0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Рождественский пост — путь к великой радости

Радости Рождественского поста

Какие формы досуга предпочесть в пост, чтобы не потерять духовный настрой? Как быть, если на Рождественский пост выпадает день Ангела или день рождения? Можно ли звать гостей и чем их угощать? И вообще совместимы ли пост и праздники? На эти вопросы отвечае протоиерей Павел Гумеров, настоятель московского храма святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских в Марьино.

Отец Павел, что такое досуг? Каким он должен быть?

– Досуг – это свободное время, которое человек может использовать по своему разумению. У каждого из нас есть обязательные для исполнения дела – по службе и работе или связанные с заботой о семье и детях. А досуг – это некий приятный бонус, который человек может провести себе в утешение – и самыми различными способами. Но для христианина важно, чтобы досуг не был связан с грехом, особенно сейчас, в дни Рождественского поста. Об этом нужно помнить.

Досуг – это время, когда мы хотим расслабиться, снять напряжение, стресс. Это понятно, ведь жизнь людей сегодня, особенно тех, кто живет в мегаполисах, весьма преисполнена всевозможными стрессами: прессинг со всех сторон, цейтнот, в котором мы постоянно находимся. В желании сбросить это напряжение нет ничего греховного. Но, к сожалению, мы видим, что досуг многих людей не полезен ни душе, ни телу.

Как у нас традиционно проводят выходные? Есть такая светская поговорка: «Пятница – пьяница». То есть люди после трудовой недели вечером в пятницу начинают потреблять всякие снимающие, как им кажется, стресс крепкие алкогольные напитки, в субботу продолжают, в воскресенье опохмеляются, потому что надо как-то в себя прийти перед новой рабочей неделей, а в понедельник снова на работу. Вот такой цикл – и к сожалению, у очень многих. А ведь цикл этот совершенно неправильный. И не для этого даны нам выходные.

А кто-то не пьет, но все дни отдыха сидит у компьютера или перед телевизором. И это вредно и для души, и для тела, и для гармоничных отношений в семье. Твои домочадцы – дети и жена – хотят, чтобы ты с ними проводил время, а не играя в компьютерные игры или смотря по телевизору всё в подряд. Досуг всё же должен быть деятельный. Тебе в выходные необходимо получить заряд бодрости для следующей рабочей недели.

Мы, христиане, знаем: седьмой день – Господу Богу твоему. Это заповедь, ее нужно стараться исполнять, несмотря ни на что. Конечно, есть профессии – врачи «Скорой помощи», например, или водители общественного транспорта, – которые требуют работы и в воскресенье. Но, как правило, эти люди имеют скользящий график, и хотя бы в одно воскресенье месяца у них выходной. И его, а также по возможности и другие свои свободные от работы дни нужно посвящать Богу. Это главное.

А как проводить свободное время в пост?

– Постом мы больше молимся, стараемся чаще бывать в храме. В пост необходимо исключить те способы досуга, которые либо находятся на грани греха, либо могут нас к греху легко привести: к лености, к праздности, к пьянству.

Я бы посоветовал воздерживаться от чтения светских журналов и газет, от бесконечного общения в соцсетях

Стараться воздерживаться от компьютера и телевизора, хотя в канонах Церкви такие ограничения и не прописаны – просто потому, что в то время, когда составлялись каноны, не было ни того, не другого. Но каноны предписывают в пост воздерживаться от развлечений, а что такое телепередачи и фильмы, как не развлечение? И я бы посоветовал также воздерживаться от чтения светских журналов и газет, от бесконечного общения в соцсетях.

Пост нам дан как школа духовная, как время «боевых учений», в которое мы очень многому должны навыкнуть. Если мы ограничим себя только в пище, то душе от этого будет мало пользы. Пост должен быть не только постом для тела. Это и воздержание от мирской суеты – а в нее нас втягивают как раз СМИ.

Я положил себе за правило постом не смотреть никаких художественных фильмов, стараться поменьше обращаться к интернету, прежде всего светскому, – только если нужно ответить на письма или найти какую-то информацию, чтобы подготовиться к проповеди, к занятиям в школе или написать статью.

В несколько недель поста ты прочитываешь книг намного больше, чем за весь оставшийся год

Если значительно ограничить себя в просмотре телепередач и в интернет-зависании, высвободится много времени для досуга духовного – для чтения книг. Опыт – и мой, и других людей, так поступающих, – свидетельствует: в несколько недель поста ты прочитываешь книг намного больше, чем за весь оставшийся год. И это могут быть не только книги духовного содержания, но и классическая литература не возбраняется.

Остается время и для общения с семьей, а наши близкие очень нуждаются в нашем внимании, особенно дети.

На Рождественский пост выпадает время каникул и новогодних праздников. Как их лучше проводить? Куда можно сходить с детьми?

– Время Рождественского поста – время очень больших соблазнов. Почти две недели выходных! В эти дни очень многие дают слабину, впадают в леность… Но всё, что нам Господь дает, нужно сохранять как дар Божий и этот дар использовать с пользой.

Это время зимнее, и можно с детьми кататься на лыжах, на санках, на коньках. В Москве, например, сейчас много катков открывается. Ходить в музеи, на выставки, на концерты духовной и классической музыки…

Мы забыли старые хорошие настольные игры, в которые мы все играли в детстве, когда не было компьютеров и работали всего два-три телеканала, и то ограниченное время. А ведь эти игры очень развивали и смекалку, и умение думать. Когда у меня есть время, я с удовольствием играю с детьми в эти игры и возвращаюсь немножко в детство.

Больше быть с семьей, с друзьями, с единомышленными тебе людьми

Можно встречаться и с друзьями, но без каких-то шумных застолий и пьяных посиделок, ведь дружеское общение предполагает не только такое времяпрепровождение. С друзьями можно делать добрые дела. Помогать храму, например.

В Москве постом храмы и монастыри организуют лектории, православные встречи, лекции, семинары, так что для москвичей есть и такая форма досуга в пост, очень полезная. И не только приходы в Москве организуют подобные мероприятия, но и в других городах.

Существуют ли какие-то послабления для людей, в пост празднующих свой день рождения или день Ангела?

– Рождественский пост и так не строгий, если сравнить его с Великим постом. В нем очень много дней, когда по Уставу можно есть рыбу. Но вообще христианин меру своего поста должен определить, посоветовавшись с духовником: у каждого своя мера поста, в зависимости от состояния здоровья и духовного уровня.

Если ты не смог в день своего Ангела причаститься, потому что работаешь, причастись в ближайший выходной

А день Ангела нужно праздновать общением с твоим Ангелом. Чем порадовать своего Ангела? Тем, что ты пришел в храм на Литургию, причастился. Если ты не смог в этот день причаститься, потому что работаешь, причастись в ближайший выходной после своего дня Ангела. Это будет подарок твоему Небесному покровителю, в честь которого ты крещен.

День рождения смело можно перенести на ближайшую субботу-воскресение, когда разрешается рыба. Да так и делают многие, потому что в выходные легче собрать на свой праздник родных и друзей. И день Ангела совершенно не возбраняется отпраздновать в ближайший выходной.

Ассортимент наших супермаркетов позволяет отпраздновать эти дни, не нарушая пост и не впадая в чревоугодие. Вино дозволяется по Уставу. Если человек хочет справить эти праздники день в день, то вкушение вина и елея позволительны во все дни, кроме среды, пятницы и понедельника.

Назовите три самые, на ваш взгляд, подходящие вида досуга в пост.

– Во-первых, молитва. Для большинства людей именно выходные – единственное время, когда они могут пойти в храм, когда они могут дома помолиться. Я думаю, что это самое главное. Не нужно думать, что, выстояв службу в церкви, мы сильно устанем, потому что есть общеизвестное правило: если человек не ленится в храм Божий ходить по воскресным дням, Господь больше сил ему дает, больше благословляет его труд. Ведь сила – качество относительное. Можно целыми днями лежать дома, и у тебя не будет никаких сил, а можно очень активно работать и в храм ходить, и у тебя силы будут, потому что ты делаешь хорошее дело и Господь тебя благословляет, ибо ты исполняешь Его заповедь.

Читать еще:  Преображение Господне 19 августа: вольный путь от Фавора на Голгофу

Во-вторых, чтение духовной литературы. В-третьих, общение с ближними.

Вот три самых важных вида досуга: молитва, чтение, общение – семейное, с детьми, с супругами, с папами, с мамами, которые в это время особенно нуждаются в нашем внимании.

Рождественский пост — путь к великой радости

Составитель Александр Логунов

© Издательский дом «Никея», 2016

Наша планета Земля движется не только в физическом пространстве, но и в духовном, не только в небесах, обусловленных законами механики, но и в Небесах вечно живых. Представим себе, что, двигаясь в духовном пространстве, наша планета – плотский дом, в котором мы живем, – раз в год наиболее близко подходит к тому или иному участку вечных Небес. Вот восток зарозовел, потом – за алел, вот – яркое живоносное светило встало над нами, и мы ожили, расцвели и какой-то период живем в лучах этого светила, радуемся ему, вплоть до заката… Мы прощаемся с уходящим за горизонт солнцем – и печалимся, но одновременно и полны надежды и радости: мы знаем, что это не солнце погасло – это мы в своем движении снова отдаляемся от него. Отдаляемся, но в свой срок встретимся снова. А когда-нибудь все, наконец, изменится и светило, Солнце Правды, не уйдет за горизонт, останется с нами навсегда.

Вот так всходят над нами, ежегодно, в свой срок, христианские праздники. Они не просто даты в календаре, определенные типиконом и отмеченные красным, не просто повод для благочестивых воспоминаний об основах нашего вероучения. Это события, которые произошли однажды – и теперь живут в живых Небесах, у Бога. Не они раз за разом ежегодно приходят к нам – мы попадаем в них раз за разом, тленные – в нетление, временные – в вечность Христову.

Праздники Церкви – это разрыв в тучах, сквозь который нам подаются свет и воздух, спасение от греха, мир, любовь, смысл – все то, что мы вкладываем в выражение «благодать Божия». С капитанского мостика космического корабля по имени «Земля» доносится сообщение: «Внимание! Наш корабль вступает в сферу жизни вечной – всем приготовиться!» И команда начинает готовиться. Одна из частей такой подготовки – пост, которым мы встречаем зимние дни Богоявления.

Богоявление – так в первые века в Церкви называли все праздники явления Бога в мир: Рождество Христово, Сретение, Крещение. Лишь позднее они разделились, получили в церковном календаре каждый свою дату, у каждого появились свои богослужебные особенности, свои особые молитвословия и песнопения – тропари, кондаки, стихиры. Предварять их стал сорокадневный Рождественский пост, прочно вошедший в быт православных христиан. Смысл этого поста прост и радостен: точно так же, как мы наводим чистоту в доме, готовим подарки, намечаем меню праздничного стола и список гостей, предвкушая наступление заветного праздника, мы готовим себя посильным постом к великому событию – пришествию в мир Бога, Который, любя нас, не может оставить нас в одиночестве, среди страданий, греха, будней земной жизни, но Сам становится человеком, чтобы вместе с нами пройти наш многотрудный путь.

В ХХ веке, в течение долгих десятилетий насаждаемого атеизма Рождество Христово в нашей стране считалось вне закона, из праздников зимы у нас был только Новый год. Мало кто помнил, что нарядная елка пришла к нам из рождественской традиции, что когда-то ее венчала не пятиконечная советская звезда, а звезда Вифлеемская… Сегодня Рождество Христово снова вернулось к нам. Синяя звездная зимняя ночь, полная ожидания чуда, запах хвои и мандаринов, подарки под елью и праздничная радость – все это, знакомое нам с детства, осталось с нами, но венчает все это теперь главное – весть о рождении в мир Сына Божия, и многие дома, дворики храмов, площади городов в эти дни украшены рождественскими вертепами: Младенец Христос в яслях, над Ним склонились Пресвятая Дева Мария и старец Иосиф, рядом – волхвы с дарами и пастухи, их окружают и согревают своим дыханием добрые животные – ослик и вол…

Пусть книга, которую вы сейчас держите в руках, станет вашим добрым спутником на пути, день за днем, к великому и радостному событию Богоявления. Каждый шаг на этом пути неповторим – потому вы найдете на страницах книги молитвы на каждый день, посвященные отмечаемому в этот день событию или памяти того или иного святого, а вместе с ними – добрые и поучительные рассказы, взятые из сокровищницы русской словесности.

В добрый путь, дорогие друзья!

Священник Сергий Круглов

Заговенье на Рождественский пост

Ученик, и друг Твой, и подражатель страсти Твоея вселенней Бога Тя проповеда Богоглаголивый Филипп; того молитвами от врагов пребеззаконных Церковь Твою и всяк град Твой Богородицею соблюди, Многомилостиве.

Ученик и друг Твой, и подражатель Страстей Твоих, возвещающий о Тебе апостол Филипп вселенной Бога Тебя проповедал. Того молитвами от врагов безмерно согрешающих Церковь Твою и всякий град Твой Богородицею сохрани, Многомилостивый[1].

Воспоминания моего раннего детства рисуют мне картины какого-то необыкновенного светлого, радостного счастья. Счастье это обитало с нами в маленьком деревянном домике, где жили мы – две девочки с родителями и старушкой няней, и в другом таком же домике, где жили бабушка и дедушка.

В обоих домиках было очень просто, скромно и даже бедно, но зато там было нечто другое… И в детстве мы часто слышали там чудесное слово: «счастье»…

Что это такое? Где оно? С кем? В чем оно заключается? Все люди ищут, желают, добиваются счастья… Кто же счастлив? И что дает это желанное счастье?

Наше счастье было, наверно, не такое, какого желают многие… Оно было очень маленькое, скромное, тихое… Но оно делало наше бедное жилище прекраснее золоченых палат, придавало скромному платью вид царского одеяния; простая булка казалась нам часто вкуснее сладкого пирога, а задушевная песня доставляла минуты искреннего веселья.

Дорогое наше маленькое лучезарное счастье, ты – лучший дар на земле; тебе поклоняюсь я, благословляю тебя. Ты вдохнуло в наши души любовь и жажду к жизни, довольство своей скромной судьбой. Ты научило нас любить Бога, людей, природу, труд. И я всю жизнь воздаю хвалу тебе. Я бы желала удержать тебя своими стареющими руками и молить тебя: войди в каждую жизнь на земле, дай детству сладкие грезы, дай юности жажду и радость жизни, дай молодости бодрость и веру, а старости – утешение незаменимых воспоминаний о тебе, пережитом незабвенном счастье.

Я расскажу вам свою жизнь без прикрас, только одну правду… Судите же сами – могу ли я не считать себя счастливой?!

Как путнику среди необозримой пустыни радостным, дивным отдохновением является оазис, как мореплавателю прекрасной, заманчивой грезой мелькнет иногда мираж, так и для нас, детей, среди тихой, однообразной, трудовой жизни чем-то большим, светлым, неожиданно радостным являлись праздники Пасхи и Рождества… В моих воспоминаниях детства эти великие праздники выступают яркими, огромными светлыми картинами. Для детского воображения они были полны таинственной радости, верилось в возможность чудес.

И теперь, в годы старости, мое благодарное сердце переполняется горячей признательностью к моим милым родным, к няне, которые среди забот, труда и нужды оберегали и охраняли наше детство от тяжелой житейской прозы и заботами и любовью создали нам среди жизненной пустыни светлый островок счастья…

Клавдия Лукашевич. Мое милое детство

Рождественский (Филиппов) пост

Мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива

Преподобного Паисия (Величковского)

Начало Рождественского поста

Странен быв на земли, Небеснаго Отечества достигл еси, преподобне отче Паисие, добротолюбия подвижниче, верных научил еси ум к Богу возводити и сердцем к Нему взывати: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго.

Как был установлен Рождественский пост

15 (28) ноября – 24 декабря (6 января)

Как был установлен Рождественский пост

Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Уже с четвертого века св. Амвросий Медиоланский, Филастрий, блаженный Августин упоминают в своих творениях Рождественский пост. В пятом веке о древности Рождественского поста писал Лев Великий.

Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других – несколько больше. На соборе 1166 года, бывшем при константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле, всем христианам было положено хранить пост пред великим праздником Рождества Христова сорок дней.

Читать еще:  Быть миссионером, или как рассказать о своей вере другому?

Антиохийский патриарх Феодор IV Вальсамон писал, что «сам святейший патриарх сказал, что, хотя дни этих постов (Успенского и Рождественского. – Ред.) не определены правилом, понуждаемся, однако, последовать неписаному церковному преданию и долженствуем поститься… от 15 дня ноября».

Рождественский пост – последний многодневный пост в году. Он начинается 15 (28 – по новому стилю) ноября и продолжается до 25 декабря (7 января), длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост. Так как заговенье на пост приходится в день памяти св. апостола Филиппа (14 ноября старого стиля), то этот пост называют Филипповым.

Зачем установлен Рождественский пост

Рождественский пост – зимний пост, он служит для нас к освящению последней части года таинственным обновлением духовного единения с Богом и приготовлением к празднованию Рождества Христова.

Лев Великий пишет: «Само хранение воздержания запечатлено четырьмя временами, чтобы в течение года мы познали, что непрестанно нуждаемся в очищении и что при рассеянии жизни всегда надо стараться нам постом и милостынею истреблять грех, который приумножается бренностью плоти и нечистотою пожеланий».

По словам Льва Великого, Рождественский пост есть жертва Богу за собранные плоды.

«Как Господь ущедрил нас плодами земли, – пишет святитель, – так и мы во время этого поста должны быть щедры к бедным».

По словам Симеона Фессалоникийского, «пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти».

Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.

Когда начали праздновать Рождество Христово

Начало этого праздника относится к временам глубокой древности. В Апостольских постановлениях говорится: «Храните, братия, дни праздничные, и, во-первых, день Рождества Христова, которое да празднуется вами в 25-й день десятого месяца» (desembri). Там же сказано: «День Рождества Христова да празднуют, в он же нечаемая благодать дана человекам рождением Божия Слова из Марии Девы на спасение миру».

Во втором столетии на день Рождества Христова, 25 декабря (юлианского календаря), указывает Климент Александрийский.

В третьем веке о празднике Рождества Христова упоминает св. Ипполит.

Во время гонений христиан Диоклетианом, в начале четвертого века, в 303 году, 20 000 никодимийских христиан было сожжено в храме в самый праздник Рождества Христова.

С того времени, когда Церковь получает свободу и делается господствующей в Римской империи, праздник Рождества Христова мы находим во всей Вселенской Церкви, как это можно увидеть из поучений св. Ефрема Сирина, св. Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, св. Амвросия, Иоанна Златоустого и других отцов Церкви четвертого века на праздник Рождества Христова.

Никифор Каллист, писатель четырнадцатого века, в своей церковной истории пишет, что император Юстиниан в шестом веке установил праздновать Рождество Христово по всей земле.

В пятом веке Патриарх Константинопольский Анатолий, в седьмом Софроний и Андрей Иерусалимские, в восьмом св. Иоанн Дамаскин.Козьма Маиумский и Герман, Патриарх Цареградский, в девятом преподобная Кассия и другие, имена которых нам неизвестны, написали для праздника Рождества Христова многие священные песнопения, которые и ныне звучат в храмах для прославления светло празднуемого события.

Как питаться в Рождественский пост

28 ноября (15 ноября ст. стиль) начинается Рождественский (Филиппов) пост, который установлен Церковью для достойного приготовления верующих к празднику Рождества Христова. Он длится 40 дней.

На трапезе разрешается пища с растительным маслом (кроме среды и пятницы), в субботние, воскресные и праздничные дни — рыба. Строгость поста усиливается в последнюю неделю перед Рождеством. В Сочельник пища не вкушается до первой звезды (символом первой звезды является зажженная свеча, которая выносится на свещнике по отпусте литургии, совершаемой в Навечерие Рождества Христова, и перед которой клирики поют тропарь и кондак праздника Рождества Христова).

(Это правило монастырского устава. Миряне определяют строгость поста, советуясь с духовником)

«Из деятельности святых, из жизни Спасителя нашего и из правил жизни благочинно живущих видно, что прекрасно и полезно всегда быть готовым и находиться в подвиге, труде и терпении; однако не ослаблять себя чрезмерным постом и не приводить в бездеятельность тела. Если плоть распаляется по молодости, то много должно воздерживаться; если же она немощна, то нужно довольно в сытость принимать пищу, не взирая на других подвижников, — много или мало кто поститься; смотри и рассуждай по своей немощи, сколько можешь вместить: каждому мера и внутренний учитель — своя совесть… Умеренный и разумный пост — основание и глава всем добродетелям. Если кто хочет иметь ум твердым от скверных помыслов, да утончает плоть постом. Невозможно без поста и священствовать; как дышать необходимо, так и поститься. Пост, войдя в душу, убивает во глубине ее лежащий грех» (Прп. Паисий).

из книги «Как провести Рождественский пост, Рождество и святки»

Рождественский пост — добрый путь, добрые помыслы

Намерение освящает дело. Что пользы в перемене стола с мясного на постный, или в прочих вещах, если Христос – не в центре намерений? Вот Павел апостол говорит: «Едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию» (1 Кор. 10:31). Перефразируем, не согрешая слова Павла: «Не едите ли, не пьете ли, или иного чего себя добровольно лишаете, воздерживайтесь во славу Божию».

Пища нас не приближает к Богу и не отдаляет, но намерение приближает, и дело внешнее получает силу внутреннюю от того, Кому дело посвящено. Итак, намереваясь поститься, посвятим посильное воздержание Тому, Кто родился от Девы в пещере близ Вифлеема. При таком посвящении самое скромное воздержание не останется без плода, а при ложных целях и великое постничество будет либо вредным, либо бесполезным.

У западных христиан пост перед Рождеством так и называется – Адвент, что означает «посвящен приходу». Мало посему говорить людям: «Не ешьте мяса. Не пейте молока». Нужно говорить: «Готовьтесь Христа встречать. Разбудите помыслы и идите навстречу Господу. Помните, ради Кого упрощаете жизнь и упражняетесь в скромности и воздержании».

И так, 28 ноября начался Рождественский пост. Принимая на себя определенные ограничения в период поста, мы вновь вступаем в трудный и благодатный период тесных врат и узкого пути заповедей, чтобы приблизиться к полноте христианской жизни, которую Христос даровал всем людям: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Иоан.10:10).

Раньше, в далеком и наивном детстве, имелась у меня маленькая зимняя радость – встреча с первой пушистой елочкой. То ли были это радивые продавцы, еще задолго до новогоднего праздника обряжавшие в магазине елку в шары да гирлянды, то ли где-то в окошке напротив вспыхивали вдруг разноцветные лампочки, то ли в метро над головами спешащих людей вдруг проплывала зимняя красавица, поддерживаемая бережными руками – домой, к детям, к их безграничной радости… Потом-то я привыкала. Но самая первая ёлочка была благой вестью моему нетерпеливому сердцу – скоро Новый год!

Теперь-то на моём «спидометре» много вёрст накручено, и уже грамотная, от зубов отскакивают знания про всё и про вся. Знаю, что Новый год православные люди отмечают без шума и веселья, потому что не это является нашим главным зимним праздником. А наш главный – Рождество Христово – восходит чуть позже Нового года, самую малость потерпеть. Но слово «Рождество» задолго до самого праздника, как случайная ёлочка моего детства, не сходит с уст православных христиан. Вернее не Рождество, а – рождественский:

— С постом Вас Рождественским!

— Вот и Рождественский пост подоспел…

— Рождественский пост на дворе, надо нам настороже и построже к себе быть.

Пост тела — пища для души

… Ещё не Рождество, а мы произносим это слово охотно. Ещё нам до него шагать и шагать, листая версты-листочки календарные. И что интересно – нет привычки. Сколько раз уже, слава Тебе, Господи, вступаю на дорогу, ведущую к Рождеству Твоему, — дорогу, именуемую Рождественским постом. А всегда как вновь. Всегда волнуюсь, радуюсь и – робею, — как оно будет, каким окажется на этот раз моя дорога, какими встречами благословит Господь, какие испытания пошлет, какими радостями утешит?

Читать еще:  Последняя проповедь протопресвитера Александра Шмемана

Пост-то не особенно строг, в плане пищи — разрешается рыбу вкушать. Но мы подчас усматриваем в этом послаблении возможность не очень-то напрягаться. А рыбы-то сейчас в магазинах! Широкий бредень у нынешних рыботорговцев, глаза разбегаются – копченая, заливная, соленая, свежая… вот тебе и пост, вот тебе и особый «подвиг» духовного возрастания. А может, это ещё одна Господняя милость к нам, немощным? Но не в том милость, чтобы накушаться всяческой рыбки впрок и надолго, а чтобы силы, высвободившиеся от нестрого поста, направить, наконец, на борение с изнуряющими, въевшимися в плоть и кровь грехами?

Взять хотя бы такой «пустяк» как телефонные разговоры. Ведь за две-три минуты можно спокойно сказать всё, что мы развозим минут на 20-30. А зачем? Почему? Судачим, перемываем кому-то косточки, одно и то же повторяем в зуде многоглаголанья. А потом сетуем – времени не хватает, нет минуточки к сыну в дневник заглянуть, нет настроения с дочкой о сокровенном пошептаться, толковую книгу хоть немного почитать, помолиться толком. Господи, прости нас, грешных…

Ведь идём к Твоему светлому празднику Рождества Христова, а по дороге не в небесную синь вглядываемся, а шарим жадным прищуром по придорожным кустам. Беда нашего бытия – вот эти досужие полупустые разговоры. Вроде и пустяковый такой недуг, а как репей на нашем придорожном костюме. Да, нестрогий пост, рыба благословляется… Но в остальном строг. И лишние разговоры да пересуды со сплетнями никто нам в этот нестрогий пост, как рыбу, не благословлял.

Начался Рождественский пост

За это время поста вполне можно освоить полезный навык доброго молчания. Спросили – ответили. Спорят – не встревай со своим скорым мнением, надо сказать – скажи коротко, без размазывания темы по чужим мозгам, не испытывая терпения близких своими занудными постулатами. А ведь до чего мы лукавы!

— Не в осуждение говорю, а в рассуждение, – смиренно губы подожмем, глаза долу опустим да и пойдем месить чужую грязь по чужим душам-потемкам…

Нестрогий пост. Да строго спросит Господь и за эту долгую дорогу к празднику. Денёчки бегут, быстро бегут, безвозвратно. Вчерашний день искать – дело зряшное, сетовать о прожитых впустую годах — тоже. Но вот Рождественский пост вновь стелется перед нами календарной дорожкой – понедельник, вторник… воскресенье . Пойдём по ней широким шагом не боящегося трудностей путника, освободим свою поклажу от случайного и бессмысленного груза. Расправим плечи. К Рождеству. К ликованию. К Празднику…

Рождество Христово было подготовлено всей внутренней историей Израиля и всей внешней историей мира. Совокупная праведность Авраамовых детей сделала возможным вначале рождение Девы-Матери, а потом от Неё – Нового Адама. Но и внешний мир, не помышляя о том, был вовлечен в великую работу. Так перепись Августа заставила Марию с Иосифом отправиться в Вифлеем, чтобы исполнилось древнее пророчество Михея: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих. 5:2) Следовательно, и всемогущий кесарь, обожествленный подобострастием рабов, служил целям Христовым, сам того не понимая.

Стоит думать, что и ныне, и до скончания века, всё происходящее таинственно связано с Господом Иисусом и Его Промыслом. Только мы, помрачившись в разуме, рвём картину мира, приписываем мертвым стихиям власть и свободу действия, и не замечаем Божественного присутствия. У суетного человека — вера суетна. У лгущего человека — надежды ложны. Для того, чтобы навести с помощью Бога внутри себя относительный порядок и очистить око ума, нам и нужен пост. Пост двоякий, – душевный и телесный, – каков и сам человек.

Дай Бог всем поста благоприятного!

Использованы материалы: 1. Рождественский пост — добрый путь, добрые помыслы. Наталия Сухинина;
2. Рождественский пост – две лепты от души и тела. Протоиерей Андрей Ткачёв

Слово в начале Рождественского поста

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Рождество Христово. Икона XVI в.

Мы вступили в Рождественский пост, в период, когда мы шаг за шагом подымаемся к дивному дню, когда мы будем созерцать Бога, ставшего человеком ради спасения нашего.

И в сегодняшнем Послании, в преддверие этого поста, апостол Павел нам говорит, что Христос разрушил средостение, которое отделяло Бога и человека, как бы закрыл Собой пропасть, которая лежала между Богом и Его тварью.

Много столетий до Рождества Христова, в своем борении Иов Многострадальный взывал: где же тот человек, который станет между мною и Судьей моим, который возложит руки свои на Его плечо и на мое плечо, держа обоих как бы вместе, собирая разделенное, соединяя тех, кого разделила человеческая неправда: Бога и человека? Своим чутьём, своим дивным чутким человеческим сыновним сердцем он ожидал Того, Кто, соединив наконец несоединимое, примирит его с Судьей, перед Которым он стоял и в Ком он не мог видеть, подобно его друзьям, Властителя, который на всё имеет право.

И пришел этот Человек, Господь Иисус Христос; и простер Он Свои руки, и соединил Он Бога и человека; и когда мы думаем об этих руках простертых, соединяющих Творца и тварь — разве мы не видим Христа распятого на кресте? Он пришёл; Он встал на грани, где встречается Божия правда и неправда человеческая, Божия любовь и человеческий отказ от любви.

Он встал там, где все силы зла были сосредоточены, чтобы уничтожить человека. Всецело, до конца, неограниченно Единый с Богом, Он предстал перед людьми Своего времени; и эти люди, потому что они не могли, не хотели принять безусловно, безгранично своего Бога, отвергли и Его свидетеля.

Ему не оказалось места в граде человеческом, Ему не оказалось места даже умереть там. Он был выведен из человеческого стана, Он был распят вне града Иерусалима, отверженный, выкинутый из рода человеческого, потому что до конца Он хотел быть с Богом. Но одновременно, став человеком по любви, став человеком, чтобы нас спасти, приняв на Себя без ограничений все, что составляет человечество и человеческую судьбу, Он остался при последнем Своем предсмертном борении один перед лицом молчащего Бога.

И когда Он умирал на кресте, Он оказался один, как остается один каждый человек, потерявший Бога и умирающий от этой потери. Отверженный и оставленный, Он воскликнул: Боже Мой, Боже Мой — зачем Ты Меня оставил.

Оставленный Богом, изверженный людьми, Он в Себе соединил всю трагедию человечества, и Он умер и сошел в глубины ада. Уже на земле Он прикасался к тому, что можно назвать адом человеческой жизни — его неправде, греховности, оскверненности, обезбоженности, бесчеловечности, и умерев, потому, что Он хотел быть единым с нами, Он пошел туда, куда уходит всякая душа, потерявшая Бога : в глубины мрака и отчаяния, туда, где Бога нет.

И тогда совершилось величайшее чудо соединения, как говорится в пасхальной песне: ад широко раскрылся, чтобы пленить Того человека, который его побеждал на земле, и с ужасом обнаружил, что этот человек — Сам Бог, сошедший во ад. И того ада, куда тысячелетиями сходили люди, потерявшие Бога, уже не стало: нет больше места, где Бога нет.

Начался Рождественский пост

Здесь началось это чудо победы, это разрушение средостения, закрылась пропасть, всё теперь в пределах Христовой любви и Христовой приобщённости к нам. Он соединился с нами так, что приобщился даже предельному ужасу потери Бога, и теперь нет такого существа, нет такого человека, который был бы вне Христовой тайны; нет такого безбожника на земле, который более страшно, чем Христос, познал потерю Бога, когда воскликнул: Боже Мой, Боже Мой, зачем Ты Меня оставил?

Средостение пало, пропасть закрыта, путь отверст, и сейчас мы идём к тому времени, к той светозарной и таинственной ночи, когда Бог становится человеком и начинается этот путь Господень ко кресту, к смерти, во ад, и к Воскресению, — которым Он нас возводит к жизни вечной, потерянной ещё нашими праотцами.

Поэтому будем идти к этому празднику благоговейно, готовиться, чтобы и в нашем сердце пало средостение, чтобы и в нашей жизни закрылась пропасть, которая нас отделяет от Бога, от любви, от человека, от жизни.

И тогда радостно, благоговейно, трепетно встретим Младенца Христа, отдающего Себя в немощи, в ласке, в любви, предоставляющего нам сделать с Ним, что только мы захотим, для того, чтобы нас спасти. Слава Ему за Его любовь, за Его отдачу, за Его бесконечное к нам терпение! Ответимже на Его любовь — любовью, на Его надежду, на Его веру в нас — ответим! Аминь!

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector