0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Библиотека Гумер — Педагогика

Содержание

Какие религии существуют и каковы их психологические особенности?

В настоящее время к основным известным религиям относятся: христианство, ислам, буддизм, иудаизм, индуизм, сикхизм, конфуцианство, даосизм, джайнизм, синтоизм.

1. Христианство (от греч. christos — «помазанник», «Мессия»). Одна из мировых религий, имеющая три основные ветви: православие, католицизм и протестантство. Общим признаком, объединяющим всех ее представителей, является вера в триединого Бога, а Иисус Христос при этом выступает как богочеловек, спаситель мира. Главным источником христианского вероучения является Священное писание — Библия, особенно ее вторая часть — Новый завет.

Одна из главных черт христианства — любовь к человеку, милосердие к страждущим. Антиподом любви, согласно Евангелию, является

ложное самоутверждение, гордыня, эгоизм — личный, национальный, религиозный, сосредоточенность только на своем как на единственной ценности. Поэтому к двум главным заповедям Ветхого завета о любви к Богу и к ближнему Христос присоединяет «новую заповедь» — о полной самоотдаче.

Христианство провозглашает равенство всех людей как грешников, порождает у них надежду получить свободу простым и понятным способом — через познание божественной истины, которую принес на землю Христос, чтобы навсегда искупить все человеческие грехи и пороки. Христианская апологетика утверждает, что в отличие от всех остальных религий мира христианство не создано людьми, а дано человечеству Богом в готовом и законченном виде,

2. Ислам. Одна из мировых религий, возникла в начале VII в. н.э. на Аравийском полуострове. Бог ислама (Аллах) — бог воздаяния за дела, Бог-судья. Главное в мусульманстве — учение о божественном предопределении, фатализм. Внушая своим последователям идею бессилия человека перед Аллахом, ислам призывает их к смирению и покорности не только Всевышнему, но и его посланникам на земле. Поэтому ислам оказался идеальной религиозно-политической основой для централизованного государства и ведения военных действий против его противников. Ислам предписывает быть справедливым, воздавать за добро добром, за зло — злом, быть щедрым, помогать бедным и т.д.

3. Буддизм. Религия, возникшая в V-VI вв. до н. э, в Индии. Высшей целью буддизма является достижение нирваны, т.е. состояния вечного покоя и блаженства, путем отказа от желаний, избавления от страданий, нравственного совершенствования. Никто и ничто не может спасти человека, он должен сделать это сам. Будда не спасает людей, он только указывает правильный путь к нему. Для достижения состояния освобождения в буддизме существует ряд специальных методов — медитация, перевоплощение и др. Немалое место в буддизме занимает и учение о любви и милосердии по отношению ко всем живым существам.

4. Иудаизм. Одна из древнейших национальных религий, возникшая в I тысячелетии до н. э. среди еврейских племен Палестины, государственная религия Израиля. Характерные особенности иудаизма: вера в единого Бога Яхве и мессию (спасителя), догмат о богоизбранности евреев. Иудаизм сохранял относительную однородность гораздо дольше, чем христианство. Отвержение Христа и ожидание вместо него другого, именуемого в христианской традиции Антихристом, стало в прошлом духовной причиной государственной и национальной катастрофы иудеев и распыления их по всему свету.

5. Индуизм. Религия, сформировавшаяся в I в. н. э. в Индии. Индуизм не похож на религии, привычные западному человеку, — христианство, иудаизм или ислам — прежде всего тем, что в отличие от них не представляет собой целостного учения. Он не был создан каким-либо основателем или пророком, а сложился в ходе длительного исторического синтеза религиозных верований. Индуизм не имеет единого авторитетного Священного писания, системы догматов или конфессиональной организации и священства., а потому и единого авторитета в религиозных вопросах. Все это породило и определенный психологический склад индуистов. В нем причудливо переплетались различные качества: приверженность к определенным убеждениям с беспринципностью поведения; стремление достичь определенного социального положения с завистью (или ненавистью) к тем, у кого оно выше, и т.д.

6. Сикхизм. Индийская религия, складывавшаяся в рамках индуизма путем синтеза ряда индуистских и мусульманских черт. Она представляет собой попытку преодолеть противостояние индуистской и исламской традиций, подняться над их разногласиями.

7. Конфуцианство. Этико-политическое учение, основанное древнекитайским мыслителем Конфуцием, Основой конфуцианства являются: учение о сыновней почтительности, в соответствии с которым почтительный сын должен всю жизнь преданно заботиться о родителях, прислуживать и угождать им, быть готовым на все во имя их здоровья и блага, чтить их при любых обстоятельствах, учение о воспитании высокоморального (благородного) человека, которому должны быть присущи честность и искренность, прямодушие и бесстрашие, скромность, справедливость, сдержанность, достоинство, бескорыстие, любовь к людям.

8. Даосизм. Одна из китайский религий, возникшая во II-III вв. н.э. Формировала у верующих естественность, простоту религиозных представлений и верований, ориентировала не на враждебность к окружающему миру и людям, а на общительность, дружелюбие, сострадание и помощь.

9. Джайнизм. Религия, принявшая общую для индийских вероучений концепцию кармы и конечного освобождения — нирваны. Не признавая существования Бога-творца, она считает душу человека вечной субстанцией, а мир — изначальным. Преодолевая полученную как результат прежних жизней телесную оболочку, душа может, совершенствуясь, достичь всеведения, всесилия и вечного блаженства.

10. Синтоизм (от япон. синто — букв, «путь богов»). Сугубо японская религия. В основе ее лежит культ божеств природы и предков. Высшим божеством является Аматэрасу, а ее потомком — Дзимму.

11. Зороастризм. Древнеиранская религия, создание которой приписывается мифическому пророку Заратустре (Зороастру). Сформировалась к VII в, до н.э. Главное место в зороастризме занимает учение о постоянной борьбе в мире двух противоположных начал: добра, олицетворяемого светлым божеством Ахурамаздой, и зла, олицетворяемого темным божеством Ариманом. Оказал большое влияние на иудаизм и христианство.

Классификация религий

Все статьи сайтаРелигиоведениеКлассификация религий

По научным данным, возникновение религии связывается с возникновением ранней родовой общины, примерно 40 тыс. лет назад. За прошедшее время религия существенно изменилась, приобрела самые различные формы. Сегодня мы видим разнообразие религий, которые исповедуют разные люди и народы. Собственно, словом «религия» обозначается как соответствующая сфера жизни и сознания людей, которая имеет общие черты у любых народов, так и отдельные системы религиозных представлений и богослужений, отдельные вероисповедания. Для обозначения последних как синоним слова «религия» используется также термин «конфессия» (от лат. confessionalis — вероисповедательный) или «культ» (впрочем, последнее чаще означает лишь соответствующую сторону религиозной жизни).

С этой точки зрения нет и, возможно, не может быть некой единой религии, единого культа. Разнообразие жизни людей и народов в политической, экономической, культурной, бытовой и других сферах также касается, безусловно, духовности и религиозности. Это не противоречит тезису о единстве Бога — он действительно единственный, но, будучи трансцендентным и необъятным, он может осознаваться и представляться совершенно по-разному (в частности как более или менее правильно, так и совсем неправильно). Слова Христа своим ученикам о том, что «в доме Отца моего обителей много» (Иоанн. 14, 2), объясняются именно как допустимость различных путей, которыми могут идти разные люди и народы к Богу. Этим отмечается необходимость терпимости по отношению к другим конфессиям, хотя и совсем не исключена обязанность верующего человека доказывать свою уверенность в истине именно своей веры.Ученые создали несколько классификаций религий, в которых в той или иной степени учитываются как историческое развитие, так и содержание вероисповеданий.

Собрать исчерпывающую информацию обо всех религиях мира, которых ныне зафиксировано около 5 тыс., еще не удавалось никому, соответственно еще не было создано оптимальной и всеобъемлющей системы классификации религий. Религии разделяют на группы, беря за основу этнические признаки, время возникновения, уровень организации, государственный статус.

Одним из первый религии типологизировал Гегель, разработав всеобъемлющую, но слишком абстрактную схему создал Гегель.

Классификация религий по Гегелю:

  • естественные религии (включая непосредственно религию, религию меры, фантазии, добра и света, страдания, загадки);
  • религия духовной индивидуальности (возвышенного, красоты и ума);
  • абсолютную религию, которую он сам конструировал.

Три стадии истории религий по О. Конту:

  • фетишизм;
  • политеизм;
  • монотеизм.

Классификация религий по Дж. Леббоку:

  • атеизм;
  • фетишизм;
  • тотемизм;
  • шаманизм;
  • поклонение идолам;
  • поклонение богам как сверхъестественным создателям;
  • поклонения богам как благотворительным существам.

Рассмотренные выше принципы классификаций религий и множество других классификаций имеют определенный смысл и отражают подлинные черты исторического развития религий. Но этот процесс настолько сложен, что, вероятно, никогда не удастся создать всеобъемлющую и единственно правильную классификацию.

Поэтому остановимся на некоторых понятиях, которые, может и не претендуют на всеохватность содержания, но отражают некоторые важные внешние признаки различных вероисповеданий. Поскольку религии генетически были так или иначе связаны с этническими сообществами, целесообразно было бы их различать в связи с их этническим содержанием, или контекстом.

Классификация религий по этническому содержанию:

  • племенные культы;
  • национально-государственные религии;
  • мировые религии.

Племенные культы (или первобытные формы религии), по мнению многих ученых, предшествовали всем другим. Они до сих пор сохранились в традиционных верованиях народов и племен Африки, Азии, Америки. Как правило, считается, что эти религии еще не имеют Святого Писания, а также какого-то обобщенного (догматического) представления о Боге. Объектом поклонения является природа и ее явления, животные, материальные предметы. Преобладают культы предков и анимистические верования (т. е. вера в существование душ и духов), поэтому их называют еще анимистическими религиями. Впрочем, нужно заметить, что исследование племенных религий осложняется недоверчивым отношением их представителей к чужакам. В значительной степени племенная религиозность остается малоисследованной отраслью религиоведения.

Национально-государственные религии появляются с формированием народностей и классового общества и играют важнейшую роль при создании государственной организации. Они отличаются национальной ограниченностью, хотя в процессе исторического развития связь национальной религии с одной нацией и одним государством может быть потеряна. По уровню своего развития эти религии очень разные, но в целом преобладают антропоморфные, то есть такие, что представляют Бога похожим по виду на человека. Национально-государственные религии существовали в Древнем Египте, Месопотамии, Греции, Риме, Персии и других странах. Среди современных религий это, например, иудаизм, конфуцианство, синтоизм, индуизм.

Читать еще:  Врачи думали, что Миша под наркотиками, а он умирал от инсульта

Мировые религии появляются позже, они возникают на почве национально-государственных, отличаясь от них космополитизмом, то есть не связываются с отдельной нацией, и прозелитизмом (греч. Προοήλυτος, — новообращенный), то есть стремлением завербовать больше сторонников, — потому, как правило, ведут активную миссионерскую деятельность. Они характеризуются также достаточно развитой догматикой, культом. К мировым религиям принадлежат буддизм, христианство и ислам.

Классификация религий в зависимости от количества богов:

  • политеистические;
  • монотеистические;
  • генотеизм.

Религии также классифицируются в зависимости от того, сколько богов являются объектами поклонения. Политеистические религии исповедуют многобожие, то есть чествуют сразу несколько богов, имеют их пантеон (греч. Πάυθειου — храм всем богам). Монотеистические религии исповедуют единобожие. Существуют различные теории по поводу того, какой была первичная форма религии, но в дальнейшем историческом развитии политеизм предшествовал монотеизму. Переходной формой между ними является генотеизм, который признает существование многих богов, но среди них уважает только одного — защитника своего народа.

Различные формы религиозных представлений имеют общее название теизм (от греч. Θεός, — Бог). Теизму противостоит атеизм, то есть отрицание существования Бога. Атеистические взгляды существовали, вероятно, с давних времен. Но как массовое явление атеизм связан с процессом секуляризации (от лат. saecularis — мирской, светский), то есть высвобождения общественной жизни от влияния религии и церкви, и распространением рационалистического мировоззрения, начиная с эпохи Просвещения. Законченный вид атеизм приобрел в марксизме. Иногда атеизм рассматривают как некую форму религии. Действительно, он приближается к религии в своих попытках направить в определенном направлении веру человека, освоить эту веру — поскольку человек не может жить без веры, — и заменить религию в человеческой душе. Но на самом деле он является не религией, а лишь ее суррогатом, поскольку отвергает Бога, не имеет представления о ней и, наверное, не имеет и религиозного опыта.

Промежуточное место между теизмом и атеизмом занимают религиозно-философские учения деизма и пантеизма. Деизм (от лат. Deus — Бог) признает Бога первопричиной мира, но отрицает его дальнейшее вмешательство в явления природы и общественной жизни, то есть Бог как бы почил, создав мир. Пантеизм (греч. Παυ — все, θεός, — Бог) так или иначе отождествляет Бога с природой. Признавая Богом саму природу, пантеизм фактически растворяет Бога в природе и теряет некоторое представление именно о Боге. Исторически деизм и пантеизм были формами перехода от господства религиозного сознания к атеистическим идеологиям, хотя в духовном развитии отдельного человека этот процесс может происходить и в обратном направлении.

Классификация религий по уровню развития:

  • ранние верования — верования первобытной эпохи (анимизм, магия, тотемизм, культ предков);
  • политеистические религии — национальные религии (за исключением иудаизма и сикхизма);
  • монотеистические религии — христианство, ислам, буддизм (мировые религии), иудаизм и сикхизм (национальные религии);
  • синкретические религии — образовались в результате сращивания или слияния разных этнических и мировых религий: афрохристианские религии (церковь херувимов и серафимов и др.), исламо-христианские секты (абавиты, исмаилиты ответвленные), суддо-китайские секты (дзен-буддизм, хао-хао), иудео-христианские религии (мормоны);
  • новые религиозные течения, движения (нетрадиционные формы религий): церковь Муна (мунизм), церковь Антихриста, церковь Сатаны, церковь Сознания Кришны, йогизм, синтоизм с культом дзюдо и карате.

Религию можно рассматривать как систему, которая состоит из конкретных религий, религиозных течений, направлений, сект, которые занимают в ней определенные места.

При классификации религий руководствуются такими критериями:

1. Статистический (по количеству верующих и их проценту к численности населения).

2. Время возникновения:

  • религия, история развития которых исчисляется многими столетиями, — буддизм, христианство, ислам и др.;
  • «новые религиозные течений», которые возникали на протяжении новейшей истории или возникают в данный момент, — нетрадиционные религии (кришнаизм, бахаизм и др.);

3. Уровень организации:

  • жестко централизованные (христианство, буддизм);
  • нежестко централизованные (ислам);
  • самоупорядоченные (индуизм, даосизм, синтоизм);
  • децентрализованные.

4. Государственный статус:

  • государственные религии (ислам в странах Западной Азии, лютеранство — Северной Европы);
  • религии, статус которых не закреплен соответствующими государственными документами (конфуцианство и даосизм в Китае, Индуизм в Индии);
  • религии национальных меньшинств (иудаизм за границами Израиля, сикхизм, зороастризм).

5. Правовой статус:

  • религии, поддерживаемые государством (христианство, индуизм, ислам, синтоизм);
  • религии, которые государство не поддерживает и даже преследует (свидетели Иеговы, бахаизм в Иране);
  • религии, отношение к которым со стороны государства нейтральное (джайнизм в Индии).

6. Формы распространения:

  • континуальные (непрерывные, сплошные): ислам, христианство, буддизм;
  • дискретные (раздельные, прерывные): иудаизм, бахаизм, кришнаизм.

7. Этносоциальные критерии:

  • автохтонные (этнические) религии, которые стали частью этнического самосознания, этнической культуры (иудаизм, сикхизм, синтоизм, даосизм);
  • унифицированные, надэтнические религии (христианство, ислам, буддизм, новые религиозные движения).

Довольно распространена схема классификации, охватывающая все существующие религии, выделяя:

1. Ранние формы религии (родоплеменные): тотемизм, фетишизм, магия, анимизм, аниматизм, анимализм, шаманство, культ природы, культ предков, политеизм.

2. Национальные религии:

  • ранние национальные религии: религия Древнего Египта, религия народов Междуречья, религия Древней Индии (ведическая, брахманизм), древнегреческая религия, религия Древнего Рима, религия доколумбовой Америки и др;
  • поздние национальные религии: иудаизм, индуизм, джайнизм, сикхизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм, зороастризм.

3. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам.

4. Нетрадиционные религии, новые религиозные движения:

  • неохристианство (охватывает религиозные образования, которые пытаются приспособить традиционное христианство к особенностям времени): Богородская церковь, Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны), Новоапостольская церковь, Церковь Христа;
  • религии ориенталистского направления (ориентированные на культуру, духовность, религии народов Востока): Общество Сознания Кришны, последователи Саи Бабы, центры Шри Чинмоя, Ошоцентр, Всемирная чистая религия;
  • синтетические религии (объединяют в себе несколько религиозных систем): Большое Белое Братство, Церковь Единения, Всемирная вера Бахаи;
  • эзотерические объединения (основываются на вере в существование сверхъестественного мира): теософия, братство Грааля;
  • неоязычество: Родная вера, РУНвера, Собор Родной Веры;
  • сайентологические движения (ориентированные на объединение науки и практики психоанализа): дианетика, наука разума, христианская наука.
  • сатанизм.

Использованная литература:

1. Релігієзнавство: підручник для студентів вищих навчальних закладів / [Г. Є. Аляєв, О. В. Горбань, В. М. Мєшков та ін.; за заг. ред. проф. Г. Є. Аляєва]. — Полтава: ТОВ «АСМІ», 2012. — 228 с.

2. Лубський В. І. Історія релігій: підруч. [для студ. вищ. навч. закл.] / В. І. Лубський, М. В. Лубська — [2-ге вид.]. — К.: Центр учбової літератури, 2009. — 776 с.

Религиозные верования стран Востока представлены учениями, сформировавшимися в разное время. Самая многочисленная религия арабских стран – ислам.

В Индии и Китае популярны синтоизм, сикхизм, езидизм. За пределами этих стран они не слишком распространены.

Учения ислама, буддизма и индуизма имеют последователей по всему миру.

Ислам

Ислам – самая молодая из мировых религий. Число мусульман в мире составляет 1,8 млрд человек.

В 28 странах мусульманство не отделено от государства, и это проявляется во всём:

  • выходные дни в пятницу и субботу;
  • на время намаза закрывают все заведения;
  • во время поста днём не работают кафе и рестораны;
  • женщины носят закрытую одежду.

Большинство мусульман проживает в Индонезии – 202 млн человек. Ислам пришел в эту страну мирным путем вместе арабскими торговцами.

Количество мусульман в странах мира

Вероучение предписывает последователям выполнять пять обязанностей:

  1. Признавать одного бога Аллаха.
  2. Совершать намаз, обязательную молитву, 5 раз в день.
  3. Соблюдать 30-дневный пост ураза.
  4. Выплачивать обязательную милостыню закят в размере 1/40 от годового дохода мусульманина.
  5. Совершить хадж – паломничество в Мекку и Медину.

Иудаизм

Иудаизм – национальная религия евреев. Численность иудеев в мире – 14,3 млн. Почти половина из них проживает в Израиле (узнайте о жизни в Израиле из статьи на нашем сайте).

В основе вероучения лежит избранность Богом еврейского народа для особой задачи. Иудеи не признают Новый завет и не считают Иисуса сыном Господа.

Основная книга иудаизма – Тора или Пятикнижие, которую Моша (Моисей) получил от Бога.

В Торе собраны 613 заповедей, которые должен соблюдать каждый иудей. Из них 365 запретительные и 248 предписательные.

Одна из главных иудейских заповедей – почитание субботы. По примеру Бога иудеи работают 6 дней, а на 7 отдыхают. Существует 949 раввинских предписаний того, что нельзя делать в шабат.

Рейтинг стран по наличию иудеев

Буддизм

Буддизм – одна из ведущих религий стран Юго-Восточной Азии. Он отличается отсутствием божества, которому поклоняются.

Основатель учения – принц Гаутама, который, по преданию, жил счастливой жизнь, пока однажды не вышел из дворца. Там он столкнулся с болезнями и нищетой, что очень потрясло его. Принц стал отшельником, пытаясь в уединении найти смысл жизни.

В 35 лет Гаутама достиг нирваны и стал Буддой – просветленным. С тех пор он проповедовал учение, которое сводилось к тому, что жизнь – страдание.

Чтобы спастись от них, нужно избавиться от желаний и стремиться к просветлению.

Со временем буддизм распространился по всей Индии и за её пределы.

Сейчас основное число буддистов живет в странах Юго-Восточной, Восточной и Южной Азии. Численность последователей – 450-500 млн человек.

Процент буддистов от общего количества населения стран

Индуизм

Индуизм – одна из древнейших в мире религий. Число последователей индуизма – 1 млрд человек. Основное количество индуистов проживает в Индии и Непале. В индуизме сотни больших и малых божеств.

Самые популярные – бог-творец Брахма, Шива и Вишну с двумя его проявлениями Кришна и Рама.

Индуизм – это не просто религия, а образ жизни. В учении предписано множество обрядов и традиций, регулирующих всю жизнь своих последователей.

Одна из особенностей – кастовая система общества. С рождения каждый человек относится к одной из четырех каст: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры.

Нельзя перейти из одной касты в другую, а браки между представителями разных каст запрещены.

Количество населения, исповедующих индуизм

Позже в индуизме возникли радикальные течения вроде А́рья-сама́дж, призывающие очистить индуизм от влияния других религий.

Зародившиеся в Индии религиозные идеи вегетарианство и йога распространились по всему миру.

Советуем посмотреть видео: как живут простые люди в Индии.

Сикхизм

Сикхизм возник в XV веке в провинции Пенджаб в Индии. В сикхизме слились элементы ислама, в частности суфизма и индуизма Основателем религии является первый гуру сикхов Нанак.

Священное писание сикхов «Ади Грантх» (Изначальная книга) создали первые пять гуру.

Сикхизм проповедует, что все равны перед Богом, и женщины и мужчины.

У сикхов есть свод правил, предписывающий нормы поведения для мужчин и женщин: не воровать, честно зарабатывать, не употреблять алкоголь и др.

Сикхи обязаны сохранять при себе пять предметов

Читать еще:  Религиозные течения в исламе. Религиозные течения в исламе Война против неверных 6 букв

Численность сикхов в Индии – 24 млн. Все они проживают в Пенджабе.

Джайнизм

Джайнизм – это древняя религия, распространенная в Индии. Основоположником считается кшатрий Джина Махавира Вардхамана.

В основе учения лежит принцип ненасилия и не причинения вреда любому живому существу.

Существует пять основных этических принципов

Джайнизм пропагандирует постоянное самосовершенствование души для достижения нирваны. Поэтому джайны исповедуют аскетический образ жизни, отказ от земных желаний.

Джайнизм отрицает кастовую систему. Община открыта для мужчин и женщин всех каст. Несмотря на небольшое количество последователей – 5,7 млн человек, – в некоторых областях джайны имеют большое влияние.

Даосизм

Даосизм – учение с элементами религии и философии дао о пути достижения гармонии. Возник он во II веке н.э. Основоположником считается китайский философ Лао-Цзы.

Даосизм практикует Невмешательство. Настоящий даос со стороны наблюдает за происходящим и не пытается изменить мир.

Если человек познает Дао, будет следовать ему, то он достигнет бессмертия

Даосские практики тесно связаны с шаманскими обрядами. Наставники изгоняют злых духов, проводят очистительные ритуалы, гадают и делают талисманы от демонов.

Сегодня даосизм широко распространен только на территории Китая. Численность его последователей – 9 млн. человек.

Конфуцианство

Конфуцианство возникло в Китае на основе учения, разработанного Конфуцием. Согласно ему у каждого человека в мире есть своё место.

Конфуций долгое время занимался изучением прошлого своей страны и пришел к выводу, что для гармонии в государстве необходимо следовать традициям предков. Он разработал целую систему управления.

Центральные понятия для конфуцианства

При жизни идеи Конфуция не были поняты. Уже после его смерти во времена династии Хань конфуцианские ценности признали, а конфуцианство стало основной идеологией страны на 2 тысячи лет.

После прихода к власти коммунистов конфуцианство запретили. Жителям Китая навязали атеизм. Но потом учение стало возрождаться.

Сегодня конфуцианство распространено на всей территории Китая. Есть последователи в Корее и Японии. Общее количество приверженцев религии – 6,5 млн человек.

Синтоизм

Синтоизм – национальная религия Японии. Она возникла из древних верований, поклонения духам предков, тотемизма и магических ритуалов.

Синтоизм основан на поклонении различным божествам и духам мертвых. По этому учению у всего на Земле есть душа: от камня до человека. Поэтому в синтоизме важно гармоничное сосуществование природы и человека.

  • династийный: есть божества, обращаться к которым может только император и его семья:
  • тэнноизм: обязательный для всех японцев культ поклонения императору;
  • храмовый: поклонение общим и местным божествам;
  • домашний: поклонение божествам рода и духам предков.

Синтоизм исповедуют в основном в Японии. Небольшое количество последователей есть за её пределами.

Зороастризм

Зороастризм – очень древняя религия, основанная на учениях Заратустры. Религия зародилась в Иране и постепенно распространилась на Индию и некоторые страны Юго-Восточной Азии. Зороастризм признает одного Бога, творца всего мира.

Зороастрийцев называют огнепоклонниками из-за обрядов во время молитвы. В храмах есть специальные алтари, где поддерживается священный огонь.

Особое внимание в учении уделяется нравственности человека. Заповеди требуют быть сострадательным, уважать родителей, помогать ближнему, заботиться о земле.

Численность зорастрийцев – 180 тысяч человек.

Подробней о сути религии зороастризм узнайте из видео.

Езидизм

Езидизм – вероисповедание курдов, проживающих в Ираке. Он возник в XI—XII веках на основе 4 религий: христианства, ислама, иудаизма и зороастризма. Основоположник и пророк – Шех Шариф Ади ибн Мусафир.

Езиды признают одного Бога и его семерых ангелов. Езиды – очень закрытая община.

Долгое время тексты учения передавались устно, позже появились две священные книги: Джилва (Книга откровений) и Масхафе Раш (Чёрная книга). Езидизм нельзя принять. Езидом можно только родиться.

Характеристика основных национальных религий

Индуизм – это сфера религиозно-мифологических взглядов. Сам термин «индуизм» сформировался на основании слова «хинду», персидского происхождения. Индуизм многогранен, по мнению некоторых ученых, он выступает в качестве сочетания родственных друг другу религий, например, таких как шиваизм и вишнуизм и пр.

Смысл индуизма заключен в:

  • почитании Вед;
  • вере в Бога;
  • понимании человека в качестве спиритуального духа сущности;
  • развитой ритуальной культуре.

Наиболее универсальное понятие индуизма – «дхарма».

Иудаизм – первая в мире монотеистическая религия, первая из немногочисленных религий Древнего мира, которая дошла до наших дней с минимальными корректировками.

В истории формирования иудаизма принято выделять три ступени:

  • Древний период – процесс становления монотеизма, связанный с культом Яхве. Он начался с образования Израильского царства в XV-XIV веках до н.э.
  • Палестинский период – захватывает эпоху независимого существования иудейско-израильского государства. В этот же период формируется иудаистская религиозная традиция. Её носителями считали служителей иудаистского храма, многочисленных пророков, предсказателей и гадателей. Значительное событие иудаизма – религиозная реформа царя Иоссии, когда из Иерусалимского храма были удалены предметы всех богов, кроме Яхве, а также были упразднены места поклонения языческим богам, строго регламентировав правовую и обрядовую стороны жизни евреев. Завершился данный этап актом вавилонской агрессии, направленной на Иудейское царство, завоеванием Иерусалима и разрушением в 586 г. до н.э. храма и взятием в плен множества евреев. Именно на данной стадии возникли синагоги – молитвенные дома и вместе с тем очаги этнической культуры и самоуправления.
  • После-пленный период, или эпоха «второго храма» — он начинается возвращением иудеев из вавилонского плена в 538 году до н.э. и восстановлением Иерусалимского храма. В новом еврейском государстве было канонизировано Пятикнижие (Тора), что закрепило основы вероучения.

Готовые работы на аналогичную тему

Основой иудаистского вероучения выступают идеи монотеизма, богоизбранности еврейского народа и мессианства. Идея монотеизма – главный догмат иудаизма. Она воплощена в культе Яхве. Само имя Бога нельзя произносить. В соответствии с преданиями Ветхого Завета, оно открылось Моисею в богоявлении при горе Хорив, а позже на горе Синай. Важный праздник в иудаизме – Песах, или Пасха. В первую очередь, Пасха — это праздник освобождения, памяти об окончании рабства евреев в Египете. Также большое значение для верующих имеет Йом Кипр – праздник Судного дня, когда каждый человек получает приговор от Яхве, соответствующий его «заслугам». В день праздника читают специальные покаянные молитвы.

Даосизм начал формироваться в Китае в начале эпохи Хань (II в. до н.э.), его развитие и укрепление протекало параллельно распространению конфуцианства. Даосизм и конфуцианство являются двумя взаимосвязанными религиозно-философскими направлениями духовной жизни китайского общества. Духовно-религиозные корни даосизма углубляются в представления о первобытной магии древних китайцев, о единстве человека и мира, а также гармонии Вселенной, где уравновешены противоположности инь и янь.

Конфуцианство – учение, которое было создано несколькими древними мыслителями. Среди них главенствующее положение отведено Кун-цзы, или Конфуция, в европейском происхождении. Личность этого философа подтверждена исторически. Он родился и умер в царстве Лу (551 г. до н.э. — 479 г. до н.э.). О нем до наших дней дошло мало достоверной информации. Конфуцианство охватывает представления о человеке, обществе и государстве и их взаимоотношения. Значительная роль в нем отведена культу предков.

Синтоизм – это национальная религия японского народа. Археологические раскопки на территории островов Кюсю и Скоку свидетельствовали о том, что уже в 1-3 вв. н.э. в Японии бытовали предметы культа и обрядов, характерные для синто. В начале 4 века, когда формировалось единое японское государство Ямато, синтоизм превращается в государственную религию. Она корнями уходит в поклонение местным родовым и племенным божествам, к культу природы, колдовским обрядам первобытного населения островов. Определенное воздействие на формирование синтоизма оказывали верования древних китайцев, которые мигрировали в Японию в начале 1 в. н.э.

Сведения о синтоизме встречаются уже в памятниках японской письменности – «Кодзики» и «Нихонги». «Кодзики» считается священной книгой синтоизма, хотя это нельзя сравнить с Библией в христианстве или Кораном в исламе. Кодзики – родная для каждого японца книга. К ней восходит все, составляющее исконное, освобожденное от любой примеси, содержание японского национального духа. Кодзики – это ключ к пониманию самой Японии и самих японцев. Вероучение синтоизма направлено на укрепление национального единства народа. Предание гласит, что ками породили не вообще человека, а именно японца. В связи с этим, с детства в сознании японца укрепляется представление о том, что он относится к синто.

Религии. Синтоизм, зороастризм, китайская религия, даосизм, джайнизм, сикхизм Религиями являются конфуцианство даосизм зороастризм

РАЗДЕЛ 2 . РЕЛИГИЯ КАК ОБЩЕСТВЕННО-КУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ

Исчерпывающей информации о количестве религий в мире (около 5 тыс.), как и оптимальной их классификации, не существует. В первую очередь это связано с тем, что в религиоведении отсутствует четкая система критериев разделения религий на определенные группы и типы. История религиоведения знает много разных типологических схем периодизации истории религии. В основном при делении религий на группы и классы применяют этнические признаки, время возникновения, уровень организации, государственный статус. Такая модель классификации основывается на общих принципах.

По уровню развития религии разделяют на такие виды:

а) ранние формы религии первобытнообщинного строя (анимизм, фетишизм, тотемизм, магия, культ предков, шаманизм);

б) политеистические — этнические (за исключением иудаизма и сикхизма);

в) монотеистические — христианство и ислам (мировые религии), иудаизм и сикхизм (национальные религии);

г) синкретические — те, что образовались в результате сращивания или слияния различных этнических и мировых религий: афро-христианские религии (церковь херувимов и серафимов) и исламо-христианские секты (алавиты, исмаилиты), суфо-китайские секты (цзэн-буддизм), иудео-христианские религии (мормоны);

д) новые религиозные течения и движения (НРТ): церковь унификации Муна, сознания Кришны (Харе Кришна), церковь сайентологии, неоязычестве и т.д.

Основные критерии, используемые для классификации религий, такие:

1. Статистические (по количеству верующих).

2. Время возникновения:

религии, которые имеют многолетнюю историю (буддизм, христианство, ислам);

религии, которые возникли на протяжении новейшей истории (современные религиозные течения).

3. Уровень организации: жестко централизованные (католицизм, Свидетели Иеговы); нежорстко централизованные (ислам); самовпорядковані (индуизм, даосизм, синтоизм); децентрализованные.

4. Государственный статус:

государственные религии (ислам в ряде арабских стран, иудаизм в Израиле, англиканство в Великобритании);

религии большинства населения, статус которых не закреплен соответствующими государственными документами (конфуцианство и даосизм в Китае, индуизм в Индии);

религии национальных меньшинств (иудаизм за пределами Израиля, сикхизм, джайнизм, зороастризм).

5. Правовой статус:

религии, которые поддерживает государство (индуизм, синтоизм, христианство, ислам);

религии, которые государство не только не поддерживает, но и преследует (Свидетели Иеговы, Армия спасения, сатанизм);

религии, отношение государства к которым нейтральное (джайнизм в Индии, даосизм в Китае).

6. Формы распространения:

континуальні (буддизм, христианство, ислам); дискретные или локальные (иудаизм, багаїзм, синтоизм, зороастризм); местные (культы народов Севера, Океании, Африки, Латинской Америки), назариняни, осташі, покутники.

7. Этносоциальные критерии:

Читать еще:  Великая суббота и Пасха в храме Всемилостивого Спаса

автохтонные (отдельных народов) религии, что стали частью этнической самостоятельности, этнической культуры (иудаизм, сикхизм, синтоизм, конфуцианство); унифицированные религии, которые не имеют связи с определенными этносами и носят надетнічний характер (буддизм, ислам, христианство, неорелигии);

В истории религиоведения было немало попыток в процессе классификации охватить единой схеме все существующие религии, однако это ни к чему не привело. Оптимальной модели нет и сегодня.

Ниже мы приводим классификацию, которая является обобщенной и наиболее распространенной в современном религиоведении (А.М.Колодний, В.І.Лубський, С.А.Токарєв). Согласно ей, все исторические типы религии делятся на четыре группы.

1. Ранньоісторичні формы религии (первоначальные, родоплеменные: магия, фетишизм, анимизм, тотемизм, культ предков, шаманизм).

2. Этнические религии:

а) народные (религии Древнего Египта, народов Двуречья, Древней Индии (ведизм, брахманизм), религии античного мира, Малой Азии и Восточного Средиземноморья), давньоєвропейські, доколумбовой Америки, религии Австралии и Океании;

б) национальные (индуизм, конфуцианство, даосизм, джайнизм, сикхизм);

в) етнодержавні (иудаизм, синтоизм).

3. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам.

4. Новые религиозные течения и движения (НРТ):

— неохристиянство и течения христианского корни (Церковь Полного Евангелия, Богородичная церковь, Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны), Новоапостольская церковь, Церковь Христа, Церковь нового Иерусалима, харизматические церкви);

— религии ориенталистского направления или восточные религиозные течения (Общество сознания Кришны, Общество трансцендентальной медитации (ТМ), последователи Саи Бабы, центры Шри Чинмоя, Дзен-буддизм, Нитирэн, Вселенская чистая религия (сахаджа йога), Всемирная вера Бахаи, АУМ Синрике;

— синтетические неорелигии (Церковь объединения, Великое Белое Братство);

— эзотерические объединения (теософия, братство Грааля, ассоциация Живая этика (Агни-йога));

— неоязычестве (друидизм, ведизм, арийское движение, тенгрианство, Родная вера, Рунвера, Собор родной веры, Ладовірство, Большой огонь);

— сайентологические (наукологічні) движения — Дианетика, Наука разума, Христианская наука;

— дьявольские культы (сатанизм).

Ключевые понятия: религия, богословие, теология, догматика, вероучение, религиозность, религиозное возрождение, элементы религиозной системы (религиозные представления, религиозные настроения, религиозные действия, религиозные институты), религиозный комплекс, религиозное сознание, религиозный культ, религиозная картина мира, религиозная наука жизни, религиозные нормы, сверхъестественное, Бог, духовность, бытие, дух, миропонимание, фантазия, харизма, идеология, толерантность, ценностно-жизненные ориентации.

Основы религиозных культур: Синтоизм и Зороастризм

Данный пост создан по мотивам статьи Про религиозные учебники, религиозных учителей и прочее и закрывает прореху по школьному предмету «Основы религиозных культур и светской этики.» Родители выбравшие этот предмет были недовольны тем, что в учебных материалах по данному предмету не хватает описаний распространенных религий, но содержит информацию исключительно по русскому христианскому православию.

Пост содержит материалы из книги «Танец с Шивой», автор Садгуру Шивайя Субрамуниясвами. Представляю религии «Синтоизм» и «Зороастризм«.

ОСНОВАН: Примерно 2500-3000 лет назад.
ОСНОВАТЕЛЬ: Каждая из 13 древних школ имеет своего основателя.
ОСНОВНЫЕ ПИСАНИЯ: «Кодзики» («Записи о делах древности»), «Нихонги» («Анналы Японии») и «Манъесю» («Собрание десяти тысяч листьев») являются основными трудами, но они не считаются богооткровенными писаниями.
ПОСЛЕДОВАТЕЛИ: Около 30 млн. чел., в основном в Японии. Большинство из них одновременно является буддистами.

СИНОПСИС
В синтоизме имеется два основных слоя. Один из них — это тринадцать древних сект, очень похожих между собой. Второй слой известен как Государственное Синто, является позднейшим синтезом этих сект и находит свое высшее выражение в поклонении Императору и в лояльности к Государству и семье. Синто, или «Путь духов» (от слов китайского происхождения син — «дух» и то — «путь»), местными японскими словами передается как ками-но-мити. Ками — это множество богов или природных духов.
Синтоистских святилищ очень много — в Японии более 100 тысяч. В святилищах не поклоняются образам: считается, что сами ками присутствуют там. На алтарь ежедневно приносятся свежая еда, вода, благовония и т. д. Синтоизму присуща вера в святость всей вселенной и в то, что человек может быть в гармонии с этой святостью. Особое значение придается правдивости и очищению, посредством которых человек может удалить «пыль», которая скрывает его исконно божественную природу, и благодаря этому получить руководство и благословение от ками. Пылкая любовь синтоистов к родине проявляется в беспрецедентной верности и преданности всего японского народа своим государственным институтам.

ЦЕЛИ СИНТОИЗМА
Главная цель последователей синтоизма — достижение бессмертия среди духов предков, ками. Ками понимается синтоистами как сверхъестественная, святая сила, живущая в мире Духа или связанная с ним.
Все живое обладает природой ками. Человеческая природа — высшая, потому что у человека больше всего природы ками. Спасение — это жизнь в мире Духа вместе с божественными существами, ками.

ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ
Спасение в синтоизме достигается посредством соблюдения табу и избегания лиц и объектов, которые могут загрязнить. Возносятся молитвы и совершаются приношения в храмы богов и богинь, которых, как считается, во вселенной восемь миллионов. У человека нет Всевышнего Бога, которому он должен повиноваться; ему нужно только знать, как иметь дело с ками в их различных проявлениях. Природа ками в человеке бессмертна, и человек, вполне естественно, желает, чтобы о нем потомки вспоминали добрым словом. Поэтому исполнение долга является важнейшим аспектом синто.

ВЕРОВАНИЯ СИНТОИЗМА
1. Я верю в «Путь богов», ками-но-мити, который признает сакральность природы и ведет к откровению сверхъестественного.
2. Я верю в то, что нет единственного Верховного Существа, но есть сонмы богов, высших существ среди всех прочих чудес вселенной, которая жива и повсюду наполнена разумной жизнью.
3. Я верю в авторитетность великих книг «Записи о делах древности», «Анналы Японии» и «Собрание десяти тысяч листьев».
4. Я верю в святость духовной и телесной чистоты и в то, что нечистота есть нарушение религиозных предписаний.
5. Я верю в то, что Государство есть божественный институт и его законы не должны нарушаться и ради него индивидуумы должны жертвовать своими интересами.
6. Я верю в моральную и духовную стойкость как краеугольный камень религиозной этики и в то, что лояльность обладает высшей ценностью.
7. Я верю в то, что сверхъестественное открывает себя через все естественное и прекрасное, и ценю последнее выше философских и богословских доктрин.
8. Я верю в то, что все сущее есть Божественный Дух, в то, что мир есть единое братство, что все люди способны к глубокой близости к Божественному и что в мире не существует никакого зла.
9. Я верю в практическую ценность церемоний и ритуала и поклонения божествам, которые одушевляют природу, в том числе Богине Солнца, Богу Ночи, Луны и Звезд и Богу Бури.

ОСНОВАН: Около 2600 лет назад в Иране.
ОСНОВАТЕЛЬ: Спента Заратуштра, он же Зердушт или Зороастр.
ОСНОВНЫЕ ПИСАНИЯ: Части древнеперсидской священной книги «Зенд-Авеста».
ПОСЛЕДОВАТЕЛИ: 125 тыс. чел., в основном в районе Бомбея, Индия, где их называют парсами (отсюда другое название религии — парсизм).

ШКОЛЫ: На сегодняшний день существуют три школы: шахеншахи, кадми и фассали.

СИНОПСИС
Два принципа образуют основу зороастрийской этики: поддержание жизни и борьба со злом. Чтобы поддерживать жизнь, человек должен возделывать землю, разводить скот, вступать в брак и иметь детей.
Аскетизм и безбрачие порицаются; ценятся чистота и избегание загрязнений (от смерти, демонов и т. д.). Чтобы бороться со злом, надо во все времена противостоять силам зла и тем людям, которые встали на его сторону. Зороастризм монотеистичен, хотя и признает, что вселенная находится во власти двух противоположных сил. Силы добра возглавляет Ахура-Мазда (Мудрый Господь), а силы зла — Ангра-Майныо, или Ариман (Дух Зла). На одной из сторон сражаются сонмы ангелов, а на другой — демонов.
Добро восторжествует в Судный День, когда Мессия и Спаситель по имени Саошьянт явится, чтобы наказать злых, а праведным даровать рай на земле. Главным атрибутом веры является священный огонь, который постоянно поддерживают в каждом благочестивом доме, питая его ароматным сандаловым деревом. Огонь считается единственным символом, которому можно поклоняться, великим очистителем и хранителем, имеющим природу самого Солнца.

ЦЕЛИ ЗОРОАСТРИЗМА
Цель последователей зороастризма — получить в награду место на небесах, где душа будет пребывать вместе с Богом, Ахура-Маздой, разделяя Его благословенное присутствие вечно.

ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ
Жизнь человека, согласно зороастризму, — это нравственная борьба, а не поиск знания или просветления. Человека помещают на землю для того, чтобы он признавал и одобрял мир, а не отрицал его и не бежал от него. Спасение — в подчинении воле Ахура-Мазды, как она открылась Его пророку, Зороас-тру.
У человека есть лишь одна жизнь. Он имеет свободу выбора между добром и злом (воплощенным в Ангра-Майныо, который восстал против Бога). После смерти каждый подвергается суду и отправляется в назначенное ему местопребывание.
Зороастрийцы считают правдивость величайшей добродетелью, за которой следуют добрые мысли, слова и дела. Они очень высоко ценят этику. Хотя в зороастризме существуют догматы о воскрешении мертвых, суде, царствии небесном на земле и наказании зла, считается, что все грехи в конце концов будут сожжены и все человечество будет вечно существовать с Ахура-Маздой. Ад в зороастризме не вечен.

ВЕРОВАНИЯ ЗОРОАСТРИЗМА
1. Я верю в то, что во вселенной существуют два Великих Существа. Одно, Ахура-Мазда, создало человека и все доброе, истинное и прекрасное, а другое, Ангра-Майнью, питает все злое, уродливое и разрушительное.
2. Я верю в то, что человек имеет свободу воли и может выбирать между добром и злом, и в то, что, когда все человечество встанет на сторону Бога Ахура-Мазды, Ангра-Майнью будет побежден.
3. Я верю в то, что душа вечна и после смерти проходит над адом по узкому мосту — добрая душа беспрепятственно проходит в рай, а злая падает в ад.
4. Я верю в то, что спаситель Саошьянт, рожденный девой, придет на землю в конце времен, воскресит мертвых, вознаградит за добро и накажет зло, после чего настанет царство Ахура-Мазды.
5. Я верю в то, что Зороастр (Заратуштра) — главный пророк Бога.
6. Я верю в авторитетность писания «Зенд-Авеста».
7. Я верю в то, что чистота есть первая добродетель, истина — вторая, а милосердие — третья, и в то, что человек должен дисциплинировать себя добрыми мыслями, словами и делами.
8. Я верю в то, что брак выше воздержания, действие выше созерцания, а прощение выше мести.
9. Я верю в Бога как Семь Личностей, Которых зовут: Вечный Свет; Правда и Правосудие; Добро и Любовь; Сила и Дух; Благочестие и Вера; Здоровье и Совершенство; Бессмертие, и в то, что лучше всего поклоняться Ему в образе огня.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector