0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Русские епископы на Аляске: служение Церкви и России

»Русская православная церковь на Аляске до 1917 года»

Марина Тимашева: Сегодня в нашей книжной рубрике – »Русская православная церковь на Аляске до 1917 года», издательство ОЛМА Медиа – групп. Жанр – монография. Но автор, вроде бы, не историк по образованию http://www.patriarchia.ru/db/text/31757.html и по основной своей специальности тоже не историк. Митрополит Калужский и Боровский Климент. Надеюсь, противоречия разрешит наш рецензент Илья Смирнов.

Илья Смирнов: Как Вы могли заметить, я стараюсь рецензировать конкретные книги, а не партийность авторов и анкеты из отдела кадров. С такой вот позитивистской точки зрения перед нами, действительно, историческая монография. И если к ней возникают претензии, то традиционные. Нет внятных выводов о причинах, закономерностях и следствиях тех событий, о которых рассказано в книге. Ну, нет. У светских историков с этим не лучше. Теоретические, обобщающие главы, как правило, самые слабые — такие, что лучше бы их и вовсе не было. Язык. Конечно, он у митрополита Климента специфически тяжеловесный: »стараниями ревностного пастыря миссия находилась в хорошем состоянии…» (195). Но это всё же полегче будет, чем »репрезентации дискурсов». Наконец, каких-то мракобесных или черносотенных проявлений – ничего такого, что побуждало бы отдать книгу на растерзание коллеге Авесхану Македонскому, я на 600 страницах не обнаружил. Конечно, отношение к конкурентам, будь то местные шаманы или христиане, »понаехавшие» из США (249, 263 и др.) – не слишком дружественное, и на этот крен приходится делать поправку при чтении. Но мы десятки раз отмечали у светских авторов такую пристрастность. Тот, кого изучаешь, становится симпатичен. В данном же случае партийна сама источниковая база, отчёты и воспоминания православных миссионеров: »за 10 лет служения в Кадьяке священника Тихона Шаламова, который много способствовал сплочению прихода…, баптисты не смогли обратить в свою веру ни одного взрослого православного. »Баптизм никакого успеха на Кадьяке не имеет и иметь не будет. » (251).
В общем, перед нами религиозная история сначала русской Аляски – от экспедиции В. Беринга до продажи Соединенным Штатам в 1867 году – и бывшей русской Аляски до 1917 года http://www.patriarchia.ru/db/text/525481.html
И она ориентирует внимательного читателя в направлении совсем не клирикально- мистическом, а скорее всё-таки к немодному историческому материализму.
Но начну я с сюжета трагического и загадочного. Для писателей и кинематографистов, работающих в детективном жанре. Летом 1882 года епископ Алеутский и Аляскинский Нестор (кстати, сам бывший моряк) http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_322 отправился на пароходе в направлении Сан-Франциско:

»12 июля пароход выехал из Михайловского редута… За несколько минут до восьми часов капитан Erskine посетил каюту Преосвященного и пожелал ему доброго утра… Прошло четверть часа, когда… доктор Noyers пришел к капитану и спросил, не видал ли он Преосвященнейшего? Капитан ответил, что только что видел в каюте. Доктор же объявил, что он только что пришел оттуда и что не находит Епископа… При осмотре каюты… замечено было, что бумаги и другие вещи Преосвященного были тщательно сложены… он оставил часть своих одежд, часы и драгоценные вещи… в каюте… Судно было поворочено назад и сделан был осмотр в пройденном курсе парохода, но не нашли признака исчезнувшего святителя…» Тело обнаружено только »возле устья реки Юкон… рыболовом-алеутом, который опознал его по подряснику» (313).

Далее — общие закономерности, как они вырисовываются из книги. История церкви совершается под действием не потусторонних, а вполне рациональных факторов. Чья власть (и чьи деньги), того и вера. Вывод – »это был период расцвета миссионерского дела» — прямо следует за финансовым отчетом: откуда и сколько поступило средств (160 – 161). Пока Аляска принадлежала Российской Империи, индейцы и эскимосы дружно принимали православие, даже не задумываясь о том, что можно было бы стать, например, лютеранином. Хотя в Ситке была соответствующая кирха и пастор, завезенный туда стараниями главного правителя Адольфа Карловича Этолина, но пастор перед этим давал подписку »не вмешиваться в дела обращения диких» (162). Характерная цитата: »имея деловые отношения с русскими людьми, воспринимая от них технические достижения…, местные народы Аляски одновременно воспринимали и веру…» (30). Особый успех миссионеров связан с . оспой. Шаманские заклинания от нее не помогали, а отец Иоанн Вениаминов убеждал делать прививки (129). Что, конечно, говорит в его пользу – он был человеком образованным и прогрессивным – но вакцина всё-таки фактор скорее научный, чем религиозный. Когда власть переменилась, пошли в другую сторону и дела небесные.

»Пресвитериане всем индейцам, которые переходили в их общину, предоставляли готовые дома европейской постройки с… инвентарем для ведения хозяйства… И вот… Иван стал Джоном, Яков – Джеком и т.д.» (250). »Служа и проповедуя на английском языке, они уверяют дикаря, что, только вступив в их общину, он может расти культурно и быть хорошим гражданином своей страны» (239).

Читать еще:  Преподобный Серафим Вырицкий. Воспоминания игумении Варвары

Православные жалуются, что учителя светских школ, будучи сами протестантами, »припутывают конфессиональные цели к своей школьной работе, пропаганду своей веры к общему курсу школьных наук и, как следовательно, нарушают Конституцию» (245). Актуально, не правда ли? Инициативу захватили »пресвитерианские и католические миссионеры…, с которыми, благодаря их значительным средствам, православному духовенству трудно бороться» (250). Но всё-таки боролись. В 1894 году было выделено »Высочайшим повелением» 74 770 металлических рублей на Алеутскую епархию, очень интересно эти деньги распределялись: 26 тысяч с лишним на архиерейскую кафедру в Сан-Франциско (где теплее), и всего 7 960 рублей – »на миссионерские школы с приютами» (301).
И еще. Замечательное признание туземного вождя. Он объяснял епископу, по какому принципу выбрал именно »Православие между другими исповеданиями». »В греческой церкви МЕНЬШЕ ОБМАНОВ, чем у других миссионеров» (242, выделено И.С.) То есть все врут, но эти меньше.
Вариация на тему князя Владимира: выбор веры.
Нет, я не свожу всё к презренному металлу, и книга не сводит. Понятно, что на Аляску ехали не худшие представители духовенства. Те, кто готов был проходить в день »до 50 километров… по медвежьим тропам…, увязая в болотах», ночевать »на голой земле», пережидать снежные бури »5, 6, а иногда 10 дней… Прошла буря, а тут новая беда: то провизия истощилась, то половина собак передохла» (362). После продажи Аляски добавились новые проблемы, о которых говорилось чуть выше. Служить в таких условиях соглашались люди, которые, как правило, действительно верили в Бога, при этом самостоятельные, образованные, не боявшиеся физического труда и знавшие ремёсла (131), некоторые внесли вклад в науку, например, вышеупомянутый »о. Иоанн не только изучал алеутский язык, но, совершая поездки по разным островам, везде исследовал особенности местных диалектов» (114), и, судя по фактам, приведенным в книге, многие миссионеры относились к туземцам по-человечески, старались их защитить от произвола и эксплуатации (170). Взгляды одного из таких священников, Тихона Шаламова http://www.booksite.ru/varlam/article7.htm, известны в пересказе его сына. Прямо скажем, не ортодоксальные.

»Славные имена выходцев из духовного сословия – знаменитых хирургов, агрономов, ученых, профессоров, ораторов, экономистов и писателей известны всей России. Они не должны терять связи со своим сословием, а сословие должно обогащаться их идеями.
…Не истерические проповеди Иоанна Кронштадтского, не цирк Распутина, Варнавы и Питирима.
А женатое, семейное священство – вот истинные вожди русского народа. Духовенство – это такая сила, которая перевернет Россию. Надо только сделать ниву культурной – совершенно земные задачи совершенно земных людей.
Себя отец и считал человеком, посвятившим себя высокой цели освобождения России. »
http://shalamov.ru/library/20/10.html

Ладно, то был простой священник. В конце книги митрополита Климента справочный материал, в том числе биографии »епископов, совершавших служение на Аляске». Согласно этому списку, все те, кто дожил до 17 года и остался в России, кроме патриарха Тихона, потом »уклонились» в тот или иной «раскол» (я пользуюсь терминологией автора книги): один в «раскол григорианский», но большинство (трое) в обновленчество. А после этого нам будут рассказывать, что обновленчество было привнесено ИЗВНЕ некими злыми силами, чуждыми православию.
Еще говорят, что церковь несовместима с наукой – а здесь, как видите, вполне конфессиональная литература помогает сформировать объективный, научный взгляд на самые острые проблемы церковной истории. Надо только читать внимательно.

На заметку

«Истоки Православия на Аляске»

Запись опубликована · 1 августа, 2011

1 073 просмотра

«Истоки Православия на Аляске».

Доклад митрополита Калужского и Боровского

Климента на конференции «200 лет российско-американских отношений».

8 ноября в Российской Академии Наук состоялось открытие международной научной

конференции«200 лет российско-американских отношений». Организатором

конференции является Институт всеобщей истории РАН.В рамках конференции под

председательством академика РАН Н. Болохвитинова прошла секция «Русская

Америка», на которой обсуждался широкий круг вопросов, связанных с историей

освоения Аляски и Калифорнии. Особое внимание в работе секции было уделено

истории распространения Православия в Северной Америке.Управляющий делами

Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент выступил на

секции со вступительным докладом «Истоки Православия на Аляске».

9 ноября 2007 г.

Православие на Аляске

Джеффри Макдональд | 17 января 2008 г.

Русские епископы на Аляске: служение Церкви и России

После появления первых русских торговцев пушниной и моряков на Аляске (до середины XVIII в.), они постепенно стали осваивать алеутские острова и побережье полуострова. Ну судах присутствовали в том числе и корабельные священники.
И тогда они некоторых алеутов обратили, но это было еще такое индивидуальное обращение в православие, неорганизованное.
В 1780 годах Григорий Шелихов завоевал Кадьякские острова и в бухте Трех святых основал поселение.
В 1795 году Екатерина II направила на Аляску группу монахов-миссионеров из Валаамского монастыря. Они прибыли на остров Кадьяк, где русские основали колонию под названием Гавань святого Павла. Теперь этот город тоже называется Кадьяк. Помимо гражданского населения сейчас там располагаются база американских морских пограничников.
Некоторые из этих миссионеров были священниками и крестили тысячи людей. Одним из них был иеромонах Ювеналий, и во время миссионерской поездки он был убит местными жителями. Место его гибели точно не известно.

Читать еще:  Концепция Церкви по утверждению трезвости: отзывы специалистов

Русские епископы на Аляске: служение Церкви и России

Митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин) | 20 января 2015 г.

Доклад Митрополита Калужского и Боровского Климента во время круглого стола «230-летие основания первых русских поселений в Америке и 220-летие становления Православия в Америке» в Центре североамериканских исследований ИВИ РАН 26 ноября 2014 года.

ПРАВОСЛАВНАЯ МИССИЯ НА АЛЯСКЕ

30 марта 1867 года Аляска была продана США.

Американцы приобрели Аляску и Алеутские острова за 7,2 миллиона долларов (по 2 цента за акр земли). Русское правительство пыталось избавиться от них еще раньше —слишком сложно и накладно было сохранять контроль за огромными заокеанскими владениями, в которых русских насчитывалось человек 600. Но продать Аляску и Алеусткие острова помешала Гражданская война в США. Впрочем, и после нее желающих приобретать этот огромный «заповедник для белых медведей» в Америке было мало — сенат ратифицировал договор о продаже Аляски большинством всего лишь в один голос.

Но после ее продажи покинули Аляску только те русские, которые занимались торговлей и промыслом каланов. Православные миссионеры на Аляске остались.

После того как в конце XVIII века Григорий Шелихов основал в бухте Трех святых первое русское поселение, Екатерина II направила на Аляску группу монахов из Валаамского монастыря. В городе Гавань Святого Павла были основаны детский дом и школа, в которой помимо Закона Божьего учили еще и практическим навыкам, например, навигации. Но вскоре на проданной Аляске между Русско-Американской компанией и монахами назрел конфликт: миссионеры заступались за аборигенов, которых спаивали и притесняли торговцы.

В результате компания настолько урезала финансирование миссии, что, в конце концов, на Аляске остался только один монах по имени Герман, который теперь прославлен как преподобный Герман Аляскинский.

Благословение алеутов на промысел. Художник В.Латынцев

Герман Аляскинский поселился на маленьком островке Еловом, и жил там один в безмолвии, как подвижник-исихаст, особой миссионерской деятельностью не занимался, но был человеком такой высокой жизни, что по его молитвам даже совершались чудеса. На Аляске и после ее продажи святого помнят, любят и почитают. Сейчас, спустя века, алеуты и эскимосы приходят со своими бедами помолиться на место его могилы, собирают с нее землю и по молитвам святого получают исцеления и утешение в своих горестях.

Но настоящий расцвет православной миссии на Аляске связан с именем святителя Иннокентия Московского. Он, выучив местные языки, начал переводить на них Священное Писание. Приехав, он построил на Аляске — в Ситхе церковь, открыл при ней школу, рукоположил первого местного священника, отца Иакова Нецветова, наполовину алеута, наполовину русского. Поселок на Аляске , где служил потом отец Иаков, обративший в православие множество эскимосов и индейцев, до сих пор носит название «Русская миссия».

Когда же Россия продала Аляску, епископа Иннокентия избрали митрополитом Московским, он основал в Москве Миссионерское общество, и вскоре труды этого общества превзошли то, что удалось сделать в те времена, когда Аляска еще принадлежала России. По всей Аляске строились церкви, было основано более 45 школ и две семинарии. Потом Аляскинский епископ перенес центр епархии из Ситхи в Сан-Франциско, и началась новая миссия, уже на основной территории США.

А американское правительство в 1910 году решило, наконец, вплотную заняться образованием народов Севера. Аляску поделили между разными протестантскими группами, их миссии, получая финансовую господдержку, начали открывать школы-интернаты, где детей аборигенов держали безвыездно, заставляя получать «настоящее американское образование».

Все русские школы на Аляске, после того, как она была продана, были закрыты. Протестантские миссионеры старались перекрыть все источники распространения православия. Однако их усилия привели к парадоксальному результату — остававшиеся на Аляске языческими деревни стали православными, ведь православные миссии использовали местные языки, рукополагали местных священников, уважали местные традиции.

Революция 1917 года стала катастрофой не только для России, но и для американской православной миссии. Многие священники вернулись с Аляски на родину, финансирование было прекращено, вся административная структура Церкви разрушилась, большинство церковных учреждений закрылось, миссия постепенно практически сошла на нет. Было время, когда на всей Аляске оставалось меньше десятка православных священников.

Только в 1960-х годах на Аляске открылась маленькая миссионерская школа в Ситхе, а в 1973 году — семинария на Кадьяке. Русские миссионеры всегда старались готовить клириков из алеутов, и эскимосы-юпики до сих пор остаются самым многочисленным православным народом Аляски. И самым благочестивым.

Сейчас на Аляске около 90 православных приходов, около 40 священников и больше 100 чтецов с семинарским образованием. Причем большинство священников — из местных.

Читать еще:  Протоиерей Дмитрий Смирнов об эфире у Познера: На четыре с плюсом

К сожалению, американцы, владея территорией Аляски, бросились из одной крайности в другую: раньше они навязывали английский язык и протестантизм, теперь всячески поощряются местные языки и культуру, а вместе с ними народу навязывается давно отмерший шаманизм. Впрочем сами алеуты и эскимосы на Аляске твердо держатся православия, и до сих пор еще среди них остается много людей, которые говорят по-русски. А церковнославянский по всей Аляске используется во время богослужений наряду с английским и местными языками.

АЛЯСКИНСКАЯ ЕПАРХИЯ

  • Епархиальное управление: США, шт. Аляска, г. Анкоридж (первым кафедральным городом считается Ситка).
    • Местоположение: 7718 Old Harbor Ave., Anchorage, AK 99504-1932, USA
    • Адрес для переписки: PO Box 210569, Anchorage, AK 99521-0569, USA
    • Адрес для доставок: 410 Turpin St., Anchorage, AK 99521-5407, USA
  • Тел.: (907) 279-0025, факс: (907) 279-9748
  • Официальный сайт: http://www.doaoca.org
  • Каноническая территория: шт. Аляска
  • Кафедральный соборы: Михаило-Архангельский в г. Ситке, Иннокентиевский в г. Анкоридже
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

    21 декабря 1840 года из состава Иркутской была выделена самостоятельная Камчатская, Курильская и Алеутская епархия, чья кафедра расположилась на Аляске, в Новоархангельске (ныне Ситка) и чье ведение простиралось на все американские русские владения, вдобавок к Камчатке и Курилам. Но с 1852 года, по усмотрению правящего архиерея, кафедра переместилась на Евразийский континент. Для управления отдаленными американскими землями 11 января 1858 года было учреждено Новоархангельское викариатство Камчатской епархии, с кафедрой в Ситкинском Михаило-Архангельском соборе.

    После того как в 1867 году русские американские владения были уступлены Соединенным Штатам, из состава Камчаткой епархии для них было решено выделить самостоятельную епархию, что и последовало в 1869 году. Изначально архиерей именовался Новоархангельским и Алеутским, а 10 июня [1] 1870 года был переименован в Алеутского и Аляскинского [2]. 29 июня 1872 году состоялось перенесение кафедры епархии в Сан-Франциско (штат Калифорния) и епархия стала простирать свое попечение на всю Северную Америку, почему 9 февраля [3] 1900 года была переименована в Алеутскую и Северо-Американскую, а с 1905 года имела кафедру в Нью-Йорке. См. подробнее Алеутская епархия.

    29 ноября 1903 года собственно Аляскинская епархия была учреждена вновь, как викариатство Алеутской и Северо-Американской епархии. С началом церковной смуты в Америке после революции 1917 года Аляскинская епархия разделила судьбу русской «Американской митрополии».

    В ноябре 1934 года по предложению митрополита Сан-Францисского Феофила обращена в самостоятельную епархию. В 1950-х годах крайняя нехватка священнослужителей привела к том, что наблюдение за правильным устроением приходской жизни и проведением церковных служб на местных наречиях было обязанностью мирян-чтецов. С середины 1960-х началось возрождение церковной жизни, ознаменованное восстановлением сгоревшего Михаило-Архангельского собора.

    Исторические названия

    • Кадьякская и прочих прилежащих к тому в Америке островов (викарная) (19 июня 1796 — 1811 ?)
    • Камчатская, Курильская и Алеутская (с 21 декабря 1840)
      • cм. далее Камчатская епархия
    • Новоархангельская (викарная) (11 января 1858 — 1869)
    • Новоархангельская и Алеутская (1869 — 10 июня 1870)
    • Алеутская и Аляскинская (10 июня 1870 — 9 февраля 1900)
      • см. далее Алеутская епархия
    • Аляскинская (викарная) (29 ноября 1903 — ноябрь 1934)
    • Алеутская и Аляскинская (ноябряь 1934 — упом. кон. 1930-х)
    • Ситкинская и Аляскинская (1946 — 1990-e ?)
    • Ситкинская, Анкориджская и Аляскинская (упом. с 22 июля 2002 [4])
    • Ситкинская и Аляскинская (упом. 21 февраля 2014)

    Статистика

    • 1957 — из 48 тыс. коренного населения Аляски 23 тыс. считают себя православными; имелось 84 храма и молитвенных дома, 12 священников.
    • 1999[5] — 10 благочиний, 52 храма, 30 молитвенных домов-часовен, 6 миссий, 1 монашеская община, 1 духовная семинария, 34 священника (из них 4 на покое), 10 диаконов
    • 2004 — 97 приходов, 54 священника [6]

    Архипастыри

    Камчатская, Курильская и Алеутская епархия (с 1852 года кафедра переносится с Аляски на Евразийский континент)

    Новоархангельская, с 1870 — Алеутская епархия

    • Алексий (Пантелеев) (кон. ноября 1934 — 1941)
    • Иоанн (Злобин) (10 марта 1946 — ок. 1952)
    • Амвросий (Мережко) (11 сентября 1955 — 1967)
      • Феодосий (Лазор) (1 июня — 17 ноября 1967) в/у, еп. Вашингтонский
    • Феодосий (Лазор) (17 ноября 1967 — 1972)
    • Григорий (Афонский) (13 мая 1973 — 1995)
      • Герман (Свайко) (1995 — ок. кон. 2001) в/у, митр. Вашингтонский
        • Иннокентий (Гула) (16 сентября 1995 — 21 марта 2001) админ., еп. Анкориджский
        • Николай (Сораич) (22 апреля — ок. кон. 2001) админ., еп. Балтиморский
    • Николай (Сораич) (ок. кон. 2001 — 13 мая 2008)
      • Герман (Свайко) (13 мая 2008 — ?) в/у, митр. Вашингтонский
        • Вениамин (Питерсон) (13 мая 2008 — ?) админ., еп. Сан-Францисский
      • Вениамин (Питерсон) (упом. 30 мая 2009 — 21 февраля 2014) в/у, архиеп. Сан-Францисский
    • Давид (Махаффи) (с 21 февраля 2014)

    География благочиний

    • Ситкинское (Юговосточное):
      • г. Ситка
    • Алеутское (Уналашкинское):
      • г. Уналашка
    • Аляскинского полуострова
    • Анкориджское:
      • г. Анкоридж
    • Бетельское (Кускоквимское)
    • Бристольского залива
    • Илиамнинское
    • Кенайское (Пролива принца Вильгельма)
    • Кадьякское
    • Русско-Миссийское (Юконское)

    Монастыри

    Учебные заведения

    Церковные СМИ

    • The North Star (ежеквартальное епархиальное издание)
    • Seminary Star (издание Свято-Германовской семинарии)
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector