0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

«С великою яростию, яко лев рыкая» — Иван Грозный в житиях святых

Блаженный Николай Псковский

Блаженный Николай Псковский более трех десятилетий нес подвиг юродства. Еще задолго до смерти он стяжал благодатные дары Святого Духа и был удостоен дара чудотворения и пророчества. Современники-псковичи звали его Микула (Микола, Никола) Саллос, что в переводе с греческого означает «блаженный, юродивый», и еще при жизни почитали как святого, называя также Микула Свят.

В феврале 1570 года, после опустошительного похода с опричным войском на Новгород, царь Иоанн Грозный двинулся на Псков, подозревая измену и готовя ему участь Новгорода. Как свидетельствует Псковская летопись, «прииде царь. с великою яростию, яко лев рыкая, хотяй растерзати неповинныя люди и кровь многую пролити».

Весь город молился об отвращении царского гнева. Услышав колокольный звон к утрени по всему Пскову, царь, как гласит надпись на чудотворной Любятовской (в Любятове стояло царское войско) иконе Умиления Божией Матери (память 19 марта), «умилившись сердцем, сказал своим воинам: «Иступите мечи о камень, да престанут убийства»».

Все жители Пскова вышли на улицы, и каждая семья стояла на коленях у ворот своего дома, вынеся хлеб и соль для встречи царя. На одной из улиц навстречу царю выбежал блаженный Николай верхом на палке, будто скача на коне, и закричал царю: «Иванушко, Иванушко, покушай хлеба-соли, а не христианской крови».

Царь приказал поймать юродивого, но тот стал невидим. Запретив убийства, Иван Грозный, однако, имел намерение разграбить город. Царь слушал молебен в Троицком соборе, поклонился мощам святого благоверного князя Всеволода-Гавриила (память 11 февраля) и пожелал получить благословение у блаженного Николая.

Когда царь пришел в келлию блаженного, тот сказал: «Не замай, минухне, нас (не трогай, прохожий, нас) и пойди от нас, не на чем тебе будет бежати». Юродивый предложил царю на угощение кусок сырого мяса. «Я христианин и не ем мяса в пост», — сказал ему Иоанн. — «Ты пьешь кровь человеческую», — отвечал ему блаженный, поучая царя «многими ужасными словесы», чтобы тот прекратил убийства и не грабил святые Божии церкви. Но Иоанн не послушался и приказал снять колокол с Троицкого собора, и тогда, по пророчеству святого, пал лучший конь царя.

Молитва и слово блаженного пробудили совесть царя. Испуганный сбывшимся пророчеством и обличенный в злодеяниях, Грозный, приказав остановить грабеж, бежал из города. Опричники, свидетели этого, писали: «Могущественный тиран. ушел побитый и пристыженный, словно прогнанный врагом. Так неимущий нищий устрашил и прогнал царя со множеством тысяч воинов».

Блаженный Николай скончался 28 февраля 1576 года и был погребен в Троицком соборе спасенного им города. Такой чести удостаивались лишь псковские князья и, впоследствии, архипастыри.

Местное почитание блаженного началось спустя всего 5 лет после его кончины. В 1581 г., при осаде Пскова войсками польского короля Стефана Батория, кузнецу Дорофею было явление Божией Матери с сонмом псковских святых, молившихся за город, среди которых был и блаженный Николай (сведения о Псково-Покровской иконе Божией Матери помещены 1 октября).

В кафедральном Троицком соборе Пскова и ныне почивают мощи блаженного Николая Псковского, который «плотски в юродстве быв, . горняго Иерусалима гражданин явися. царску державу и смысла свирепство на милость обратив».

Блаженный Никола ́ й Псковский , Салос , Христа ради юродивый

Дни памяти

28 июня (переходящая) – Собор Псковских святых

13 марта (переходящая) – 13 марта (28 февраля) в невисокосный год / 12 марта (28 февраля) в високосный год

Житие

Краткое житие блаженного Николая Саллоса

Был ро­дом из Псков­ской зем­ли. Его хо­да­тай­ством пе­ред ца­рем Иоан­ном Гроз­ным в 1570 г. был спа­сен от раз­гро­ма опаль­ный го­род Псков. Скон­чал­ся свя­той Ни­ко­лай 28 фев­ра­ля 1576 г.

Полное житие блаженного Николая Саллоса

Бла­жен­ный Ни­ко­лай Псков­ский бо­лее трех де­ся­ти­ле­тий нес по­двиг юрод­ства. Еще за­дол­го до смер­ти он стя­жал бла­го­дат­ные да­ры Свя­то­го Ду­ха и был удо­сто­ен да­ра чу­до­тво­ре­ния и про­ро­че­ства. Совре­мен­ни­ки-пско­ви­чи зва­ли его Ми­ку­ла (Ми­ко­ла, Ни­ко­ла) Сал­лос, что в пе­ре­во­де с гре­че­ско­го озна­ча­ет «бла­жен­ный, юро­ди­вый», и еще при жиз­ни по­чи­та­ли как свя­то­го, на­зы­вая так­же Ми­ку­ла Свят.

В фев­ра­ле 1570 го­да, по­сле опу­сто­ши­тель­но­го по­хо­да с оприч­ным вой­ском на Нов­го­род, царь Иоанн Гроз­ный дви­нул­ся на Псков, по­до­зре­вая из­ме­ну и го­то­вя ему участь Нов­го­ро­да. Как сви­де­тель­ству­ет Псков­ская ле­то­пись, «при­и­де царь. с ве­ли­кою яро­стию, яко лев ры­кая, хо­тяй рас­тер­за­ти непо­вин­ныя лю­ди и кровь мно­гую про­ли­ти».

Читать еще:  Задачник на XXI век для русских православных

Весь го­род мо­лил­ся об от­вра­ще­нии цар­ско­го гне­ва. Услы­шав ко­ло­коль­ный звон к утре­ни по все­му Пско­ву, царь, как гла­сит над­пись на чу­до­твор­ной Лю­бя­тов­ской (в Лю­бя­то­ве сто­я­ло цар­ское вой­ско) иконе Уми­ле­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри (па­мять 19 мар­та), «уми­лив­шись серд­цем, ска­зал сво­им во­и­нам: «Ис­ту­пи­те ме­чи о ка­мень, да пре­ста­нут убий­ства»».

Все жи­те­ли Пско­ва вы­шли на ули­цы, и каж­дая се­мья сто­я­ла на ко­ле­нях у во­рот сво­е­го до­ма, вы­не­ся хлеб и соль для встре­чи ца­ря. На од­ной из улиц на­встре­чу ца­рю вы­бе­жал бла­жен­ный Ни­ко­лай вер­хом на пал­ке, буд­то ска­ча на коне, и за­кри­чал ца­рю: «Ива­нуш­ко, Ива­нуш­ко, по­ку­шай хле­ба-со­ли, а не хри­сти­ан­ской кро­ви».

Царь при­ка­зал пой­мать юро­ди­во­го, но тот стал неви­дим. За­пре­тив убий­ства, Иван Гроз­ный, од­на­ко, имел на­ме­ре­ние раз­гра­бить го­род. Царь слу­шал мо­ле­бен в Тро­иц­ком со­бо­ре, по­кло­нил­ся мо­щам свя­то­го бла­го­вер­но­го кня­зя Все­во­ло­да-Гав­ри­и­ла (па­мять 11 фев­ра­ля) и по­же­лал по­лу­чить бла­го­сло­ве­ние у бла­жен­но­го Ни­ко­лая.

Ко­гда царь при­шел в кел­лию бла­жен­но­го, тот ска­зал: «Не за­май, ми­нухне, нас (не тро­гай, про­хо­жий, нас) и пой­ди от нас, не на чем те­бе бу­дет бе­жа­ти». Юро­ди­вый пред­ло­жил ца­рю на уго­ще­ние ку­сок сы­ро­го мя­са. «Я хри­сти­а­нин и не ем мя­са в пост», – ска­зал ему Иоанн. – «Ты пьешь кровь че­ло­ве­че­скую», – от­ве­чал ему бла­жен­ный, по­учая ца­ря «мно­ги­ми ужас­ны­ми сло­ве­сы», чтобы тот пре­кра­тил убий­ства и не гра­бил свя­тые Бо­жии церк­ви. Но Иоанн не по­слу­шал­ся и при­ка­зал снять ко­ло­кол с Тро­иц­ко­го со­бо­ра, и то­гда, по про­ро­че­ству свя­то­го, пал луч­ший конь ца­ря.

Мо­лит­ва и сло­во бла­жен­но­го про­бу­ди­ли со­весть ца­ря. Ис­пу­ган­ный сбыв­шим­ся про­ро­че­ством и об­ли­чен­ный в зло­де­я­ни­ях, Гроз­ный, при­ка­зав оста­но­вить гра­беж, бе­жал из го­ро­да. Оприч­ни­ки, сви­де­те­ли это­го, пи­са­ли: «Мо­гу­ще­ствен­ный ти­ран. ушел по­би­тый и при­сты­жен­ный, слов­но про­гнан­ный вра­гом. Так неиму­щий ни­щий устра­шил и про­гнал ца­ря со мно­же­ством ты­сяч во­и­нов».

Бла­жен­ный Ни­ко­лай скон­чал­ся 28 фев­ра­ля 1576 го­да и был по­гре­бен в Тро­иц­ком со­бо­ре спа­сен­но­го им го­ро­да. Та­кой че­сти удо­ста­и­ва­лись лишь псков­ские кня­зья и, впо­след­ствии, ар­хи­пас­ты­ри.

Мест­ное по­чи­та­ние бла­жен­но­го на­ча­лось спу­стя все­го 5 лет по­сле его кон­чи­ны. В 1581 г., при оса­де Пско­ва вой­ска­ми поль­ско­го ко­ро­ля Сте­фа­на Ба­то­рия, куз­не­цу До­ро­фею бы­ло яв­ле­ние Бо­жи­ей Ма­те­ри с сон­мом псков­ских свя­тых, мо­лив­ших­ся за го­род, сре­ди ко­то­рых был и бла­жен­ный Ни­ко­лай (све­де­ния о Пско­во-По­кров­ской иконе Бо­жи­ей Ма­те­ри по­ме­ще­ны 1 ок­тяб­ря).

В ка­фед­раль­ном Тро­иц­ком со­бо­ре Пско­ва и ныне по­чи­ва­ют мо­щи бла­жен­но­го Ни­ко­лая Псков­ско­го, ко­то­рый «плот­ски в юрод­стве быв, . гор­ня­го Иеру­са­ли­ма граж­да­нин яви­ся. цар­ску дер­жа­ву и смыс­ла сви­реп­ство на ми­лость об­ра­тив».

Молитвы

Тропарь блаженному Николаю Саллосу, Христа ради юродивому, Псковскому, глас 4

Слове́нска язы́ка, Пско́вския земли́/ пло́тски в юро́дстве быв,/ юро́дства притворе́нием Го́рняго Иерусали́ма граждани́н яви́ся,/ А́нгелом, сла́вне, свесели́шися,/ мироточи́ваго святи́теля Никола́я зва́ние восприи́м,/ с ни́мже всегда́ Христа́ Бо́га моли́// дарова́ти нам ве́лию ми́лость.

Перевод: Славянского языка, из Псковской земли, по плоти юродивым был, под обликом юродства стал гражданином Горнего Иерусалима [Царствия Небесного], веселишься, прославленный, вместе с Ангелами, приняв звание мироточивого святителя Николая, с ним же всегда Христа Бога моли даровать нам великое милосердие.

Кондак блаженному Николаю Саллосу, Христа ради юродивому, Псковскому, глас 8

Чудотво́рец яви́ся, Нико́лае,/ ца́рску держа́ву и смы́сла свире́пство на ми́лость обрати́в,/ и сего́ ра́ди своему́ оте́честву тепл моле́бник показа́ся,/ и ны́не мо́лим тя, свя́те,/ пребу́ди в нас еще́, защити́ от кова́рств вра́жиих,// ты бо еси́ гра́ду Пско́ву и всем христолюби́вым лю́дем похвала́ и утвержде́ние.

Перевод: Чудотворцем обнаружился, Николай, царскую власть и разум от ярости к милости обратив и из-за этого своему Отечеству горячий молитвенник явился, и сейчас молим тебя, святой, пребудь с нами еще, защити от коварства врага, поскольку ты городу Пскову и всем любящим Христа слава и опора.

“С великою яростию, яко лев рыкая” – Иван Грозный в житиях святых

В городе Орле открыт памятник царю Иоанну IV Грозному. Событие, безусловно не рядовое. Даже на знаменитом монументе “1000-летие России” этого персонажа русской истории изображено не было. Думается, что историки еще скажут свое слово… Об этом событии с точки зрения русской церковной истории и агиографии рассказывает Виктор Судариков. Здесь царь Иоанн Грозный является настоящим рекордсменом по числу житий святых, в которых он выведен как действующее лицо.

К первой половине царствования Иоанна IV относится упоминание о нем в житии московского юродивого Василия Блаженного (+1557)

После Литургии в Кремле, Василий Блаженный схватил царя за полу кафтана и спросил: “— Почему я тебя в храме не видел, государь?!”

“— Откуда же я иду?” – удивился царь.

“— Идешь ты из храма,” — согласился Василий, — да только во время службы ты не там, а на Воробьевых горах был!”

Царь тогда планировал построить свой новый дворец…

По дошедшим до нам свидетельствам современников, Василий Блаженный был единственным человеком, который пользовался уважением царя и мог так просто его обличать.

Читать еще:  Как защитить ребенка от растления и сексуальных домогательств?

С учреждением опричнины в 1565 году, место царя в житиях меняется…

Святитель Герман Казанский (+1567) – монах, миссионер, архиепископ. В 1566 году он был избран помимо его воли царем Иоанном Грозным в митрополиты Московские. В митрополиты поставлен еще не был, когда во время беседы “убеждал царя обратиться к праведной жизни”. Всколе архиеп. Герман был найден мертвым. Переоблачение мощей святого в конце XIX века показало, что голова его была отрублена.

Петр Михайлов. Святой митрополит Филипп укоряет царя Ивана Грозного

Святитель Филипп Московский (+1569). 22 марта 1568 года в Успенском соборе Кремля он так обратился обратился к царю:

О Государь! Мы здесь приносим жертвы Богу, а за олтарем льется невинная кровь христианская. Отколе солнце сияет на небе, не видано, не слыхано, чтобы Цари благочестивые возмущали собственную Державу столь ужасно! В самых неверных, языческих Царствах есть закон и правда, есть милосердие к людям — а в России нет их! Достояние и жизнь граждан не имеют защиты. Везде грабежи, везде убийства и совершаются именем Царским! Ты высок на троне; но есть Всевышний, Судия наш и твой. Как предстанешь на суд Его? обагренный кровию невинных, оглушаемый воплем их муки? ибо самые камни под ногами твоими вопиют о мести. Государь! вещаю яко пастырь душ. Боюся Господа единого!

После этого, царь пытал и казнил многих приближенных митрополита Филиппа и его родственников из рода Колычевых. В том же году состоялся беззаконный суд, лишивший святителя сана и отправивший его в ссылку. В 1569 году по приказу царя свт.Филипп был задушен в Твери Малютой Скуратовым, ближайшим сподвижником Иоанна Грозного.

Памятник преподобному Корнилию у стен Псково-Печерского Свято-Успенского монастыря

Преподобный Корнилий Псково-Печерский (+1570). Аскет, иконописец, многолетний игумен Псково-Печерского монастыря. Число монастырской братии при нем увеличилось с 15 до 200 человек. Строитель храмов, собиратель древне-русской книжности. В 1570 он встречал царя в воротах монастыря. Царь, увидев мощные монастырские стены, заподозрил игумена в измене и тут же собственноручно убил. В летописи пишется, что царь тут же раскаялся и понес тело убиенного в монастырский Успенский собор. Это дорога до сих пор носит название “Кровавый путь” и на маленький желобок в ее центре богомольцы не наступают – там текла кровь св. Корнилия, который, как написано в той же летописи, «от тленнаго сего жития земным царем был предпослан к небесному царю в вечное жилище».

Эта дорога называется Кровавый путь. Происхождение столь мрачного названия связано с Иваном Грозным, который под этой аркой убил игумена Корнилия

В том же 1570 году, как свидетельствует Псковская летопись, “прииде царь… с великою яростию, яко лев рыкая, хотяй растерзати неповинныя люди и кровь многую пролити”. На одной из улиц Пскова навстречу ему выбежал блаженный Николай (Никола Саллос) верхом на палке, будто скача на коне, и закричал царю: “Иванушко, Иванушко, покушай хлеба-соли, а не христианской крови”.

Когда царь пришел в келью блаженного, тот предложил царю на угощение кусок сырого мяса. “Я христианин и не ем мяса в пост”, – сказал ему Иоанн. – “Ты пьешь кровь человеческую”, – отвечал ему блаженный, поучая царя “многими ужасными словесы”, чтобы тот прекратил убийства и не грабил святые Божии церкви. Только после того, как по слову юродивого, под царем пал его лучший конь, Грозный, приказав остановить грабеж, бежал из города.

Андрей Рябушкин. Иоанн Грозный с приближенными (1903)

Список можно было бы продолжать и далее.

По сути, Иоанн Грозный выступает в житиях как жестокий и безрассудный правитель, внешне исполняющий церковные обряды и установления, по сути же попирающий все Божии и человеческие законы.

Установка памятника исторической личности – знак почитания и уважения совершенных поступков. Думаю, даже приведенных свидетельств русской церковной истории достаточно, какие пост упки почитают и уважают наши современники, увековечившие память царя Ивана Грозного.

PS. Обсуждение в социальных сетях показывает несколько причин почитания Иоанна Грозного. Прежде всего: “Взятие Казани и Астрахани, битва при Молоди, присоединение Сибири”, то есть ” результатов положительных всё таки больше”. Т.е. пытки, насилие и убийства с точки зрения наших вроде бы православных современников вполне искупается и перекрывается территориальными приобретениями.

С другой стороны, вспоминают европейских современников Иоанна Грозного, например Генриха VIII в Англии или Карла IX во Франции. Выходит, что в сравнении с ними Грозный вроде и не самый кровавый, и не самый развратный из тиранов – почему бы тогда памятник не поставить?

Однако, тогда, чтобы поступить честно, на постаменте памятника надо изобразить те яркие сцены из “жития” царя, что сохранены русской церковной историей.

“С великою яростию, яко лев рыкая” – Иван Грозный в житиях святых

К первой половине царствования Иоанна IV относится упоминание о нем в житии московского юродивого Василия Блаженного (+1557)

Читать еще:  Записки из подполья религиозной жизни в СССР

После Литургии в Кремле, Василий Блаженный схватил царя за полу кафтана и спросил: “— Почему я тебя в храме не видел, государь?!”

“— Откуда же я иду?” – удивился царь.

“— Идешь ты из храма,” — согласился Василий, — да только во время службы ты не там, а на Воробьевых горах был!”

Царь тогда планировал построить свой новый дворец…

По дошедшим до нам свидетельствам современников, Василий Блаженный был единственным человеком, который пользовался уважением царя и мог так просто его обличать.

С учреждением опричнины в 1565 году, место царя в житиях меняется…

Святитель Герман Казанский (+1567) – монах, миссионер, архиепископ. В 1566 году он был избран помимо его воли царем Иоанном Грозным в митрополиты Московские. В митрополиты поставлен еще не был, когда во время беседы “убеждал царя обратиться к праведной жизни”. Всколе архиеп. Герман был найден мертвым. Переоблачение мощей святого в конце XIX века показало, что голова его была отрублена.

Святитель Филипп Московский (+1569). 22 марта 1568 года в Успенском соборе Кремля он так обратился обратился к царю:

О Государь! Мы здесь приносим жертвы Богу, а за олтарем льется невинная кровь христианская. Отколе солнце сияет на небе, не видано, не слыхано, чтобы Цари благочестивые возмущали собственную Державу столь ужасно! В самых неверных, языческих Царствах есть закон и правда, есть милосердие к людям — а в России нет их! Достояние и жизнь граждан не имеют защиты. Везде грабежи, везде убийства и совершаются именем Царским! Ты высок на троне; но есть Всевышний, Судия наш и твой. Как предстанешь на суд Его? обагренный кровию невинных, оглушаемый воплем их муки? ибо самые камни под ногами твоими вопиют о мести. Государь! вещаю яко пастырь душ. Боюся Господа единого!

После этого, царь пытал и казнил многих приближенных митрополита Филиппа и его родственников из рода Колычевых. В том же году состоялся беззаконный суд, лишивший святителя сана и отправивший его в ссылку. В 1569 году по приказу царя свт.Филипп был задушен в Твери Малютой Скуратовым, ближайшим сподвижником Иоанна Грозного.

Преподобный Корнилий Псково-Печерский (+1570). Аскет, иконописец, многолетний игумен Псково-Печерского монастыря. Число монастырской братии при нем увеличилось с 15 до 200 человек. Строитель храмов, собиратель древне-русской книжности. В 1570 он встречал царя в воротах монастыря. Царь, увидев мощные монастырские стены, заподозрил игумена в измене и тут же собственноручно убил. В летописи пишется, что царь тут же раскаялся и понес тело убиенного в монастырский Успенский собор. Это дорога до сих пор носит название “Кровавый путь” и на маленький желобок в ее центре богомольцы не наступают – там текла кровь св. Корнилия, который, как написано в той же летописи, «от тленнаго сего жития земным царем был предпослан к небесному царю в вечное жилище».

В том же 1570 году, как свидетельствует Псковская летопись, “прииде царь… с великою яростию, яко лев рыкая, хотяй растерзати неповинныя люди и кровь многую пролити”. На одной из улиц Пскова навстречу ему выбежал блаженный Николай (Никола Саллос) верхом на палке, будто скача на коне, и закричал царю: “Иванушко, Иванушко, покушай хлеба-соли, а не христианской крови”.

Когда царь пришел в келью блаженного, тот предложил царю на угощение кусок сырого мяса. “Я христианин и не ем мяса в пост”, – сказал ему Иоанн. – “Ты пьешь кровь человеческую”, – отвечал ему блаженный, поучая царя “многими ужасными словесы”, чтобы тот прекратил убийства и не грабил святые Божии церкви. Только после того, как по слову юродивого, под царем пал его лучший конь, Грозный, приказав остановить грабеж, бежал из города.

Список можно было бы продолжать и далее.

По сути, Иоанн Грозный выступает в житиях как жестокий и безрассудный правитель, внешне исполняющий церковные обряды и установления, по сути же попирающий все Божии и человеческие законы.

Установка памятника исторической личности – знак почитания и уважения совершенных поступков. Думаю, даже приведенных свидетельств русской церковной истории достаточно, какие поступки почитают и уважают наши современники, увековечившие память царя Ивана Грозного.

PS. Обсуждение в социальных сетях показывает несколько причин почитания Иоанна Грозного. Прежде всего: “Взятие Казани и Астрахани, победа при Молоди, присоединение Сибири”, то есть ” результатов положительных всё таки больше”. Т.е. пытки, насилие и убийства с точки зрения наших вроде бы православных современников вполне искупается и перекрывается территориальными приобретениями.

С другой стороны, вспоминают европейских современников Иоанна Грозного, например Генриха VIII в Англии или Карла IX во Франции. Выходит, что в сравнении с ними Грозный вроде и не самый кровавый, и не самый развратный из тиранов – почему бы тогда памятник не поставить?

Однако, тогда, чтобы поступить честно, на постаменте памятника надо изобразить те яркие сцены из “жития” царя, что сохранены русской церковной историей.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector