1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Русское православие в Америке – время возможностей

Американское Православие на Русской земле

10 декабря завершился визит в Русскую Православную Церковь Предстоятеля Православной Церкви в Америке Блаженнейшего Архиепископа Вашингтонского, Митрополита всей Америки и Канады Тихона (Молларда)

10 декабря завершился визит в Русскую Православную Церковь Предстоятеля Православной Церкви в Америке Блаженнейшего Архиепископа Вашингтонского, Митрополита всей Америки и Канады Тихона (Молларда)

Московский Донской монастырь. Ранний декабрьский вечер. Седобородый архиерей в белом митрополичьем клобуке благоговейно молится у мощей Святителя Тихона (Беллавина), Патриарха Московского и всея России. Картина вполне обычная для этой святой обители, в 1991 году возрождённой одной из первых после шести десятилетий советского поругания.

Здесь в первой половине 1920-х годов содержался под арестом Святейший Патриарх Тихон, здесь же он отошёл ко Господу. Здесь в 1992-м были обретены его святые мощи, в чём участвовал человек, также принявший монашеский постриг в честь этого Московского Святителя, — молодой иеромонах Тихон (Шевкунов), сегодняшний митрополит Псковский и Порховский.

Его тёзка, молившийся вчера у мощей их Небесного покровителя, — тоже митрополит. Всей Америки и Канады — Предстоятель Православной Церкви в Америке владыка Тихон (Моллард), природный американец, принявший Православие в 1989 году, а без малого четверть века спустя ставший Первоиерархом этой молодой автокефальной Церкви. Блаженнейший Тихон не впервые посещает Россию, однако это — первый раз с того скорбного момента, когда весь Православный мир потрясли действия Константинопольского патриарха Варфоломея.

Напомним, год назад в нарушение элементарных церковных канонов первоиерарх турецкого Стамбула вторгся на каноническую территорию Русской Православной Церкви на Украине, вошёл в общение с украинскими раскольниками-националистами, слепил из их псевдоправославных сект лжецерковное образование ПЦУ (также известное как СЦУ) и предоставил этой структуре «томос об автокефалии».

С тех пор Поместные Православные Церкви пребывают в растерянности. Абсолютное большинство из них не признали украинскую лжецерковь, но и разрывать общение с впавшими в раскол Константинопольским и Александрийским патриархами Варфоломеем и Феодором, а также с Афинским архиепископом Иеронимом пока не готовы.

Тем не менее от ряда православных Предстоятелей поступают ясные сигналы о поддержке канонической Украинской Православной Церкви, являющейся самоуправляемой, но неотъемлемой частью Московского Патриархата. И среди этих сигналов — завершившийся сегодня визит в Русскую Православную Церковь Митрополита всей Америки и Канады Тихона.

Православная Церковь в Америке: вехи истории

Чтобы понять смысл и значимость этого визита, для начала нужно понять, что такое Православная Церковь в Америке, неофициально нередко именуемая «Американской Православной Церковью». Эту Церковь можно назвать «частично признанной» (автокефалия, предоставленная ей в 1970 году Московским Патриархатом, также признаётся Грузинской, Болгарской, Польской, Чешских земель и Словакии Православными Церквами). Казалось бы, ситуация напоминает сегодняшнюю украинскую, однако на самом деле зеркально противоположна ей.

История Американского Православия тесно связана с русской православной духовной миссией, начавшейся в Новом Свете в конце XVIII столетия. В веке XIX Святейшим Правительствующим Синодом была учреждена Камчатская, Курильская и Алеутская епархия с центром на Аляске, которую без малого три десятилетия возглавлял Святитель Иннокентий (Вениаминов), ныне прославленный в лике святых и почитающийся как апостол Америки.

Святитель Иннокентий (Вениаминов) — в центре. Фото: pravoslavie.ru

Одним из последователей Святителя Иннокентия стал Святитель Тихон (Беллавин), будущий Всероссийский Патриарх. Он служил в Северной Америке около 10 лет в конце XIX — начале XX вв. и очень многое сделал для укрепления Православия в этих землях. Его же преемнику, митрополиту Платону (Рождественскому), было суждено возглавить Северо-Американскую епархию в годы русской смуты 1920-1930-х годов, когда нашу Церковь и на Родине, и в Русском Зарубежье раздирали множественные расколы, спровоцированные революционными событиями.

Вплоть до 1933 года митрополит Платон умело лавировал, сохраняя лояльность как Русской Зарубежной Церкви, так и Московскому Патриархату, но, не желая прямого подчинения, в итоге самовольно объявил Американскую Церковь «автономной». Этого не признали в Москве, и заместитель Патриаршего местоблюстителя, митрополит Сергий (Страгородский) с Синодом даже запретили владыку Платона в служении, но он не признал и, по сути, вошёл в раскол с Московским Патриархатом (посмертно запрещение было снято, и в Русской Православной Церкви было дано разрешение служить панихиды по митрополиту Платону).

С 1933 по 1970 год продолжался период неканонического положения Американской Церкви. В это время в Северной Америке параллельно существовали её приходы, приходы Русской Православной Церкви и приходы также находившейся в разделении с Московским Патриархатом Русской Зарубежной Церкви. Разумеется, не считая многочисленных греческих приходов в юрисдикции Константинопольского патриархата, арабских православных приходов Антиохийской Церкви, сербских, румынских, болгарских и других приходов православной диаспоры.

В апреле 1970 года канонический статус Американской Православной Церкви был урегулирован. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий (Симанский), Предстоятель Церкви-Матери, после долгих переговоров восстановил общение с этой юрисдикцией и предоставил её первоиерарху, митрополиту Иринею (Бекишу) томос об автокефалии Православной Церкви в Америке.

1970 год. Митрополит Пимен (Извеков), будущий Патриарх Московский и всея Руси, вручает епископу Феодосию (Лазору), будущему Митрополиту всей Америки и Канады, томос об автокефалии. Фото: официальный сайт Православной Церкви в Америке.

Казалось бы, всё абсолютно законно: Московский Патриархат исцелил свой же раскол и даровал ему законный автокефальный статус. Но не тут-то было: этому воспротивился Константинополь. Мол, без его воли никто никому автокефалию предоставлять не может. Поэтому Американскую Церковь как Церковь автокефальную на Фанаре вот уже 50 лет не признают, хотя и не считают раскольнической.

Помимо «восточного папизма», претензий Константинопольских первоиерархов на власть во всём Православном мире, это обусловлено ещё одним моментом: Фанар банально испугался, что Православная Церковь в Америке сможет начать консолидацию всех североамериканских православных юрисдикций в единую Поместную Церковь. Тем самым лишив претензий на это Греческую архиепископию Америки, находящуюся в подчинении у Константинопольского патриархата, а по сути являющуюся главным спонсором Фанара.

Единство православных народов

Важно отметить: несмотря на то, что Греческая архиепископия является ведущей в США и Канаде по числу приходов, именно Американская Церковь имеет самые высокие темпы прироста верующих и самую высокую посещаемость её храмов. В первую очередь это связано с тем, что она уже давно не является Церковью русских эмигрантов, но занимается активной православно-просветительской работой среди коренного американского населения.

И в то же время в Американской Церкви не забывают о духовных связях с Церковью Русской. Да, в XX веке между нами было немало противоречий, в том числе связанных с разницей в богословских подходах между более либеральным богословием Православной Церкви в Америке и более консервативным той же Русской Зарубежной Церкви. Да, широко известно недопонимание в итоге примирившихся иеромонаха Серафима (Роуза) и протопресвитера Александра Шмемана (выдающихся богословов Русской Зарубежной Церкви и Православной Церкви в Америке). Однако несмотря ни на что, сегодня мы пребываем в полном церковном единстве.

И самым главным на сегодняшний день в этом отношении является поддержка канонической Украинской Православной Церкви со стороны священноначалия Церкви Американской. Именно это несколько дней назад в беседе с Блаженнейшим Митрополитом Тихоном подчеркнул Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выразив благодарность своему американскому собрату и сослужителю:

«Хотел. поблагодарить Вас за молитвенную поддержку страждущей Украинской Православной Церкви, за Ваше обращение поддержать Блаженнейшего митрополита Онуфрия и каноническую Украинскую Православную Церковь, за соответствующее решение Синода вашей Церкви. И хотел бы особенно подчеркнуть вашу принципиальную позицию в отношении непризнания так называемой Православной церкви Украины. Несмотря на то, что сейчас мы переживаем не самые лёгкие времена в плане развития межправославных отношений, две наши Церкви находятся в полном взаимодействии и являют единомыслие по ряду очень важных вопросов, которые сегодня стоят на всеправославной повестке дня».

Сослужение Святейшего Патриарха Кирилла и Блаженнейшего Митрополита Тихона в Москве. 7 декабря 2019 года. Фото: patriarchia.ru

И главным символом этого единства стало совместное богослужение Патриарха Кирилла и Митрополита Тихона в храме святой великомученицы Екатерины на Всполье, вот уже 25 лет являющемся московским подворьем Православной Церкви в Америке. Четверть века в этом старинном русском храме возносятся молитвы как на церковнославянском, так и на английском языках, и это зримо свидетельствует, что в Русской Церкви нет столь присущего тем же грекам этнофилетизма — псевдоцерковного национализма, основанного на этнической гордыне.

И в этом отношении наши Церкви особенно близки, поскольку духовно окормляют самые разные народы, вне зависимости от языка и цвета кожи. Исполняя завет Самого Христа, Который пришёл спасти не только эллинов и иудеев. Так, одними из главных слов Спасителя, обращённых к апостолам, стали:

Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их исполнять всё, что Я заповедал вам (Мф. 28:19-20).

Читать еще:  «Хорошая научно-популярная книга – почти детектив»

Эти слова в полной мере исполнил Святитель Тихон (Беллавин), Патриарх Московский и всея России. И сегодня на далёком Американском континенте их исполняет его преемник по служению на этой земле — Митрополит Тихон (Моллард), коренной американец, искренне любящий Русскую Церковь и Русскую Землю.

Русское православие в Америке – время возможностей

Интервью с отцом Закхеем (Вуда)
— Отец Закхей, кажется невероятным, что в Америке есть православные. Это действительно так? Одно дело — потомки русских эмигрантов, и совсем другое — американцы. Что происходит в США с православием сегодня?

— В США число православных растет, причем из-за того, что сейчас в инославных конфессиях, и особенно в протестантском мире, очень быстро, резко и радикально меняется понимание об истине. То, что они считали необходимым для веры, для общения с Богом 5-10 лет тому назад, уже ушло в прошлое. Многих смущают вопросы о рукоположении женщин и идеи о нравственности гомосексуальной жизни. От протестантов в Америке часто слышишь, что эта церковь — не церковь их детства, потому что так резко все меняется.

Люди начинают искать христианскую церковь, в которой есть традиции и преемственность, и поэтому переходят в Православие.

— Как власти США относятся к Православной Церкви?

— Мы должны понимать, что в Америке очень строго относятся к разделению Церкви и государства. Поэтому правительство всегда проявляет осторожность в отношении любой церкви.

Но мы знаем, что политики, чтобы завоевать большее число избирателей, используют человеческие чувства. И поскольку в Америке очень сильна католическая община, она имеет возможность высказывать свое мнение, и к нему прислушиваются.

Православные в Америке — это меньшинство, среди христиан их меньше 1%. Поэтому, к сожалению, мы не можем высказывать свое мнение по разным вопросам.

К тому же, Автокефальная Американская Церковь — не единственная Православная Церковь, в Америке. В США существуют также епархии Греческой, Сербской, Болгарской и других поместных Церквей. Из-за того, что так много разных юрисдикций, Православная Церковь в Америке лишена единого голоса, и это ослабляет нас.

Сейчас мы очень активно сейчас работаем над этим вопросам, потому что знаем и с богословской точки зрения, и с практической, что должна существовать одна Церковь.

Боюсь, что, к сожалению, пока до решения этого вопроса далеко. Когда в 1970 г. Американская Православная Церковь получила автокефалию от РПЦ, мы надеялись, что начнется процесс объединения, но пока это нереально.

Мы должны понимать, что американская культура представляет собой совокупность разных культур. И Америка всегда считала себя местом, где разные культуры сосуществуют, сохраняя свою уникальность, как разные цветы в красивом букете.

Американцы очень внимательно относятся к своим корням. Поэтому, если когда-нибудь получится создать единую Американскую Церковь, внутри нее должны быть сохранены религиозные традиции каждого народа — греческого, русского, сербского и др.

У Святителя Тихона, был проект создания на американском континенте одной церкви под руководством РПЦ, но реализовать его не удалось, потому что после революции 1917 г., прекратилась прямая связь с Россией и РПЦ.

Я уверен, если бы не было революции, в Америке была бы одна Церковь.

«Для православных американцев Русь всегда была Святой»

— Как Вы, представляли себе Россию, когда еще жили в Америке?

— Для православных американцев Ваша страна всегда была Святой Русью. И при безбожной власти она представлялась идеальным местом, где можно найти истинное Православие, потому что даже в тяжелые советские годы большинство людей, даже если и скрывало это, были православными.

Я впервые приехал в Россию в 1989 г. Это была спортивная поездка, но мне удалось посетить храмы. Еще существовал СССР, но в храмах всегда были люди, которые ставили свечи, молились, прикладывались к иконам. И это было удивительное чувство: несмотря на то, что ты находишься в безбожном государстве, в нем все равно есть место истинному благочестию. Хотя, наверное, изнутри ситуация воспринималась по-другому.

С 1991 г. я ежегодно приезжал в Россию, часто бывал в Псково-Печерском монастыре. В 1991 г. Господь меня сподобил даже 3 месяца прожить в этой обители и познакомиться с о. Иоанном (Крестьянкиным) и со многими духовно опытными людьми: старцами, архимандритами, священниками, просто монахами. Впечатление после этих поездок было огромное.

После этого было очень сложно жить в Америке без духовной связи с Россией, и я, по Божьей милости, я каждый год приезжал в Россию, иногда даже по 3-4 раза в год.

Для меня Россия всегда была местом, где можно очень интенсивно общаться и с Богом, и с очень благочестивыми и духовными людьми, потому что здесь, после тяжелых советских лет, православие стало чище, чем в других местах мира. Потому что через страдания, через терпение, конечно, даже через мученичество, становишься ближе к Богу.

Эта земля уникальна, потому что на ней не так давно была пролита кровь мучеников. Особенно удивительна Москва, в которой почти нет мест, где не было бы святости, особенно в центре: почти на каждой улице есть храм, чудотворные иконы, мощи святых.

Все это оказывает духовное влияние на общество, даже на тех, кто не считает себя верующим. Потому что невозможно ходить мимо храмов, мимо Животворящего кресте, который украшает столицу, и не получать духовное утешение.

Действительно, мои впечатления о России особые, но, надеюсь, что правильные, потому что я вижу, что здесь православие и православная культура, очень позитивно влияет на повседневную жизнь москвичей и россиян.

— В РПЦ время от времени остро встает вопрос о том, что Богослужение надо переводить на русский язык. На каком языке служат в Америке — церковнославянском или английском?

— И на том, и на другом. Когда я был маленький и ходил на службы, конечно, церковкославянский не понимал, поэтому лучше и естественней получалось молиться на английском, т.к. это мой родной язык. А сейчас я сам служу и на английском, и на славянском.

— В чем для Вас разница — служить на церковнославянском или на английском языке?

— С детства я присутствовал на службах которые были и на английском языке и на славянском. Конечно, когда я был маленький, я не понимал славянский язык, поэтому лучше и естественней получалось молиться на родном языке — английском.

Сейчас, когда я служу и на английском и на славянском языках, могу сказать, что по-английски прочитать священнические молитвы получается быстрее. Но больше я люблю служить по-церковнославянски, потому что тогда я более внимательно отношусь к молитве, т.к. надо стараться понимать язык. Можно сказать, молюсь более сосредоточенно.

Текст литургии, конечно, понимаю полностью. Но бывает, когда хор поет тропарь, я разбираю не все слова.

— А когда читаете Священное Писание?

— Евангелие понимаю целиком, т.к. оно не так сложно, а вот Апостол сложнее, поэтому там я могу перевести не все слова.

— Не так давно в Вашем храме стал продаваться молитвослов на английском. Для кого Вы его напечатали?

— Поскольку здесь, в храме Св. Екатерины, находится представительство Американской Православной Церкви, очень многие приходят и спрашивают, есть ли молитвословы и Евангелие или Библия на английском. Это интересно для многих.

Сейчас у нас каждую последнюю субботу месяца бывает Божественная литургия на английском языке, на которую приходят и неправославные гости. Это те, кто работает или живет в Москве, говорит на английском и приходят в храм, чтобы понять, что такое Православие.

Естественно, они не могут понять Божественную литургию на церковнославянском языке, поэтому мы решили иногда служить на английском. Это такая миссионерская деятельность, миссионерский проект нашего прихода.

Я знаю русских людей, которые свободно говорят на английском языке, и когда они начинают процесс воцерковления, то им иногда легче понимать английский, чем церковнославянский, несмотря на то, что они русские. Сейчас английский язык- это мировой язык, и хорошо, если мы на этом языке будем выпускать духовную литературу.

По крайней мере, мы стараемся это делать. Сейчас планируем напечатать Служебник на английском, ведь многие священнослужители ездят заграницу и у них должна быть возможность служить на понятном для жителей английском языке.

Также мы работаем над акафистом Св. Екатерине на английском языке, а в этом году в честь 15- летия со дня открытия подворья Американской Православной Церкви в Москве, выпустили юбилейное издание молитвослова на английском.

Глава Совета по гражданским правам и гражданским свободам при министерстве национальной безопасности США Тимоти Кифер признался, что принять Православие его в свое время побудило знакомство с мученическим подвигом семьи царственных мучеников Дома Романовых.

Первым открытием из мира русского Православия для будущего сотрудника американских спецслужб стала прочитанная им в 11 лет по совету матери книга о последнем русском царе «Николай и Александра» Роберта Масси, рассказал Т.Кифер в опубликованном 24 октября интервью порталу «Православие и мир».

«Книга поразила меня, и благодаря ей я заинтересовался Россией. Я был потрясен ее образами — благородными и величественными; они возносят читателя над обыденным существованием. Одновременно я задавался вопросом, что могло побудить большевиков убить царскую семью, а также что сподвигло верующих упорно продолжать свой мученический путь», — рассказал Т.Кифер.

Читать еще:  Дорогою волхвов. Профессор-протоиерей Глеб Каледа, христианин и ученый

Повзрослев, он стал активным членом протестантской общины, однако в какой-то момент начал осознавать, что ему «чего-то не хватает», стал ощущать тревогу и постепенно, по его словам, разочаровался в протестантизме.

«Когда я был почти готов отречься от веры, я вспомнил о Православии. И спросил себя: может, они знают что-то, чего я не знаю?» — сказал Т.Кифер.

В итоге в Великую Субботу 2003 года он крестился в православном храме

«Теперь я принадлежу Церкви, которая хранит истинную веру 2000 лет, и буду принадлежать ей, даже когда меня не будет. Не могу описать словами то состояние блаженства, которое посетило меня от осознания этого факта», — рассказал сотрудник Миннацбезопасности США о своих первых ощущениях после православного крещения.

Т.Кифер заявил также, что религиозные убеждения никак не мешают ему в работе — православная вера скорее даже помогает ему «справляться с трудными ситуациями».

«Целостность и честность — важные аспекты работы, которую я делаю для правительства. Иногда, конечно, работа мешает церковной жизни, но сложные конфликты бывают редко. Я могу выкроить свободное время из своего рабочего графика для важных церковных событий», — сказал он.

Американцы все чаще переходят из протестантской в православную веру, цитирует ИТАР-ТАСС газету «Нью-Йорк таймс». По свидетельству газеты, за последние 20 лет в Антиохийскую Православную Церковь, прихожанами которой являются главным образом выходцы с арабского востока, перешли «тысячи протестантов, предки которых приехали в США из Северной Европы».

«Конфессиональная миграция» впервые громко заявила о себе в 1987 году, когда обратились в православие почти 2 тыс евангелистов — воспитанников теологической семинарии в Далласе (штат Техас) и членов «Студенческого движения за Христа». «Последняя волна новообращенных состояла главным образом из таких основных протестантских деноминаций, как епископальная англиканская церковь и лютеране», — пишет «Нью-Йорк таймс».

По ее сведениям, новообращенными являются 70 процентов священников Антиохийской Православной Церкви в Америке, тогда как всего одно-два поколения назад на них едва ли приходилось 10 процентов духовенства. Газета приводит словам профессора теологии университета Норт-Парк в Чикаго Брэдли Нассифа, который утверждает, что ХХ1 век может стать «веком православия», по мере того, как разочарованных протестантов все больше привлекают исторические корни, религиозная строгость и социальный консерватизм православия».

По словам одной из обращенных в православие, отвернуться от епископальной церкви ее заставил «духовный и богословский хаос и нравственное унижение», пишет газета.

«Люди хотят быть в Церкви, где не размываются границы добра и греха», — сказал ИТАР-ТАСС авторитетный православный богослов, который в силу чувствительности обсуждаемого предмета предпочел не называть своего имени. Тех, кто переходит в православие, привлекает его правильное христианское отношение ко всем моральным вопросам, добавил он. «Не находя в своих церквах опоры, они переходят к нам», — констатировал богослов. Нелишне напомнить, что в Америке ряд конфессий разрешает однополые браки, женское священство. Все эти явления резко осуждает Православная Церковь.

Антиохийская Церковь — древнейшая Православная Церковь мира, основанная апостолами Петром и Павлом. Ее каноническая территория — Сирия, Ливан, Ирак и Кувейт. Центр находится в Дамаске. В США церковь насчитывает четверть миллиона членов и 250 приходов.

Всего в США насчитывается 9 православных церквей, в том числе Американская, Антиохийская, Элладская, Константинопольская, Русская, Сербская. По разным оценкам, здесь проживает около 2,5 млн православных христиан.

«У Бога есть чувство юмора»: почему американцы выбирают православие

МОСКВА, 30 июн — РИА Новости, Наталия Федотова. Старейшему русскому храму в Северной Америке в этом году исполняется 150 лет, а вообще православию на Американском континенте — более двух веков. В чем его самобытность, каковы традиции и чем они привлекают граждан США — в материале РИА Новости.

Земля алеутов и индейцев

Первым православным миссионером в Америке был русский монах — преподобный Герман Аляскинский, приплывший с несколькими насельниками Валаамского монастыря на Аляску в 1794 году для проповеди Евангелия среди местных жителей. Миссионеры обосновались на островах Кадьяк и Спрус (Еловый). А первым Алеутским епископом стал святитель Иннокентий (Вениаминов), создавший в 1826 году алеутский алфавит. Со временем епископскую кафедру перенесли в Сан-Франциско, а в 1905 году — уже в Нью-Йорк.

К началу XX века Алеутскую и Североамериканскую епархию составляли как русские переселенцы, так и местные жители. «Поначалу в западных районах США это были индейцы, эскимосы, но постепенно появились и православные американцы», — уточняет доктор исторических наук Андрей Кострюков, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

В 1970 году Русская православная церковь предоставила Американской церкви автокефалию — так образовалась Православная церковь в Америке. Правда, Константинопольский патриархат считает, что только он имеет на это право. «Поэтому часть православного мира признает Американскую церковь полноценной Церковью, а часть считает, что ПЦА — это просто «филиал» Русской православной церкви. Ее благодатность никто не оспаривает, но канонический статус выяснен не до конца. Это создает проблемы», — считает историк.

Помимо Православной церкви в Америке, на территории США действуют приходы РПЦ и РПЦЗ, а также других поместных церквей. Все они независимы друг от друга и входят в состав SCOBA (Standing Conference of the Canonical Orthodox Bishops in the America) — Конференции канонических епископов Америки — и сообща решают вопросы миссионерства, проповеди и внутренние проблемы.

Самый древний храм в Северной Америке

«Я калифорниец, родился в штате Калифорния, в городе Санта-Круз. Отец приехал в Америку из СССР в 1975 году, моя мать — коренная калифорнийка. Они познакомились в Москве в 1970-х. Я служу в соборе Святой Троицы в Сан-Франциско. Наш приход очень маленький, но самый древний в Северной Америке за пределами Аляски», — рассказывает протоиерей Кирилл Соколов.

Он и не думал становиться священником, хотя рос в верующей семье. «Когда мне было лет пять-семь, мой отец поступил в семинарию. И наша жизнь сильно изменилась. Мы молились, постились. Я тоже соблюдал пост — не ел мяса», — вспоминает отец Кирилл.

Русское православие в Америке – время возможностей

Само слово «Православие» звучит в Америке непривычно для русского слуха — Ортодокс (Orthodox). Поэтому Православную Церковь здесь называют Ортодоксальной Христианской Церковью (Orthodox Church), а православных христиан — ортодоксальными христианами (Orthodox Christian).

По данным американского журнала Washington Profile, среди жителей США протестантов — 56%, католиков — 28%, иудеев — 2%, мусульман — 1%, адептов иных религий — 3%, неверующих — 10%. Православные в этой стране, как «адепты иных религий», составляют менее 2% населения. Меня удивило, что на Американском континенте, как ни в одной другой части света, существует так много православных юрисдикций. Здесь действуют приходы Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Русской, Сербской, Болгарской, Кипрской, Грузинской, Элладской, Албанской, Польской, Чехословацкой, Американской, Японской, Китайской Православных Церквей.

Автокефалию Православная Американская Церковь получила от Русской Матери-Церкви сравнительно недавно, в 1970 году. Исторический факт: возникновение Православной Церкви в Америке связано с миссионерской активностью Русской Церкви. В конце XVIII века русские миссионеры — иноки Валаамского и Коневского монастырей — пришли проповедовать слово Божие в Русскую Америку, самую отдаленную на тот момент область своего Отечества. Тот, кто хоть немного знаком с историей государства Российского, сразу поймет, что Аляска — единственный штат, в котором православных христиан больше, чем представителей любой другой религии. Так оно и есть, ведь до 1867 года полуостров принадлежал великой Российской Империи.

Что касается самой Русской Православной Церкви в США, то сегодня в ее состав входят четыре благочиния: Атлантических, Восточных, Западных и Центральных штатов. Также существуют Патриаршие приходы в Нью-Йорке. В юрисдикции Московского Патриархата находятся Свято-Николаевский патриарший кафедральный собор и монастырь преподобной Марии Египетской с Домом милосердия.

Свято-Николаевский собор — первая православная церковь, которую я посетила в Нью-Йорке. Это не просто главный храм Русской Церкви на Американском континенте — собор является украшением города и имеет статус памятника архитектуры [1]. Здесь летом 2005 года была отслужена панихида по генералу А. Деникину — перед тем, как его прах был отвезен на родину.

Истории жизни православных священников и мирян в США зачастую удивительны. Скорее всего, это связано с тем, что большая часть христиан — эмигранты из разных стран мира. Многие из них приняли Православие, уже будучи в Америке. Они говорят, что именно здесь поняли тщетность человеческих усилий, остро почувствовали душевное одиночество, научились вверять себя воле Божией. Почему-то люди приближаются к Богу только столкнувшись с серьезными проблемами, пережив личную трагедию. Как было бы хорошо, если бы это происходило после какой-нибудь радости!

Мои знакомые аспиранты из Акрона, штат Огайо, рассказывали, что в России особо не задумывались над вопросами веры и редко ходили в храм, который был под боком. В Америке душевный голод настолько силен, что ближайший православный храм за сто километров от дома считается счастьем…

Читать еще:  Светлана Алексиевич: Меня увлекала и мучила именно реальность!

При переписке между англоязычными православными (не только при обращении к священнослужителю) принято начинать и заканчивать письма прославлением имени Божьего. Фразы «Glory to Jesus Christ! Glory Forever!» («Слава Иисусу Христу! Слава навеки!») в начале письма и «With Christ’s love…» («С любовью Христовой…») в конце обычны для американцев, исповедующих Православие. Они считают, что таким способом они напоминают себе и своему адресату о смысле земного бытия.

В городке Файр Лаун (Fair Lawn; Нью-йоркская столичная область), где я жила несколько месяцев, нет православного прихода. Зато в пределах 50-мильного (90-километрового) радиуса расположено около 70 храмов. Это греческие, русские, антиохийские, румынские и американские православные приходы. Однако в самом городе на 50 тысяч населения приходится несколько протестантских и католических церквей, мечеть и 11 синагог! Поэтому на церковные службы православные Файр Лауна, как и другие жители столичной провинции, едут в Нью-Йорк или в соседние небольшие города — Парамус или Пассэйк. В здешних храмах, где приход образуют люди разных национальностей, богослужения обычно ведутся и по-церковнославянски, и по-английски. На двух языках священники читают Святое Евангелие и произносят проповеди. Иногда «Херувимскую» или «Святый Боже…» поют на английском. А в храмах Греческой и Антиохийской Церквей сохранилась древняя традиция рукопожатия после службы. Все прихожане, знакомые и незнакомые, пожимают друг другу руки со словами: «Простите меня!». Это напоминает Прощеное воскресение, но для русских немного непривычно.

В Пассэйке находится прекрасный Петропавловский собор, который в 2002 году отметил свое столетие. С этой датой прихожан храма лично поздравили Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, а также президенты России и США. Паства этого прихода состоит в основном из внуков и правнуков эмигрантов «первой волны», уехавших из России после октябрьского переворота 1917 года. Они уже практически не говорят по-русски, но еще не утратили природного благородства и весьма строго придерживаются традиций Православия.

Настоятель Петропавловского собора священник Андрей Ковалев в юности решил, что непременно будет монахом. Но его духовник видел, что чаду предназначен иной путь, и благословил будущего священника на создание семьи. Сейчас у батюшки растет сын. Жизнь в США для него и матушки Наталии не была медом. Чтобы свести концы с концами, они вдвоем много трудились, им приходилось даже грузить ледяные подносы с замороженными продуктами. Но однажды все изменилось — Божиим Промыслом они получили вид на жительство, затем — приход и хороший дом. Помогай им, Господи!

Кроме того, при храме Святых первоверховных апостолов действует служба знакомств. Здесь православным христианам помогают найти спутника жизни-единоверца, потому что в Америке это сложно сделать самому. Членство и мероприятия платные, входной билет стоит $100 — в этом вся прагматичность Америки.

По моим наблюдениям, в Америке отношения между священником и паствой имеют несколько иной характер, чем в России. Общение здесь более камерное, доступное. Для прихожан храма в порядке вещей остаться после службы на чаепитие, посетить батюшку дома, предварительно созвонившись. На сайтах приходов, помимо информации о порядке и времени богослужений, контактных телефонов священника, диакона, церковного старосты, регента, можно прочитать наставления и поздравления настоятеля своей пастве.

2005 год я встречала вместе с американской семьей православных греков в храме Греческой Православной Церкви в городе Парамусе. С глубокой древности здесь сохранился красивый новогодний обычай. Из-за того, что многие православные греки посещают русские и американские православные храмы, эта традиция поддерживается и там.

Итак, уже много веков подряд накануне Нового года православные греки выпекают очень большой хлеб, замешивая в тесто монету. 1 января [2], в день памяти святителя Василия Великого, готовый хлеб, который называют «хлебом святого Василия», приносят в храм на освящение. Во время службы хлеб находится в алтаре. После богослужения священник делит его на небольшие части так, чтобы каждому прихожанину достался кусочек. Первая часть предназначена Иисусу Христу, вторая — Пресвятой Богородице, третья — Церкви, четвертая — настоятелю храма, пятая — матушке… И так далее, пока все прихожане не получат свою долю. Человек, чей кусочек хлеба содержит монету, получает благословение от священника на грядущий год. А тот, кто получил такую монету в прошлый раз, делится с присутствующими радостями и печалями года минувшего.

Тогда монетка святого Василия досталась мне, поэтому пришлось держать ответ, что значил для меня 2005 год от Рождества Христова. Рассказывала прихожанам храма в Парамусе, как распоряжалась данными от Бога талантами — приумножила ли или равнодушно «зарыла в землю».

В трех часах езды от Нью-Йорка находится православный греческий мужской монастырь святителя Нектария, Эгинского чудотворца. Он расположен в живописном месте, среди красивейших зеленых холмов и множества озер, напоминающих блюдца, наполненных прозрачной родниковой водой. Адрес монастыря так и звучит: Сто озер Анаванды (100 Lakes Anawanda Rd. Roscoe). Здесь сама природа поет гимн Божественной любви…

Монастырь был основан 7 лет назад афонским подвижником архимандритом Ефремом (Мораитисом). Настоятель монастыря отец Иосиф однажды тепло принял и выслушал меня, снабдил рекомендательным письмом и благословил мое пребывание в США.

Некоторое время вверенная отцу Иосифу обитель была подворьем мужского монастыря святого Антония в Аризоне [3]. Сейчас она переживает период строительства. В собственности монастыря святого Нектария 180 акров земельных угодий (73 гектара), на которых возведены часовня, монашеские кельи, трапезная, благоустроенная гостиница для паломников, в которой есть мужской и женский корпуса. Еще несколько зданий реконструируются. Как и в российских монастырях, церковные службы здесь строги и продолжительны, утреня начинается в четыре утра. Чудесные песнопения напоминают распевы нашего северного Афона — Валаама. Братия монастыря — в основном греки. Их природный темперамент выражается в некоторой экспрессии внешнего образа молитвы — в определенных частях службы они всем телом опускаются на монастырский пол, и так, распростершись, молятся, показывая тем самым полное подчинение воле Божьей.

По мнению директора частной американской общеобразовательной школы в Нью-Джерси мистера Эндрю Коуркумелиса, фактически 95% православных в Америке заключают брак с представителями других религий. Он считает, что именно поэтому дети в таких семьях вырастают без какой-либо религии вообще. Исторически сложилось, что многие русские в США связывают свою жизнь с российскими евреями, поэтому значительная часть школьников — дети, которые стоят перед выбором вероисповедания. Часто они крещены, а значит, формально принадлежат Русской Православной Церкви. Но приходится признать, что очень немногие из них постоянно посещают церковные службы, а некоторые вообще ничего не знают о своей религии. Чтобы хоть как-то исправить положение, в школе мистер Коуркумелис проводит факультативные уроки Православия (Orthodox lessons).

Дети здесь учатся совершать крестное знамение, прикладываться к иконам, им объясняют смысл и правила священнического благословения. Вместе со своим директором они ходят в храм на двунадесятые и великие праздники. Это касается и детей из инославных семей, а также иудеев, если они выражают желание присутствовать на Божественной литургии. Мистер Коуркумелис молится и верит, что когда-нибудь они примут Таинство крещения и станут православными христианами.

На территории США открыто более десяти Православных Духовных семинарий, самые крупные на восточном побережье находятся в Джорданвилле (принадлежит Русской Православной Церкви Заграницей) и в Крествуде, близ Нью-Йорка (принадлежит Американской Православной Церкви). Большинство студентов и слушателей семинарий в прошлом были протестантами или католиками, но затем приняли Православие.

По мнению православных американцев, Церковь на континенте выживает только потому, что тысячи их сограждан приняли православную веру. Поэтому на сегодняшний день в США много англосаксов, немецких и итальянских американцев, евреев, испанцев, для которых Православие стало единственной животворящей религией, а Православная Церковь — единственной благодатной Церковью. Думаю, не будет преувеличением сказать, что Православие в Америке освящает американский народ и Американский континент.

Безусловно, во Христе нет ни американца, ни русского — мы все едины в Нем. На каком бы континенте мы ни находились, на каком бы языке ни говорили, как бы внешне ни отличались наши национальные и культурные традиции, есть Таинство причастия, которое объединяет всех. Сердце православного христианина живо откликается на нежную волну благодати во время Божественной литургии, где бы она ни совершалась — в величественном патриаршем соборе в Америке, в греческом православном монастыре или в маленькой церкви, затерянной на бескрайних просторах родной России.

  1. Он был основан на рубеже ХХ века Патриархом Тихоном и строился на средства, вырученные от всероссийского сбора пожертвований, который организовал император Николай II и благословил святой праведный Иоанн Кронштадтский. Первый взнос на возведение храма сделал сам император. Он пожертвовал 5 тысяч золотых рублей — огромные деньги для Америки, где рубль тогда ценился выше доллара. В соответствующем Высочайшем Указе о строительстве собора и сборе средств царь Николай написал: «Дело сие — великой государственной важности».— Ред.^
  2. По новому стилю, ибо греки живут по григорианскому календарю, поэтому у них Новый год и праздник святителя Василия совпадают.— Авт.^
  3. В ближайших номерах мы опубликуем статью Екатерины Черновой об этой обители, также основанной старцем Ефремом, где подвизается сегодня и он сам.— Ред.^
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector