5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ростислав Полчанинов: Я рос мечтой о России

Ростислав Полчанинов: Я рос мечтой о России

РОСТИСЛАВ ПОЛЧАНИНОВ:
«Я РОС МЕЧТОЙ О РОССИИ»

Друзья! Вашему вниманию – интервью и интересное предложение создать Вырицкий отряд скаутов —
от легендарного представителя белой эмиграции Ростислава Владимировича Полчанинова, который отпраздновал 27 января 2020 г. свой день рождения.

_____Ростислава Владимировича сердечно поздравляем с 101-летием ! Пусть Господь дарует ему сил и радости на многая и спасительная лета! _____
27 ЯНВАРЯ 2020 в Москве состоялось открытие XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений «Великая Победа: наследие и наследники», на открытии которых Патриарх Кирилл особо подчеркнул:

«Следует всемерно поощрять такие эффективные инструменты патриотического воспитания, как волонтерское движение, организация патриотических подростковых и молодежных лагерей, просветительские поездки по местам боевой славы, музеям и т.д.»

Именно вектором духовно-нравственного здоровья, интеллектуального и физического совершенствования пронизаны все скаутские методики, учебные программы и интереснейшие мероприятия, которые включены в систему воспитания Общероссийской общественной детской организации «Организация Российских Юных Разведчиков» — ООДО «ОРЮР».

Ростислав Владимирович Полчанинов — как создатель современной теории, методики и практики ОРЮР предлагает расширять ряды Российских скаутов, создавая отряды новые отряды скаутов при использовании всех отлаженныъ методик, аллгоритмов и наработок скаутинга.

Человек-легенда, разменявший второе столетие земной жизни – настоящий русский душой историк, журналист, общественный деятель русского зарубежья, коллекционер, руководитель, создатель теории, методики и практики скаутского движения, — образец активной позиции для подражания всем нам – проживает в небольшом городке под Нью-Йорком.

При этом интересно то, что Ростислава Полчанинова роднит с преподобным Серафимом Вырицким общее миссионерское служение в рядах Псковской Православной миссии — в период Великой Отечественной войны,

поскольку участниками Псковской Православной миссии в 1941-1944 гг были также :
— иеросхимонах Серафим (Муравьев),
— схимонах.Серафима (Муравьева) (монахиня Христина),
— прот. Алексий Кибардин,
— свящ. Иоанн Преображенский,
— свящ. Ливерий Воронов.
— иером.Антоний (Стальмаков), в схиме Арсений.

В его жизни было многое – подпольная деятельность в условиях нацистской оккупации, нелегальные переходы государственных границ в военное время, работа в Псковской православной миссии в годы Великой Отечественной войны, скаутинг, участие в белоэмигрантской конспиративной организации, записи передач для радио «Свобода» и многое другое.

Но главное – это мечта вернуться домой, в Россию.

Можно сказать, что мечта эта вернулась — но на очень высоком уровне: Ростислав Владимирович вернулся в Россию но не буквально, а вернулось и живет в России дело всей его жизни, которым он сам увлекся в юном возраcте — это скаутинг, или разведчество.
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Скаутская организация ОРЮР ведет насыщенную и интереснейшую работу с детьми и молодежью во многих регионах России.

ОРЮР – старейшая детско-юношеская организация России. Она берет свое начало от первого звена юных разведчиков, основанного в 1909 г. в Павловске Олегом Пантюховым.

Цель ОРЮР – воспитание духовно и физически здоровой личности, способной успешно действовать в современном мире. В достижении этой цели Организация основывается на христианском миропонимании и приверженности к историческим ценностям русской культуры.

ОРЮР ставит себе целью внешкольное общественное воспитание российских детей и молодежи в национальном и религиозном духе, дополняющее воспитательную деятельность семьи и школы, и развитие разведчества в России.

Будучи идеологом организации ОРЮР, официально зарегистрированной в России, имеющей Патриаршее благословение, действующей во многих епархиях РПЦ,

Ростислав Владимирович Полчанинов в 1992 году посетил Россию, посетил Псков, а также участвовал в проведении курсов для скаутских руководителей в поселке Сиверский и городе Гатчина.

В Вырице еще в начале 20 века устраивались летние скаутские лагеря — здесь проводили свои сборы скаутские отряды из Царского Села.
И поэтому Ростислав Владимирович Полчанинов предлагает создать Вырицкий скаутский отряд ОРЮР!

Друзья! Приглашаем . всех . кому хотелось бы участвовать в создании ВЫРИЦКОГО СКАУТСКОГО ОТРЯДА, — всех тех, кому близка цель воспитать подрастающее поколение в православном мировосприятии и приверженности к историческим ценностям русской культуры!

Всем, кто желает откликнуться на предложение легендарного скаута Ростислава Владимировича Полчанинова и имеет интерес принять участие в создании Вырицкого отряда скаутов ОРЮР — просьба ПРИСЛАТЬ ВАШИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ВОПРОСЫ —

— непосредственно В СООБЩЕНИИ АДМИНИСТРАТОРУ группы СВЯТЫЕ ЛИКИ ВЫРИЦЫ ! Либо позвонив по тел. 8911-121-71-06.

ИСТОРИЧЕСКИЙ РАССКАЗ О ТОМ, КАК РОСТИСЛАВ ПОЛЧАНИНОВ УВЛЕКСЯ ТЕМОЙ РАЗВЕДЧЕСТВА И СТАЛ ТЕОРЕТИКОМ И ПРАКТИКОМ МЕЖДУНАРОДНОГО И РОССИЙСКОГО СКАУТСКОГО ДВИЖЕНИЯ

Ростислав Владимирович Полчанинов – сын полковника Белой армии, эвакуированный из Севастополя вместе со своей семьей в 1920 году. Его отец, Владимир Павлович Полчанинов служил в штабе Николая II. После отречения Императора, подал в отставку и отбыл в Киев, короткое время находился в Южной Армии, затем присоединился к Деникину. Так семья Полчаниновых оказалась в Новочеркасске, где 27 (13) января 1919 года родился сын Ростислав Владимирович Полчанинов. 16 ноября 1920 года из Севастополя и далее через Константинополь Полчаниновы прибыли в Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев (с 1929 года — Югославия). В 1922 году семья поселилась в Сараеве, где Ростислав окончил русскую начальную школу. «Только сейчас я понял, какое значение это имело для моего сознания, что я русский», — много лет спустя он так отозвался об этом периоде своей жизни. Он учился в югославской гимназии, а завершил образование на юридическом факультете Белградского университета.
В 1931 году Ростислав в Белградском университете, вступил в Национальную организацию русских скаутов (НОРС), а потом с друзьями Борисом Мартино и Святославом Пелипцом записался в русские одиночные скауты.
Увлекся скаутской, или, как он русифицировал название «разведческой» работой. Активно занимался общественной и организационной работой с русскими детьми, стал одним из руководителей НОРС в Европе.
И очень скоро стал сам разрабатывать методику подготовки скаутских вожаков и руководителей. Деятельность скаутов была разнообразной и насыщенной: летние лагеря, слеты, творческие занятия.
Полчанинов писал скаутские песни: и серьезные («Мы знаем цель»), и шуточные («Попугай»).
Приходилось отстаивать в скаутском движении русское направление.
Когда в 1934 году в Сараеве было организовано общество «Русский сокол», Полчанинов и его друзья из отряда скаутов-разведчиков «записались в сокола», как писал Ростислав Владимирович в автобиографии.
Важным этапом в жизни Полчанинова стало участие с 1936 года в деятельности Национально-трудового союза нового поколения (НТСНП, впоследствии — НТС). В газете этой организации «За Россию» обсуждались проблемы преобразований в дореволюционной России, причины поражения Белой армии, методы, которыми создавались колхозы в СССР и многие другие вопросы, которые, как писал Полчанинов в автобиографии, «должен был знать эмигрант для идейной борьбы с коммунизмом».
Но во время Второй мировой войны «НТСНП (ныне НТС) не возлагала надежды ни на нацистов, ни на японцев, ни на западную демократию, а только на русский народ». Когда 22 июня 1941 года Германия напала на СССР, НТС призвал своих членов пробираться на оккупированные немцами территории, чтобы помогать русским. В начале 1940-х годов Полчанинов координирует работу организаций скаутов-витязей в Чехии и Германии, потом его направляют в Польшу.
+++
(Продолжение — читать в прилагаемом файле PDF).
+++

Век любви к России. 100 лет Ростиславу Полчанинову

В 2019 году исполнилось 100 лет Ростиславу Владимировичу Полчанинову.

В годы Великой войны 1914 – 18 годов его отец, Владимир Павлович Полчанинов, служил в штабе Верховного главнокомандующего, царя Николая II. Вскоре после февральского переворота он подал в отставку и отбыл в Киев, короткое время врем находился в Южной Армии генерала Иванова, затем присоединился к Добровольческой армии. Так семья Полчаниновых оказалась в столице Дона Новочеркасске, где 27 января 1919 года родился сын Ростислав Владимирович Полчанинов.

Потом была служба в Русской армии генерала Врангеля, эмиграция из Крыма, Галлиполи. В 1922 году семья попала в Сараево, Югославия. Ростислав Полчанинов окончил русскую начальную школу, затем гимназию и завершил образование на юридическом факультете Белградского университета.

В 1931 году, как и многие юноши из русских семей, Ростислав Полчанинов вступил в Национальную организацию русских скаутов (НОРС), а в 1934 году в общество «Русский сокол». Увлекся скаутской, или, как он русифицировал название «разведческой» работой. Потом стал одним из руководителей НОРС в Европе.

Во время Второй мировой войны, избегая призыва в армию, был направлен на работу в Германию, где нелегально продолжал скаутскую деятельность. Затем Ростислав Владимирович смог перебраться в Варшаву, где занимался работой с молодежью при Русском общественном комитете. Этот комитет защищал интересы русской эмиграции: до войны – перед польскими властями, во время войны – перед немецкими. В варшавском комитете активную роль играл один из ведущих деятелей русской монархической эмиграции Сергей Львович Войцеховский. В это время стало известно, что в Псков для православной миссии нужны преподаватели. Ростислав Полчанинов немедленно отправился в Ригу, где заявил о своем желании работать в России. Пропуск через границу из Риги в Псков ему помог получить митрополит Сергий (Воскресенский), глава Миссии, интереснейшая фигура той эпохи.

Читать еще:  Сам ты можешь в магазин зайти, а в храм тебя пустил Господь

Полчанинов оказался в оккупированном Пскове. На вокзале его задержали, ночь он провел в городской тюрьме и только утром смог увидеть Псков, Россию – родину о которой долго мечтал. Нужный ему адрес находился на Плехановском посаде, где при церкви Дмитрия Солунского была школа. В одном из интервью Ростислав Владимирович вспоминал:

«Я пошел – и вот кончились эти городские европейские дома и пошли избушки. Какое у меня чувство! Родина! То, о чем я мечтал! Я иду, а все кругом говорят по-русски! Это особое чувство».

С 1943 года работал с детьми и молодежью в составе Псковской православной миссии, преподавал Закон Божий в церковных школах. Ростислав Владимирович говорит о том, что провел в Пскове всего год, но это самое яркое воспоминание его жизни. Для человека, который рос мечтой о России, этот год стал целой эпохой.

Кроме церковных школьных занятий Полчанинов, удивленный тем, что, дети, живя в Пскове, почти ничего не знают об истории своего города, занялся с учениками и краеведением:

«Я купил путеводитель по городу, который был предназначен для немцев. На уроках мы, в том числе, говорили о псковских святых и о связанных с ними памятниках. Устроить детям экскурсию по городу мне не разрешили, поэтому мы с ребятами забирались на колокольню псковского кремля и, рассматривая город с высоты, разговаривали о его истории».

Учебников не было и литургию, например, пришлось объяснять по православному календарю на 1943 год, изданному Псковской миссией.

В Пскове Полчанинов женился на Валентине Петровне Наумовой. Девушка работала переводчицей в ветеринарной клинике в Пскове. Главный врач и сам прекрасно говорил по-немецки, но, чтобы спасти девушку от отправки в Германию, нанял ее переводчицей.

С детства Ростислав Полчанинов увлекся коллекционированием и именно в Пскове одним из многих его увлечений стало краеведение, в частности, собирание книг о Пскове и Псковском крае, которые он покупал в годы войны на барахолках. Журналы и газеты, издававшиеся на русском языке в то же время, также составили его коллекцию. Многое из собранного ему удалось впоследствии привезти с собой в Америку; коллекцию псковских книг он, много лет спустя, отправил через комитет «Книги для России» в Псковскую областную библиотеку.

Пасха, 1943 год. В центре митрополит Сергий (Воскресенский) выходит из кладбищенской церкви св. Димитрия Солунского в Пскове. Именно при этой церкви была школа, в которой преподавал Ростислав Владимирович

Горящий псковский Кремль. Вид с Запсковья. 22 июля 1944 года. Кадр кинохроники

Работа в Пскове продолжалась около года. Полчанинов рассказывает:

«В январе 1944 года Красная армия под Ленинградом перешла в наступление. Немцы в срочном порядке начали эвакуироваться. Православная миссия тоже получила приказ готовиться к эвакуации, которая была назначена на середину февраля. Но я решил не ждать – вы сами понимаете, чем грозило мне и моей семье разбирательство с советскими властями, останься я в Пскове – и вместе с женой и тещей уехал сначала в Ригу, потом в рабочий лагерь в Вене, а затем в рабочий лагерь в Тюрингии».

Ростислав Владимирович вместе с семьей попал в лагерь для перемещенных лиц, откуда был освобождён только после прихода американских войск. Снова работал в движении скаутов – сначала в городе Нидерзахсверфен, потом Менхегофе.

Работая одно время в издательстве «Посев», начал собирать книги, издававшиеся в 1945-1951 годах. Эту коллекцию он впоследствии отправил в Москву, в Библиотеку-фонд «Русское Зарубежье».

В 1951 году семья Полчанинова переехала в США, где сначала пришлось трудиться на фабрике. Затем он занялся общественной и эмигрантской журналистикой. С 1967 по 1983 годы работал на радио «Свобода», в частности с 1968 по 1972 год вел еженедельную передачу «Духовная музыка всех времен и народов». Уже на пенсии сосредоточился на работе по истории русского зарубежья. Среди его многочисленных статей, исследований и эссе – воспоминания о Псковской миссии.

В настоящее время, в 2019 году, проживает под Нью-Йорком. Всего Ростиславу Владимировичу Полчанинову принадлежит более 2000 статей, учебники по истории и географии России, истории русской Америки и русского искусства. Он продолжает заниматься изданием журнала «За свободную Россию: Сообщения местной организации НТС на Востоке США» и листка «Письмо друзьям». Одновременно продолжает заниматься общественной деятельностью: член Конгресса Русских Американцев, один из организаторов возвращения русского разведчества на родину, оказывает помощь дружинам и отрядам русских скаутов в России, коллекционерам и исследователям, занимающимся Русским Зарубежьем.

В 1992 году посетил Россию, посетил Псков, участвовал в проведении курсов для скаутских руководителей в Сиверском и Гатчине под Санкт-Петербургом.

Коллекционер и библиофил, он много лет пополняет различные русские библиотеки, архивы и фонды дарами из своих безценных коллекций.

В фонде Регионального центра по работе с редкими и ценными документами Псковской областной научной библиотеки хранится дар – личная (владельческая) коллекция книг из собрания Ростислава Владимировича Полчанинова. 220 документов: книг, рукописей, журналов, вырезок из периодических изданий, ксерокопированных материалов, относящихся к периоду с 1778 до 2006 года.

Часть воспоминаний Ростислава Владимировича об эпохе Второй мировой войны содержится в замечательном шестисерийном документальном фильме «Русский Корпус, воспоминания очевидцев».

Стихи о России

Над Россией моей

Над Россией моей зажигаются звезды, как свечи.
Будто в золоте чаш алтарей отражается вечер.
И глядят с высоты, озаряясь небесною синью,
Лики русских Святых, что всегда защищали Россию.

По безбрежью дорог, белым снегом, как мохом, укрытым,
Русский Бог – босоног и в рубахе, крестами расшитой.
Всё горстями тепло рассыпает в озябшие нивы,
И звенит серебро восходящей колосьями силы.

Вновь живою водой она полнит озера и реки
И молитвой одной в каждом русском звучит человеке.
Мироточит на травах, елеем вливается в росы.
Осененные славой отцов, поднимаются Росы.

Не заснут, не пропустят врага их посты и заставы,
Кольца засечных черт, разведенные в миг переправы.
В крепостях и острогах всегда начеку часовые.
Как родимый свой дом, берегут, охраняют Россию!

Никому, никогда не пленить эту землю святую.
Одолеет врага и юдоль пересилит любую.
Как весна хороша. Справедлива во всем. Милосердна!
Ты, Россия — Душа! Потому ты, Россия ,бессмертна!

***
Когда я чувствую, что рядом ты,
Невидимо, неслышимо, но явно:
Колышет ветер спящие листы,
И облака плывут по небу плавно,
И вечер полон неги и тепла,
И сердце открывается покою —
Я знаю, что сейчас я не одна,
Я в этот миг наедине с тобою.
Так хочется прижаться и обнять!
Как маму! Попросить помочь советом.
И знаю, ты поймешь меня, как мать,
Но все же пожуришь меня при этом
За то, что очень редко прихожу
В твой светлый дом, в живительные кущи,
Что в тленной суете давно живу:
Всё днём одним, всё хлебушком насущным.
Что разучилась понимать язык
Твоей души, где истина таится,
Что путь мой до обидного безлик,
И Птица-Тройка по нему не мчится.

Вся встрепенусь, как будто ото сна:
По телу от земли течёт тепло.
Ты, Родина моя , во всем права:
Жить нужно вечным. Просто и светло.

Страна моя бескрайняя

Страна моя бескрайняя, страна моя безбрежная!
То близкая, то дальняя. То строгая, то нежная.
Гляжу в глаза уставшие и глажу руки сильные,
Судьбой моею ставшая, любовь моя — Россия.
.
Поля твои раздольные не только хлебом сеяны:
Здесь спят мальчишки-воины, бессмертием овеяны.
Ты помнишь имя каждого, по каждому печалишься.
Суровая, бесстрашная, когда с бедой встречаешься.

Я — малая былиночка. Я — тонкая травиночка,
Твоим теплом согретая, так радостно живу!
Мне без тебя не дышится, мне без тебя не пишется,
Тебя Россией-матушкой я с детских лет зову.

Ты — труженица знатная. Простая, не парадная.
А в праздники, как юная невеста, хороша.
Пусть сердце счастьем полнится!
Пусть все в тебе исполнится!
Страна моя, росиночка – прозрачная душа!

В Начале было Слово, Слово «Бог!»-
Огонь, рожденный в сумраке Вселенной.
Взметнулась мысль из грёзы потаенной,
И вспыхнул Свет, безмерен и глубок.
Так жизнь пришла в окоченевший мир,
И человек, работник и строитель,
Забот Творца рачительный вершитель,
Многоязычно заполнял эфир.

Читать еще:  Теперь глаза апостола Петра всегда красные от слез

Летели быстрокрылые века,
Моря мелели, обнажались горы ,
Но слово первозданное всегда
Лучилось сквозь забвенья коридоры.
И силы не теряло, если вдруг
Случалось в мире новое ненастье,
Оно звучало громом, этот звук
Крушил беду своей безмерной властью.

Оно мечтой жило в людских сердцах,
Крепило веру, берегло надежду,
И в палачей всегда вселяло страх,
И раздражало вздорного невежду.
Оно летело над седой землей,
Как птица, гордо крылья расправляя,
Божественной, немеркнущей звездой
На небесах торжественно сияя.

Какой язык был осенен венцом
И величайшей удостоен чести?
» Да будет Свет!», пронзая Поднебесье,
По-русски было сказано Творцом.
Нет на земле сердечней языка.
Красив, певуч, свободен и радушен.
В нем золотится Пушкина строка,
Он светом наполняет наши души.

Она умна, а вот хитрить не может.
Вернее, ей не хочется хитрить.
Всегда поймет, поделится, поможет,
Но у других «урвать» — себе дороже,
Потом ей с этим неуютно жить.

Открытая, веселая, простая,
Но тайну может бережно хранить.
Обидят если — корка ледяная
покроет сердце, дверцу закрывая,
Но никогда не станет злобно мстить.

Так жить и верить, так ценить добро
Никто на белом свете не умеет!
Перед бедой нежданной не робеет,
Ненастье шуткой озорной развеет,
Вернет друзьям сторицею тепло.

Отрадно рвется к красоте и свету,
Не выучена горевать и ныть.
Умеет ждать и искренне любить,
Но только не умеет изменить.
Да вы уже узнали душу эту!

Мою любовь словами не измерить

Мою любовь словами не измерить,
Ей даже песни не найти под стать.
Её лишь сердце уместить сумеет,
Её глаза сумеют рассказать.

Моя Россия — ты мое спасенье
От всех невзгод, неверия и лжи.
Ты — светлое святое воскресенье,
Ты — слиток золотых колосьев ржи.

И плещется в душе такая нежность!
Не передать, в руках не принести,
Такая лучезарная безбрежность —
Тобою жить, одним путем идти.

Ростислав Владимирович Полчанинов (Автобиография) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Р. Полчанинов

Текст научной работы на тему «Ростислав Владимирович Полчанинов (Автобиография)»

Родился в Новочеркасске в 1919 г. в семье полковника, служившего в штабе Верховного главнокомандующего. Семья покинула Севастополь 16.11.1920 г. и через Константинополь прибыла в Королевство СХС (сербов, хорватов и словенцев, с 1929 г. — Югославия). В Сараево (Босния и Герцеговина) семья приехала в 1922 г. Мы получили квартиру, откуда уезжала группа русских офицеров. Один из них подарил мне пригоршню монет. Соседка подарила мне открытки, а один наш знакомый небольшой альбом с марками. Уже в 3 года я стал собирателем. С осени стал ходить в русский детский сад, а затем в 1928 г. окончил 4 класса русской начальной школы и поступил в местную гимназию. В русском детском саду, в школе и дома царил русский дух. В школе была семейная обстановка, каникул не было. Летом ходили на прогулки.

Мальчишки на улице дразнили меня, что я русский, а иногда и били. Приходилось убегать или вступать в драку. Однажды я, загнанный в угол, отбивался как мог от хулиганов. Какой-то парень решил меня защитить и, узнав в чем дело, посоветовал мне сказать, что я нерусский, чтобы хулиганы отстали от меня. Я сказал, что я русский и от этого не откажусь. Он разогнал хулиганов, и мы с ним подружились. Я тогда ходил в первый класс югославской гимназии, а он в той же гимназии в 7-й класс. Мы стали ходить вместе в гимназию, и тогда меня никто не трогал, но когда я шел без него из гимназии домой, то иногда бывали столкновения.

В начале 1931 г. моему другу детства Боре Мартино в отряде югославских скаутов было сказано, что если он наберет звено, то его назначат вожаком. Боре было 14 лет, а его скауты должны бы быть младше. Вот Боря и предложил мне набрать звено в моем классе, за что обещал назначить меня своим помощником. Должность была фиктивной, но давала мне право носить на кармане скаутской рубашки одну белую полоску. Первый сбор был 1 февраля 1931 г., и он считается днем моего вступления в Союз скаутов королевства Югославии.

Кроме журнала «Скаутски гласник» (ск. вестник) Боря покупал еще и журнал «Нови скаут». Однажды в нем было напечатано обращение Центральной штаб-квартиры русских одиночных скаутов к русским читателям. Предлагалось вступить в связь. Боря, Слава Пелипец и я решили откликнуться. Это было 4 апреля 1931 г., и этот день считается днем нашего вступления в НОРС

и днем основания в Сараеве русского одиночного патруля «Волк» (по нынешней терминологии — звена).

Летом мы хотели поехать в русский скаутский лагерь, но наш начальник Иван Семенович Светов (мы с ним были «на Вы» и величали по отчеству) посоветовал нам ехать с нашим югославским отрядом, так как русского лагеря могло вообще не быть, или только одну неделю. Лагерь югославян был устроен на целый месяц в г. Трпань в Далмации, в маслиновой роще, недалеко от моря. Скаутских занятий почти не было, и мы утром и после обеда купались. Со скаутской точки зрения лагерь был ниже всякой критики, но это был наш первый лагерь, нам его не было с чем сравнивать, и все мы остались им очень довольны.

Летом 1932 г. был слет югославских скаутов в Загребе. Боря и я поехали на слет и присоединились к русским скаутам из Белграда. Начальником русского подлагеря был Светов, наш начальник одиночек и начальник белградского отряда русских скаутов, по совместительству. Белградцы нас встретили враждебно. У них был не скаутский дух, а дух банды, не терпящей «чужих». Светов это сразу заметил и, чтобы белградцы не оттолкнули нас от русского скаутизма, старался уделить нам побольше внимания.

Мы ходили с ним по подлагерям, а он сказал нам, что он, чтобы участвовать на скаутском слёте, и не получив отпуска, бросил работу. Он говорил, что мы должны представлять перед иностранцами молодёжь порабощенной России и что ради этого стоит пожертвовать работой. В этом он видел продолжение борьбы с большевизмом, а начал он ее в 1919 г., когда ему было 17 лет, вступив в Добровольческую армию.

Мы знали много югославянских скаутских песен, а на слёте, не считая гимна, мы выучили три русские скаутские песни. Слух у нас был неважный, и гимн мы запомнили неправильно, но потом так стали петь все в Югославии, а теперь и в ОРЮР. Я это назвал «сараевской аранжировкой». Четвёртую русскую скаутскую песню, песню патруля «Волк» — «Когда патруль наш основался и стали „Волками» все мы. », Боря написал еще в 1931 г., а я тогда же написал «Мы знаем цель» и шуточную песню «Попугай».

Русских курсов для руководителей в Югославии не было. В 1935 г. мне удалось поехать на югославский IX БКС (Будем как солнце) курс для руководителей. Хоть мне было только 16 с половиной, а полагалось иметь 18 лет, меня приняли в виде исключения, как русского гостя. Инструктора говорили нам, что после окончания курса каждый из нас должен будет собрать отряд. В Сараеве второй отряд было бы трудно собрать, и я решил попробовать

возобновить одиночную работу, которая к тому времени прекратилась. Курсанты мне дали несколько адресов русских ребят, и после лагеря всем им были посланы письма. Ответ был только из Загреба, и там вскоре было основано одиночное звено «Жар-Птица». Об этом было сообщено начальнику отдела, и 31 декабря 1935 г. он назначил меня начальником Отделения одиночных ск.-разведчиков.

Мы были против иностранщины. Узнав, что в Эстонии патруль называют «звеном», мы уже с 1932 г. вместо «патруль» стали говорить «звено» и с 1934 г., когда НОРС стал официально называться НОРС-Р, стали избегать слово «скаут» и, если надо, то писали сокращенно «ск.». Свою пропагандную листовку я назвал «Что такое разведчество». Отчасти в этом был успех нашей работы в Югославии.

Одиночное звено в Загребе 3 января 1937 г. развернулось в отряд. Было освящение знамени, меня пригласили быть почетным гостем. В Цетинье я не был почетным гостем. Там я 23 января 1938 г. провел первый отрядный сбор, а вечером был на собрании родителей. Я коротко рассказал о разведческой работе и оговорился, сказав «мы родители должны. ». Все засмеялись, я смутился, не знал, что мне дальше говорить, и предложил задавать мне вопросы. Мне деликатно похлопали и задали первый вопрос: кто будет начальником отряда. Я назвал местную даму Ольгу Михайловну Изместьеву. Ее все знали, ей похлопали, она привстала и поклонилась. Второй вопрос был насчет лагеря на море. Меня спросили, приеду ли я руководить лагерем. Я сказал, что приеду, но родители должны будут побеспокоиться о палатках, кроватях и кухне. Родители согласились и задали третий вопрос насчет масонов. Я сказал, что я сын белого офицера, что у нас начальник отдела генерал Колюбакин, а организацию возглавляет гвардии полковник Пантюхов. У нас масонов нет, и мы их к себе не пустим. Тут мне по-настоящему захлопали. Это был последний, и может быть, самый главный вопрос.

Читать еще:  Какие слезы сделают для нас ближе мир Христов

Светов был моим первым начальником и учителем. Вторым стал Агапов. Он был сторонником славянского фольклора и противником индейщины. Он не был согласен с программой курсов для руководителей в Гилвелле (Великобритания), созданной Ба-ден Пауэллом, и разработал собственную программу с девизом БКС — Будем как солнце. Его программа давала ответ не только на вопрос, как вести работу со скаутами, но и ради чего её надо вести.

В июне 1934 г. в Сараеве было основано общество «Русский Сокол». Начальник отряда ск.-разведчиков А. Лебедев был приглашен в правление общества и призвал нас записаться в сокола.

С. Пелипец, я и еще несколько человек записались в сокола. В 1930 г. я пробовал издавать на шапирографе газету «Сараевская жизнь». Выпустил три номера. Сотрудничал в рукописном журнале «Волчий вой», но в настоящей, типографской, газете первая моя статья была напечатана в «Детской сокольской газете» № 3 за апрель 1936 г. С тех пор было напечатано более 2000 статей. Приехав в США, помогал Ю. Максимчуку в составлении «Каталога украшских державних марок» (Чикаго, 1957) и стараюсь помочь всем, кто обращается ко мне за помощью.

Моим третьим учителем стал начальник ИЧ — Инструкторской части А. Шатерник, с которым мы (Б. Мартино, М. Мулич и я) познакомились на слете югославских скаутов в Белграде в 1935 г.

Для нас разведчество было не развлечением. Мы боролись с денационализацией, так как для борьбы с большевизмом нужны были люди, верные Богу и родине. Мы призывали русских детей и юношество готовиться к возвращению на родину и учиться, чтобы возвращаться не с пустыми головами. Откликнулась лучшая часть. В этом был залог успеха нашей работы в Югославии.

Нас мучил вопрос, почему победили красные и мы, белые, оказались в эмиграции. Военно-исторический журнал «Часовой» на этот вопрос не давал ответа, но мы его нашли в газете НТСНП — Национально-Трудового Союза Нового Поколения — «За Россию». Пантюхов советовал ее выписывать старшим членам НОРС-Р. В НТСНП я вступил в 1936 г., когда мне было 17 лет. Из так называемых «Зеленых романов», которые все члены этого Союза должны были изучать, я узнал и о социалистах, и о коммунистах, об освобождении крестьян и убийстве имп. Александра II, и о столыпинской реформе, и о колхозах, и еще о многих вещах, которые должен был знать эмигрант для идейной борьбы с коммунизмом.

После отъезда Б. Мартино в Белград в сентябре 1937 г. стал начальником СОРС — Сараевского отряда русских ск.-разведчи-ков, стал преподавать родиноведение в Воскресной школе и развернул отряд в дружину. Преподавал до отъезда в Германию в январе 1942 г.

Нас воодушевлял пример подпольной скаутской работы в СССР. В 1941 г., когда нацисты и их союзники оккупировали Югославию и скаутская организация была запрещена, мы ушли в подполье. Другого честного пути мы не видели.

НТСНП (ныне НТС) не возлагал надежды ни на нацистов, ни на японцев, ни на западную демократию, а только на русский народ. Когда 22 июня 1941 г. Германия напала на СССР, НТС призвал своих членов пробираться на оккупированную немцами

территорию СССР, чтобы в тяжелое время быть вместе с русским народом. Путь лежал в Россию через Берлин и Варшаву.

После Рождества 1942 г. мы, несколько сараевцев, поехали на работы в Берлин. До нас туда приехал из Белграда О. Поляков и подготовил почву. Б. Мартино вскоре двинулся дальше и оказался в Варшаве, а меня назначил временно исполняющим обязанности начальника ИЧ. Мне удалось договориться с Главным руководителем витязей РСХД в Чехии др. Н. Сергеевым о присоединении витязей к нашей подпольной организации разведчиков, а с начальником НОРМ в Берлине И. Мелких, что он разрешит нам вести подпольную разведческую работу и будет ее прикрывать именем НОРМ. Др. Н. Сергееву я обещал, что у нас старшая ветвь будет называться витязями, что в их знак будет включен знак витязей — белый крест и что мы сохраним память о погибших витязях. Все это было потом выполнено. И. Мелких была обещана поддержка в его желании создать и возглавить в Берлине Центральный штаб НОРМ. Одновременно и др. Н. Сергеев и И. Мелких были включены в состав ИЧ — высшего органа управления подпольной организации.

В апреле я бежал с работы и при помощи НТС перешел германско-польскую границу. В Варшаве меня направили на работу в Дом молодежи. Я помогал Б. Мартино провести летний лагерь для русских детей в Генеральной Губернии, а после лагеря при помощи НТС оказался в Риге, откуда был послан на работу преподавателя Закона Божия во Псков в школу при Псковской православной миссии.

И в Варшаве и в Пскове, работая с молодежью, имел возможность вести подпольную разведческую работу. В Пскове женился на Валентине Петровне Наумовой, но уже в феврале 1944 г. должен был эвакуироваться с семьей в Ригу. Там тоже принимал участие в подпольной разведческой работе.

Летом 1944 г. пришлось снова уходить на Запад. Сперва мы оказались в Берге около Вены, а затем в Нидерзахсверфене около Нордхаузена. Там я незадолго до прихода американцев провел последний подпольный КДВ — Курс для вожаков.

Американцы пришли 11 апреля 1945 г., и мы вышли из подполья. Курсанты собрали звенья, и 28 апреля был первый сбор дружины. Начальником дружины я назначил А. Доннера, а сам принял на себя должность начальника Западно-Германского отдела. В день св. Георгия, который в 1945 г. совпал с Пасхой, был устроен парад и выпущен первый послевоенный разведческий журнал «У костра». Долго в Нидерзахсверфене нам не пришлось

пребывать, так как Нидерзахсверфен (Тюрингия) отходил к Советской зоне, и 9 июня мы всем лагерем двинулись на Запад. Новым местом жительства стал ДиПи лагерь Менхегоф около Кас-селя. В июле 1945 г. провел лагерь и в лагере КДВ. Начал работу с одиночками и начальником одиночек назначил К. Халафова, который стал издавать журнал «Одиночка». При моем участии в Менхегофе выходили «У костра», «Разведчик» и «Опыт».

В октябре 1945 г. основал отряд югославских скаутов в Кас-селе и вскоре, на некоторое время, возглавил Союз югославских скаутов. Считая сотрудничество с иностранными скаутами одним из способов борьбы с русофобией, организовал тогда же и Комитет скаутских организаций Кассельского райойаГ В апреле 1946 г., на Пасху, организовал Разведческую почту, которая была в моем ведении до 1988 г. С 14.04.1946 г. член ГК — Главной квартиры и начальник ГК в 1951-1956 гг.

Приказом № 1, § 5 заместителя Ст.рус.разведчика на Европу от 12.11.1945 г., как начальник отдела, был назначен членом Совета ОРЮР (в котором состоял с перерывами до 1991 г.). На II съезде в Легау 30.09.1947 г. был избран председателем Центрального (Главного) суда чести (до 15.10.1952 г. и снова в 1980-1983 гг.).

В июле 1947 г. поступил на работу в УМСА-УУСА, где работал до отъезда в США.

Первые годы в США работал рабочим на фабрике, а с 15.05. 1967 г. до выхода на пенсию в 1983 г. работал на «Радио Свободе», где в 1966-1972 гг., сперва как внештатный сотрудник, вел передачи «Уголок коллекционера» и «Духовная музыка», а затем заведовал музыкальной библиотекой.

В связи с приездом в 1951 г. в США был назначен начальником Северо-Американского отдела ОРЮР (до 1957 г. и снова выбран в 1983-1985 гг.).

В США преподавал в церковных школах в 1951-1979 гг., в 1972-1977 гг. был членом Епархиального школьного совета и заместителем Синодального школьного инспектора.

В июне 1965 г. возглавил в ОРЮР Исторический комитет. Приказом Ст.скм. № 235 от 8.10.1986 г. был назначен нач. Сектора истории ГК, упраздненного 10.02.1995 г. С 15.01.1987 г. издаю «Страницы истории» (с № 1 (58) — СИРС — «Страницы истории разведчества-скаутизма»). С 1995 г. член Сектора администрации ГК Зарубежной ОРЮР.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector