравилась Катя, а понравился Олег, 3) как можно назвать Олега, какой он (спросить 3-4 ребят).

Обобщить ответы детей, дать им представление о чуткости: Олег заботливый, добрый, внимательный, уважает старших. Олега можно назвать ещё и чутким. Такой человек сам предлагает свою помощь и не ждёт, когда его попросят. Ведь Старушка его ни о чем не просила, Олег сам заметил, что человеку трудно и помог ему. Как вы думаете, старушке было приятно, что Олег позаботился о ней?

Почему вам не понравилась Катя? Как её можно назвать, какая она? Приятно ли было Лене просить карандаш у Кати. Можно ли Катю назвать подружкой?

Почему надо заботиться о товарищах, о взрослых, помогать им? Обобщить ответы детей, сделать вывод: надо быть всегда добрым, заботливым, чутким, помогать тем, кто нуждается в помощи, не дожидаясь просьбы, помогать так, чтобы никто не обиделся.

Ввести правило — «Не жди когда тебя попросят, учись сам видеть — кому нужна твоя помощь. «. Запомните это правило и старайтесь выполнять его всегда.

А прежде чем закончить беседу назовите мне пословицы о дружбе («Сам пропадай, а товарища выручай», «Старый друг лучше новых двух», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Друг познается в беде» и т. д.).

Сейчас мы пойдем с вами на прогулку и научимся выполнять это правило в подвижной игре, которая называется «Ловишка, дай руку».

«Значение детских игр в отношении воспитания и здоровья» Консультация для родителей «Значение детских игр в отношении воспитания и здоровья» Детские игры по характеру своему составляют один из.

Беседа на прогулке Беседа на прогулке Цель: формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах, развивать познавательный интерес у детей к жизни.

Фотоотчёт с мероприятия о бережном отношении к природным ресурсам «Вместе Ярче-2016» Со 2 сентября по 23 ноября текущего года во всех регионах страны проходит Всероссийский фестиваль энергосбережения «Вместе Ярче» — акция.

Конспект Этическая беседа «Протяни другу руку» в первой младшей группе Цель: Воспитывать у детей желание и потребность быть отзывчивыми, добрыми, развивать умение анализировать хорошие и плохие поступки, создать.

Некоторые напоминания взрослым о вежливом отношении к природе Невозможно требовать от наших сыновей и дочек гуманного, доброго отношения к природе, если мы, взрослые, до сих пор не научились относиться.

Социально-педагогическая деятельность ДОУ в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья Одной из важнейших проблем современного отечественного образования является развитие новых подходов к социализации лиц с ограниченными возможностями.

Этическая беседа для детей старшего дошкольного возраста «О дружбе и друзьях» Задачи: Воспитательная: — воспитывать доброжелательное и заботливое отношение ко всем окружающим людям, а особенно, к своим друзьям. Развивающие:.

Этическая беседа «Доброжелательность» Тема занятия: этическая беседа «Доброжелательность» Цель занятия: формирование у детей нравственно-этических норм, воспитания необходимости.

Этическая беседа «Дружба» План группового занятияТема занятия: этическая беседа «Дружба» Цель занятия: формирование у детей нравственно-этических норм, воспитания.

Этическая беседа «Вежливость» План группового занятияТема занятия: этическая беседа «Вежливость» Цель занятия: формирование у детей нравственно-этических норм, воспитания.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector