0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Рождество Иоанна Предтечи: от Ивана до Иоанна

Рождество святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Согласно рассказу Евангелия от Луки (Лк 1. 5-23), во время совершения обряда воскурения фимиама в Иерусалимском храме Захария сподобился явления арх. Гавриила, который сказал ему: «. не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн» (Лк 1. 13). Хотя Захария , судя по его последующей реакции, молился не о сыне, а о спасении Израиля, ему (сверх ожиданий) было дано пророчество о рождении сына. Блж. Феофилакт Болгарский считает, что услышана была молитва Захарии о том, чтобы Бог простил народу грехи. «Откуда это видно? Ангел говорит: вот я тебе даю знамение: Елисавета родит тебе сына, а из того, что Елисавета родит, ты должен удостовериться и в отпущении грехов народу». Вместе с тем в Ветхом Завете приводится много случаев молитвы бездетных родителей о даровании детей (см., напр.: Быт 25. 21; 30. 22; 1 Цар 1. 10-13, 17), поэтому Захария мог также молиться и о рождении сына. По обетованию архангела Гавриила сын его «не будет пить вина и сикера» (Лк 1. 15) в знак своей особой посвященности Богу (см.: Лев 10. 9; Суд 13. 14 и 7) и станет пророком, исполнившись «Духа Святого. еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их» (Лк 1. 15-16), а также «предыдет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный» (Лк 1. 17).

Захария выразил сомнение в возможности рождения сына, т. к. он и его жена были уже в преклонных летах. Для вразумления и в качестве подтверждения верности слов небесного вестника Захария стал глух и нем (Лк 1. 22; ср.: Лк 1. 62). «Справедливо подвергается тому и другому — глухоте и немоте, ибо как преслушник наказывается глухотой, а как противоречащий — молчанием». В этом состоянии Захария пребывал до дня появления на свет его сына, ставшего в последующем пророком и проповедником покаяния в Израиле и Предтечей Господа Иисуса Христа. По всей видимости, в этом рассказе раскрывается тройной смысл немоты Захарии: как наказания, как знамения того, что предсказанное сбудется (ср.: Быт 15. 9-21; Суд 6. 36-40; 4 Цар 20. 8-11; 1 Цар 10. 2-16; Лк 1. 36; 2. 12), а также как мотива апокалиптического сокрытия, согласно которому немота Захарии должна была стать средством сохранения в тайне от людей божественных замыслов до момента их исполнения (ср.: Дан 8. 26; 12. 4, 9; Откр 10. 4). Кроме того, неверие Захарии противопоставляется вере Марии, о которой повествуется далее в Евангелии(Лк 1. 45). Стоявший вне святилища народ, после того как Захария вышел к ним и «объяснялся. знаками» (Лк 1. 22), понял, что ему было видение.

Вскоре Елисавета зачала сына и никому не сообщала о беременности 5 месяцев, радуясь чуду Божию, снявшему с нее «поношение между людьми» (Лк 1. 25), т. е. избавившему от бесплодия (см.: Быт 30. 1; Исх 23. 26; 2 Цар 6. 23 и др.). Неожиданное чудесное разрешение от неплодия престарелой Елисаветы в исполнение слов архангела Гавриила и молитв праведного Захарии имеет параллели в Ветхом Завете, например в истории Сарры (Быт 17. 15-21; 18. 9-15; 21. 1-7), Ревекки (Быт 25. 21), Анны (1 Цар 1. 1-20) и др. Эти примеры дают основания видеть в ребенке Елисаветы Того, Кто сыграет важную роль в жизни Израиля.

Когда Елисавете исполнилось время родить сына, соседи и родственники ее сорадовались ее радости и в восьмой день собрались к ней, чтобы совершить установленный еще при Аврааме (Быт. 17:11-14) и требуемый законом Моисея (Лев. 12:3) обряд обрезания. Чрез обрезание новорожденный вступал в общество избранного народа Божия, и потому день обрезания считался радостным семейным праздником. При обрезании новорожденному давалось имя, обыкновенно в честь кого-либо из старших сродников. Поэтому не могло не вызвать общее недоумение желание матери назвать его Иоанном. Евангелист подчеркивает нам это обстоятельство очевидно потому, что и оно чудесно: желание Елисаветы назвать младенца Иоанном было плодом внушения Св. Духа. За решением обратились к отцу. Он, испросив дщицу, намазанную воском, написал на ней палочкой, для этого употреблявшейся: «Иоанн будет имя ему», и все удивились необычайности совпадения желания матери, и глухонемого отца назвать сына именем, которого не было в родстве их. И тотчас, по предсказанию Ангела, разрешились уста Захарии, и он в пророческом вдохновении, как бы предвидя уже наступление царства Мессии, стал прославлять Бога, посетившего народ Свой и сотворившего избавление ему, Который «воздвиг рог спасения в дому Давида».

Далее Захария предрекает своему сыну будущее, предсказанное Ангелом, говоря, что он наречется пророком Вышнего и будет предтечею Божественного Мессии, указывает и цели служения Предтечи в том, чтобы приготовить людей к пришествию Его, дать уразуметь народу израильскому, что спасение его состоит не в чем ином, как именно в прощении грехов. Поэтому Израиль должен искать не мирского величия, о чем мечтали тогдашние духовные вожди его, а праведности и прощения грехов. Прощение же грехов придет «от благоутробного милосердия Бога нашего, вследствие которого приходит к нам Восток свыше», т.е. Мессия-Искупитель, каковым именем Его называли еще пророки Иеремия (25:5) и Захария (3:8 и 6:12).

По преданию слух о рождении Иоанна Предтечи дошел до подозрительного царя Ирода и когда пришли в Иерусалим волхвы с вопросом, где находится родившийся Царь Иудейский, Ирод вспомнил о сыне Захарии и, издав приказ об избиении младенцев, послал убийц и в город Иутту (где, как полагают жили праведные Захария и Елисавета с Иоанном). Захария в то время совершал служение в храме, а Елисавета скрылась с сыном в пустыне. Рассерженный ненахождением младенца Иоанна Ирод послал к Захарии в храм, спросить, где скрыл он своего сына. Захария ответил, что он служит теперь Господу Богу Израилеву и не знает, где его сын. После угроз лишить его жизни, он повторил, что не знает, где его сын, и пал под мечами убийц между храмом и жертвенником, о чем вспоминает Господь в Своей обличительной речи к фарисеям (Матф. 23:35).

Рождество Иоанна Крестителя празднуется у нас 24 июня / 7 июля.

Рождество Иоанна Предтечи: Почему нельзя буянить на Ивана Купалу

Пророка Иоанна называют Предтечей, то есть предшественником Иисуса Христа, потому что его миссия была в том, чтобы узнать Христа, Сына Божьего, среди тысячи других людей и возвестить миру о Его приходе, Его пришествии. Евангелие называет пророка Иоанна гласом Божьим, готовящим людей к встрече со Христом. Именно пророк Иоанн крестил Иисуса — Церковь отмечает это событие 19 января как праздник Крещения Господня, — поэтому Предтечу называют еще Иоанн Креститель: вот мы и разобрались с двумя именами Иоанна — «Предтеча и Креститель». О том, почему Иоанна Крестителя называют пророком, чуть позже.

Читать еще:  Это то, чем мы должны быть. На меньшее Господь не согласен

Но что же мы знаем о жизни величайшего из людей? Иоанн Предтеча родился за шесть месяцев до Иисуса в семье священника Захарии, историки датируют событие 6 — 2 годами до нашей эры. Мать Иоанна Елизавета и Мать Иисуса приходились друг другу родственницами. Родители Иоанна были старыми, когда Господь послал им сына. По милости Божьей ребенок избежал смерти среди тысяч детей Вифлеема и его окрестностей во время избиения младенцев, устроенного по приказу Ирода I Великого — правителя тех мест и отца того самого Ирода Антипы, который почти через тридцать лет повелит отсечь голову пророку.

Родители Иоанна умерли, когда он был маленьким, и, скорее всего, Предтеча воспитывался в одной из религиозных общин в пустыне. Известно, что пророк носил грубую одежду, прихваченную кожаным поясом, питался диким медом и акридами (вид саранчи), много молился. Когда Иоанну исполнилось тридцать, Господь призвал его к пророческому служению. Иоанн стал «гласом вопиющего в пустыне». Здесь пустыня — это сердца человеческие, и главная задача Иоанна Крестителя была подготовить людей к принятию Спасителя, призвав их к покаянию, указать, Кто Он. Иоанн Предтеча проповедовал, говоря: «Идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым». Во время одной из таких проповедей на реке Иордан Иоанн Предтеча и встретил Иисуса, по наитию Святого Духа узнал в Нем грядущего Спасителя и крестил Его.

Крещением Иисуса в реке Иордан пророк Иоанн завершил главное предназначение своей жизни. С этого момента он начинает бесстрашно обличать людские пороки, не делая разницы между тем, простой это человек или власть имущий. Нет, пророк Иоанн не был революционером, он не поддерживал экстремистские настроения тех, кто искал вожака, готового поднять бунт против ненавистных римских властей Иудеи того времени. Он призывал не к внешним подвигам, а к внутренним победам — над своим грехом, своей несвободой ему.

Как пишет историк Иосиф Флавий, Иоанн учил иудеев «вести чистый образ жизни, быть справедливыми друг к другу и благоговейными в отношении к Предвечному». Вопрошающим, что делать, Иоанн отвечал: «У кого две рубашки, пусть поделится с неимущим, у кого есть пища, пусть поступит так же». Вслед за древними пророками Предтеча не отделял веры от милосердия, он не требовал от солдат, чтобы те бросали службу: «Никогда не насилуйте, не вымогайте, не делайте доносов и довольствуйтесь своим жалованьем». Даже презираемым мытарям, сборщикам налогов, он не запрещал заниматься своим делом, лишь бы они остерегались «взыскивать больше положенного». Праведность Иоанна вызывала уважение даже у тех, кого он обличал. Евангелие сообщает, что правитель Ирод Антипа охотно слушал пророка.

Как и большинство пророков, Иоанн Предтеча закончил свою жизнь мученически, историки считают, что это произошло около 30 года по РХ. К тому времени Иудеей правил уже не столько Ирод Антипа, сколько его любовница — коварная распутница Иродиада, законная супруга его родного брата. Пророк Иоанн Креститель не раз публично обличал это кровосмешение, эту преступную связь, за что его и возненавидела Иродиада, добившаяся, чтобы пророка упрятали в тюрьму. Но и этого было мало для прелюбодейки, чьё имя еще при жизни стало символом разврата, коварства, подлости. Однажды, на пиру в честь дня рождения Ирода Антипы дочь Иродиады Саломея танцевала для него, и в награду за танец мать подговорила ее попросить у царя смерти пророка. Иоанну Крестителю отрубили голову, и Саломея принесла ее на блюде Иродиаде. В память об этом установлен церковный праздник Усекновение главы Иоанна Предтечи.

Злодейство и Иродиады, и ее дочери Саломеи не осталось безнаказанным. Суд Божий совершился над всеми участниками трагедии — Иродом, Иродиадой, Саломеей — еще при их земной жизни. Саломея, переходя зимой реку, провалилась под лед, и льдина перерезала ей горло — тело отнесло течением, и матери принесли только голову. Ирод и Иродиада во время землетрясения были поглощены разверзшейся землей. Имена этих людей стали символом безумности греха.

А вот Иоанна Предтечу почитают: в честь «честного и славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна» Церковь отмечает сразу несколько праздников: 6 октября — зачатие, 7 июля — рождество, 11 сентября — усекновение главы, 20 января — собор Иоанна Крестителя в честь праздника Крещения, 9 марта — первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи, 7 июня — третье обретение главы.

И, наконец, про народную интерпретацию праздника Рождества Иоанна Предтечи. Историки считают, что корни тут следует искать в языческих обрядах поклонения ветхозаветному царю Манассии, сохранившихся в Византии: есть описания, как они проходили в Константинополе XII века. Тогдашний патриарх призывал с ними покончить, но обряды смогли перекочевать и к нам. У нас они изначально вызывали осуждение Церкви. К примеру, в послании игумена Спасо-Елиазарова монастыря Памфила к псковскому наместнику и властям (1505 г.) обличается «языческое буйство» жителей Пскова в ночь на Рождество Иоанна Предтечи: «радость и веселие сатанинское», «неприязненные кличи и вопли», «всескверненые песни», «хребтом вихляние», «ногами скакание и топтание», пьянство и «глумливые игры» в ночь накануне Ивана Купалы. Можно долго размышлять о трансформации праздника Рождества Иоанна Предтечи в сознании непросвещенной части народа, но, очевидно, что дикие пляски или голые ночные оргии в воде, скорее дань безумству Иродиады, а не подвигу великого пророка Иоанна Предтечи.

Православная Жизнь

Main menu

Вы здесь

О праздновании рождества Иоанна Крестителя, или Чем опасны гуляния на Ивана Купалу

Что важно сделать в этот день, а чего категорически делать нельзя, советует митрополит Антоний (Паканич).

7 июля Церковь празднует Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Иоанн Креститель – один из самых чтимых святых. «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя» (Мф. 11:11), – говорит о нем Спаситель.

Последний и первый

Во время царствия Ирода жил священник по имени Захария. И была у него жена, которую звали Елизавета. Супруги вели праведную и благочестивую жизнь. Будучи в преклонных летах, они не имели детей, так как Елизавета была бесплодна, отчего сильно сокрушались об этом.

Однажды во время каждения в святилище Захарии вдруг явился Ангел, который молвил: «Не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их…» (Лк 1:13–16).

Читать еще:  Мы отрезали полмозга, а ребенок в школу потом пошел

Иоанн Креститель родился на шесть месяцев раньше Христа и был по материнской линии Его родственником.

Пророк Иоанн стал последним среди пророков, предсказывающих приход в мир Мессии. Он долго готовился к исполнению своего главного предназначения – проповеди еврейскому народу о пришествии Спасителя. Длительным строжайшим постом (Иоанн вкушал только мед и акриды) в молитве, он до тридцати лет находился в пустыне в полном одиночестве, пока Господь не призвал его идти в мир и проповедовать о пришествии Христа. Таким образом, своим пустынножительным подвигом Иоанн положил начало монашеству.

Он отправился на реку Иордан, где начал рассказывать людям о покаянии и крещении. Слова Пророка были настолько сильны, что потрясенные люди, поверив ему, тут же крестились в реке. Безусловно, крещение в Иордане не было Таинством Крещения в том виде, в котором мы знаем Его сейчас, но это было Его утверждением в мире.

В один из дней Сам Спаситель пришел к реке. Христос просил Иоанна крестить Его.

Пророк воскликнул: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?»

Спаситель на это ответил: «Так надлежит нам исполнить всякую правду». Во время крещения «отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (Лк 3:21–22).

Как известно из Писания, Пророка и Крестителя Иоанна ждала мученическая смерть. Он был заключен в темницу царем Иродом за то, что обличал его преступный брак с Иродиадой. Иоанну Крестителю отрубили голову во время пира, на котором дочь Иродиады Саломея станцевала перед гостями, чем угодила Ироду, получив «награду» от довольного царя – голову Иоанна Крестителя. Ее танцовщица выпросила по научению матери.

Еще первыми христианами была положена традиция празднования рождества Крестителя Господня. А с IV века праздник включили в христианский календарь.

Рождество Пророка Иоанна, Предтечи и Крестителя Господа нашего Иисуса Христа было предвозвещено пророком Исаией за 700 лет до самого события: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашем» (Ис. 40:3).

Путь в никуда

Языческие традиции тяжело изживаются в народе. И этому есть объяснение. Человеку, из-за его приземленности, греховности и неразвитости, легче поклоняться миру видимому, примитивному, нежели тянуться вверх, к миру невидимому, возвышенному.

Оттого возникло поклонение стихиям, природным явлениям и распространились различные суеверия и предрассудки.

В ночь на Ивана Купалу (Купало – языческий бог плодов) наши предки-язычники праздновали день летнего солнцестояния. По старому стилю он выпадал на 23-24 июня, по новому – на 7 июля. Неосведомленные предки считали, что необходимо приносить жертвы божеству, ублажать его. Поэтому зажигали костры, юноши и девицы плясали вокруг него, гадали… Как результат – празднество похоти.

Православным христианам важно помнить, что за привлекательной картинкой костров и гуляний стоит кощунственная вещь – оскорбление того, кто с горячим сердцем, неутомимой молитвой и проповедью подготовил мир к приходу Христа Спасителя. Присоединяясь к «народным гуляниям», вы перечеркиваете путь к своему спасению.

В этот день постарайтесь чуть больше обычного сосредоточиться на молитве, вспомните славного Пророка и Крестителя Господня Иоанна, его житие и возрадуйтесь его рождеству как началу явления миру Господа нашего Иисуса Христа.

Записала Наталья Горошкова

Ночь на Ивана Купала — и Рождество Иоанна Крестителя.

(частично позаимствовано из Главреда)

В ночь с 6 июля на 7 июля, отмечается языческий праздник Иван Купала.
В эту ночь принято прыгать через костер — считается, что даже один такой прыжок, излечивает от сглаза и болезней, а заодно делает человека счастливее и удачливее. Девушки таким способом «добывали» себе красоту.
А если через костер прыгала пара и им удавалось не разжать в прыжке рук, то считалось, что отныне влюбленные будут неразлучны.

Следует отметить, что в ряде местностей считалось полезным умыться на восходе солнца стоит обязательно, или вообще искупаться в реке (озере) – чтобы очистить и вылечить тело.
А утренней росой окропляли стену, углы и полы, а также кровать в доме, если хотели избавиться от пауков, тараканов и других насекомых.

Однако в других регионах, как раз наоборот — считалось, что от воды надо держаться подальше, особенно беременным женщинам и детям; потому что, дескать, в эту ночь оживает всякая нечисть (русалки, водяные, и т.д. ).

И в эту же ночь принято искать цветок папоротника — считается, что он помогает находить спрятанные сокровища, и кроме того, исполняет любые желания.
По легенде, распускается папоротник лишь раз в году – аккурат на Ивана Купала. Цветет он всего несколько мгновений, ярко-огненным цветком.

Раньше девушки плели венки на Ивана Купала, а также делали букеты или обереги из полевых цветов и трав: считалось, что те в Иванову ночь приобретают магическую силу. Их не только носили всю ночь, а также сушили, чтобы использовать потом в лечении и привлечении удачи.

Особый обряд на Ивана Купала для девушек – гадание на венках в эту ночь. Самолично сплетенные венки с зажженными лучинами пускали по реке.
Если венок уплывёт дальше всех, его обладательница до следующего праздника будет счастливее всех.
Дольше всех горящая лучина, предвещала долгую жизнь.
Если венок утонул – значит, на свадьбу в этом году рассчитывать не стоит.

Согласно легендам и народным поверьям, на Ивана Купала нельзя спать: наши предки верили, что в ночь Ивана Купала просыпается вся нечисть, поэтому следует быть настороже, а не дрыхнуть до утра.
На праздник Ивана Купала не принято занимать, а также что-либо отдавать или продавать – иначе можно накликать бедность на всю семью.
Ни в коем случае не подбирать на дороге деньги или дорогое украшение – по легенде, таким образом заманивает в свои сети доверчивый народ перелесник (мифическое существо, которое принимает облик любимого человека).
И наконец — нельзя бить корову палкой: в этом случае у той вымя высохнет.

(далее следует частично позаимствованное из Спутника)

Завтра, то есть 7 июля, Православная церковь празднует один из великих праздников — Рождество Иоанна Предтечи, последнего ветхозаветного пророка Израиля, который подготовил израильский народ к пришествию Мессии — Иисуса Христа — и крестил Его в реке Иордан.

Рождение самого пророка и Крестителя Господня было предсказано пророком Исаией еще за 700 лет до самого события: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему».

Иоанн Креститель — самый почитаемый христианский Святой после Богородицы. Церковь чтит память Предтечи семь раз в году.

Сам Спаситель говорил о нем так: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя».

О чудесных обстоятельствах зачатия и рождения Святого Иоанна, повествует Евангелие от Луки.
Будущий пророк родился в семье иудейского священника около Хеврона (Эль-Халиль) южнее Иерусалима. По материнской линии Иоанн был родственником Иисуса Христа и родился на шесть месяцев раньше Него.

Читать еще:  Постное письмо № 18. Как у нас появляются постные лица

Родители будущего пророка — праведные Захария и Елисавета, достигли старости не имея детей, так как Елисавета была бесплодна.
Бездетность в те времена в израильском народе считалась наказанием Божиим. Поэтому бездетные супруги часто подвергались осуждениям со стороны окружающих.

О рождении сына, Захарии возвестил в храме архангел Гавриил: «…не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн».
Захария усомнился в истинности пророчества, и за это на время был лишен дара речи.

Рождение долгожданного сына, для родителей явилось знамением всемогущества Божия и указанием на особую миссию новорожденного.

По милости Божией Иоанн избежал смерти среди тысяч убитых младенцев в Вифлееме и его окрестностях.
По преданию, слух о рождении Иоанна дошел до царя Ирода, и когда пришли в Иерусалим волхвы с вопросом: «Где находится родившийся Царь Иудейский?» — Ирод вспомнил о сыне Захарии и, издав приказ об избиении младенцев, послал убийц и в город, где жили праведники.

С юных лет будущий праведник избрал необыкновенный образ жизни — он удалился в необитаемую Иудейскую пустыню и, поселившись в одной из диких пещер, в молитве и посте прожил там до 30-ти лет.

Одежду носил Предтеча самую простую, грубую, из верблюжьего волоса, препоясывая ее кожаным поясом. Пища его состояла только из корней и растений, дикого меда и акрид (род саранчи). Поэтому, часто его сравнивают с пророком Илией, который тоже жил в Иудейской пустыне, носил власяницу и кожаный пояс.

Будущий Святой, скрываясь в глубине пустыни и ища только общения с Богом, ждал, когда Сам Господь призовет его для пророческого служения.
Этот день настал в 28-29 году нашей эры, во время правления императора Тиберия.
Святой Иоанн начал проповедовать в окрестностях Иудейской пустыни и на берегу Иордана. Он крестил людей, погружая их в воду, и проповедовал покаяние. Сущность его проповеди заключалась в том, что прежде, чем получить внешнее омовение, люди должны нравственно очиститься, и таким образом приготовить себя к принятию Евангелия.

Хотя, крещение Предтечи не было ещё благодатным таинством христианского крещения, смысл его заключался в духовном приготовлении к принятию будущего крещения водой и Святым Духом.

Многие жители Иерусалима и страны Иудейской, зная о строгой и добродетельной жизни Иоанна, услышав о его учении, полном силы и величия, приходили к нему и крестились от него в Иордане.
Сила его проповеди была так велика, а число народа, желающего креститься с каждым днем становилось всё больше, что многие начали думать, что Святой Иоанн и есть всеми ожидаемый Мессия.

Но Иоанн на тайные мысли народа отвечал так: «Я крещу вас водою, но идет за мною Сильнейший меня, у Которого я не достоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем».

И этот день настал — Иисус Христос, Спаситель мира, пришел к Иоанну на Иордан креститься.
Крещение сопровождалось чудесными явлениями — схождением Святого Духа в виде голубя и голосом Бога Отца с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный…»

Получив откровение об Иисусе Христе, пророк Иоанн говорил народу о Нём: «Вот Агнец Божий, который берёт на Себя грехи мира».
Услышав это, двое из учеников Иоанна присоединились к Иисусу Христу.
То были апостолы Иоанн (Богослов) и Андрей (Первозванный, брат Симона-Петра).

Крещением Спасителя, пророк Иоанн практически завершил своё пророческое служение.
Он безбоязненно и строго обличал пороки как простых людей, так и сильных мира сего.
В частности, Креститель обвинял иудейского царя Ирода в том, что тот имел незаконную связь с женой своего брата — Иродиадой.
Ироду это не понравилось и он заключил пророка в темницу.

Однако ненависть Иродиады была ещё сильнее, и она искала повода убить праведника.

Во время одного из пиров, Соломея, дочь Иродиады, своим танцем угодила царю, и он пообещал дать ей всё, что она пожелает.

По наущению матери, Саломея потребовала отрубленную голову Иоанна Предтечи на блюде.
Царь исполнил ее желание.

А Соломея отдала голову своей матери.

Православная церковь вспоминает мученическую кончину пророка, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи, который отмечает 11 сентября.
Ученики Иоанна Крестителя погребли его тело в Самарянском городе Севастии. Но Иродиада не разрешила хоронить голову Иоанна Предтечи вместе с телом и держала ее в своем дворце. Главу тайно похоронила служанка царицы, Святая мироносица Иоанна, на Елеонской горе.

В православной церкви Рождество Иоанна Предтечи относится к числу великих праздников, хотя и не является двунадесятым. Он празднуется за шесть месяцев до Рождества Христова.

В этот радостный день, из служб категорически исключается все заупокойное. Оно устраняется в этот день Церковным уставом.

Верующим в этот день рекомендуются молитвы покаяния и радости, ибо это истинный праздник радости, который обещает приход к нам нашего Господа.

Рождество Иоанна Предтечи всегда попадает на Петров пост, который заканчивается празднованием памяти Святых апостолов Петра и Павла – 12 июля.
На праздник Рождества Иоанна Предтечи по Уставу разрешается вкушать рыбу.

Через Святого Иоанна каждый приходит в церковь с покаянием – он покровитель всех верующих.

Как проповеднику покаяния, ему молятся о вразумлении грешников, даровании видения и понимания своих грехов и их причин, о приобщении к Церкви некрещеных людей, маловеров и сектантов и даровании покаянного чувства, о помощи заключённым.

К нему прибегают за духовной помощью во время длительных постов. Пророк Иоанн издревле особо почитался крестьянами и пчеловодами, поэтому его просят об изобилии земных плодов.

Молитва Крестителю Иоанну, читается так:

«Крестителю Христов, проповедниче покаяния, кающагося не презри мене, но, совокуплялся с вои Небесными, молися ко Владыце за мене, недостойнаго, унылаго, немощнаго и печальнаго, во многия беды впадшаго, утружденнаго бурными помыслы ума моего. Аз бо есмь вертеп злых дел, отнюдь не имеяй конца греховному обычаю, пригвожден бо есть ум мой земным вещем. Что сотворю, не вем, и к кому прибегну, да спасена будет душа моя, токмо к тебе, святый Иоанне, благодати тезоимените, яко тя пред Господем, по Богородице, вем больша быти рожденных всех: ты бо сподобился еси коснутися верху Царя Христа, вземлющаго грехи мира, Агнца Божия. Егоже моли за грешную мою душу, да поне отныне, в первыйнадесять час, понесу тяготу благую и прииму мзду с последними. Ей, Крестителю Христов, честный Предтече, крайний пророче, первый во благодати мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов, тя молю, к тебе прибегаю, не отрини мене от твоего заступления, но возстави мя, падшагося многими грехи, обнови душу мою покаянием, яко вторым крещением, понеже обоего начальник еси, крещением омывали грех, покаяние же проповедуяй во очищение когождо дел скверных; очисти убо мя, грехми оскверненнаго, и понуди внити, аможе ничто же скверно входит, в Царствие Небесное. Аминь.»

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector