0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Религиозные нормы

Религиозные нормы

РЕЛИГИОЗНЫЕ НОРМЫ — разновидность социальных норм, установленных различными вероисповеданиями и имеющих обязательное значение для исповедующих ту или иную веру. Назначением религии является выработка «смыслов», позволяющих человеку так или иначе освоиться и определить свое место в том мире, в котором он живет. Религия, с этой точки зрения выступает мерилом «хорошего» поведения.

Внешне эти нормы имеют определенное сходство с юридическими установлениями: в известной мере формализованы и содержательно определенные; хотя в значительно меньшей степени, но все же определенным образом институционализированы и документально зафиксированы в Библии (Ветхом и Новом Завете), Коране, Сунне, Талмуде, религиозных книгах буддистов и др.; выступают в некоторых случаях в качестве источников права (в качестве иллюстрации таковых являются не только страны мусульманской правовой системы, но и некоторые страны континентальной Европы. В России до 1917 года источниками права признавались Устав Духовных Консисторий, Книга Правил Св. Синода, Кормчая Книга и др. В Германии каноническое право и ныне является частью национальной правовой системы).

В то же время между правом и религией существуют принципиальные различия. Секуляризация общественной жизни, утверждение свободы совести одновременно означает, что сфера действия религиозных норм значительно уже права. Так, предписания «Торы» распространяются исключительно на лиц, исповедующих иудаизм, Корана — соответственно на исповедующих ислам и т.д. Различны механизмы действия религии и права. В частности, религии (в особенности эстетические) обосновывают в своих священных книгах абсолютную непреложность предписываемого ими кодекса поведения ссылкой на высший авторитет или, как сказали бы философы и богословы, «трансцендентное миру начало».

Влияние права на религию имеет место, хотя оно в известной мере достаточно специфично. Конституция РФ (ст. 14), Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях» гарантируют свободу совести и вероисповедания, равноправие конфессий, возможность для верующих замены военной службы альтернативной гражданской службой. Действующее уголовное законодательство устанавливает уголовную ответственность за воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий (ст. 148 УК РФ). В то же время право не должно быть безучастно к «причудливым» формам пользования свободой совести и, в частности, к оккультным религиям и тоталитарным сектам, подавляющих личность и путем зомбирования превращающих её в слепого исполнителя воли «гуру», «мастера», «учителя», и стоящих за ними темных сил. Право в этой ситуации должно быть правом, иначе неизбежен синдром «Аум Синрике». Вполне закономерно, что в Уголовный кодекс РФ включена специальная норма, в соответствии с которой создание религиозного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью либо с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей, а равно участие в деятельности такого объединения карается уголовным законом.

Элементарные начала общей теории права. — Право и закон, М.: КолосС . под общей ред. д-ра юрид. наук, проф. В. И. Червонюка . 2003 .

  • Религиозно-традиционные системы права (обычное право Африки)
  • Репарация

Полезное

Смотреть что такое «Религиозные нормы» в других словарях:

РЕЛИГИОЗНЫЕ СУДЫ — в некоторых странах негосударственный суд, применяющий нормы религиозного права. Различаются два вида этих органов: церковные суды (рассматривают внутрицерковные споры на основе религиозного права), действующие во многих странах мира… … Юридический словарь

НОРМЫ МОРАЛЬНЫЕ — особый вид норм социальных (см.), нормы поведения людей, формирующиеся без участия к. л. директивных инстанций, совместным творчеством множества людей (масс), как итог естественного отбора их суждений о различн. образах поведения. В основе… … Российская социологическая энциклопедия

религиозные суды — в некоторых странах негосударственный суд, применяющий нормы религиозного права. Различаются два вида этих органов: церковные суды (рассматривают внутрицерковные споры на основе религиозного права), действующие во многих странах мира… … Большой юридический словарь

НОРМЫ РЕЛИГИОЗНЫЕ — вид соц. норм, устанавливаемых религией. Воздействуя на сознание людей, определяют их поведение. Любая религия включает совокупность Н. р., при помощи к рых регулирует обществ, отношения. Н. р. состоят из правил поведения (предписаний совершать… … Атеистический словарь

ЗАПРЕТЫ РЕЛИГИОЗНЫЕ — нормы обычного права, закрепленные традицией, осмысляемые как религ. (магич.) запрет, нарушение к рого карается богами, духами или некой сверхъестеств. силой. Большая часть 3. р. (половые, пищевые, промысловые, производственные и др.) имеют… … Атеистический словарь

Марийцев религиозные верования — Марийцы (офиц. название в царской России черемисы), коренной народ Поволжья численностью 670 868 чел. Из них более 48 % (324 349 чел.) живут в Республике Марий Эл. Это составляет 43,3 % от общей численности населения республики. Доля русских в … Религии народов современной России

Регуляторы общественных отношений — Регуляторы общественных отношений совокупность определённых норм, упорядочивающих поведение людей или состояние иных объектов регулирования в различных сферах жизнедеятельности. В любом обществе существует множество самых различных правил… … Википедия

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ — все социальные нормы, действующие в современном обществе, подразделяются по двум основаниям: а) способ создания; б) средства охраны их требований от нарушений. На основе этого выделяются следующие виды социальных норм. Нормы права это… … Энциклопедический словарь экономики и права

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ — все социальные нормы, действующие в современном обществе, подразделяются по двум основаниям: а) способ создания; б) средства охраны их требований от нарушений. На основе этого выделяются следующие виды социальных норм. Нормы права это… … Юридическая энциклопедия

Религия в Израиле — См. также: Иудаизм, Христианство, Ислам, Друзы и Бахаи См. также: Иерусалимская православная церковь См. также: Православие в Израиле … Википедия

Роль религиозных социальных норм

Безусловно, социальные нормы, которые закреплены в религии, не могут считаться общепринятыми для каждого. Связано это с тем, что в целом современный мир является очень многообразным в плане религий и конфессий, а последние 50 лет характеризуются еще и активным ростом разнообразных религиозных объединений и организаций.

Несмотря на это, каждое сообщество, которое исповедует какую-либо религию (православие, мусульманство, иудаизм и прочие) придерживается конкретных социальных норм. Их роль заключается в регулировании отношений людей именно в религиозной сфере.

Читать еще:  К чему снится искать съемную квартиру. Что предвещает новое жилище, увиденное во сне

К тому же, некоторые исследователи прослеживают взаимозависимость и сходные черты между религиозными нормами и нормами права. Они похожи и с нормами морали, что выражается в четкой санкционированности, нормативность. Нормативность – это совокупность определенных, конкретных норм, которые являются образцом поведения для широких слоев населения.

Также социальные нормы религии и нормы права схожи в своей универсальности, то есть они распространяются на всю совокупность общественных отношений, которые формируются и реализуются в обществе. так же, как и нормы религии, нормы права сообщаются в нормативных и ценностных критериях, которые определяют правомерные и неправомерные действия человека, его поступки и мысли (особенно это прослеживается в нормах морали, где человека учат определять добро и зло и отделять их друг от друга).

Религиозные правила, по сути, те поступки, которые допускают Бог или божества религии и те, которые не допускаются.

Поскольку они гетерономны, это относится к тому факту, что это была третья сторона, такая как пророк, священник или другой религиозный деятель, который продиктовал эти нормы, гарантируя, что они указываются божеством, на которое он утверждал. представлять.

Человек, который диктует религиозные нормы, но не навязывает их и не принуждает их соблюдать, обычно говорит, что это произошло через божественное откровение. Верующий не имеет права изменять нормы или добавлять новые, а скорее тебе просто нужно придерживаться их.

Выдающиеся примеры религиозных норм

Все практики, основанные на исповедуемой вере, считаются религиозными нормами. Таким образом, выбор бога, которому поклоняются, молитвы, которые произносятся, ритуалы, которые выполняются, услуги, которые посещаются, привычки, которые принимаются и моменты, в которые выполняются все эти практики они считаются религиозными нормами (Hutama, 2015).

Некоторые из них перечислены ниже:

Нормы православного иудаизма

1 — скромность

Эти правила связаны с тем, как мужчины и женщины должны одеваться. Одежда должна быть скромной, нейтральной расцветки и не должна раскрываться..

2 — Социальные отношения

И мужчины, и женщины взаимодействуют друг с другом в небольших группах, состоящих из представителей одного пола.

3 — Одежда

Мужчины должны носить черный костюм и носки, белую рубашку, цицит (плетеный) и кипу.

4 — Еда

Потребляемая пища должна быть кошерной, то есть приготовленной в соответствии с религиозными нормами.

5 — Музыка

Здесь нет светской музыки или певиц (Falk, 2006).

Стандарты католицизма

Нормы католицизма собраны в две основные категории: десять заповедей и таинства.

Эти две категории показывают, каким должно быть поведение файлов и какие ритуалы они должны выполнять, чтобы подтвердить свою веру.

10 заповедей

1 — люби Бога превыше всего.

2 — использовать имя Бога напрасно.

3 — Ты освятишь все праздники.

4 — Честь отца и матери.

6 — не совершать непристойных действий.

9 — Не иметь нечистых мыслей.

10 — Не желай чужой собственности.

Нормы ислама

Нормы исламизма известны как пять основных столпов религии, которым должны следовать все верующие. Они перечислены ниже:

1 — Шахада

Есть только один бог (Алах), и нужно исповедовать ему уникальную и преданную веру..

2 — Молитва

Вы должны молиться пять раз в день. Для выполнения этих молитв должны соблюдаться другие правила, такие как омовение тела, время, в которое проводятся молитвы (рассвет, полдень, полдень, закат и ночь)..

3 — милостыня

Все верующие должны ежегодно давать милостыню тем, кто в ней больше всего нуждается, начиная со своих соседей и родственников..

Это соответствует 2,5% от заработанного. Правило гласит, что вы должны сэкономить 10% дохода и дать милостыню, эквивалентную четверти этих сбережений..

4 — Пост

Это правило известно как Рамадан, из него следует принять во внимание другие правила, которые необходимо учитывать для выполнения поста, такие как момент начала поста, акт намерения до его начала и воздержание от множественного такие мероприятия, как курение и секс.

5 — Паломничество

Норма указывает на то, что каждый мусульманин должен хотя бы раз в жизни посетить Мекку (BBC, 2009).

Нормы индуизма

1 — Уважение к пожилым

Эта норма должна быть продемонстрирована через обычаи, такие как сидение с левой стороны от пожилых людей, привлечение подарков в особых случаях, или не зевание или растяжение перед ними..

2 — протокол имени

Указывается, что на пожилого человека следует ссылаться не по имени, а по связи с ним.

Таким образом, старший брат будет называться не по имени, а с термином «аннан» или старший брат.

3 — коснуться ног

Прикосновение к ногам священной фигуры — это способ осознать уважение и восхищение этой фигуры..

4 — Дакшина

Норма указывает, что денежный вклад или подарок должен быть предоставлен священнику после завершения обряда.

5 — Чистота и еда

Чистота имеет решающее значение для пищи и питания. Нормы индуизма указывают на то, что пищу нельзя пробовать прямо из ложки и что губы человека никогда не должны касаться контейнера, из которого пьют другие люди..

6 — Цветочные предложения

Цветы, которые приносят божествам, не должны пахнуть, так как даже запах предназначен для богов. С другой стороны, цветы, которые падают на землю, не должны предлагаться.

7 — Предложения

Подношения для божеств должны быть загружены обеими руками на правой стороне тела, таким образом, их невозможно обонять.

Все предметы должны быть вымыты, подготовлены, завернуты и накрыты, прежде чем предлагаться.

8 — Обувь

Обувь считается нечистой, поэтому вы не можете войти с ней в какой-либо храм или дом другого индуса (Индия, 2017).

Религиозные нормы

Устанавливаемые любой религией правила поведения представляют собой особый вид социальных норм — религиозные нормы, а не компонент нравственности, права или каких-либо иных социальных систем. Говоря о религиозной норме, следует иметь в виду, что заповедь, правило поведения — это лишь одна из ее составных частей. Кроме того, норма включает указания на священный источник правила поведения и на сверхъестественные средства его обеспечения. Для Библии, Корана, Талмуда и других “священных” книг характерна “рассредоточенность” составных частей религиозных норм, отсутствие у многих из них индивидуальной санкции, что и порождает необоснованное отождествление “стиха”, в котором излагается лишь правило поведения, со всей религиозной нормой.

Читать еще:  Чернобыль — зона жизни, или Живут ли люди в Чернобыле сейчас

Религиозные нормы обладают всеми необходимыми признаками социальной нормы. Возьмем, например, заповеди библейского декалога, которые в различных сочетаниях приводятся в Ветхом и Новом завете как важнейшая часть “закона божьего”. Это категорическое запрещение поклоняться нескольким богам и идолам, убивать, прелюбодействовать, красть и желать чужого, лжесвидетельствовать, требование верить в единого бога, “соблюдать день субботний” и почитать родителей. Все это правила поведения людей, относящиеся к сферам религиозного культа, семейных и иных общественных отношений. Заповеди предписывают совершенно определенные действия или воздержание от осуждаемых религией поступков.

Религиозная норма, как и другие социальные нормы, имеет общий характер, который проявляется в следующем. Во-первых, религиозная норма выступает как масштаб, образец для поведения верующих людей в той или иной обстановке, как эталон определенных отношений. Во-вторых, ее предписания относятся не к конкретному индивиду, а к более или менее широкому кругу людей: к последователям данной религии (членам церкви, секты, толка) или к какой-то части их (священнослужителям, мирянам и т. п.).

Предусматривая конкретные варианты поведения в типичных жизненных ситуациях, религиозные нормы воздействуют на волю и сознание людей, формируют их социальное поведение и тем самым регулируют соответствующие общественные отношения, проявляющиеся, прежде всего в действиях или бездействии их участников. Одна из специфических особенностей этих норм состоит в том, что они регулируют и такие отношения, которые находятся вне сферы воздействия других социальных норм, — отношения, возникающие при отправлении культа.

Религиозные нормы чаще всего имеют авторитарный характер, формулируются как повеления, которые необходимо выполнять вопреки требованиям любых иных норм вплоть до прямого запрета следовать последним (например, ограничение нормами Ветхого завета и ислама действия обычая кровной мести). Каждая религия, ссылаясь на волю сверхъестественных сил и существ, требует от своих последователей слепой дисциплины, неукоснительного соблюдения своих предписаний. Религиозные нормы должны исполняться, несмотря на несоответствие их указаний взглядам, желаниям верующего.

Религиозные нормы отличаются от моральных, правовых и других социальных норм, прежде всего тем, что имеют своей основой религиозные, а не какие-либо иные идеи и представления, неразрывно связаны с верой в сверхъестественное. Например, правила, определяющие порядок совершения магических действий, не могли возникнуть без веры в возможность достижения желаемых человеком результатов при помощи его воздействия на сверхъестественные свойства реально существующих объектов или на сверхъестественные связи между объектами. При отсутствии представлений о возможности воздействовать в том или ином направлении на сверхъестественные свойства, связи и существа утрачивают всякий смысл как любые культовые действия, так и связанные с ними нормы. То же самое можно сказать и о религиозных запретах. Различные пищевые запреты связаны с магическими представлениями или с верой в духов.

Религиозные нормы рассматриваются верующими людьми как повеления сверхъестественных сил или их представителей на земле — верховных служителей культа. В первобытных религиях создателями и блюстителями религиозных предписаний и запретов считались тотемические предки, духи. Затем в качестве источника религиозных правил поведения выступают божества и, наконец, в монотеистических религиях — бог. В “священных” книгах различных религий религиозные нормы формулируются как божественные повеления. В Библии, например, они именуются заповедями, повелениями, уставами, законами бога, подчеркивается их святость. Церковные правила выдаются богословами за конкретизацию “законов божьих”.

Однако связь религиозных норм с религиозными идеями и представлениями не всегда заметна. Не во всех религиозных предписаниях содержится указание на их священное происхождение. В таких случаях о наличии указанной связи свидетельствуют специфические средства обеспечения исполнения религиозных предписаний: угроза сверхъестественной карой и обещание награды от сверхъестественных сил. Исполнение религиозных норм обеспечивается также наказаниями, применяемыми к нарушителю священнослужителями (церковное наказание). С возникновением государства и права к этому добавляется уголовное наказание за так называемые религиозные преступления, а затем и неблагоприятные гражданско-правовые последствия в случаях несоблюдения некоторых религиозных норм.

Текст научной работы на тему «Аспекты взаимодействия религиозных и правовых норм»

Камчатский государственный технический университет, Петропавловск-Камчатский, 683003 e-mail: eriskina2001@mail. ru

АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ И ПРАВОВЫХ НОРМ

Цель работы состоит в исследовании некоторых особенностей взаимодействия норм религии и права, так как они являются важными компонентами мировоззрения и оказывают активное влияние на форму социальной коммуникации.

Достижение указанной цели предполагает решение таких задач, как изучение взаимодействия норм религии и права в истории; рассмотрение основных функций норм религии и права в системе современной коммуникации.

Ключевые слова: социальная норма, закон, религия, право, история.

Kamchatka State Technical University, Petropavlovsk-Kamchatskу, 683003 e-mail: eriskina2001@mail.ru

ASPECTS OF RELIGIOUS AND LEGAL NORMS INTERACTION

The goal of the present work is to research the peculiarities of religious and legal norms interaction as they are the important components of the worldview and have an active influence on the form of social communication.

To achieve the stated purpose it is necessary to accomplish the following tasks: to study the interaction of legal and religious norms through the history, to examine the main functions of legal and religious norms in the system of modern communication.

Key words: social norm, law, religion, right, history.

В повседневной жизни современный человек вынужден руководствоваться многими правилами и требованиями. В том числе правом, требованиями этикета, моралью, религиозными заповедями, традициями, то есть теми нормами, которые складывались на протяжении долго времени в определенном обществе с определенным уровнем экономического развития. Но все представители социума знают, что как бы ни отличались социальные нормы друг от друга, они обязательны для всех членов общества для нормального функционирования государства, и желательно для достижения максимального эффекта при социальном взаимодействии учитывать исторические особенности основных социальных норм.

Одними из самых значимых социальных норм в процессе социальной коммуникации выделяют религиозные и правовые нормы. Данные нормы, являясь элементами мировоззрения, взаимно дополняют друг друга и активно влияют на взаимодействие людей. Как отмечают в своих статьях многие исследователи проблем мировоззрения, в том числе Л.П. Кукса и А.Д. Урсул, Т.А. Урсул, религиозные и правовые нормы, несмотря на их различия в механизме формирования, могут совпадать с точки зрения своего морально-нравственного содержания [1, 2].

Например, среди основных христианских заповедей есть правила — «не убий» и «не укради» и эти же правила поведения стали нормами в современной европейской культуре и фиксируются в письменном виде.

Читать еще:  Как живут Любовь в инвалидной коляске, муж и четверо детей

В настоящее время вопрос о взаимоотношении религии и права как социальных норм приобретает наибольшую актуальность в нашей многонациональной стране, потому что соблюдение законов, как нормативно-правовых актов, так и различных религиозных установок, является одним из важнейших условий успешной и неагрессивной социальной коммуникации. Актуаль-

Развитие теории и практики управления социальными и экономическими системами

ность данной темы объясняется еще и тем, что религия и право влияют на формирование системы взглядов на мир и место человека в обществе даже у неверующего. В этой связи актуальным явлением, требующим отдельного рассмотрения, является церковь как проводник религиозных норм в современном обществе. На сегодняшний момент церковь является особым типом самоуправляемой религиозной организации. Она не только пропагандирует религиозные нормы, но и может, как объединять членов социума на основе общего вероучения, так и противопоставлять их иноверцам. В конце XX в. такие противостояния, основанные на религиозных убеждениях, стали приобретать крайние формы, свойственные религиозному экстремизму. И в таких условиях чаще всего именно правовые нормы выступают значительным сдерживающим фактором, смягчают остроту социальных противостояний, а также способствуют достижению согласия и взаимопонимания договорным путем.

Как принято отмечать, на ранних этапах развития социума правовые нормы не отделялись от религиозных, этических, эстетических и были с ними тесно связаны. Древнейшие правовые нормы были в то же время и религиозными заповедями. И только с усложнением социальной жизни и становлением государственности правовые нормы отделяются от чисто религиозных [3]. Отделение религиозных норм от правовых произошло тогда, когда в человеческом обществе стали различать понятия преступления и греха. Это различие особенно четко выработалось и было зафиксировано в древнеримской системе права [3].

В истории России религия не сводилась только к вере, к соблюдению и совершению религиозных обрядов. Религия в нашем государстве всегда выполняла как основные свои функции, так и второстепенные функции социальной нормы:

— устанавливала правила поведения в обществе, то есть регламентировала социальное взаимодействие, обеспечивая стабильность его функционирования;

— дала критерии отношений к тем или иным действиям, помогая определить в поступках соотношения морального или аморального, правомерного или неправомерного.

В X в. Россия приняла в качестве государственной религии православную ветвь христианства, которая стала распространяться под контролем церкви государственной власти. За время становления и развития государственности на Руси православная ветвь христианства тесно переплеталась с правовой системой. Церковь сыграла заметную роль в укреплении и развитии государственной системы. В X и XI вв. церковь становится крупным землевладельцем и получает от Великого князя налог — десятину. Кроме того православная церковь в период Древней Руси имела три круга судебных прав:

1) судебная власть над всем христианским населением по некоторым делам;

2) судебная власть над церковными людьми;

3) судебная власть над населением тех земель, которые были феодальной собственностью церкви [4].

В XIV-XV вв. православная церковь стала неотделима от государства. В Московском царстве создавались церковные школы, храмы и монастыри. Многие нормы, которые были установлены православной церковью, являлись частью правовой системы. Но необходимо отметить, что в Российской империи церковь оказалась в подчинении государства, но православие было государственной религией.

В 1918 г. декретом Совета народных Комиссаров церковь отделили от государства, и православная церковь была уравнена с другими конфессиями. В 30-е годы в период репрессий подверглись гонениям священнослужители всех конфессий. В 60-е закрывались и храмы, и мечети [5].

В постсоветское время разрушенные православные храмы и монастыри предаются РПЦ и восстанавливаются.

Настоящая Конституция России не содержит в себе правовых норм, которые бы очень жестко определяли контроль государства над религиозными организациями. Но с 1993 г. в России устанавливается принцип светского государства. Статья 14 Конституции Российской Федерации гласит: «Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства» [6]. Кроме конституционных норм правовое положение религии в нашей стране регулирует Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ (ред. от 30.11.2010) «О свободе совести и о религиозных объединениях» (принят 19.09.1997) [7]. Принятие этого федерального закона о религиозных организациях сопровождалось бурной полемикой не только в церковных кругах, но и в самих органах государственной власти.

В Конституции Российской Федерации заложены основы деятельности общественных религиозных организаций, гражданам гарантирована свобода совести и вероисповедания. По законам Российской Федерации религиозные организации имеют статус юридического лица, следовательно, могут иметь молитвенные дома, храмы, учебные заведения, а также иное движимое и недвижимое имущество, которое необходимо для ведения религиозной деятельности.

В современном мире российская православная церковь пытается быть культурным центром современного социума, а не частью правовой системы государства. Но необходимо отметить, что и сейчас религиозные нормы продолжают соприкасаться с российским законодательством. Например, праздник Крещение Господне по православному канону отмечается в Российской Федерации как государственный праздник.

Итак, необходимо отметить, что религиозные и правовые нормы регулируют не любые, а наиболее типичные, массовые социальные отношения. Социальная норма — это чаще всего правило, стереотип, основанные как на внутренних побуждениях индивида и группы, так и на внешних детерминантах. Кризисное состояние нашего общества требует последовательного соблюдения и знания особенностей всех социальных норм, но особенно таких, как религиозные, то есть нравственные и правовые. Ведь отступление именно от них или их некорректное толкование, приводит, в конечном счете, к возникновению проблем в социальной коммуникации в современном обществе.

1. Кукса Л.П. Проблемы современного мировоззрения: системный анализ и прогноз [Электронный ресурс] // Уровень жизни населения регионов России. — 2017. — № 3 (205). — URL: https://cyberleninka.rU/article/n/problemy-sovremennogo-mirovozzreniya-sistemnyy-analiz-i-prognoz (дата обращения: 29.03.2019).

2. Урсул А.Д., Урсул Т.А. Глобальное мировоззрение и глобальные исследования // Социо-динамика. — 2012. — № 1. — С.137-173.

3. Кравченко А.И. Основы социологии и политологии: Учеб. пособие. — М.: Просвещение, 2000. — 387 с.

4. История и культурология: Учеб. пособие для студентов вузов. 2-е изд. / Н.В. Шишова, Т.В. Акулич, М.И. Бойко, А.М. Власова, О.В. Дружба, А.Ю. Новиков, В.А. Рамих, В.А. Ушкалов. -М.: Логос, 2000. — 456 с.

5. Ильин И.А. О государственной форме // Советское государство и право. — 1991. — № 11. -С.131-143.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector