1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Самый молодой наместник о самом древнем монастыре

Самый древний монастырь в России

Фоторепортаж

Спасо-Преображенский монастырь – главная достопримечательность Мурома, с ним связаны имена более 25 православных святых. Многие ученые уверены, что этот монастырь можно считать самым древним в России. Однако у обители весьма непростая история, и не раз монастырь находился на грани разрушения и исчезновения…

Самый древний монастырь в России

Первое упоминание о самом городе Муроме в «Повести временных лет» относится к 862 году, а о Спасо-Преображенском монастыре – к 1096 году. Однако есть все основания полагать, что он был заложен еще раньше, во времена княжения благоверного князя страстотерпца Глеба.

Получив в удел от своего отца великого князя Владимира Красное солнышко Муром, юный князь Глеб Владимирович, приехал сюда не просто княжить, а с целью обратить местное население в православную веру. Он не встретил радушного приема у муромлян и был вынужден поселиться за пределами города. Глеб Муромский построил свою резиденцию на берегу реки Ушня в двенадцати верстах от города, а на высоком берегу Оки устроил первый храм во имя Всемилостивого Спаса, и затем – монашескую обитель.

В 1015 году Глеб и его брат Борис были вероломно убиты, а на Руси началась эпоха кровавых междуусобиц. Но и в такое тяжелое время Спасо-Преображенский монастырь продолжал оставаться центром православия на муромской земле.

Благодарность Ивана Грозного

Новое упоминание о Спасо-Преображенском монастыре относится уже к эпохе Ивана Грозного. В 1552 году царь предпринял третью попытку захватить Казань. Муром стал боевым лагерем великого князя: на берегу Оки раскинулись воинские шатры, здесь готовились плоты и струги для переправы. Молясь о даровании победы практически под стенами Спасо-Преображенского монастыря, царь дал обет: в случае взятия Казани построить в Муроме новые храмы.

Иван Грозный сдержал свое слово: вскоре после похода на Казань в Муроме началось каменное строительство, и вскоре город украсили четыре новых каменных храма. Тогда же был отстроен и новый собор в Спасо-Преображенском монастыре. Государь не забывал обитель на протяжении всего своего правления, делал немалые денежные вклады, подарил церковную утварь, облачения, книги.

Икона Божией матери «Скоропослушница» – спасительница обители

В последующие годы на долю Спасо-Преображенского монастыря выпало немало испытаний. Он был разграблен в годы Смуты, пострадал от церковных преобразований Петра I и от проводимой Екатериной II политики секуляризации монастырских земель. Спасский собор даже пришлось закрыть по причине ветхости: в нем было опасно служить, поскольку в любой момент могли обрушиться стены. Литургия в обители не могла совершаться из-за отсутствия хлеба и вина.

Но даже обедневший монастырь не утратил своего значения и продолжал славиться своей библиотекой с уникальным собранием древних памятников письменности.

А в 1878 году произошло настоящее чудо, с которого началось возрождение обители. Настоятель архимандрит Антоний (Ильенов) привез со Святой горы Афон чудотворную икону Божией матери «Скоропослушница», которая стала главной святыней обители. Многие отмечают, что лик Богородицы меняется в зависимости от событий дня – на праздники она радостна и улыбается, а когда происходят трагические события – темнеет и печалится.

Икона Божией матери «Скоропослушница» спасла монастырь от разорения: с ее появлением вдруг стали поступать деньги и пожертвования. На эти средства были восстановлены храм и настоятельский корпус, построен братский корпус, отреставрированы стены.

«Страшный» XX век

Останки, найденные на территории уничтоженного в советское время монастырского кладбища

В 1918 году в монастыре вспыхнул антибольшевисткий мятеж, в результате братию обвинили в поддержке белого движения, а монастырь закрыли и отдали под руководство военного ведомства. Часть имущества была передана Муромскому музею, а сам монастырь в 1930-х годах заняла воинская часть. В братских корпусах были устроены казармы для солдат, в Спасо-Преображенском соборе – спортивный зал. Некрополь, который находился за апсидами Покровского храма и Спасского собора, был разрушен, а на его месте был устроен плац. Солдаты маршировали по сути по костям захороненных здесь людей…

Часовня, где находится костница

После возвращения Спасо-Преображенского монастыря церкви плац был разобран, и на месте бывшего кладбища было обнаружено огромное количество останков из поруганных захорошенений. Для их погребения по афонскому образцу была устроена часовня-костница. На ее стене выбита надпись: «Помни всякий брат: мы были как Вы, Вы будете как мы».

Новое возрождение Спасо-Преображенского монастыря

В 1995 году Спасо-Преображенская обитель была возвращена Церкви. Большую роль в спасении и возрождении монастыря сыграл академик Дмитрий Лихачев, обратившийся с ходатайством о возрождении обители к патриарху Алексию II. Ее наместником был назначен иеромонах Кирилл (Епифанов). Он вспоминал: «Моим глазам предстала удручающая картина. Купола рухнули, снесена кровля, казармы представляли собой груды кирпича. Как восстанавливать все это, поначалу даже представить себе не мог…».

Читать еще:  ДЦП и любовь: Вячеслав нашел жену после публикации «Правмира»

На помощь вновь пришла икона Божией Матери «Скоропослушница», которая на протяжении почти 80 лет хранилась в запасниках муромского музея и наконец вернулась в монастырь. Восстановление пошло быстрыми темпами: в обители собралась братия, нашлись благотворители и опытные помощники.

Подсобное хозяйство монастыря

Сегодня Спасо-Преображенский монастырь – один из самых красивейших монастырей Мурома. В настоящее время на территории монастыря расположены два больших храма, ризница, колокольня, купальня, часовни, братский корпус, паломническая гостиница и трапезная, учебный корпус.

Достопримечательности обители

Икона Божией Матери «Скоропослушница», которая сыграла такую важную роль в истории Спасо-Преображенской обители, сейчас находится в Покровской церкви монастыря. Здесь же установлен мироточивый крест с частицей Животворящего Креста Господня. Рядом находится икона святого праведного Иоанна Кронштадтского с частицей его ризы, икона и ковчег с частицей мощей святых благоверных князей Петра и Февронии, Муромских Чудотворцев.

Рождественский Сочельник в самом древнем на планете православном монастыре

Рождественский Сочельник. У православных заканчивается 40-дневный пост. В этот день принято готовить особое блюдо — сочиво, от которого и происходит название праздника. Делают его из пшеницы или риса с добавлением мeда и фруктов. Но приступить к трапезе можно только с появлением первой звезды, которая напоминает о звезде Вифлеемской, указавшей волхвам путь к месту рождения Иисуса Христа. Вечером во всех церквях страны пройдут рождественские богослужения.

Особая атмосфера в преддверие праздника царит в Египте, где находятся знаменитые Синайские горы. У их подножия расположен самый древний в мире православный монастырь. Постороннему человеку попасть туда на богослужения весьма сложно, но в канун Рождества было сделано исключение.

Репортаж Александра Казакевича.

Накануне Рождества на горе Моисея и в самом древнем на планете православном монастыре, который находится у подножия великих Синайских гор. В честь праздника братия монастыря сделала исключение из правил и дозволила журналистам быть свидетелями таинств в храме, построенном в середине VI века, в котором службы не прекращались ни на один день в течение 14 веков.

На священный пик горы Моисея, где человек получил от Бога священные скрижали с 10 заповедями, ведет 3700 ступенек. 10-летие назад казалось, что этот путь почти забыт. Теперь 6 туристических автобусов с группами из России — это ежедневный минимум только из нашей страны. Часть пути можно пройти на верблюдах. Но последние и самые трудные 730 ступеней каждый человек должен преодолеть сам. Этот путь ради нескольких мгновений, когда солнце в начале седьмого утра подарит свой восход.

Здесь почти нет облаков, и восход всегда полный и ясный. Его ждут как чуда, как главный восход в своей жизни. И он никого не разочаровывает.

Большинство начинают этот путь как туристы, но длинная дорога и разговор со своим сердцем всех превращают в паломников. Говорят, вся красота горы особенно открывается тому, кто успевает первым ступить на заветную вершину. В эту ночь повезло калининградцу Алексею.

Алексей Тебеньков, паломник: «Какое-то ожидание, что будет с рассветом, много мыслей и переживаний было в этот момент».

Как здесь считают, россияне возродили в этих местах еще одну традицию: встречать на святом месте большие православные праздники. Глядя на наших соотечественников, на высоту 2580 метров специально на праздничные дни сюда теперь массово приезжают верующие и из других стран.

Сале, проводник на гору Моисея: «Сюда приходят и англичане, и итальянцы, и греки, но такого энтузиазма, как у русских, нет ни у кого. Они редко берут верблюдов, потому что хотят пройти весь путь сами».

У подножия великих Синайских гор расположился православный монастырь святой Екатерины. Говорят, он самый древний на планете и службы в нем 14 веков не приостанавливались ни на день. Греки-монахи побаиваются активных туристов. Пока идут гостевые часы, они фактически укрываются в архандарике, коротая время за чашечкой кофе и греческими лакомствами.

Костас Одисподисмас, паломник: «Я приехал специально в паломничество на Рождество из Греции. Это греческий монастырь, и меня здесь оставили. А вот группе из вашей страны здесь остановиться будет сложно. Здесь только 2 десятка монахов: недостаточно сил, чтобы здесь всех кормить, поддерживать порядок».

Паломнику Костасу дали послушание участвовать в песнопениях. Служба начинается в 4 утра. Алтарь, монахи читают «Символ веры». Открывают главную святыню монастыря — мощи святой Екатерины. Только после таинства причастия двери обители открываются для гостей.

Дамиан, архиепископ Синайский: «Вся наша подготовка к Рождеству в четках. Это самый ответственный труд — непрестанно творить Исусову молитву: «Господи, помилуй!» — а все остальное устроится должным образом».

Монастырский двор переполнен. Для многих это сокровенная мечта — попасть сюда, дотронуться до куста неопалимой купины и загадать желание. 3,5 тысячи лет назад из пламени вокруг этого растения с Моисеем разговаривал Бог. После этой встречи изменилась жизнь всего человечества. И когда находишься вот так близко со святыней и при этом видишь, что она живая, сам тоже осознаешь себя частью вечности.

Самый молодой наместник о самом древнем монастыре

Войти

Давно что то я не пользовался тэгом путешествия, он даже пылью зарастать стал, пора протереть его.=) Сегодня расскажу о Покрово-Тервеническом женском монастыре.

Я не часто езжу по монастырям, не очень люблю смотреть на разрушенные, изуродованные стены храмов, да и отношение к религии у меня своеобразное, но в эту поездку я ехал с большим удовольствием. И этому было несколько причин, во первых, монастырь расположен на краю Вепсской возвышенности, а к ней у меня большой интерес, и пока нет возможности забраться в глубину, езжу по краям. Во вторых, мне про этот монастырь рассказывали удивительные вещи, про радуги возникающие на стенами монастыря, про лебедей прилетающих к этим стенам. В третьих, уж больно красивые фотографии от туда привозили люди. И в четвёртых, хотелось посмотреть на монастырь, который не воссоздавался на месте разрушенного, а строился заново, очень было любопытно, что получилось.
Скажу сразу, я был просто поражён, этим местом! Но обо всём по порядку.

Читать еще:  Человек не удовлетворяется фактом собственной смерти

1. Вход в Покрово-Тервенический женский монастырь.

Деревня Тервеничи, одна из самых старых на территории Ленинградской области, упоминания о ней, как о крупном населённом пункте, впервые встречаются в летописях 1137 года, Москвы ещё не было, а деревня Тервеничи уже была.=) Жили здесь и вепсы и славяне, занимались охотой и добычей пушнины, которой успешно торговали с остальным миром.

2. Берега озера Погостского.

С древних времен и до Октябрьской революции Тервеничи были важным административным и духовным центром в этом регионе. Здесь всегда были храмы, иногда несколько сразу, а в большинстве окрестных деревень и селений – только часовни. Храмы были деревянными (кругом бескрайние леса) и поэтому часто горели, восстанавливались и опять горели. Только в 1861 году, был построен первый кирпичный храм. В советское время как это было принято, в нём сначала разместился клуб, потом склад зерна, потом склад удобрений, потом выломали окна, двери, крышу и всё бросили разрушаться.

В 1991 году в эти места пришли люди в поисках места для основания монастыря, грустное зрелище увидели они, голый осыпающийся кирпич, зияющие оконные проемы, на месте алтаря — груды мусора. С этого момента началось восстановление церкви и создание вокруг неё Покрово-Тервенического женского монастыря. 1 июня 2011 года монастырь отметил своё двадцатилетие.

4. Монахиня идущая к восстановленному главному храму монастыря.

Часто приезжая в разные интересные места мы вынуждены собирать информацию по крупицам в интернете или спрашивать у местных жителей. В этом монастыре не так, всю историю о нём, можно узнать с информационных стендов, установленных прямо на автомобильной площадке. Очень удачная задумка, сначала читаем, потом идём смотрим.

5. Информационные стенды на автомобильной стоянке.

Вообще строений на территории монастыря не так много, но за счёт своего расположения, всё смотрится очень аккуратно, красиво и гармонично.

Под Успенской церковью есть подземный храм, но попасть туда сложно.

7. Успенская церковь.

Основной достопримечательностью монастыря, является источник со святой водой. По легенде на этом месте воду искали много раз и не могли найти, место высокое на холме, только после того как был основан монастырь, был найден источник указанный в вещем сне. На месте источника сделали деревянную часовню, через некоторое время её заменили на каменную.

10. Справа часовня над святым источником.

Источник этот считается чудодейственным, к нему приезжает очень много народа и из окрестных деревень, и со всего северо-запада России.

11. По дорожке к святому источнику.

Воду набирают как внутри часовни, так и снаружи. С обратной стороны над краном установлена красивая скульптура.

12. Часовня с обратной стороны.

На берегу озера сделана купальня, она немного покосилась, но всё равно очень симпатично смотрится, на фоне воды.

13. Купальня на берегу Погостского озера.

14. Купальня на берегу Погостского озера.

В настоящий момент монастырь продолжает отстраиваться. Со стороны главного входа, он уже принял строгие красивые очертания, а с противоположной стороны, он ещё полностью открыт. Я конечно, не смог удержаться и забрался на соседний холм, что бы увидеть панораму монастыря.

15. Покрово-Тервенический женский монастырь.

Пока пробирался к холму, с которого сделана предыдущая панорама, в овраге нашёл заросли цветов Купальницы европейской, он занесён в Красную книгу, и такие большие «плантации» его я видел только в далёком детстве. Как будто привет кто то оттуда передал.=)))

16. Купальница европейская.

Во всех своих рассказах о поездках, я всегда говорю о птицах.=) Стараюсь показать кого я встретил. В этот раз обошлось без фотографий. Уже на выходе из монастыря увидел на ёлке самца и самку чечевицы, самец так замечательно пел, с таким воодушевлением, самка внимательно слушала, прыгая с веточки на веточку вокруг него. Но к большому моему сожалению, ждать пока я сменю объектив они не захотели.=)))

17. Ёлки, среди них есть семейная пара чечевиц.

Как мне показалось, приезжать сюда лучше рано утром, можно спокойно ходить наслаждаться красотой, народу ещё никого нет, никто не мешает. Я подъехал около 9 утра и мне удалось какой то момент побыть одному.

А уже буквально через пол часа, начали подходить автобус за автобусом, сделалось очень многолюдно.

Удивительное место, один из самых молодых монастырей в России, но такой красивый. Очень удачное местоположение, тишина нарушаемая только пением птиц, красивая без изысков архитектура и природа, всё очень просто и аккуратно. Кто то едет сюда за религией, кто то что бы отметится, кто то просто посмотреть, а кто то походить подумать.

Читать еще:  Убийство ребенка в Москве — мнения психиатров

Вот так. Надеюсь мне удалось хоть чуть чуть передать атмосферу этого очень прекрасного места.

Самый молодой наместник о самом древнем монастыре

Далее предлагаем вам взглянуть на жизнь обывателей Артемиево-Веркольского мужского монастыря в селе Веркола в Пинежском районе Архангельской области. В этом глухом месте, расположенном посреди тайги и болот, добраться куда можно только на лодке, живет 40 мужчин. Монахи и трудники ушли из мирской жизни по разным причинам и теперь ведут свой скромный образ жизни вдали от цивилизации.

Внутренняя территория монастыря. Трудник Михаил

«Здесь, в монастыре, — говорит Михаил, — как в армии или на зоне. Как ты к людям, так и люди к тебе».

Моему соседу по келье — Виктору — двадцать один год. Родом он из Холмогор — местный. Окончил школу, отучился на плотника, поработал на пилораме. Сначала ездил несколько раз в Сийский монастырь, потом пришел сюда. В трудники подался от отчаяния и пустоты. Первые две недели посещал все службы. Потом стало сложнее совмещать это с ежедневным послушанием. Виктор интересуется политикой и верит в «мировой заговор». «Без идеи, — говорит он, — жизнь пуста. А здесь душа успокаивается, и искуса меньше».

Быт в монастыре незатейлив. Банный день — он же день стирки. Не греть же воду дважды.

Вечернее чаепитие в келье

Перед сном зашел на огонек к отцу Серафиму (слева). У него гости — трудники Александр и Сергей.

Монах отец Иннокентий благословляет конюха Кирилла во время ежедневного крестного хода вокруг монастыря.

Успенский собор Артемиево-Веркольского монастыря

На первом этаже собора сейчас располагается склад. Здесь еще предстоят реставрационные работы. Второй этаж уже отремонтирован и используется для праздничных служб. Храм был возведен в XIX веке. В его строительстве принимал участие Иоанн Кронштадтский, который родился неподалеку, в Суре. В советские времена собор был разграблен. На уникальных фресках и по сей день остаются «автографы».

Едем в лес на заготовку дров. Конь Иртыш остановился посреди лужи. Трудник Кирилл ласково называет его упрямой скотинкой и говорит, что пока не напьется — с места не сойдет.

Монах отец Петр

«В миру был музыкантом, барабанщиком, — рассказывает Петр. — Во время третьего срока познакомился с батюшкой, который приезжал к нам на зону. Стал читать, думать…» В обители он уже восемь лет. Три года назад постригся в монахи. Сейчас он звонарь и банщик. Такие послушания.

Привезли дрова. Монастырю нужны большие запасы. Конец сентября, а в октябре на Пинеге выпадет первый снег. Зимы здесь долгие и холодные.

Распогодилось. По осени такое случается нечасто. Надо использовать эту возможность, чтобы закончить работы под открытым небом.

Артем из Владимира. Только что вернулся с пасеки. Послеобеденное послушание: заготовка дров для трапезной.

Собранная несколько дней назад морковь просыхает в одном из помещений игуменского корпуса. В этом здании до середины 90-х располагалась Веркольская общеобразовательная школа. Сейчас здесь селятся паломники, которые приезжают на большие праздники.

Приезжали в монастырь паломницы. Дело к зиме идет — самое время помочь братии сделать овощные заготовки и компоты. Женское присутствие вносит в мужской коллектив определенное оживление. Даже самые суровые аскеты начинают улыбаться в усы.

Вечером братия собирается вокруг экрана. Импровизированный кинозал объединяет людей разных поколений. Кино показывают на телефоне Михаила. На днях Василий и Виктор смотрели «Римские каникулы» Уайлера, сегодня на вечерний киносеанс заглянул пастух Николай. Миша скачал «Парк юрского периода».

Ходили в часовню святого отрока Артемия Веркольского, которая была возведена на предполагаемом месте обретения его мощей. Возвращаясь, свернули с дороги. На обочине — три заброшенных дома. К избам ведут свежие следы — трава примята. Охотники, может, заходили передохнуть или грибники. В доме нашли книгу «Сказание о флотоводце», написанную в середине прошлого века. Желтые от времени и влаги страницы, распухшая картонная обложка.

Интерьер одного из брошенных домов. Такое впечатление, что хозяева покинули его несколько дней назад.

Михаил потянул на разгрузке продуктов спину. Решил «отвисеться» на перекладине. Скоро почти год, как он в монастыре. Привез его сюда крестный — подальше от цивилизованной жизни.

Вечерами за чашкой чая Василий любит рассказать о своих мирских похождениях. Их было немало за долгую жизнь. И скучной ее не назовешь.

На воскресную службу и на праздники из-за реки приезжают жители Верколы. В храме немноголюдно, можно сосредоточиться на молитве. Чтобы не мешать, снимаю из-за двери.

Отец Иосиф, наместник Артемиево-Веркольского монастыря

Молебен об усопших.

Котиков любят все

Духовник Артемиево-Веркольского монастыря иеромонах Венедикт снимает на телефон постоянного насельника — кота Монаха. Как и вся братия, Монах всегда в черном. Его послушание — ловля мышей. Работы у Монаха много.

Успенский собор Артемиево-Веркольского монастыря

На храме пока временная кровля. Восстановление обещает быть долгим.

Михаил из Мурманска. Вспоминает, что первую неделю в монастыре было очень трудно, морально и физически тяжело. Отпивался чагой — настоем на березовом грибе. «Давно хотел в монастырь, и вот сейчас понимаю, что вовремя поехал сюда, — говорит он. — Иначе бы сел. Снова».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector