0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Православные молитвы ☦

Оглавление:

«Господи Иисусе Христе, Боже, Спасителю наш, Неисчерпаемая бездно милости, щедрот и любве, смерти и греха не сотворивый, и еще в раи определивый прародителем нашим вечныя и святыя и блаженныя жизни причастницы быти! Егда же по действу диаволю, человекоубийцы искони, едином человеком грех в мир вниде и грехом смерть, тогда по неизреченному человеколюбию Твоему Ты определил еси Крестом и Воскресением Своим свободити согрешившия люди Твои от пропасти адовы и смерти вечныя. И егда прииде исполнение времен, Ты снисшел еси во днех плоти Своея, яко Пастырь Добрый, на взыскание заблудших овец Твоих, и прежде Креста Своего и вольныя страсти в Вифанию пришед, Ты единым словом Лазаря, друга Твоею, умерша и погребенна, воззвав от ада, из мертвых воскресил еси. И тако велиим сим и страшным чудом прежде живоносныя смерти Твоея смертную державу потрясл еси, предвозвещая четверодневнаго возстанием скорое Твое, Живодавче Христе, тридневное из мертвых Воскресение, нас всех уверил еси, яко хощеши темнообразное адское царство крепостию Своею сокрушити и общее Воскресение всех явити, показуя Лазаря, яко пакибытия нашего предначатие спасительное. Сего ради и мы недостойнии с Марфой и Марией ныне да ликуем светло и с Вифанией да торжествуем, безмерное Твое снисхождение ныне празднующе и прослезением Твоим над Лазарем будущее утоление слез и смерти умерщвление радостно предначинающе. Сподоби же и всем нам душами чистыми и нескверными умы, кротким же сердцем и смиренным нравом, с Вифаниею Тебе, кроткаго Владыку, прияти, и лукаваго гордыню сокрушити, и отверсти входы сердец наших, да с верою, якоже Мария, помажем миром любве пречистии нози Твои, и со всеусердием многим, яко же Марфа, послужим Тебе, вкушающе Пречистое Тело и Самую Честную Кровь Твою на таинственной Вечери Твоей, на нейже облязи с нами и источи нам многоценое молитвы миро, и слезы покаяния, и благоухание целомудрия и чистоты, да тако благоукрашеннии и просвещеннии, услышим глашение Твое: “Се стою при дверех и толку”, и по гласу Твоему да отверзем двери сердца и обитель сотворим Тебе, выну служаще Тебе и прославляюще Тя со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.»

Леденцы для Лазаря

Архимандрит Савва (Мажуко)

Лазарева суббота – один из самых утешительных дней поста. Может быть, самый утешительный. Потому что самый последний. Этим днем, действительно, заканчивается Великий пост.

Возвеселитесь упостившиеся, возликуйте уговевшиеся!

Отрада – постникам! Амнистия – говельщикам!

Пасха грядет! Пасха у дверей!

И это воистину так. Во-первых, закончились положенные сорок дней пощения, и в канун субботнего дня в храмах поют стихиру византийского императора Льва Мудрого на восьмой глас – напев, который к концу поста все уже выучили:

Душеполезную совершивше Четыредесятницу,
и Святую седмицу Страсти Твоея,
просим видети, Человеколюбче,
еже прославити в ней величия Твоя,
неизреченное нас ради смотрение Твое,
единомудренно воспевающе:

Господи, слава Тебе.

Даже мудрому императору хорошо от мысли, что пост позади, Четыредесятница завершена, а впереди сияет огнями Пасха Крестная и Пасха Воскресения. Об этом он и просит: чтобы Господь дал силы «увидеть Святую седмицу Страсти».

Но прежде седмицы Страстей укрепил Господь каждого историей Лазаря четверодневного. Невероятнейшее событие! Воскрешали пророки, подымали из мертвых и до Христа. Но обратить вспять тление – кому это под силу?

Вечером в пятницу, накануне Лазаревой субботы, в храмах читают изумительный канон на повечерии святого Андрея Критского. Постом мы не раз слышали его стихиры и каноны, а об этом знают лишь знатоки и ценители. Большой канон. Полновесный. Это поэзия восторга перед чудом воскрешения Лазаря:

Кто виде, кто слыша, яко воста человек мертвый смердящий?
Илия убо воздвиже и Елисей!

Но не от гроба!

Но ниже четверодневна!

За шесть дней до Пасхи Христос приходит к пещере, где был похоронен Лазарь. Его останавливают: Господи! Он уже четвертые сутки во гробе! Уже смердит! Как можно открыть этот гроб? Но покоряются, и слышат слово со властью: «Лазаре, гряди вон!»

Мои ученики очень любят этот праздник. У нас была традиция приходить в этот день в церковь, чтобы послушать «Лазаря». Мой хор всегда пел на Лазареву субботу произведение композитора Шорина «Прежде шести дней бытия Пасхи» – красивейший концерт по запричастном стихе. Там есть дуэт сестер Лазаревых – Марфы и Марии, а в конце – соло баритона, который пропевает слова Христа, завершающиеся троекратным «Лазаре! Гряди вон!». Из-за хронического отсутствия злодея-солиста эту часть приходилось петь мне, псевдо-баритону. Получалось не очень убедительно, но дети всю службу ждали и нетерпеливо заглядывали на клирос: ну, когда уже? И как они потом радовались, когда слышали это ликующее «Лазаре! – Лазаре! – Лазаре! Гряди вон!». Отчего всегда так хорошо, как пропоешь этот концерт? Не знаю до сих пор. Видимо, в самой службе есть нечто такое утешительное и переполненное жизнью, что хватает этой радости и ликования потом надолго.

Облачение в этот день – белое. По настроению праздника. Еще и потому, что в этот день в древней Церкви крестили оглашенных. Если прислушаетесь, на литургии будут петь «Елицы во Христа крестистеся» вместо «Святый Боже». Это и есть след древних крещальных литургий.

Вечерняя служба уникальна. После чтения кафизмы вдруг неожиданно открываются Царские врата, и священник в торжественном облачении совершает каждение всего храма под пение воскресных припевов «Ангельский собор удивися». А ведь это – пасхальное песнопение! И это еще не все отголоски Пасхи! После каждения весь храм вдруг запевает «Воскресение Христово видевше». Разве не Пасха? Разве не переполняют чувства, не накрывает волной от предвкушения невечерней радости?

Икона святого праведного Лазаря Четверодневного. Фото: zachatevmon.ru

В XIV веке византийский историк Никифор Ксанфопул написал целый свод наставлений для Триоди. Называются эти тексты «Синаксари», то есть собрания, сборники. Ксанфопул собрал сведения из разных источников и поместил их в Триодь. Эти синаксари есть и в наших Триодях, хотя читать их не самое простое занятие. Но синаксарь в субботу Лазареву я люблю за некоторые подробности о жизни друга Христова, который, согласитесь, был самым необычным из учеников Спасителя.

Из Евангелия от Иоанна мы знаем, что у Лазаря были сестры Марфа и Мария, и жили они все вместе в Вифании, недалеко от Иерусалима.. Но что же было потом, после воскресения? Ксанфопул все расскажет. Из-за зависти иудеев, собравшихся Лазаря убить, друг Христов вынужден был бежать на Кипр. Там он стал епископом и прожил еще тридцать лет, пока уже совсем не умер.

Читать еще:  «Зачем ты живёшь?». Лекция профессора Осипова

Лазарь – самый лучший, самый интересный. В юности я все переживал: что же он не рассказал, что увидел там, за гробом? Какой ад? Какие райские обители? Что происходит в момент смерти? Не больно ли это?

А Лазарь молчит. Никаких даже «подметных тетрадей» не оставил.

Но синаксарь проговаривает одну крайне неожиданную тайну Лазаря: «Глаголется же, по ожитии ничесоже ясти кроме услаждающаго». То есть Лазарь после воскресения вкушал только сладкое, и ничего кроме сладкого.

Таким он нам ближе всех!

Мне кажется, это очень важная деталь истории Лазаря. Сладкое – символ живого. Дети любят сладкое. Дети слишком живы. Наши сладкие каши, которые мы делаем в поминальные дни, это не просто архаика или туманная мифология. Это исповедание веры в то, что люди, на самом деле, не умирают. Где сладкое – там живое. Потому что жить – это хорошо! И Лазарь после своего первого воскресения просто радовался жизни. И если бы я был иконописцем, обязательно изображал бы этого чудесного епископа града Китийского с шоколадкой в руке, или в архиерейской мантии в крошках от пряников, или с огромным леденцом в руках. А на лице – огромная радость о том, что жив. А там, где он уже бывал, о чем память не хочет хранить воспоминаний, отравившись туманом и дремотой небытия, теперь уже все по-другому. И ждет его там – самый большой и лучший друг, Даритель Жизни и Сам – Жизнь.

Молитвами друга Твоего Лазаря, Христе Боже, помилуй нас!

Синаксарь в Лазареву субботу

Стихи:
Ты плачешь, Иисусе, — это от человеческой природы,
А друга воскрешаешь — Божественной (Твоею) силой.

В этот день мы празднуем воскрешение святого праведного Лазаря Четверодневного, друга Христова. Он был по рождению иудей, по вероисповеданию — фарисей, сын фарисея Симона, как где-то говорится, родом из Вифании. Когда же Господь наш Иисус Христос совершал Свой земной путь ради спасения человеческого рода, Лазарь стал Его другом таким образом. Поскольку Христос часто беседовал с Симоном, ибо и тот чаял воскресения мертвых, и много раз приходил в их дом, то Лазарь вместе с двумя своими сестрами, Марфой и Марией, полюбился Ему как родной.

Приближались спасительные Страсти Христовы, когда уже подобало тайне воскресения открыться с достоверностью. Иисус пребывал за Иорданом, прежде воскресив из мертвых дочь Иаира и сына вдовы (наинской). Друг же Его Лазарь, тяжело заболев, умер. Иисус, хотя и не был там, говорит ученикам: Лазарь, друг наш, уснул, а через некоторое время снова сказал: Лазарь умер (Ин. 11: 11, 14). Позванный сестрами его, Иисус, оставив Иордан, пришел в Вифанию. Вифания же была близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати (Ин. 11, 18). И встретили Его сестры Лазаря, говоря: «Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат наш. Но и теперь, если Тебе угодно, Ты воздвигнешь его, ибо (все) можешь» (ср.: Ин. 11, 21—22). Иисус спросил иудеев: где вы положили его? (Ин. 11, 34). Тогда все пошли ко гробу. Когда же хотели отвалить камень, Марфа говорит: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе (Ин. 11, 39). Иисус, помолившись и прослезившись над лежащим, воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон (Ин. 11, 43). И тотчас вышел умерший, его развязали, и он пошел домой.

Это неслыханное чудо возбудило у иудеев зависть, и они решили убить Иисуса; но Тот снова, уклонившись от них, ушел. Первосвященники же задумали убить и Лазаря, так как многие, видя его, уверовали во Христа. Но Лазарь, узнав об их замысле, удалился на остров Кипр и жил там, а впоследствии апостолами был поставлен епископом города Китий [1] ; пожив свято и богоугодно, он через тридцать лет после того, как ожил, снова умер и был погребен на Кипре, совершив (при этом) многие чудеса. Предание говорит, что после воскрешения он хранил строгое воздержание и что (епископский) омофор подарила ему Пречистая Матерь Божия, сделав Своими руками. Император Лев Мудрый после одного божественного видения перенес честные и святые мощи Лазаря с Кипра в Константинополь, в созданный царем храм во имя этого святого, с почестями положив их в драгоценной раке справа от входа, напротив святого алтаря. И теперь еще честные его мощи пребывают там, источая какое-то неизъяснимое благоухание.

Праздновать же в сегодняшний день воскрешение Лазаря установили святые и богоносные отцы наши, а скорее святые апостолы, после сорокадневного поста для очищения намереваясь священнодействовать святые Страсти Господа нашего Иисуса Христа. Поскольку они считали воскрешение Лазаря первым и основным поводом для злоумышления иудеев против Христа, то и поместили здесь это необычайное чудо, которое описывает один евангелист Иоанн [2] , в то время как другие евангелисты опускают, — ведь (при них) Лазарь был еще жив, и его можно было реально видеть. Ибо тогда необходимо было доказать [3] , что Христос — Сын Божий и Бог, что Он воскрес и будет воскресение мертвых, в чем лучше всего убеждал Лазарь. — Говорят, будто для (уверения в этом) и все Евангелие (от Иоанна) было написано, так как другие евангелисты вовсе не упоминают о безначальном рождении Христа.

Лазарь ничего не поведал о находящемся в аду, поскольку ему или не пришлось видеть тамошнего, или повелено было молчать об увиденном.

Отсюда и любой человек, недавно умерший, называется лазарем, и погребальная одежда называется таинственным словом лазарома [4] , — чтобы напоминать о первом Лазаре. Ибо как тот по слову Христа восстал и вновь ожил, так и этот, хотя и умер, но будет жить вечно, воскреснув при последней трубе.

Христе Боже, молитвами друга Твоего Лазаря помилуй нас. Аминь.

13 апреля 2006 г.

[1] Китий — город на южном берегу острова Кипр, близ нынешнего местечка Ларнака.

[2] Святой апостол Иоанн Богослов писал Евангелие позже всех, уже после смерти Лазаря. (Кончина Иоанна последовала в начале II века). Время написания первых трех Евангелий: Матфеем — около 41 г.; Марком — 46 г.; Лукой — 61—62 г. Праведный Лазарь преставился в 63 г. по Р. Х.

[3] По Софронию, Иоанн Богослов написал свое Евангелие в противовес ереси евионитов, утверждающих, будто Христос не существовал прежде рождения от Марии.

[4] Лазарома (евр.) — погребальная одежда, плащаница, которой у евреев обычно обвивали тела усопших.

С Лазаревой субботой!
Да воскреснет Российская Церковь и Русь Святая, яко Лазаре Четверодневный, друг Христов!

Праведный Лазарь, брат Марфы и Марии, жил в селении Вифания, у подножия Горы Елеонской, недалеко от Иерусалима. Через это селение проходило множество народа, странников и путешественников со всего света во святой Град. Имя «Елизар» в переводе с еврейского означает «Помощь Божия». Селяне Вифании и многие путники уважали этого скромного человека, труженика, мужа веры, старались брать с него пример. Люди часто обращались к доброму Лазарю за помощью или советом. И он сам почему-то любил всем помогать. Потому что искренне любил людей. Всегда и во всём был для них приветен, улыбчив, безотказен.

Читать еще:  Маги которые реально помогают. Где найти настоящую колдунью или ведьму, которая способна помочь? Как используются магические способности

Во время Своей земной жизни Христос часто посещал дом Лазаря, которого полюбил и называл Своим другом (Ин. 11, 3; Ин. 11, 11). Здесь Он всегда обретал покой, поддержку и полное понимание. Близость Спасителю, Его любовь и доверие, не сделали Лазаря гордецом. Скорее наоборот, он только терзался от недостоинства, сокрушался и недоумевал: «откуда мне сие?» Может быть один из всего народа иудейского в те времена, Лазарь стремился хоть чем-то оправдать любовь Иисуса и Его дружеское внимание к его семье. Безграничная вера и искренняя любовь Лазаря были подвергнуты страшному испытанию, так как именно через Лазаря Творец явил всю славу Сына, зенит Его духовной силы. Итак, Лазарь не только умер, но был низведён Богом во ад, где воочию узрел муки грешников.

Но когда Лазарь уже четыре дня пролежал во гробе, Христос пришёл наконец в Вифанию и воскресил его из мёртвых (Ин. 11, 17-44). Это Чудо стало триумфом земной жизни Христа, Его великой победой. Соединение семьи. Утешение безутешных сестёр. Потрясение селян. Раскаты славы во всей Иудее и далеко за её пределами. Прообраз торжества полной и окончательной победы Христианства по всей Земле. Многие иудеи и язычники, услышав о Чуде Воскрешения Лазаря, приходили в Вифанию и, удостоверившись в его действительности, становились последователями Христа. За что первосвященники и хотели убить Лазаря.

Да, всё это было именно так. И при Входе Христа во Иерусалим на жеребяти, воскрешённый Им Лазарь был рядом. Живое свидетельство того, что Богу всё подвластно. Что Он Всемогущий Повелитель самой смерти. Только веруй искренне, как всегда верил Друже Христов, и вечно будешь жив и присно спасён. Всё было именно так. Всеобщее ликование. Потрясённый Чудом великий Город. Восторженные толпы, с охапками цветов и пальмовых ветвей, срывающие с себя одежды, поющие Осанну, бегущие, чтобы прикоснуться или хоть взглянуть на Христа. Его божественная красота, величие. Смиренная улыбка и благословенние всем и сокровенный, переполненный теплом благодарности взгляд, – ему, простому селянину Лазарю.

Но был ли он счастлив, что воскрес из мертвых? Никто этого не знает. Но говорят, и святое Предание сохранило этот факт, что до конца своих дней Лазарь так ни разу и не улыбнулся. Даже когда Сама Богородице почтила его Своим вниманием на Крите и поднесла ему царственно расшитый крестами папий. Добрый и улыбчивый от рождения, Лазарь не мог больше улыбаться. После всего того, что увидел в аду, Лазарь стал другим человеком: Откровения. Бог удостоил его увидеть весь ужас и масштаб той духовной брани, которую Ему приходится вести с денницей и падшими ангелами. Такая вот выпадает честь верным Его.

Недаром после Своего Воскресения Иисус послал Марию Магдалину именно к Апостолам, но не к Матери, не к другу Лазарю и его сёстрам. Потому что они знали и не верили в возможность смерти Иисуса. Чудо Воскрешение Лазаря явилось для них предуведомлением о том, что случится с Самим Христом. Эти четверо были людьми Откровения. Их судьба, как и судьба Лазаря, Иова многострадального и тех немногих из верных, кто не усомнился, это великий Урок всем нам. И это наша великая Надежда, если усвоим этот Урок. Мы должны осознать простую истину: Бог выбирает по смирению, а награждает порой тяжкими испытаниями. Поэтому вера и следование Христу – не гарантия райской жизни на Земле. Скорее наоборот, ведь близость к Богу это всегда нахождение в самом эпицентре духовной брани. И только если крепко держимся за Него, как Лазарь, как тонущий в пучине Апостол Пётр, как сотник Иаир, – только так сможем удержаться и не погибнуть в том кошмаре испытаний, который каждый верующий, каждый истинный христианин, увы, принимает на себя.

Будем же готовиться и станем готовы к этим испытаниям за веру и за Господа. И когда они случатся, не станем сетовать и вопрошать, подобно малым детям: «за что мне всё это?». Возблагодарим достойно, что удостоились сопострадать Христу за род человеческий. Как Друг Лазарь, который все свои 30 лет после Воскресения провёл в скорби и непрестанной молитве за души тех страдальцев, которых увидел в своём кратком путешествии по кругам Возмездия. Что большего мог он сотворить для своего Друга? Если бы мы с вами и все люди смогли хоть чуть-чуть постараться брать пример с Лазаря, наш мир наверняка давно бы уже стал другим.

Более всего св. Лазарь упоминается в Евангелии от Иоанна (Ин. 12, 1 – 2, Ин. 12, 9 – 11). Воскрешение Лазаря воспоминается Церковью в субботу шестой недели Великого поста, «Лазареву Субботу». После воскрешения, святой Лазарь жил ещё 30 лет. Из-за преследования за веру, вынужден был уехать на Крит. Сначала жил отщельником, в земляной пещере на берегу океана, затем епископствовал в Китии, современная Ларнака, где распространял Христианство, исцелял и творил чудеса. Там же мирно почил. Святые мощи епископа Лазаря были обретены в Китии. Они лежали в мраморном ковчеге, на котором было написано: «Лазарь Четверодневный, друг Христов». Византийский император Лев Мудрый (886 – 911) повелел в 898 году перенести мощи Лазаря в Константинополь и положить в храме во имя Праведного Лазаря. Перенесение мощей праведного Лазаря Четверодневного, епископа Китийского, совершено в IX веке.

Песнопения Лазаревой субботы

Тропарь, глас 1:

Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря Христе Боже. Темже и мы яко отроцы победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне.

Перевод: В удостоверение пред Твоими страданиями общего воскресения Ты, Христе Боже, воскресил из мертвых Лазаря. Поэтому и мы, как дети, с символами победы в руках, восклицаем Тебе, победителю смерти: осанна в Небесах! Благословен Идущий во имя Господне!

Стихира на вечерне в пятницу, глас 8:

Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу страсти Твоея, просим видети Человеколюбче, еже прославити в ней величия Твоя, и неизреченное нас ради смотрение Твое, единомудренно воспевающе: Господи слава Тебе.

Перевод: Окончив полезный душе сорокадневный пост, мы просим, Человеколюбец, <дать>нам увидеть и святую неделю Твоих страданий, чтобы в течение ее прославить великие дела Твои и Твое несказанное о нас попечение, единомысленно воспевая: Господи, слава Тебе!

Читать еще:  Без эфира. Можно ли жить в мире и не быть ему рабом?

Друг Христов Лазарь

Слово Священномученика Серафима (Звездинского), епископа Дмитровского

В Вифании был некто по имени Лазарь, которого любил Иисус Христос, и две были у него сестры: одну звали Марфой, другую Марией. Простые были это люди, гостеприимные, радушные, добрые. За простоту их и детскую веру Спаситель нередко бывал у них в доме. Сей Странник, Который не имел, где главы подклонить, находил Себе здесь приют и отдых от трудов Своих. И вот, как вихрь какой, как буря, налетело вдруг на этот благочестивый дом несчастие: тяжким, лютым недугом заболел Лазарь.

Заболел… И немного спустя умер, и был погребен, горько оплакиваемый своими сестрами и всеми присными. Скорбь сестер Лазаревых была еще горше оттого, что в это время не было с ними их Утешителя сладостного, их Учителя милостивого, а был Он тогда по ту сторону Иордана, творя там велия чудеса: слепым давая прозрение, хромым хождение, мертвых воскрешая, как будто от сна возбуждая, и от всяких болезней словом единым исцеляя, здравие всем подавая…

Провидел Иисус Христос Своим Божеством, что Лазарь, друг Его, умер и сказал апостолам: «Се, друг наш, Лазарь, умре». Сказал и пошел с ними в Вифанию. Когда же приближались они к Вифании, на пути встретили их Марфа и Мария; подошли они, скорбные, ко Иисусу, пали со слезами на пречистые Его ноги и горестно воскликнули: «О Господи, если бы Ты был у нас, Лазарь, наш брат, не умер бы тогда» Благий же Господь сказал им в ответ: «Если веруете, паки жив будет». Они же, от скорби глубокой сего утешения как бы не слыша, с плачем и воплем великим говорили Ему: «Господи, Господи, брат наш Лазарь, четыре дня уже как в гробу лежит и смердит!» Тогда Зиждитель Господь, как бы не ведая, где погребен был умерший, вопросил их: «Покажите Мне место, где положили его». И со множеством многим народа изошли с Ним на гроб, и место, где погребен был умерший, Ему указали. Когда же Иисус Христос подошел к могиле, то повелел отвалить от нее лежащий на ней тяжелый камень.

Взяли от гроба камень, и какой-то священный трепет пробежал внезапно по всем; все как-то смолкло кругом. Смолкло, затихло; благоговение какое-то всех охватило: Господь наш Иисус Христос, Сын Божий, на небо смотрел в это время – туда, где Отец Его обитает. Смотрел и молился… О, эта молитва – как пламень горячий она пламенела и словно на крыльях быстролетных орлиных неслась она к небесам! Молился Христос, и слезы, капля за каплей, как будто бы капли росы благодатной, из очей Его пречистых струились.

Помолился Спаситель, и молитву закончил хвалою Отцу Своему: «Отче, хвалу Тебе воздаю, что услышал Ты Меня, Аз же ведех, яко всегда Мя послушаеши, но, народа ради стоящего, рех, да веру имут, яко Ты Мя посла и прославят имя Твое святое!» И сие изглаголав, велиим гласом воззвал: «Лазаре, гряди вон!» От грома гласа сего заклепы расторглись ада, весь ад застонал от болезни своей. Застонал, и, стеная, врата он свои растворил, – и Лазарь умерший оттуда изшел. Как лев из вертепа, изшел он из гроба; или, лучше сказать, подобно тому, как орел вылетает из бездны, из адовых уз излетел он. И стал он, повитый укроем, пред Господом Иисусом Христом, поклонился Ему как Сыну Божию, прославил Его, жизнь ему даровавшего.

Затем взял Лазарь погребальные пелены свои, как Господь повелел, и пошел вслед за Христом. По пути же за Иисусом и Лазарем шел весьма многий народ, провожавший Его до самого двора Лазарева. Всем сердцем и всею душою возрадовался и возвеселился Лазарь, когда увидел дом, в котором жил он со своими сестрами. Веселились и радовались с ним и все его присные. И, сотворив молитву Богу, вошел с сестрами Лазарь в дом свой. Туда же вошел и Господь Иисус Христос, пребывши у Лазаря два дня. О, Гость желанный, Иисус сладчайший! Какую радость от общения с таким Гостем переживали в своих сердцах Лазарь и сестры его! Воистину неизреченна, несказанна была эта радость.

Не радовались только архиереи да книжники иудейские: зависть дьявольская съедала их душу. От диавола движимые, взбесились они на Христа и на Лазаря: совет свой неправедный собрали и на нем порешили убить их обоих. Иисус же, Божеством Своим уведав совет сей иудейский, ушел из Вифании, ибо не пришел еще час Его. А Лазарь, по благословению Господню, отбежал на остров Кипр. На этом острове был он впоследствии поставлен апостолами во епископа. Говорят, что по воскрешении до самого своего преставления Лазарь, какую бы пищу ни вкушал, вкушал ее с медом, и без меда никакой пищи не мог уже есть. Так делал он от горести адской, в которой пребывала его душа, прежде нежели Господь Спаситель воззвал его из гроба. Вот чтобы не вспоминать об этой адской горести, чтобы заглушить ощущение, переживание этой горести в своей душе, Лазарь и вкушал одно лишь сладкое, медовое.

О, возлюбленные, как же, стало быть, горька сия адская горечь, как страшна она! Бояться будем, чтобы не испытать ее нам за грехи наши. Лазарь не мог избежать адской горести, ибо Иисус Христос тогда еще не пострадал, не воскрес и не вознесся на небеса. Посему и все, до Христа умершие, неизбежно были причастны сей горести адской. Но Своею честною Кровию Христос потребил сию горесть, и нам, верующим в Него, если будем жить по Его заповедям, можно вовсе и не узнать сей горести. Потщимся же, возлюбленные, достигнуть этого!

Говорят также про Лазаря, что омофор, который он носил, Сама Пресвятая Владычица наша Богородица, Матерь Господня, сделала и вышила своими руками и Лазарю его подарила. Он же дар этот бесценный приим честно от Владычицы нашея Богородицы, со умилением теплейшим до земли Ей поклонился, целовал Ея нозе и Бога вельми благодарил…

По воскрешении своем, добре и богоугодно пожив еще тридцать лет, Лазарь паки почил с миром, отошел в Царство Небесное. Святое же тело его премудрый царь Лев, по некоему Божественному явлению, с острова Кипра перенес в Царьград и во святом храме, во имя Лазаря созданном, положил честно в серебряной раке. Рака сия велие и неизреченное благоухание и аромат источала и исцеления подавала всяким недугам людей, с верою притекавших ко гробу святого друга Божия Лазаря.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector